|
Образ жизни провинциальных дворян
Свободное время
| Свободное от дел время помещики тратили на дворовые игры, качели, охоту, посещение соседей. Свадьбы, похороны представляли исключительный интерес; по вечерам слушали сказки, на святки рядились, гадали, смотрели на пляски и слушали песни. Жизнь текла сонно и вяло. Верили приметам, снам, гаданиям.
| Семейный быт
| Отличался патриархальностью, но отсутствие образования приводило к тому, что даже добрые, снисходительные люди в пылу раздражения проявляли себя настоящими дикарями.
| Воспитание и обучение детей
| Не имело определенных теоретических и практических оснований. В одних семьях детям давали полнейшую свободу, а в других – детей держали в величайшей строгости, страхе, прибегали к постоянным и жестким наказаниям.
Девушки целые дни проводили без дела, смотрелись в зеркало, думали о забавах и женихах, слушали сплетни и пересуды. Это было типичным. Но были, конечно, семьи, где родители находили разумные пути воспитания.
| Как отмечает Ключевский В. О., на «этой сельской культурной подпочве покоился модный дворянский свет столичных и губернских городов. Это было общество французского языка и легкого романа, состоявшее, говоря языком того времени, из «модных щеголей и светских вертопрашек».
В высшем свете увлекались:
· чтением;
· усвоением французской моды и нравом колоссальных успехов.
Но в целом в XVIII в. образованных людей среди дворян было немного и большинство их было обязано своим культурным развитием самообразованию.
Дворянские добродетели
| Дворянское воспитание заключалось не в использовании особой методики, его обеспечивал весь образ жизни, усваиваемый как сознательно, так и путем подражания и соблюдения традиций. Оно подвергалось различным влияниям: веяниям европейской моды, предписаниям высших инстанций, но в целом оно придерживалось устоявшихся принципов и целей.
| Суть дворянского воспитания
| Дворянское воспитание было направлено на то, чтобы отшлифовать личность соответственно определенному образцу, который включал в себя набор различных добродетелей и этикетных норм.
| Мироощущение
| Определялось положением и ролью в государстве сословия в целом.
| Черты, прививаемые детям
| · осознание своего гражданского долга;
· служение обществу и государю верно на любом поприще;
· храбрость, честность;
· честь – на первом месте;
· выносливость;
· выражение своих чувств в сдержанной и корректной форме;
· чувство собственного достоинства;
· осознание чести и доблести;
· превосходство над представителями других сословий.
|
Роль наемных домашних воспитателей и учителей
Кормилица
| Первый воспитатель, к которому попадает ребенок. Нанимались для детей до 1 года. Ее влияние на ребенка было очень высоко, поэтому к ней были высокие требования. Кормилицами становились женщины из низших слоев общества – неграмотные, полные суеверий и предрассудков крестьянки.
| Няня
| Часто являлась духовной кормилицей ребенка. В няни шли женщины различного возраста и положения, от девочек 14-16 лет до пожилых кормилиц. Няня была гораздо ближе, ласковей и нежнее для малыша, чем мать. Сердечные отношения с няней согревали детство многих людей из дворянской среды и оставляли свой отпечаток на их характере и воззрениях. Няня приобщала ребенка к народным обычаям и традициям, к крестьянской культуре.
| Бонна
| Нечто среднее между няней и гувернанткой, присматривал за детьми более старшего возраста. Обычно боннами были иностранки (немки или француженки), в естественной обстановке обучающие детей своему родному языку.
| Гувернер
| Это наемный домашний наставник, призванный образовывать детей. В основные его функции входило обучение детей иностранным языкам, музыке, пению, танцам, номам этикета. Он должен был следить за тем, чтобы ребенок соблюдал правила поведения в обществе. Основополагающим являлось привитие им гувернерами привычки беспрекословного послушания родителям и почитания старших. Под руководством наставника и родителей формировался круг интересов детей в музыке, литературе, искусстве.
| Учитель
| Кроме гувернеров нанимали учителей-предметников. Они проходили с детьми гимназический курс наук. Усваивался он по-разному, в зависимости от знаний и умений учителя, а также прилежания учеников. В отдельных случаях пробелы домашнего воспитания компенсировались наличием библиотек.
|
Содержание обучения
Дети младшего возраста
| · Первоначальные знания грамоты;
· Заучивание наизусть стихов;
· Изучение иностранных языков. Оно происходило на основе приобщения к грамматике как средству овладения логическим мышлением, пи этом особое место отводилось чтению и переводу текстов.
| Дети старшего возраста
| Обучение математическим и естественным дисциплинам. Преподавание гуманитарных заключалось в прочтении учениками интересных текстов, в беседах, рассказах педагогов.
| Учебная литература
Федор Поликарпов «Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учитеся хотящими и любомудрие в пользу душеспасительную обрести тщащимся»(1701)
| Автор выдвигал задачу обучения школьников осмысленному, выразительному чтению.
| «Букварь» Извекова
| Автор рекомендует отцам и матерям проявлять всяческую заботу об их чадах, любить их и наставлять, ибо и «птицы защищают птенцы своя от всякия противности».
| Феофан Прокопович «Первое учение отроком, в нем же буквы и слоги»(1720)
| Обращаясь к родителям и воспитателям, указывает на необходимость коренного изменения подготовки юношества, подчеркивает особую роль правильного воспитания в раннем возрасте.
| Леонтий Магницкий «Арифметика, сиречь наука числительная» (1703)
| Учит как производить действия, а не объясняет причины того или иного математического закона, приводит множество примеров.
|
Тема 7. Идеи свободного воспитания в начальном образовании
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|