Сделай Сам Свою Работу на 5

Идентификация и прослеживаемость

Реализация требований по идентификации и прослеживаемости зависит от особенностей описываемого процесса.

Для промышленных предприятий — это присвоение номеров, условных обо­значений, сопроводительной документации для партий или отдельных единиц продукции, как соответствующих, так и не соответствующих установленным нормам, которые нужно отделить друг от друга.

Для непроизводственной сферы это может быть реализовано как:

• присвоение номеров или других условных обозначений документам, со­
держащим сведения о заказе, выполненной услуге, а также информации,
передаваемой (продаваемой) потребителю;


Глава 5 Описание бизнес-процессов при внедрении системы менеджмента качества 353

реквизиты финансовых документов, проектов, технических заданий на
разработку1 и передачу научно-технической, аналитической, аудиторской
и другой информации;

• ведение номенклатуры дел, архива документов, систематизированного
документооборота, позволяющих восстановить предысторию создания и
передачи клиенту заказанной услуги (продукции/документа), формирова­
ние электронной базы данных и т.д.;

• отметки на документах или в реквизитах документов об их статусе -
«действующий», «проект документа», «контрольный экземпляр», «неуч­
тенный экземпляр», «учтенный экземпляр №», «эскизный», «аннулиро­
ванный» и т.д.

Собственность потребителя

Данный пункт сохранен в тексте стандарта, скорее всего, по традиции*. Если организация-поставщик устанавливает правила работы с входами и ресурсами процессов, то вход или ресурс, поступившие от потребителя, должны быть уп­равляемыми. В задачу организации-поставщика входит только точное опреде­ление зоны ответственности за продукт, поставляемый потребителем. Таким продуктом может быть:

• уникальная оборотная тара, в которой по требованиям потребителя дол­
жна быть поставлена продукция;

• комплектующие изделия (документы, информация или программное обес­
печение), которые потребитель изготавливает сам или покупает у третьего
лица для установки или включения в состав получаемого продукта или
услуги;



• продукт, производимый организацией на условиях переработки даваль-
ческого сырья;

• предоставление потребителем поставщику интеллектуальной собственно­
сти, лицензии, патента, права простановки своего товарного знака и др.

В отдельных случаях потребитель может требовать от поставщика возврата неиспользованной или забракованной продукции, являющейся его собственно­стью. Такие условия необходимо предусмотреть на стадии заключения контрак­та или договора для того, чтобы их можно было внести в процедуры и инструк­ции процессов поставщика.

Сохранность продукции

Как уже отмечалось выше, хранение и транспортирование продукции могут быть выделены в отдельный процесс, если их производит складская служба (транс­портный цех), или входить составной частью в работы, выполняемые при изго-

1 Это мнение авторов, которые считают, что все полуфабрикаты и комплектующие изделия, влияющие на качество конечной продукции, должны находиться в управляемых условиях вне зависимости, поступили они от потребителя или были приобретены самой организацией.


354 В.В. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению

товлении продукции. При формировании списка функций процессов встреча­ются типовые ошибки. Например, в рабочих документах отсутствуют следую­щие требования:

• к условиям межоперационного хранения продукции (требования к копи­
рованию информации и хранению промежуточных и конечных результа­
тов процесса, параметрам продукта на промежуточных этапах производ­
ства). Особенно часто это встречается в непромышленных организациях.
Результат не определенных в документах условий хранения информации
и данных по выполняемому проекту — потеря информации или разгла­
шение, если она конфиденциальна.

• к порядку передачи конечных или промежуточных результатов процесса
и параметров продукта. Последствия такие же, как в предыдущем примере.

Поэтому при описании любого процесса, а если это потребуется то и от­дельных функций процесса, следует обратить внимание на необходимость и целесообразность внесения в документацию процесса (или функций про­цесса) этих требований. Аудитор при проведении сертификационного аудита также проверяет их соответствие требованиям ТУ на продукцию и выполне­ние этих функций.

Условия хранения и транспортирования продукции на всех этапах ее жиз­ненного цикла (см. рис. 3.20) должны соответствовать нормам, установленным в ТУ (с 01.07.2003 г. - ТР).



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.