Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 2. Система Всемирного наследия





 

Основы деятельности Комитета Всемирного наследия. Выборы членов Комитета. Периодическая отчётность. Эмблема Всемирного наследия. Формирование Списка Всемирного наследия. Контроль сохранности объектов Всемирного наследия. Список Всемирного наследия в опасности. Процедура исключения объектов из Списка. Фонд Всемирного наследия.

 

§6. Комитет Всемирного наследия.

Комитет Всемирного наследия – межправительственный комитет по охране культурного и природного наследия всеобщего выдающегося значения был учреждён в соответствии со статьёй 8 Конвенции 1972 года. Он состоит из 21 государств-сторон Конвенции, избираемых государствами-сторонами Конвенции, собирающимися на Генеральную Ассамблею во время очередных сессий Генеральной конференции ЮНЕСКО».

Выборы членов Комитета должны обеспечивать справедливое представительство различных районов и культур мира.

Кроме государств-сторон, на заседаниях Комитета с совещательным правом голоса могут присутствовать представители: Международного исследовательского центра по сохранению и реставрации культурных ценностей (Римский центр); Международного совета по охране памятников и исторических мест (ИКОМОС) и Международного союза охраны природы (МСОП), а также представители других межправительственных или неправительственных организаций, ставящих перед собой аналогичные цели.



Государства-стороны Комитета Всемирного наследия осуществляют свои полномочия, начиная с конца очередной сессии Генеральной конференции, на которой они были выбраны, до конца ее третьей последующей очередной сессии. Полномочия одной трети членов, назначенных во время первых выборов, истекают в конце первой очередной сессии Генеральной конференции, следующей за той, на которой они были избраны, а полномочия второй трети членов, назначенных в то же время, истекают в конце второй очередной сессии Генеральной конференции, следующей за той, на которой они были избраны. Имена этих членов Комитета определяются Председателем Генеральной конференции ЮНЕСКО путем жеребьевки после первых выборов.

Общая структура и направления деятельности ЮНЕСКО в реализации Конвенции представлена на рис. 2.



Каждые шесть лет, государства-стороны обязаны представлять в Комитет Всемирного наследия периодический отчёт об объектах Всемирного наследия, расположенных на их территории.

Периодический отчёт о состоянии объектов Всемирного наследия преследует следующие основные цели:

– оценка сохранности объектов Всемирного наследия со стороны государства;

– оценка сохранности основных свойств и критериев объекта в течение длительного времени;

– обновление информации об изменениях состояния объекта;

– разработка механизма регионального сотрудничества и обмена информацией между государствами сторонами по вопросам исполнения Конвенции и сохранения объектов Всемирного наследия.

Рис. 2. Структура реализации Конвенции об охране Всемирного наследия и деятельность ЮНЕСКО

 

Комитет Всемирного наследия использует региональный подход при проведении региональных отчётов с целью продвижения регионального сотрудничества и выявления особенностей региона (рис. 3).

Рис. 3. Схема реализации 6-летнего цикла периодических отчётов.

 

В каждом из них развивается своя региональная стратегия периодических отчётов для того, чтобы гарантировать полное участие государств-сторон, компетентных учреждений и региональной экспертизы. Результатом каждой региональной стратегии является региональный отчёт Всемирного наследия.

Комитет изучает эти региональные отчёты согласно установленному плану, основанному на шестилетнем цикле.

Таким образом, ежегодная сессия Генеральной ассамблеи Всемирного наследия выполняет функции стандартизации, а управление и контроль объектов Всемирного наследия находятся под ответственностью государств-сторон. Кроме того, государства-стороны также несут ответственность за подготовку периодических отчётов.



Комитет Всемирного наследия и его секретариат (Центр Всемирного наследия) оказывают поддержку государствам-сторонам в этих вопросах и способствуют выполнению обязательств по разработке периодических отчётов. Государства-стороны могут обращаться в экспертный совет Центра Всемирного наследия или экспертные органы (ИКОМОС, ИККРОМ и МСОП).

Комитет Всемирного наследия изучает и реагирует на периодические отчёты государств-участников – формулирует рекомендации по сохранению и управлению (менеджменту) объектами Всемирного наследия.

 

§7. Эмблема Всемирного наследия.

В 1978 году межправительственным Комитетом Всемирного на­следия была принята эмблема Конвенции, Комитета и наследия, созданная Мишелем Олиффом. Она символизирует взаимосвязь культурного и природного наследия: квадрат в центре — форма, созданная человеком, символизирует культуру, круг символизирует природу; обе фигуры (природа и культура) неразрывно связаны. Эмблема в целом круглая, как и Земной шар; в то же время круг — символ защиты. Эмблема может быть выполнена любым цветом в зависимости от целей, технических возможностей и соображений художественного порядка. Текст «World Heritage» и «Patrimoine Mondial» («Всемирное наследие» на английском и французском языках) всегда должен присутствовать на изображении как международный язык и язык страны, в которой находится ЮНЕСКО (Франция, Париж).

Верхняя надпись выполняется на языке той страны, где используется эмблема (рис. 4).

Рис. 4. Эмблема Всемирного наследия.

Достояния, включенные в Список Всемирного наследия, должны иметь эмблему Конвенции вместе с логотипом ЮНЕСКО и пояснительным текстом, которые должны быть размещены таким образом, чтобы не затруднять зрительное восприятие объекта.

Эмблемы предназначаются и используются для того, чтобы информировать население страны и иностранных посетителей о том, что данный объект имеет особую ценность, признанную международным сообществом, т.е. представляет интерес не только для самого государства, но и для всего мира. Кроме того, эмблемы несут сведения о Конвенции, Концепции и Списке Всемирного наследия – в этом заключается их дополнительная функция.

Комитет рекомендует определенные правила изготовления и установки этих знаков:

– знаки должны быть размещены таким образом, чтобы посетители могли их видеть; при этом не должна страдать целостность объекта;

– в тексте должна быть отмечена исключительная международная ценность достояния; в связи с этим может оказаться полезным краткое описание его выдающихся качеств;

– в тексте должны быть ссылки на Конвенцию о сохранении Всемирного наследия и, в особенности, на Список Всемирного наследия, а также на международное признание, которое влечет за собой занесение в Список;

– в тех случаях, когда объект посещает большое количество иностранцев, рекомендуется воспроизведение текста на нескольких языках.

В качестве примера предлагается следующий текст: «(Название объекта) был внесен в Список Всемирного наследия в соответствии с Конвенцией о сохранении Всемирного культурного и природного наследия. Внесение в Список подтверждает исключительное всемирное значение этого достояния, которое заслуживает охраны во имя всего человечества».

Затем может следовать краткое описание объекта и указанная выше информация.

Государства не должны допускать использование эмблемы Всемирного наследия для целей, не признанных открыто и не одобренных Комитетом. Эмблему нельзя использовать в коммерческих целях без специального разрешения Комитета.

Название, символ или изображение объекта, занесенного в Список Всемирного наследия (а также изображение любого элемента объекта), нельзя использовать в коммерческих целях без разрешения государства, на территории которого расположен данный объект. Нельзя использовать название, символ или изображение объекта, не получив от государства или организации, занимающейся охраной этого объекта, разрешения использовать конкретный текст или демонстрацию изображения. Любое использование символа или изображения объекта должно согласовываться с теми критериями, по которым объект занесен в Список.

§8. Формирование Списка Всемирного наследия.

Подписав Конвенцию о сохранении Всемирного культурного и природного наследия, государство должно представить в Комитет Всемирного наследия предварительный перечень достояний культурного и природного наследия, расположенных на его территории, которые оно намерено предлагать для внесения в Список. Такой предварительный перечень должен содержать документы по местам расположения объектов, их достоинствам и целесообразности внесения в Список.

Для внесения достояний в Список Всемирного наследия государство должно подать заявление и документы в Комитет Всемирного наследия отдельно по каждому заявляемому объекту.

Хотя все объекты имеют свои характерные черты, Комитет просит государства представлять информацию и документацию по единой форме.

1. Идентификация объекта.

Страна; республика, провинция, регион, город; название объекта; точное место на карте с указанием географических координат центра объекта с точностью до секунд; карты и планы с указанием границ территории, предлагаемой для занесения в Список, а также буферной зоны, площади заявляемого объекта и буферной зоны.

2. Основания для занесения в Список.

Значимость объекта; сравнительный анализ, включающий степень сохранности аналогичных объектов; подлинность и целостность; критерии, согласно которым объект предлагается для занесения в Список, и их обоснование.

3. Описание.

Описание, история и развитие объекта; последние свидетельства об объекте; степень сохранности объекта; программы его презентации и рекламы.

4. Управление.

Собственность и юридический статус; меры по охране, сохранению и способы их применения; органы управления и уровень, на котором оно осуществляется (местный, региональный); имя и адрес ответственного лица; планы относительно объекта (региональный, местный планы, план охраны, план развития и туризма); источники финансирования и уровень, на котором оно осуществляется; экспертиза и обучение персонала в области охраны и техники управления; удобство для посетителей, учет посетителей; уровень персонала (профессиональный, технический, обслуживающий).

5. Факторы, влияющие на состояние объекта.

Воздействие со стороны человека (заселение территории, адаптация, сельское хозяйство, промышленность и т. д.); воздействие, связанное с окружающей средой (загрязнение, изменения климата); природные катастрофы (землетрясения, наводнения, пожары и т. д.) и подготовленность к ним; воздействие со стороны по­сетителей и туристов; число жителей на территории объекта и в буферной зоне; другие факторы.

6. Контроль.

Ключевые факторы определения степени сохранности; административные меры по контролю за состоянием объекта; результаты предыдущих проверок.

7. Документация.

Копии планов управления объектом и других планов, имеющих отношение к объекту; фотографии, слайды и, по мере возможности, кино- и видеофильмы; библиогра­фия; адрес, по которому хранятся описи, записи и архивы.

8. Подписи от имени государства- участника Конвенции.

Процесс приема заявлений Комитетом идет постоянно. Заявление можно подавать в течение всего года.

Каждый культурный объект и степень его сохранности оцениваются в сравнении с другими объектами того же типа и относящимися к тому же историческому периоду, как в самом государстве, так и за его пределами.

Каждый природный объект оценивается в сравнении с другими объектами в пределах биогеографической территории или миграционной схемы, как в самом государстве, так и за его пределами.

Способ профессиональной оценки, проводимой соответствующими организациями (ИКОМОС, МСОП и др.) подробно описывается при представлении доклада в Комитет. Эти организации дают свои комментарии и рекомендации по поводу целостности и будущего управления каждым объектом.

Критерии, благодаря которым конкретный объект вносится в Список Всемирного наследия, излагаются Комитетом в его решениях и публикациях. Комитет также перечисляет те свойства и качества объекта, которые оправдывают его занесение в Список и должны учитываться при его дальнейшем управлении, сохранении и популяризации.

На регистрацию, тщательную проверку, запрос дополнительной документации, рассмотрение материалов заявки международными неправительственными организациями, подготовку документов и рекомендаций для Комитета Всемирного наследия затрачивается в среднем полтора года.

Ежегодно Комитет рассматривает заявления и документы, поступившие от государств-участников Конвенции, и всю информацию, материалы, комментарии и рекомендации организаций, участвующих в про­цедуре принятия решений.

В результате все рассмотренные объекты распределяются на три категории:

1. Объекты, которые Комитет рекомендует внести в Список Всемирного наследия.

2. Объекты, которые Комитет не рекомендует вносить в Список Всемирного наследия.

3. Объекты, рассмотрение которых Комитетом откладывается.

Окончательный этап формирования Списка Всемирного наследия проходит на ежегодной сессии ЮНЕСКО, на котором Комитет представляет результаты своей работы – общее количество рассмотренных заявок и рекомендации по каждой из них в отдельности.

Новый, дополненный Список Всемирного наследия и Список Всемирного наследия в Опасности публикуются ежегодно.

§9. Контроль над состоянием Всемирного наследия.

Одной из основных функций Комитета Всемирного наследия является контроль над состоянием объектов, внесенных в Список и выработка соответствующих мер для их сохранения или спасения.

Систематический контроль и отчетность это постоянный процесс наблюдения за состоянием достояний, внесенных в Список Всемирного наследия, и составления документов о степени их сохранности.

Систематический контроль преследует следующие цели:

Объекты Всемирного наследия: улучшение управления и планирования, сокращение чрезвычайных случаев, сокращение расходов благодаря улучшению охраны и сохранения.

Государство-участник: совершенствование политики по отношению к достояниям, внесенным в Список, улучшение планирования, управления объектами, их охраны и сохранения.

Регион: региональная политика и сотрудничество по достояниям, внесенным в Список, и мероприятия, направленные на специфические нужды региона.

Комитет Всемирного наследия: лучшее понимание условий, в которых находятся достояния, а также нужды отдельных объектов, государств и регионов; совершенствование политики; более точное принятие решений.

Основная обязанность государств – сделать контроль над состоянием объектов неотъемлемой частью ежедневной работы по сохранению объектов и управлению ими. Государства должны осуществлять эту задачу в тесном сотрудничестве с лицами или организациями, осуществляющими управление объектом. Рекомендуется систематически осуществлять запись состояния объекта.

Государства обязаны представлять Комитету каждые 6 лет научный доклад о степени сохранности достояний, занесенных в Список Всемирного наследия.Для этого государства могут запросить помощь экспертов. В России специально для этих целей был образован научно-исследовательский институт культурного и природного наследия.

Реагирующий контроль заключается в том, что Центр Всемирного наследия, другие отделы ЮНЕСКО и консультативные организации сообщают Центру и Комитету о степени сохранности конкретных достояний Списка Всемирного наследия, находящихся под угрозой. Для этого государства-участники подают Комитету через Центр Всемирного наследия доклады и исследования влияния каждый раз, когда возникает исключительная ситуация или предпринимаются работы, которые могут повлиять на степень сохранности объекта. Такой контроль предусмотрен процедурой исключения достояний из Списка Всемирного наследия. Он также предусмотрен по отношению к достояниям, занесенным (или представленным к занесению) в Список Всемирного наследия в Опасности.

Комитет Всемирного наследия разработал процедуру исключения объектов из Списка Всемирного наследия. Решение об исключении из Списка может быть принято в двух случаях:

1. Если состояние объекта ухудшилось до такой степени, что он утратил те качества, благодаря которым был внесен в Список.

2. Когда объект, внесенный в Список Всемирного наследия, уже к моменту подачи заявки находился под угрозой, а необходимые для исправления ситуации меры, перечисленные в то время государством-заявителем, так и не были приняты в установленные сроки.

Приняв процедуру исключения, Комитет проявляет особую заботу о том, чтобы были приняты все возможные меры по предотвращению исключения объекта из Списка. В связи с этим Комитет оказывает, насколько это возможно, техническую помощь, но при этом обращает внимание государств на условия, содержащиеся в Конвенции: «Каждое государство-участник Конвенции признает, что обязанности по обеспечению идентификации, охраны, сохранения и популяризации культурного и природного наследия, расположенного на его территории, а также обязанности по передаче этого наследия будущим поколениям лежат в основном на данном государстве...».

Для предотвращения исключения объектов из Списка Всемирного наследия Комитет рекомендует государствам сотрудничать с консультативными органами, которые Комитет уполномочил контролировать состояние работ, осуществляемых с целью сохранения объектов, внесенных в Список.

Комитет обязывает государства постоянно информировать обо всех намерениях осуществлять или разрешать на объектах Всемирного наследия восстановительные работы или новое строительство, которое может повлиять на ценность достояния. Делать это нужно как можно раньше, до составления документов по конкретным проектам и до принятия каких-либо решений, чтобы Комитет мог оказать помощь в поиске приемлемого решения вопроса, с тем, чтобы полностью сохранить ценность и всемирную значимость объекта.

К сожалению, в 2006 году, Комитет Всемирного наследия был вынужден исключить из Списка «Заповедник арабского сернобыка», расположенного в Омане, в связи с тем, что численность охраняемых видов упала ниже критической точки восстановления популяции. В 2009 году из Списка был исключен исторический центр Дрездена, в связи с началом несогласованного с Комитетом Всемирного наследия ЮНЕСКО строительства нового моста через Эльбу.

Кроме того, многие страны получили предупреждения о возможности подобных санкций в отношении уже внесённых объектов Всемирного наследия. Среди них можно особо отметить «исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников».

 

§10. Фонд Всемирного наследия.

Сохранение и защита объектов Всемирного наследия не возможно без финансовых ресурсов. В связи с этим был создан Фонд охраны Всемирного культурного и природного наследия, имеющего выдающуюся универсальную ценность. Этот Фонд, согласно соответствующим статьям Положения о финансах Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, является целевым фондом.

Фонд Всемирного наследия ежегодно составляет около 4 млн. долларов США, которые направляются на поддержку действий международной помощи.

Комитет Всемирного наследия выделяет средства в соответствии с Конвенцией. Приоритет отдаётся объектам, которым угрожает опасность. Международная помощь из средств Фонда может быть оказана в следующих случаях:

Предварительная помощь: подготовка предварительных списков и планов управления объектами Всемирного наследия;

Обучение персонала: поддержка образовательных учреждений, готовящих специалистов для работы на объектах Всемирного наследия (индивидуальное обучение не может финансироваться);

Техническое сотрудничество: обеспечение экспертизы и материальной поддержки плана управления и другие действия сохранения;

Чрезвычайная помощь: срочное восстановление, спровоцированное неблагоприятной человеческой деятельностью или стихийными бедствиями;

Просветительская помощь: повышение значимости и развитие обучающих материалов.

Средства Фонда состоят из:

– обязательных и добровольных взносов государств-сторон Конвенции об охране Всемирного наследия;

– вкладов, даров или завещанных сумм, которые могут быть сделаны: другими государствами, Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры и другими организациями системы Организации Объединенных Наций, в частности, Программой развития Организации Объединенных Наций и другими межправительственными организациями, государственными или частными органами или отдельными лицами;

– процентов с сумм, одолженных Фондом;

– сумм сборов и поступлений от мероприятий, организованных в пользу Фонда;

– любых других ресурсов, разрешаемых положениями о Фонде, разработанными Комитетом Всемирного наследия.

Фонд координирует взаимодействие территорий Всемирного наследия, региональных общественных и научных организаций с Центром Всемирного наследия ЮНЕСКО, с другими международными природоохранными и финансовыми организациями, осуществляющими работу в рамках Конвенции.

Основными направлениями деятельности Фонда являются:

– охрана окружающей среды, культурных ландшафтов, культурного и природного наследия;

– подготовка номинаций для их включения в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО;

– привлечение финансов для всесторонней поддержки и охраны объектов Всемирного наследия;

– использование возможностей ЮНЕСКО для поддержки и охраны выдающихся культурных и природных комплексов;

– мониторинг и контроль состояния сохранности территорий, включенных в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО;

– популяризация Конвенции об охране Всемирного наследия и территорий, включенных в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО;

– развитие альтернативных видов природопользования на территориях, включенных в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО;

– экологическое образование, пропаганда экологических знаний.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чём заключается основная деятельность Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО?

2. В чём заключаются особенности выборов членов Комитета Всемирного наследия?

3. Какую смысловую нагрузку несёт эмблема Всемирного наследия?

4. Как происходит процесс формирования Списка Всемирного наследия?

5. В чём заключается сущность периодических отчётов?

6. Какая роль при формировании Списка Всемирного наследия отводится консультативным органам?

7. Каково основное предназначение фонда Всемирного наследия?

 

Темы дискуссий:

1. Соблюдаются ли принципы демократии в управлении Комитетом Всемирного наследия?

2. Кто ответственен за сохранность Всемирного наследия?

3. Фонд Всемирного наследия: приоритетные направления оказания помощи.

4. Совершенен ли процесс формирования Списка Всемирного наследия?

 

Творческие задания:

1. Подготовьте сообщение о причинах исключения объекта Всемирного наследия «Заповедник арабского сернобыка» в Омане и/или «Исторического центра Дрездена» в Германии.

2. Используя материалы сайта Центра Всемирного наследия (whc.unesco.org), составьте современную структуру членов Комитета Всемирного наследия.

3. Подготовьте сообщение о деятельности фонда Всемирного наследия.

 

Основная литература:

1. Конвенция об охране Всемирного природного и культурного наследия. 1972.

2. Руководство по реализации Конвенции об охране Всемирного наследия. 2008.

3. whc.unesco.org

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.