Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 3. Методы изучения Всемирного наследия





Основные источники информации о Всемирном наследии. Геоинформационная система «Всемирное наследие». Региональная структура стран мира. Методика работы с геоинформационной системой «Всемирное наследие». Картографический, информационный, статистический, поисковый и результативный блоки геоинформационной системы «Всемирное наследие».

§11. Интернет и геоинформационная система «Всемирное наследие».

Значительная часть информации о Всемирном наследии публикуется на английском и французском языках в периодических изданиях, издаваемых Комитетом Всемирного наследия ЮНЕСКО (бюллетени, карты, газеты, журналы), и конечно, в сети интернет – whc.unesco.org.

Бюллетень «Всемирное наследие» содержит краткую текущую информацию о деятельности Комитета, внесении в Список новых объектов и др.

Карта «Всемирного наследия» публикуется один раз год и содержит картографическую информацию о размещении объектов Всемирного наследия по странам и регионам мира.

Газета «Всемирное наследие» содержит полноценное исследование общих вопросов по проблемам сохранения Всемирного наследия. Каждый выпуск имеет четко выраженный тематический аспект. Он может быть посвящен отдельным темам, например отчету о деятельности Комитета в Арабских странах, странах Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона, анализу городов, культурных ландшафтов, включенных в Список Всемирного наследия, а также другим темам.



Журнал «Всемирное наследие» содержит детальное исследование сохранности нескольких (как правило, 3-4) объектов Всемирного наследия.

С сентября 2010 года в России стал выходить журнал «Наследие человечества».

В связи с тем, что системе знаний о Всемирном наследии свойственен большой объем информации, для ее изучения рекомендуется использовать геоинформационную систему (ГИС) «Всемирное наследие», разработанную творческим коллективом кафедры «методики обучения географии и краеведению» РГПУ им. А.И. Герцена под руководством профессора Д.П. Финарова.

Данная система предназначена для изучения Всемирного наследия, объектов, их географического положения, критериев, свойств и особенностей внесения в Список Всемирного наследия, а также для закрепления знаний о политической карте мире, составе регионов, государств и их столиц, культурных и природных достопримечательностей стран и регионов, формирования умений работы с картографическими материалами.



ГИС состоит из нескольких взаимосвязанных между собой ключевых разделов: Страны и регионы мира, Картографическая информация, Всемирное наследие (рис. 5). Каждый раздел содержит тематическую справочную информацию.

Главной целью использования ГИС является изучение Всемирного наследия. Для этого необходимы знания о политической карте мира, регионах и странах мира.

Раздел ГИС «Всемирное наследие» содержит следующие блоки: картографический, информационный, статистический, поисковый и результативный.

 

Рис. 5. Внешний вид ГИС «Всемирное наследие» на экране монитора.

 

В связи с тем, что системе знаний о Всемирном наследии свойственен большой объем информации, для ее изучения нами была разработана геоинформационная система «Всемирное наследие», специально адаптированная для школьного процесса обучения. При разработке ГИС учитывались возрастные и психологические особенности учащихся, поэтому интерфейс программы был выполнен в простой, лаконичной форме, где основные элементы управления представлены в виде крупных пиктограмм и практически всегда доступны пользователю.

ГИС состоит из двух ключевых разделов: «Атлас мира» и «Памятники мирового наследия». Каждый из них содержит тематическую справочную информацию. Рассмотрим особенности работы с указанными разделами.

 



§12. Географическое районирование.

По меткому выражению Н.Н. Баранского: «карта – язык географии» [4], поэтому при создании ГИС картам уделяется большое внимание. В нашем случае система содержит разномасштабные карты: карта мира, политические карты регионов и субрегионов, а также карты всех стран мира [7] и переведены на русский язык с помощью программы Adobe Photoshop. В ГИС предусмотрена возможность подключения любой картографической информации.

Формирование знаний о политической карте мира проходит на протяжении всего школьного географического образования.

Региональное деление стран мира, заложенное в ГИС, является традиционным для школьной географии в России. В общем виде региональную структуру ГИС можно представить в следующем виде (рис. 6).

 

Рис. 6. Региональная структура стран мира, заложенная в ГИС

 

Основу регионального деления составляют части света – Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия и Антарктика с одной стороны, и материки – Евразия, Северная и Южная Америка, Африка, Австралия и Антарктида с другой. Большинство из них имеют еще и внутреннее деление (так называемые субрегионы). В ГИС части света соответствуют элементам меню, а материки – пиктограммам материков (рис. 5).

Особое внимание учащихся нужно обращать на два субрегиона – Россию со странами СНГ и Латинскую Америку. Россия и СНГ расположены на одном материке, но одновременно в двух частях света. Выделение Латинской Америки происходит благодаря исторически сложившемуся в этой части мира преобладающему влиянию языка, культуры и обычаев романских народов, т.е. по этноконфессиональному принципу, но этот регион расположен на двух материках. Поэтому здесь принято выделять четыре субрегиона: Мексику, Центральную Америку и Вест-Индию – в Северной Америке; Андские страны и страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности – в Южной Америке.

Основным отличием использования ГИС от традиционных средств обучения при изучении крупных регионов и стран мира является ее интерактивность. Появляется возможность получения оперативных сообщений о географическом положении и основных характеристиках выбранного объекта (с помощью аудиовизуальной коммуникации). Для вывода информации в программе есть специально зарезервированные области на экране: информационное окно для текстовых сообщений; картографическая основа для карт; прослушивание аудиальных сообщений (кнопка , рис. 5). Сообщения, появляющиеся в информационном окне динамично меняются, в зависимости от положения курсора.

При наведении курсора на название части света, расположенного в меню, появляется дополнительное всплывающее меню, содержащее названия регионов, входящих в состав выбранной части света. Далее, при наведении курсора на название региона, справа от него появится еще одно всплывающее окно, содержащее алфавитный перечень субрегионов или стран, входящих в выбранный регион. Например, при активации пункта меню «Азия», сначала появляются названия субрегионов, которые входят в состав этой части света. При наведении курсора на субрегион «РФ и СНГ» с правой стороны всплывают названия стран его образующий (например, Российская Федерация).

При работе с пиктограммами материков необходимо знать географическое положение страны (региональную принадлежность). Так, например, при желании изучить государство Куба, нужно знать, что само государство расположено в Латинской Америке – Вест-Индии и т.д.

При нажатии левой кнопкой «мышки» на название страны в меню или пиктограмму материка программа автоматически перейдет в следующий режим работы.

При переходе к карте страны внешний вид экрана меняется. В верхней части на синей линейке подписано название страны. В центральной части экрана располагается карта выбранной страны, в левой части – краткая информация о государстве (год подписания Конвенции, флаг, герб и гимн), в правой части – колонка фотографических образов объектов Всемирного наследия, внесенных данным государством (расположены сверху вниз в соответствии со Списком Всемирного наследия). В левом нижнем углу представлена легенда карты.

В начале работы основное место на экране занимает карта мира (рис. 5). На ней при помощи «мышки» можно выбрать материк или часть света для дальнейшего изучения. При наведении курсора на очертание региона (например – Европу), он выделяется другим цветом и только после нажатия левой кнопки «мыши» программа автоматически перейдет на карту меньшего порядка выбранной части света или материка (данное действие абсолютно аналогично нажатию соответствующей пиктограммы или элементу меню, описанные выше).

Если не нажимать левую кнопку «мыши» на выделенном фрагменте, то можно плавно перемещаться по всей поверхности карты и наблюдать за изменениями очертаний материков, частей света, регионов или стран, а также следить за изменением сообщений в информационном окне.

Кроме этого, с региональных карт можно перемещаться на соседние регионы, материки или части света, если граница с ними непосредственно связана с активным регионом и видна на карте. Таким образом, происходит связь не только между расположением стран в регионе, но и между расположением соседних регионов. Так, с карты Европы можно перейти не только на карты субрегионов и стран Европы, но также на карту Азии и Африки, т.к. именно эти регионы имеют непосредственную границу с рассматриваемым регионом.

В некоторых случаях, если регион очень крупный (Азия), или в составе региона большое скопление не очень больших по площади стран, то карта региона может быть разбита на некоторое количество субрегионов (рис. 6). В этом случае с карты региона сначала нужно перейти на карту субрегиона и только потом на карту страны, входящей в данный субрегион.

Так, с карты Северной Америки можно сразу перейти к картам США, Канады и Мексики, но переход к странам Центральной Америки и Вест-Индии затруднен из-за небольших размеров государств его составляющих. Поэтому в составе Северной Америки выделяется соответствующий субрегион, включающий искомые страны, к картам которых можно перейти следующим образом: карта мира – карта Северной Америки – карта Центральной Америки – карта страны (например, Гватемала или Доминика). При этом с субрегиональной карты Центральной Америки можно вернуться к карте Северной Америки или перейти к региональной карте Южной Америки.

Работа с региональными картами напоминает работу с обычными контурными картами, но имеет важное отличие. Благодаря интерактивности учащиеся, перемещая курсор, могут оперативно следить за изменениями очертаний и названий стран и регионов мира. При этом значительно экономится время на изучение содержания карты и более того, неинформативная контурная карта как бы оживает.

При работе с такими картами учащимся можно предложить определить страну и ее столицу, которая обозначена точкой. Помимо карт заложенных в ГИС в кабинете учителя должны быть карточки с заданиями, содержащие большинство стран мира. Для повышения уровня сложности можно вырезать контуры стран (без стран-соседей) и использовать на уроке как раздаточный материал. Таким образом, можно формировать образы государств у учащихся, т.к. контуры стран помогают запомнить их расположение на политической карте мира.

Карта страны содержит подробную информацию о географическом положении объектов Всемирного наследия на территории данного государства (рис. 7).

 

§13. Страноведческий подход.

Главной целью использования ГИС является изучение Всемирного наследия. Для этого необходимы знания о политической карте мира, регионах и странах мира.

Раздел ГИС «Памятники мирового наследия» состоит из следующих блоков: картографический, информационный, статистический, поисковый и результативный.

Картографический блок представляет собой карту страны и посвящен изучению географического положения объектов Всемирного наследия, а также основных государственных символов (гимн, герб, флаг). При активизации карты любой страны внешний вид экрана изменяется (рис. 7).

Над картой расположена небольшая строка, начинающаяся со слова «Объект». Это всплывающее меню, в котором представлен Список объектов Всемирного наследия изучаемой страны. При этом если навести курсор на какой-либо объект из этого Списка, то одновременно происходит несколько событий: во-первых, на поверхности карты страны (внизу) замигает символ – (изображение Эмблемы Всемирного наследия), указывающее географическое положение этого объекта; во-вторых, в колонке фотографических образов (справа) появится его небольшое изображение. То же самое произойдет, если изменить последовательность действий, т.е. при наведении курсора на фотографический образ объекта, на поверхности карты замигает символ – , а на всплывающем списке (сверху) сразу же появится его название. Кроме того, при наведении курсора на Эмблему (на карте) или на фотографический образ появляется всплывающая подсказка, также содержащая его название.

Рис. 7. Внешний вид картографического блока

 

Все описанные выше действия предназначены для перехода к информационному блоку. Для этого нужно нажать левую кнопку “мыши” в одном из описанных выше случаев.

Информационный блок представляет собой «карточку объекта Всемирного наследия» и непосредственно посвящен изучению характеристик, свойств, критериев и особенностей объектов, внесенных в Список Всемирного наследия (рис. 8). Карточку объекта можно «открыть» либо через карту страны, либо через поисковый и результативный блоки (рассмотрены далее).

Внешний вид рабочей части экрана претерпевает значительные изменения. В левой части экрана расположена зона, которая предназначена для вывода фотографических образов изучаемого объекта. В нижней части этой зоны на синей линейке может находиться подпись фотографии, а справа и слева от нее соответствующие стрелочки показывают наличие других изображений этого же объекта (если таковые есть эти стрелочки также синего цвета, если нет, то – серого). Для перелистывания изображений нужно нажимать левую кнопку “мыши” на указанные стрелочки.

Подобная синяя линейка со стрелочками есть и в верхней части экрана. Здесь указан идентификационный номер и название рассматриваемого объекта, а с помощью стрелочек можно перейти к последующему или предыдущему объекту данной страны.

Рис. 8. Внешний вид информационного блока

 

В некоторых случаях под названием страны на сером фоне указано прежнее название объекта. Так происходит в тех случаях, когда объект после первоначальной заявки в Комитет был пересмотрен и по каким-либо причинам видоизменил свое название. Например, Объект №500 первоначально был внесен государством Перу в 1988 году под названием «Ансамбль женского монастыря Сан-Франциско в Лиме», а в 1991 году этот объект был пересмотрен Комитетом, расширен и получил новое название – «Исторический центр Лимы».

В правой части экрана размещена справочная информация об объекте: страны, годы внесения, критерии, флажок включения объекта в Список Всемирного наследия (зеленая галочка) или не включения (красный крест) и текстовое описание.

В пункте «Страны» имеется всплывающее меню для тех случаев, когда объект находится на границе нескольких государств. В этом случае (например, объект №994 «Куршская коса» на границе России и Литвы) можно переключить текущую страну. Справа от этой графы есть кнопка . При нажатии на нее осуществляется автоматический переход в картографический блок.

Пункт «Годы принятия» содержит информацию о годе (ах), в котором (ых) объект был внесен в Список Всемирного наследия. Наличие нескольких дат, как правило, свидетельствует о том, что объект расширялся, изменялась его площадь, пересматривались критерии и т.д.

В пункте «Критерии» отражается «формула», по которой можно «вычислить» выдающуюся ценность изучаемого объекта. Всего, согласно Конвенции, существует 6 культурных и 4 природных критериев. Некоторые объекты могут одновременно удовлетворять требованиям тех и других в разных комбинациях. В этом случае их можно назвать «смешанными», «комбинированными» или «природно-культурными» объектами. Для облегчения работы и изучения смысла критериев можно воспользоваться следующим приемом: навести курсор на цифру, соответствующую номеру критерия и нажать левую кнопку мыши. После этого рядом с цифрой появляется текст, содержащий комментарий, расшифровывающий смысл содержания того или иного критерия. Эта возможность позволяет оперативно получать необходимую и исчерпывающую информацию об объекте и о причинах (критериях) его внесения в Список Всемирного наследия.

Пункт «Внесен» содержит флажок включения объекта в Список Всемирного наследия. Зеленая галочка означает, что объект был внесен в Список по критериям указанным выше. Наличие красного креста свидетельствует о том, что объект получил свой идентификационный (персональный) номер, но по каким-либо причинам не был внесен в Список.

В пункте «Описание» следует краткое текстовое изложение достоинств объекта, носящее повествовательный характер.

Статистический блок позволяет получать обобщенную цифровую информацию о Системе Всемирного наследия, которая позволяет проводить статистический анализ, сравнивать регионы и страны, наблюдать динамику изменения Списка Всемирного наследия и т.д. Активизировать статистический блок можно либо через главное меню – пункт «Сервис», либо нажав на соответствующую кнопку в правом верхнем углу экрана (рис. 9).

Внешний вид этого блока напоминает таблицу. Верхняя часть предназначена для выбора объекта сравнения – страны или региона. Левая часть таблицы содержит план сравнительного анализа, согласно которому ГИС «Всемирное наследие» автоматически собирает статистические данные по выбранным регионам и странам мира.

Содержание плана сравнительного анализа зависит от выбора объекта сравнения – страны или региона. При выборе страны план содержит следующие пункты:

- регион мира, в котором расположена страна;

- год подписания Конвенции;

- годы внесения первого и последнего объекта;

- количество объектов Всемирного наследия;

- место, которое занимает страна по общему числу объектов Всемирного наследия в мире;

- количество природных, культурных, природно-культурных, объектов, находящихся в опасности и потенциальных объектов Всемирного наследия;

- «популярный» критерий и «популярная» формула страны.

Рис. 9. Внешний вид статистического блока

 

При выборе региона план содержит следующие пункты:

– количество стран в регионе, из них: подписавших Конвенцию и представленных в Списке Всемирного наследия;

– первая и последняя страна, подписавшая Конвенцию;

– страна, занимающая ведущее место в регионе по общему числу объектов Всемирного наследия, ее место в мире;

– общее число объектов Всемирного наследия в регионе, в том числе природных, культурных, природно-культурных, находящихся в опасности, а также потенциальных;

– «популярный» критерий и «популярная» формула региона.

Оперативное сравнение позволяет проводить анализ и получать обобщенные сведения о Всемирном наследии по региональному и страноведческому принципу, делать соответствующие выводы.

Изучение абстрактных критериев процесс очень сложный. Поэтому, особое внимание нужно можно обращать на пункты «популярный» критерий и «популярная» формула. ГИС автоматически подсчитывает наиболее часто встречающийся критерий по регионам и странам, что дает возможность делать обобщение и изучить страну или целый регион на примере одного (наиболее характерного для нее) критерия. То же самое происходит и при вычислении популярной формулы. Знание формулы позволяет выделить из большого числа объектов Всемирного наследия наиболее важные. Формулу можно использовать в результативном блоке.

Обработка полученных статистических материалов может осуществляться с помощью MS Excel.

Поисковый блок имеет большое значение при изучении Всемирного наследия. Поиск позволяет быстро перейти к любому объекту, удовлетворяющему запрос пользователя. Активизировать поисковый блок можно либо через главное меню – пункт «Сервис», либо нажав на соответствующую кнопку в правом верхнем углу экрана (рис. 5).

ГИС «Всемирное наследие» позволяет производить поиск объектов по нескольким направлениям: поиск конкретной страны, поиск по индивидуальному (идентификационному) номеру объекта и поиск по ключевому слову или словам (рис. 10).

Рис. 10. Внешний вид поискового блока

 

Поиск страны предполагает переход на карту страны. Найти страну можно либо выбрав из выпадающего списка, либо написав название искомой страны в соответствующем окне. Например, можно ввести – «Российская Федерация».

Поиск объекта по идентификационному номеру требует наличия определенных знаний о порядке внесения объектов в Список Всемирного наследия, а значит, предназначен для более подготовленных пользователей. В текстовом окне «Номер объекта» нужно ввести число, соответствующее индивидуальному номеру объекта. Например, если ввести число «540» и нажать кнопку перехода, программа автоматически «откроет» карточку объекта, которому соответствует указанный номер. В данном случае этот объект – Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников.

Поиск объекта (ов) по ключевому (ым) слову (ам) является одной из важнейших функций данной программы, которая позволяет пользователю сделать запрос о наличии объектов, удовлетворяющих указанным требованиям. Поиск проводится на основании кратких описаний объектов, которые можно отдельно изучить в разделе «Карточка объекта» и других сведений заложенных в ГИС. Запрос можно составить из одного, нескольких слов или из целого словосочетания или фразы.

Например, если ввести слово «Колумб» и нажать кнопку перехода, окно поиска расширяется, и в нижней части появляются название и краткие описания объектов, удовлетворяющих запросу. Однако нужно оговорить, что поиск ведется по соответствию последовательности букв, поэтому в текстовой части могут появляться краткие описания и таких объектов, которые могут не соответствовать запросу. В данном примере программа выводит такие комбинации: Колумб (искомое нами), Колумбия (название страны и соответственно все объекты этой страны, название реки), доколумбовые цивилизации и т.д.

Нужно отметить, что в программе не отслеживаются окончания и падежи (это связано с техническими особенностями программирования), поэтому при составлении запроса их рекомендуется «опустить». Так, например, если пользователь составляет запрос на поиск слова «крепость», рекомендуется опустить «ь». Таким образом, запрос будет выглядеть так – «крепост». Это значительно расширяет возможности поиска для пользователя, т.к. в этом случае программа будет искать все возможные словосочетания, в которых есть последовательность этих букв (крепость, крепости, крепостью, крепостях, крепостной, крепостных и т.д).

В поисковом блоке можно вводить и несколько слов одновременно, используя пробел в качестве разделителя слов. Например, при необходимости выбрать из базы данных объекты, в кратких описаниях которых могут встречаться различные синонимы искомого слова (крепость, форт, укрепление, вал, стена, замок и т.д.), можно указать все эти слова через пробел – «крепост форт укреплен вал стен замок». В этом случае поиск объектов еще более расширяется, что дает возможность более полного изучения схожих объектов.

Для более точного поиска можно воспользоваться пунктом все ключевые слова одновременно. Например, «тропическ фаун» - имея ввиду тропическую фауну и т.д.

После того как пользователь сделал запрос, и программа вывела на экран список объектов, ему удовлетворяющих, можно сохранить полученную информацию на диске в виде файла с расширением «*.rtf», который совместим с большинством современных текстовых редакторов, для дальнейшей работы, например с MS Word.

Результативный блок – составление отчетов. Данный блок является самым сложным, но одновременно самым важным компонентом ГИС «Всемирное наследие». На первый взгляд построение отчета напоминает поиск. Но, отчет – это построение запроса по заранее спланированному сценарию. Окно отчетов состоит из двух секций: географическое положение и сортировка объектов (рис. 11). Эти секции тесно взаимосвязаны между собой, так как первая задает «географию поиска», а вторая – критерии отбора объектов. Таким образом, сначала нужно выбрать соответствующую страну или регион в секции «географическое положение», а затем выбрать критерии отбора объектов в секции «сортировать объекты».

Рис. 11. Внешний вид результативного блока

 

Выбор «географического положения» заключается в ограничении пользователем «географии поиска», т.е. пользователь может выбрать конкретный географический регион (соответствующий региональному делению карт) и составить отчет только по выбранному региону, стране или по миру в целом. В составе «географического положения» находятся страны и регионы. Так пользователь может выбрать любой регион мира или любую страну (одновременно выбрать регион и страну нельзя, чтобы предотвратить попытку подать запрос на создание отчета о стране не находящейся в выбранном регионе).

Секция «сортировать объекты» состоит из 4 независимых групп, предлагающих различный подход к сценарию классификации объектов наследия: по признакам, по критериям, по году принятия и по классификатору.

При выборе региона, например, Европы, нужно нажать на кнопку «Построить». После чего программа автоматически выведет на экран Список объектов наследия Европы. Отчет создается в алфавитном порядке и каждая страна в соответствии с алфавитом нумеруется. При выборе страны, например, Германии, программа выведет на экран Список объектов наследия Германии.

Данный отчет основан на официальных документах ЮНЕСКО и стилизован под внешний вид этих документов. Официальный Список объектов наследия издается только один раз в год и по всему миру на английском и французском языках. ГИС позволяет создавать такие отчеты по отдельным регионам и даже странам на нескольких языках, что имеет несомненную образовательную ценность.

Если возникает необходимость получить отчет не только в виде Списка, но и с краткими описаниями объектов, то нужно нажать соответствующую галочку, расположенную под секцией «географическое положение».

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные источники информации о Всемирном наследии?

2. Каково предназначение геоинформационной системы «Всемирное наследие»?

3. Каково предназначение картографического блока геоинформационной системы «Всемирное наследие»?

4. Каково предназначение информационного блока геоинформационной системы «Всемирное наследие»?

5. Каково предназначение статистического блока геоинформационной системы «Всемирное наследие»?

6. Каково предназначение поискового блока геоинформационной системы «Всемирное наследие»?

7. Каково предназначение результативного блока геоинформационной системы «Всемирное наследие»?

 

Темы дискуссий:

1. Почему информация о Всемирном наследии на русском языке практически отсутствует?

2. Почему структура регионального деления стран мира, заложенная в геоинформационную систему «Всемирное наследие», отличается от структуры, используемой в ЮНЕСКО?

 

Творческие задания:

1. Используя интернет или геоинформационную систему «Всемирное наследие» подгтовьте сообщение об одном из объектов Всемирного наследия какой-либо страны (по выбору).

 

Основная литература:

1. Баранов А.С., Баранова И.И., Финаров Д.П. Геинформационная система «Всемирное наследие: методические рекомендации для учителей // География в школе. 2007. №5, 7.

2. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие.

3. Максаковский Н.В. Всемирное природное наследие.

4. whc.unesco.org

§14. Статистический подход.

Основные данные, полученные с помощью статистического блока геоинформационной системы «Всемирное наследие», можно представить в виде следующих таблиц, диаграмм и графиков.

Первые объекты Всемирного наследия (4 природных и 8 культурных в 7 странах мира), внесённые в Список Всемирного наследия на 2-ой сессии, проходившей в Вашингтоне в 1978 году, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Первые объекты Всемирного наследия (2-я сессия, Вашингтон, 1978 г.)

Регион Страна № заявки Критерии Название объекта
Европа Германия К(1,2,4,6) Аахен: кафедральный собор
Польша К(4) Краков: исторический центр
К(4) Величка: солевой рудник
Северная Америка Канада К(6) Национальная историческая достопримечательность "Ланс-оукс-Медоуз"
П(2,3) Национальный парк "Наханни"
США К(3) Колорадо: Мейсе Ведэ
П(1,2,3,4) Национальный парк "Йеллоустон"
Африка Сенегал К(6) Остров Горе
Эфиопия П(3,4) Национальный парк "Симьен"
К(1,2,3) Лалибела: высеченные в скалах церкви
Южная Америка Эквадор П(1,2,3,4) Острова Галапагос
К(2,4) Кито

 

К началу 2011 года количество объектов Всемирного наследия расположенных на территориях 151 государств достигло уже 911, из них культурных – 704, природных – 180, природно-культурных (смешанного типа) – 27. Динамика внесения объектов в Список Всемирного наследия представлена на рис. 12.

Анализ динамики позволяет лучше понять характер изменения Списка Всемирного наследия в историческом плане и долю различных регионов.

Общую динамику интересно сравнивать с частными изменениями отдельно взятых стран (например, первые объекты России появились в 1990 году).

Не менее важным является изучение темпов роста объектов Всемирного наследия. Так, за 32 года было внесено 911 объектов, поэтому количество объектов за год увеличивается в среднем на 28,5.

Рис. 12. Динамика внесения объектов Всемирного наследия

по регионам мира за период с 1978 по 2010 гг.

 

Распределение объектов Всемирного наследия по регионам мира представлено на рис. 13.

а) б)

Рис.13. Соотношение объектов Всемирного наследия (а) и числа стран (б)

по регионам мира на 2010 год

 

На представленных диаграммах (рис. 13) видно, что Европа, несмотря на не самое большое число стран, доминирует по общему количеству объектов Всемирного наследия. Африка, представленная наибольшим числом стран, по количеству объектов Всемирного наследия расположенных в этой части света занимает только 3 место. Доля остальных регионов по соотношению объектов Всемирного наследия и числа стран примерно одинакова.

Лидерство Европы обусловлено несколькими причинами:

– высокий уровень социально-экономического развития стран региона – от государственного и муниципального управления до инфраструктуры;

– особенности исторического развития региона и как следствие – высокая концентрация памятников разных периодов от античности до наших дней;

– большое значение уделяется развитию туризма (Европа традиционно является крупнейшим туристским регионом мира);

– мощная научная школа, позволяющая оперативно обобщать, выявлять своё наследие и оказывать содействие его охране (формирование заявки для внесения в Список Всемирного наследия процесс крайне трудоёмкий и требующий высокой квалификации специалистов).

При более детальном изучении европейского субконтинента, его лидерство, помимо указанных особенностей, можно ещё объяснить:

– обилием отдельно стоящих памятников или небольших ансамблей не связанных между собою единым историческим полем, ландшафтом или панорамой, особенно в крупных городах. Что приводит к появлению в одном городе сразу нескольких объектов Всемирного наследия (Лондон, Берлин, Париж, Вена, Москва и т.д.);

– политической конъюнктурой и лоббированием собственных национальных интересов, социально-экономическими факторами.

В Конвенции об охране Всемирного наследия чётко указываются основные направления поддержания объектов туристского показа – через просветительскую деятельность и развитие туризма. Кроме того, одним из обязательных условий для включения объекта в перечень мировых достояний является представление детального плана развития туризма на его территории.

В этом контексте интересно сравнить существующую динамику развития туризма на объектах Всемирного наследия. Связь туризма с объектами Всемирного наследия обнаруживается при сравнении статистических данных за последние 30 лет (табл. 1).

Таблица 1

Динамика роста международных туристов и объектов Всемирного наследия за период 1980 – 2010 гг.

(составлено автором по официальным данным UNWTO и UNESCO)

Годы Туристы, млн. чел. Количество объектов Всемирного наследия
278,1
278,6
276,9
281,8
306,8
320,1
330,2
359,7
410,1
439,5
442,5
479,8
495,7
519,8
540,6
598,6
616,7
639,6
686,7
694,6
765,1

 

При сопоставлении данных, представленных в таблице 1, с использованием критерия согласия Пирсона, коэффициент корреляции равен 0,98. Что указывает на наличие определённой зависимости одних данных от других в планетарном масштабе. Но о чём говорят полученные данные и что от чего зависит? Развитие въездного туризма от количества объектов Всемирного наследия или наоборот. Проверим качественное распределение объектов Всемирного наследия по отдельным регионам (рис. 14).

 

Рис. 14. Доля культурных (внутреннее кольцо), природных (среднее кольцо) и природно-культурных (внешнее кольцо)

объектов Всемирного наследия по регионам мира на 2010 год.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.