Формирование доходной части бюджетной системы РФ
налог сбор пошлина бюджетный
Как известно законодательство о налогах изменяется из года в год. Эти изменения влияют на доходную часть страны. Ведь как было сказано выше, налоги - это основной источник формирования доходов государства. 25 августа 2008 года Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (далее - проект бюджета). Ю.М.Лермонтов. О доходных составляющих федерального бюджета на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов. «Налоговый вестник». 20008. №12. - С.3.Особенно острые споры развернулись вокруг расходных статей проекта бюджета. Однако и его доходная часть критиковалась специалистами.
Прогноз доходов проекта бюджета составлен был на основе ожидаемых итогов социально-экономического развития РФ за 2008 год, а также уточнённого прогноза социально-экономического развития РФ на 2009 год. Кроме макроэкономических показателей (Инфляция, ВВП, Курс доллара США) при расчёте объёма доходов федерального бюджета учитывались принятые в 2008 году изменения и дополнения в законодательство РФ о налогах и сборах и бюджетное законодательство, вступающие в действие с 1 января 2009 года, а именно: Ю.М.Лермонтов. О доходных составляющих федерального бюджета на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов. «Налоговый вестник». 20008. №12. - С.3.
· включение в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, и исключение из сумм, облагаемых налогом на доходы физических лиц, сумм возмещения организациями своим работникам затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения;
· увеличение для целей налогообложения прибыли размера взносов по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, с 3 до 6 % от суммы расходов на оплату труда;
· установление повышающего коэффициента в размере 1,5 к расходам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки для целей налогообложения прибыли;
· повышение - с 9 до 15 долл. США - не облагаемой налогом на добычу полезных ископаемых минимальной цены на нефть;
· изменение ставок акцизов по подакцизным товарам.
По сравнению с ожидаемым исполнением федерального бюджета в 2008 году прогнозируемые в 2009 году доходы увеличатся на 1 029 986,9 млн рублей и будут составлять 10 927 137,7 млн рублей.Изменение основных показателей макроэкономического прогноза в целом приведёт к увеличению доходов федерального бюджета на 822 112,6 млн руб.Следует отметить, что в 2009 - 2011 годах где-то более 85 % поступлений доходов федерального бюджета будут формироваться за счёт четырёх доходных источников: Ю.М.Лермонтов. О доходных составляющих федерального бюджета на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов. «Налоговый вестник». 20008. №12. - С.7.
· налога на прибыль организаций;
· НДС;
· налога на добычу полезных ископаемых;
· таможенных пошлин.
Поступление основных доходных источников федерального бюджета в 2008 - 2011 годах:
| Наименование налогов
| Оценка
| % к общему
| Прогноз
| % к общему
| | и платежей
| 2008 года
| объему доходов
| 2009 года
| объему доходов
| | Налог на прибыль
| 686 807 290,0
| 6,9
| 756 655 893,0
| 6,9
| | НДС (всего):
| 2 339 419 524,0
| 23,6
| 3 271 445 517,0
| 29,9
| | в том числе:
| | | | | | НДС по товарам (работам, услугам),
| 1 214 515 830,0
| 12,3
| 1 868 240 416,0
| 17,1
| | реализуемым на территории РФ
| | | | | | НДС по товарам, ввозимым
| 1 124 903 694,0
| 11,4
| 1 403 205 101,0
| 12,8
| | на территорию РФ
| | | | | | Налог на добычу полезных
| 1 784 890 017,0
| 18,0
| 1 444104 076,0
| 13,2
| | ископаемых
| | | | | | Таможенные пошлины
| 3 900 245 706,0
| 39,4
| 4 136 984 648,0
| 37,9
| | Прочие доходы
| 1 185 788 244,0
| 12,0
| 1 317 947 599,0
| 12,1
| | итого доходов
| 9 897 150 781,0
| 100,0
| 10 927 137 733,0
| 100,0
| | | | | | | | В рамках бюджетных полномочий налоговые органы прогнозируют поступление доходов в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ и государственные внебюджетные фонды. От точности прогноза поступление доходов в неблагоприятной экономической ситуации зависит финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе реализации задач социальной политики.
Следует проанализировать экономическую ситуацию в России в условиях мирового финансового кризиса, чтобы понять какие следует принять меры для совершенствования налогового администрирования. Минфин России подготовил доклад о результатах и основных направлениях деятельности ведомства на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов и его составе - доклад о результатах и основных направлениях деятельности на тот же период Федеральной налоговой службы. В соответствии с этим документом налоговое администрирование будет совершенствоваться по следующим направлениям:
· переход от проведения «тотального» налогового контроля к концепции управления рисками (предусматривает вявление налогоплательщиков, которые могут входить в категорию повышенного риска совершения налоговых правонарушений);
· создание мощного информационно-аналитического аппарата налоговых органов;
· совершенствование администрирования НДС на основе разработанных и введённых в действие законодательных изменений, способствующих повышению собираемости налога и реализации современной системы контроля за его поступлениями с использованием информационных ресурсов;
· выявление новых способов и схем, используемых для уклонения от налогообложения;
· анализ деятельности, основанной на новых технологиях (например, электронной торговли), на предмет уклонения от налогообложения и др.
Заключение
Налоги составляют неотъемлемый элемент рыночной экономики. Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.
Итак, отметим еще раз самые важные аспекты налогообложения.
Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платёж, уплачиваемый организациями и физическими лицами в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В первой главе моей курсовой работы раскрывается сущность налога, его основные функции и формы.
Налоги выполняют следующие важнейшие функции: фискальная, социальная, регулирующая и контрольная. Эти функции показывают, каким путём реализуется общественное назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения государственных налогов. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.
Классификационные признаки универсальны и подразделяются: по способу взимания, уровню управления, субъекту уплаты, объекту обложения, принадлежности к звеньям бюджетной системы, назначению, срокам уплаты. Следует также отметить, что в РФ функционирует трёхуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов.
Налоговая система -- один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Налоговой системе РФ в моей курсовой работе посвящена вторая глава.
В данном разделе характеризуется действующая налоговая система РФ, показаны основные изменения в налогово-бюджетной сфере, а также формирование доходной части бюджетной системы РФ в современных условиях.
Налоговая система РФ строится в соответствии с НК РФ. В 2008 году законодателем были внесены многочисленные поправки в часть вторую НК РФ, основная масса изменений которых вступила в силу с 1 января 2009 года.
В итоге, я думаю, что я справилась с поставленными задачами моей курсовой работы, которые были поставлены вначале. А значит, цель курсовой работы выполнена, которая состояла в том, чтобы раскрыть сущность налогов и налоговой системы в современных условиях.
Библиографический список
1). Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая. Текст с изменениями и дополнениями на 15 июня 2008г. - М.: Эксмо, 2008.
2). Герасимова Н.Р. Об изменениях в налоговом законодательстве. // Налоговый вестник. 2009. Март.
3). Качур О.В. Налоги и налогообложение. - М., 2007.
4). Налоги. Словарь-справочник. / Руководитель Черник Д.Г. - М.: ИНФРА-М, 2000.
5). Налоги: Учебник для вузов. / Под ред. Проф. Черника Д.Г. - 2-е изд., перераб. И доп. - М, 2003.
6). Особенности аналитической работы и формирования доходной части бюджетной системы РФ в современных условиях. // Российский налоговый курьер. 2008. №24.
7). Н.В Ушак .Теория и История налогоооблажения.М.:Кнорус,2009.
8). Ф.Н. Филина. Нлоги и налогооблажение в Р.Ф.М.:ГроссМедиа,2009.
9). Лермонтов Ю.М. О доходных составляющих федерального бюджета на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов. // Налоговый вестник. 2008. Декабрь
10). Иванова Н.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для нач. проф. Образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Приложение 1
Основные признаки налога.
| Императивность
| | Индивидуальная безвозмездность
| | Признаки налога
| | Законность
| | | | Уплата в целях финансового обеспечения деятельности государства
| | Абстрактность
| | | | Относительная регулярность
| | | | | | | | Императивность - правовая обязанность безусловной, полной и своевременной уплаты налогов государству налогоплательщком.
Индивидуальная безвозмездность - налогоплательщик не в праве рассчитывать на эквивалентную выгоду государства.
Законность - означает, что установление налогов и их взимание осуществляется в порядке, определенном законом.
Уплата в целях финансового обеспечения деятельности государства - налоги всегда были и остаются базовой составляющей доходов государства.
Абстрактность - признак абстрактности налогов предполагает их поступление на нужды всего государства, а затем распределение по видам расходов.
Относительная регулярность - налога выражается в периодической его уплате в установленные законом сроки.
Приложение 2
Различия между прямыми и косвенными налогами
| Прямые налоги
| Косвенные налоги
| | 1. В правоотношения по поводу взимания налогов вступают два субъекта: бюджет и налогоплательщик.
| В правоотношения по поводу взимания налогов вступают три субъекта: бюджет, носитель налога и юридический налогоплательщик как посредник между ними.
| | 2. Величина налогов непосредственно зависит от финансовых результатов деятельности плательщика.
| Величина налогов не зависит от финансовых результатов деятельности плательщика.
| | 3. Эти налоги подоходно-поимущественные
| Эти налоги имеют объектом обложения обороты по реализации товаров (работ, услуг).
| | | | |
Приложение 3
Начисление и поступление налогов и сборов в бюджетную систему Р.Ф. по основным видам экономической дейтельности.
(по состоянию на 01.01.2009года)
Приложение 4
Система налогов и сборов в РФ.
(В соответствии с НК РФ).
| Виды налогов
| К ним относятся
| | Федеральные налоги и сборы
| Налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.
| | Региональные налоги
| Налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.
| | Местные налоги
| Земельный налог, налог на имущество физических лиц.
| | Налоги, установленные специальными налоговыми режимами
| система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
| | Введение
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Проблема налогов, на сегодняшний день, одна из наиболее сложных и противоречивых в мировой практике ведения народного хозяйства.
В каждой стране существуют свои виды налоговых систем, иногда существенно отличающихся друг от друга.
В своей курсовой работе, автор рассматривал налоговые системы США и Республики Беларусь. Каждой из этих стран присуща своя, отличная от других налоговая система, которая складывалась под воздействием разных экономических, политическими социальных условий, со свойственными ей налогами, их структурой, способами взимания, ставками, налоговыми льготами.
Целью данной работы является ознакомление с налоговыми системами США и Республики Беларусь.
При рассмотрении этой темы, автор поставил перед собой следующие задачи:
1. Раскрытие сущности налогов и налогообложения в целом.
2. Ознакомиться с основными видами налогов и дать им краткую характеристику.
3. Определить способы взимания налогов
4. Рассмотреть механизм функционирования налоговой системы, способы и принципы взимания налогов в США и Республике Беларусь.
Глава 1. Общая характеристика налогов и налоговых систем
1.1 Понятие и функции налогов
Налог Налоговый Кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями, ЭКСМО, 2012г. - обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им по праву собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств с целью финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Налогообложение - это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Сущность налогов проявляется через их функции. Функции налогов - устойчивые внутренние свойства, закономерности развития и отличительные формы проявления, позволяющие выявить внутреннее содержание и назначение налогов.
Налоги выполняют следующие важнейшие функции:
1. Фискальная функция, т.е. финансирование государственных расходов. У государства есть традиционные функции - содержание органов государственного управления, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности граждан, национальная оборона, охрана окружающей среды и природных ресурсов, поддержка транспорта, связи и информатики, а также социально-культурные функции.
2. Социальная функция, т.е. поддержания социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. Одним из главных способов осуществления этого является введение прогрессивного налогообложения: чем выше доход, тем непропорционально большая часть его изымается в виде налога. Социальная функция также несет освобождение от уплаты ряда налогов некоторых категорий налогоплательщиков (малоимущих, инвалидов, пенсионеров, многодетных, матерей одиночек) или не обложение налогами некоторых социально значимых товаров (освобождение от НДС, таможенных пошлин), или же, наоборот, повышенное налогообложение предметов роскоши.
3. Регулирующая функция, т.е. государственное регулирование экономики, прежде всего циклических колебаний, структурных изменений, цен, капиталовложений, экологии, внешнеэкономических связей. Для этого вводятся новые и отменяются старые налоги, меняются и дифференцируются их ставки, предоставляются налоговые льготы. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Булатов А.С. - М.: Экономистъ, 2004 - стр. 597
Важными элементами налогообложения являются:
1. Субъект налога - В качестве это лица выступают физические и юридические лица, которые несут ответственность за уплату налога.
2. Объект налога - различные виды дохода, операции по реализации товаров, результатов работ, услуг, а также различные формы накопленного богатства или имущества.
3. Налоговая база - количественная оценка объекта обложения.
4. Налоговые льготы - некоторые более лёгкие условия уплаты налога.
5. Налоговые санкции - наказания за нарушения в налоговой сфере и др. Е.Б. Шувалова, В.В. Климовицкий, А.М. Пузин «Налоговые системы зарубежных стран» учебно-практическое пособие, Москва 2010 - стр. 7
Таким образом, исследование параграфа 1.1 показал, что налоги являются важнейшим звеном в экономике государства, без них не сложилась бы ни одна экономическая система. Налоги обладают определенными функциями, благодаря которым идет регулирование денежных поступлений и дальнейшее распределение.
1.2 Виды налогов
Налоги бывают двух видов. Первый вид - налоги на доходы и имущество, прямые налоги: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (предприятий, фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.
Второй вид - налоги на товары и услуги, косвенные налоги: налог с продаж, который в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Косвенные налоги частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды). Романовский М.В. «Налоги и налогообложение», СПб, 2005г. - стр. 41
Подоходный налог с физических лиц является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика - физического лица. Платежи осуществляются в течении года, но окончательный расчет производится в конце его. Налоговые системы разных стран имеют свои собственные наборы налоговых ставок и изъятий из налогообложения, налоговых кредитов и сроков выплат. Обычно подоходный налог взимается по прогрессивной ставке, повышающейся по мере роста дохода налогоплательщика. Высшие ставки подоходного налога в развитых странах колеблются от 30% до 70%.
Налог на прибыль предприятий, организаций (фирм, корпораций) взимается в случае, если они признаются юридическими лицами.
Налог на прибыль предприятий (корпоративный налог) составляет основную часть их налоговых выплат. Обложению налогом подлежит прибыль, чистый доход (валовая выручка за вычетом всех расходов и убытков).
Налогообложение той части прибыли, которая подлежит распределению между акционерами в виде дивидендов, в разных странах осуществляется по-разному. Полученные дивиденды попадают под действие подоходного налога с физических лиц, в результате чего одна и та же сумма может дважды облагаться налогом: вначале корпоративным налогом как часть прибыли, а затем подоходным налогом с физических лиц как распределяемая прибыль, которая превращается в доход акционеров. В результате возникает двойное налогообложение.
В зависимости от подхода к двойному налогообложению распределяемой прибыли национальные системы взимания налога на прибыль предприятий можно сгруппировать следующим образом:
- Классическая система при которой распределяемая часть прибыли облагается вначале налогом на прибыль предприятий, а затем личным подоходным налогом.
- Система снижения налогообложения на уровне компании, при которой распределяемая прибыль либо облагается по более низкой ставке корпоративного налога, либо частично освобождается от налогообложения.
- Система снижения налогообложения на уровне акционеров, при которой либо акционеры частично освобождаются от уплаты подоходного налога на получаемые ими дивиденды независимо от того, удержан или не удержан корпоративный налог с распределяемой прибыли; либо налог, уплаченный компанией с распределяемой прибыли, частично засчитывается при налогообложении акционеров.
- Система полного освобождения распределяемой прибыли от корпоративного налога на уровне фирмы или акционеров.
Социальные взносы (социальные налоги) охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими работающими, частично их работодателями. Они направляются в различные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и т.д.
Поимущественные налоги - это налоги на имущество, землю, и другую недвижимость, дарения и наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства.
Налоги на добавленную стоимость - таможенные пошлины, акцизы, налог с продаж и налог на добавленную стоимость. Последний схож с налогом продаж, при котором всю его тяжесть несет конечный потребитель. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют стоимость к поступившим в их распоряжение предметам труда, облагаются налогом с этой добавленной стоимостью. Каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, которые движется по цепочке вплоть до конечного потребителя.
Таким образом, исследование параграфа 1.2 показал, что налоги подразделяются на 2 вида: прямые и косвенные. К прямым налогам относятся: подоходный налог, налог на прибыль, социальные страхование и поимущественные налоги. Косвенными налогами являются налог на добавленную стоимость, акцизы и др.
1.3 Сущность и виды налоговых систем
Налоги - гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему государства, которая является важнейшим механизмом системы государственного регулирования экономики. Налоговые системы развитых стран складываются под влиянием различных экономических, политических и социальных условий. Налоговые системы различаются по набору, структуре, способам взимания, ставкам налогов, по фискальным полномочиям различных уровней власти и т.д.
Задачи налоговой системы - обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду производства, создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ. Черник Д. Г. «Налоги в рыночной экономике», - ЮНИТИ, Москва 2004г. - стр. 52
Существуют два вида налоговой системы -- шедyлярная и глобальная.
В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части -- шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше. В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.
Эффективность налоговой системы определяется двумя факторами:
1. Полнота выявления источников в целях обложения их налогом;
2. Минимизация расходов по взиманию налогов.
Эффективность налоговой системы определяется как чистый доход государства от поступления налогов, т.е. как разница между взысканными налогами и издержками взимания. Степень воздействия всей налоговой системы на экономическую конъюнктуру зависит от того, какой удельный вес в ней занимают отдельные виды налогов, обладающие разной эластичностью, а также от уровня ставок налогов. Черник Д. Г. «Налоги в рыночной экономике», - ЮНИТИ, Москва 2004г. - стр. 73
Таким образом, анализ данного параграфа показал, что главными задачами налогов является обеспечение государства финансовыми ресурсами, противодействие спаду производства и создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.
1.4 Способы взимания налогов и принципы налогообложения
Налоги могут взиматься следующими способами:
1. Кадастровый -- (от слова кадастр -- таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.
2. На основе декларации. Декларация -- документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.
3. У источника. Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.
Принципы налогообложения - это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. Главный принцип налогообложения: «Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца», т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Булатов А.С. - М.: Экономистъ, 2004
Основные принципы налогообложения впервые были выведены Адамом Смитом. Благодаря их простоте и ясности, они стали «аксиомами» налоговой политики. Сегодня эти принципы расширены и дополнены:
1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).
2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо.
3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.
4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.
6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики. Райзберг Б. А, «Курс экономики», - Инфра-М, Москва 2005г. - стр. 96
Таким образом, анализ параграфа 1.4 показал, что налоги могут взиматься следующими способами: кадастровый, на основе декларации, у источника. Автор определил основные принципы налогообложения, главный из которых говорит о том, что с какими бы финансовыми трудностями не столкнулось бы государство, они не должны сказываться на величине взимаемого налога.
Глава 2. Налоги и налоговые системы США и Беларуси
2.1 Налоги и налоговая система США
США - федеративное государство, его конституция делит функции государственной власти между федеральным правительством и правительствами штатов. Налоговая система США исходит в основе своего построения из общего экономического принципа либерализации, сущность которого заключается в максимально возможном использовании объективно действующих рыночных регуляторов экономического развития. С организационной точки зрения данная система налогообложения является трехуровневой и включает федеральные налоги, налоги штатов и местные налоги (графств, муниципалитетов, округов и других государственных территориальных образований). Федеральное правительство и правительство штатов пользуется конституционным правом принятия налогов. Органы местного самоуправления вправе взимать налоги, разрешенные им законодательством штатов.
Несмотря на законодательно установленные широкие права территорий, региональный потенциал в налогообложении США не используется в значимой степени, поскольку около 70% налоговых поступлений проходит через федеральный бюджет и их часть перераспределяется между регионами (штатами) централизованно с объективными негативными последствиями.
Однако в последнее время сформировалась ощутимая тенденция увеличения собственных налоговых доходов штатов, например, в таких сферах, как социальное обеспечение, здравоохранение, охрана общественного порядка (содержание полиции), обеспечивающих около 90% расходов. Тем не менее, главным источником формирования доходов региональных бюджетов (более 70%) остаются субсидии федерального бюджета.
Особенностью налоговой системы США является предоставление права федеральным, местным и органам власти штатов устанавливать самостоятельно порядок налогообложения, налоги и их ставки. Отдельные виды налогов взимаются всеми ветвями власти - федеральными, штатов и местными. К таким, например, относится индивидуальный подоходный налог. Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. - М.: МЦФЭР, 2003 - стр. 157 Виды налогов, взимаемые на каждом уровне, представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Состав и структура налоговой системы США.
| № п/п
| Федеральные налоги
| Налоги штатов
| Местные налоги
| |
| Подоходный налог
| Подоходный налог
| Подоходный налог
| |
| Налог на прибыль корпораций
| Налог на прибыль корпораций
| Налог на прибыль корпораций
| |
| Налог на социальное страхование
| | | |
| Акцизы
| Акцизы
| Акцизы
| |
| Таможенные пошлины
| | | |
| Налоги на наследство и дарения
| Налоги на наследство и дарения
| Налоги на наследство и дарения
| |
| | Налог с продаж
| Налог с продаж
| |
| | Поимущественные налоги
| Поимущественные налоги
| |
| | Налоги с владельцев автотранспорта
| | |
| | | Экологические налоги
| | | | | | | Налоговые службы самостоятельны и не подчинены друг другу, хотя и взаимодействуют между собой. Так как часто налоги одновременно взимаются в федеральный бюджет и бюджет штатов, то налоговые службы этих уровней должны координировать свои действия и объединять усилия при работе с налогоплательщиками. Пикунов Н.И. “Организация работы налоговых органов США”, //Финансы. - 1995. - № 6. - 42 стр.
С точки зрения использования экономического (стимулирующего) потенциала системы инвестиционный потенциал налоговой системы США реализуется через следующие главные элементы:
- применение норм ускоренной амортизации основных фондов предприятий, позволяющих увеличивать долю издержек и соответственно снижать долю прибыли в цене продукции и услуг, что представляет собой форму льготы в части налога на прибыль, а также способ стимулирования инвестиций в развитие хозяйствующих субъектов;
- масштабные льготы, касающиеся инвестиций в научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы вплоть до полного освобождения соответствующих затрат и результатов от большинства видов налогообложения;
- специальные налоговые скидки за использование альтернативных видов энергии в производственно-хозяйственной деятельности субъектов экономики, которые могут составлять до 50% стоимости соответствующих видов оборудования, исключаемых из налогооблагаемой базы.
Для современной американской системы характерно:
1. Преобладание прямых налогов над косвенными.
2. Параллельное использование основных видов налоговых платежей федеральным правительством, правительством штатов и местными органами власти.
3. Взимание на федеральном уровне налогов, которые дают более полные поступления.
Источники налогового права США являются: Конституция США, конституция штатов, Налоговые законы, Международные договоры, Судебные прецеденты, Подзаконные акты.
Федеральная конституция является основным источником налогового права США. Она содержит ряд принципов, которые являются правовой базой для налогового законодательства федерации и штатов.
1. Налоги изымаются исключительно в публичных целях.
2. Принцип справедливого налогообложения.
3. Налог не может быть установлен, изменен или отменен иначе, как законом.
4. Принцип должной правовой процедуры.
5. Принцип налогового иммунитета.
6. Принцип верховенства федерального закона.
7. Принцип равенства привилегий и иммунитетов.
Взимание налогов осуществляется следующими способами:
1. «У источника»;
2. По декларации;
3. Кадастровый;
4. Оценочные платежи (для корпораций). Рассчитывается как разница между предполагаемой суммой годового налога и предполагаемым размером льгот. Е.Б. Шувалова, В.В. Климовицкий, А.М. Пузин «Налоговые системы зарубежных стран» учебно-практическое пособие, Москва 2010 стр. 89-90
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|