ПОНЯТИЕ НАРОДНОСТИ В ВОСПИТАНИИ
Зарождение русской педагогики принято относить к периоду Киевской Руси — первого государства восточных славян (IX—XI вв.), когда и начала складываться национальная система воспитания. На протяжении многих веков она обогащалась опытом, в ней появились теоретические обоснования, веками происходило становление народной педагогики.
Важность и необходимость учета в педагогической практике сложившейся национальной системы воспитания детей были обоснованы в XIX — начале XX в. выдающимися отечественными философами и педагогами; они же сформулировали и принцип народности.
Под народностью в воспитании понимается:
— каждый народ имеет свой идеал человека и стремится воспроизвести его в отдельных личностях;
— каждый народ имеет свою особенную систему воспитания, посредством которой и стремится достичь своего идеала;
— система воспитания «произрастает» из глубины веков и вырабатывается самим народом;
— самобытность системы воспитания объясняется уникальностью и неповторимостью каждого народа;
— всеобщего, единого для всех стандарта воспитания не существует;
— имеются и общие для всех народов педагогические идеи, например идея общественного воспитания, некоторые общие организационные и дидактические средства, но и их воплощение имеет национальную окраску.
С этих позиций рассмотрим некоторые теоретические обоснования идеи национального характера воспитания.
Как замечает Н. Бердяев, человек рождается и входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный, а не отвлеченный человек, как русский, француз, немец. Каждый представитель человечества несет в себе черты индивидуально-национальные, поэтому тщетно пытаться созидать культуру и воспитывать детей на неком абстрактном, лишенном конкретного смысла содержании, выдаваемом за общечеловеческий. Желая единения народов, нельзя желать, чтобы с лица земли исчезли выражения национальных ликов, национальных культур.
Ребенок при рождении сразу входит в этническое поле матери, установив с нею связь своим первым криком. Темперамент, способности и возможности ребенка, характерные для этноса, т.е. генный код, проявляются даже при смене этнической среды. Стереотипы поведения ребенка формируются в первые годы его жизни в определенной национальной среде.
Как невозможно найти на земле две совершенно одинаковые семьи, так же нет и одинаковых во всем народов и идеалов воспитания. Идеал этот соответствует характеру каждого народа, определяется его общественной жизнью, изменяется вместе с его развитием. «Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое, проникнуты до того, что невозможно и подумать перенести их на чужую почву».
Воспитание изменялось, развиваясь с течением времени, но сохраняло при этом самобытные черты. Поэтому, рассматривая характер воспитания народа в определенный исторический период, не следует упускать из виду его основную канву, остающуюся осевой для всех времен, проложенную самим народом и отражающую его особенности.
Возвращаясь к сущностным определениям понятия «этнос», можно заметить, что в нем содержатся элементы, отражающие специфику культуры. Имеется множество толкований этого термина; из них в данном контексте представляется наиболее уместным следующее: «культура» — это то, что не есть «природа», а то, что создано людьми. Она предстает в виде технических изделий, шедевров искусства, научных открытий, мифов о прошлом, воспитании подрастающих поколений, образовании молодежи, способах приготовления пищи, видах одежды и многом другом1. При этом невозможно найти двух разных этносов с одинаковыми культурами; но и в рамках одного и того же этноса живут различные субэтносы. Так, русские — это и поморы, проживающие на Севере, и кержаки — старообрядцы Сибири, и камчадалы — русские на Камчатке. Татары как этнос включают субэтносы казанские, в Среднем Поволжье и Приуралье, кряшены, мешаре — на верхней Волге и др.; в их культурах есть много различий: строительство и украшение жилищ, диалекты, виды одежды. Но сущностные характеристики объединяют их в один этнос.
Этнические культуры, возникшие еще во времена племенной изолированности и замкнутости, вели к формированию генотипа.
Однако этническая культура не есть нечто, данное раз и навсегда; она многолика, динамична, изменчива, в процессе своего развития впитывает в себя новые реалии, подвергается влиянию других культур. Россия была и остается полиэтничной страной, она является родиной более 130 этносов. Многообразная взаимосвязь различных народов, веками живших рядом в едином природном пространстве (как, например, в Волжско-Уральском регионе), приводила к взаимовлиянию культур, но при этом сохранялись традиционные комплексы этнокультур.
Различие этнокультур не отрицает и черты, свойственные всем народам. Хорошо известно, что повсюду на земле существует совместный труд, танцы, музыка, этикет, религиозные обряды и другие культурные универсалии, но формы их проявления различны у людей в разных культурах, так как культурно-специфические элементы уникальны в разных культурах.
При таком понимании культуры возникает вопрос об ее общечеловеческих ценностях. Несмотря на то, что все творческое носит на себе печать национального, существуют реалии, воспринимаемые представителями разных народов как родные. Гений возводит национальное во всемирное, и вершины его творчества становятся общечеловеческими. Все великие национальные культуры всечеловечны; в то же время не существует нивелированной, лишенной национального содержания цивилизации.
Как происходит ретрансляция этнической культуры через века? Средствами такой передачи культуры от одного поколения к другому, осуществления исторической преемственности служат наследование (передача генного кода личности) и воспитание.
При изучении этноса значимой является проблема национального характера, под которым часто понимают совокупность особых психологических черт, ставших общими для определенного этноса. Национальный характер выражается:
— в традиционных привычках и поведении;
— в эмоциональном восприятии среды;
— в ценностных ориентациях;
— в потребностях и вкусах, что в свою очередь отражается в национальных особенностях культуры.
Вычленить отличительные черты, присущие какому-то одному народу, абсолютизировать их невозможно. Одно и то же качество может быть присущим разным народам: терпеливость характеризует и русских, и китайцев; вспыльчивость — различные южные народы; эмоциональная сдержанность присуща и финнам, и эстонцам, и русским и т.д.
Одну из важнейших составляющих нравственного воспитания подметил Н. Бердяев. Православие, которое во многом определило нравственное воспитание, отличалось огромной нравственной снисходительностью; человеку предъявлялось прежде всего требование смирения, предполагающее отказ от гордыни, самопревознесения. В награду за добродетель смирения ему разрешалось даже такое: «Лучше смиренно грешить, чем гордо совершенствоваться».
При этим не следовало задаваться высокой целью приближения к идеалу святости, она удел немногих: слишком героический путь личности православие объявляло гордыней, попыткой стать человекобожеством. Поэтому, не задаваясь высокими целями, человек поклонялся святым и святости, полагаясь на заступничество святых. Он должен был жить в своем коллективе, следовать устоявшемуся укладу жизни, воспитываться в духе своего сословия, своей традиционной профессии.
Это приводило к тому, как отмечает Н. Бердяев, что русский человек больше полагался на Бога, на социальную среду, а не на собственную ответственность и активность, искал спасения у святых, их посредничества. В то же время «в русском душевном типе есть огромное преимущество перед типом европейским. Европейский буржуа наживается и обогащается с сознанием своего большого совершенства и превосходства, с верой в свои буржуазные добродетели. Русский буржуа, наживаясь и обогащаясь, всегда чувствует себя немного грешником и немного презирает буржуазные добродетели».
Идея Святой Руси имела глубокие корни, но она заключала в себе большую опасность, так как расслабляла нравственную энергию, препятствовала развитию ответственности, активности, раскрытию своей человеческой индивидуальности. Русская доброта часто бывала бесхарактерностью, слабоволием, болезнью страдания.
В основу формирования русской души легли два противоположных начала: «природная, языческая стихия и аскетически монашеское православие», Именно в этом видит Н. Бердяев причину совмещения в русском народе двух противоположностей: деспотизма — анархизма; жестокости, склонности к насилию — доброты, человечности; смирения — наглости; рабства — бунта и т.п.
Эта оценка особенностей православного воспитания помогает увидеть истоки некоторых ментальных черт личности русского человека.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|