|
Так как ситуация непрерывно изменяется, то существует необходимость постоянного совершенствования налоговой системы с учетом перспектив развития национальной экономики.
Подводя итоги, можно выделить основные цели современной налоговой политики государств с развитой рыночной экономикой. Они ориентированы на следующие основные требования :
- затраты на взимание налогов должны быть по возможности минимальными;
- налоговая система должна служить более справедливому распределению доходов, не допускается двойное обложение налогоплательщиков;
- налоговая система должна соответствовать структурной экономической политике, иметь четко очерченные экономические цели;
- обсуждение проектов законов о налогообложении должно носить открытый и гласный характер.
Цели и задачи данной работы были достигнуты при анализе налоговых систем развитых стран, на примере США и Республики Беларусь.
Нужно отметить, что системы налогов в разных странах отличаются друг от друга: по структуре, набору налогов, способам их взимания, налоговым ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, налоговым льготам.
Так, например в США более 70% всех налоговых поступлений дают прямые налоги. В прямых налогах большой удельный вес занимают федеральные подоходные налоги -- более 40%, в то время как в Беларуси подоходный налог взимается по прогрессивной шкале с диапазоном ставок от 9 до 30%.
В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.
Список использованных источников
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями, ЭКСМО, 2012г.
2. Налоговый кодекс Республики Беларусь: Общая часть. Национальный центр правовой информации РБ, 2009 г. № 166-3Налоговый кодекс Республики Беларусь: Особенная часть. Национальный центр правовой информации РБ, 2009 г. № 71-З
4. Булатов А.С. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2004
5. Романовский М.В. «Налоги и налогообложение», Питер, СПб, 2005г.
6. Райзберг Б. А, «Курс экономики», - Инфра-М, Москва 2005г.
7. Черник Д. Г. «Налоги в рыночной экономике», - ЮНИТИ, Москва
8. Закон "О налоге на добавленную стоимость" (в редакции, действующей с 1.01.2007 г.) ст.2 п.1 подп.1.1.4
9. Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. - М.: МЦФЭР, 2003
10. Е.Б. Шувалова, В.В. Климовицкий, А.М. Пузин «Налоговые системы зарубежных стран» учебно-практическое пособие, Москва 2010
11. А.А.Савицкий. Налогообложение: учеб. Пособие. - Минск :2007
12. Н.Е.Заяц, Т.Е.Бондарь, И.Н.Алешкевич. Налоги и налогообложение: учебник/ - 5-е изд., испр. и доп. - Минск: выш.шк., 2008
13. Пикунов Н.И. “Организация работы налоговых органов США”, //Финансы. - 1995. - № 6.
14. Налоговые системы стран дальнего и ближнего зарубежья: [Мировой опыт]// Вестник ВХС РБ. - 2005. - №9.
15. Налоговая система Республики Беларусь в 2010 году [Электронный ресурс] Официальный сайт Министерства Финансов Республики Беларусь http://www.minfin.gov.by/rmenu/taxation/nalogsistem/nalsys2010
Введение
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В связи с этим приобретает особую роль значение налоговой системы государства и принципы ее организации и функционирования. В западном опыте создания и функционирования эффективной налоговой системы немало ценного и полезного. Но при его использовании необходимо принимать во внимание и объективные условия, в которых создается и развивается налоговая система, и конкретное состояние экономики в каждой стране, и уровень накопленных богатств, и даже психологические установки и традиции населения.
Последние реформы показывают стремление Российского правительства к коренному изменению ситуации в стране. Масштабная программа преобразований в налоговой политике проводится уже более двух лет. Следствием предпринятых мер уже стало более равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, изменение в положительную сторону структуры поступлений, улучшение администрирования, легализация многих налогоплательщиков. Важнейшим промежуточным результатом стало реальное снижение общей налоговой нагрузки на экономику, поддерживающее дальнейший экономический рост России.
1 Основы и общие положения налоговой системы 1.1 Принципы построения налоговой системы С 1998 года вместо термина «налоговая система» применяется выражение «система налогов и сборов». Налоговый кодекс РФ формулировал понятия налога и сбора с указанием их характерных особенностей, которые были приведены ранее. В соответствии с Законом РФ «О бюджетной классификации» все эти платежи составляют группу налоговых доходов. В результате преобразования в 2000-е гг. налоговая система РФ значительно упрощена и состоят из небольшого количества налогов, что исключает необходимость подразделения их на различные виды в самом бюджете. Простота налогообложения позволяет обеспечить казну доходами с минимальными издержками, она же делает ее понятной налогоплательщику и развивает чувство ответственности, заставляя отказаться от соблазна уклонения от уплаты налога. Итогом всех преобразований последних лет являетсяналоговая система РФ-совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков — юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи составляют более 80% доходов бюджетной системы РФ.
Налоговый кодекс РФ внес изменения в систему налогов и сборов, сократив общее число их видов до 28. Однако до введения в действие части второй Налогового кодекса было установлено применение платежей, предусмотренных ст. 19, 20 и 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в котором было перечислено 22 различных платежа. С 2005 года состав системы налогов и сборов регулируется Налоговым кодексом РФ и включает 15 платежей.
К федеральным налогам и сборам на 1 января 2005 года Налоговый кодекс РФ относит 10 платежей: · налог на добавленную стоимость; · акцизы; · налог на доходы физических лиц; · единый социальный налог; · налог на прибыль организаций; · налог на добычу полезных ископаемых; · налог на наследование и дарение; · водный налог; · сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; · государственная пошлина.
Федеральные налоги устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ, круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки налога, порядок зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд также определяются Налоговым кодексом РФ. Это не исключает зачисления их не только в федеральный бюджет, но и бюджеты другого уровня. Часть платежей из приведенного перечня непосредственно зачисляются в федеральный бюджет, другая часть платежей используется для регулирования бюджетов субъектов РФ. Субъекты РФ используют эти налоги для регулирования местных бюджетов. Третья часть платежей зачисляются разными долями в бюджеты всех уровней. Данное распределение установлено Бюджетным кодексом РФ (см. главу 7 «Бюджетная классификация»).
К региональным налогам на 1 января 2005 года Налоговый кодекс РФ относит 3 платежа: · налог на имущество организаций; · налог на игорный бизнес; · транспортный налог.
Налог на игорный бизнес, как и федеральные налоги, устанавливается Налоговым кодексом РФ и взимается на всей ее территории. Налог на имущество организаций и транспортный налог вводятся в действие представительными органами государственной власти субъектов РФ. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются только Налоговым кодексом РФ. Кроме того, законодательными органами субъектов РФ могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Региональные налоги зачисляются в бюджеты субъектов РФ, а также могут быть переданы полностью или частично в местные бюджеты.
К местным налогам на 1 января 2005 года Налоговый кодекс РФ относит 2 платежа: · земельный налог; · налог на имущество физических лиц. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются только Налоговым кодексом РФ. Кроме того, представительными органами муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Необходимо подчеркнуть, что законодательство РФ закрепляет исчерпывающий перечень налогов, сборов и других платежей, отнесенных к налоговой системе. Органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей. Следовательно, на территории России действует единая система налоговых доходов, перечень которых, независимо от их уровня, закрепляется законодательством РФ. 1.2 Состояние налоговой системы на современном этапе С сожалением следует отметить, что становление современной российской налоговой системы сопровождалось значительным ростом числа налоговых правонарушений. По оценкам специалистов, в результате неисполнения налогоплательщиками своих обязанностей государство ежегодно недополучало от 30 до 40% бюджетных средств. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение и являлось главной причиной непоступления налогов в государственную казну.
О реальных масштабах налоговой преступности в той или иной степени свидетельствуют: значительный разрыв между официальными и реальными доходами населения: очевидная разница между расходами на потребление отдельных граждан и декларируемыми ими доходами; стабильный рост объема денежной наличности, находящейся во внебанковском обороте: снижение собираемости налогов, отмечающееся даже в период сезонного роста поступлений налогов в бюджет: увеличение из года в год значительными темпами размера бюджетной недоимки. Преодолев финансовый кризис конца 1998г. в России наметился рост объемов ВВП, замедлились темпы инфляции, впервые были перевыполнены бюджетные назначения. Но самые кардинальные изменения в отечественной налоговой системе произошли с постепенной кодификацией налогового законодательства и с введением в действие с 1 января 1999г. части первой Налогового Кодекса Российской Федерации, регулирующего все стадии налоговых правоотношений.
Во-первых, было законодательно установлены особые требования, предъявляемые к актам законодательства о налогах и сборах, касающиеся как содержания, так и порядка их введения. Согласно НК РФ органы исполнительной власти излают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, только в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях. В связи с этим приказы, инструкции и методические указания органов исполнительной власти по вопросам налогообложения не относятся к актам законодательства о налогах и сборах и обязательны только для своих соответствующих подразделений. Во-вторых, был установлен исчерпывающий переченьналогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации. Мерой обеспечивающей предсказуемость налогового законодательства стало установление на федеральном уровне основных элементов налогообложения по региональным и местным налогам, что призвано оградить хозяйствующих субъектов от необоснованного повышения налоговой нагрузки. С другой стороны, региональные и местные власти могут самостоятельно устанавливать по региональным и местным налогам отдельные элементы налогообложения для проведения собственной налоговой политики. Эти положения НК РФ призваны гарантировать стабильность условий предпринимательской деятельности. В-третьих, достаточно подробно были прописаны общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, регламентирован процесс налогового администрирования — комплекса форм и методов осуществления налогового контроля, предусмотрен закрытый перечень видов налоговых правонарушений, в целом, с учетом требований соразмерности и справедливости, значительно снижены размеры налоговых санкций по сравнению с Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ».
Полнота правового регулирования налоговых отношений обеспечивалась по мере введения в действие, начиная с 1 января 2001 г., и полном объеме глав части второй НК РФ. Все последующие изменения — отмена налогов, уплачиваемых с выручки от реализации товаров, снижение налогообложения фонда оплаты труда, установление единой ставки налога на доходы физических лиц, введение регрессивной шкалы обложения ЕСН, снижение ставки по налогу на прибыль организаций — были направлены, прежде всего, на то, чтобыотечественная налоговая система стала более справедливой и нейтральной по отношению к различным категориям налогоплательщиков. И конечно же эти изменения должны были способствовать снижению уклонения от налогообложения.
Таким образом в настоящее время в РФ в целом существует более менее оптимальная структура налогов, действия государства направлены на создание стабильного налогового законодательства, устойчивых налоговых баз и минимизации возможного ухода от налогов. 2 Анализ налоговой системы РФ 2.1 Тенденции развития и реформирования налоговой системы РФ Задолженность по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ по состоянию на 01.07.2008г., указаны в таблицах приведенные ниже. Из таблицы «Задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации». Видно, что задолженность составляет 494000 тыс.рублей. Из них задолженность перед бюджетом по налогам и сборам составляет 493 985 тыс.рублей, в том числе недоимка составляющая 162 181 тыс.рублей, так же задолженность организаций, признанных банкротами 86 000 рублей и задолженность ликвидированных организаций 19 000 рублей.
Задолженность в бюджетную систему РФ: v налога на прибыль организации составляет - 405 744 тыс.рублей; v налога на рибыль организации, в том числе в федеральный бюджет – 102 269 тыс.рублей; v налог на добавленную стоимость – 543 409 тыс.рублей; v платежи за пользование природными ресурсами – 18 664 тыс.рублей; v остальные федеральные налоги и сборы – 168 127 тыс.рублей; v региональные налоги и сборы – 121 497 тыс.рублей; v местные налоги и сборы – 35 443 тыс.рублей; v налоги по специальным налоговым режимам – 41 235 тыс.рублей.
Задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации
| тыс.руб.
| Таблица №1
| .
| Всего
| в том числе по:
| федеральным налогам и сборам
| региональным налогам и сборам
| местным налогам и сборам
| налогам со специальным налоговым режимом
| Всего
| из них
| налог на прибыль организаций
| налог на добавленную стоимость
| из графы 5 налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории РФ
| платежи за пользование природными ресурсами
| из графы 7 налог на добычу полезных ископаемых
| остальные федеральные налоги и сборы
| Всего
| в том числе в федеральный бюджет
| | 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПЕРЕД БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ - ВСЕГО
| 493 985
| 405 660
| 139 652
| 34 807
| 200919
| 200 919
| 7 688
| 3 757
| 57 401
| 52 050
| 17 121
| 19 064
| в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| НЕДОИМКА
| 162 181
| 91 987
| 13 940
| 2 356
| 64 019
| 64 019
| 4 657
| 958
| 9 371
| 38 497
| 15 550
| 16 147
| из неё
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| НЕДОИМКА ОРГАНИЗАЦИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ПРОЦЕДУРЕ БАНКРОТСТВА
| 11 356
| 8 750
| 725
| 197
| 4 623
| 4 623
| 147
| 111
| 3 255
| 2 318
| 193
| 95
| НЕДОИМКА ОРГАНИЗАЦИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В КОНКУРСНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
| 9 060
| 6 865
| 3
| 3
| 3 874
| 3 874
| 112
| 111
| 2 876
| 2 041
| 59
| 95
| РЕСТРУКТУРИРОВАННАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ
| 5 906
| 4 768
| 9
| 2
| 3 898
| 3 898
| 2
| 0
| 859
| 516
| 622
| 0
| ОТСРОЧЕННЫЕ (РАССРОЧЕННЫЕ) ПЛАТЕЖИ - ВСЕГО
| 32
| 1
| 0
| 0
| 0
| 0
| 0
| 0
| 1
| 0
| 0
| 31
| ЗАДОЛЖЕННОСТЬ, ПРИОСТАНОВЛЕННАЯ К ВЗЫСКАНИЮ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА
| 284 392
| 270 780
| 114 037
| 29 775
| 109 149
| 109 149
| 2 972
| 2 799
| 44 622
| 12 603
| 656
| 353
| ЗАДОЛЖЕННОСТЬ, ВЗЫСКИВАЕМАЯ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ, ПО ПОСТАНОВЛЕНИЯМ О ВОЗБУЖДЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА - ВСЕГО
| 32 865
| 29 605
| 8 943
| 2 161
| 18 215
| 18 215
| 57
| 0
| 2 390
| 434
| 293
| 2 533
| ПРИОСТАНОВЛЕННЫЕ К ВЗЫСКАНИЮ ПЛАТЕЖИ - ВСЕГО
| 8 519
| 8 519
| 2 723
| 513
| 5 638
| 5 638
| 0
| 0
| 158
| 0
| 0
| 0
| ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРИЗНАННЫХ БАНКРОТАМИ
| 86
| 86
| 9
| 6
| 67
| 67
| 0
| 0
| 10
| 0
| 0
| 0
| ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ЛИКВИДИРОВАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
| 19
| 18
| 0
| 0
| 5
| 5
| 0
| 0
| 13
| 1
| 0
| 0
| КОНТРОЛЬНАЯ СУММА
| 494 000
| 405 784
| 405 744
| 102 269
| 543 409
| 543 409
| 18 664
| 10 535
| 168 127
| 121 497
| 35 443
| 41 235
| | | | | | | | | | | | | | | |
Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций в бюджетную систему
| Таблица №2
| | Российской Федерации
| | | | | | | | | | | | | | тыс.руб.
| | .
| Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций
| | всего
| в том числе:
| федеральным налогам и сборам
| региональным налогам и сборам
| местным налогам и сборам
| налогам со специальным налоговым режимом
| | пеней
| налоговых санкций
| Всего
| из них
| | налог на прибыль организаций
| налог на добавленную стоимость
| из графы 7 налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории РФ
| платежи за пользование природными ресурсами
| из графы 9 налог на добычу полезных ископаемых
| остальные федеральные налоги и сборы
| | | | | всего
| в том числе в федеральный бюджет
| | | | | | | | 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
| | ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПЕРЕД БЮДЖЕТОМ ПО ПЕНЯМ И НАЛОГОВЫМ САНКЦИЯМ - ВСЕГО
| 360396
| 287155
| 73 241
| 315219
| 77 836
| 21 015
| 158 030
| 158 030
| 8 135
| 1 113
| 71 218
| 20 030
| 16 272
| 8 875
| | РЕСТРУКТУРИРОВАННАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО ПЕНЯМ И НАЛОГОВЫМ САНКЦИЯМ
| 19 973
| 19 526
| 447
| 18 444
| 1 382
| 897
| 8 996
| 8 996
| 450
| 0
| 7 616
| 505
| 1 024
| 0
| | ОТСРОЧЕННЫЕ (РАССРОЧЕННЫЕ) ПЕНИ И НАЛОГОВЫЕ САНКЦИИ - ВСЕГО
| 36
| 4
| 32
| 0
| 0
| 0
| 0
| 0
| 0
| 0
| 0
| 0
| 0
| 36
| | ЗАДОЛЖЕННОСТЬ, ПРИОСТАНОВЛЕННАЯ К ВЗЫСКАНИЮ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА
| 167983
| 129708
| 38 275
| 159701
| 45 732
| 12 611
| 86 130
| 86 130
| 2 865
| 769
| 24 974
| 4 249
| 4 002
| 31
| | ЗАДОЛЖЕННОСТЬ, ВЗЫСКИВАЕМАЯ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ, ПО ПОСТАНОВЛЕНИЯМ О ВОЗБУЖДЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА - ВСЕГО
| 25 979
| 14 821
| 11 158
| 24 265
| 7 710
| 1 930
| 14 304
| 14 304
| 22
| 0
| 2 229
| 538
| 435
| 741
| | ПРИОСТАНОВЛЕННЫЕ К ВЗЫСКАНИЮ ПЛАТЕЖИ - ВСЕГО
| 3 467
| 1 860
| 1 607
| 3 467
| 1 265
| 222
| 2 101
| 2 101
| 0
| 0
| 101
| 0
| 0
| 0
| | ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРИЗНАННЫХ БАНКРОТАМИ
| 44
| 44
| 0
| 44
| 6
| 4
| 33
| 33
| 0
| 0
| 5
| 0
| 0
| 0
| | ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ЛИКВИДИРОВАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
| 184
| 184
| 0
| 172
| 0
| 0
| 117
| 117
| 0
| 0
| 55
| 0
| 12
| 0
| | КОНТРОЛЬНАЯ СУММА
| 775527
| 599695
| 175832
| 708745
| 188638
| 51 442
| 372 246
| 372 246
| 14 359
| 2 651
| 133502
| 30 109
| 26 182
| 10491
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Из таблицы «Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций в бюджетную систему». Видно, что общая сумма долга составляет 775 527 тыс.рублей. Из них задолженность перед бюджетом по пеням и налоговым санкциям составляет 360 396 тыс.рублей.
Общая сумма задолженности по пеням составляет 599 695 тыс.рублей, а по налоговым санкциям 175 832 тыс.рублей.
Задолженность в бюджетную систему РФ по федеральным налогам и сборам: v налога на прибыль организации составляет 188 638 тыс.рублей; v налога на прибыль организации, в том числе в федеральный бюджет – 51 442 тыс.рублей; v налог на добавленную стоимость – 372 246 тыс.рублей; v налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемые на территории РФ – 372 246 тыс.рублей; v платежи за пользование природными ресурсами – 14359тыс.рублей; v налог на добычу полезных ископаемых – 2 651 тыс.рублей; v остальные федеральные налоги и сборы – 133 502 тыс.рублей; v региональные налоги и сборы – 30 109 тыс.рублей; v местные налоги и сборы – 26 182 тыс.рублей; v налоги по специальным налоговым режимам – 10 491 тыс.рублей.
Также большая сумма задолженности установлена по задолженности, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства – общая сумма долга, со всеми налогами, составляет 167 983 тыс.рублей.
СПРАВОЧНО
| тыс.руб.
| Таблица №3
| .
| Всего
| Недоимка
| Задолженность по пени
| Задолженность по штрафам
| | 1
| 2
| 3
| 4
| Сумма списанной недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, признанных безнадежными к взысканию
| 13 548
| 5 146
| 3 623
| 4 779
| - по юридическим лицам
| 12 938
| 5 023
| 3 550
| 4 365
| - по индивидуальным предпринимателям
| 610
| 123
| 73
| 414
| - по физическим лицам
| 0
| 0
| 0
| 0
| Суммы списанной недоимки и задолженности по пеням и штрафам по региональным и местным налогам и сборам, признанных безнадежными к взысканию
| 1 408
| 582
| 603
| 223
| - по юридическим лицам
| 1 408
| 582
| 603
| 223
| - по индивидуальным предпринимателям
| 0
| 0
| 0
| 0
| - по физическим лицам
| 0
| 0
| 0
| 0
| КРОМЕ ТОГО:
|
|
|
|
| Сумма неуплаченных процентов за пользование бюджетными средствами
| 1 129
| XXX
| XXX
| XXX
| Задолженность по водному налогу
| 800
| XXX
| XXX
| XXX
| в том числе урегулированная задолженность
| 113
| XXX
| XXX
| XXX
| Задолженность по сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты)
| 0
| XXX
| XXX
| XXX
| в том числе урегулированная задолженность
| 0
| XXX
| XXX
| XXX
| Задолженность по налогу на добычу газа горючего природного из всех видов месторождений УС
| 0
| XXX
| XXX
| XXX
| в том числе урегулированная задолженность
| 0
| XXX
| XXX
| XXX
| Задолженность по налогу на добычу газового конденсата из всех видов месторождений УС
| 0
| XXX
| XXX
| XXX
| в том числе урегулированная задолженность
| 0
| XXX
| XXX
| XXX
| Задолженность по налогу на доходы физических лиц
| 35 649
| XXX
| XXX
| XXX
| в том числе урегулированная задолженность
| 28 505
| XXX
| XXX
| XXX
| Задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой
| 4 143
| XXX
| XXX
| XXX
| в том числе урегулированная задолженность
| 1 623
| XXX
| XXX
| XXX
| Задолженность по налогу на имущество организаций
| 12 802
| XXX
| XXX
| XXX
| в том числе урегулированная задолженность
| 5 038
| XXX
| XXX
| XXX
| Задолженность по транспортному налогу
| 18 756
| XXX
| XXX
| XXX
| в том числе урегулированная задолженность
| 3 079
| XXX
| XXX
| XXX
| Задолженность по земельному налогу
| 3 539
| XXX
| XXX
| XXX
| в том числе урегулированная задолженность
| 67
| XXX
| XXX
| XXX
| Задолженность по налогу на добычу нефти
| 0
| XXX
| XXX
| XXX
| в том числе урегулированная задолженность
| 0
| XXX
| XXX
| XXX
| Сумма неуплаченных пеней и налоговых санкций по водному налогу
| 608
| XXX
| XXX
| XXX
| в том числе урегулированная задолженность
| 66
| XXX
| XXX
| XXX
| Сумма неуплаченных пеней и налоговых санкций по сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты)
| 0
| XXX
| XXX
| XXX
| в том числе урегулированная задолженность
| 0
| XXX
| XXX
| XXX
| Сумма неуплаченных пеней и налоговых санкций по налогу на добычу газа горючего природного из всех видов месторождений УС
| 0
| XXX
| XXX
| XXX
| в том числе урегулированная задолженность
| 0
| XXX
| XXX
| XXX
| Сумма неуплаченных пеней и налоговых санкций по налогу на добычу газового конденсата из всех видов месторождений УС
| 0
| XXX
| XXX
| XXX
| в том числе урегулированная задолженность
| 0
| XXX
| XXX
| XXX
| Сумма неуплаченных пеней и налоговых санкций по налогу на добычу нефти
| 0
| XXX
| XXX
| XXX
| в том числе урегулированная задолженность
| 0
| XXX
| XXX
| XXX
| Сумма неуплаченных пеней и налоговых санкций по налогу на доходы физических лиц
| 36 460
| XXX
| XXX
| XXX
| в том числе урегулированная задолженность
| 16 623
| XXX
| XXX
| XXX
| Сумма неуплаченных пеней и налоговых санкций по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой
| 6 448
| XXX
| XXX
| XXX
| в том числе урегулированная задолженность
| 695
| XXX
| XXX
| XXX
| Сумма неуплаченных пеней и налоговых санкций по налогу на имущество организаций
| 2 692
| XXX
| XXX
| XXX
| в том числе урегулированная задолженность
| 1 160
| XXX
| XXX
| XXX
| Сумма неуплаченных пеней и налоговых санкций по транспортному налогу
| 3 707
| XXX
| XXX
| XXX
| в том числе урегулированная задолженность
| 703
| XXX
| XXX
| XXX
| Сумма неуплаченных пеней и налоговых санкций по земельному налогу
| 405
| XXX
| XXX
| XXX
| в том числе урегулированная задолженность
| 28
| XXX
| XXX
| XXX
| КОНТРОЛЬНАЯ СУММА
| 214 750
| 11 456
| 8 452
| 10 004
| Увеличение налогового бремени в МНС объясняют опережающим ростом налоговых доходов (темп роста в сопоставимых ценах к уровню 2006 г. — 113,4%) по отношению к росту ВВП (темп роста — 108,2%). При этом наибольший удельный вес в ВВП по-прежнему имеют косвенные налоги, доля которых составила 16,5% в ВВП. К слову, высокая доля косвенных налогов из-за более стабильного характера их поступления характерна для большинства стран с переходной экономикой. Собрать в казну такие налоги куда легче, чем прямые, поскольку они практически не зависят от финансового положения предприятий. Да и уровень доходов граждан в странах с развитой рыночной экономикой значительно выше, что позволяет рассчитывать на высокие поступления подоходного налога. Тем не менее удельный вес косвенных платежей в прошлом году снизился по сравнению с предыдущим на 1,3 п.п.
Причину такого снижения налоговики также видят в отставании темпов роста поступлений косвенных налогов (100,7%) от динамики ВВП. Традиционно наибольший удельный вес в ВВП занимает НДС, на который приходится 54,6% всех поступлений косвенных налогов. В результате увеличения экспорта, по которому применяется нулевая ставка НДС, удельный вес НДС в ВВП снизился на 0,3 п.п. и составил 9%.
Сократилась также и доля акцизов до 3,2%. Эту ситуацию налоговики объясняют снижением поступлений акцизов на автомобильное топливо из-за сокращения объемов импорта нефтепродуктов.
Удельный вес в ВВП платежей из выручки от реализации снизился с 3,7% в 2006 г. до 3,1% в 2007 г. Уменьшение поступлений произошло прежде всего за счет освобождения от этих платежей субъектов предпринимательства в малых и средних городах. А поскольку с 2008 г. отменен налог с пользователей автодорог, который уплачивался в размере 1% от выручки, данные платежи в текущем году снизятся еще больше. Одна из новых тенденций для белорусской налоговой системы — увеличение, пусть и незначительное, всего на 0,1 п.п., доли прямых налогов. Тем не менее их удельный вес составляет 9,3% в ВВП и по-прежнему существенно ниже, чем по косвенным налогам.
Примерно 80% прямых налогов занимают налоги на прибыль и доходы и подоходный налог. По сравнению с 2006 г. их поступление выросло почти на 9%, а удельный вес в ВВП — на 0,1 п.п. и достиг 7,4%. Повышение значимости прямых налогов в значительной мере обусловлено положительной динамикой прибыли субъектов хозяйствования и денежных доходов населения. И все же доля прямых налогов у нас ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой.
А вот удельный вес смешанных налогов уменьшился в 2007 г. до 2,9%, что в первую очередь связано с отменой единого платежа от фонда заработной платы, который еще в 2006 г. обеспечивал почти 1% ВВП. Кроме того, снизились нормативы отчислений в инновационные фонды для организаций Минэнерго и Минпрома. В результате удельный вес этих отчислений в ВВП также уменьшился на 0,2 п.п., до 1,8%.
Еще одна из интересных тенденций — существенный рост доли прочих налоговых доходов, сборов, пошлин. К ним относятся доходы от внешнеэкономической деятельности, госпошлины, от поступлений по отмененным налогам прошлых лет, регистрационных и лицензионных сборов. В 2007 г. их удельный вес в ВВП увеличился на 4 п.п. и сложился на уровне 6,9%, тогда как в 2006 г. — лишь 2,9%. Такие значительные изменения объясняют ростом в 2,7 раза доходов от внешнеэкономической деятельности, которые среди прочих налоговых доходов занимают 95%. При этом удельный вес доходов от ВЭД в ВВП возрос с 2,6% в 2006 г. до 6,5% в 2007 г. в основном за счет таможенных пошлин, прежде всего — на нефть и нефтепродукты, которые были подняты до уровня российских.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|