Сделай Сам Свою Работу на 5

Развитие русской педагогической мысли в XIX в.

Педагогическая деятельность известного русского хирур­га, профессора медицины Николая Ивановича Пирогова(1810—1881) не ограничивалась преподаванием в высшей школе. В 1850-х гг. он был назначен попечителем Одесского, а затем Киевского учебных округов. Н.И. Пирогов в своих педагогических сочинениях выдвигал идею воспитывающе­го обучения, усматривал цель воспитания в подготовке к жиз­ни высоконравственного человека с широким интеллектуаль­ным кругозором, выступал против ранней специализации в обучении детей и настаивал на начальной общеобразова­тельной подготовке. Ученый высказывал идею о необходи­мости создания в России сети образовательных учреждений для обучения женщин. Среди методов воспитательного воз­действия педагог выделял пример, убеждение, поощрение, наказание, отрицательно относился к телесным наказаниям, бытовавшим в современных ему школах. Н.И. Пирогов вы­ступал за расширение сети начальных школ, поддерживал автономию университетов, разрабатывал вопросы методики преподавания в высшей школе.

В 1860-е гг. разворачивается деятельность основателя русской школы научной педагогики Константина Дмитрие­вича Ушинского(1824—1870). Педагогическую деятельность К.Д. Ушинский начал учителем словесности Гатчинского сиротского института, затем работал инспектором Смольно­го института благородных девиц. При его непосредственном участии был изменен учебный план института, куда вошли родной язык и литература, предметы естественно-научного цикла. К.Д. Ушинскому удалось осмыслить в целостном единстве педагогические явления в неразрывном единстве теории и практики.

К.Д. Ушинский требовал от учителей творчества в повсе­дневной деятельности, напоминая, что «педагогика — это не наука, а искусство». Исследуя воспитание и образование западно-европейских стран, он одним из первых в русской науке предпринял сравнительно-педагогическое исследова­ние. Таким образом, в педагогическом наследии Ушинского отражены почти все аспекты педагогической теории и прак­тики.



Педагог и просветитель Николай Федорович Бунаков(1837—1904) был теоретиком и практиком народной школы, создал ряд учебников для начальной школы. Главную задачу начального школьного образования он видел в гармоничном развитии физических, умственных и нравственных сил де­тей. Для этого, по его мнению, необходимо усилить реальный компонент содержания образования детей.

Просветитель, общественный деятель, педагог Василий Яковлевич Стоюнин(1826—1888) создал работы по истории педагогики и образования: «Развитие педагогических идей в России в XIX в.», «Воспитание русской женщины», «Из ис­тории воспитания в России в начале 19-го столетия», «Наша семья и ее исторические судьбы». В воспитании ребенка он призывал ориентироваться на высокие идеалы и истинную нравственность, присущие русскому народу, считал, что в прак­тике обучения сильно влияние западной методики и это не­гативно сказывается на преподавании русской истории, родного языка и литературы. Одно из видных мест в теорети­ческом и практическом наследии педагога занимает вопрос женского воспитания.

Стоюнин писал о возможности при новых условиях перерождения русской семьи, отмечая, что воспитание не должно быть односторон­ним, замкнутым только в рамках семьи. Он горячо отстаивал самую тесную связь семьи со школой, с учителем, опыт, наблюдения, выводы которых «вносили бы жизнь в семейно-воспитательное дело, чтоб оно было делом не бездушным, ма­шинным, а живым и разумным».

Педагог Василий Васильевич Розанов(1856—1919) вы­ступал за необходимость создания подлинно русской нацио­нальной школы, основанной на культурных традициях наро­да. Вместе с тем он был далек от узконациональной трактовки роли школы и отстаивал идею гармонического сочетания об­щечеловеческого, национального и индивидуального в фор­мировании личности.

Биолог, общественный деятель, педагог и просветитель Сергей Александрович Рачинский(1833—1902) создал рели­гиозно-педагогическую концепцию сельской народной шко­лы, основанной на глубоко национальных традициях право­славной духовности. Вместе с тем религиозность Рачинского не противоречила его естественно-научным изысканиям. С.А. Рачинский полагал, что для русского народа приоритет­ным является нравственное воспитание, поэтому в сельской / школе необходимо закладывать основы целостного и гармо­ничного мировосприятия, базирующегося на ценностях хри­стианства и гуманизма. Педагог считал недопустимым да­вать в сельской школе слишком большой запас сведений; по его мнению, центром обучения должно стать сообщение школьникам практических знаний.

Философ, писатель, просветитель, педагог Лев Николаевич Толстой(1828—1910) видел идеал воспитания в развитии духовного, нравственного, творческого, деятельного человека. Для этого, говорил он, каждая школа должна стать «лабораторией творческого труда учителей и учащихся», и «только на этих фактах, наблюдениях и выводах, а, не на ка­бинетных теориях может построиться здание нашего будущего народного образования». В трактовке развития челове­ка, взаимосвязанного с эволюцией культуры, Толстой использовал понятие деятельности и сформулировал гипоте­зу о том, что сознание ребенка формируется в результате всестороннего раскрытия всех его творческих сил.

 

Воспитание русских царей

 

Персона Воспитание
Иван Васильевич Грозный 1533 – 1584гг. Ребенок родился с блестящими дарованиями; быть может, он родился также с восприимчивою, легко увлекающеюся, страстною природою, но, без сомнения, эта восприимчивость, страстность, раздражительность если не были произведены, то по крайней мере были развиты до высшей степени воспитанием, обстоятельствами детства его. Среди эгоистических стремлений людей, окружавших его, Иоанн был совершенно предоставлен самому себе, своему собственному эгоизму. Его ласкали как государя и оскорбляли как ребенка. Иоанн привык не обращать внимания на интересы других, привык не уважать человеческого достоинства, не уважать жизни человека. Пренебрегали развитием хороших склонностей ребенка, подавлением дурных, позволяли ему предаваться чувственным, животным стремлениям, потворствовали ему, хвалили за то, за что надобно было порицать.
Федор Иванович 1584 – 1598гг. Федор был человек недеятельный и слабоумный, больше любил церковную службу и разные развлечения, чем занятия государственными делами. Все управление государством перешло в руки царского шурина Бориса Федоровича Годунова. С его смертью прекратилась династия Рюриковичей на царском престоле в Москве.  
Борис Федорович Годунов 1598 – 1605гг. Рано остался сиротой и вместе с сестрой Ириной воспитывался в доме дяди Д. И. Годунова, который в результате опричной реформы оказался при дворе Ивана Грозного. Годунов был умен и осторожен. Был грамотен, но не учен в Священном писании, что в XVI в. было свидетельством малой образованности. Борис Годунов начал придворную службу при Иване IV Васильевиче Грозном под началом своего дяди и вместе с ним был удостоен боярского звания.
Федор Борисович Годунов1605 г. Был хорошо образован, отличался живым умом. От природы одаренный умом и способностями. Борис Годунов, сам не имевший почти никакого образования, постарался дать сыну совсем не то воспитание, которое по обычаю получали дети московских государей. Он выписал для сына иностранных учителей и рано приучал юношу к пониманию правительственных дел. Он соединял в себе ум отца с добродетелию матери и с шестнадцати лет удивлял вельмож даром слова и сведениями необыкновенными в тогдашнее время: первым счастливым плодом Европейского воспитания в России; рано узнал и науку правления, отроком заседая в Думе; узнал и сладость благодеяния, всегда употребляемый родителем в посредники между законом и милостию.
Василий Иванович Шуйский 1606 – 1610 гг. По духу и по характеру он в высшей степени олицетворял свойства старого русского быта. В нем видно отсутствие предприимчивости, боязнь всякого нового шага, но в то же время терпение и стойкость.
Михаил Федорович Романов 1613 – 1645 гг. Избрание Михаила на московский престол не было вызвано его внутренними положительными свойствами. Его едва ли готовили к этому, пока воспитывали. От природы был доброго меланхолического нрава, не одарен блестящими способностями. Не получил никакого воспитания, когда он сел на престол, едва умел читать. О них едва ли что-нибудь знали, когда его избирали, а после - личная инициатива и воля, если бы и были, подавлялись в нем властными характерами матери, потом отца.
Алексей Михайлович Романов 1645 – 1676 гг. До пятилетнего возраста оставался на попечении у царских "мам". С пяти лет, под надзором Б.И. Морозова , он стал учиться грамоте по букварю, затем приступил к чтению часовника, псалтыри и деяний Св. Апостол; в семь лет начал обучаться письму, а в девять - церковному пению. Когда ему было 11 - 12 лет, у него составилась маленькая библиотека. В числе предметов "детской потехи" будущего царя встречаются: конь и детские латы "немецкого дела", музыкальные инструменты, немецкие карты и "печатные листы". Духовная атмосфера, среди которой он жил, развила в нем религиозность. По понедельникам, средам и пятницам царь во все посты ничего не пил и не ел и вообще был ревностным исполнителем церковных обрядов. Внутреннее религиозное чувство развивало в нем христианское смирение. А. Михайлович позволял себе иногда грубую брань в храме, когда замечал какой-нибудь непорядок. Был отзывчив на горе и радость близких к нему людей. Человек от природы умный и даровитый, он много читал, писал письма.
Иван Алексеевич 1682 – 1689 гг. Иоанн Алексеевич был человек слабый, болезненный, неспособный к деятельности; он страдал цингой и болезнью глаз.
Петр 1 Алексеевич 1682 – 1689 гг. Обучение малолетнего Петра шло довольно медленно. До конца жизни он продолжал игнорировать грамматику и орфографию. В детстве он знакомится с "экзерцициями солдатского строя" и перенимает искусство бить в барабан: этим и ограничиваются его военные познания до военных упражнений.

 

Портрет Воспитание
Анна Иоанновна Детство Анны Ивановны прошло в подмосковном селе Измайлово, где она жила с матерью и сестрами после смерти отца, окруженная множеством богомольцев, юродивых, гадальщиц, калек, уродов и странников, находивших постоянный приют при дворе царицы Прасковьи. Обучали царевен русскому языку, истории, географии и каллиграфии. Петр желал, чтобы они знали иностранные языки и танцы, а потому к ним был приставлен в качестве гувернера и учителя немецкого языка А.И. Остерман, а в 1703 для преподавания французского языка и танцев приглашен француз Рамбурх.
Елизавета Петровна Отца в детстве видела редко, когда же и мать уезжала в Петербург, воспитанием будущей императрицы занималась сестра отца, царевна Наталья Алексеевна, или семья А.Д. Меншикова. Они и ведали образованием Елизаветы, которую обучали танцам, музыке, умению одеваться, этике, иностранным языкам. В зрелости она превосходно говорила по-французски, знала по-итальянски и немного по-немецки, умела казаться сведущей и остроумной в беседе. Живую, приветливую, несколько крупноватую, но стройную, ее в 15 лет сватали за французского короля.
Петр III Федорович Мать мальчика, названного при рождении Карл-Петер-Ульрих, умерла вскоре после его появления на свет, а в 11 лет он потерял и отца. Его воспитатели О. Ф. Брюммер и Ф. В. Берхгольц не отличались высокими нравственным качествами, не раз жестоко наказывали ребенка и мало заботились о его образовании: к 13 годам он лишь немного владел французским языком. Петр рос нервным, впечатлительным, любил музыку и живопись и одновременно обожал все военное. Именно с воинскими утехами были связаны все его честолюбивые мечты. По характеру он был скорее добродушным, чем злым. По некоторым сведениям, уже в детстве он пристрастился к вину. В 1742 году Петр был привезен в Россию и своей теткой императрицей Елизаветой Петровной провозглашен наследником престола. Его крестили по православному обычаю под именем Петра Федоровича, а в 1745 году женили на принцессе Анхальт-Цербстской, будущей императрице Екатерине II. Его воспитателем и учителем стал академик Я. Штелин, который считал своего ученика достаточно способным, но ленивым, одновременно отмечая в нем такие черты, как малодушие, жестокость по отношению к животным, склонность к хвастовству.  
Екатерина II Алексеевна Воспитание её было поручено случайным гувернанткам и учителям, преподававшим Закон Божий, немецкий язык, чистописание, музыку и танцы. Впоследствии Екатерина с уважением вспоминала учителя немецкого языка Вагнера и гувернантку Кардель, умную и добрую, по словам Екатерины, “знавшую многое, ничему не учившись”. Под влиянием Кардель воспитанница познакомилась с французской литературой. Несмотря на недостаточное образование, Екатерина II на многих производила впечатление развитой и многообещающей девочки. Свои богатые природные дарования ей пришлось проявить вскоре по приезде в Россию, и она вполне сумела расположить к себе всех, кому приходилось встречаться с ней.
Павел I Петрович Первые годы после рождения Павел рос под присмотром императрицы Елизаветы Петровны, его родители к нему почти не допускались, и он фактически не знал материнской ласки. В 1761 воспитателем к нему был назначен Н. И. Панин. Сторонник Просвещения, он искренне привязался к великому князю и старался воспитать из него идеального монарха. Павел получил хорошее образование и, по свидетельствам современников, был способным, стремящимся к знаниям романтически настроенным мальчиком с открытым характером, искренне верившим в идеалы добра и справедливости.  
Александр I Павлович Рождение Александра было для Екатерины великой радостью. Она не собиралась омрачать эту радость, наблюдая, как сын ее Павел воспитывает будущего Царя в оппозиции к ней, ныне здравствующей Великой Государыне. Так, едва родившись, младенец стал заложником большой политики. Но не только. Екатерина была женщиной, за всю жизнь не познавшей чувства материнской любви. Сейчас же это чувство пробудилось – с огромной силой. В том, что касалось игр и развлечений, Екатерина в первую очередь видела в детях – детей, а потому наставлял "малых неисправностей при игре не унимать", потому что "дав детям в игре совершенную свободу, можно узнать нрав и склонности их". Но тем не менее "...обман и неправда в игре не должны быть терпимы как бесчестное и постыдное дело. Буде окажут несправедливость или обман, тогда следует лишить их им принадлежащего, чтобы они почувствовали, какова несправедливость".  
Николай I Павлович После рождения Николая Павловича в первое время Мария Феодоровна навещала его в детской ежедневно по вечерам, оставаясь здесь всего минут десять или пятнадцать. Затем, когда ему минул год, она прекратила свои посещения, и всякий день приносили или привозили его на половину Императрицы. Для этого была сделана колясочка, обшитая зеленою тафтою, с такою же бахромой и позолоченными металлическими частями; позже была в употреблении комнатная каретка, обитая зеленым бархатом, золотым газом и сафьяном. С этих пор великого князя приводили или привозили к родителям два раза в день, между 8—12 часами утра и 6—9 часами вечера. Кроме визитов к Государыне-матери, в. к. Николай Павлович ежедневно совершал прогулки на свежем воздухе, не исключая зимы.
Александр II Николаевич По тогдашней традиции через несколько дней после рождения Александр былназначен шефом лейб-гвардии гусарского полка, а в возрасте семи летпроизведен в корнеты. Когда мальчику пошел седьмой год, началось еговоенное воспитание, которое было необходимо для будущего наследника,каковым он был провозглашен за два дня до восстания декабристов. В этойобласти его наставником был боевой офицер капитан Мердер, который был личноизвестен императору Николаю I своими высокими душевными качествами. Будущему государю не было еще восьми лет, когда наступили декабрьскиесобытия 1825 года. Отец-император вынес его во двор, который был занятгвардейским саперным батальоном, и передал его на руки заслуженным старымсолдатам. Гвардейцы восторженно приветствовали наследника престола.Обстановка, в которой проходило детство наследника, была простая. Императорне желал окружать сына пышностью. Он говорил, что хочет воспитать в сынепрежде всего человека. Для этой цели Николай Павлович в наставники своему наследнику выбрал поэта Жуковского.
Александр III Александрович . Воспитание Алексендра III было поручено первоначально генерал-адъютанту Н. В. Зиновьеву, бывшему воспитателем и прочих сыновей Императора Александра II в первые годы их детства. С 1860 г. руководство воспитанием Вел. Князей Александра и Владимира перешло к гр. Б. А. Перовскому. Оба воспитателя сумели создать вокруг них здоровую нравственную атмосферу, и Алексендра III получил хорошее образование: в числе преподавателей были такие известные ученые, как док. полит, экон. А. И. Чивелев. Немалое образовательное значение имели и путешествия Алексендра III по России, первое из которых относится к 1866 г. Занятия Алексендра III развили в нем большой интерес к живописи и к русской истории: впоследствии он считался выдающимся знатоком русской археологии, в особенности иконографии, под его покровительством образовалось Русское Истор. Общество, председателем которого он состоял с первого дня его деятельности.
Николай II Александрович Воспитание и обучение будущего императора проходило под личным руководством Александра III на традиционной религиозной основе. Учебные занятия Николая II велись по тщательно разработанной программе в течение 13 лет. Первые восемь лет были посвящены предметам расширенного гимназического курса. Особое внимание уделялось изучению политической истории, русской литературы, английского, немецкого и французского языков, которыми Николай Александрович овладел в совершенстве. Последующие пять лет посвящались изучению военного дела, юридических и экономических наук, необходимых для государственного деятеля. Лекции читались выдающимися русскими учеными-академиками с мировым именем: Н. Н. Бекетовым, Н. Н. Обручевым, Ц. А. Кюи, М. И. Драгомировым, Н. Х. Бунге, К. П. Победоносцевым, который оказал основное влияние на формирование его мировозрение и др.  

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.