Сделай Сам Свою Работу на 5

Экскурсии на военно-исторические темы.





Такие экскурсии могут освещать различные периоды истории нашей страны, исторические победы русского народа: Ледовое побоище, Куликовская битва, Полтавская битва, Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война и др.; военное искусство выдающихся полководцев А. Невского, Д. Донского, А. Суворова, М. Кутузова, П. Нахимова, Ф. Ушакова др.

В экскурсионные маршруты включаются самые разнообразные объекты показа. Это могут быть памятники, обелиски, мемориальные комплексы, некрополи, здания (дом, башня, колокольня), транспортные (дороги, мосты), военно-инженерные сооружения (рвы, окопы, блиндажи, доты), боевые машины и орудия, участки местности – места бывших сражений, боевые реликвии (знамёна, оружие, награды) и личные вещи участников сражений (фотографии, дневники и др.).

Принцип построения военно-исторической экскурсии – тематико-хронологический. Большинство экскурсий строится на показе конкретных событий, которые происходили в данной местности. Именно для того, чтобы увидеть историческое место своими глазами, узнать о тех событиях, которые здесь происходили, и приезжают экскурсанты.



Места сражений спустя много лет предстают перед экскурсантами совершенно другими, поэтому перед экскурсоводом стоит задача зрительно воссоздать памятное место таким, каким оно было раньше. Ориентируясь на сохранившиеся следы – траншеи, блиндажи, заросшие воронки и др., экскурсовод должен провести реконструкцию места или события. При этом желательно использовать фотографии, карты, схемы и другие наглядные пособия.

Показ военно-исторических памятников имеет некоторые особенности. Так, показывая старинные крепости, экскурсовод обращает внимание на рельеф местности, наличие естественных и искусственных преград, планировку, боевое назначение крепости, указывает высоту и толщину стен, наличие подземных ходов, тайников, складов, колодцев и т.д. Рассказ о крепости должен быть связан с характеристикой военной техники и тактики того времени. При показе полевых инженерных сооружений следует кратко объяснить их устройство и назначение.

Показ памятников, монументов, скульптурных ансамблей желательно начинать с предварительного осмотра. Затем применяются элементы искусствоведческого анализа.



Рассказывая о ходе военных событий, экскурсовод должен стремиться передать их в динамике. Этому способствует использование методического приёма движения, когда группа передвигается по пути следования участников военных событий.

Чрезвычайно обогащает содержание экскурсии и усиливает её эмоциональное воздействие применение технических средств: прослушивание магнитофонных записей песен военных лет, стихов, музыкальных произведений, голоса диктора Левитана, зачитывающего сводку Совинформбюро и т.д.

При посещении музеев рекомендуется просмотр документальных фильмов по теме экскурсии.

Также в ходе экскурсии могут быть организованы встречи с участниками событий. Время для таких встреч обычно составляет 10-15 мин. В экскурсии включаются элементы ритуала, которые придают особую торжественность всему мероприятию.

Проведение военно-исторических экскурсий требует от экскурсовода глубоких знаний истории, умения дать исчерпывающий исторический анализ, а также специальных знаний: экскурсовод должен уметь разбираться в картах, схемах, знаках различия, форме, знать военную терминологию.

Краеведческие экскурсии.

Краеведческий материал разнообразен и открывает неограниченные возможности расширения экскурсионной тематики. Под краеведением понимается всестороннее изучение определенной части страны – локальной территории. Любая экскурсия включает элементы краеведения, но не каждую экскурсию можно назвать краеведческой. Не могут, например, считаться краеведческими обзорные экскурсии по крупным городам, так как большинство объектов в них имеют не столько местное, сколько общероссийское значение. Кроме того, в материалах обзорных городских экскурсий не отражаются географическое положение и природные особенности территории. К краеведческой относится экскурсия по определенному населенному пункту, приготовленная на местном материале. Она знакомит экскурсантов с географическим положением, природой, фактами и событиями данного края. Следовательно, локальность материала является важнейшим признаком краеведческой экскурсии.



По содержанию краеведческие экскурсии могут быть обзорными и тематическими. В обзорных экскурсиях дается комплексная характеристика края: природа, история, население, культура и т.д. Тематические могут быть посвящены лишь одной теме: этнографии, природе, истории и др.

Объектами краеведческих экскурсий служат здания, сооружения, которые непосредственно связаны с жизнью, историей и развитием культуры края, а также его местность и объекты природы. Объектом может стать населенный пункт в целом или отдельные его части (район, парк, улица и т.д.). Краеведческий материал для городских экскурсий дают многие исторически сложившиеся названия улиц, пло­щадей, рек, сооружений, хранящие память о событиях, связанных с данным городом. Используется также и топонимические сведения. Для любой краеведческой экскурсии обязателен географический материал.

При разработке экскурсии основной фактический материал собирается в статистических организациях, архивах, музеях. Необходимо также тщательно изучить воспоминания, исследования старожилов края, краеведов, мемуарную и художественную литературу, в которой нашли отражение описания природы, истории края. Иллюстративный материал (фотографии, фильмы) также включается в краеведческие экскурсии. Если город имеет свой герб, его также необходимо показать в экскурсии, раскрыть его символику.

Материал в небольшом городе собирается по следующему плану: дата возникновения города, происхождение названия; природные условия города и его окрестностей; демографические данные, этнография; памятники старины; имена и биографии известных жителей города; происхождение названий улиц.

После накопления общего материала собираются сведения, относящиеся непосредственно к объектам.

Маршруты краеведческих экскурсий строятся, как правило, по тематическому принципу, и лишь исторических – по хронологическому.

При показе объектов в первую очередь следует раскрыть их краеведческое значение: с каким событием местной жизни или биографией известного в крае человека объект связан, почему находится в данной точке города, что представляет собой в архитектурном отношении и чем объясняется его архитектурный стиль. При показе участков местности раскрываются их своеобразие, черты и признаки, характерные для данного края, а также их связь с историческими событиями, происходившими на данной территории.

При проведении краеведческой экскурсии используются разнообразные методические приемы показа и рассказа. Из приемов показа чаще всего экскурсовод прибегает к локализации событий, широко применяются реконструкция объекта и событий, сравнение, показ наглядных пособий. В рассказе дается как описание объектов, так и объ­яснение тем или иным событиям. Широко применяется цитирование; цитаты в экскурсии должны иметь прямое отношение к краю, событиям, которые в нем протекали, и жизни его людей.

Из особых методических приемов используется прием движения, встречи с интересными людьми.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие виды исторических экскурсий вам известны?

2. Как на исторических экскурсиях следует описывать многоплановые объекты?

3. Какие методические приёмы используются при проведении ис­торических экскурсий?

4. Какие экскурсии можно отнести к краеведческим?

 

§13. Экскурсии на архитектурно-градостроительные темы.

Архитектурно-градостроительные экскурсии развивают художественный вкус, обогащают духовный мир.

Памятники архитектуры и градостроения являются не только объектами архитектурно-градостроительных тематических экскурсий, но и достопримечательностью города. Они включаются в маршруты обзорных, исторических, литературных и других экскурсий, поэтому каждому экскурсоводу необходимо владеть методикой их показа.

По содержанию архитектурно-градостроительные экскурсии классифицируются на экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определённого периода; экскурсии, дающие представление о творчестве какого-либо архитектора; экскурсии, знакомящие с планировкой городов; экскурсии с показом современной архитектуры. К памятникам архитектуры относятся древние города (Суздаль. Звенигород, Великий Устюг и т.д.), архитектурные ансамбли и комплексы, административные и общественные здания. В показ включаются также памятники монументально-изобразительного искусства: скульптура, фрески, лепки, резьба, решетки, ограды, декоративные росписи, мозаика.

При подготовке экскурсии сначала определяются объекты, к которым затем подбираются вспомогательные источники: изобразительные, литературные, вещественные. К изобразительным источникам относятся планы, чертежи, эскизы проектов, литографии, фотографии, изображения зданий в старинной живописи, портреты авторов проектов. К литературным – краеведческая литература, учебные пособия по истории архитектуры, специальная литература (монографии, сборники, альбомы), архивные документы и т.д. К вещественным источникам относятся макеты зданий и сооружений, образцы строительных материалов, инструменты и механизмы, при помощи которых возводились здания.

При подготовке экскурсий на архитектурно-градостроительные темы необходима постоянная помощь архитекторов. Архитектор поможет экскурсоводам выявить отличительные особенности объектов, их назначение, конструкцию, идею, художественный образ, композицию, проанализировать приёмы, применяемые архитекторами, отметит особенности показа, а также поможет выбрать наиболее выгодные точки для осмотра. Специалисты рецензируют тексты и методические разработки экскурсий, приглашаются они и на прослушивание пробной экскурсии, От непосредственного эмоционального восприятия памятника следует перейти к его анализу. Произведения архитектуры необходимо показывать как исторический памятник, т.е. применять исторический анализ той эпохи, в которую он был воздвигнут. Однако первостепенное значение имеет искусствоведческий анализ, который раскрывает градостроительное значение памятника, особенности его архитектурного стиля, связи внешних архитектурных форм и интерьером, роль декора и строительного материала, соответствие здания его назначению, профессиональное мастерство зодчего и строителя.

При показе произведения архитектуры внимание экскурсантов обращается на единство и взаимосвязь трёх качеств этих памятников: функционального (театр, храм, университет, жилой дом), конструктивного (инженерное решение, особенности использования строительного материала, новаторские приёмы) и эстетического. Кроме того, экскурсоводу необходимо уметь показать связь архитектурного памятника (ансамбля) с ландшафтом. Как правило, возвышенное место, природное окружение, существовавшая застройка выбирались так, чтобы усилить впечатление от нового сооружения, подчеркнуть его достоинства.

Процесс восприятия произведений архитектуры складывается из различных ощущений – двигательных, звуковых (звук шагов в храме), обонятельных (особый запах стройматериалов) и осязательных (прикосновение к стене). В основе восприятия лежат, однако, зрительные ощущения. Возможности увидеть объект, воспринять сочетание красок, линий, пространственную организацию способствует движение. Более точный и многоплановый образ произведения архитектуры формируется у экскурсантов именно в процессе движения. Методический приём движения применяется при осмотре всех основных объектов архитектурно-градостроительной экскурсии. С дальней точки осмотра воспринимается лишь силуэт здания. По мере приближения к нему отчётливее становится пластика сооружения, а когда экскурсанты подходят к памятнику вплотную, остро воспринимаются архитектурные детали, декор здания. Обход здания, подъём на башню позволяют правильнее представить размер, форму, высоту, оценить композицию, укрепить и обогатить впечатления от предварительного осмотра. Таким образом, полученные благодаря передвижению вокруг и внутри памятника зрительные впечатления способствуют формированию в представлении экскурсантов единого художественного образа архитектурного сооружения.

Одним из важнейших методических приёмов проведения архитектурно-градостроительных экскурсий является приём реконструкции. Он может применяться с целью воспроизведения какого-либо события, связанного с памятником архитектуры, или особенностей исторической эпохи, в которую этот памятник создавался. Приём реконструкции употребляется, если необходимо восстановить произведение архитектуры в первоначальном виде, устранить позднейшие искажения памятника, показать его таким, каким он будет выглядеть после реставрации. Лишь немногие памятники архитектуры дошли до нас в первозданном виде. Рассказывая о реставрационных работах, экскурсовод обращает внимание на меры, которые предпринимаются для сохранения памятника.

При проведении архитектурно-градостроительных экскурсий экскурсоводам приходится показывать произведения практически всех архитектурных стилей – древнерусского, романского, готического, эпохи Возрождения, барокко, рококо, классицизма, эклектизма, модерна, конструктивизма. Поэтому он должен знать закономерности смены и особенности архитектурных стилей, обусловленные конкретными историческими условиями, определёнными периодами в развитии общества.

Среди памятников архитектуры различных стилей много зданий культового назначения: соборов, церквей, монастырей, мечетей и т.д. Многие из них являются бесценными произведениями зодчества, включаются в маршруты тематических и обзорных экскурсий и вызывают повышенный интерес среди туристов.

Достаточно часто на экскурсиях показываются архитектурные ансамбли. При этом экскурсовод должен обратить внимание на то, что архитектурный ансамбль – это произведение градостроительного искусства, представляющее гармоничное единство пространственной композиции, инженерных сооружений, монументальной живописи, скульптуры и т.д.

Проведение экскурсий на архитектурно-градостроительные темы требует от экскурсовода основательной подготовки. Ему необходимо иметь специальные знания в области архитектуры, владеть искусством архитектурного анализа, необходима искусствоведческая и исто­рическая подготовка.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. На какие типы подразделяются архитектурно-градостроительные экскурсии?

2. Какие типы вспомогательных источников информации вам известны?

3. Какова методика проведения архитектурно-градостроительных экскурсий?

 

§14. Литературные экскурсии.

Экскурсии по литературной тематике весьма популярны. Всем известны такие мемориальные музеи и памятные места, как Ясная Поляна, Спасское-Лутовиново, Константиново и т.д.

По месту проведения литературные экскурсии бывают городскими, загородными и по литературным заповедникам. По содержанию они делятся на следующие группы: литературно-биографические, или монографические; историко-литературные, раскрывающие определённые периоды русской литературы; литературно-художественные, или поэтико-текстовые, знакомящие с местами, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя.

Литературная экскурсия создаётся в том случае, если в городе достаточно объектов, связанных с жизнью и творчеством писателя и если в его произведениях описываются улицы, переулки, дома. При подготовке экскурсии работа начинается со сбора текстового материала, затем ведутся поиски объектов. Выявлять объекты не всегда просто, особенно если экскурсия посвящена писателям прошлого. В этом случае необходимо обращаться к справочникам, архивным материалам.

Маршрут литературно-биографических экскурсий строится по хронологическому принципу, историко-литературных – по хронолого-тематическому, поэтико-текстовых – всегда по тематическому.

При составлении маршрута литературных экскурсий необходимо тщательно подобрать последний объект, который позволил бы подвести итог экскурсии. Он должен быть внешне броским, эффектным и запоминающимся.

Материал экскурсии делится на общий и локальный. Под общим материалом понимается материал, относящийся к теме, а под локальным – материал, связанный непосредственно с жизнью и творчеством писателя. Применительно к тексту художественных произведений под локальным материалом понимают такое художественное произведение или отрывок из него, в котором нашли описание данный район, здание, город, парк, т.е. объекты экскурсии.

При создании экскурсии необходимо найти локальный материал, ибо именно он связан со зрительными впечатлениями, что удовлетворяет основному требованию методики проведения экскурсии – сочетанию показа с рассказом. Если экскурсовод не пользуется методом показа, экскурсия превращается в пересказ статей, книг, оторванный от дома, улицы, района, ради знакомства с которыми экскурсанты прибыли на экскурсию.

Чем больше в экскурсии будет, использовано локального материала, тем выше её познавательная ценность. Большой творческой удачей экскурсовода можно считать те места в рассказе, в которых строки из произведений «ложатся» на тот уголок дома, города, аллею парка, которые видят экскурсанты.

В литературные экскурсии часто в качестве объектов осмотра включаются памятники писателя. Показ памятников имеет свои особенности: не следует увлекаться подробным искусствоведческим анализом, гораздо важнее раскрыть существенные стороны творчества писателя, т.е. показ памятника следует вести только в литературном плане.

В литературной экскурсии объектов для показа обычно не много, а внешний облик зданий, где жили, работали писатели, издавались их произведения, как правило, скромен. Экскурсовод должен так показать эти памятные места, чтобы экскурсанты поняли и оценили их значение в жизни и творчестве писателя. Это возможно только в случае, если экскурсовод сумеет увязать своеобразие района, ландшафта, здания, интерьера с отдельными фактами биографии писателя, отрывками из его произведений, связанных с данным местом. При этом нельзя обойтись без приёмов воссоздания (реконструкции) обстановки и событий, без наглядного материала.

Особенно тесно показ переплетается с рассказом при посещении литературно-биографических музеев, где все экспонаты непосредственно связаны с жизнью и творчеством писателя. В городских литературно-биографических и историко-литературных экскурсиях литературно-мемориальные музеи являются одним из главных объектов. Однако в городских экскурсиях посещение музея должно вплетаться в хронологическую канву рассказа, поэтому в музее показываются только те залы или экспонаты, которые тесно связаны с периодом жизни и творчества писателя, освещаемым в экскурсии.

В поэтико-текстовых экскурсиях посещение музея нежелательно, ибо в них даётся не биографический материал, а поэтический пересказ произведений писателя (поэта), в которых изображен город.

Рассказ на литературных экскурсиях строится на основе многочисленных разрозненных фактов, которые объединяются логическими переходами. Большую роль в построении связного, чёткого рассказа имеет выбор справок, которые сообщаются на переездах от объекта к объекту. Справки должны относиться к теме и не должны нарушать хронологическую канву повествования. В частности, в экскурсиях, посвящённых одному писателю, не следует давать справки о зданиях, связанных с жизнью и творчеством других писателей.

Во всех экскурсиях на литературные темы широко используется цитирование. Цитаты должны быть небольшими (3-4 стихотворные строфы, 6-10 фраз из прозы), но яркими и запоминающимися. Часто в рассказе экскурсовод прибегает к приёму литературного монтажа, особенно в экскурсиях на литературно-художественные и поэтико-текстовые темы.

Широкое использование в экскурсиях литературных произведений обусловливает повышенные требования к культуре речи, дикции экскурсовода, умению читать стихи. Обеспечить эффективное проведение литературной экскурсии, где всё строится на слове, умении показать памятное место, ввести слушателя в творческий мир писателя, можно лишь при глубоком знании материала и свободном владении им.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите группы, на которые делятся литературные экскурсии по содержанию?

2. По какому принципу строится маршрут литературных экскурсий?

3. Что такое локальный материал в литературной экскурсии и какова его роль?

4. Что является объектом показа на литературной экскурсии?

5. Как необходимо использовать цитаты на литературных экскурсиях?

 

§15. Природоведческие экскурсии.

Природоведческие экскурсии расширяют знания, являются прекрасной формой отдыха, развивают эстетический вкус.

Проводятся экскурсии в естественной природной среде. Объектами могут быть леса, рощи, парки, реки, озёра, моря, водопады, горы, вулканы, уникальные памятники природы, восход и заход солнца, приливы и отливы и т.д. Природоведческие экскурсии можно создавать везде: и в городах (по паркам, садам, оранжереям и т.д.), и на загородных маршрутах.

По содержанию природоведческие экскурсии классифицируются на обзорные и тематические (ботанические, зоологические, гидрологические, геологические, по уникальным памятникам природы и др.).

Из тематических экскурсий наиболее распространены ботанические. Экскурсантам рассказывается о растительном мире данного региона, показываются и называются наиболее типичные, а также реликтовые и экзотические растения.

Довольно сложно проводить зоогеографические экскурсии, в которых необходимо раскрыть особенности видового состава, численность животных, их охрану.

Гидрологические экскурсии организуются по морям, озёрам, рекам и водопадам.

Геологические экскурсии знакомят экскурсантов с происхождением и строением Земли, богатствами её недр, рассказывают об особенностях добычи полезных ископаемых.

Большой популярностью пользуются экскурсии по уникальным памятникам природы. Уникальные памятники природы – различные природные объекты, которые имеют научное или эстетическое значение. К ним относятся памятники неживой (пещеры, скалы, ущелья, гейзеры и т.д.) и живой (реликтовые растения и животные) природы, уникальные природные комплексы, например, озеро Байкал. Ценность памятников определяется их неизменностью, сохранностью всех присущих им особенностей. Они требуют охраны и бережного отношения, т.к. под влиянием природы и человека разрушаются и теряют научную и эстетическую ценность. Перед проведением экскурсии экскурсовод должен проинструктировать группу о правилах осмотра памятников природы.

Обзорные природоведческие экскурсии отличаются от тематических тем, что в них включаются разнообразные объекты природы. На обзорных экскурсиях раскрываются географическое положение дан ной территории и её природные условия: геологическое строение и полезные ископаемые, рельеф, климат, почвы, растительный и животный мир. Таким образом, обзорная экскурсия должна строиться по подтемам, которые объединяются между собой логическими переходами.

К обзорным природоведческим экскурсиям можно отнести экскурсии по заповедникам. При проведении таких экскурсий необходимо передвигаться только по строго определённому маршруту, на котором предусмотрены смотровые площадки и места для отдыха. Маршрут прокладывается так, чтобы на нём можно было показать наибольшее количество растений и животных, типичных для данного заповедника. Экскурсии по заповедникам и их музеям, как правило, проводят сотрудники этих заповедников.

Методика проведения природоведческих экскурсий обусловлена, прежде всего, тем, что экскурсанты могут вступать в непосредственный контакт с объектами осмотра. Для показа выбираются самые живописные уголки природы. При подготовке экскурсии сначала определяются объекты, затем подбирается литература. Выбранный объект должен быть доступен для осмотра, а его местонахождение – удобным для транспортного сообщения и отдыха экскурсантов. На каждый объект составляется карточка.

Отличительной особенностью методики показа объекта природы является то, что источником информации является сам объект, а не события, с ним связанные. В отличие от объектов исторических, архитектурных, литературных и других объекты живой и неживой природы находятся в постоянном движении, во взаимосвязи, меняют свой облик (луг весной и осенью, море в штиль и шторм).

При показе объектов природы применяются естественно-научный анализ, сравнение по сходству и различию. В природоведческой экскурсии можно использовать приём зрительной реконструкции.

Из методических приёмов рассказа в природоведческих экскурсиях наиболее часто прибегают к описанию или характеристике и объяснению.

Не всегда вприродоведческих экскурсиях объекты или природные явления можно показать в натуре: мы слышим пение птиц, но их самих не видим, нельзя летом увидеть весенний разлив реки и т.д. В этих случаях используются наглядные пособия: натуральные (гербарии, коллекции минералов), изобразительные (репродукции картин художников-пейзажистов, рисунки, фотографии растений, рыб, птиц, карты), звуковые (записи голосов, зверей, пение птиц, шума водопада, морского прибоя), а также записи музыкальных произведений, стихов о природе. В природоведческие экскурсии рекомендуется включать посещение геологических, минералогических музеев или осмотр соответствующих разделов краеведческих музеев, желательно посещение обсерватории, планетария, зоопарка, оранжереи и т.д.

В плане экскурсии следует предусматривать и отдых экскурсантов.

Из природоведческих экскурсий в самостоятельную группу выделяются географические экскурсии. Они изучают не только природу страны, но и хозяйство, культуру и быт народа, т.е. природные и культурно-экономические особенности территории. Географические экскурсии по размерам изучаемых территорий, или по масштабу, раз­деляются на краеведческие и страноведческие. Страноведческие охватывают более обширные пространства. Для страноведческих экскурсий удобнее строить линейный маршрут, для краеведческих – кольцевой или радиальный.

Большинство географических экскурсий относятся к обзорным. Объекты географических экскурсий – ландшафты, или целостные территориальные комплексы.

Вполне оправданно проведение тематических географических экскурсий, знакомящих с отдельными компонентами ландшафта: рельефом, растительностью, почвами и т.д. Тематической географической экскурсией может быть и этнографическая, если в ее содержание включается не только культура и быт, но и хозяйственная деятельность.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие типы природоведческих экскурсий вы знаете?

2. Что такое памятники природы и каково их значение?

3. Чем обусловлена методика проведения природоведческих экскурсий?

§16. Производственные экскурсии.

Производственные экскурсии подразделяются на производственно-исторические и производственно-технические.

Производственно-исторические раскрывают историю предприятия от его возникновения до наших дней; производственно-экономические посвящены таким вопросам, как производительность, качество продукции, ход технического процесса.

В особую группу выделяются специализированные (учебные) производственные экскурсии, которые проводятся с целью профессиональной ориентации подростков.

Производственные экскурсии не следует ограничивать только показом технологического процесса. В них необходимо осветить культурную жизнь предприятия.

Организацию экскурсии следует заранее обсудить с администрацией предприятия для уточнения времени её проведения, численности групп, маршрута и т.д. Экскурсантов в группе не должно быть больше 25, а иногда и не более 10 человек (исходя из требований техники безопасности).

Для разработки экскурсии создаётся творческая группа, в состав которой входят кроме экскурсоводов и специалисты предприятия. Представители предприятия принимают участие в приёме экскурсии.

Структура производственной экскурсии обычна: вступление, основная часть, заключение. Вступительная беседа, как правило, проводится в помещении, изолированном от производственного шума. Вступление в производственной экскурсии продолжительнее, чем в других – до часа. Во вступлении используются наглядные пособия: схемы, макеты, модели, образцы сырья и готовой продукции и др.

Основная часть экскурсии проводится по маршруту. Поскольку в цехах довольно шумно, рассказ о технологических операциях ведётся во время переходов группы от цеха к цеху, а в самом помещении даётся только короткое комментирование.

После окончания экскурсии даются обобщения или выводы, но тоже в изолированном от шума помещении, причём желательно не в том, где давалось вступление. Экскурсовод должен обобщить сказанное, рассказать о перспективах развития предприятия, дать ответы на вопросы. Желательно организовать встречу экскурсантов с сотрудниками.

Производственная экскурсия, как и любая другая, строится на сочетании показа с рассказом. Из приёмов показа наиболее применимы предварительный осмотр, локализация событий, реконструкция, воссоздание, сравнение.

Из методических приёмов рассказа наиболее применимы описание или характеристика, реже объяснение; при показе механизмов, конвейеров – комментирование.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какова роль специализированных производственных экскурсий?

2. Какие ограничения могут существовать при комплектовании групп?

3. Где целесообразнее проводить вступление?

 

§17. Искусствоведческие экскурсии.

Экскурсии по искусствоведческой тематике разнообразны. В основу их классификации положены различные виды искусства: музыка, кино, театр, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Подразделяются искусствоведческие экскурсии на две группы: 1) театрально-музыкальные экскурсии, 2) экскурсии, знакомящие с произведениями изобразительного искусства (живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство). В каждой группе экскурсии могут быть обзорными и тематическими, например, посвящёнными жизни и творчеству деятеля искусства, или конкретному театру, консерватории, или одному из видов искусства в определённый период времени.

Театрально-музыкальные экскурсии призваны раскрыть творческий образ театрального или музыкального деятеля. Объектами показа в этих экскурсиях являются театры, консерватории, концертные залы, общественные здания, улицы, парки, бульвары, усадьбы, музеи-квартиры, мемориальные музеи, где жили и творили выдающиеся деятели искусства. Однако все эти объекты – вспомогательные средства для раскрытия основной темы экскурсии и при их анализе не следует акцентировать внимание экскурсантов на их исторической и архитектурной ценности. В центре внимания экскурсии должны быть образ деятеля искусства, анализ его творчества и характеристика той творческой среды, в которой формировались его личность, взгляды и т.д. В экскурсиях необходимо отразить вклад его творчества в развитие национального искусства и место в мировой культуре.

В театрально-музыкальные экскурсии включается посещение музея, где наряду с осмотром экспонатов можно послушать записи музыкальных произведений. Каждый музыкальный отрывок должен сопровождаться комментариями экскурсовода. На загородных экскурсиях фрагменты музыкальных произведений могут прослушиваться по ходу движения транспорта.

К театрально-музыкальным относятся также экскурсии, знакомящие с театрами, консерваториями и т.д. При проведении такой экскурсии обязательно используется иллюстративный материал (афиши, портреты, фотографии сцен из спектаклей), включается осмотр интерьера театра. Но более полное представление о театре экскурсанты получают при посещении спектаклей.

В любой искусствоведческой экскурсии должна прослеживаться связь с современностью.

Экскурсии, знакомящие с произведениями изобразительного искусства, делятся на экскурсии с показом произведений живописи, монументальной скульптуры и произведений декоративно-прикладного искусства.

Экскурсии с показом произведений живописи проводятся по картинным галереям и историко-художественным музеям (этом случае объектами показа являются сами произведения живописи). Основное содержание таких экскурсий - всесторонний анализ произведений живописи, который должен проводиться на высоком искусствоведческом уровне. Экскурсии могут рассказывать о жизни художника или о развитии живописи в определённый период. На таких экскурсиях сами произведения не осматриваются (если есть возможность, включается посещение музея или картинной галереи). Объектами показа являются здания и сооружения, где учились и жили художники, находились их мастерские, места, запёчатлённые на их полотнах. Если в музее или в картинной галерее невозможно показать полотна художника, то в «портфеле экскурсовода» обязательно должны быть репродукции картин. Без их показа экскурсия не может быть полноценной: экскурсанты не получат представления о своеобразии творчества художника. Подобные экскурсии сходны с театрально-музыкальными.

Экскурсии с показом произведений скульптуры могут быть обзорными, тематическими и знакомящими со скульптурой мемориальных комплексов («Хатынь», «Мамаев курган» и т.д.) и некрополей («Пискарёвское кладбище»).

При показе памятников скульптуры рекомендуется давать характеристику эпохи, в которую они создавались, рассказать об истории их создания. Анализируя скульптуру, необходимо подчеркнуть, насколько удачно и умело скульптор передаёт в ней свой замысел, какие нашел художественные формы и как они воплощены в произведении, раскрыть особенности художественного стиля, назвать размеры скульптуры и из какого материала она выполнена.

При показе скульптурных памятников применяется методический приём движения вокруг объекта.

В искусствоведческих экскурсиях наряду с живописью и скульптурой объектами показа являются произведения декоративно-прикладного искусства. Например, в театральных экскурсиях при рассказе о художественных достоинствах интерьера показывается мебель, камины, люстры и др. Произведения народного творчества, быта, прикладного искусства осматриваются и в этнографических музеях, музеях деревянной архитектуры. В таких экскурсиях необходимо дать информацию о технике изготовления, мастерах и др. Все предметы народного искусства рекомендуется показывать не изолированно друг от друга, а как часть естественной внутренней или внешней об­становки дома, двора, мастерской.

Методика проведения искусствоведческих экскурсий та же, что и других, однако специфика произведений искусства как экскурсионных объектов обусловливает некоторые особенности их проведения. Любой вид искусства обладает способностью воздействовать на слушателей и зрителей. Каким будет это воздействие, как воспримет произведение искусства экскурсант, зависит, с одной стороны, от его подготовленности, возраста, уровня знаний, художественного вкуса, а с другой - от рассказа экскурсовода.

Экскурсоводу следует анализировать произведение искусства таким образом, чтобы экскурсанты восприняли художественный образ как нечто целостное, т.к. в художественном образе содержание и форма находятся в неразрывном единстве.

Большое значение в искусствоведческих экскурсиях имеет так называемая культура показа памятника. Здесь важно: и правильное расположение группы, и положение экскурсовода, и отточенность и чёткость его жестов. Экскурсоводу ни в кое

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.