|
ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА И ПСИХИАТРИЯ
Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция
Квалификация выпускника «бакалавр»
Профиль подготовки уголовно-правовой
Форма обучения - очная
Срок освоения ООП - 4 года, год набора 2013
Рабочая программа дисциплины «Судебная медицина и психиатрия»
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.
Программу составила:
Шилова М. А., преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики, кандидат медицинских наук, доцент.
Рецензенты:
Рагозина И. Г., заведующий кафедрой уголовного права и криминологии, к.ю.н., доцент.
Муравьев К. В., доцент кафедры уголовного процесса Омской академии МВД России, к.ю.н., доцент.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Цели освоения дисциплины. 4
2. Место дисциплины в структуре отдельной образовательной программы. 6
3. Структура и содержание дисциплины. 11
4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. 19
5. Материально-техническое обеспечение дисциплины. 23
Приложения к рабочей программе дисциплины
Приложение 1. Технологии и формы преподавания.
Приложение 2. Технологии и формы обучения.
Приложение 3. Оценочные средства и методики их применения.
ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Курс судебной медицины и судебной психиатрии предназначен для овладения обучающимися знаниями и умениями, позволяющими им ориентироваться в возможностях судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз для успешного проведения неотложных следственных действий и назначения судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз. В результате изучения курса судебной медицины выпускники должны:
иметь представление:
о современных научных данных по основным разделам судебной медицины и судебной психиатрии;
природе и клинических проявлениях основных психических заболеваний, их влияние на способность человека к объективному отражению действительности, а также о сути общественно опасных действий, совершаемых психическими больными;
знать:
уголовно-процессуальное законодательство РФ и нормативные акты, регламентирующие назначение, проведение, документацию экспертиз, положения о специалисте в области судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизах; организационное построение учреждений судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы;
уголовное законодательство об ответственности за преступления против жизни и здоровья граждан; за профессиональные и профессионально-должностные правонарушения мед. работников;
правила судебно-медицинского исследования трупов при насильственной и ненасильственной смерти, правила и критерии судебно-медицинского определения вреда здоровью, принципы назначения экспертизы;
права, обязанности и ответственность судебно-медицинских экспертов и экспертов-психиатров;
основы законодательства, регулирующие правовое положение лиц, страдающих разного рода психическими расстройствами, вопросы применения принудительных мер медицинского характера;
правила назначения и проведения экспертиз при судебно-медицинском исследовании объектов биологического происхождения, идентификации личности;
уметь: квалифицированно проводить осмотры места происшествий и трупов в местах их обнаружения;
устанавливать факт и давность наступления смерти, определять трупные явления, фиксировать позу трупа с описанием одежды,
описывать повреждения механического происхождения в соответствии с судебно-медицинскими требованиями;
оформлять протоколы осмотра места обнаружения трупа и места происшествия
обнаруживать, фиксировать, изымать и упаковывать вещественные доказательства биологического происхождения, правильно формулировать вопросы перед судебно-медицинским экспертом;
проводить освидетельствование подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления с оформлением соответствующих документов;
определять необходимый комплекс судебно-медицинских экспертиз и исследований;
распознавать психические отклонения у подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления;
распознавать психические отклонения у свидетеля, потерпевшего в случаях, когда возникает сомнение в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.
Перечисленные результаты образования являются основой для формирования следующих компетенций:
Общекультурных
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);
способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
Профессиональных
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);
способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
Профессиональных
в правоприменительной деятельности:
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
в правоохранительной деятельности:
способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
в экспертно-консультационной деятельности:
способен толковать различные правовые акты (ПК-15).
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина судебная медицина и психиатрия относится к циклу профессиональных дисциплин базовой части.
Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются: знание методов и средства поиска, систематизации и обработки информации; природы и сущность знаний судебной медицины и психиатрии, умения применять современные информационные технологии для поиска и обработки информации, оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения с позиции знаний судебной медицины и психиатрии; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, владение навыками сбора и обработки информации, юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами.
Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплин Теория государства и права, Конституционное право, уголовно-процессуальное право, криминалистика и служит основой для освоения дисциплин уголовно-правового цикла.
В таблице приведены предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование компетенций, заявленных в разделе «Цели освоения дисциплины»:
№ п/п
| Наименование компетенции
| Предшествующие дисциплины
| Последующие дисциплины (группы дисциплин)
| Общекультурные компетенции
| 1.
| осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1)
| Введение в специальность
Основы теории государства и права
| Уголовное право (Особенная часть)
Квалификация преступлений
Уголовно-исполнительное право
| 2.
| способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2)
| Введение в специальность
Основы теории государства и права
Психология
| Уголовный процесс
Документы в уголовном процессе
| 3.
| владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3)
| Введение в специальность
Основы теории государства и права
Теория государства и права
| Доказывание в уголовном процессе
| 4.
| способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4)
| Русский язык и культура речи
| Документы в уголовном праве
Уголовное право (особенная часть)
Уголовно-исполнительное право
| 5.
| обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5)
| Введение в специальность
Психология
| Документы в уголовном праве
Уголовное право (общая часть)
Уголовно-исполнительное право
| 6.
| имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6)
| Введение в специальность
Основы теории государства и права
Конституционное право
| Криминология
| 7.
| стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7)
| Введение в специальность
| Преступления против личности
Квалификация преступлений
| 8.
| способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8)
| Информационные технологии в юридической деятельности
Психология
Русский язык и культура речи
| Криминология
Криминалистика
Уголовное право
| 9.
| способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9)
| Введение в специальность
Основы теории государства и права
Теория государства и права
| Криминология
Уголовно-исполнительное право
| 10.
| способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10)
| Информационные технологии в юридической деятельности
| Уголовное право
Криминология
| 11.
| владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11)
| Информационные технологии в юридической деятельности
| Документы в уголовном процессе
Криминалистика
| Профессиональные компетенции
| 1.
| способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1)
| Основы теории государства и права
Теория государства и права
Конституционное право
| Документы в уголовном процессе
Уголовное право (особенная часть)
| 2.
| способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2)
| Введение в специальность
Основы теории государства и права
Теория государства и права
Психология
| Квалификация преступлений
Криминалистика
Уголовное право
Уголовно-исполнительное право
| 3.
| способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3)
| Основы теории государства и права
Теория государства и права
Конституционное право
| Документы в уголовном процессе
Квалификация преступлений
Криминалистика
Уголовное право
Уголовно-исполнительное право
| 4.
| способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4)
| Основы теории государства и права
Теория государства и права
Конституционное право
| Документы в уголовном процессе
Квалификация преступлений
Криминалистика
Уголовное право
Уголовно-исполнительное право
| 5.
| способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5)
| Основы теории государства и права
Теория государства и права
Конституционное право
| Документы в уголовном процессе
Преступления против личности
Квалификация преступлений
| 6.
| способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6)
| Основы теории государства и права
Теория государства и права
Конституционное право
| Документы в уголовном процессе
Квалификация преступлений
Криминалистика
Уголовное право
Уголовно-исполнительное право
Преступления против личности
| 7.
| владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7)
| Введение в специальность
Конституционное право
Русский язык и культура речи
| Документы в уголовном процессе
| 8.
| способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9)
| Основы теории государства и права
Теория государства и права
Конституционное право
| Уголовное право
Уголовно-исполнительное право
| 9.
| способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11)
| Основы теории государства и права
Теория государства и права
Конституционное право
| Квалификация преступлений
Криминология
Уголовно-исполнительное право
| 10.
| способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12)
| Основы теории государства и права
Теория государства и права
Конституционное право
| Криминология
Квалификация преступлений
| 11.
| способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13)
| Русский язык и культура речи
Информационные технологии в юридической деятельности
| Документы в уголовном процессе
| 12.
| готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14)
| Основы теории государства и права
Теория государства и права
Конституционное право
Русский язык и культура речи
| Документы в уголовном процессе
Квалификация преступлений
Криминалистика
Уголовно-исполнительное право
Преступления против личности
Криминология
| 13.
| способен толковать различные правовые акты (ПК-15)
| Основы теории государства и права
Теория государства и права
Конституционное право
Русский язык и культура речи
| Документы в уголовном процессе
Квалификация преступлений
Криминалистика
Уголовное право
Уголовно-исполнительное право
Преступления против личности
Криминология
| 14.
| способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16)
| Основы теории государства и права
Теория государства и права
Конституционное право
Психология
| Документы в уголовном процессе
Квалификация преступлений
Уголовно-исполнительное право
Преступления против личности
|
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Содержание дисциплины
Модуль I. Судебная медицина
Предмет, задачи и система судебной медицины. Связь судебной медицины с другими науками. Взаимосвязь и взаимовлияние пограничных наук на развитие судебной медицины (физика, биология, криминалистика и др.). Место судебной медицины в системе юридического образования.
Организация и структура судебно-медицинской службы в России. Судебно-медицинские учреждения, принципы их соподчинения. Нормативные документы, регламентирующие деятельность судебно-медицинских учреждений и судебно-медицинских экспертов.
Судебная медицина и судебно-медицинская экспертиза. Понятие судебно-медицинской экспертизы. Порядок назначения экспертизы, поводы для обязательного назначения судебно-медицинской экспертизы.
Объекты и методы судебно-медицинской экспертизы Документация судебно-медицинской экспертизы: акт судебно-медицинского исследования; заключение эксперта; их структура: (вводная часть, исследовательская часть, выводы); порядок их составления и передачи следственным органам.
Заключение эксперта как источник доказательств. Виды судебно-медицинских экспертиз: первичная, дополнительная, повторная, комиссионная, комплексная.
Государственный судебно-медицинский эксперт. Требования. Обязанности, права и ответственность экспертов. Пределы компетенции судебно-медицинского эксперта.
Модуль II. Судебная психиатрия
Определение судебной психиатрии. Субъект, предмет, цели, задачи, основные разделы и особенности судебной психиатрии. Основные методы обследования больных. История развития судебной психиатрии в России. Социальное и правовое значение судебной психиатрии. Основные положения обеспечения психиатрической помощи населению. Виды психиатрической помощи. Учреждения, оказывающие психиатрическую помощь. ФЗ№ 3185-1 от 02.07.1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», основные его положения. Права лиц, обратившихся за психиатрической помощью. Права лиц, находящихся в психиатрических учреждениях. Добровольность при оказании психиатрической помощи. Порядок госпитализации в психиатрический стационар без согласия пациента. Гарантия прав и защита интересов граждан Российской Федерации при охране их психического здоровья. Медицинская деонтология.
Невменяемость: понятие, критерии. Медицинский критерий невменяемости. Юридический критерий невменяемости. Формула невменяемости. Основные вопросы судебно-психиатрической экспертизы при невменяемости. Понятие вменяемости. Уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемость.
Дееспособность и недееспособность в гражданском праве и судебной психиатрии. Критерии недееспособности в гражданском законодательстве, их обобщающие признаки. Ограниченная дееспособность, ее клинические аспекты. Соотношение понятий невменяемости и недееспособности.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 36 часов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(Заочная (сокращенная) форма обучения, 3, 5 года)
№ п/п
| Наименование модуля / темы лекций, практических занятий, семинаров, СРС в составе модуля
| Виды учебной работы, трудоемкость (в часах)
| Компетенции, формируемые в процессе изучения модуля/ лекций, практических занятий, семинаров, СРС в составе модуля
| Формы текущего контроля / форма контроля освоения компетенции (тест, устный опрос и др.)
| Лекции
| Практические занятия
| СРС
| Всего
| Всего
| Из них в интерактив.
форме
| Всего
| Из них в интерактив.
форме
|
| Судебная медицина
|
| -
|
| -
|
|
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-04, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-6, ПК-9, ПК-15
| устный опрос, решение задач
|
| Судебная психиатрия
|
| -
|
| -
|
|
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-04, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-6, ПК-9, ПК-15
| устный опрос, решение задач
|
| Форма итогового контроля
|
|
|
|
|
|
|
| Зачет (8)
|
| Итого:
|
| -
|
| -
|
|
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-04, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-4,
ПК-6, ПК-9, ПК-15
|
|
Лекции
№ п/п
| Номер модуля дисциплины
| Тема лекции
| Трудоемкость, часов (ЗЕ)
| Коды компетенций
|
| № 1
| Судебная медицина
|
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-04, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-6, ПК-9, ПК-15
|
| № 2
| Судебная психиатрия
|
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-04, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-6, ПК-9, ПК-15
| Итого:
|
|
|
|
Практические занятия
№ п/п
| Номер модуля дисциплины
| Тема практического занятия
| Трудоемкость, часов (ЗЕ)
| Коды компетенций
|
| № 1
|
Судебная медицина
|
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-04, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-6, ПК-9, ПК-15
|
| № 2
|
Судебная психиатрия
|
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-04, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-6, ПК-9, ПК-15
| Итого:
|
|
|
| 3.2. Самостоятельная работа студента
№ п/п
| Номер модуля дисциплины
| Вид СРС
| Трудоемкость, часов (ЗЕ)
| Коды компетенций
|
| № 1
| Подготовка к практическому занятию, анализ теоретического материала
|
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-04, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-6, ПК-9, ПК-15
|
| № 2
| Подготовка к практическому занятию, анализ теоретического материала
|
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-04, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-6, ПК-9, ПК-15
| Итого:
|
|
|
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п
| Форма контроля
| Коды компетенций
| Срок сдачи
|
|
Решение задач
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-04, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-6, ПК-9, ПК-15
| На текущем практическом занятии
к практическому занятию № 2
|
|
Решение задач
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-04, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-6, ПК-9, ПК-15
| На текущем практическом занятии
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
а) основная литература:
Самищенко, С. С. Судебная медицина [Текст] : учебник / С. С. Самищенко. - М. : Юрайт, 2011. - 465 с.
Левин Д.Г., Судебная медицина. Учебное пособие, 2012. – Саратов: Научная книга. – ЭБС IPR books
Горшков А.В., Колоколов Г.Р. Судебная психиатрия. Учебное пособие. Саратов, 2012. – ЭБС IPR books
Гейслер Е.В., Дроздов А.А. Психиатрия. Учебное пособие.Саратов, 2012.– ЭБС IPR books
Георгадзе З.О., Датий А.В., Джачвадзе Н.Н., ред. Георгадзе З.О. Судебная психиатрия. Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2012 – 255 с. – ЭБС IPR books
б) дополнительная литература:
1. Судебная медицина [Текст] : Учеб. / Ред. В. Н. Крюков, 2005. - 437 с.
2. Хромченко М. С. Особняк на Садовой [Текст] : невыдуманные рассказы о судебной медицине / М. С. Хромченко, 1970. - 96 с.
3. Акопов В. И. Судебная медицина [Текст] : учеб. пособие / В. И. Акопов, 2003. - 347 с.
4. Гурочкин Ю. Д. Судебная медицина [Текст] : учебник / Ю. Д. Гурочкин, Ю. И. Соседко, 2006. - 319 с.
5. Ахмедов С. А. Анализ причин агрессивных противоправных действий, совершаемых больными с умственной отсталостью [Текст] / С. А. Ахмедов, Д. А. Захидов, Г. И. Харабара // Российский психиатрический журнал. – 2005. – №1(янв.–февр.). – С. 23–29
6. Яхимович Л. А. «Завещательная дееспособность» лиц с психическими расстройствами (критерии ) [Текст] / Л. А. Яхимович, В. В. Горинов // Российский психиатрический журнал. – 2005. – №1(янв.–февр.). – С. 37–41
7. Четвериков Д. В. Общественно опасные действия олигофренов [Текст] / Д. В. Четвериков, Г. М. Усов // Вестник Омского юридического института. – 2004. – №2(май–дек.). – С. 90–92
8. Четвериков Д. В. Семиология субкультуры потребителей героина [Текст] / Д. В. Четвериков // Вестник Омского юридического института. – 2004. – №2(май–дек.). – С. 92–95
9. Качаева М. А. Криминальное поведение женщин, злоупотребляющих психоактивными веществами [Текст] / М. А. Качаева, Т. В. Ядрова // Российский психиатрический журнал. – 2005. – №2(март–апр.). – С. 23–29
10. Исаенко В. Н. Проблемы разработки и использования психолого–криминалистического розыскного «портрета» неизвестного преступника [Текст] / В. Н. Исаенко // Российский психиатрический журнал. – 2005. – №2(март–апр.). – С. 34–39
11. Шишков С. Н. Принцип комиссионности производства судебно–психиатрический экспертизы [Текст] / С. Н. Шишков // Российский психиатрический журнал. – 2005. – №2(март–апр.). – С. 39–45
12. Кунафина Е. Р. Прогнозирование общественно опасных действий психически больных пожилого и старческого возраста [Текст] / Е. Р. Кунафина // Российский психиатрический журнал. – 2005. – №2(март–апр.). – С. 39–45
13. Захарова О. Б. Лишение и ограничение дееспособности гражданина [Текст] / О. Б. Захарова // Арбитражный и гражданский процесс. – 2005. – №4. – С. 9–13
14. Кирсанов В. Н. Правовые основания и порядок психиатрического освидетельствования [Текст] / В. Н. Кирсанов, Г. Р. Колоколов // Медицинское право. – 2005. – №4(окт.–дек.). – С. 33–35
15. Ким С. Н. Судебная практика по делам о недобровольном помещении лиц в психиатрические стационары [Текст] / С. Н. Ким // Медицинское право. – 2006. – №2(апр.–июнь). – С. 40–46.
16. Елисеева О. И. Практика очищения и восстановления организма [Текст] / О. И. Елисеева, 2009. - 160 с.
17. Елисеева О. И. Лечение хронических и онкологических заболеваний [Текст]. - (Библиотека доктора Елисеевой). Ч. 1 : Инфекция и вирусы - угроза жизни человека, 2008. - 191 с.
18. Елисеева О. И. Лечение хронических и онкологических заболеваний [Текст]. - (Библиотека доктора Елисеевой). Ч. 2 : Провокаторы - простейшие, грибы, глисты, 2009. - 217 с.
19. Елисеева О. И. Лечение хронических и онкологических заболеваний [Текст]. - (Библиотека доктора Елисеевой). Ч. 3 : Первопричины всех болезней: 15 шагов к выздоровлению, 2008. - 217 с.
20. Цельность человеческой сущности в физической культуре и спорте [Текст] : тез. Всерос. науч.-практ. конф. 27-28 марта 2008 г., г. Екатеринбург / Федер. агентство по физ. культуре и спорту, Урал. гос. ун-т физ. культуры, 2008. - 281 с.
21. Судебная медицина [Электронный ресурс] : учеб. пособие / М. Х. Гельдибаев, В. В. Вандышев, 2009. - 1 file_net
22. Айзман Р. И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Р. И. Айзман, В. Б. Рубанович, М. А. Суботялов, 2010. - 1 file_net
23. Буромский И. В. Судебно-медицинская экспертиза. Термины и понятия [Текст] : слов. для юристов и судеб.-мед. экспертов / И. В. Буромский, В. А. Клевно, Г. А. Пашинян, 2012. - 255 с.
24. Акопов В. И. 445 актуальных вопросов по судебной медицине [Текст] : науч.-практ. пособие / В. И. Акопов, 2011. - 415 с.
в) программное обеспечение, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы:
1. http://www.vsrf.ru Верховный Суд Российской Федерации
2. http://www.ksrf.ru Конституицонный Суд Российской Федерации
3. http://www.gov.ru Сервер органов государственной власти Российской Федерации
4. http://www.cbr.ru Банк России (ЦБ)
5. http://www.ombudsmanrf.ru Уполномоченный по правам человека России
6. http://www.genproc.gov.ru Генеральная прокуратура Российской Федерации
7. http://www.ach.gov.ru/ru Счетная палата Российской Федерации
8. http://www.cikrf.ru Центральная избирательная комиссия РФ
9. http://www.scrf.gov.ru Совет Безопасности РФ
10. http://www.gov.ru/main/page3.html Администрация Президента
11. www.kremlin.ru Президент Российской Федерации
12. http://www.gov.ru/main/ministry/isp-vlast44.html Федеральные органы исполнительной власти
13. http://www.gov.ru/main/page7.html Федеральное собрание РФ
14. www.consultant.ru Справочная правовая система «КонсультантПлюс»
15. СПС Гарант v.7 – Справочно-Правовая Система
16. Внутривузовская поисковая система «Ирбис».
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1) Видеотека.
2) Электронные базы приговоров суда и материалы уголовных дел.
3) Тесты на электронном носителе.
Приложение 1 к рабочей программе дисциплины Судебная медицина и психиатрия
ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|