Сущность налога и основные виды
Понятие налога, экономическая сущность
Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что «в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» Л.Ш.Лозовский, Б.А.Райзберг. Конституция РФ с комментариями для изучения и понимания. М.: ИНФРА-М, 2007 - статья 57..
Важнейшим видом деятельности любого государства, в том числе и Российского, как известно, является формирование государственных доходов. Взимание налогов представляет собой один из основных методов получения государственных доходов в условиях частной собственности и рыночных отношений. Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов, так как они составляют более 80 % доходной части федерального бюджета. Поэтому государство не может обойтись без налогов.
На протяжении столетий формировалось определение самого понятия «налог». Теоретики финансовой науки, исследуя проблемы налогообложения, на одно из первых мест всегда ставили определение налога. Существует несколько подходов к определению налогов. В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платёж.
В современной литературе о налогах приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях подчёркивается, что налог - платёж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления. Возникновение налогов обусловлено объективными общественными потребностями, что являлось необходимым условием дальнейшего развития и функционирования человеческого общества. Общественное предназначение налогов четко осознал русский налоговед XIX в. Н.И Тургенев: «налоги суть средства к достижению цели общества или государства, т.е. той цели, которую люди себе предполагают при соединении в общество или при составлении государства» цит. по Тургенев Н.И. Опыт теории налогов // В сб.: У истоков финансового права .Серия «Золотые страницы российского финансового права». Т. 1. М.: Статут,1998: требования уничтожить налоги он приравнивал к «уничтожению самого общества».
Обеспечение общественных потребностей - основное и главное предназначение налогов. Это их экономическая сущность, которая в той или иной мере прослеживается на протяжении всей истории человеческого общества. Во все времена и во всех странах аккумулируемые за счет налогов средства использовались не только на содержание государства (что само по себе также является общественной потребностью), но и на развитие образования и культуры, создание инфраструктуры и другие, общественно значимые цели. Налоги представляют собой не неизбежное зло, а общественное благо, необходимое условие существования человеческого общества. Налоги - один из основных способов формирования доходов бюджетов.
Таким образом, исходя из изложенного, можно дать следующее определение налога: «Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платёж, уплачиваемый организациями и физическими лицами в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». Налоги. Словарь-справочник. Под ред д.э.н., проф. Д.Г.Черника. М.: ИНФРА-М, 2000. - С.55.
В налоговом кодексе Российской Федерации чётко разграничены понятия налогов и сборов. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Признаки налога (Приложение 1)
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).
Налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся между государством с одной стороны, и юридическими и физическими лицами с другой - носят объективный характер и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию финансовых ресурсов в распоряжение государства. Налоги представляют собой одну из важнейших форм реализации государством своего экономического права на получение части созданного в результате хозяйственной деятельности чистого дохода. Таким образом, налог как экономическая категория выражает реально существующие отношения, которые связаны с процессом изъятия части стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода. Экономическое содержание налогов выражает взаимоотношения государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.
Теоретическое определение налогов позволяет выделить следующие особенности:
· тесная связь с государством, для которого налоги являются основным источником доходов;
· принудительный характер платежей;
· безэквивалентное изъятие;
· денежная форма;
· законодательное оформление.
Сущность налога - это реально существующие отношения перераспределения национального дохода для выполнения государственных функций. О.В.Качур. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2007. - С.8
Налоги необходимы: с помощью налогов государство воздействует на многие, в том числе экономические, процессы. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. И хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут. Более полно сущность налогов раскрывается в их функциях.
Функции налогов
Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного налогоплательщика. Функции налогов являются способом выражения их свойств и показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов. По словам крупнейшего советского экономиста В.Н.Дьяченко: «Функции той или иной экономической категории - проявление её сущности в действии, т.е. выражение общественного назначения данной экономической категории» В.П.Дьяченко. Товарно-денежные отношения и финансы при социализме. М.: 1974. - С. 452 Налоги выполняют следующие важнейшие функции:
· фискальная;
· социальная (распределительная, перераспределительная);
· регулирующая;
· контрольная.
Главная функция налогов - фискальная. Эта функция основная, характерная для всех государств во все периоды существования. Фискальная функция состоит в обеспечении государства денежными средствами. На основе этой функции реализуется главное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства.. Собранные с помощью налогов средства расходуются государством на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административно-управленческие расходы и платежи по государственному долгу. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.
Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает в конечном счёте гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши.
Следующая функция налогов - это регулирующая функция. Важную роль играет данная функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Данная функция предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также его структуру. Суть регулирующей функции заключается в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от обложения ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов. Регулирующая налоговая функция проявляется на практике в виде льгот, санкций.
Последняя функция налогов - контрольная - выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе. Суть контрольной функции заключается в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объёме уплачивали установленные законодательством Российской Федерации налоги.
Именно рациональное сочетание и реализация этих функций позволяют обществу формулировать и решать задачи налоговой политики: Налоги. Учебник для вузов. Под ред. проф. Д.Г.Черника. 2-е изд., М.: 2003. - С.30.
· обеспечение государства финансовыми ресурсами;
· создание условий для регулирования экономики
· сглаживание неравенства в уровнях доходов населения
Формы налогов
Вследствие множественности налогов, их различного назначения и построения необходима классификация налогов. Созданные в различных странах налоговые системы включают различные формы налогов, которые группируют по разным признакам. В целом классификационные признаки универсальны и подразделяются: О.В.Качур. Указ. соч. - С.12.
· по способу взимания;
· уровню управления;
· субъекту уплаты;
· объекту обложения;
· принадлежности к звеньям бюджетной системы;
· назначению;
· срокам уплаты.
Рассмотрим первую классификацию налогов. В зависимости от способа взимания налогов они делятся на прямые и косвенные. (Приложение 2). Прямые налоги - это налоги непосредственно на доходы или имущество налогоплательщика. У прямого налога субъект и носитель налога - одно лицо. Выясним что же такое «субъект» и «носитель» налога. Субъект налогообложения - это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счёт собственных средств. Прямые налоги зависят от величины доходов и размера имущества: чем больше доход, тем больше величина прямого налога. Среди прямых налогов выделяют реальные прямые налоги и личные прямые налоги. Реальными прямыми налогами облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения. Реальные налоги взимаются в силу факта владения имуществом независимо от финансового положения и доходов налогоплательщика. К таким налогам относятся: налог с владельцев автотранспортных средств, земельный налог и др. Личные прямые налоги уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность. К таким налогам относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, подвергаемое налогообложению.
Косвенные налоги непосредственно не связаны с доходами (имуществом) налогоплательщика. Их устанавливают в виде надбавки к цене или тарифу. Владелец товара (работ, услуг) при их реализации получает с покупателя сумму налога и перечисляет её государству. Косвенные налоги обычно подразделяются на следующее виды:
· универсальные; (все товары, работы и услуги.)
· индивидуальные; (акциз)
· фискальные монопольные; (на товары, производство)
· таможенные пошлины.
Основным преимуществом прямого налогообложения является то, что прямые налоги - это более определенный, твердый и постоянный источник доходов бюджета, они в большей степени соразмеряются с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы же на их взимание относительно невелики. К недостаткам можно отнести уклонение от уплаты налогов, уменьшение склонности к сбережениям и инвестициям при повышении налоговых ставок.
Достоинства косвенных налогов связаны с их скрытым характером. Многие люди их платят, даже не подозревая об этом, так как обычно в цене не указано, что в нее включен косвенный налог. С социально-политической точки зрения это очень важно. Благодаря косвенным налогам цены на товары с низкой себестоимостью можно поддерживать на экономически рациональном уровне, в том числе на уровне, позволяющем ограничивать потребление далеко не безвредных товаров. Так происходит с ценами на спиртные напитки, табачные изделия. Такие косвенные налоги, как таможенные пошлины, помогают государству влиять на национальных товаропроизводителей, защищая их от иностранных конкурентов и поощряя их выход на мировой рынок. Главный недостаток косвенных налогов заключается в том, что они усиливают неравномерность распределения налогового бремени среди населения. Очевидно, что для богатой части населения повышение цены из-за включения в нее косвенного налога не столь ощутимо, как для бедной части. Другой недостаток косвенных налогов заключается в их инфляционном характере.
По уровню управления согласно НК РФ налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Текст с изменениями и дополнениями на 15 июня 2008 года. М.: Эксмо. 2008. - Статья 12. Впрочем, следует иметь ввиду, что, поскольку налоги являются регулирующими доходами бюджета, из того, что тот или иной налог относится, например, к федеральным, вовсе не следует, что весь сбор от него поступает в федеральный бюджет. Он распределяется между уровнями бюджета в соответствии с нормами налогового либо бюджетного законодательства.
Федеральные (общегосударственные) налоги устанавливаются центральными органами представительной власти. Они обязательны к уплате на всей территории РФ, взимаются на основании налогового законодательства и поступают в федеральный бюджет. Федеральные налоги действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Согласно Налоговому кодексу РФ (статья 13) к федеральным налогам относятся:
· налог на добавленную стоимость;
· акцизы;
· налог на доходы физических лиц;
· единый социальный налог;
· налог на прибыль организаций;
· налог на добычу полезных ископаемых;
· водный налог;
· сборы за пользование объектами животного мира и за использование объектами водных биологических ресурсов;
· государственная пошлина.
Начисление и поступление налогов и сборов в бюджетную систему Р.Ф. по основным видам экономической дейтельности можно посмотреть наглядно в Приложение 3.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК и законами субъектов РФ о налогах. При установлении региональных налогов законодательными органами субъектов Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налогов. При установлении региональных налогов законодательными органами субъектов Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Согласно НК РФ (статья 14) к региональным налогам относятся:
· налог на имущество организаций;
· налог на игорный бизнес;
· транспортный налог.
Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ, вводимые в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги в городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге - устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации. При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Согласно Налоговому кодексу РФ (статья 15) к местным налогам относятся:
· земельный налог;
· налог на имущество физических лиц.
По субъекту налогообложения налоги подразделяют на три группы:
· плательщиками которых являются физические лица - налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц;
· плательщиками которых являются юридические лица - НДС, налог с продаж, акцизы, налог на прибыль (доход) организаций;
· плательщиками которых являются юридические и физические лица - земельный налог, транспортный налог, взимаемый с владельцев транспортных средств, государственная пошлина. Основная часть налогов в РФ относится к этой категории.
Группировка налогов по объекту обложения также встречается в научных изданиях. При классификации налогов по объектам налогообложения образуется четыре группы:
· налоги, уплачиваемые с прибыли (доходов), - налоги на прибыль, налог на дивиденды, налог на доходы от долевого участия в деятельности других организаций;
· налоги с имущества - налог на имущество организаций. С определённой долей условности к этой классификационной группе налогов можно отнести транспортный налог, так как транспортные средства также включаются в состав принадлежащего организации имущества, хотя непосредственным объектом обложения данным налогом выступает суммарная мощность двигателя транспортных средств;
· налоги на действия - хозяйственные акты, финансовые операции, обороты по реализации;
· платежи за природные ресурсы - земельный налог, водный налог;
Если в основу классификации налогов положен принцип распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней, то различают следующие налоги:
· закреплённые - непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд (например, НДС поступает в федеральный бюджет в размере 100 %, местные налоги зачисляются только в местные бюджеты);
· регулирующие - разноуровневые, т.е. налоговые платежи поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству (налог на прибыль организаций) с целью улучшения их сбалансированности. Регулирующую роль выполняют в основном федеральные и региональные налоги.
По назначению использования налоги делятся на общие, специальные (целевые) и чрезвычайные. Общие налоги поступают в единую казну государства, обезличиваются и используются для общегосударственных целей. К общим налогам относятся: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и др. Специальные налоги имеют строго целевое назначение, например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды. Целевыми налогами являются сборы и пошлины. Преимущество общих налогов состоит в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики, способность государственных органов перераспределять поступающие средства между направлениями расходов. Введение чрезвычайных налогов непосредственно связано с конкретным событием или этапом существования и развития той или иной страны.
По степени периодичности уплаты налога выделяют:
· разовые - связаны с совершением каких-либо нерегулярных событий. Это относится, например, к налогу на имущество, переходящего в порядке наследования и дарения, обязанность уплаты которого возникает у физического лица при наследовании или получении в дар дома, дачи, автомобиля, ценных бумаг и другого имущества. К разовым налогам можно отнести также таможенную пошлину;
· регулярные (систематические, текущие) - взимаются с определённой законодательством периодичностью в течение всего времени владения имуществом, получения дохода в результате осуществления какой-либо деятельности. Например, налог на имущество предприятий платится ежеквартально, а транспортный налог - ежегодно.
Итак, классификация налогов позволяет установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование. Существуют также и другие основания для классификации налогов. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий налогообложения и взимания, специфических административно-финансовых мер. Рассмотрим налоговую систему Российской Федерации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|