Сделай Сам Свою Работу на 5

Принципы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии





Принципы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии определяют основные критерии, на которые дол­жны опираться специалисты при проведении психодиаг­ностических мероприятий.

В первую очередь следует назвать принцип комплекснос­ти и многоаспектности изучения проблем семьи. На совре­менном этапе в качестве субъекта исследования уже не может рассматриваться только ребенок с отклонениями в развитии. В спектр диагностических мероприятий должны быть включены все лица и факторы, влияющие на разви­тие ребенка. Выбор психодиагностического инструмента­рия должен также отвечать поставленным требованиям.

Важнейшим принципом решения проблем семьи на раз­ных этапах является принцип гуманного и деликатного отно­шения к членам семьи и к самому ребенку. Исследовательская работа не должна быть направлена на «потрясение» семьи и ухудшение взаимоотношений между ее членами. Напротив, она должна включать кроме диагностических и психокоррекционные, психотерапевтические аспекты.

Этот принцип, в свою очередь, обязывает следовать и другому критерию — принципу единства диагностики и кор­рекции. В соответствии с последним принципом, точное выявление причины нарушений предполагает и возмож­ность полного ее исправления.



Огромное значение для установления адекватного кон­такта с семьей приобретает принцип конфиденциальности и профессиональной этики психолога. Этот принцип позволя­ет создать между членами семьи и психологом необходи­мые доверительные отношения. Информация личного ха­рактера, которую сообщают психологу близкие ребенка, не может быть разглашена и использована против самой семьи и больного ребенка. Это, в свою очередь, положи­тельно влияет как на достоверность результатов психоди­агностики, так и на динамику последующих психокоррекционных мероприятий.

Принцип выявления факторов, оказывающих негативное воздействие на внутрисемейную атмосферу и развитие ре­бенка. Этот принцип, представленный многоаспектно, позволяет определить причины, нарушающие гармонич­ное развитие ребенка, а также факторы, оказывающие деструктивное влияние на членов семьи и внутрисемей­ные отношения.



Специализированная реабилитационная помощь семье должна осуществляться с момента установления диагноза ребенку с отклонениями в развитии. Ее осуществление не должно ограничиваться рамками детского или подростко­вого возраста, а должно продолжаться в юношеский и взрослый период. В связи с этим важное значение приоб­ретает принцип изучения семьи и ее проблем на разных возра­стных этапах жизни ребенка, подростка, взрослого инвалида с психофизическими недостатками.

Среди перечисленных выше критериев одним из при­оритетных является также принцип учета психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с отклоне­ниями в развитии, и лиц их заменяющих. Осуществление этого принципа позволяет наметить пути коррекции негармо­ничных типов воспитания, деструктивных форм общения в семье, нейтрализовать конфликты, смягчить проявление личностных акцентуаций членов семьи, в целом, гар­монизировать атмосферу в семье и отношение ее здоровых членов к больному ребенку.

Направления психологической диагностики семьи ребенка с отклонениями в развитии

Основные направления психологической диагностики семей данной категории включают:

— всестороннее психологическое изучение ребенка с отклонениями в развитии;

— психологическое изучение родителей (лиц их заме­няющих) и членов семьи ребенка с отклонениями в развитии;

— психологическое изучение социального окружения семьи ребенка с отклонениями в развитии и факто­ров, влияющих на его социальную адаптацию.

Осуществление концептуального подхода к психологи­ческому изучению семьи, воспитывающей ребенка с от­клонениями в развитии, позволяет:



— разрабатывать программы комплексной и всесторон­ней помощи семьям детей с отклонениями в развитии с учетом специфики каждого конкретного случая;

— обеспечить максимально возможную адаптацию ре­бенка, а затем и молодого человека с психофизи­ческими недостатками в социальной среде;

— снизить «фрустрационную» нагрузку у членов семьи и повысить ее реабилитационные возможности.

Контрольные вопросы и задания

1. Что понимается под концепцией психологического изу­чения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии?

2. Почему необходимо проводить психологическую диагно­стику семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии?

3. Назовите этапы социализации, которые проходит ребе­нок с отклонениями в развитии.

4. Определите цели и задачи психологической диагностики се­мьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

5. Перечислите принципы и направления психологической диагностики семьи, воспитывающей ребенка с отклоне­ниями в развитии.

6. Раскройте содержание каждого из принципов психологи­ческой диагностики семьи, воспитывающей ребенка с от­клонениями в развитии. Приведите примеры из собствен­ной практики.

Литература, рекомендуемая при изучении Главы 1

Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 1995.

.Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное консультирование. М., 194.

Багдасарьян И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка. Автореф. дис.... канд. психол. наук. Н. Нов­город, 2000.

Белополъская Н.Л. Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллек­туальном развитии //Дефектология. 1984. № 6.

Возрастно-психологический подход в консультировании детей и под­ростков: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Авт. калл.: Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. М., 2002.

Вишневский В.А. О динамике психогенных депрессивных расстройств, вызванных рождением в семье больного ребенка // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1984. Т. 84. Вып. 4.

Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на формирова­ние личности глухого школьника: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1997.

Майрамян Р.Ф. Особенности постреактивных психогенных развитии у матерей умственно отсталых детей // Проблемы бреда, пограничные состояния и вопросы организации психиатрической помощи / Под. ред. В.М. Банщикова. М., 1975.

Мишина Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической ра­боты специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка ран­него возраста с нарушениями психофизического развития // Дефекто­логия. 2001. № 1.

Многоосевая классификация психических и поведенческих рас­стройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психичес­ких и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10. М.; СПб., 2003.

Семаго ММ. Консультирование семей, имеющих детей с аномалия­ми развития // Психотерапия в дефектологии / Под ред. Н.П. Вайзмана. М 1992.

Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, ВВ. Сталина. М., 1989.

Скворцов И.А., Осипенко Т.Н.. Дедов Н.П. и др. Психологические осо­бенности родителей при неврологической инвалидности ребенка // Исцеление. Вып. 2. М.. 1995.

Спиваковская А. С. Обоснование психологической коррекции неадек­ватных родительских позиций // Семья и формирование личности / Под ред. А.А. Бодалева. М., 1981.

Строгова Н.А. К вопросу о гуманизации педагогической деятельно­сти олигофренопедагога//Дефектология. 1999. № 1.

Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии //Дефектология. 1998. № 4.

Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогичес­кой помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в разви­тии //Дефектология. 1999. № 3.

Ткачева В.В. Психолого-педагогическая диагностика семей, воспи­тывающих детей с отклонениями в развитии // Психологопедагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М., 2003.

Ткачева В. В. К вопросу о концепции психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Воспи­тание и обучение детей с нарушениями развития. 2004. № 1.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.