Особенности консультирования матерей
Главное отличие материнской позиции от отцовской «проявляется в том, что дефект ребенка воспринимается подавляющим большинством матерей как данность, с которой нужно научиться жить. Мать принимает проблему ребенка качественно иначе, чем его отец. Активный или пассивный протест матери всегда связан с самим дефектом. Мать направляет свои усилия против принятия дефекта, но ОНА НЕ МОЖЕТ НЕ ПРИНЯТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА. В этом проявляется основное свойство материнских) инстинкта — сохранить зародившуюся жизнь, а затем постоянно оберегать, защищать и растить свое дитя, каким бы оно ни было.
В связи с этим, тактика психолога в работе с матерями появляется в:
— снятии напряженности в контактах с ребенком и социумом,
— обсуждении проблем конкретной семьи как проблем, существующих у многих подобных семей, а также и в семьях, растящих здоровых детей.
В процессе ведения консультирования с больным ребенком и его матерью психолог ставит перед собой следующие задачи:
— формирование продуктивных форм взаимоотношений с ребенком, в семье и в социуме;
— коррекцию позиции матери, исключающей наличие проблем у ее ребенка («Мой ребенок такой как все, у него нет проблем. Вот подрастет и все само собой пройдет»);
— коррекцию позиции матери, направленной на гиперболизацию проблем ребенка, бесперспективность его развития («Из него никогда ничего не получится!»);
— коррекцию позиции матери, ожидающей чуда, которое внезапно сделало бы ребенка совершенно здоровым.
Коррекция межличностных (родитель-ребенок и ребенок-родитель) и внутрисемейных (мать ребенка-отец ребенка) отношений
Коррекция взаимоотношений в диаде родитель—ребенок, ребенок—взрослый может строиться только на воспитании родителями в ребенке чувства любви и привязанности к дому, близким, родителям, на формировании адекватных поведенческих форм общения и навыков самообслуживания. Психолог раскрывает родителю секреты приемов и способов воспитания ребенка с отклонениями в развитии. Он формирует у родителя установку на создание адекватных, взаимно-теплых отношений с ребенком.
Нарушение супружеских взаимоотношений корригируется психологом постепенно, по мере выявления каждым из супругов особенностей своей позиции в семье. Роль кор-рекционной среды для родителей могут играть групповые занятия, в процессе которых их ценностные ориентации подвергаются позитивным изменениям.
Консультирование не всегда может завершиться разрешением всех проблем семьи, воспитывающей больного ребенка. Подчас эти проблемы лишь определяются в процессе консультирования, а их разрешение требует длительного времени и совместных усилий консультируемых и психолога. Для оказания максимально возможной помощи семье целесообразно рекомендовать родителям посещение специальных пси-хокоррекционных занятий (индивидуальных с ребенком и родителями, а также групповых только для родителей). Занятия такого рода позволяют вскрыть глубинные личностные противоречия в семье и изменить отношение каждого из ее членов к субъективно не разрешаемому конфликту.
Схема психологического изучения семьи
Схема психологического изучения семьи имеет три раздела. Раздел I включает общие сведения о семье. Раздел II позволяет изучить психологические особенности ребенка и детско-родительских отношений.
Раздел III направлен на определение психологического типа родителей и избранной ими модели воспитания в семье.
Раздел I. Сведения о семье
Источником сведений о семье и положении в ней ребенка служат
— документация о ребенке (результаты клинических и психолого-педагогических исследований, характеристики из образовательных учреждений);
— беседа с родителями и с ребенком, а также непосредственное наблюдение в процессе консультирования. Психологу также помогает анализ рабочих тетрадей, творческих и контрольных работ ребенка.
1. Состав семьи (полная, неполная, родители в разводе, указать ФИО)
ребенок с отклонениями в развитии.
отец (Н, А)1 мать (Н, А)
бабушка (Н, А) бабушка (Н, А)
дедушка (Н, А) дедушка (Н, А)
брат (Н, А) сестра (Н, А)
2. Материальное благосостояние семьи
Указать:
2.1. Проживает ли в коммунальной, отдельной одно-, двух-, трехкомнатной квартире, отдельном доме/особняке с/без прародителями (если да, то — чьи бабушка и дедушка проживают с семьей ребенка, имеющего отклонения в развитии);
Н — норма, А — аномалия. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии
2.2. Работающих членов семьи отец
мать
другие члены семьи
2.3. Оформлена ли инвалидность на ребенка, какие из льгот заявлены, пользуется или нет ребенок этими льготами (машина, путевки, талоны на такси и др.), получает ли пенсионное пособие;
2.4. Кто является опекуном ребенка, подростка-инвалида мать
отец
родственник (указать ФИО, профессию, место работы и др.)
чужое лицо (указать ФИО, профессию, место работы и др.)
2.5. Средний достаток семьи (выше или ниже прожиточного минимума в расчете на 1 человека);
2.6. Имеются ли в семье транспортные средства у мужа у жены
2.7. Есть ли в семье другие инвалиды
3. Социально-культурный уровень членов семьи
3.1. Образование (указать профиль полученного образования — гуманитарное, педагогическое, дефектологическое, техническое, название образовательного учреждения)
| отец
| мать
| высшее
| | | среднее специальное
| | | среднее
| | | 3.2. Кем работает (указать должность)
3.3. Каких религиозно-философских воззрений придерживается
| отец
| мать
| православие
| | | католицизм
| | | мусульманство
| | | иудейство
| | | атеистических
| | | 3.4. Культурные интересы и предпочтения
отец мать
4. Особенности общения (по наблюдению)
4.1. Во время консультации
поведение
| отец
| мать
| корректное
| | | некорректное(в чем проявляется)
| | | скрытен
| | | тревожен
| | | держит дистанцию
| | | склонен к конфликтам
| | | стремится к контакту
| | | другое
| | | 4.2. Отношения в семье с точки зрения каждого из родителей
| Отец считает
| Мать считает
| конфликтные
| | | отчужденные
| | | псевдосолидарные
| | | адекватные
| | | гармоничные
| | |
Раздел II. Оценка детско-родительских отношений
Данные для разделов II и IIIмогут быть получены только экспериментальным путем. В соответствии с избранным субъектом (взрослые или дети) используются методики из разделов 3.3.1. и 3.3.2. или 3.3.3. и 3.3.4. В зависимости от поставленных задач и практического опыта психолога перечень и число использованных методик может меняться. Ниже приводятся примерные характеристики, получаемые по результатам исследования с помощью отдельных методик.
Методика Р. Жиля:
— определение характера детско-родительских отношений (низкий уровень сформированности отношений или личностных черт — 0%—30%; средний уровень сформированности отношений или личностных черт - 30%—60%;
— высокий уровень сформированности отношений или личностных черт — 60%—100%);
Методика С. Розенцвейга (детский вариант)
— определение уровня социальной адаптации ребенка, направления и типы его реакции на преодоление препятствия (экстрапунитивные, интропунитив-ные, импунитивные, препятственно-доминантные, самозащитные, необходимо-упорствующие);
Рисуночные тесты:
— определение характера внутрисемейной атмосферы, отношений ребенка с окружающими и его связей с ними (оптимальные, недостаточные, фрустрирую-щие, симбиотические).
«Два дома»:
— определение приоритетов ребенка в отношениях со значимым окружением («В красном домике со мной будут жить...»; «В другом домике останутся...»).
Методика «Лесенка для ребенка»:
— определение предпочтений ребенка в его социальных контактах.
Методика«САТ»:
— определение ситуаций, травмирующих ребенка. Глава 3. Технологии психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии
Методика «СТО»
— изучение отношений ребенка с членами семьи (оцениваются исходящие и приходящие к ребенку положительные и отрицательные реакции)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|