|
Анализ структуры и динамики налоговых доходов бюджета РФ
Прогноз поступлений налога на добавленную стоимость на период 2006-2010 гг. был получен на основании прогнозируемой МЭРТ РФ динамики базы налога. В качестве базы НДС была выбрана разница объемов валового внутреннего продукта и сальдо торгового баланса.
Представленные ниже оценки поступлений НДС при фактическом налоговом законодательстве и планируемых изменениях налоговой системы отражают фактический объем поступлений налога в 2010 г. и прогнозируемые объемы поступлений налога с учетом снижения с 2006 г. базовой ставки НДС с 20% до 18%. Как видно из представленной ниже таблицы, в результате введения единой 13%-й ставки объем поступлений НДС в среднем сократится на 1,5 п.п. ВВП. [7; с. 16]
Таблица 2.1 Объем поступления НДС за 2006- 2010 гг.
| Поступления НДС
|
|
|
|
|
| | Поступления при фактическом налоговом законодательстве с учетом планируемых изменений (% ВВП)
| 6,15%
| 6,34%
| 6,44%
| 6,54%
| 6,65%
| | Поступления при 13%-й ставке (% ВВП)
| 4,71%
| 4,86%
| 4,93%
| 5,01%
| 5,13%
| | Изменение поступлений (% ВВП)
| -1,44%
| -1,48%
| -1,51%
| -1,53%
| -1,55%
| | Изменение поступлений (млрд. руб.)
| -232
| -278
| -322
| -373
| -422
| | | | | | | | | Рис. 2.1 Объём поступления НДС
Прогноз поступлений налога на прибыль рассчитывался на основании прогнозируемой МЭРТ РФ динамики валовой прибыли по всем видам деятельности. Соответственно, представленные ниже оценки изменения поступлений налога на прибыль при переходе к 13% ставке отражают эффект снижения эффективной ставки налога на прибыль при заданной динамике базы налога [15; с. 13]
Таблица 2.2 Объем поступления налога на прибыль за 2006- 2010 гг.
| Поступления налога на прибыль
|
|
|
|
|
| | Поступления при действующей налоговой системе (% ВВП)
| 4,19%
| 4,27%
| 4,42%
| 4,62%
| 4,87%
| | Поступления при 13%-й ставке (% ВВП)
| 2,27%
| 2,32%
| 2,39%
| 2,50%
| 2,85%
| | Изменение поступлений (% ВВП)
| -1,92%
| -1,96%
| -2,02%
| -2,12%
| -2,23%
| | Изменение поступлений (млрд. руб.)
| -310
| -367
| -433
| -516
| -589
| | | | | | | | | Рис. 2.2 Объём поступления налога на прибыль
Как видно из представленной ниже таблицы, поступления при фактическом налоговом законодательстве с учётом планируемых изменений с 2006 по 2009 год значительно снизился на 0,69%. В среднем за период 2007-2009 гг. снижение поступлений ЕСН составят около 1,4% ВВП.
Таблица 2.3 Объем поступления ЕСН за 2006- 2010 гг.
| Поступления ЕСН
|
|
|
|
|
| | Поступления при фактическом налоговом законодательстве с учетом планируемых изменений (% ВВП)
| 3,80%
| 3,07%
| 3,14%
| 3,13%
| 3,11%
| | Поступления при 13%-й ставке(% ВВП)
| 1,56%
| 1,65%
| 1,72%
| 1,75%
| 1,79%
| | Изменение поступлений (% ВВП)
| -2,23%
| -1,42%
| -1,42%
| -1,38%
| -1,34%
| | Изменение поступлений (млрд. руб.)
| -360
| -266
| -303
| -336
| -368
| | | | | | | | | Рис. 2.3 Объём поступления ЕСН
Изменение поступлений налога на доходы физических лиц при установлении 13%-й ставки на все виды доходов будет незначительным. Так, консолидированный эффект от снижения 30%-й и 35%-й ставок (выигрыши, призы, доходы по банковским вкладам сверх ставки рефинансирования, доходы не резидентов) и увеличения ставки по дивидендам будет положительным и не будет превышать 0,01% ВВП. [16; с. 41]
Доходы федерального бюджета за январь-март 2010 года, по предварительным данным Минфина России, составили 1 729,9 млрд. рублей или 21,1 % ВВП, что на 0,7 п.п. ВВП ниже величины за аналогичный период 2009 года. (Приложение 1)
Общий объем налоговых и других платежей, администрируемых ФНС России, составил 734,2 млрд. рублей в 2010 году или 8,9% ВВП, что полностью соответствует показателю доходов, администрируемых ФНС России, в процентах ВВП в 2009 году. Доходы, администрируемые ФТС России, поступили по итогам января-марта 2010 года в объеме 655,0 млрд. рублей или 8,0% ВВП (11,3% ВВП в 2009 году). Доходы, администрируемые другими администраторами, за отчетный период 2009 года составили 340,7 млрд. рублей, или 4,1 % ВВП (1,6% ВВП).
Поступление доходов в январе-марте составило 25,8% от объема доходов федерального бюджета, учтенного при разработке поправок в закон о федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов. К наиболее существенным факторам, оказавшим негативное влияние на доходы федерального бюджета, прежде всего, относится падение мировых цен на энергоносители на фоне снижения физобъемов добычи и экспорта нефти и газа. Цена нефти марки Urals в январе-марте 2009 года снизилась более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составила 43,0 доллара за баррель. Наряду с этим произошло существенное снижение импорта. Налоговые реформы, связанные со снижением налоговой нагрузки, в частности, сокращение федеральной ставки налога на прибыль, вступившие в силу в 2009 году также способствовали сокращению доходов федерального бюджета в первом квартале 2010 года. [20; с. 8]
В январе-марте 2010 значительный объем поступлений, согласно предварительным данным Минфина России, обеспечили "другие федеральные органы" - 340,7 млрд. рублей, что составляет 19,7% от общего объема доходов, поступивших за этот период. Основную их часть составляет процентный доход за пользование денежными средствами, размещенными на счетах в иностранной валюте, открытых в Центральном Банке Российской Федерации для учета средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в сумме 205,1 и 66,0 млрд. рублей соответственно. Без учета указанных средств, поступление доходов по прочим администраторам в январе-марте 2010 года составили 69,6 млрд. рублей, что ниже доходов за январь-февраль 2009 года на 44,7 млрд. рублей.
Кассовые расходы федерального бюджета за январь-март 2010 года составили 1 780,4 млрд. рублей или 21,7% ВВП, что выше показателя расходов в процентах ВВП за аналогичный период предшествующего года на 6,7 п.п. При этом расходы по обслуживанию долга в номинальном значении составили 63,9 млрд. рублей, что составляет 0,8% к ВВП. Непроцентные расходы в январе-марте 2010 года были выше на 6,5 п.п. ВВП, чем в том же периоде прошлого года (1 716,6 млрд. рублей или 20,9 % ВВП в январе-марте 2010 года по сравнению с 1 279,5 млрд. рублей или 14,4 % ВВП соответственно в 2009 году).
С учетом исполнения бюджета по доходам и расходам дефицит федерального бюджета в январе-марте 2010 года составил -50,5 млрд. рублей или -0,6% ВВП (в аналогичном периоде прошлого года 600,0 млрд. рублей или 6,7% ВВП).
Сальдо государственных внутренних заимствований за январь-март 2009 года составило, по предварительному отчету Минфина России, -32,9 млрд. рублей. Объем средств, привлеченных на внутреннем долговом рынке в январе-марте 2010 года, составил всего 1,8 млрд. рублей (0,02% ВВП) по сравнению с 108,3 млрд. рублей за тот же период 2009 года. Погашение долга в январе-марте 2010 года составило -34,7 млрд. рублей (-0,42% ВВП) по сравнению с -64,3 млрд. рублей (-0,72% ВВП) за тот же период 2009 года.
По состоянию на 1 апреля 2010 года совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 4 117,7 млрд. рублей, Фонда национального благосостояния - 2 915,2 млрд. рублей. [21, с. 25]
В январе 2010 года от Центрального Банка Российской Федерации поступил процентный доход за пользование денежными средствами, размещенными на счетах в иностранной валюте, открытых в Центральном Банке Российской Федерации для учета средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в объеме 205,1 и 63,4 млрд. рублей соответственно.
Кроме того, в январе 2010 года на счет по учету средств Фонда национального благосостояния были зачислены доходы от размещения средств фонда на депозитах во Внешэкономбанке в сумме 2,63 млрд. рублей.
В феврале 2010 года была приобретена и зачислена на соответствующие счета по учету средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния иностранная валюта на сумму 205,1 и 26,9 млрд. рублей соответственно. [21; с. 27]
В марте 2010 года Минфин России приступил к использованию средств Резервного фонда на обеспечение сбалансированности федерального бюджета. В связи с этим, была осуществлена продажа иностранной валюты, находящейся на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте, за валюту Российской Федерации в общей сумме 600,0 млрд. рублей и произведено перечисление указанных средств на единый счет федерального бюджета.
Кроме того, в марте 2010 года средства Резервного фонда в размере 5,55 млрд. рублей перечислены на пополнение резервной позиции Российской Федерации в Международном валютном фонде (далее - МВФ). По состоянию на 1 апреля 2010 года часть резервной позиции Российской Федерации в МВФ, сформированная за счет средств Резервного фонда, составила 0,56 млрд. СДР, при этом курсовая разница от переоценки указанных средств за январь-март 2010 года составила 2,40 млрд. рублей.
В январе-марте 2010 года средства Фонда национального благосостояния размещены на депозит во Внешэкономбанке в сумме 32,10 млрд. рублей. [7; с. 18]
Курсовые разницы от переоценки средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на счетах в Центральном банке Российской Федерации за январь-март 2010 года составили:
- для Резервного фонда - 483,44 млрд. рублей,
- для Фонда национального благосостояния - 265,18 млрд. рублей.
Доходы консолидированных бюджетов Российской Федерации по результатам двух месяцев 2010 года, по данным Федерального казначейства, составили 640,0 млрд. рублей или 12,1% ВВП, что на 0,8 п.п. ВВП ниже величины в аналогичном периоде 2009 года.
Расходы консолидированных бюджетов Российской Федерации в январе-феврале 2010 года, по информации Федерального казначейства, составили 548,8 млрд. рублей или 10,4% ВВП, что на 0,6 п.п. ВВП выше расходов в аналогичном периоде 2009 года. При этом расходы по обслуживанию долга незначительно увеличились с 4,6 млрд. рублей (0,1% ВВП) до 5,7 млрд. рублей (0,1% ВВП). Одновременно, непроцентные расходы составили 543,1 млрд. рублей или 10,3% ВВП. Это на 0,5 п.п. ВВП выше показателя прошлого года.
Кассовый профицит консолидированных бюджетов Российской Федерации составил 91,1 млрд. рублей или 1,7% ВВП, что на 1,3 п.п. ВВП ниже значения в январе-феврале 2010 года. [7; с. 19]
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|