Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 1. Концепция психологического изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии

В. В. Ткачева технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии аннотация : Данное пособие является первым специальным руководство

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Страницы: следующая →

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 21 Смотреть полностью

 

В.В. Ткачева

ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Аннотация :

Данное пособие является первым специальным руководством, объединяющим психодиагностический инструментарий для изучения особенностей семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. В пособии представлены как теоретические, так и практические материалы, необходимые работникам специальных коррекционных учреждений, в первую очередь, специальным Психологам для осуществления комплексной диагностики семей данной категории.
В предлагаемом пособии обобщен многолетний опыт автора, связанный с работой по реабилитации семьи, воспитывающей ребенка с психофизическими недостатками. Представлены как классические стандартизированные методики и общеизвестные диагностические приемы, адаптированные к особенностям изучаемого объекта, так и совершенно новые авторские разработки.
Пособие адресовано как студентам дефектологических и психологических факультетов, факультетов специальной психологии и специальной педагогики вузов, техникумов и колледжей, так и практическим работникам, психологам, дефектологам, учителям дошкольных и школьных специальных коррекционных образовательных учреждений, специалистам консультативных, психолого-медико-социальных и реабилитационных центров.

Предисловие

Семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в разви­тии, сталкивается с множеством трудноразрешимых жизнен­ных проблем. Их преодоление требует комплексной, адресной психологической помощи этим семьям. Психологическое изуче­ние семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, яв­ляется одним из направлений этой помощи.

В соответствии с традицией, сложившейся в специальных коррекционных учреждениях, практические работники рассматри­вают ребенка с отклонениями в развитии в качестве главного субъекта коррекционно-развивающего воздействия. При этом, однако, не всегда учитывается влияние членов семьи, в первую очередь родителей, на динамику развития ребенка и степень его социальной адаптации. Не учитывается также зависимость гармо­ничной внутрисемейной атмосферы от психоэмоционального со­стояния близких ребенку лиц. Специалисты полностью упускают из виду и те психологические проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются родители детей с отклонениями в развитии.



Работники специальных коррекционных образовательных учреждений дают родителям объяснения по поводу психофизи­ческих особенностей их ребенка и некоторые рекомендации по коррекционной работе в условиях семьи. Однако, как свидетель­ствует наш опыт, эти рекомендации и объяснения оказываются недостаточными. Многие родители не придают данным рекомен­дациям должного значения или же вовсе их игнорируют. Причи­ной этому являются специфические личностные изменения и установки родителей, возникшие и развившиеся в результате длительного психопатогенного стресса, связанного с рождени­ем в семье ребенка с отклонениями в развитии.

Перечисленные причины и обусловливают необходимость создания учебного пособия для обеспечения подготовки специ­алистов по изучению особенностей семей, воспитывающих де­тей с отклонениями в развитии.

Учебное пособие «Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии» ад­ресовано студентам факультетов специальной психологии и кор-рекционной педагогики (дефектологических факультетов) педагогических вузов и колледжей.

Содержание пособия соответствует требованиям Государствен­ного образовательного стандарта 2000 г. к подготовке специалис­тов по специальностям: 031500 — тифлопедагогика, 031600 — сурдопедагогика, 031700 — олигофренопедагогика, 031800 — логопедия, 031900 — специальная психология, 032000 — специ­альная дошкольная педагогика и психология.

В учебном пособии обобщен многолетний опыт автора, связан­ный с работой по реабилитации семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. В нем представлены как общеизвестные методики, материалы, адаптированные к особенностям изучаемо­го объекта, так и совершенно новые авторские разработки. Струк­тура пособия включает Предисловие, три Главы и Приложения.

В Главе 1 изложен концептуальный подход к психологическому изучению семей, воспитывающих детей с отклонениями в разви­тии. В ней представлено теоретико-методологическое обоснование психологического изучения особенностей семей данной категории, определены цели этого изучения, его задачи и принципы.

Глава 2 содержит анализ причин нарушений взаимоотноше­ний в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в разви­тии. Раскрыты особенности фрустрирующего воздействия нарушений развития ребенка на психоэмоциональный статус его родителей.

Глава 3 посвящена описанию основных технологий психоло­гического изучения семей, воспитывающих детей с отклонени­ями в развитии.

В конце каждой главы помещены контрольные вопросы и задания, с помощью которых могут быть проверены степень и качество усвоения материала, а также список литературы, реко­мендуемой для изучения.

В Приложениях представлена документация психолога по ра­боте с семьями воспитанников, дано описание наиболее попу­лярных методик психологического изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии, приведены образцы выполнения ди­агностических заданий разными категориями испытуемых.

Пособие может быть использовано в системе среднего специ­ального и высшего образования при чтении лекционных курсов «Психология аномального развития», «Специальная психология», «Специальная педагогика», «Семейное воспитание», «Психоло­гическая помощь семье ребенка с отклонениями в развитии», «Патопсихология», «Психолого-педагогическая диагностика», «Организация и содержание специальной психологической по­мощи», а также различных спецкурсов и практикумов по дан­ной проблематике.

Книга может быть полезна и практическим работникам: пси­хологам и дефектологам различного профиля, учителям дошколь­ных и школьных специальных коррекционных образовательных учреждений, специалистам консультативных, психолого-медико-социальных реабилитационных центров и домов ребенка.

Автор учебного пособия выражает глубокую признательность за поддержку и ценные советы своим учителям: доктору психо­логических наук И.Ю. Левченко, доктору психологических наук, академику РАО В.И. Лубовскому и доктору психологических наук В.Г. Петровой.

Глава 1. Концепция психологического изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии

1.1. Теоретические основы психологической диагностики семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии

Современный этап развития коррекционной педагогики и психологии характеризуется поиском новых путей соци­альной адаптации детей с физическими и психическими недостатками. Согласно нашему глубокому убеждению, со­циализация ребенка с особыми образовательными потреб­ностями не может быть достигнута без приобщения к этому процессу его семьи и, в первую очередь, родителей. Семья — микросоциум, в котором ребенок не только живет — здесь формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных связей. Семья как общественный институт осуществляет функцию социализации ребенка. Именно в семье у ребенка складыва­ются первые представления о человеческих ценностях, нор­мах поведения, характере взаимоотношений между людьми. В семье дети не только подражают близким, но и ориентиру­ются на их социальные и нравственные установки. Уровень психологической зрелости родителей, их идеалы, опыт со­циального общения часто играют в развитии ребенка реша­ющую роль. Это нельзя не учитывать как в диагностической, так и в дальнейшей коррекционной работе с ребенком, имею­щим нарушения развития. В этой связи изучение проблем семьи такого ребенка становится одним из важных направ­лений в деятельности специального психолога.

О необходимости активного изучения всего спектра про­блем семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, свидетельствуют и многочисленные работы, появив­шиеся в разных областях дефектологической науки в после­дние годы. Можно назвать работы И.С. Багдасарьян (2000), Н.В. Мазуровой (1997), ГА. Мишиной (2001), М.М. Семаго (1992), В.В. Ткачевой (1998, 1999, 2003, 2004).

Интерес специалистов не ограничивается теперь лишь методическими вопросами формирования у детей тех или иных знаний и навыков. Акцент коррекционного воздей­ствия переносится на семью ребенка с отклонениями в развитии. Разнообразные формы обучения как в государ­ственных, так и в негосударственных образовательных уч­реждениях, работа с детьми, имеющими выраженные пси­хофизические недостатки, включают семью данной кате­гории в поле коррекционного воздействия в качестве основного стабилизирующего фактора социальной адап­тации ребенка.

Этапы социализации ребенка с отклонениями в развитии

Процесс психологического взросления детей с отклоне­ниями в развитии протекает с большими трудностями, в замедленном темпе, поэтапно. Первой ступенью вхождения ребенка с отклонениями в развитии в социальную среду яв­ляется его адаптация в семье. Успешность этого процесса во многом зависит от того, насколько адекватно реагируют на проблемы ребенка и как ему помогают их преодолевать его близкие родственники. Возникающие у ребенка трудности порой оказываются результатом неправильной позиции ро­дителей, других членов семьи, к сожалению, не замеченной педагогом школы или дошкольного учреждения.

Пребывание в специальном образовательном учреждении — вторая ступень социализации ребенка с отклонениями в развитии. Известно, что во взаимодействии учителя и уче­ника в массовой школе существуют значительные пробле­мы. Эти проблемы не обошли стороной и специальные коррекционные учреждения. Такт учителя, уважительное отношение к ребенку-инвалиду, его близким и семье — залог успешности коррекционного процесса и дальней­шего личностного развития ребенка (Строгова, 1999).

Последней и основной ступенью социализации является адаптация молодого человека с психофизическими недостатками в обществе, включая и адаптацию его семьи. Поиск се­мей с подобной судьбой, установление контактов и взаимо­действие с ними, обретение своей «социальной ниши» яв­ляются формой социальной адаптации семей с аномальны­ми детьми, известной как в нашей стране, так и за рубежом.

Все эти процессы не возможны без активной деятель­ности специального психолога, который призван оказы­вать психоррекционную помощь семье, предварительно тщательно изучив все стороны ее жизни.

Важную роль в развитии ребенка играет социальный статус семьи, культурный уровень родителей и близких ребенка. Бытующий в сознании обывателя взгляд на про­блему дефекта ребенка часто относит родителей таких де­тей либо к лицам, ведущим асоциальный образ жизни, либо к имеющим интеллектуальные нарушения. Этой же точки зрения придерживаются и многие специалисты. Нуж­но признать, что среди родителей воспитанников специ­альных учреждений такая категория присутствует. Такие родители чаще помещают детей в интернатные учрежде­ния, чем в образовательные учреждения дневного пребы­вания (школы). Как показывает опыт, эти родители мало беспокоятся о собственных детях. Более того, они могут оказывать и оказывают на них неблагоприятное воздейст­вие. Безусловно, такие родители в первую очередь нужда­ются в медико-социальных мероприятиях, которые могут осуществляться в рамках социально-психологической по­мощи взрослым лицам, включая и оптимизацию условий для развития проблемного ребенка в семье. С другой сто­роны, социальный спектр родительской аудитории (и это особенно важно!) не ограничивается такими отцами и матерями. Значительная часть родителей глубоко пережи­вают психофизические недостатки ребенка. В силу этой причины и складывающейся реальной обстановки, про­диктованной особенностями развития ребенка, эти роди­тели часто оказываются предрасположенными к социаль­ной дезадаптации различной степени выраженности, что не позволяет им оптимально взаимодействовать со своим ребенком и другими людьми. Возникающие проблемы уже самих родителей могут дестабилизировать жизнь всей семьи, а в некоторых случаях доводят ее до полного развала. Но самое главное заключается в том, что такие родители деструктивно влияют на собственного ребенка, используя неадекватные модели воспитания.

Часть родителей занимает иждивенческую позицию по вопросу обучения и развития ребенка с психофизически­ми недостатками. Помещая ребенка в специальное образо­вательное учреждение, они прекращают любые попытки, направленные на его воспитание, перекладывая собствен­ные обязанности на плечи специалистов и государства, полагая, что этим вопросом сами они могут заниматься в последнюю очередь.

Описанные выше особенности отношения различных групп родителей к своему ребенку лишь неполно отражают ту спе­цифическую домашнюю атмосферу, в которой растут дети с отклонениями в развитии. Неблагоприятные микросоциаль­ные условия семейного воспитания, несомненно, негатив­но влияют на характер и темп развития детей, предопреде­ляют возникновение деформаций в их эмоционально-воле­вой, коммуникативно-поведенческой и личностной сферах.

Следует помнить, что семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, могут выступать в каче­стве дополнительного источника деструктивного воздей­ствия, способствующего формированию вторичных нару­шений в психической сфере ребенка.

Вышеуказанное обусловливает потребность всесторон­него комплексного изучения проблем семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, включая анализ осо­бенностей внутрисемейной атмосферы, личностных харак­теристик детей и их родителей, родительско-детских и детско-родительских взаимоотношений и др.

Под концепцией психологического изучения семьи, воспи­тывающей ребенка с отклонениями в развитии, понима­ется системный подход, обеспечивающий комплексное изучение семьи с целью создания оптимальной внутрисе­мейной атмосферы и формирования адекватного отноше­ния близких лиц к ребенку с отклонениями в развитии. Системный подход включает определение основных це­лей, задач, принципов и направлений психологической диагностики семьи ребенка с отклонениями в развитии.

Важность такого подхода подтверждается и требовани­ями Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10). В «Классификацию психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соот­ветствии с МКБ-10» включен перечень категорий «сопут­ствующих аномальных психосоциальных ситуаций», кото­рые при неблагоприятных условиях могут возникать в та­ких семьях (см. Многоосевая классификация..., 2003).

В настоящее время психологическая помощь семье — важ­ное направление в системе медико-социального и психоло­го-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии. Одним из ее направлений является психологичес­кая диагностика семьи, с помощью которой определяются качественные характеристики условий развития ребенка в семье. Через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гар­монизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений, решается проблема бифференциальной и адресной помощи проблемному ребенку.

Современный подход к семье, воспитывающей ребен­ка с отклонениями в развитии, рассматривает ее как реа­билитационную структуру, изначально обладающую по­тенциальными возможностями к созданию максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребен­ка не только в специальном учреждении, но и дома. При этом особое внимание уделяется положительному влия­нию близких на ребенка с проблемами в развитии, кото­рые, воспитывая его, формируют в нем положительные нравственные качества, доброе отношение к миру.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.