Сделай Сам Свою Работу на 5

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДВОРЯНСКИХ СЕМЬЯХ





Суров и непреклонен был царь Петр в своей борьбе за новую Россию на рубеже XVII—XVIII столетий. Рушились старые дедовские обычаи Московского государства, забыт был дремотный покой в опустевших боярских теремах. Мужское население страны участвовало в сражениях Северной войны и строило новую столицу на реке Неве, а иные постигали за морем науки и ремесла, неведомые до тех пор на Руси. Зашатались, устои старозаветного московского быта. Государевы указы заставляли жить по-новому не только знать, именитое купечество, но и простой народ.

26 августа 1700 г. на всех городских воротах при въезде в Москву был вывешен царев указ о ношении боярством, дворянством и купечеством французского и венгерского платья, а также у ворот были выставлены чучела-манекены, одетые по новой моде. Новшества вводились одно за дру­гим. Кроме крестьян и духовенства, всем приказано было брить бороды; Строить дома в городах разрешалось только по западноевропейскому образцу. Но трудно было расставаться с привычной обстановкой, с обычая­ми, заведенными отцами и дедами.

Жизнь русского общества при Екатерине II, особенно в столицах, произ-водила впечатление странного сочетания успехов образования, внешнего лоска, роскоши, блеска и старинного варварства. Встречались дамы и девицы, которые прекрасно говорили на трех-четырех языках, играли на разнообразных музыкальных инструментах. Люди со средствами заводили французские библиотеки и выписывали французских гувернеров и гувер­нанток для своих детей, другие отправляли детей учиться в Париж. К числу образованных людей относились А.Р. Воронцов, И.И. Шувалов, 11.И. Панин, княгиня Е.Р. Дашкова.



Но при том, что в дворянском быту старались освоить европейские нормы поведения, дворяне были близки к простому народу, они жили по нескольку месяцев в деревне, соблюдали общеправославные праздники, чтили обряды, традиции народа, брали няню из крестьян, поэтому патри­архальный быт семьи перекликался с крестьянским, особенно у провин­циальных дворян.

Дворянство в XVIII и XIX вв. отличалось неоднородностью и этничес­кой пестротой. В него входили с XV в. представители татарской элиты; позже включились поляки, литовцы, немцы, с XVIII в. — представители кабардинцев, калмыков и др. Все они ассимилировались и имели соответ­ствующие привилегии и обязательства перед государством, а на их тради­ционную культуру наложился еще один слой. Чуть более половины дворян были русскими, хранившими патриархальные, народные черты и при­страстия.



Неоднородным было дворянство и в имущественном положении: выс­ший, чрезвычайно тонкий слой — элита, имевший огромные привилегии и богатства; средний, обладавший дворянскими правами и некоторым до­статком; низший, жизнь которого в провинции мало отличалась от жизни простонародья. Но модный этикет, внешние формы поведения стреми­лись освоить в каждой семье и выглядели они часто курьезно. Это была дикая смесь застарелого невежества, грубой некультурности и распущен­ности с мишурой западного просвещения и внешних форм европейской жизни.

В России существовало несколько типов домашних воспитателей для детей дворянского сословия: кормилицы, няни, бонны, гувернеры, гувернантки, учителя, домашние наставники, дядьки. Сложилась определенная типология лиц, отвечающих за воспитание и обучение детей.

Кормилица — первый воспитатель, к которому попадает ребенок. 11анимались для детей до 1 года. Влияние на ребенка со стороны кор­милицы было огромно, поэтому и требования к ней были высоки: от­менное здоровье, соблюдение правил гигиены, психическая уравнове­шенность, внимательное и чуткое отношение к детям. Как правило, кормилицами становились женщины из низших слоев общества — неграмотные, полные суеверий и предрассудков крестьянки, которые ради получения дополнительного заработка вынуждены были оставлять своих родных детей.



Нянячасто являлась духовной кормилицей ребенка. В России в няни шли женщины самого различного возраста и положения, от девочек 16 лет до пожилых кормилиц, которые сумели приноровиться к требованиям своей хозяйки и оставались с ребенком до его поступления в какое либо учебное заведение или до прихода частных учителей.

Среди нянь чаще всего встречались молодые необразованные женщины. В их обязанности входило мытье, одевание, кормление ребенка. Во многих семьях няня была гораздо ближе, ласковей и нежней для малыша, чем мать. Многие матери — светские богатые женщины, слишком много

времени отдавали развлечениям и пренебрегали воспитанием своих

детей, если и заглядывали к ним в «детскую», то только потому, что больше нечего было делать. Няня же все свое время проводила с ребенком,

привязывалась к нему, во многих семьях являлась единственным другом

и утешителем своего питомца.

Сердечные отношения с няней, ее нежность и теплота согревали детство многих людей из дворянской среды и оставляли свой отпечаток на их характере и воззрениях. Кроме того, няня приобщала ребенка к родным обычаям и традициям, к крестьянской культуре.

Бонна — нечто среднее между няней и гувернанткой, присматривала за детьми более старшего возраста. Обычно боннами были иностранки (немки или француженки), в естественной обстановке обучающие детей своему родному языку.

Гувернер(фр.) — это наемный домашний наставник, призван образовывать детей. В основные его функции входило обучение иностранным языкам, музыке, пению, танцам, нормам этикета.

У гувернеров была очень неблагодарная роль: постоянно, ежечасно следить за тем, чтобы ребенок соблюдал правила поведения в обществе, избавляя от этой утомительной обязанности родителей, которые могли себе позволить не досаждать детям замечаниями и наставлениями.

Начальным обучением в провинции обычно заведовал дядька из крепостных; потом нанимали давать уроки священника или брали особого учителя, гувернера-иностранца. Большинство приезжающих в Россию «гофмейстеров» и «мадамов», как их тогда называли, были людьми совершенно неподходящими для педагогической деятельности. Их принимали по внешнему виду, не разбираясь в том, кем они были на родине — лакеями, мастеровыми или беглыми офицерами. Основополагающим в воспитании детей являлось привитие им гувернерами привычки беспрекословного послушания родителям и почитания старших. Под руководством наставника и родителей, на основе их авторитета формировался круг интересов детей в музыке, литературе, искусстве.

Учителямидля мальчиков и девочек, кроме гувернеров и гувернанток, нередко нанимали и преподавателей-предметников. В большинстве своем уже в XIX в. это были учителя гимназии, которые должны были проходить с детьми гимназический курс наук. Усваивался он по-разно­му, в зависимости от знаний и умений учителя, а также прилежания учеников. В отдельных случаях пробелы домашнего воспитания компенсировались наличием богатых библиотек, которыми открыто и тайно пользовались дети.

Учить детей частным образом разрешалось (с конца XVIII в.) лицам, получившим высшее образование, отставным военным и гражданским чиновникам, вышедшим в отставку учителям.

Домашние учителя раз в год представляли директору училищ отчеты о своей работе вместе с отзывами от нанимателей и предводителя уезд­ного дворянства. Педагог, который подготовил троих учеников, поступивших в университет, получал звание заслуженного и имел право на государственную пенсию.

Содержание обучения. Дети младшего возраста получали первоначаль­ные знания грамоты, заучивали наизусть стихи, а также изучали иностран­ные языки. Изучение языков происходило на основе приобщения воспитанника к грамматике как средству овладения логическим мышлением, при этом особое место отводилось чтению и переводам текстов. Пробле­мы обучения устной речи практически не существовало.

Детей старшего возраста учили математическим и естественным дисциплинам. Преподавание гуманитарных дисциплин заключалось в прочтении учениками интересных текстов, в беседах и рассказах педагогов.

Несмотря на то что дети учились дома, их день был расписан:

— подъем в 7 утра. Такой ранний подъем был обусловлен необходи­мостью совершать раннюю молитву, приветствовать родителей, повто­рить уроки, заниматься гимнастикой;

— уроки и разнообразные занятия — с8до 12ис15до 18 часов;

— воскресные дни проводились в совместных играх детей.

 

КРЕСТЬЯНСТВО И ШКОЛА

Просветительная деятельность Петра I меньше всего коснулась крестьянских масс. Школы, созданные в первой четверти XVIII в., предназначались в основном для детей господствующего класса, они получали образование, должны были занять руководящие посты в армии, на флоте, в общей системе государственного управления.

Отдельные школы были созданы и для других сословий — для детей специалистов низшего звена. Однако и в эти школы крестьянские дети по

существовавшим тогда правилам не принимались. Особенно строго запре­щалось принимать в школы детей крепостных крестьян.

Отрицательное отношение правительства к вопросам крестьянского образования было связано с общим направлением крестьянской политики, с усилением крепостной неволи и эксплуатации крестьян со стороны государства. Вместе с тем, потребности государства заставляли правительство, вопреки основной, сословной линии его внутренней политики, нередко нарушать сословный принцип комплектования школы. Именно этим обстоятельством объясняется то, что некоторым из крестьянских детей удавалось получить образование, удавалось преодолеть за­прет на учение, тяготевший над крестьянским сословием. Это были немногие, единичные случаи, лишь подчеркивавшие бесправные условия, в которых жили крестьянские массы России.

О том, насколько редко удавалось крестьянским детям получить образование, свидетельствуют данные о сословном составе так называемых цифирных школ, которые были наиболее массовым типом учебных заведений в первой четверти XVIII в. Известно, что открытие этих школ» представляло собой первую попытку петровского правительства создать в России сеть государственных общеобразовательных начальных школ, доступных более или менее широким слоям населения. Цифирные школы предназначались для «всякого чину людей опричь однодворцев т.е. для людей «всякого чину», кроме крестьян. Крестьянских детей запрещалось принимать в цифирные школы, поскольку, как отмечалось в одном из указов 1722 г., крестьянский труд не требует какого-либо образования.

По данным 1727 г., в «цифирных школах» насчитывалось около 2000 учеников, распределявшихся по сословиям следующим образом.

Из духовного звания 931 (45,4%)

Солдатских (драгунских, казачьих и пушкарских детей) 402(19,6%)

Приказных 374(18,2%)

Посадских 93(4,5%)

Дворян и детей боярских 53(2,5%)

Как видно из этих данных, даже в наиболее доступных и наиболее массовых школах того времени крестьянских детей не было.

Жизнь русского общества при Екатерине II производила впечатление странного сочетания успехов образования, внешнего лоска, роскоши, блеска и старинного варварства.

При том, что в дворянском быту старались освоить европейские нормы поведения, дворяне были близки к простому народу. Это выражалось тем, что:

· жили по нескольку месяцев в деревне;

· соблюдали общеправославные праздники;

· чтили обряды, традиции народа;

· брали няню из крестьян.

Поэтому патриархальный быт семьи перекликался с крестьянским.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.