Сделай Сам Свою Работу на 5

Изменение доходов бюджетной системы в результате принятия предлагаемых мер






Изменение доходов бюджетной системы Российской Федерации в 2009 году составит следующую величину (по тем направлениям, по которым возможно произвести оценку):
1) В связи с увеличением предельного размера дохода с 20000 рублей до 40000 рублей, при котором налогоплательщики имеют право на получение стандартного налогового вычета в размере 400 рублей, уменьшение доходов составит 8,6 млрд. рублей;
2) В связи с увеличением стандартного налогового вычета на каждого ребенка с 600 рублей до 800 рублей без ограничения суммы дохода, при котором налогоплательщики вправе воспользоваться данным налоговым вычетом, снижение доходов бюджетной системы составит 32,2 млрд. рублей.
3) Потери бюджетной системы по налогу на прибыль организаций в результате увеличения размера взносов по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, с 3 до 6 процентов от суммы расходов на оплату труда, оцениваются в сумме 14,6 млрд. рублей, в том числе потери федерального бюджета составят 4,0 млрд. рублей.
4) Увеличение поступлений НДПИ на нефть в федеральный бюджет в случае отмены нулевой ставки НДПИ в отношении технологических потерь при добыче нефти в условиях макроэкономического прогноза на 14.03.2008 г. в 2009 - 2010 годах при объемах технологических потерь в размере 2,63 млн. тонн в 2009 г. и 2,68 млн. тонн в 2010 году соответственно составит 6591,7 млн. рублей и 6772,2 млн. рублей.
5) Уменьшение поступлений НДПИ на нефть в случае повышения необлагаемой минимальной цены на нефть, применяемой при расчете коэффициента, установленного пунктом 3 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, с 9 до 15 долларов США, в условиях макроэкономического прогноза на 14.03.2008 г. в 2009 - 2010 годах составит соответственно 104,1 млрд. рублей (в т.ч. федеральный бюджет - 98,9 млрд. рублей) и 112,0 млрд. (в т.ч. федеральный бюджет - 106,4 млрд. рублей).




Заключение
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
Обращу внимание на положительные тенденции в сфере реформирования налоговой системы в последнее время. К их числу можно отнести: объединение законодательства о налогообложении в Налоговый кодекс РФ, что позволяет максимально избегать разногласий в вопросах налогообложения; отмена налоговых льгот, следовательно – ликвидация некоторых каналов ухода от налогообложения.



Общая либерализация налоговой системы способствовала некоторому сокращению теневого сектора экономики и легализации доходов, ранее укрывавшихся от налогообложения.



Список использованных источников
1. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля 2003 г.)
2. Аренин М. Крах налоговой системы. Почему деньги уходят.(27.08.2004г.)
3. Буров Э.А. Новый подход к построению налоговой системы.
4. Варнавский А., Малое предпринимательство: особенности налогообложения // Финансовая газета. - №35. - 2001. – С.16-22
5. Горский К.В. Некоторое параметры налоговой реформы//Финансы. – 2004. - №2. – С.22-26.

6. Гриценко Г. Новые тупики налоговой реформы.(19.02.2004 г.)
7. Гриценко Г. Еще раз о налоговых тупиках.(04.10.2004.)
8. Дмитриева Н. Г. Налоги и налогообложение. Ростов.: Феникс,2001. - 416с.
9. Зайцева Н.А. «Игрушечные» схемы с реальными последствиями//Российский налоговый курьер. - 2004. - №17.
10. Ильин А.В. Российская налоговая система на рубеже XXI века.//Финансы. – 2004. - №4. – С.31-34.
11. Ильин А.В. Современное российское законодательство о налогах и сборах.// Финансы. – 2004. - №7. – С.21-25.
12. Интервью Министра Российской Федерации по налогам и сборам Г.И.Букаева // Налоговая политика и практика. – 2003. - № 1.
13. Красноперова О.А. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации с постатейными материалами. Части первая и вторая – М.: ТК Велби, 2003. – 1008 с.
14. Корнетова Е.В., Пархачева М.А. Малый бизнес: новая система налогообложения в 2003 году. – СПб.: Питер. – 2003. – 256с.
15. Лыкова Л. Н. Проблемы сбалансированности Российской налоговой системы.//Финансы. – 2002. - №5. – С.22-25.
16. Малис Н.И. Поступление налогов в 2003 году.//Финансы. – 2004. - №5. – С.25-28.
17. Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира. – М.: Проспект. – 2002. – 342с.
18. Налоговая система РФ с 2005 г. будет состоять из 15 налогов (27.12.2004) /АЭИ «ПРАЙМ-ТАСС»//
19. Ответственность за нарушение налогового законодательства: учебное пособие для вузов. Под ред. Петрова Г.В. – М.: Норма. – 2001. – 212с.
20. Пансков В. Налоговый кодекс: Работа продолжается, проблемы остаются и множатся.//Российский экономический журнал. – 2001. - №10. – С.27-33.
21. Петрова Г.В. Налоговое право: учебник для вузов. – 2-ое изд. – М.: Норма. – 2001. – 272с.
22. Пикунов Н.И. Организация работы налоговых органов США.//Финансы. – 1995 г.- №6 – С. 22-26.
23. Полный сборник кодексов Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2003. - 912с.
24. Справочно правовая система «Гарант» (от 01.08.2003 г.).
25. Стародубровский В. Кривая дорога прямых инвестиций.//Вопросы экономики. – 2003. - №1 – С.81-89.
26. Стрельникова С. "Серые" схемы есть, а наказания – нет// Главбух. – 2004. - № 18.
27. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. Изд. 2-ое, перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М. – 2001. – 576с.
28. Федеральный закон от 16.05.2007 № 76-ФЗ "О внесении изменений в статьи 224, 275 и 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
29. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.03.2008 № 288-р.
30. Федеральный закон от 24.07.2007 № 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации".
31. Федеральный закон от 19.07.2007 № 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности".
32. Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования".
33. Федеральный закон от 30.04.2008 № 55-ФЗ.
34. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 118
35. Федеральный закон от 17.05.2007 № 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 частивторой Налогового кодекса Российской Федерации"

 

Глава 2. Анализ налоговой системы России
2.1. Анализ влияния налоговой реформы на основные результаты налоговой системы России за 2003-2007 гг.
Важнейшим результатом проводимой налоговой реформы стало заметное снижение налоговой нагрузки на экономику, что явилось одним из важных факто­ров поддержания экономического роста. В последние годы ежегодно принимались
и вступали в силу решения, предусматривающие существенное снижение налого­вого бремени. Так, начиная с 2004 года с 20 до 18 % была снижена основная ставка ИДС и отменен налог с продаж. С 2005 года произошло существенное снижение БСН. Начиная с 2006 года в связи с вступлением в силу важных поправок в режим применения НДС и налога на прибыль организаций, направленных на стимулиро­вание инвестиционной активности, произошло дальнейшее заметное снижение на­логовой нагрузки на экономику. В целом, в последние годы имело место снижение налоговой нагрузки в сопоставимых условиях в размере около 1 процента ВВП ежегодно. Уровень налоговой нагрузки на экономику в 2003-2007 годах представ­лен в таблице 2.1.

Таблица 2.1
Уровень налоговой нагрузки на экономику в 2003-2007 гг.

  2003 2004 2005 2006 2007
факт факт факт факт факт
Отношение общего объема обязательных платежей к объему ВВП (в %) 34,7 34,1 32,9 33,7 36,8
в т. ч. - админисmпипvемых ФНС России 285 281 267 266 263
То же без учета влияния изменения мировых цен на нефть (при цене нефти 20,0 долл./барр.) (в %) 33,6 32,8 30,1 28,7 27,4
Справочно: среднегодовая мировая цена на нефть «Юралс» (при цене нефти 20,0 долл./барр.) (в %) 23,0 23,7 27,2 34,4 50,6


Анализ таблицы 2.1 показал, что налоговая нагрузка, рассчитываемая как от­ношение общей суммы налоговых и иных обязательных платежей (включая
таможенные платежи) к объему ВВП при сопоставимых мировых ценах на нефть за 2003-2007 гг. снизилась с 33,6 % до 27,4 %.
Анализ уровня налоговой нагрузки в 2007 году по видам экономической дея­тельности проводится в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Структура поступлений налоговых платежей и уровень налоговой нагрузки по ви­дам экономической деятельности за 2006 г.

Вид экономической деятельности* Доля налого- вых плате- жей (%) Налоговые поступле- ния (с учетом ЕСН) (млрд. руб.) ВВП (млрд. руб.) Налоговая нагрузка (налоговые поступ- ления % к ВВП)
Обрабатывающие производства 13,75 782,6 4101,9 19,1
Добыча полезных ископаемых 37,39 2128,5 4128,8 51,6
Строительство 3,72 212,0 1294,7 16,4
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 0,75 42,5 993,4 4,3
Рыболовство, рыбоводство 0,20 11,6 88,9 13,1
Транспорт и связь 7,11 404,4 2348,0 17,2
Торговля и сфера услуг 12,67 721,2 4824,0 15,0
Финансовая сфера 9,35 532,4 3268,1 16,3
Социальная сфера 1,73 98,4 1185,7 8,3
Прочие виды экономической деятельности 13,33 759,4 2761,5 27,5


*- группировки приведены в соответствии с Общероссийским классификатором видов эко­номической деятельности (ОКВЭД).
Проведенный анализ уровня налоговой нагрузки в 2007 году по видам эконо­мической деятельности (таблица 2.2) свидетельствует, что самый высокий уровень налогового бремени, исчисляемый как отношение общей суммы налоговых посту­плений, администрируемых ФНС России, к объему ВВП, произведенному в этих отраслях, имел место в секторе добычи полезных ископаемых и составил 51,6 про­цента. Самый низкий - в сельском хозяйстве (4,3 %) и в социальной сфере (8,3 %). В обрабатывающих производствах уровень налоговой нагрузки составил 19,1 %, против 26,3 %, сложившегося в целом по народному хозяйству.

По данным таблицы 2.2 построим график доли налоговых платежей по видам экономической деятельности за 2007 год (рисунок 2.1).

IEI Обрабатьmающие пр о ИЗВОдства

IEI Добьrttа

 

Рис. 2.1. Доля налоговых платежей по видам экономической деятельностиза 2007 год
Таким образом, можно констатировать, что одним из позитивных результатов налоговой реформы стало заметное перераспределение налогового бремени с об­рабатывающих и иных приоритетных отраслей в сторону сектора, связанного с до­бычей полезных ископаемых.
Следует также отметить, что уже сегодня по размеру налоговых ставок ос­новных налогов Российскую Федерацию можно отнести к странам с наиболее низ­ким уровнем налогообложения.

При этом, несмотря на снижение налоговой нагрузки за годы налоговой ре­формы удалось обеспечить стабильный рост налоговых и иных обязательных пла­тежей (включая администрируемых таможенными органами), которые заметно выросли в реальном выражении (таблица 2.3, 2.4).
Из указанной суммы по платежам, администрируемых налоговыми органами, дополнительно получено 1,4 трлн. рублей, или 7% (в том числе по налогу на при­быль организаций 482 млрд. рублей, или 13 % к поступлениям по этому налогу, по налогу на доходы физических лиц 268 млрд. рублей или 11,4 %, по ИДС 297 млрд. рублей, или 8,7 % к поступлениям по этому налогу). По платежам, администрируемых таможенными органами, за 2003-2007 гг. получено дополнительно (без учета влияния инфляции) около 1,2 трлн. рублей, или 23,5 % к общему объему та­ких платежей, администрируемых таможенными органами (см. Приложение 1).
Таблица 2.3

Изменение объема поступлений налоговых и иных обязательных платежей в 2002-2007 п. в реальном выражении.

 

  2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Всего поступило налоговых и иных обязательных платежей (млрд. руб.) 2453,0 3070,2 3608,7 4311,9 5661,6 7792,2
в % к предыдущему году Х 125,2 117,5 119,5 131,3 137,6
Всего поступило платежей без уче та влияния увеличения цен на нефть (млрд. руб.)* 2314,3 3037,7 3591,6 3998,8 4792,9 5936,2
в % к предыдущему году Х 131,3 118,2 111,3 119,9 123,9
Уровень инфляции (%) Х 18,6 15,1 12,0 11,7 10,9
Изменение объема поступлений в реальном выражении к предыдущему году (%) Х 110,7 102,7 99,4 107,3 111,7


*при цене нефти «Юралс» 20,0 дол. за баррель.
Всего за 2002-2007 гг. в реальном выражении (без учета влияния инфляции), было получено дополнительно около 2,6 трлн. рублей налоговых и иных обяза­тельных платежей, что составило примерно 10,5 % к общему объему таких плате­жей, поступивших за эти годы.

Таблица 2.4

Объем дополнительных налоговых доходов за 2002-2007 п. в реальном выраже­нии (включая платежи, администрируемые таможенными органами)

 

  2002 2003 2004 2005 2006 2007
Всего налогов и сборов (млрд. руб.) 2453,0 3070,2 3608,9 4311,9 5661,6 7792,2
Прирост к предьщущему голу (в %) Х 25,2 17,5 19,5 31,3 37,6
Уровень инфляции (среднегодовой индекс в %) Х 18,6 15,1 12,0 11,7 10,9
Изменение без учета уровня инфляции (в %) Х 5,6 2,1 6,7 17,5 24,1
Получено дополнительно налоговых доходов в реальном выражении (млрд. руб.) Х 137,4 64,5 241,8 754,6 1364,7
Всего за 2002-2007 гг. - (млрд. руб.) - в % к полученным за 2002-2007 гг. Х Х Х Х Х 2563,1
Х Х Х Х Х 10,5

 

В результате налоговой реформы произошли позитивные изменения в структуе уплачиваемых налогов.

В таблице 2.5 представлены объем и структура полученных налоговых дохо­дов за 2003-2007 гг.

Таблица 5
Объем и структура фактически полученных налоговых доходов за 2003-2007 гг. (млрд.руб.) (кроме налогов и сборов, контролируемых таможенными органами)

 

Виды налогов и сборов 2003 2004 2005 2006 2007
Сум- ма В % к итогу Сум- ма в% к итогу Сумма в% к итогу Сумма в% к итогу Сумма в% к итогу
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Налоги на прибыль (доход), в т.ч. - налог на прибыль организаций - налог на доходы физических лиц (подоходный налог) 576,4 27,2 819,8 26,7 985,9 27,8 1451,7 32,7 2041,4 35,9
401,5 18,9 462,7 15,1 527,0 14,9 867,6 19,5 1334,1 23,4
                   
174,2 8,2 357,1 11,6 455,3 12,8 574,0 12,9 707,4 12,4
                   
Налоги на товары (услуги), в т.ч. -НДС -акцизы(без акцизов на газ) - налог с продаж 459,7 21,7 712,0 23,2 866,2 24,4 959,3 21,6 1261,8 22,2
353,4 16,7 531,9 17,3 619,0 17,5 749,0 16,9 1025,7 18,0
67,8 3,2 130,1 4,2 189,3 5,3 202,5 4,5 236,1 4,1
34,6 1,6 50,0 1,6 Х Х Х Х Х Х
Поимущественные налоги 64,4 3,0 120,2 3,9 137,6 3,9 146,8 3,3 253,2 4,5
Налоги, связанные с использованием природных ресурсов (включая. акцизы) 170,8 8,1 463,7 15,1 555,7 15,7 620,2 14,0 928,6 16,3
Единый социальный налог (взносы в социальные внебюджетные фонды) 530,3 25,0 745,4 24,2 875,6 24,7 1073,1 24,2 1052,9 18,5
Прочие налоги и сборы 418,3 15,0 212,5 6,9 122,8 3,5 191,0 4,3 155,1 2,7
Всего налогов и сборов 2119,9 100 3073,6 100 3543,8 100 4442,1 100 5693,0 100

 


Из анализа, проведенного в таблице 2.5 можно сделать следующие выводы:
- заметно увеличилась доля налогов, связанных с использованием природных ресурсов и, в первую очередь, ресурсов недр;
- резко уменьшилась доля прочих налогов (прежде всего целевых налогов, являвшихся источниками формирования дорожных фондов);
- почти в полтора раза увеличилась в общем объеме налоговых поступлений доля налога на доходы физических лиц;
- в 2004 году произошло снижение доли налога на прибыль организаций, что было обусловлено введением нового режима его уплаты. Однако, в по следующие годы значение этого налога заметно возросло, что наряду с общим экономическим ростом обусловлено прекращением действия внутренних «оффшорных зон», а также крупными доначислениями в результате усиления контрольной работы на- логовых органов;
- в 2007 году заметно снизилась доля единого социального налога (БСН), что обусловлено решением о снижении с 2006 года его налоговых ставок.

Следует отметить, что рост налоговых доходов имеет место как по доходам, поступающим в федеральный бюджет, так и в региональные и в местные бюдже­ты. При этом удельный вес налоговых доходов, зачисляемых в территориальные бюджеты (без учета таможенных платежей, БСН и взносов на обязательное пенси­онное страхование) в общем объеме налоговых доходов консолидированного бюджета превышал 50 процентов (таблица 2.6).

Таблица 2.6
Соотношение доходов бюджетов в общем объеме налоговых поступлений за 2001­2007 гг. (кроме налогов и сборов, контролируемых ГТС России, взносов в государ­ственные социальные внебюджетные фонды, БСН и взносов на обязательное пенсионное страхование)

 

Годы Всего (млрд. руб.) Федеральный бюджет (млрд. руб.) Региональные и местные бюджеты (млрд. руб.) Федеральный бюджет(%) Региональные и местные бюджеты (%)
2001 980,5 390,1 590,4 40,1 59,9
2002 1589,6 679,1 910,5 42,7 57,3
2003 1972,1 956,8 1015,3 50,5 49,5
2004 2327,9 1148,5 1179,4 49,3 50,7
2005 2706,8 1321,7 1385,1 48,8 51,2
2006 3367,2 1524,3 1848,4 45,3 54,7
2007 4629,1 2400,9 2228,2 51,9 48,1*

 

Некоторое снижение в 2007 году доли налоговых доходов, зачисляемых в территориальные бюджеты, в общем объеме налоговых доходов консолидирован­ного бюджета обусловлено увеличением поступлений в федеральный бюджет сумм налогов, связанных с добычей полезных ископаемых).

За годы налоговой реформы произошли определенные позитивные изменения и в структуре поступлений налоговых платежей по основным отраслям экономики (таблица 2.7).

Таблица 2.7
Изменение структуры поступлений налоговых платежей по основнымотраслям экономики (%)

Отрасли народного хозяйства* 2003 (факт) 2004 (факт) 2005 (факт) 2006 (факт) 2007 (факт) Изменение доли за 2003- 2007 гг.
1 2 3 4 5 6 7
Промышленность - всего 46,7 46,7 47,3 44,1 48,6 +1,9
в том числе топливная 17,6 18,7 21,8 20,3 26,6 +9,0
из нее нефтедобыча и нефтепереработка 14,4 14,3 17,8 17,1 22,8 +8,4
Иная промышленность (кроме топливной) 29,1 28,0 25,5 23,8 22,0 -7,1
Сельское хозяйство 0,8 0,8 0,7 0,7 0,6 -0,2
Строительство 5,8 6,7 6,7 6,2 5,1 -0,7
Связь 2,5 2,7 3,0 3,0 2,5 -
Торговля, общепит, МТС 11,2 10,4 15,1 17,9 12,5 +1,3
Финансовая сфера 3,8 3,6 2,8 2,4 2,8 -1,0
Прочие (многоотраслевые, малый бизнес, бюджетные и др.) 29,2 29,1 24,4 25,7 27,9 -1,3

 


- группировки приведены в соответствии с Общероссийским классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ);
В частности, при сохранении высокой доли промышленности особенно за­метно возросла доля налогов, уплачиваемых топливной промышленностью (преж­де всего, связанной с добычей и переработкой нефти) с одновременным уменьше­нием доли налогов, уплачиваемых обрабатывающими и другими промышленными предприятиями помимо топливной промышленности. В 2007 году из общего объ­ема налоговых поступлений, администрируемых ФНС России, на сферу добычи полезных ископаемых приходилось 37,4 %, на торговлю и сферу услуг - 12,7 %, на обрабатывающие производства только 13,8 % общего объема налоговых поступ­лений (Таблица 2.2).

Среди последних мер, реализованных в рамках осуществления налоговой ре­формы, следует отметить окончательное законодательное оформление структуры налоговой системы России. Общее количество налогов и сборов, предусмотренных на федеральном уровне, снизилось с 54 до 14, или более чем в три раза (в настоя­щее время установлено 9 федеральных, 3 региональных и 2 местных налога). Кро­ме этого применяется 4 специальных налоговых режима (в том числе 2 новых), а также 4 обязательных платежа, имеющих неналоговый статус.
2.2.Основные изменения налоговой системы России в 2006-2007 годах
Для развития и становления налоговой системы России в 2006-2007 годах ха­рактерны две тенденции: основные изменения налоговой системы в целом и от­дельных правил регулирования исчисления и уплаты налогов.
Важной тенденцией налоговой реформы в России являются отмена ряда не­обоснованных налогов (например, налога с продаж) и снижение ставок основных налогов (налога на прибыль - до 24%, налога на доходы физических лиц - до 13%, НДС - до 18%).

Снижение ставок сопровождается отменой налоговых льгот. Высокие бюд­жетные поступления от обложения налогом добычи и реализации природных ре­сурсов (в частности, от налога на добычу полезных ископаемых) позволяют рас­считывать на возможное сохранение тенденции по снижению ставок налогов и сборов, хотя снижение уже не будет таким значительным, как ранее.

Другая тенденция в налоговой реформе России - это рост неопределенности практики применения налогового законодательства и рост карательного характера российской налоговой системы. О потере определенности российским налоговым законодательством свидетельствует все более широкое использование в нем таких оценочных понятий, как «экономическая оправданность затрат», «расчетная цена ценной бумаги» и т.д. Однако самым мощным фактором неопределенности в на­логовых правоотношениях является критерий добросовестности налогоплатель­щика, который был сформулирован Конституционным Судом РФ (далее - КС РФ) и сейчас широко применяется судебными и налоговыми органами, часто с непред­сказуемым результатом. При этом ни в одном законе или решений высших судеб­ных инстанций четко не сформулировано понятие недобросовестности налогопла­тельщика. В судебной практике есть лишь примеры решения отдельных дел с при­менением этого критерия.

Рост карательного характера российской налоговой системы проявляется в том, что в 2004 году в Уголовном кодексе РФ был ликвидирован институт «дея­тельного раскаянья» как основания для освобождения от уголовной ответственно­сти за уклонение от уплаты налогов. Безусловно, институт освобождения от нака­зания в связи с изменением обстановки - это не адекватная замена, так как почти полностью зависит от усмотрения правоприменителя. Кроме того, тенденция роста карательного характера российской налоговой системы все чаще основана на вы­водах, которые делает КС РФ в своих решениях. Одной из самых жестких право­вых позиций КС РФ стала позиция о применимости к сфере борьбы с уклонением от уплаты налогов института сделок, совершенных в противоречии с основами правопорядка и нравственности.
Эта статья Гражданского кодекса РФ предусматривает конфискацию всего полученного по сделке в доход государства, если сделка совершена с целью, про­тивной основам правопорядка и нравственности. КС РФ в Определении от 08.06.2004 N 226-0 одобрил применение этой статьи к сделкам, направленным на уклонение от уплаты налогов. Таким образом, сложилась ситуация, когда законо­датель устанавливает за умышленное уклонение от уплаты налогов санкцию в размере 40% от неуплаченной суммы налога, а КС РФсчитает возможным приме­нить конфискацию всей суммы сделки, а не только налога, пени и штрафа в 40% от суммы налога.

Другой пример расширения возможностей применения санкций к налогопла­тельщикам содержится в Постановлении КС РФ от 14.07.2005 N 9-П. Суд признал, что срок давности привлечения налогоплательщика к ответственности, установ­ленный НК РФ (3 года), может быть продлен, если будет установлено, что налого­плательщик препятствовал налоговому контролю. Таким образом, КС РФ факти­чески поддержал позицию, что к недобросовестным налогоплательщикам не при­меняются сроки давности привлечения к ответственности.
Ориентация выводов КС РФ на защиту интересов государства в ущерб правам налогоплательщиков нашла свое отражение и в следующем. КС РФ в противоре­чии с нормами НК РФ неоднократно признавал, что правовое регулирование сбо­ров может осуществляться не законом, а исполнительной властью. Упорядочение выездных налоговых проверок по срокам и процедурам, которое произошло в час­ти первой НК РФ в 1999 году, было во многом нивелировано позицией КС РФ о возможности приостановления выездных налоговых проверок на неопределенный срок. Суд также подверг пересмотру установленное в статье 5 НК РФ ограничение возможности произвольно менять режим налогообложения в пределах налогового периода. Наконец, КС РФ сформулировал ограничения права на возврат излишне уплаченных косвенных налогов, хотя в тексте статьи 78 НК РФ такого ограниче­ния не содержится.

Еще одно проявление доминирования публичных интересов над интересами налогоплательщиков - практика налоговых органов, согласно которой ответствен­ность за возможные неправомерные действия возлагается на контрагентов налого­плательщика. Так, при неуплате НДС в бюджет поставщиком налогоплательщика весьма вероятна трактовка налогового органа о недобросовестности самого нало­гоплательщика, выбравшего такого поставщика - неплательщика налогов.
Таким образом, хотя в законе это и не предусмотрено, налоговые органы все чаще пытаются переложить бремя контроля за уплатой налогов на налогоплатель­щиков. Судебная практика не всегда поддерживает налогоплательщика, и в ряде случаев суды признают, что он должен проявлять разумную осмотрительность в выборе своего контрагента, чтобы не пострадали интересы бюджета. Косвенно на это ориентируют и разъяснения КС РФ.

Эти негативные изменения в налоговой системе России привели к ситуации, при которой налогоплательщик может столкнуться с необоснованным, произволь­ным и даже предвзятым толкованием и применением налогового закона.

До последнего времени защита компаний в арбитражных судах от такого применения закона налоговыми органами была быстрой, действенной и адекват­ной в большинстве случаев (по статистике 2003 года более 70% исков налогопла­тельщиков было удовлетворено судами). Однако в последнее время, по мнению многих практикующих юристов, независимость судебной власти подвергается опасности, и судьи уже не так смело, как раньше, защищают права налогопла­тельщиков в спорах с государством.
Необходимо отметить, что российское государство предпринимает ряд мер против такого «налогового терроризма». В частности, предполагается упорядочить и законодательно закрепить в НК РФ критерии разграничения налогового плани­рования и уклонения от уплаты налогов, опираясь на немецкий право вой опыт ре­гулирования этого вопроса.

В связи с этим Администрацией Президента РФ был объявлен конкурс на разработку законопроекта по этому вопросу. Однако лучшей гарантией защиты налогоплательщиков стало бы не только законодательное решение этой проблемы, но и обеспечение реальной независимости судей.

Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в от­дельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» внесены существен­ные изменения в основной акт налогового законодательства - Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), основная часть которых вступила в силу с 1 января 2007 года, а отдельные положения - с 1 января 2008-2010 годов.
Поправки, внесенные в НК РФ Законом N 137-ФЗ, касаются, в основном, час­ти первой НК РФ, в меньшем объеме (но не меньшей значимости) - части второй НК РФ, носят принципиальный характер, и их значение таково, что можно сделать следующий вывод: правовое поле в области налоговых правоотношений кардинально изменилось.

Внесены изменения в ст. 6.1 НК РФ, регулирующую исчисление сроков.

Так, если в настоящее время под месяцем понимается календарный месяц, то с 2007 года эта позиция исключена, так же как и исчисление сроков неделями. Ес­ли следовать аналогии, то под месяцем понимается 30 календарных дней.
Подробно урегулированы сроки, исчисляемые днями. Особо оговорено, что срок, установленный днями, будет исчисляться строго в рабочих днях, если в тек­сте статьи НК РФ не оговорено специально, что речь идет о календарных днях.
Включена следующая новелла: в настоящее время предполагается, что дейст­вие исполнено, если в последний день срока документы или деньги сданы на почту или на телеграф; в новой же редакции НК РФ просто указано - «в организацию связи». Поскольку в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» организация связи - это юридическое лицо либо индивидуальный пред­приниматель, для которых деятельность в области связи является основной, надо понимать так, что допущена возможность сдавать документы и деньги в коммер­ческие почтовые организации.

Законом N 137-ФЗ уточнены права и обязанности налогоплательщиков, пла­тельщиков сборов и налоговых агентов.

Плательщики сборов и налоговые агенты приравнены в области защиты сво­их прав к налогоплательщикам. Так, например, налоговые органы должны обеспе­чивать защиту прав плательщиков сборов, а налоговые органы, таможенные орга­ны, органы внутренних дел - возмещать налоговым агентам убытки, причиненные действиями своих сотрудников.
И налогоплательщики, и плательщики сборов должны будут сообщать в нало­говые органы об открытии (закрытии) счетов в течение не 10, а 7 дней.

Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной прак­тикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, по запросу налоговых органов, должны будут представлять книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций.
Налоговым агентам вменено в обязанность представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов и в течение четы­рех лет обеспечивать их сохранность.
Исключены права налоговых органов по контролю соответствия крупных расходов физических лиц их доходам и по созданию налоговых постов.

Дополнительно налоговым органам предоставлено право предъявлять в суд иски о взыскании не только штрафов, но и недоимок и пеней.

С 2007 года в обязанности налоговых органов входит:

- обеспечение сохранения налоговой тайны
- предоставление налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по их запросам справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа в течение пяти дней со дня по­ступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса;
- осуществление по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместной сверки сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов;
- выдача по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогово­го агента копий решений, принятых налоговым органом в отношении этого нало­гоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

Таким образом, налогоплательщики беспрепятственно могут получать ин­формацию о состоянии своих дел по данным налогового органа, это уже при­водит к положительным результатам в их деятельности, поскольку ранее налогоплательщикам было чрезвычайно трудно получить соответст­вующие документы из налогового органа и данные налогоплательщика и официальных органов зачастую расходились, причем значительно.
Несколько удивляет другая новелла - из обязанностей налоговых органов ис­ключено предусмотренное п. 5 СТ. 32 НК РФ положение, обязывающее их осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных либо взысканных сумм налогов, пеней и штрафов.
Если в отношении возврата излишне уплаченных или взысканных сумм нало­гов, пеней и штрафов такое уточнение понятно, поскольку его реально осуществ­ляют органы Федерального казначейства, то в отношении зачета ясности нет. Тем более что СТ. 78 НК РФ, регулирующая общие положения о зачете излишне упла­ченных сумм, сохранена, хотя и подверглась изменениям, о которых будет сказано ниже.

Изменениями, внесенными Законом N 137-ФЗ в НК РФ, повышена ответст­венность налогоплательщиков и расширены права налоговых органов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.