|
Расчёт дифферента и осадок судна
1.5.2.1. Расчет дифферента и осадок судна планируемой загрузки.
Полученный вариант предварительной загрузки необходимо проверить на дифферент и определить значение осадок судна в носовой и кормовой части.
Дифферент определяется по формуле:
xg- xс) ∆ф/100М1см, м, (16)
где ∆ф- весовое водоизмещение судна на среднюю осадку судна, т;
xс- абсцисса центра величины судна, м;
xg- абсцисса центра тяжести судна (отстояние центра тяжести груза от миделя судна), м;
М1см- момент, дифферентующий судно на 1 см осадки, тм.
Амур 92-040:
= (-0,48 - 0,27)∙4178,5/(100∙104,00) = -0,3 м
Сормовский 1557:
= (-0,78 + 0,85)∙4051,0/(100∙93,93) = 0,03 м
После определения дифферента необходимо определить осадку судна кормой (в кормовой части судна) dк и осадку судна носом (в носовой оконечности судна) dн.
Осадка судна кормой определяется по формуле:
dк = dnср- (0,5L+Xf)/L, м, (17)
где dпср - средняя осадка судна (осадка на миделе) в пресной воде, м;
ψ - дифферент судна, м;
Xf - абсцисса центра тяжести ватерлинии;
L - длина судна, м.
Амур 92-040:
dк = 3,45 + 0,3·(0,5∙115,8 – 0,61))/115,8 = 3,60 м;
Сормовский 1557:
dк = 3,56 – 0,03·(0,5∙114 – 1,52)/114 = 3,43 м.
Осадка судна носом определяется по формуле:
dн = dnср+ (0,5L-Xf)/L, м (18)
Амур 92-040:
dн = 3,45 – 0,3·(0,5∙115,8 + 0,61)/115,8 = 3,30 м;
Сормовский 1557:
dн = 3,45 + 0,03·(0,5∙114 + 1,52)/114 = 3,46 м.
Необходимо проанализировать полученные величины ψ, dн и dк и определить возможность прохода судна через участки с наименьшей проходной осадкой и другие лимитирующие участки речного пути, а также необходимость дифферентовки судна (изменения дифферента).
Лимитирующим участком водного пути от Перми до Щецина является участок Балахна-Городец. Лимитирующая осадка на данном участке 3,5 м. Значение dк для судна Амур 92-040 превышает лимитирующую осадку (3,6 м > 3,5 м). Значения dк и dн для судна Сормовский 1557 не превышают лимитирующую осадку, но dк < dн (3,43 м < 3,46 м). Это свидетельствует о наличии дифферента на нос, что является нежелательным. Проанализировав результаты получившихся величин ψ, dн и dк, делаем вывод о необходимости изменения дифферента судов.
1.5.2.2. Расчет дифферента и осадок судна при фактической загрузке.
Оптимальным размещением груза по трюмам является наличие дифферента судна в корму (при разности между носовой и кормовой осадкой в интервале от 0 до - 40 см). При наличии дифферента в нос для получения требуемого дифферента рекомендуется переместить некоторое количество груза из одного трюма в другой трюм, в отдельном трюме, а на люковых крышках перераспределить палубный груз. Требуемый дифферент определяется также с учетом расхода судовых запасов.
В течение рейса судна происходит уменьшение судовых запасов (топливо, вода). Поэтому в речных условиях плавания судно необходимо погрузить таким образом, чтобы при проходе мелководных или лимитирующих участков пути дифферент приближался к нулю или же максимальная осадка (осадка судна кормой/носом) при наличии дифферента не превышала проходную осадку на участках с ограниченными глубинами.
Расчет изменения дифферента от расходования судовых запасов.
Время следования судна от порта погрузки Пермь до лимитирующего участка речного пути (tог) Балахна-Городец находится по нормам следования судов смешанного река-море плавания по внутренним водным путям для соответствующего направления:
tог = tогх + tогст , сут (19)
где tог - время следования судна от порта погрузки до лимитирующего участка пути (участка с ограниченными глубинами), сут.;
tогх - ходовое время от порта до лимитирующего участка пути, сут.;
tогст - стояночное время в пути от порта погрузки до лимитирующего участка пути, сут. (время шлюзования, стоянки в каналах и т.п.).
Количество топлива (рогт) и воды (рогв), израсходованное при следовании судна от порта погрузки до лимитирующего участка речного пути, равно:
рогт = σтх tогх + σстх tогст , тонн (20)
рогв = σв tог, тонн (21)
где рогт - количество (масса) топлива, израсходованного за время следования судна от порта погрузки до лимитирующего участка, тонн;
рогв - количество (масса) пресной воды, израсходованной за время следования судна от порта погрузки до лимитирующего участка, тонн;
σтх - суточный расход топлива на ходу, т/сут;
σтст - суточный расход топлива на стоянке, т/сут;
σв - суточный расход воды, т/сут.
Общее количество судовых запасов, израсходованных за время следования судна от порта погрузки до лимитирующего участка (рогз) равно:
рогз = рогт + рогв , тонн (22)
Амур 92-040:
tог = (46+29) + (7+10) = 92 ч = 3,83 сут.
рогт = 4,6·3,12 + 0,5·0,71 = 14,7 т
рогв = 1,9·3,83 = 7,28 т
рогз = 14,7 + 7,28 = 21,98 т;
Сормовский 1557:
tог = (46+31) + (7+10) = 94 ч = 3,92 сут.
рогт = 4,5·3,21 + 0,5·0,71 = 15,12 т
рогв = 1,6·3,92 = 6,27 т
рогз = 15,12 + 6,27 = 21,39 т.
Далее определяется весовое водоизмещение судна при прохождении участка пути с ограниченными глубинами (лимитирующего участка), с учетом расходования судовых запасов:
Δог = Δф - рогз , тонн (23)
Зная общее весовое водоизмещение судна при прохождении участка пути с ограниченными глубинами (Δог) находим среднюю осадку судна при прохождении лимитирующего участка (dогср).
Отсюда, определяем изменение средней осадки на момент подхода к участку пути с ограниченными глубинами. При известном общем количестве судовых запасов, израсходованных за время следования судна от порта погрузки до лимитирующего участка (рогз) применяем формулу:
∂dср = рогз / (100· р1см), м (24)
Амур 92-040:
Δог = 4178,5 – 21,98 = 4156,52 т
dогср = 3,44 м
∂dср = 21,98/1313 = 0,02 м;
Сормовский 1557:
Δог = 4051, 0 -21,39 = 4029,61 т
dогср = 3,36 · 1,025 = 3,44 м
∂dср = 21,39/1276 = 0,02 м.
Далее необходимо определить суммарный статический момент судна от количества израсходованного запаса топлива и воды.
Мизх = рогт · xтg + рогв · xвg , тм (25)
где Мизх – суммарный статический момент относительно миделя судна от количества израсходованного запаса топлива и воды, тм;
xтg – абсцисса центра тяжести расходной цистерны топлива, м ;
xвg – абсцисса центра тяжести расходной цистерны пресной воды.
Изменение дифферента судна при подходе к участку пути с ограниченными глубинами рассчитывается путем деления суммарного статического момента израсходованного судового запаса топлива и воды на момент, дифферентующий судно на 1 см осадки (Мог1см):
∂ψ = Мизх /(100· Мог1см), м (26)
где ∂ψ - изменение дифферента судна при подходе к участку пути с ограниченными глубинами, м;
Мог1см - момент, дифферентующий судно на 1 см осадки.
Амур 92-040:
Мизх = 14,7·(-25,9) + 7,28·(-20,3) = - 528,51 тм
∂ψ = - 528,51/10381 = - 0,05 м;
Сормовский 1557:
Мизх = 15,12·(-39,4) + 6,27·(-33,99) = - 808,28 тм
∂ψ = - 808,28/9381 = - 0,09 м.
Отрицательное значение суммарного статического момента от количества израсходованного топлива и воды и отрицательное значение изменения дифферента при подходе к участку пути с ограниченными глубинами означает увеличение осадки судна носом и уменьшение осадки судна кормой.
Установление окончательного дифферента судна .
Средняя осадка судна после погрузки судна (dпср) меньше максимально допустимой осадки в условиях ограниченных глубин на речных участках пути (dогmax), т.е. dпср < dогmax.
Дифферент, необходимый для нормальной посадки судна после погрузки и последующего прохождения участков речного пути с ограниченными глубинами (ψ1), может быть установлен следующим образом:
(- 0,4) < ψ1 ≥ (dпср - dогmax) + ∂dср + ∂ψ, м
x1g = , м (27)
Амур 92-040:
(- 0,4) < ψ1 ≥ (- 0,08)
ψ1 = 0
x1g= хс = 0,27 м
Сормовский 1557:
(- 0,4) < ψ1 ≥ (- 0,12)
ψ1 = 0
x1g= хс = - 0,85 м
Отсюда определяем статический момент нагрузок относительно миделя судна (М1х) , необходимый для нормальной посадки судна:
М1х = Δф · x1g , тм (28)
Находим разность между статическим моментом нагрузок относительно миделя по предварительной загрузке судна (М0х) и статическим моментом нагрузок относительно миделя (М1х), необходимым для нормальной посадки судна ∂М1х:
∂М1х = М0х - М1х , тм (29)
Амур 92-040:
М1х = 4178,5·0,27 = 1128,19 тм
∂М1х = - 1997,67 - 1128,19 = - 3125,86 тм;
Сормовский 1557:
М1х = 4051,0·(- 0,85) = - 3443,35 тм
∂М1х = - 3152,77 + 3443,35 = 290,58 тм.
М1х ≠ 0, требуется корректировка таблицы весовых нагрузок по трюмам. Это достигается следующим образом: так как грузовместимость трюмов используется не полностью, и груз размещается только в грузовых трюмах, то следует переместить такое количество груза из одних трюмов в другие, чтобы сумма статических моментов перемещенных нагрузок равнялась ∂М1х. При этом статические моменты учитываются как по трюмам, из которых убирается груз, так и статические моменты по трюмам, в которые груз перемещается.
Амур 92-040:
Так как осадка судна кормой (3,6 м) превышает предельно допустимую осадку судна (3,5 м) на ограниченных участках пути и ∆М1х 0, необходимо переместить в I трюм 54 тонны из II трюма и 46 тонны из III трюма.
Произведем корректировку и полученные данные внесем в таблицу 8.
Таблица 8
Уточнённые весовые нагрузки судна Амур 92-040
№
| Наименование нагрузки
| Вес (Р), т
| xg от L/2, м
| Мх, тм
| zg от ОЛ, м
| Мz, тм
|
|
|
|
|
|
|
|
| Судно порожнем
| 1865,5
| -9,83
| -18337,87
| 5,28
| 9849,84
|
| Груз в трюме № 1
| 572,06
| 34,16
| 19541,57
| 2,91
| 1664,69
|
| Груз в трюме № 2
| 807,47
| 14,63
| 11813,29
| 2,58
| 2083,27
|
| Груз в трюме № 3
| 815,47
| -10,67
| -8701,06
| 2,59
| 2112,07
|
| Топливо и масло
|
| -26,4
| -1768,80
| 3,68
| 246,56
|
| Вода
|
| -24,4
| -1024,80
| 0,92
| 38,64
|
| Прочие запасы
|
| -44,8
| -403,20
| 8,00
| 72,00
|
| Всего : Δф=
| 4178,5
| 0,27
| 1119,13
| 3,85
| 16067,07
|
Сормовский 1557:
По результатам планируемой загрузки получен дифферент судна на нос, что является нежелательным. Чтобы погрузить судно на ровный киль, необходимо переместить 5 т груза из I трюма в IV трюм.
Произведем корректировку и полученные данные внесем в таблицу 9.
Таблица 9
Уточнённые весовые нагрузки судна Амур 92-040
№
| Наименование нагрузки
| Вес (Р), т
| xg от L/2, м
| Мх, тм
| zg от ОЛ, м
| Мz, тм
|
|
|
|
|
|
|
|
| Судно порожнем
|
| -9,43
| -12126,98
| 4,30
| 5529,80
|
| Груз в трюме № 1
| 585,25
| 33,88
| 19828,27
| 2,51
| 1468,98
|
| Груз в трюме № 2
| 705,08
| 15,46
| 10900,54
| 2,58
| 1819,11
|
| Груз в трюме № 3
| 711,28
| -4,18
| -2973,15
| 2,38
| 1692,85
|
| Груз в трюме № 4
| 665,39
| -23,20
| -15437,05
| 2,61
| 1736,67
|
| Топливо и масло
|
| -41,20
| -2307,20
| 1,89
| 105,84
|
| Вода
|
| -33,90
| -1050,90
| 4,00
| 124,00
|
| Прочие запасы
|
| -24,70
| -271,70
| 6,40
| 70,40
|
| Всего : Δф=
| 4051,00
| -0,85
| -3438,17
| 3,10
| 12547,64
|
Полученные варианты загрузки судов необходимо проверить на дифферент и определить значение осадок судна в носовой и кормовой части.
Амур 92-040:
0
dк = dн = 3,45 м;
Сормовский 1557:
0
dк = dн = 3,45 м.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|