Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 1. Основы Всемирного наследия.





 

История формирования идеи сохранения уникальных мест для будущих поколений. Семь чудес света. Первые охраняемые территории. Пакт Рериха. Эволюция термина «наследие» и его типология. Конвенции об охране Всемирного наследия. Природное наследие. Культурное наследие. Духовное наследие.

 

… Что бы мы знали о прошлых веках, если бы не было

ни памятников, увековечивших их в камне и бронзе

ни живописи фресковой и станковой,

ни письменности, повествующей о них в стихах и прозе.

Ничего!...

Л.Н. Гумилев

§1. Всемирное наследие: от прошлого до наших дней.

Человек во все времена и на всех континентах испытывал большой интерес ко всему новому, необычайному, чудесному в природе и обществе. К эпохе эллинизма уже сложилась устойчивая традиция выделения из различных шедевров творческой деятельности человека произведений, не имеющих себе равных по красоте, неповторимости и величественности размеров.

Появление выражения «чудо света» отражает понятие о чем-то сверхъестественном, прекрасном, волшебном, созданном под влиянием божественных сил.

Вслед за Богом, создавшим мир за «семь дней творения», и Пифагором, считавшим число «7» божественным и требующим особого почитания, древние греки выделяли семь достопримечательных творений ойкумены (обитаемого мира) – hepta theamata tes oikumenes:



1. Гробница фараона Хеопса.

2. Висячие сады в Вавилоне.

3. Храм Артемиды в Эфесе.

4. Статуя Зевса Олимпийского.

5. Мавзолей в Галикарнасе.

6. Маяк в Александрии.

7. Колосс родосский.

Первый перечень семи чудес света был составлен во II в. до н.э. и включал достопримечательности, известные завоевателям и путешественникам тех времен. Известно, что египетские жрецы при обучении своих адептов указывали им на то, что необходимо знать самые высокие вершины, самые глубокие моря, самые длинные реки, самые крупные острова и 7 чудес света.

Позже различные авторы в список 7 чудес света вносили частичные изменения и причисляли к чудесам стены Вавилона, статую Асклепия в Эпидавре, скульптуру Афины Парфенос на афинском Акрополе, выполненную Фидием, Капитолий и Колизей Рима, храм Святой Софии в Константинополе, храм Соломона в Иерусалиме, Ноев ковчег, Великую Китайскую стену, Стоунхендж и др.



Истории цивилизаций дают многочисленные примеры сохранения и передачи потомкам различных достояний культуры и природы. Знаменитые ливанские кедровые леса находились под охраной в средние века из-за безудержной вырубки в целях кораблестроительства. В России, Пётр I вводил запрет на колокольные перезвоны на берегах рек и озёр в период нереста ценных промысловых рыб.

В современном мире самой первой охраняемой природной территорией стал Йелоустон, которая в 1872 году законом США была объявлена национальным парком.

Большое влияние на развитие идеи о важности охраны наследия оказали мировые войны XX столетия. В результате разрушения уникальных достояний стала очевидной необходимость создания системы коллективной ответственности всех государств мира за сохранение выдающихся памятников культуры.

Одним из первых эту идею стал развивать Николай Рерих в 30-х годах прошлого XX века. Результатом его усилий явилось создание «Пакта Рериха», в котором были отражены основные положения современного отношения к наследию.

КОММЕНТАРИЙ. ПАКТ РЕРИХА

Проблема мира во всем мире, охрана памятников культуры человечества давно привлекали внимание Николая Константиновича Рериха. Об охране памятников в России он постоянно писал на страницах русской прессы. Перед лицом небывалых разрушений первой мировой войны, перед картиной разрушения Лувена и Реймса он обращается к верховному командованию русских армий, призывая к охране культурного достояния на театре военных действий.



В послевоенный период призрак нового столкновения народов не покидает его, и он снова в 1930 году обращается ко всему миру с призывом неотложно обсудить вопрос охраны культурных памятников. В 1930 году Николай Константинович Рерих писал в своем обращении: “<...>Никто не будет отрицать, что флаг Красного Креста оказал неоценимые услуги и напомнил миру о человечности и сострадании. С этой целью проект Международного Мирного Договора, охраняющего все сокровища искусства и науки под международно признанным флагом, представлен иностранным правительством... Этот план предусматривает особый флаг, который будет почитаем как международная нейтральная территория”.

С самого начала движение за Знамя Мира, как стали называть охранительный флаг, за охрану культурных памятников, привлекло внимание всех, кому дорого культурное достояние человечества... Французские юристы-международники разработали юридическую форму основного документа Пакта.

В 1930 году проект Пакта был представлен в Комитет по делам музеев при Лиге Наций, который, одобрив проект Пакта, передал его на рассмотрение Международной комиссии интеллектуального сотрудничества.

Параллельно с вышеуказанными мероприятиями, предпринятыми в компетентных учреждениях Лиги Наций, многочисленные общественные организации и крупные деятели мировой культуры и науки присоединили свой голос к обращению Н. К. Рериха. Великий поэт Индии Рабиндранат Тагор, сам пламенный борец за мир, писал в 1931 году:

“Я зорко следил за Вашей великой гуманитарной работой во благо всех народов, для которых Ваш Пакт Мира с его знаменем для защиты всех культурных сокровищ будет исключительно действенным символом. Я искренне радуюсь, что этот Пакт принят Комитетом по делам Музеев Лиги Наций, и я чувствую глубоко, что он будет иметь огромные последствия для культурного взаимопонимания народов”.

В Бельгии г. Г. К. Тюльпинк предложил сделать город Брюгге, столь богатый памятниками прошлого, центром для распространения идеи Пакта Мира. В 1931 году Тюльпинк основывает Международный союз Пакта Рериха. В сентябре того же года в Брюгге созывается Первая международная конференция Пакта Рериха. <...>

В августе 1932 года была созвана Вторая международная конференции в Брюгге. Одновременно с конференцией была организована выставка фотографий памятников, подлежащих охране. В этой выставке, состоявшей из более чем 6000 фотографий известных архитектурных памятников, приняли участие 22 страны.

Вторая международная конференция постановила основать в Брюгге специальное учреждение для всемерного содействия проведению в жизнь идей Пакта Рериха. Конференция также постановила войти в сношения с различными государствами в целях признания Пакта как международного документа.

В ноябре 1933 года состоялась Третья международная конференция в Вашингтоне, США. Эта конференция была поддержана уже 35 странами, которые рекомендовали подписание Пакта правительствам всех стран.

15 апреля 1935 года Пакт Рериха сделался международным документом. В этот день Пакт был подписан в Белом Доме в присутствии президента Франклина Д. Рузвельта Соединенными Штатами Америки и 20 странами Латинской Америки...

В октябре того же года Международный центр Пакта Рериха в Брюгге организовал Международный день искусства в борьбе за мир.

Идея Пакта Мира была забыта в пожаре второй мировой войны...

После войны идея Пакта снова стала привлекать внимание культурной общественности...

В Индии за Пакт охраны культурных памятников высказались премьер-министр Индии Джавахарлал Неру, вице-президент Индии д-р Радхакришнан, профессор Чандрасекхара Венката Раман, покойный Маулана Абул Калам Азад, доктор Хумаюн Кабир и многие другие. За Пакт Рериха высказалась Всеиндийская конференция культурного единства в 1946 году. В 1948 году за Пакт высказалось правительство свободной Индии.

В 1950 году Комитет Пакта Рериха направил доктору Topрезу Бодэ, главному директору ЮНЕСКО, копию Пакта со всей документацией по истории движения, начиная с 1930 года.

В 1954 году в Гааге на основе Пакта Рериха был подписан заключительный акт Межправительственной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. В следующем году этот Пакт был ратифицирован всеми 39 странами, подписавшими Заключительный акт конвенции в Гааге, и в том числе Coветским Союзом.

Такова страница из жизни Николая Константиновича Pepиха, посвященная борьбе за мир, за охрану культурного достояния человечества. В этой многолетней борьбе им руководили не узкие национальные цели, а подлинное устремление к охране всечеловеческого культурного достояния.

Эту краткую хронику закончу словами самого Николая Константиновича, написанными на Гималаях в июле 1936 года: “Не удивительно ли, по-русски слово “мир” единозвучно и для мирности, и для и вселенной. Единозвучны эти понятия не по бедности языка. Язык богатый. Единозвучны они по существу. Вселенная и мирное творчество нераздельны. Мир – вселенная и мир – труд мирный, вселенский, посев – творящий, красота мира – победительница”.

Юрий РЕРИХ. “Зажигайте сердца!”. – М., 1978, с. 167 - 169.

Создание в 1945 г. Организации Объединенных Наций по Образованию, Науке и Культуре (ЮНЕСКО) и осуществление ее главной миссии: «Укоренять в сознании людей идею защиты мира и общечеловеческих ценностей на основе широкого сотрудничества, интеллектуальной и нравственной солидарности, справедливости и свободы, беспрепятственного распространения образования, культуры и науки в интересах обеспечения справедливости, законности, уважения и прав человека» предопределило дальнейшую судьбу развития идеи об охране наследия.

В 1960 году, в связи со строительством в Египте Асуанской плотины, возникла угроза затопления всемирно известных нубийских памятников Абу-Симбела (храмы Рамзеса II, построенные более 3000 лет назад). Международное сообщество осознало, что их гибель в водах Нила непоправимая утрата для всего человечества, а Египет и Судан не имеют средств для их спасения. В кратчайшие сроки были собраны средства и многие памятники были в буквальном смысле разрезаны на части и перемещены в более защищённое место.

В 1965 г. на конференции ЮНЕСКО в Вашингтоне был провозглашен призыв к созданию «Траста Всемирного наследия» для содействия международному сотрудничеству в области сохранения «выдающихся природных и живописных мест и исторических памятников мира для нынешнего и грядущих поколений». В 1968 г. аналогичные предложения разработал и предложил для своих членов Международный союз охраны природы (МСОП).

Создание в 1972 году «Конвенции об охране Всемирного природного и культурного наследия» ознаменовало новую веху в развитии идеи Всемирного наследия.

Существующая идея Всемирного наследия создана на базе международных правовых актов (конвенций, рекомендаций, деклараций) ратифицированных большинством государств мира под эгидой ЮНЕСКО.

Ознакомление с этими документами, их изучение и применение государственными, общественными организациями и гражданами нашей страны имеют огромное значение в деле утверждения в России нравственных и правовых основ высшего международного ранга.

Таким образом, для сохранения Всемирного наследия «необходимо, чтобы о Конвенции и об усилиях, предпринимаемых в этой сфере ЮНЕСКО, было известно не только специалистам, но и всем людям, живущим в разных странах, так как именно они являются истинными хранителями этого наследия. Поскольку молодежь наследует эти уникальные ценности, очень важно, чтобы она принимала самое активное участие в процессе его сохранения и приумножения».

 

§2. Конвенции об охране Всемирного наследия.

Термин «наследие» в традиционных словарях косвенно определяется как нечто, передаваемое от поколения к поколению, например, от родителей детям. При этом зачастую трактовка этого понятия не отличается от термина «наследство», имеющего юридический аспект. Так, в словаре С.А. Брокгауза и И.А. Ефрона упоминается термин «наследование», полностью отождествляемый с термином «право наследования», под которым понимается «система юридических правил, определяющих порядок и условия перехода имуществ (наследства) после смерти их владельца к определенным законом о наследовании, завещанием или наследственным договором лицам». В словаре В.И. Даля упоминается термин «наследить», который, в сущности, также ассоциируется с правом наследства.

В словаре С.И. Ожегова термин «наследие» понимается как «явление духовной жизни, быта, уклада, унаследованное, воспринятое от прежних поколений, от предшественников». Кроме этого предлагается различать наследие идейное и наследие прошлого. Похожее понимание предлагает Т.Ф. Ефремова: «наследие – явление культуры, науки, быта и т.п., полученные от предыдущих эпох, от прежних деятелей».

За последние 30-40 лет значение слова «наследие» весьма расширилось и буквально преобразилось в результате быстрого переосмысления. Современная типология термина «наследие» выявляет всё более число его значений, так например, выделяется:

– историко-культурное наследие;

– социальное наследие;

– художественное наследие;

– культурное наследие;

– природное наследие;

– творческое наследие;

– научное наследие;

– педагогическое наследие;

– географическое наследие.

Кроме того, можно выделять наследие по степени его влияния на развитие общества и масштаб территориального охвата: локальное (местное), региональное (федеральное, национальное) и глобальное (Всемирное).

Создание в 1972 году «Конвенции об охране Всемирного природного и культурного наследия» вдохнуло новый смысл в термин «наследие». В Конвенции, под Всемирным наследием понимаются – «выдающиеся природные и культурные ценности, составляющие достояние всего человечества».

В своей деятельности ЮНЕСКО и Комитет Всемирного наследия руководствуется следующими основными международными соглашениями:

Ø Пакт Рериха, 1930;

Ø Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта («Гаагская конвенция», 1954);

Ø Конвенция об охране Всемирного природного и культурного наследия, 1972;

Ø Будапештская декларация, 2002;

Ø Конвенция об охране нематериального культурного наследия, 2003.

В этих документах содержатся взгляды, принципы и методы, реализуемые в идее Всемирного наследия.

Каждое государство, ратифицировавшее Конвенцию, признает, что обязательства обеспечивать выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям природного и культурного наследия, которое расположено на его территории, возлагается, прежде всего, на него. С этой целью оно должно стремиться действовать как путем собственных усилий, максимально использующих наличные ресурсы, так и, в случае необходимости, посредством международной помощи и сотрудничества, которыми оно может пользоваться в финансовом, научном и техническом отношении.

Конвенция исходит из того, что определенные природные и культурные памятники представляют «выдающуюся универсальную ценность» и составляют часть общего наследия человечества. Охрана этого общего наследия является заботой не отдельных стран, а всего человечества. Другая отличительная особенность Конвенции состоит в том, что она стремится защищать как культурное, так и природное наследие. Поскольку между людьми и окружающей их средой существуют многочисленные связи, данный глобальный подход представляется логичным и революционным.

Конвенции также примечательны тем, что они способствуют систематическому международному сотрудничеству в области охраны наследия.

Устав ЮНЕСКО предусматривает, что организация будет помогать поддержанию прогресса и распространению знаний, обеспечивая консервацию и сохранение Всемирного наследия человечества, а также рекомендуя заинтересованным народам соответствующие международные конвенции и рекомендации.

Особое внимание в Конвенции уделено просветительным программам. Так, согласно ст. 27 «государства… стремятся, применяя… просветительные и информационные программы, укреплять уважение и привязанность своих народов к культурному и природному наследию... обязуются широко информировать общественность об опасностях, грозящих этому наследию…». Согласно ст. 28 «государства… принимают соответствующие меры в целях ознакомления с важностью наследия…».

 

§3. Природное наследие.

Согласно ст. 2 Конвенции об охране Всемирного природного и культурного наследия под «природным наследием» понимаются:

Ø природные памятники, созданные физическими и биологическими образованиями или группами таких образований, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения эстетики или науки;

Ø геологические и физиографические образования и строго ограниченные зоны, представляющие ареал подвергающихся угрозе видов животных и растений, имеющих выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки или сохранения;

Ø природные достопримечательные места или строго ограниченные природные зоны, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки, сохранения или природной красоты.

Природные объекты, представленные для внесения в Список Всемирного наследия, будут считаться имеющими выдающееся всемирное значение, если они соответствуют хотя бы одному или нескольким из четырех нижеизложенных критериев и условиям целостности. Объекты, представленные для внесения в Список, должны:

1) являться выдающимися примерами основных этапов развития Земли, включая важные геологические процессы в развитии земных форм или важные геоморфологические или физиографические признаки;

2) являться выдающимися примерами важных продолжающихся экологических и биологических процессов эволюции и развития материковых, пресноводных, побережных и морских экосистем и сообществ растений и животных;

3) содержать природные явления или места исключительной природной красоты и эстетической значимости;

4) содержать природные места обитания, наиболее важные для сохранения биологического разнообразия, включая ареалы обитания видов, находящихся под угрозой уничтожения и имеющих выдающееся всемирное значение с точки зрения науки и охраны природы.

В дополнение к перечисленным основным критериям объекты природного наследия должны соответствовать условиям целостности:

1. Объекты, представляемые по критерию 1, должны содержать все или большинство ключевых взаимосвязанных и взаимозависимых элементов: например, территория, представляющая «ледниковый период», должна включать область снегонакопления, сам ледник и образцы срезов, полосы скольжения, ледниковые отложения, стадии появления растений и т.д.; в случае с вулканами магматические серии должны быть полными и иметь все или большинство разновидностей вулканических пород и типов изломов.

2. Объекты, представляемые по критерию 2, должны иметь достаточные размеры и содержать элементы, необходимые для того, чтобы продемонстрировать ключевые аспекты процессов, важных для длительной охраны экосистем и их биологического разнообразия. Например, район тропических ливневых лесов должен включать определенные территории с различным уровнем по отношению к уровню моря, а также отражать различия в топографии, типах почвы. Район кораллового рифа должен включать водоросли, мангровые леса или другие смежные экосистемы, которые регулируют поступление в экосистему рифа питания и осадков.

3. Объекты, представляемые по критерию 3, должны иметь выдающуюся эстетическую ценность и включать территории, жизненно важные для поддержания их красоты. Например, объект, чья эстетическая ценность зависит от водопада, должен включать смежные с ним территории водостока, которые связаны с поддержанием эстетических качеств объекта.

4. Объекты, представляемые по критерию 4, должны содержать территории обитания фауны и флоры, характерных для рассматриваемых биогеографических территорий и экосистемы. Например, объект, представляющий тропическую саванну, должен включать полный набор травоядных и растений, эволюционирующих совместно. Островная экосистема должна содержать территории обитания для поддержания эндемичной флоры и фауны. Объект, содержащий разнообразные виды животных, должен быть достаточно большим и включать наиболее важные территории обитания, необходимые для выживания жизнеспособных популяций этих видов. Для территории, содержащей мигрирующие виды, необходимо обеспечить охрану мест сезонного размножения и гнездовий, а также маршрутов миграции, где бы они не проходили. Такую охрану могли бы обеспечить международные соглашения, например, Конвенция по охране переувлажненных территорий имеющих международное значение, особенно в качестве территорий обитания водоплавающих птиц (Рамсарская Конвенция), а также другие много- и двусторонние соглашения.

5. Все объекты природного наследия должны иметь план управления. В том случае, когда к моменту подачи заявки объект не имеет плана управления, государство должно указать, когда такой план будет представлен и как оно предполагает мобилизовать ресурсы, необходимые для подготовки и осуществления этого плана.

6. Все объекты должны иметь долгосрочную законодательную, управленческую и общественную защиту. Границы объекта должны отражать пространственные требования относительно территории проживания, видов и процессов, которые являются основанием для занесения объекта в Список. Границы объекта должны включать территории, непосредственно примыкающие к району, имеющему выдающееся мировое значение, чтобы защитить объект от прямого влияния вторжения человека и от влияния добычи ресурсов за пределами объекта.

7. Все природные объекты должны являться наиболее важными для сохранения биологического разнообразия, которое согласно новой международной Конвенции о биологическом разнообразии, означает изменчивость живых организмов в земных, морских и других водных экосистемах и экологических комплексах, частью которых они являются, и включает разнообразие внутри видов, между видами, а также разнообразие экосистем.

 

§4. Культурное наследие.

Согласно ст. 1 Конвенции об охране Всемирного природного и культурного наследия под «культурным наследием» понимаются:

Ø памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

Ø ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

Ø достопримечательные места: произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии.

При этом считается, что объекты, представленные для внесения в Список Всемирного наследия, имеют выдающуюся универсальную и всемирную ценность, если они являются подлинными и удовлетворяют хотя бы одному из следующих шести критериев:

1) представлять собой шедевр творческого гения человека;

2) демонстрировать взаимный обмен человеческими ценностями в течение длительного периода времени или на большой территории в области архитектуры, технологии, монументального искусства, градостроения или формирования ландшафтов;

3) являться уникальным или исключительно важным свидетельством существующей или исчезнувшей культурной традиции или цивилизации; или

4) являться выдающимся примером какого-либо типа сооружений или архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, который иллюстрирует важную ступень (ступени) человеческой истории;

5) являться выдающимся примером традиционных поселений или использования ландшафта, характерных для некоторых культур, особенно в тех случаях, когда эта культура становится уязвимой под влиянием необратимых изменений;

6) являться прямо или косвенно связанным с событиями, традициями, идеями, верованиями или творческими актами, имеющими большое общечеловеческое значение. По этому критерию занесение достояния в Список производится только в исключительных обстоятельствах и вместе с другими критериями.

В дополнение к перечисленным основным критериям, объекты культурного наследия должны удовлетворять двум дополнительным условиям сохранности и управления:

1) отвечать условиям подлинности дизайна, материала, мастерства и расположения;

2) иметь соответствующую законодательную или договорную или традиционную защиту и механизмы управления, обеспечивающие сохранность культурного достояния или культурного ландшафта, представляемого для занесения в Список.

 

§5. Духовное наследие.

В настоящее время насчитывается около 3-4 тыс. этнических групп. Наибольшая их концентрация приходится на Азию, где сосредоточено порядка половины известных этносов. Каждому из них присущи свои уникальные черты – этнические феномены, которые можно рассматривать как важную составную часть стереотипа поведения.

Однако совершенно очевидно, что многие из них, что совершенно естественно, не только изменяются по ходу времени, но и испытывают мощное влияние наступающей «цивилизации» в лице средств массовой информации и активной деловой жизни «золотого миллиарда». Это влияние, по всей вероятности, ускоряет естественный ход изменения стереотипа поведения, трансформируя его иногда весьма причудливо. Например, некоторые так называемые коренные жители Монголии уже сейчас предпочитают кочевать на грузовиках (если кочуют вообще), а не на лошадях в соответствии с присущими им традициям. Нечто похожее переживают и другие народы, а вместе с ними и их специфические этнические феномены.

В этой связи все больше этнических групп и их объединений балансируют на грани между попытками сохранения своей уникальности и погружением в водоворот современных «цивилизационных ценностей». Несмотря на кажущуюся возможность выбора дальнейшего пути своего существования приходится констатировать, что выбора, собственно, нет. Изолированное существование подавляющего числа этносов сейчас практически невозможно. Принимая некоторые «цивилизационные ценности» многие этнические группы временно выживают, при этом, сначала теряя свою самобытность, а затем и полностью исчезают или ассимилируют.

Поэтому, задача сохранения этнических феноменов на возможно более продолжительный срок (как глобальных, так и локальных) должна решаться совместными усилиями членов международного сообщества, государства и представителей этносов – реальных носителей этих феноменов.

Начиная с 2001 года, в рамках реализации идеи сохранения культурного наследия, стали особо выделять нематериальное (духовное) культурное наследие.

Согласно ст. 2 Конвенции об охране нематериального культурного наследия: «нематериальное культурное наследие» означает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, – а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, – признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека. Для целей настоящей Конвенции принимается во внимание только то нематериальное культурное наследие, которое согласуется с существующими международно-правовыми актами по правам человека и требованиями взаимного уважения между сообществами, группами и отдельными лицами, а также устойчивого развития.

Нематериальное культурное наследие, проявляется, в частности, в следующих областях (рис. 1):

Ø устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия;

Ø исполнительские искусства;

Ø обычаи, обряды, празднества;

Ø знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной;

Ø знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.

Рис. 1. Основные элементы нематериального (духовного) наследия.

 

В данной Конвенции указывается, в частности, «что процессы глобализации и социальных преобразований, создают условия для возобновления диалога между сообществами, но вместе с тем являются источниками серьезной угрозы деградации, исчезновения и разрушения, которая нависла над нематериальным культурным наследием».

Любой этнический феномен является важнейшим элементом всемирной истории и составляет нематериальное культурное наследие всего человечества. Следовательно, утрата любого звена может стать помехой для устойчивого существования общества. Иными словами, можно согласиться с мнением Л.Н. Гумилева, о том что: «этнос обречен на вымирание, если в своем поступательном развитии он не опирается на лучшее из своего наследия».

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы основные предпосылки формирования идеи Всемирного наследия?

2. Какие памятники древности послужили прообразом Всемирного наследия?

3. Какую роль сыграл Н. Рерих в становлении идеи Всемирного наследия?

4. В чём заключается основные положения Конвенций об охране Всемирного наследия?

5. Что понимается под природным наследием? Каковы основные критерии его выделения?

6. Что понимается под культурным наследием? Каковы основные критерии его выделения?

7. Что понимается под нематериальным (духовным) наследием?

8. Каковы основные причины расширения трактовки понятия «наследие»?

 

Темы дискуссий:

1. Семь чудес света: первые объекты Всемирного наследия или плоды фантазии?

2. Культурное и природное наследие: что важнее?

3. Локальное и Всемирное наследие: взаимосвязь и противоречия.

4. Бизнес и общество: нужно ли охранять наследие?

5. Поколение NEXT: В чьих руках наследие?

 

Творческие задания:

1. Подготовьте сообщение об одном из чудес света древности.

2. Подготовьте сообщение о первых охраняемых территориях своего региона.

3. Подготовьте сообщение о личности Н. Рериха.

Основная литература:

1. Всемирное наследие в образовании и туризме. Под ред. В.П. Соломина.

2. Всемирное наследие в руках молодых.

3. Конвенция об охране Всемирного природного и культурного наследия. 1972.

4. Конвенция об охране Всемирного нематериального наследия, 2003.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.