Сделай Сам Свою Работу на 5

По итогам психологического изучения семьи Петровой Тани,

учащейся 1 класса школы №____VI вида

Петрова Таня 1995 года рождения (7,5 лет). В школу поступи­ла, пройдя городскую ПМПК. Родители вызваны психологом школы для первичной беседы и возможного консультирования. Отец — Петров Николай Петрович, инженер. Мать — Петрова Светлана Ивановна, библиотекарь.

Во время беседы была выявлена потребность родителей в длительном консультировании, которое позволило экс­периментально изучить проблемы данной семьи.

Со слов родителей следует что их обоих волнует буду­щее дочери. Однако родительские позиции отличаются. Отец считает, что девочке с подобными нарушениями (гипер­кинетическая форма ДЦП) вряд ли удастся устроить свою жизнь. По его мнению «наличие уродства на лице и при движении всегда будут отталкивать от нее людей». Он не считает, что обучение даст хорошие результаты и склонен поместить ребенка в «какой-либо закрытый, но благоуст­роенный интернат».

Мать возлагает большие надежды на школу, намерена всячески поддерживать контакты со специалистами и вы­полнять рекомендации. Во время беседы контакт между родителями осуществляется адекватно, социально-культур­ный уровень обоих высокий.

Объективное обследование Петровой Тани показало:

— у девочки подтверждается гиперкинетическая фор­ма ДЦП, осложненная ЗПР органического генеза; двигательные нарушения имеют выраженную сте­пень; речь характеризуется малой разборчивостью (гиперкинетическая дизартрия), голос напряжен­ный, вибрирующий;

— по Р. Жилю выявлен высокий уровень познаватель­ной активности и одновременно фрустрированности, подчеркивает стремление быть с матерью (в бе­седе также подтверждает, что с мамой интересно);

— в методике «Два дома» негативные предпочтения не выявлены;

— рисуночные тесты ребенку не предъявлялись в силу явных двигательных затруднений;

— в методике «Лесенка» на первом месте оказалась любимая игрушка, а мама на третьем;

— при идентификации себя с изображениями на кар­тинках девочек и мальчиков в разных эмоциональ­ных состояниях (радость, печаль, грусть, гнев и др.) выбирает картинки с грустными или печальными выражениями лиц детей.



Объективное обследование Петрова П. П. показало:

— по СМОЛ выявлена акцентуация по гипотимному типу, подтверждена выборами Г и Е по 13 СХП; по УНП — высокий уровень невротизации; все выяв­ленные характеристики позволяют отнести данного родителя к невротичному типу;

— по РАRI выявлена низкая интегрированность семьи, в качестве модели воспитания избирает гипоопеку;

— по методике А.Я. Варги, В.В. Столина избирает в ка­честве варианта родительского отношения модель «маленький неудачник»;

— в социограмме «Моя семья» в центре круга, в пер­вую очередь, рисует жену, затем себя, а потом дочь, все кружки одинакового размера.

Объективное обследование Петровой С.И. показало:

— по СМОЛ выявлена тенденция к оптимистичности, что подтверждается выборами Б и В по 13 СХП; по УНП — выявлен низкий уровень невротизации; по­лученные данные позволяют отнести данного роди­теля к авторитарному типу;

— по РАRI выявлена низкая интегрированность семьи, в качестве модели воспитания избирает гиперопеку;

— по методике А.Я. Варги, В.В. Столина избирает в ка­честве варианта родительского отношения модель «ав­торитарная гиперсоциализация»;

— в социограмме «Моя семья» в центре круга, в пер­вую очередь, рисует дочь, потом себя, затем мужа, все кружки одинакового размера.

Итак, в результате изучения внутрисемейных отноше­ний было выявлено, что межличностные взаимосвязи в семье Петровой Тани могут быть квалифицированы как не достаточно для нее благоприятные. У родителей отсут­ствует единая педагогическая позиция в выборе модели воспитания ребенка. Мать, в силу своих психологических характеристик, (авторитарный тип), оказывает давление как на отца, так и на дочь, что усиливает внутрисемей­ный конфликт. Супруг (невротичный тип) скептически относится к планам жены в отношении дочери. Мать Тани, к сожалению, переоценивает ее возможности. Различия в стилях воспитания, избранных родителями фрустрируют личность ребенка. У девочки развивается тревожность.

Рекомендации:

Петровой Тане рекомендуется посещение психокоррекционных занятий у школьного психолога. Супругам Петро­вым рекомендуется пролонгированное консультирование у психолога с дальнейшим совместным посещением индиви­дуальных и групповых психокоррекционных занятий.

Психолог:

Дата

Перечень категорий, характеризующих аномальные пси­хосоциальные ситуации1

Ось V: Сопутствующие аномальные психосоциальные си­туации

Список категорий

00 Отсутствие значительного искажения или неадекват­ности психосоциального окружения

1. Аномальные отношения в семье

1.0. Недостаточность эмоционального тепла в отношениях между родителями и детьми (Z62.4)2

1.1. Конфликтные отношения между взрослыми в семье (Z63.8)

1.2. Враждебное отношение к ребенку или присвоение ему постоянной роли «козла отпущения» (Z62.3)

1.3. Физическое насилие в отношении ребенка (Z61.6)

1.4. Сексуальное насилие (в семье) (Z61.4)

1.8. Другие аномальные внутрисемейные отношения

2. Психическое расстройство, отклонения или нетрудос­пособность в группе первичной поддержки ребенка (Z58.8 + Z63.8)

2.0. Психическое расстройство/отклонение у родителей

2.1. Нетрудоспособнбсть/физический недостаток у родителей

2.2. Нетрудоспособность у сиблинга

2.8. Другое

3. Неадекватное или искаженное общение в семье (Z63.8)

4. Аномальные качества воспитания

4.0. Родительская гиперопека (Z62.1)

4.1. Неадекватный родительский надзор/контроль (Z62.0)

4.2. Социальная депривация (Z62.5)

4.3. Неадекватное родительское давление (Z62.6)

4.8. Другое (Z62.8)

5. Аномалии ближайшего окружения

5.0. Воспитание в учреждении (Z62.2)

5.1. Ситуация воспитания в аномальной семье (Z80.1)

________________________________________________________________________________________________

1 Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответ­ствии с МКБ. СПб., 2003.

2 Приведенные 2-коды относятся к размещению этих катего­рий в Главе XXI (факторы, влияющие на состояние здоровья и контакт с медицинскими службами) МКБ-10. _______________________________________________________________________________________

5.2. Изолированная семья (Z60.8)

5.3. Бытовые условия, создающие потенциально опасную психологическую ситуацию (Z59.1)

5.8. Другое (Z60.8)

6. Неблагоприятные события жизни

6.0. Утрата в детстве отношений любви и привязанности (Z.61.0)

6.1. Изъятие из семьи, создающее значительную контек­стуальную угрозу (Z61.1)

6.2. Негативные изменения модели отношений в семье (Z61.2)

6.3. События, обусловившие утрату чувства собственного достоинства (Z61.3)

6.4. Сексуальное насилие (вне семьи) (Z61.5)

6.5. Переживание сильного страха (Z61.7)

6.8. Другое (Z61.8)

7. Социальные стрессовые события

7.0. Пребывание в качестве объекта дискриминации и преследования (Z60.5)

7.1. Миграция или социальная трансплантация (Z60.3)

7.8. Другое

8. Хронический межличностный стресс, связанный с уче­бой/работой (Z55 относится к учебе, а Z56 — к работе)

8.0. Конфликтные отношения отвержения со стороны сверстников (Z55.4; Z56.4)

8.1. Присвоение по воле учителей или начальства постоян­ной роли «козла отпущения» (Z55.4; Z56.4)

8.2. Напряженная ситуация в школе/на работе (Z55.8; Z56.7)

8.8. Другое

9. Стрессовые события/ситуации, обусловленные расстрой­ством/дисфункцией у ребенка (Z72.8). (В пределах МКБ-10 подобные события или ситуации можно кодировать катего­риями, которые приводятся — то есть использовать соответ­ственно коды Z62.1, Z61.1 или Z61.3 — если они возникают не из-за расстройства (дисфункции) у ребенка, а по какой-либо иной причине).

9.0. Воспитание в учреждении

9.1. Изъятие из семьи, создающее значительную контекстуальную угрозу

9.2. События, обусловившие утрату чувства собственного достоинства

9.8. Другое

Приложение 2

Методики психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

Приложение 2.1

Методики психологического изучения детей с отклонениями в

Развитии

Методика «Фильм-тест» Р. Жиля («Межличностные отношения ребенка» — адаптирован­ный вариант И.Н. Гильяшевой, Н.Д. Игнатьевой)

Методика Р. Жиля в адаптированном варианте И.Н. Гиль­яшевой и Н.Д. Игнатьевой («Межличностные отношения ребенка») предназначена для исследования социальной при­способленности ребенка, особенностей его межличностных отношений, некоторых поведенческих характеристик и черт личности. По мнению отечественных авторов (Гшгьяшева, Игнатьева, 1994) эта методика может быть использована для детей в возрасте от 4—5 лет и до 11—12 лет, а при задержках психического развития или легкой степени умственной от­сталости и в более старшем возрасте. Преимущество данной методики состоит в том, что она является визуально-вер­бальной проективной методикой. Иллюстративный матери­ал методики состоит из 42 заданий, представляющих собой 25 картинок с кратким текстом, поясняющим изображен­ную сценку, ситуацию, и вопросом, обращенным к испыту­емому, а также 17 тестовых заданий.

В соответствии с инструкцией ребенку предлагается выб­рать себе место среди изображенных людей, либо иденти­фицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. С помощью ответов можно получить инфор­мацию об отношении ребенка к окружающим людям и вы­яснить характерные варианты его поведения в некоторых типичных ситуациях. Данная методика позволяет оценить следующие параметры личностной сферы ребенка:

— особенности его взаимоотношений со значимым ок­ружением (матерью, отцом, родителями как четой, бабушкой, дедушкой и др. родственниками, братьями и сестрами, друзьями, учителем и воспитателем);

— характерологические особенности ребенка (любоз­нательность, лидерство, общительность, конфликт­ность, тревожность и отгороженность).

Следует отметить, что рисунки, представленные в тес­те, достаточно схематичны, несущественные детали (на­пример, детали лиц) опущены. Эти характеристики мето­дики не позволяют ее использовать при изучении детей с выраженными нарушениями развития или детей раннего возраста.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.