Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ





Содержание

Том

  стр.
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННО-ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИЗМА
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ
§1. История экскурсионного дела в России
§2. Понятие и признаки экскурсии
§3. Классификация экскурсий
§4. Этапы подготовки экскурсии
Глава 2. Методика проведения экскурсии
§5. Методические приёмы показа
§6. Средства показа экскурсионных объектов
§7. Методические приёмы рассказа
§8. Особые методические приемы проведения экскурсий
§9. Техника проведения экскурсий
§10. Дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию
Глава 3. Обзорные и тематические экскурсии
§11. Городская обзорная экскурсия
§12. Экскурсии на исторические темы
§13. Экскурсии на архитектурно-градостроительные темы
§14. Литературные экскурсии
§15. Природоведческие экскурсии
§16. Производственные экскурсии
§17. Искусствоведческие экскурсии
§18. Музейные экскурсии
§19. Загородные экскурсии
§20. Профессиональное мастерство экскурсовода
Глава 4. Информационная деятельность предприятия
§21. Информационные услуги
§22. Имидж фирмы
§23. Выставочная деятельность предприятий туризма
§24. Этапы участия в выставке
§25. Реклама на выставке
§26. Выбор персонала и его подготовка
ЛИТЕРАТУРА
 
РАЗДЕЛ 2. ВСЕМИРНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Основы Всемирного наследия
§1. Всемирное наследие: от прошлого до наших дней
§2. Конвенции об охране Всемирного наследия
§3. Природное наследие
§4. Культурное наследие
§5. Духовное наследие
Глава 2. Система Всемирного наследия
§6. Комитет Всемирного наследия
§7. Эмблема Всемирного наследия
§8. Формирование Списка Всемирного наследия
§9. Контроль над состоянием Всемирного наследия
§10. Фонд Всемирного наследия
Глава 3. Методы изучения Всемирного наследия
§11. Интернет и геоинформационная система «Всемирное наследие»
§12. Географическое районирование
§13. Страноведческий подход
§14. Статистический подход
§15. Типология объектов Всемирного наследия
Глава 4. Всемирное наследие России
§16. Краткая характеристика
§17. Всемирное природное наследие России
§18. Всемирное культурное наследие России
§19. Всемирное духовное наследие России
§20. Перспективы развития туризма
ЛИТЕРАТУРА
 
РАЗДЕЛ 3. ВСЕМИРНОЕ НАСЛЕДИЕ ЮНЕСКО ПО ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫМ ЗОНАМ И РАЙОНАМ
Глава 1. Всемирное наследие по туристско-рекреационным зонам Европы.
§1. Всемирное наследие Северной Европы
§2. Всемирное наследие Восточной Европы
§3. Всемирное наследие Западной Европы
§4. Всемирное наследие Южной Европы
Глава 2. Всемирное наследие по туристско-рекреационным зонам Азии
§5. Всемирное наследие Юго-Западной Азии
§6. Всемирное наследие Средней Азии
§7. Всемирное наследие Южной Азии
§8. Всемирное наследие Юго-Восточной Азии
§9. Всемирное наследие Центральной и Восточной Азии
Глава 3.Всемирное наследие по туристско-рекреационным зонам Африки
§10. Всемирное наследие Северной Африки
§11. Всемирное наследие Тропической Африки
Глава 4. Всемирное наследие по туристско-рекреационным зонам Америки
§12. Всемирное наследие Северной Америки
§13. Всемирное наследие Центральной Америки и Вест-Индии
§14. Всемирное наследие Южной Америки
Глава 5. Всемирное наследие по туристско-рекреационным зонам Австралии и Океании  
§15. Всемирное наследие Австралии
§16. Всемирное наследие Океании
ЛИТЕРАТУРА
 

 






РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННО-ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИЗМА



ВВЕДЕНИЕ

Туризм и экскурсии неотделимы друг от друга, экскурсии являются содержанием туризма и развиваются совместно сним. Они составляют активную, укрепляющую здоровье, познавательную форму отдыха населения, действенное средство повышения культурного уровня народа, воспитания подрастающего поколения. Экскурсии способствуют знакомству с памятниками истории и культуры, с природой родного края, с достижениями в экономике, науке и культуре.

Большое влияние на совершенствование содержания экскурсионной работы и увеличение ее массовости оказывает развитие отечественного туризма, увеличение количества туристов на общероссийских и местных маршрутах, расширение географии транспортных путешествий. В настоящее время отчётливо прослеживаются сложившиеся направления развития экскурсионного дела: неуклонно увеличивающийся поток экскурсантов на городских и загородных маршрутах; предоставление разнообразных видов экскурсионных услуг.

Туристско-экскурсионное дело постепенно возвращает утраченные позиции и вновь превращается в одну из крупных отраслей обслуживания.

Однако современный туристский рынок требует нового подхода к организации экскурсионной деятельности как к одному из основных турпродуктов. Турфирмы, создающие экскурсионный продукт, должны иметь свою оригинальную марку, учитывать потребительский спрос и дифференциацию обслуживания. Рождение новых маршрутов ведёт к появлению новых экскурсионных объектов, разнообразию продукта.

Важная роль в настоящее время отводится подготовке экскурсоводов и качественной разработке самой экскурсии, освоению методики и техники её проведения.

Учебный курс «Информационно-экскурсионная деятельность предприятий туризма» изучает проблемы, связанные с организацией и содержанием экскурсионного обслуживания населения, рассматривает особенности такой важной формы познания, информации и организации отдыха, как экскурсия. Курс знакомит студентов с задачами и содержанием работы экскурсионного учреждения, показывает, как развивалось экскурсионное дело в России, раскрывает методики подготовки и проведения экскурсии.

Данная дисциплина тесно связана с такими курсами как «Страно­ведение», «Краеведение», «Экономическая и социальная география» и др.

Полученные студентами знания будут использоваться ими как бу­дущими экономистами-менеджерами для самостоятельного проведе­ния экскурсий и для подбора кадров для проведения экскурсий, а также для расчёта стоимости экскурсий и туров.

 


Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ

§1. История экскурсионного дела в России.

Туризм и экскурсии неотделимы друг от друга. Экскурсии являются одной из основных частей туризма и развиваются совместно с ним. Они составляют активную, познавательную форму отдыха, средство повышения культурного уровня, воспитания подрастающего поколения. Экскурсии способствуют знакомству с памятниками истории и культуры, с природой, с разного рода достижениями.

В своем развитии экскурсионное дело России прошло определенный путь. Оно начало развиваться в первой половине XIX в. В этот период практиковались в основном познавательные экскурсии по естественной тематике. Проводились они, как правило, учителями. Целью их было наглядное обучение.

Возникновение отечественной теории и методики экскурсионного дела относится ко второй половине XIX в. - началу XX в.

В 1872 г. в Москве по инициативе научных обществ была устроена политехническая выставка, на которой проводились первые музейные внешкольные экскурсии – бесплатные «воскресные объяснения коллекций». Однако такие экскурсии носили случайный характер, поскольку специальных учреждений, которые бы осуществляли руководство экскурсионной работой, не существовало.

В развитии экскурсионного дела Ф.Л. Курлат и Ю.Е. Соколовский выделяют два этапа: дореволюционный и советский.

Первый этап характеризуется зарождением экскурсионного дела в России и появлением первых экскурсионных организаций, началом научной разработки теории экскурсионного дела. В нем в свою очередь можно выделить два периода: со второй половины XIX в. до 1907 г. и с 1907 г. до 1917 г. В первый период экскурсионное дело развивалось, главным образом, как метод обучения и проведения учебно-программных, музейных, а затем вне музейных и дальних экскурсий. Во второй период создаются первые экскурсионные организации и начинают разрабатываться вопросы теории экскурсионного чела.

Первой туристской организацией в России был Русский Турист-клуб, учрежденный в 1895 г. и положивший начало Российскому обществу туристов (РОТ), объединившему несколько немногочисленных клубов. РОТ было популярно в аристократических кругах. Задачами общества были организация экскурсий по крупным городам и знакомство туристов с природой Крыма, Кавказа, Урала, Средней Азии.

В 1907 г. при РОТ создаётся комиссия «Образовательные экскурсии по России». При комиссии впервые в стране были открыты курсы по подготовке руководителей экскурсий. Комиссия объединила педагогов-энтузиастов, имеющих опыт экскурсионной работы: В.И. Камарнинского, В.Ю. Ульянинского, Н.Г. Тарасова и др. Ими было положено начало разработки вопросов теории и методики экскурсионного дела на основании обобщения опыта экскурсионной работы с учащимися. Вопросы методики проведения экскурсий становятся предметом обсуждения на Всероссийских учительских съездах (1906-1916 гг.), освещаются в журналах «Экскурсионный вестник» (Москва), «Русский экскурсант» (Ярославль).

Наиболее значительным событием в развитии методики экскурсионного дела в этот период стал выход книги Б.Е. Райкова «Школьные экскурсии, их значение и организация» (1910 г.). В книге впервые были четко сформулированы основные принципы методики проведения школьных экскурсий преимущественно по естественно-научной тематике, а также по другим предметным экскурсиям с учетом программных требований школы того времени.

Буквально с первых месяцев своего существования Советская власть начинает уделять туристско-экскурсионной деятельности пристальное внимание, понимая, что это одна из возможностей влияния на массы. По инициативе наркома просвещения Л.В. Луначарского уже в начале 1918 г. создаются курсы для учителей в пригороде Петрограда. От эпизодических экскурсий быстро переходят к началу формирования организации, которая могла бы координировать этот процесс.

12 апреля 1918 г. Ленин подписал декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг и выработке проектов памятников революции». В результате претворении в жизнь этого декрета в городах начали появляться новые памятники, которые становились объектами экскурсий. Ленин прилипал большое значение «монументальной пропаганде» и подчеркивал необходимость организации экскурсий по памятным историко-революционным местам. Кроме того, Ленин высоко оценивал значение экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Он рекомендовал проводить следующие экскурсии:

1) посещение электростанций, совхозов, заводов;

2) устройство маленьких музеев по политехническому образованию, поездов, пароходов.

Исходя из этих указаний Ленина, производственные экскурсии были включены в план учебно-воспитательной работы школ, что потребовало от учителей знания методики экскурсионного дела. В связи ним в стране создавались новые учебные заведения по переподготовки учителей и подготовке экскурсионных работников. В Москве был открыт Центральный музейно-экскурсионный институт, в Петрограде – Экскурсионный институт.

В 1919 г. при Отделе единой трудовой школы Наркомпроса были созданы экскурсионные секции. Они планировались для организации экскурсионного дела в школах. Первые шесть секций, расположенные и окрестностях Петрограда, разработав специальные маршруты, начали свою работу в том же году. Насколько серьезно относились к этому виду воспитания и обучения большевики, видно из того, что в состав ли естественно-исторической комиссии, разрабатывавшей тематику экскурсий, вошли видные ученые, академики, профессоры, деятели науки.

Для тех детей, которые прибывали на станции, предлагалось бесплатное питание. Школьников, которые прибывали для многодневных походов, устраивали на ночлег. Им для проезда по железной дороге выдавались специальные льготные проездные билеты.

Постепенно начиналась дифференциация в направлениях работы станций. Кроме Центральной станции, возникшей в 1920 г., было три опорных центра: в Петергофе, Павловске и Царском селе. Гуманитарные станции проводили экскурсии в музеях и усадьбах; геологические старались использовать для этих целей обнажившиеся выходы пород; географические располагались в местах с различным ландшафтом.

Для того чтобы экскурсии проводились на высоком научном уровне, были открыты курсы для экскурсоводов. Причем для чтения лекций на них привлекались такие фигуры, как, например, директор Эрмитажа С.Н. Троиницкий.

О размахе экскурсионного дела в начале 20-х гг. XX в. можно сумм и, по следующим данным: в 1920 г. количество экскурсий составляло 46 тыс. (число экскурсантов – 138 тыс.), а в 1921 г, - 53 тыс. (161 тыс. экскурсантов).

В 1920 г. в Москве создается Экскурсионное бюро при Наркомате просвещения РСФСР.

С 1921 г. начинают проводиться конференции по проблемам экскурсоводческого дела. Конференции с самого начала носили не локальный, а общероссийский характер.

С середины 20-х г. ХХ в. на страницах «Комсомольской правды стали появляться статьи, настойчиво призывающие молодежь заняться туризмом. В декабре 1926 г. Московским комитетом комсомола совместно с «Комсомольской правдой» была организована первая массовая экскурсия, в ней приняло участие около 300 человек. Это было рекламно-пропагандистское мероприятие в рамках ГОЭЛРО. Его целью было ознакомление молодежи со строительством Волховской гидроэлектростанции.

С 1924 г. появляются первые экскурсии, посвященные жизни и деятельности Ленина. Значительный вклад в становление методики экскурсионного дела внес Н.П. Анциферов. Его работа «Теория практика экскурсий по обществоведению» (1926 г.) посвящена исследованиям способов и приемов проведения экскурсий и организации путешествий. В работе раскрыта сущность экскурсионного метода.

Великая Отечественная война и восстановительный период отодвинули туристские проблемы на второй план. Внутренний туризм экскурсии стали возрождаться лишь в конце 40-х гг. XX в. (традиционным направлением туристско-экскурсионной работы был школьный туризм). В этот период в экскурсионной программе большое место занимает военно-историческая тематика. Объектами показ стали памятники боевой славы, места сражений, мемориальные комплексы, места массовых захоронений жертв фашизма, в городах появляются новые площади и улицы, названные именами героев ВОВ. Также получает развитие историко-революционная тематика, литературная, производственная.

Современный туристский рынок требует нового подхода к орга­низации экскурсионной деятельности как к одному из основных тур продуктов. Турфирмы, создающие экскурсионный продукт, должны иметь свою оригинальную марку, учитывать потребительский спрос дифференциацию обслуживания. Рождение новых маршрутов ведет появлению новых экскурсионных объектов, разнообразию продукта Важная роль в настоящее время отводится подготовке экскурсоводов и качественной разработке самой экскурсии, освоению методики и техники ее проведения.

В 1970-1990 гг. учёные и практики экскурсионного дела осуществили разработку теоретических основ и научной методики по важнейшим разделам культурно-просветительной работы.

Экскурсии в этот период заняли важное место в жизни миллионов людей. Об этом убедительно свидетельствуют такие цифры: ежегодно и экскурсиях принимало участие 0,5 млрд. человек (на 1985 г.) К началу 90-х гг. существовали десятки тысяч тем экскурсий, 70 тыс. экскурсоводов, более 3,5 тыс. организаций, ведущих экскурсионную работу.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Когда впервые возникают отечественные теории и методики экскурсионного дела?

2. Какое событие положило начало экскурсионному делу в Росcии?

3. Какие этапы развития экскурсионного дела вам известны?

4. Какие регионы России были особенно популярны в конце XIX – начале XX в.?

5. Назовите самые популярные экскурсионные журналы и книги начала XX в.

6. Какие виды экскурсий были особенно популярны в советский период?

7. Как проводилось обучение экскурсоводов в СССР?

8. Что вы можете сказать о размахе экскурсионного дела в советский период?

9. Подтвердите свои слова статистическими данными.

10. Охарактеризуйте экскурсионное дело на современном этапе.

 

§2. Понятие и признаки экскурсии

В понятие «экскурсия» (от лат. «excursio» – поездка) в разные времена вкладывалось различное содержание. Первые методисты экскурсионного дела сводили сущность экскурсии к «моторности», т.е. передвижению.

Н.П. Анциферов считал экскурсию «прогулкой, предпринятой с целью изучения конкретной темы на материале, доступном наблюдению при помощи обхода».

Более полное определение экскурсии дает В.А. Герд: «Экскурса – это форма общественно-просветительной работы, при котором группа лиц (экскурсантов) под руководством более сведущего лиц; (руководителя) изучает тело или явление в его естественной обстановке, отправляясь с этой целью к объекту своего изучения».

Один из зачинателей экскурсионного дела Б.Е. Райков трактовал, экскурсию следующим образом «под экскурсией мы подозреваем изучение объектов по месту их естественного нахождения и в связи передвижением своего тела в пространстве».

В.И. Даль в своем словаре толкует экскурсию как прогулку. В Большой Советской Энциклопедии экскурсия определяется как «посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия и т.д.), форма и метод приобретения знаний, которая проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода».

Современное толкование понятия «экскурсия» можно найти в работах Ф.Л. Курлат и Ю.Е. Соколовского: «Экскурсию можно определить как совместную деятельность экскурсовода и экскурсантов, направленную на изучение в процессе передвижения по определенному маршруту памятников природы, истории или культуры, наблюдаемых в естественных условиях или в хранилищах коллекций».

Наиболее полное определение понятия «экскурсия» дано Б.В. Емельяновым: «Экскурсия представляет собой целенаправленный наглядный процесс познания окружающего человека мира, процесс, по строенный на заранее подобранных объектах в естественных условиях или расположенных в цехах промышленных предприятий, помещениях, лабораториях НИИ, залах музея, выставки, мастерской художника др. Показ чувственно воспринимаемых объектов происходит под руководством квалифицированного руководителя – экскурсовода и подчинен задаче раскрытия четко определенной темы».

Специфика экскурсии заключается в органическом сочетании в ней показа и рассказа. Экскурсовод показывает экскурсантам объекты и сопровождает показ анализом, пояснениями, историческими справками. Если нет объектов, раскрывающих какую-либо тему, не может быть и экскурсии. Показывая объект, экскурсовод дает пояснение, учит экскурсантов правильно воспринимать увиденное, давать объективную оценку событиям, явлениям, фактам, связанным с этим событием.

Таким образом, в процессе экскурсии экскурсовод целенаправленно воздействует на экскурсантов, а сообщаемые сведения, благодаря наглядности хорошо запоминаются и способствуют расширению кругозора.

Каждая экскурсия независимо от темы и цели имеет свои признаки и особенности и при отсутствии хотя бы одного из них не может названия экскурсией.

Признаки экскурсии:

– протяженность по времени проведения от одного академического часа до одних суток;

– наличие экскурсионной группы в количестве 15-30 человек;

– наличие квалифицированного руководителя-специалиста в определенной отрасли знаний, обязанностью которого является проведение экскурсии;

– показ экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений, обязательный выход экскурсантов из автобуса для непосредственного осмотра объектов;

– передвижение участников мероприятия по заранее составленному маршруту;

– целенаправленность осмотра, наличие определенной темы, диктующей организаторам экскурсии порядок и последовательность показа объектов.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение экскурсии.

2. Назовите основоположников экскурсионного дела.

3. Как на экскурсии соотносятся показ и рассказ?

4. Какие признаки экскурсии вам известны?

 

§3. Классификация экскурсий.

Классификация экскурсий заключается в разделении их на группы и виды, и выделение основных черт, определяющих характер их под готовки и проведения.

В настоящее время экскурсии классифицируют:

– по содержанию;

– по составу участников;

– по месту проведения;

– по способу передвижения;

– по форме проведения;

– по продолжительности.

Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику

По содержанию экскурсии подразделяют на обзорные и тематические.

Обзорные экскурсии многоплановые (многотемные). В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, природных объектов, мест знаменитых событий, промышленных и с/х предприятий и др.) Обзорные экскурсии дают общее представление о городе. Эти экскурсии практически схожи между собой, прежде всего, по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры и др.). В то же время обзорные экскурсии имеют свои отличительные черты, которые диктуются особенностями данного города.

Тематические экскурсии подразделяются на:

– исторические;

– производственные;

– природоведческие;

– искусствоведческие;

– литературные;

– архитектурно-градостроительные.

Каждая из этих групп имеет подгруппы.

Исторические экскурсии подразделяются на:

– историко-краеведческие (например, «Из истории Садового кольца»);

– археологические (показ раскопок);

– этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей;

– военно-исторические (проводятся по местам боевой славы, например «Бородино» или «Зеленый пояс Славы»);

– историко-биографические (по местам жизни и деятельности известных людей);

– экскурсии в исторические музеи.

Производственные экскурсии подразделяются на:

– производственно-исторические;

– производственно-экономические (например, банковская деятельность);

– производственно-технические;

– профессионально-ориентационные для учащихся.

Искусствоведческие экскурсии подразделяются на:

– историко-театральные (например, «Цыганский театр в Москве»);

– историко-музыкальные (например, «Москва музыкальная»);

– по народным художественным промыслам (Палех, Гжель);

– по местам жизни и творчества деятелей культуры (например, Чайковский в Клину», «Шаляпин в Москве»);

– в картинные галереи и выставочные залы, в мастерские художников и скульпторов.

Литературные экскурсии подразделяются на:

– литературно-биографические проводятся по местам, которые хранят память о жизни и творчестве поэта, драматурга (например, «Куприн в Петербурге»);

– историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы (например «Литературная Москва 20-х годов XX века»);

– литературно-художественные - это поэтико-текстовые экскурсии местам, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя (например, «По следам героев Шолохова»).

Архитектурно-градостроительные экскурсии подразделяются на:

– экскурсии с показом архитектурных построек данного города;

– экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического периода;

– экскурсии, дающие представление о творчестве одного архитектора;

– экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам;

– экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры;

– экскурсии по новостройкам.

Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на многие подтемы; элементы природоведческих экскурсий находят место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий.

По составу участников могут быть экскурсии для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т.д.

Особенности восприятия экскурсионного материала каждая изэтих групп требует внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность.

По месту проведения экскурсии бывают: городские, загородные производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких).

По способу передвижения – пешеходные и с использованием различных видов транспорта. Преимущество пешеходных экскурсий стоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа. Однако количество объектов ограничено небольшой протяженностью маршрута. Свои достоинства имеют и транспортные экскурсии, в которые можно включать объекты, значительно удаленные друг от друга. Наиболее распространены автобусные экскурсии. Широко используются также речные и морские теплоходы, поезда, самолеты и вертолеты. В некоторых городах для проведения обзорных экскурсий используют трамваи и троллейбусы.

Как правило, транспортные экскурсии включают два этапа:

– анализ экскурсионных объектов на остановках;

– рассказ в пути между объектами (путевая информация).

По форме проведения экскурсии могут быть различными:

экскурсия-массовка: её участники передвигаются по маршруту одновременно на нескольких автобусах, в каждом из которых работает свой экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления; фольклорные праздники и т.д.;

экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха. Таким образом, осмотр памятников и памятных мест, сочетается с отдыхом в живописных местах; на берегах рек, озер, в лесу;

экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);

экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;

экскурсия-спектакль – это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.

Кроме того, экскурсия может рассматриваться как форма учебной работы. Это могут быть:

– учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;

– пробная экскурсия представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форму проверки знаний у экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы;

– показательная экскурсия – это форма учебной экскурсии, целью которой является показ образца того или иного методического приема на конкретном объекте;

рекламная экскурсия.

Итак, деление экскурсий на четко определенные группы на практике носит несколько условный характер, однако имеет большое значение для деятельности экскурсионных учреждений. Правильная классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы экскурсовода с клиентами, облегчает специализацию, кладет основу для деятельности методических секций. Использование закономерностей проведения экскурсий для конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия готовилась и была эффективной. При разработке новых тем экскурсий с большей полнотой и целенаправленностью используются достижения отдельных отраслей знаний.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. По каким признакам можно классифицировать экскурсии?

2. На какие типы подразделяются экскурсии по содержанию?

3. В чём состоит основное отличие обзорной экскурсии от тематической

4. На какие группы делятся исторические экскурсии?

5. Назовите виды производственных экскурсий.

6. Какие группы искусствоведческих экскурсий вам известны?

7. Что такое пробная экскурсия?

8. Каковы преимущества и недостатки пешеходных и транспортных экскурсий?

9. Назовите виды экскурсий в зависимости от места проведения.

10.Какими бывают экскурсии по форме проведения?

 

§4. Этапы подготовки экскурсии.

Создание новой экскурсии по любой теме – сложный процесс требующий активного участия целого коллектива работников. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, знания основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.

Экскурсия - это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой взаимообусловлено. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке.

Подготовка новой экскурсии поручается творческой группе. В ее состав входят от 3 до 7 человек, а в отдельных случаях и больше, в зависимости от сложности темы. В большинстве своем это работающие в учреждении экскурсоводы. Наиболее опытный из них назначаете руководителем группы. Внутри творческой группы распределяются обязанности по составлению текста и методической разработки, Разработанный творческой группой материал обобщается руководителем. Часто в качестве консультантов приглашаются специалисты различных отраслей – научные работники музеев, преподаватели вузов др.

Подготовка новой экскурсии осуществляется поэтапно. Впервые понятие «этапы подготовки экскурсии» было введено в употребление в 1976 г.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.