Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности консультирования матерей





Главное отличие материнской позиции от отцовской «проявляется в том, что дефект ребенка воспринимается подавляющим большинством матерей как данность, с которой нужно научиться жить. Мать принимает проблему ребенка качественно иначе, чем его отец. Активный или пассивный протест матери всегда связан с самим дефектом. Мать направляет свои усилия против принятия де­фекта, но ОНА НЕ МОЖЕТ НЕ ПРИНЯТЬ СВОЕГО РЕ­БЕНКА. В этом проявляется основное свойство материнс­ких) инстинкта — сохранить зародившуюся жизнь, а затем постоянно оберегать, защищать и растить свое дитя, ка­ким бы оно ни было.

В связи с этим, тактика психолога в работе с матерями появляется в:

— снятии напряженности в контактах с ребенком и социумом,

— обсуждении проблем конкретной семьи как проблем, существующих у многих подобных семей, а также и в семьях, растящих здоровых детей.

В процессе ведения консультирования с больным ребенком и его матерью психолог ставит перед собой следу­ющие задачи:

— формирование продуктивных форм взаимоотноше­ний с ребенком, в семье и в социуме;

— коррекцию позиции матери, исключающей наличие проблем у ее ребенка («Мой ребенок такой как все, у него нет проблем. Вот подрастет и все само собой пройдет»);



— коррекцию позиции матери, направленной на гипер­болизацию проблем ребенка, бесперспективность его развития («Из него никогда ничего не получится!»);

— коррекцию позиции матери, ожидающей чуда, ко­торое внезапно сделало бы ребенка совершенно здо­ровым.

Коррекция межличностных (родитель-ребенок и ребенок-родитель) и внутрисемейных (мать ребенка-отец ребенка) отношений

Коррекция взаимоотношений в диаде родитель—ребе­нок, ребенок—взрослый может строиться только на вос­питании родителями в ребенке чувства любви и привязан­ности к дому, близким, родителям, на формировании адек­ватных поведенческих форм общения и навыков самообслуживания. Психолог раскрывает родителю секреты приемов и способов воспитания ребенка с отклонениями в развитии. Он формирует у родителя установку на созда­ние адекватных, взаимно-теплых отношений с ребенком.

Нарушение супружеских взаимоотношений корригиру­ется психологом постепенно, по мере выявления каждым из супругов особенностей своей позиции в семье. Роль кор-рекционной среды для родителей могут играть групповые занятия, в процессе которых их ценностные ориентации подвергаются позитивным изменениям.



Консультирование не всегда может завершиться разре­шением всех проблем семьи, воспитывающей больного ре­бенка. Подчас эти проблемы лишь определяются в процессе консультирования, а их разрешение требует длительного вре­мени и совместных усилий консультируемых и психолога. Для оказания максимально возможной помощи семье целесооб­разно рекомендовать родителям посещение специальных пси-хокоррекционных занятий (индивидуальных с ребенком и родителями, а также групповых только для родителей). Занятия такого рода позволяют вскрыть глубинные личностные противоречия в семье и изменить отношение каждого из ее членов к субъективно не разрешаемому конфликту.

Схема психологического изучения семьи

Схема психологического изучения семьи имеет три раз­дела. Раздел I включает общие сведения о семье. Раздел II позволяет изучить психологические особенности ребенка и детско-родительских отношений.

Раздел III направлен на определение психологического типа родителей и избранной ими модели воспитания в семье.

Раздел I. Сведения о семье

Источником сведений о семье и положении в ней ре­бенка служат

— документация о ребенке (результаты клинических и психолого-педагогических исследований, характери­стики из образовательных учреждений);

— беседа с родителями и с ребенком, а также непос­редственное наблюдение в процессе консультирова­ния. Психологу также помогает анализ рабочих тет­радей, творческих и контрольных работ ребенка.



1. Состав семьи (полная, неполная, родители в разво­де, указать ФИО)

ребенок с отклонениями в развитии.

отец (Н, А)1 мать (Н, А)

бабушка (Н, А) бабушка (Н, А)

дедушка (Н, А) дедушка (Н, А)

брат (Н, А) сестра (Н, А)

2. Материальное благосостояние семьи

Указать:

2.1. Проживает ли в коммунальной, отдельной одно-, двух-, трехкомнатной квартире, отдельном доме/особня­ке с/без прародителями (если да, то — чьи бабушка и дедушка проживают с семьей ребенка, имеющего откло­нения в развитии);

Н — норма, А — аномалия. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии

2.2. Работающих членов семьи отец

мать

другие члены семьи

2.3. Оформлена ли инвалидность на ребенка, какие из льгот заявлены, пользуется или нет ребенок этими льго­тами (машина, путевки, талоны на такси и др.), получает ли пенсионное пособие;

2.4. Кто является опекуном ребенка, подростка-инвалида мать

отец

родственник (указать ФИО, профессию, место работы и др.)

чужое лицо (указать ФИО, профессию, место работы и др.)

2.5. Средний достаток семьи (выше или ниже прожи­точного минимума в расчете на 1 человека);

2.6. Имеются ли в семье транспортные средства у мужа у жены

2.7. Есть ли в семье другие инвалиды

3. Социально-культурный уровень членов семьи

3.1. Образование (указать профиль полученного образо­вания — гуманитарное, педагогическое, дефектологичес­кое, техническое, название образовательного учреждения)

  отец мать
высшее    
среднее специальное    
среднее    

3.2. Кем работает (указать должность)

отец мять
   

3.3. Каких религиозно-философских воззрений придерживается

  отец мать
православие    
католицизм    
мусульманство    
иудейство    
атеистических    

3.4. Культурные интересы и предпочтения

отец мать

4. Особенности общения (по наблюдению)

4.1. Во время консультации

поведение отец мать
корректное    
некорректное(в чем проявляется)    
скрытен    
тревожен    
держит дистанцию    
склонен к конфликтам    
стремится к контакту    
другое    

4.2. Отношения в семье с точки зрения каждого из ро­дителей

  Отец считает Мать считает
конфликтные    
отчужденные    
псевдосолидарные    
адекватные    
гармоничные    

Раздел II. Оценка детско-родительских отношений

Данные для разделов II и IIIмогут быть получены толь­ко экспериментальным путем. В соответствии с избран­ным субъектом (взрослые или дети) используются мето­дики из разделов 3.3.1. и 3.3.2. или 3.3.3. и 3.3.4. В зависи­мости от поставленных задач и практического опыта психолога перечень и число использованных методик может меняться. Ниже приводятся примерные характери­стики, получаемые по результатам исследования с помо­щью отдельных методик.

Методика Р. Жиля:

— определение характера детско-родительских отно­шений (низкий уровень сформированности отноше­ний или личностных черт — 0%—30%; средний уро­вень сформированности отношений или личностных черт - 30%—60%;

— высокий уровень сформированности отношений или личностных черт — 60%—100%);

Методика С. Розенцвейга (детский вариант)

— определение уровня социальной адаптации ребен­ка, направления и типы его реакции на преодоле­ние препятствия (экстрапунитивные, интропунитив-ные, импунитивные, препятственно-доминантные, самозащитные, необходимо-упорствующие);

Рисуночные тесты:

— определение характера внутрисемейной атмосферы, отношений ребенка с окружающими и его связей с ними (оптимальные, недостаточные, фрустрирую-щие, симбиотические).

«Два дома»:

— определение приоритетов ребенка в отношениях со значимым окружением («В красном домике со мной будут жить...»; «В другом домике останутся...»).

Методика «Лесенка для ребенка»:

— определение предпочтений ребенка в его социальных контактах.

Методика«САТ»:

— определение ситуаций, травмирующих ребенка. Глава 3. Технологии психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

Методика «СТО»

— изучение отношений ребенка с членами семьи (оце­ниваются исходящие и приходящие к ребенку поло­жительные и отрицательные реакции)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.