Сделай Сам Свою Работу на 5

Налоговая система российская





1. Теоретические аспекты налоговой системыРФ

1.1 Понятие, основные характеристики и принципы построения налоговых систем

Прежде чем давать характеристику и анализировать налоговую систему Российской Федерации, представляется целесообразным дать понятие «налоговой системы», рассмотреть основные характеристики и принципы налоговых систем, обобщив отечественный и зарубежный опыт. [4; с. 134]

В современных литературных источниках приводятся следующие понятия налоговых систем:

1) Налоговая система - это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе.

2) Налоговая система - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном законодательством порядке.



3) Налоговая система - это совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства. [6; с. 144]

4) Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы законодательства о налогах и сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

К системообразующим условиям (факторам) формирования и функционирования налоговых систем относятся:

- собственная налоговая доктрина и налоговая политика государства;

- законодательная база для строительства налоговой системы;

- механизм установления и ввода в действие налогов и сборов;

- виды налогов;

- порядок распределения налогов по уровням бюджетной системы;



- система налоговых органов;

- формы и методы налогового контроля и др.

К экономическим факторам, характеризующим налоговую систему можно отнести следующие показатели: полная ставка налогообложения (ставка совокупного налога); налоговая нагрузка; соотношение между прямыми и косвенными налогами; соотношение между налогами и объёмами внутренней и внешней торговли. Наряду с экономическими факторами для построения налоговой системы определяющее значение имеют факторы политического и правового характера. К таким факторам можно отнести: распределение хозяйственных функций между федеральным центром и местными органами власти; роль налогов в системе доходов государства; контроль за деятельностью органов местного самоуправления со стороны федерального центра. [9; с. 147]

Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ, статья 3):

1) принцип всеобщности налогообложения и принцип равенства прав налогоплательщиков - каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

2) принцип не дискриминации (нейтральности) налогообложения в отношении форм экономической деятельности - налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

3) принцип недопустимости создания препятствий реализации гражданами своих конституционных прав - недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав; налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;



4) принцип единства экономического пространства - не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия для не запрещённой законом экономической деятельности физических лиц и организаций; [10; с. 151]

5) принцип определённости правил налогообложения - при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен уплачивать; ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

1.2 Характеристика налоговой системы Российской Федерации

Созданная в Российской Федерации налоговая система по своей общей структуре и по перечню налоговых платежей в основном соответствует системам налогообложения в странах с рыночной экономикой.

Рассмотрим исторические аспекты формирования современной налоговой системы Российской Федерации. В её развитии выделяют следующие этапы: становления, неустойчивого налогообложения, подготовки налоговой реформы, реформирования налоговой системы.

Основы становления современной налоговой системы в Российской Федерации были заложены в конце 1991 года. Был принят Закон РФ от 27.12.91 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", который устанавливал общие вопросы налоговых взаимоотношений между государством и налогоплательщиками.

Этот закон впервые в новейшей истории России установил общие принципы построения налоговой системы, определил перечень налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов. В него были включены положения о правилах установления и введения в действие новых налогов.

С принятием выше названных законов впервые в России была создана налоговая система. Необходимость ее создания была вызвана экономическими преобразованиями, переходом к рыночной экономике. Налоговая система должна была ограничить стихийность рыночных отношений, активно воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, способствовать снижению инфляции.

Созданная налоговая система в первые годы реформ в экономике России в определенной степени выполняла свою роль. Она обеспечивала минимальные потребности государства в финансовых ресурсах на всех уровнях бюджетной системы. [11; с. 141]

Однако по мере углубления рыночных преобразований всё очевиднее выявлялись недостатки действующей налоговой системы, она все более становилась несоответствующей происходящим изменениям в экономике.

Поэтому следующий этап развития налоговой системы характеризуется как этап неустойчивого налогообложения. В течение ряда лет экономических реформ в законодательство о налогах ежегодно, а нередко и по несколько раз в год вносились многочисленные поправки. Они решали лишь узкие вопросы и не затрагивали основные положения построения налоговой системы. При этом вносимые изменения в налоговое законодательство не всегда были обоснованными.

Имела место высокая налоговая нагрузка на законопослушных налогоплательщиков. Большое количество льгот, многочисленные лазейки для сокрытия доходов и неуплаты налогов создали в стране атмосферу отсутствия честной конкуренции законопослушных и незаконопослушных налогоплательщиков. Это способствовало развитию теневой экономики. Все более проявлялась фискальная функция налогов, а налоговые поступления в бюджет государства сократились, что приводило к росту бюджетного дефицита. Налоги все в меньшей степени стали выполнять функцию регулятора производства. Возникла необходимость изменения налоговой политики государства. [11; с. 145]

Итак, дадим характеристику основных элементов налоговой системы Российской Федерации на современном этапе.

Элементами любой системы, характеризующими налоговую систему как таковую, являются:

1) виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований.

На территории нашей страны взимают три вида налогов: местные, региональные и федеральные.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. В настоящее время к федеральным налогам и сборам относятся:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на доходы физических лиц;

- единый социальный налог;

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- водный налог;

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- налог на наследование и дарение;

- государственная пошлина.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. В настоящее время к региональным налогам относятся:

- налог на имущество организаций;

- налог на игорный бизнес;

- транспортный налог.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. В настоящее время к местным налогам относятся: [12; с. 145]

- земельный налог;

- налог на имущество физических лиц.

Специальные налоговые режимы:

- единый сельскохозяйственный налог;

- единый налог на вмененный доход от отдельных видов деятельности;

- налогообложение при упрощенной системе налогообложения;

- налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции;

- таможенная пошлина и таможенные сборы.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются только НК РФ. Не могут устанавливаться федеральные, региональные и местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.

2) субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами.

В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации после подписи Президента РФ вступают в силу. [17; с. 166]

Законодательные органы субъектов Федерации принимают законы о налогах и сборах и иные правовые акты в области налогообложения, но лишь в рамках Налогового Кодекса РФ, принятого Законодательным Собранием РФ.

Органы местного самоуправления, в лице представительных органов, принимают правовые акты в сфере налогового законодательства в рамках Налогового кодекса РФ и законов, принятых соответствующим законодательным органом данного субъекта РФ.

Существование такой структуры органов власти приводит к разработке многочисленного пакета документов и нормативно-правовых актов, регулирующих налогообложение.

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из:

- Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах;

- законов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ;

- нормативных правовых актов органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принятых в соответствии с НК РФ.

Основным документом, определяющим систему налогообложения, является Налоговый кодекс РФ, состоящий из двух частей.

Первой частью НК РФ установлен порядок действия законов о налогах (сборах), изложены основные положения о налогах, права и обязанности участников налоговых отношений, определены основные понятия и определения по налогообложению, изложены принципы налогообложения, виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.

Вторая часть НК РФ посвящена раскрытию сущности видов налогов, а также раскрытию сути специальных налоговых режимов, действующих на территории РФ. НК РФ в целом определяет концептуальные подходы к регулированию процессов исчисления и изъятия налогов и сборов в РФ.

1.3 Налоговая система зарубежных стран

В европейских странах, как правило, местные налоги при всей их множественности играют более вспомогательную роль. Основные (федеральные) налоги распределяются в законодательно определенном соотношении между бюджетами всех уровней. Особенно отчетливо это проявляется в Германии.

Налоги Франции можно классифицировать на три крупные группы: подоходные налоги, которые взимаются с дохода в момент его получения; налоги на потребление, взимаемые тогда, когда доход тратится; налоги на капитал, взимаемые с собственности, т.е. с овеществленного дохода. При этом налоговая система страны нацелена в основном на обложение потребления. Налоги на доходы (прибыль) и на собственность являются умеренными. [18; с. 156]

Основная ставка налога на добавленную стоимость в настоящее время равна 1806%. Повышенная ставка - 22% - применяется к некоторым видам товаров: автомобили, кинофототовары, табачные изделия, парфюмерия, ценные меха. Пониженная ставка 5,5% применяется для большинства продовольственных товаров и продукции сельского хозяйства, книг и медикаментов.

Налог на добавленную стоимость дополняется рядом косвенных пошлин (или акцизов), которые также представляют собой налоги на потребление. Некоторые из них взимаются в пользу государства, другие перечисляются в бюджеты местных органов управления.

Перейдем к подоходным налогам Франции. Налогообложению предприятий подлежит чистая прибыль. Общая ставка налога составляет 34%. В отдельных случаях она может повышаться до 42%. Более низкая ставка налога применяется прибыли от землепользования и от вкладов в ценные бумаги. Здесь ставки налога колеблются от 10 до 24%.

В отличие от США социальный налог во Франции уплачивают работодатели. Объектом налогообложения служит фонд заработной платы в денежной и натуральной формах, включая обязательные сборы, относящиеся к заработной плате. Налог носит прогрессивный характер. Он вносится в бюджет по ставке 4,5% для фонда заработной платы в сумме 35900 франков, по ставке 8,5% - в интервале от 3,5901 до 71700 франков и 13,6% - для выплат выше указанной суммы.

Важное место в налоговой системе Франции занимают местные налоги. Местные органы представляют около 80 тыс. самостоятельных бюджетов (коммуны, объединения коммун, департаменты, регионы и т.д.). Местные органы власти являются важными субъектами экономической жизни.

В Великобритании налоги можно классифицировать по пяти крупным группам. В соответствии с этим структура налоговых поступлений 1992 - 1993 финансовый год была такова.

1. Прямые налоги на доходы - 45,9%. В эту группу входят: подоходный налог, налог на капитал, налог на наследство.

2. Косвенные налоги - 31,4%.

Наиболее крупным доходным источником из них служит налог на добавленную стоимость.

3. Местные налоги - 9,6%. Наиболее крупный из них - налог на недвижимость.

4. Налоги на деловую активность - 7,4%.

5. Прочие налоги - 5,7%.

Действуют три ставки подоходного налога. Облагаемый доход до 2500 фунтов стерлингов - 20%, от 2501 до 23700 фунтов стерлингов - и свыше 23700 фунтов стерлингов - 40%.

Ставка налога на прибыль корпораций за последние 10 лет постепенно снижалась следующим образом: 52% - 35-33%. Малому бизнесу предоставляется льгота в виде уменьшенной ставки - 25%. Критерием выступает не численность работающих в компании, а полученная прибыль. К малым относится предприятие с размером прибыли 250 тыс. фунтов стерлингов в год. [19; с. 127]

К прямым налогам можно отнести взносы на нужды социального страхования, расходуемые на выплату пенсий и пособий. Для лиц наемного труда и их работодателей размер взносов дифференцирован. Зарабатывающие менее 54 фунтов стерлингов в неделю полностью освобождены от уплаты взносов. Если же заработанный доход превышает эту сумму, то размер взносов составляет 2% от первых 54 фунтов и 9% с оставшейся части, но не свыше 405 фунтов стерлингов в неделю.

Как уже упоминалось, главное место среди косвенных налогов занимает налог на добавленную стоимость.

Стандартная ставка НДС в Великобритании 17,5%. Но при этом не облагаются следующие виды товаров и услуг: продовольственные товары, книги, лекарства, импортные и экспортные товары, топливо и энергия для домашнего пользования, оплата за воду и канализацию, строительство жилых домов, транспортные услуги, детская одежда, а также почтовые и финансовые услуги, страхование, ритуальные услуги.

В Италии прямым налогом является подоходный налог с юридических лиц. Налог пропорциональный и уплачивается в бюджет по фиксированной ставке 36%.

Обычная ставка налога на добавленную стоимость в Италии составляет 19%. Но действуют и налоговые ставки со скидкой - 13,9 и 4%.

2. Практические аспекты налоговой системы РФ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.