Сделай Сам Свою Работу на 5

Направления развития практики образования





Среди основных тенденций в развитии школьного обра­зования на рубеже XX—XXI вв. исследователи выделяют рас­ширение дифференциации образования и обучения, ориен­тацию на многопрофильность и вариативность образования, увеличение возможностей выбора моделей образования, мо­дернизацию всех ступеней образовательной системы в связи с изменяющимися требованиями общества и др.

Школьные реформы 1960 – 1980 г.г., коренным образом изменившие облик образовательной практики во всем мире, позволили сделать среднюю ступень образования общедо­ступной и бесплатной, в связи с чем остро встал вопрос дифференциации среднего образования. Глобальная тенден­ция развития современной школы проявляется в усилении и усложнении дифференцированной подготовки соответ­ственно склонностям, интересам, успеваемости учащихся. Сегодня основными формами дифференциации являются распределение по разным типам учебных заведений, на про­фили и потоки внутри одной школы. Как правило, диффе­ренциация происходит на этапе окончания начальной шко­лы, осуществляется в учреждениях различного типа и ее главным критерием служит содержание образовательных про­грамм. Широко распространена дифференциация в пределах одного учебного заведения.



В процессе осуществления дифференциации важным ас­пектом становится ориентация учащихся — распределение их по разным направлениям общего образования (учебная ориентация) и приобретение образования для определенной деятельности (профессиональная ориентация). Во многих странах ориентация учащихся — предмет специальных систе­матических мероприятий, в которых стремятся учитывать новые социальные реалии и потребности развития личности школьника. В ориентации активно участвуют средства мас­совой информации, общественные организации, предприни­матели. Проблема дифференциации иногда решается не­однозначно, вызывая ряд негативных моментов. Например, разделение учащихся на группы или уровни производится на основе тестов или экзаменов, которые не всегда объективны; иногда средствами отбора становятся социальные факторы, например плата за обучение.

В рамках развитиямногопрофильности и альтернативно­сти образования возникают новые типы школ. Как правило, в большей степени это относится к сфере среднего и профес­сионально-технического образования. Один из путей разви­тия образования в этом направлении заключается в интегра­ции общего и среднего образования в рамках полной средней школы (например, в Англии по окончании городского техно­логического колледжа можно сразу приступить к профессио­нальной деятельности или поступить в высшую школу).



В современном мире предоставляются все более широкие возможности для выбора моделей образования.

Воспитание в духе мира

Практически идеи воспитания в духе мира стали реализовываться в 50-х гг. в ассоциированных школах ЮНЕСКО.

Идеи миротворческого воспитания развивались в документах и реко­мендациях Международных конгрессов по преподаванию прав человека (1978, 1982, 1987) и по воспитанию в духе разоружения (1980), Меж­правительственной конференции (1983) и других форумов.

Поликультурное воспитание

Наряду с интернациональным воспитанием все большую злободнев­ность приобретает поликультурное воспитание- учет культурных и вос­питательных интересов национальных и этнических меньшинств. Поликультурное воспитание делает акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует.

Поликультурное воспитание в Россиивыступает в виде альтернативы интернациональному социалистическому воспитанию, которое формиро­вало личность вне национальной культуры.

В современной России поликультурное воспитание означает интегративно-плюралистический процесс с тремя главными источниками:



русским;

национальным (нерусским);

общечеловеческим.

При осмыслении этого процесса просматриваются две концепции:

одна из них, которую можно назвать "компонентной", исходит из пони­мания школы, где имеются автономные блоки, включающие сумму этнокультурных знаний о том или ином народе. Подобная школа рас­сматривается как средство трансляции духовных ценностей родной куль­туры, формирования национального характера и самосознания;

другая концепция предлагает организовывать деятельность нерусской школы как движение школьника - носителя родной культуры - к культуре российс­кой и мировой. Предлагается также воспитание на диалогической межкуль­турной основе, что, по мнению М.Н. Кузьмина, обеспечит гармонизацию национальных отношений и модернизацию различных этносов. Министерство образования в начале 90-х гг. сформулировало концеп­цию, которая исходит из объективного несовпадения культурных по­требностей отдельных этносов и общегосударственных целей воспита­ния и образования. С учетом этого подчеркивалась необходимость существования множества национальных школ, которые:

с одной стороны, обеспечивают единый государственный стандарт вос­питания и образования;

с другой - приобщают к национальной (этнической) культурной тра­диции.

 

В отечественной педагогике на исходе XX века существенно изменилась трактовка демократизма образования.

Прежде:

· Школьная политика базировалась на идеях единообразия школьного образования.

В настоящее время:

· Обучение (приобретение знаний, умений, формирование характера);

· Социальная диверсификация (распределение по разным профессиональным и общественным стратам);

 

 

 

При расшифровке понятия «демократическое образование» предполагается ориентирование на некоторые условия.

1. Равенство членов общества перед образованием независимо от социального положения, пола, национальности, религиозной, расовой принадлежности;

2. Децентрализация управления школьным делом;

3. Открытость и преемственность в системе обучения;

4. Право выбора учебного заведения;

5. Организация учебного процесса, при котором формируется человек, способный свободно, творчески мыслить и работать.

Декларация о демократизации образования и воспитания далеки до полного осуществления.

Ведь Российская Федерация – многонациональное государство, где важен учет образовательных национальных интересов.

 

 

Концепции воспитания

Концепция Особенности
  Марксистская педагогика   Демократическая концепция     Понимает воспитание как целенаправленный процесс формирования личности, идущий прежде всего от задач социума. Цель: превращение объективного требования общества в субъективную норму поведения Такой подход создавал иллюзию, будто методами социализации можно решить проблемы отдельной личности.   Цель: признание природой сущности и права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию, индивидуальные образ жизни и мировоззрение. Они представляют человека как существо одновременно природное и социальное. Демократическая педагогическая концепция провозглашает идейный плюрализм, отказ от идеологических крайностей при формировании подрастающего поколения. Составляющей ее является поликультурное воспитание, то есть ведущую роль в российском образовании должна играть русская культура.    

Проблемы в содержании образования

Заметно изменились подходы к содержанию образования. Так, переход на новые школьные программы предусматривает, что учащиеся должны получать равную общую подготовку. Предусмотрено сокращение обязательного учебного материала и поощрение курсов по выбору.

Кроме сосуществования в программах обязательного и выборочного материала, предлагались учебные программы с тремя компонентами:

· Федеральным;

· Национально-региональном;

· Школьном;

  Компонент   Содержание
  Федеральный компонент     Национально-региональный     Школьный компонент   Должен обеспечивать целостность образования по стране и включать ту часть содержания образования, где выделены учебные курсы общекультурной и общегосударственной значимости: русский язык, математика, информатика, физика и астрономия, химия.   Должен отражать потребности субъектов Российской Федерации (национальное, региональное своеобразие культуры: родной язык и литература, история, география региона и т. д.).   Должен отражать специфику образовательного учреждения.

 

 

 

 

В России, как и других странах мира, приобрела остроту проблема ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ(диверсификации) образования и обучения.

Усиление и усложнение дифференцированной подготовки сообразно склонностям, интересам, успеваемости учащихся – глобальная тенденция современных школ.

 

 

Система образования

 

Общеобразовательная школа

На рубеже 1980-1990-х гг. произошли серьезные изменения общего образования:

· Сократились сроки обязательного обучения;

· Сложилась промежуточная ступень между начальной и полной средней школой;

· Появились не государственные (частные) учебные заведения (как правило, платные; некоторые привилегированные и дорогие).

1992 году издается Закон об образовании предусматривающий ежегодные затраты на образование на уровне не менее 10% национального дохода.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.