Направления развития практики образования
Среди основных тенденций в развитии школьного образования на рубеже XX—XXI вв. исследователи выделяют расширение дифференциации образования и обучения, ориентацию на многопрофильность и вариативность образования, увеличение возможностей выбора моделей образования, модернизацию всех ступеней образовательной системы в связи с изменяющимися требованиями общества и др.
Школьные реформы 1960 – 1980 г.г., коренным образом изменившие облик образовательной практики во всем мире, позволили сделать среднюю ступень образования общедоступной и бесплатной, в связи с чем остро встал вопрос дифференциации среднего образования. Глобальная тенденция развития современной школы проявляется в усилении и усложнении дифференцированной подготовки соответственно склонностям, интересам, успеваемости учащихся. Сегодня основными формами дифференциации являются распределение по разным типам учебных заведений, на профили и потоки внутри одной школы. Как правило, дифференциация происходит на этапе окончания начальной школы, осуществляется в учреждениях различного типа и ее главным критерием служит содержание образовательных программ. Широко распространена дифференциация в пределах одного учебного заведения.
В процессе осуществления дифференциации важным аспектом становится ориентация учащихся — распределение их по разным направлениям общего образования (учебная ориентация) и приобретение образования для определенной деятельности (профессиональная ориентация). Во многих странах ориентация учащихся — предмет специальных систематических мероприятий, в которых стремятся учитывать новые социальные реалии и потребности развития личности школьника. В ориентации активно участвуют средства массовой информации, общественные организации, предприниматели. Проблема дифференциации иногда решается неоднозначно, вызывая ряд негативных моментов. Например, разделение учащихся на группы или уровни производится на основе тестов или экзаменов, которые не всегда объективны; иногда средствами отбора становятся социальные факторы, например плата за обучение.
В рамках развитиямногопрофильности и альтернативности образования возникают новые типы школ. Как правило, в большей степени это относится к сфере среднего и профессионально-технического образования. Один из путей развития образования в этом направлении заключается в интеграции общего и среднего образования в рамках полной средней школы (например, в Англии по окончании городского технологического колледжа можно сразу приступить к профессиональной деятельности или поступить в высшую школу).
В современном мире предоставляются все более широкие возможности для выбора моделей образования.
Воспитание в духе мира
Практически идеи воспитания в духе мира стали реализовываться в 50-х гг. в ассоциированных школах ЮНЕСКО.
Идеи миротворческого воспитания развивались в документах и рекомендациях Международных конгрессов по преподаванию прав человека (1978, 1982, 1987) и по воспитанию в духе разоружения (1980), Межправительственной конференции (1983) и других форумов.
Поликультурное воспитание
Наряду с интернациональным воспитанием все большую злободневность приобретает поликультурное воспитание- учет культурных и воспитательных интересов национальных и этнических меньшинств. Поликультурное воспитание делает акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует.
Поликультурное воспитание в Россиивыступает в виде альтернативы интернациональному социалистическому воспитанию, которое формировало личность вне национальной культуры.
В современной России поликультурное воспитание означает интегративно-плюралистический процесс с тремя главными источниками:
русским;
национальным (нерусским);
общечеловеческим.
При осмыслении этого процесса просматриваются две концепции:
одна из них, которую можно назвать "компонентной", исходит из понимания школы, где имеются автономные блоки, включающие сумму этнокультурных знаний о том или ином народе. Подобная школа рассматривается как средство трансляции духовных ценностей родной культуры, формирования национального характера и самосознания;
другая концепция предлагает организовывать деятельность нерусской школы как движение школьника - носителя родной культуры - к культуре российской и мировой. Предлагается также воспитание на диалогической межкультурной основе, что, по мнению М.Н. Кузьмина, обеспечит гармонизацию национальных отношений и модернизацию различных этносов. Министерство образования в начале 90-х гг. сформулировало концепцию, которая исходит из объективного несовпадения культурных потребностей отдельных этносов и общегосударственных целей воспитания и образования. С учетом этого подчеркивалась необходимость существования множества национальных школ, которые:
с одной стороны, обеспечивают единый государственный стандарт воспитания и образования;
с другой - приобщают к национальной (этнической) культурной традиции.
В отечественной педагогике на исходе XX века существенно изменилась трактовка демократизма образования.
Прежде:
· Школьная политика базировалась на идеях единообразия школьного образования.
В настоящее время:
· Обучение (приобретение знаний, умений, формирование характера);
· Социальная диверсификация (распределение по разным профессиональным и общественным стратам);
При расшифровке понятия «демократическое образование» предполагается ориентирование на некоторые условия.
1. Равенство членов общества перед образованием независимо от социального положения, пола, национальности, религиозной, расовой принадлежности;
2. Децентрализация управления школьным делом;
3. Открытость и преемственность в системе обучения;
4. Право выбора учебного заведения;
5. Организация учебного процесса, при котором формируется человек, способный свободно, творчески мыслить и работать.
Декларация о демократизации образования и воспитания далеки до полного осуществления.
Ведь Российская Федерация – многонациональное государство, где важен учет образовательных национальных интересов.
Концепции воспитания
Концепция
| Особенности
|
Марксистская педагогика
Демократическая концепция
|
Понимает воспитание как целенаправленный процесс формирования личности, идущий прежде всего от задач социума.
Цель: превращение объективного требования общества в субъективную норму поведения
Такой подход создавал иллюзию, будто методами социализации можно решить проблемы отдельной личности.
Цель: признание природой сущности и права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию, индивидуальные образ жизни и мировоззрение. Они представляют человека как существо одновременно природное и социальное. Демократическая педагогическая концепция провозглашает идейный плюрализм, отказ от идеологических крайностей при формировании подрастающего поколения.
Составляющей ее является поликультурное воспитание, то есть ведущую роль в российском образовании должна играть русская культура.
| Проблемы в содержании образования
Заметно изменились подходы к содержанию образования. Так, переход на новые школьные программы предусматривает, что учащиеся должны получать равную общую подготовку. Предусмотрено сокращение обязательного учебного материала и поощрение курсов по выбору.
Кроме сосуществования в программах обязательного и выборочного материала, предлагались учебные программы с тремя компонентами:
· Федеральным;
· Национально-региональном;
· Школьном;
Компонент
|
Содержание
|
Федеральный компонент
Национально-региональный
Школьный компонент
|
Должен обеспечивать целостность образования по стране и включать ту часть содержания образования, где выделены учебные курсы общекультурной и общегосударственной значимости: русский язык, математика, информатика, физика и астрономия, химия.
Должен отражать потребности субъектов Российской Федерации (национальное, региональное своеобразие культуры: родной язык и литература, история, география региона и т. д.).
Должен отражать специфику образовательного учреждения.
|
В России, как и других странах мира, приобрела остроту проблема ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ(диверсификации) образования и обучения.
Усиление и усложнение дифференцированной подготовки сообразно склонностям, интересам, успеваемости учащихся – глобальная тенденция современных школ.
Система образования
Общеобразовательная школа
На рубеже 1980-1990-х гг. произошли серьезные изменения общего образования:
· Сократились сроки обязательного обучения;
· Сложилась промежуточная ступень между начальной и полной средней школой;
· Появились не государственные (частные) учебные заведения (как правило, платные; некоторые привилегированные и дорогие).
1992 году издается Закон об образовании предусматривающий ежегодные затраты на образование на уровне не менее 10% национального дохода.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|