Сделай Сам Свою Работу на 5

Приложение 2. Методики психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии





6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить канику­лы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.

7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком или покажи мне комнату, кото­рую бы выбрал (выбрала) ты

Папа и мама        
       
Дедушка и бабушка        

8. Еще раз у знакомых. Покажи или обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.

         
         
         

9. Решено преподнести одному человеку подарок

Ты хочешь, чтобы это сделали?

Кому?

А может быть, тебе все равно?

Какой ответ ты выбираешь?

Напиши ниже или обозначь крестиком.

10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно — для тебя, а второе — для другого человека.

Кого бы ты взял с собой?

Напиши ниже или обозначь крестиком.

11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого, Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже.

12. У тебя болят зубы и ты должен идти к

зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб.

Ты пойдешь один?



Или с кем-нибудь?

Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек?

Напиши ниже или обозначь крестиком.

13. Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом?

Напиши ниже или скажи.

14. Ты на прогулке за, городом. Покажи или обозначь крестиком, где находишься ты.

15. Другая прогулка. Покажи или обозначь крестиком, где ты на этот раз.

16. Где ты на этот раз? Покажи или обозначь крестиком.

17. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя.

Нарисуй или обозначь крестиками.

Подпиши или скажи мне, что это за люди

I8. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то один получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши или обозначь крестиком.

19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных.

По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши ниже (или скажи мне).

20. Вот твои товарищи идут на прогулку.

Напиши или обозначь крестиком, где находишься ты.

21. С кем ты любишь играть?

С товарищами твоего возраста

Младше тебя



Старше тебя

Подчеркни или обозначь крестиком один из возмож­ных ответов.

22, Это площадка для игр. Покажи или обозначь крести­ком, где находишься ты. Расскажи, что здесь происходит.

23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Покажи или обозначь крестиком, где бу­дешь ты. Расскажи, что произошло? (Происходило?)

24. Это твои товарищи, они ссорятся из-за правил игры

Покажи или обозначь крестиком, где ты.

25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать:

— Будешь плакать.

— Пожалуешься учителю.

— Ударишь его.

— Сделаешь ему замечание.

— Не скажешь ничего.

Подчеркни один из ответов (или обозначь крестиком).

26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то го говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них.

Покажи или обозначь крестиком, где ты.

27. Ты много помогаешь маме?

Мало?

Редко?

Она довольна тобой?

Обижается на тебя?

Сердится, что ты помогаешь мало?

Подчеркни один из ответов (или обозначь крестиком).

28. Эти люди стоят вокруг стола и один из них что-то объясняет. Покажи или обозначь, где ты.

29. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет.

Покажи или обозначь крестиком, где ты.

30. Во время прогулки все расположились на траве. По­кажи или обозначь крестиком, где находишься ты.

31. Это люди смотрят интересный спектакль. Покажи или обозначь крестиком, где ты.

:"-'-'---^;-^..:', . -

32. Эти люди стоят около таблицы. Один человек что-то показывает, другие люди смотрят. Покажи или обозначь гстиком, где ты.

33. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать?

— Будешь плакать.



— Сам будешь смеяться над ним.

— Будешь обзывать его, бить.

Подчеркни один из ответов (или обозначь крестиком).

34. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что сделаешь?

— Будешь плакать.

— Пожмешь плечами.

— Будешь смеяться над ним.

— Будешь обзывать его, бить.

Подчеркни один из ответов (или обозначь крестиком).

35. Товарищ взял твою ручку без разрешения.

— Что будешь делать?

— Плакать.

— Жаловаться.

— Кричать.

— Начнешь его бить. Подчеркни один из ответов (или обозначь крестиком).

36. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру) Вхва раза подряд проигрываешь. Ты недоволен? Что будешь делать?

— Плакать.

— Продолжать играть дальше.

— Ничего не скажешь.

— Начнешь злиться.

Подчеркни один из ответов (или обозначь крестиком).

37. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь де­лать?

— Ничего не скажешь.

— Надуешься.

— Начнешь плакать.

— Запротестуешь.

— Попробуешь пойти вопреки запрещению. Подчеркни один из ответов (или обозначь крестиком).

38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать?

— Ничего не скажешь.

— Надуешься.

— Начнешь плакать.

— Будешь протестовать.

— Попытаешься пойти, несмотря на запрет. Подчеркни один из ответов (или обозначь крестиком).

39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение? (Напиши ниже).

40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей.

В кинотеатре много свободных мест.

Где ты сядешь?

Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?

41. В кинотеатре много пустых мест.

Твои родственники уже заняли свои места.

Обозначь крестиком, где сядешь ты.

42. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?

Методика «Лесенка»

Методика «Лесенка» используется при изучении само­оценки (Марцинковская, 1997). Содержание методики адап­тировано нами для исследования проблем семьи, воспи­тывающей ребенка с отклонениями в развитии. В результа­те модификации методика может использоваться как в психодиагностической работе с родителями, так и с деть­ми («Лесенка для детей»; «Лесенка для родителей» — см. Приложение 2). Удобство и универсальность подхода зак­лючается в том, что содержание вопросов методики мож­но изменять в зависимости от целей исследования.

«Лесенка для детей» (В.В. Ткачева)

Этот вариант методики можно использовать с целью определения того, как ребенок оценивает свои взаимоот­ношения с близкими в семье и со значимыми лицами. Первый вопрос, на который отвечает ребенок: «С кем тебе чаще приходится общаться?», определяет степень его бли­зости с окружающими людьми. Второй: «Кто лучше к тебе относится? Кто больше тебя ценит?» — характер и каче­ство этих отношений. Ребенок сам устанавливает иерар­хию связей и определяет глубину чувств, которые, по его мнению, испытывают к нему значимые близкие.

В начале беседы у ребенка выясняют состав его семьи, определяют друзей и любимых учителей. Затем перед ре­бенком кладут бланк, на котором изображена первая ле­сенка. Ему объясняют, что на верхней ступеньке лесенки находится он сам. После вводят инструкцию и просят рас­положить на лесенке членов его семьи и близких людей. После ответа на первый вопрос ребенку предъявляют вто­рой бланк. Теперь ему предлагают оценить чувства близких людей к нему. Приложение 2. Методики психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

Бланк методики «Лесенка для детей» (В.В. Ткачева)

Первая инструкция:

Перед тобой лесенка. На ее верхней ступеньке нахо-1шься ты. Расставь на ступеньках лестницы членов твоей семьии близких тебе людей, отвечая на вопрос: С кем тебе чаще приходится общаться?

Вторая инструкция:

Действуя тем же способом, определи, кто лучше к тебе относится, и кто больше тебя ценит?

Методика «Два дома» {И. Вандвик, П. Экблад)

Эта методика используется для изучения общения ребенка с членами своей семьи (Марцинковская, 1997). С ее помощью удается определить особенности взаимоотноше­ний близких людей с ребенком и узнать, как он оценивает эти отношения. В качестве бланка методики может быть использован стандартный вариант (см. следующую стра­ницу), или же предварительно подготовленный рисунок. Вверху альбомного листа помещается многоэтажный дом, нарисованный простым карандашом. Внизу располагают­ся два других дома: один большой и красивый, в виде кот­теджа, выполненный в красном цвете, а другой — помень­ше, обычный, нарисованный простым карандашом.

В начале с ребенком беседуют и выясняют состав семьи. Затем показывают рисунок и просят переселить своих близ­ких из многоэтажного дома в новый дом, расположенный в нижней части листа. Ему объясняют, что в красном боль­шом доме поселится он сам. В свой дом он может взять с собой кого захочет. Те же, кому не хватит места в красном доме, поселятся в домике, расположенном рядом. В конце беседы ребенку задают вопрос: «Кого из членов семьи ты возьмешь в свой новый дом, а кого поселишь рядом?»

При оценке результатов в первую очередь обращают внимание на то, всех ли членов семьи ребенок размещает в «своем» доме. Если он кого-то «забывает» или переселяет в маленький домик, то это свидетельствует о неоднознач­ном или негативном отношении ребенка к этому члену семьи. При этом также оценивается быстрота ответа. Чем больше ребенок думает, тем менее достоверен ответ. Если в семье гармоничные отношения и ребенок любим, то он располагает в «своем» домике всех близких. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии

Бланк методики «Два дома» {И. Вандвик, П. Экблад)

Инструкция:

Скажи, кого из членов семьи ты возьмешь в свой но­вый дом, а кого поселишь рядом?

Детский апперцептивный тестСАТ (Л. Беллак)

Детский апперцептивный тест САТ предназначен для изучения особенностей межличностных отношений ребенка кзначимым близким (родителям, сестрам, братьям и дру­гим лицам). Этот тест также может быть использован при изучении личностных характеристик ребенка, его потреб­ностей и мотивов. Полное описание и интерпретация дан­ных приведены в справочном руководстве «Тесты детской апперцепции (САТ, САТ-Н, САТ'5)». 2000.

Стимульный материал представлен в виде картинок с людьми или животными. Их показывают испытуемым с просьбой описать то, что там происходит и составить рас­сказ. Выбор картинок, предъявляемых ребенку, зависит от проблем, которыми он страдает. Детям с нормальным пси­хическим развитием тест Л. Беллака предъявляется с 3-х до 10-ти лет. Дети с отклонениями в развитии могут диаг­ностироваться с помощью САТ в более старшем возрасте в зависимости от уровня развития мышления и речи.

Инструкция:

Посмотри на эту картинку. Расскажи, что здесь проис­ходит.

В процессе рассказа ребенку задаются дополнительные вопросы. Содержание рассказа анализируется с точки зре­ния проблем, возникающих в личностной и межличност­ной сферах ребенка.

Детям дошкольного возраста рекомендуется предлагать картинки с животными. Желательно не задавать ребенку прямых вопросов о том, что его волнует. Фрустрирующую ситуацию следует выявлять с помощью опосредствован­ных вопросов, например: «Посмотри на картинку. Что ты на ней видишь? Правильно, зайчика. Как ты думаешь, как чувствует себя зайчик? А с кем-либо из твоих друзей по­добное случается?»

.

Рисуночные тесты

Рисунки детей по своему содержанию многогранны. Очень ярко это проявляется при изучении внутрисемей­ного климата и характера межличностных отношений. Осо­бенностью рисуночных тестов является то, что ребенку не нужно вербализовывать характеристики этих отношений, а достаточно их изобразить. Другое важное преимущество рисуночных тестов заключается в том, что в любом детс­ком рисунке может быть отражено содержание межлично­стного и внутрисемейного конфликта. При этом ребенок может быть лишен художественного таланта или у него может страдать качество графического изображения. Во всех случаях рисунок ребенка отражает взгляд маленького че­ловека на взрослый мир.

В качестве психодиагностических методов чаще исполь­зуются следующие рисуночные тесты: «Рисунок челове­ка», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Дом, дерево, человек». Эти методики применяются при обсле­довании детей в возрасте от 4-х лет. Для изучения особен­ностей отношения к ребенку в семье используют как все перечисленные выше методики, так и только одну мето­дику «Рисунок семьи», дополняя ее «Кинетическим ри­сунком семьи». Детям, страдающим выраженными эмоци­ональными нарушениями (аутичным детям) рекоменду­ется предлагать «Рисунок семьи животных».

Процедура проведения тестирования с помощью мето­дики «Рисунок семьи» довольно проста. В начале с ребен­ком проводят беседу о его семье, выясняют ее состав. За­тем перед ним кладут чистый лист бумаги, цветные ка­рандаши и просят нарисовать свою семью. На вопросы ребенка о том, кого рисовать, отвечают: «Рисуй тех, о ком сейчас рассказывал». После завершения рисования с ребенком продолжают беседу и просят рассказать, кого он изобразил на листе бумаги. При этом нельзя спраши­вать: «Это мама? А это папа?» Можно задавать только та­кие вопросы: «Кто это? А это кто?» В протоколе важно отметить последовательность изображения ребенком чле­нов семьи.

«Кинетический рисунок семьи» может использоваться для детей более старшего возраста, примерно с 5,5—6 лет. Инструкцию вводят тем же способом, однако ребенка про­сят нарисовать семью так, чтобы каждый член семьи чем-то был занят.

В настоящее время психологическая диагностика распо­лагает большим количеством интерпретаций детских рису­ночных тестов, которые могут быть использованы специа­листами. Их перечень мы приводим в списке литературы. Однако на наш взгляд, наиболее удобным является вариант тестовых показателей, разработанных А.Л. Венгером (2002), качественные характеристики которых приводятся ниже.

Формальные показатели

Нажим на карандаш — показатель психомоторного то­нуса:

Слабый нажим, местами линия едва видна — астения:

пассивность; иногда депрессивное или субдепрессив­ное состояние (с четырехлетнего возраста).

Сильный нажим, карандаш глубоко продавливает бумагу

— эмоциональная напряженность; ригидность; им­пульсивность (с четырехлетнего возраста).

Сверхсильный нажим, карандаш рвет бумагу — конфликтность; гиперактивность; иногда агрессивность; острое возбуждение, пограничное или психотическое состояние.

Нажим сильно варьирует — эмоциональная лабильность (с четырехлетнего возраста).

Колебания нажима особо сильны — эмоциональная

неустойчивость; иногда острое состояние.

Особенности линий

Штриховые линии — тревожность как черта личности.

Множественные линии — тревога как состояние на

момент обследования; стрессовое состояние; иногда импульсивность.

Эскизные линии: сначала проводятся слабые линии.

затем наиболее удачная наводится более жирной — стремление контролировать свою тревогу, держать себя в руках.

Промахивающиеся линии не попадающие в нужную точку — импульсивность; органическое поражение мозга; иногда гиперактивность (с пятилетнего возраста).

Линии, не доведенные до конца — астения; иногда импульсивность (с пятилетнего возрасти).

Искажение формы линий — органическое поражение

мозга; импульсивность; иногда психическое заболе­вание (с пятилетнего возраста).

Размер рисунков

Увеличенный размер: рисунок человека занимает более

2/3 листа по высоте, несуществующее животное — весь лист — тревога как состояние на момент обсле­дования; стрессовое состояние; иногда импульсив­ность; гиперактивность.

Уменьшенный размер: рисунок занимает менее 1/3 ли-

ста по высоте — депрессия; низкая самооценка.

Размер рисунков сильно варьирует — эмоциональная

лабильность.

Расположение рисунка на листе

Смещен вверх, расположен в верхней половине листа, но

не в углу — иногда повышение самооценки, возмож­но, компенсаторное; стремление к высоким дости­жениям.

Смещен вниз, расположен в нижней половине листа —

иногда снижение самооценки.

Смещен вбок — иногда органическое поражение мозга.

Выходит за край листа — импульсивность; острая тревога; иногда пограничное, невротическое или пси­хотическое состояние.

Помещен в углу листа —иногда депрессия или субдепрессия.

Тщательность и детализированность рисунков

Большое количество разнообразных деталей — демонстративность; живое воображение, творческая направ­ленность.

Особая тщательность, большое количество однотип­ных деталей — ригидность; тревожность; иногда пер-фекционизм; эпилептоидная акцентуация; органи­ческое поражение мозга.

Малое количество деталей, схематичность (в отноше­нии к возрастной норме) — астения; импульсив­ность; низкая эмоциональность; негативизм; отри­цательное отношение к обследованию; интровертность, замкнутость; иногда депрессия или субдепрессия; шизоидная акцентуация; сниженный уровень умственного развития.

Небрежность, в отношении к возрастной норме — им­пульсивность; низкая мотивация; иногда органичес­кое поражение мозга; негативизм; отрицательное отношение к обследованию.

Тщательность и детализированность рисунков сильно варьируют — эмоциональная лабильность; разное эмоциональное отношение к разным изображаемым персонажам:

* увеличение числа и разнообразия деталей — положи-

тельное отношение;

* увеличение числа однообразных деталей — напряженное отношение;

* бедность деталей, схематичность, небрежность — отрицательное отношение.

Дополнительные особенности рисунков

Стирание и исправление линий — тревога как состоя­ние на момент обследования; стрессовое состояние; эмоциональная напряженность; тревожность, неуве­ренность в себе; иногда перфекционизм.

Штриховка рисунка простым карандашом — тревож­ность как личностная черта; тревога как состояние на момент обследования; иногда художественный прием у людей, обучающихся или обучавшихся ри­сованию (в этих случаях не интерпретируется);

размашистая штриховка, местами выходящая за кон­тур рисунка — острая тревога; импульсивность (с шес­тилетнего возраста);

особо тщательная штриховка— тревожность, неуве­ренность в себе; ригидность; иногда перфекционизм:

штриховка с сильным нажимом: зачернение всего рисун­ка или его части — эмоциональная напряженность: острая тревога; иногда пограничное или пси­хотическое состояние.

Отклонение от вертикали — органическое поражение мозга; иногда ощущение своей психологической неус­тойчивости, плохой приспособленности к жизни или неустойчивого невротического состояния; нарушения умственного развития (с пятилетнего возраста).

Нарушения симметрии — органическое поражение мозга; импульсивность; иногда негативизм; острое состояние (с пятилетнего возраста).

Двигательные персеверации — органическое поражение мозга; иногда психическое заболевание; интеллекту­альное нарушение (с четырехлетнего возраста).

Распад формы, неопределенный, часто незамкнутый кон­тур — интеллектуальное нарушение; органическое по­ражение мозга; пограничное невротическое состояние; психическое заболевание (с пятилетнего возраста).

Не относящиеся к основному сюжету линии и штрихи, заполняющие весь лист — импульсивность, острая тре­вога; пограничное невротическое состояние; иногда психотическое возбуждение (с четырехлетнего воз­раста).

Грубое искажение формы и/или пропорций — интеллек­туальное нарушение; органическое поражение мозга; негативизм; сниженная конформность, нарушения со­циализации; пограничное невротическое состояние; психическое заболевание (с пятилетнего возраста).

Поведение обследуемого

Высказывания

Положительная оценка своих результатов — демон­стративность; гиперкомпенсация сниженной само­оценки.

Отрицательная оценка своих результатов — тревож­ность; завышенный уровень притязаний.

Автобиографические высказывания — экстравертность; вербализм; гиперактивность.

«Люблю такие занятия...» — демонстративность, на­правленность на сотрудничество.

«Не люблю такие занятия...» — негативизм; тревож­ность.

Уточнения инструкции — тревожность; перфекционизм.

Интерес к оценке проверяющего — тревожность; де­монстративность.

Попытки отказа от выполнения задания; мотивировка

* неспособность к данной деятельности — тревожность, тенденция к уходу от трудностей; снижен­ная самооценка;

* «не люблю», «надоело», «скучно» — низкая социализированное; негативизм;

* усталость — астения; стремление уйти от обследо-

вания;

* отказ без мотивировки — трудности в общении.

Темп работы

Высокий — высокий уровень активности.

Сверхвысокий — импульсивность; гиперактивность; иногда негативизм.

Сниженный — пассивность; астения; депрессия или субдепрессия; ригидность; тревожность.

Сильно варьирует — эмоциональная лабильность.

Рисунок семьи

Отсутствие

* себя — чувство своей отверженности в семье;

* другого члена семьи — его малая значимость для

ребенка; конфликт; негативное (амбивалентное) отношение.

Наличие членов семьи, отсутствующих в реальности — восприятие своей семьи как недостаточной, ущер­бной.

Включение домашних животных — недостаток обще­ния, потребность в эмоциональном тепле.

Отношения «выше—ниже» (по росту или местополо­жению) — отношения доминирования, подчинения

Особо мелкое изображение

* себя — подавленность или заброшенность; гиперопека

* родителя — представление о его малой значимости

в семье;

* брата или сестры — конкурентные отношения.

Особо крупное изображение

* себя — претензия на главенствующую роль в семье;

* родителя — представление о его большой значимости в семье;

* брата или сестры — представление о его (ее) до-

минирующей роли в семье, ревность.

Обращенность членов семьи друг к другу, пространствен­ная близость, контакт рук

— тесные эмоциональные контакты в семье.

Сверхплотное расположение фигур

— сверхтесные связи в семье; потребность в эмоцио­нальной близости.

Удаленность

* всех членов семьи друг от друга — разобщенность

членов семьи, слабость эмоциональных контак­тов между ними;

* одного из членов семьи от других — его слабая связь

с остальными;

* себя от остальных — ощущение своей изолированности в семье.

Расположение детей и взрослых отдельными группами

— ослабленность эмоциональных связей между деть­ми и родителями.

Изолированность

* изображения семьи от остального пространства лис-

та — замкнутая жизнь семьи, ее изолированность от социального окружения;

* всех членов семьи друг от друга: разделение линиями,

расположение в разных комнатах — серьезное нарушение внутрисемейных контактов;

* одного из членов семьи: отделение линией, расположение в другой комнате — конфликтные отноше­ния с этим членом семьи; его очень высокая изолированность в семье;

* себя — ощущение своей отверженности в семье.

Поза и выражение лица члена семьи, детали — интер­претируются, как и в «Рисунке человека», приме­нительно к восприятию ребенком этого члена семьи.

Изображение члена семьи со спины или в профиль, от­вернувшимся от остальных — конфликтные отноше­ния с этим членом семьи;

Изображение себя, отвернувшимся от остальных — конфликтное отношение к семье в целом; чувство отвержения себя другими членами семьи.

Небрежное или схематическое изображение в сравне­нии с «Рисунком человека»

* всех членов семьи или большинства из них — отсутствие эмоциональной привязанности к семье; кон­фликтное отношение;

* одного из членов семьи — отрицательное или конфликтное отношение к этому члену семьи;

* себя — ощущение своей малой значимости в семье, отверженности. Штриховка, штриховые или множественные линии, сти­рания, исправления, повышенный нажим (в сравнении с «Рисунком человека») при изображении

* всех членов семьи или большинства из них — напряженная эмоциональная атмосфера в семье;

* одного из членов семьи — напряженное, конфликтное или амбивалентное отношение к этому члену семьи;

* себя — неблагополучное эмоциональное самоощущение в семье. Агрессивная символика: кулак, поднятая крупная ла­донь, острые ногти, оружие или острое орудие в руках — агрессивное поведение данного члена семьи.

* зубы — вербальная агрессия данного члена семьи. Большое количество предметов: мебели, вещей — не­достаточность эмоционального общения в семье.

Семейный тест отношений — СТО Д. Антони, Е. Бине (модификация И.М. Марковской)

Семейный тест отношений (СТО) — проективная мето­дика исследования межличностных отношений детей с близ­кими, созданная Д. Антони, Е. Бине. Стандартный вариант теста семейных отношений состоит из двух частей. Первая часть — фигурки людей, изображающих членов семьи, и карточки с различными оценочными высказываниями. Сре­ди фигур есть фигура, названная Господин Никто. Всех фигурок 19. Вторая часть теста — стандартный набор карто­чек, на которых написаны разные высказывания, отража­ющие отношения между ребенком и членами его семьи.

И.М. Марковская модифицировала тест СТО {Марковс­кая, 2002). В этом варианте не используются карточки с фигурками людей. Процедура исследования взаимоотно­шений ребенка с членами своей семьи начинается с «Риcунка семьи». Нарисованные ребенком члены семьи и ока­зываются затем теми лицами, которым ребенок направляет карточки с высказываниями. После завершения рисова­ния и проведения подробной беседы о семье ребенку пред­лагается поиграть в почту. Психолог показывает ребенку набор писем (карточек с высказываниями), которые ре­бенок в роли почтальона будет «разносить» своим близ­ким. Психолог объясняет ребенку, что только он вправе решить, какое письмо кому подходит. Необходимо под­черкнуть, что ребенок может посылать по нескольку пи­сем одним и тем же лицам, а также посылать письма себе. Если письмо никому не подходит, то его нужно положить возле фигурки Господина Никто. Если письмо подходит сразу нескольким людям, то ребенок отдает его психологу.

При анализе результатов обследования оценивается ха­рактер взаимоотношений ребенка с его близкими:

— исходящие от ребенка положительные реакции;

— приходящие к ребенку положительные реакции;

— исходящие от ребенка отрицательные реакции;

— приходящие к ребенку отрицательные реакции.

По данным И.М. Марковской и свидетельствам зару­бежной литературы тест СТО пользуется высокой надеж­ностью и валидностью. В нашем практическом опыте мы использовали его при обследовании старших дошкольни­ков с речевыми нарушениями.

Регистрационный бланк

Фамилия, имя ребенка___________________________

Возраст__________________________

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.