Сделай Сам Свою Работу на 5

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ





 

Многие зарубежные психологи (В. Штерн, Д. Дьюи, В. Уорд и др.) рассматривали воображение как врожденную способность ребенка, которая проявляется в различных видах деятельности. Они полагали, что детское воображение является даже более ярким и оригинальным по сравнению с воображением взрослого человека.

Однако изучение уровня развития воображения у детей-дошкольников показывает, что если это и имеет место, то касается не всех детей. Так, Е. М. Мординсон (2002) было выявлено, что содержание воображения, определявшееся по методикам П. Торренса и Е. Туник, довольно узкое у 72 % детей. Лишь у 28 % дошкольников диапазон использования категорий был достаточно широким, а оригинальность при перекодировании графических стимулов проявили только 12 % детей.

По результатам анализа сферы воображения выделились две группы женщин: группа, у которой наметилась тенденция ухода в сферу воображения (17 %), и группа, в которой этого замечено не было (83 %).

Это группы соответственно незамужних и замужних женщин. Несмотря на то, что в родительской семье не придавали большого значения развитию воображения, 17 %



опрошенных склонны к мечтам, уходу от реальности. В отличие от 83 % замужних женщин, они любят читать фантастику.

В отечественной психологии, начиная с работ Л. С. Выготского, воображение рассматривается как постепенно развивающаяся в процессе овладения различными видами деятельности функция. При этом воображение ребенка считается более бедным, чем воображение взрослого, и только иногда оно необычно по своим продуктам из-за ограниченного жизненного опыта ребенка.

Возрастное развитие воображения, как показано отечественными психологами (Т. А. Репина, Л. С. Славина, Ф. И. Фрадкина), идет в двух направлениях.

Во-первых, происходит обогащение образов воображения, которое проявляется в постепенном усложнении сюжетов рисунков, рассказов, игр и т. п. Во-вторых, появляется направленное фантазирование при отделении реальных образов от образов-фантазий.

По-видимому, с воображением связано проявление у ребенка операциональных значений – фундаментальных составляющих его психики, когда он начинает действовать ради достижения определенного результата, варьируя при этом конкретные операционально-технические приемы, но сохраняя общий замысел и «рисунок» действия (другими словами, производя силой воображения своеобразное «короткое замыкание» всеобщего на единичное…



О появлении у ребенка операциональных значений свидетельствует также его способность применять одно действие по отношению к различным предметам и разные действия по отношению к одному предмету, способность комбинировать уже известные способы действия для достижения цели (данная способность прямо относится к числу хрестоматийно известных феноменов воображения).

У детей дошкольного возраста складывается план эмоционального воображения, когда ребенок становится способным адекватно предвосхищать «социальные последствия» собственных действий и действий другого лица, первоначально раскрывая замысел тех и других на уровне переживания (Запорожец А. В., 1986). Тем самым именно силой воображения порождается культурная эмоциональность.

По данным С. С. Суровцевой (2003), оригинальность вербального воображения у детей в возрасте от 5 до 6 лет несколько возрастает, а оригинальность образного воображения за этот же период существенно снижается. Беглость вербального воображения за указанный возрастной отрезок не изменяется, а беглость образного воображения несколько снижается.

О. М. Дьяченко (1979) выявлены шесть типов решения дошкольниками задач, связанных с воображением (детям нужно было дорисовать предложенные фигурки).

Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает заданный элемент, а рисует рядом что-то новое (свободное фантазирование).



Первый тип – «отдельные объекты». При этом типе решения ребенок дорисовывает фигурку на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (девочка, дерево и т. п.), но оно контурное, схематичное, лишенное деталей.

Второй тип – «объекты с деталями». Ребенок также изображает отдельные объекты, но с деталями.

Третий тип– «сюжеты». Ребенок изображает тот же отдельный объект, но уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку, и т. д.).

Четвертый тип – «сюжеты с добавлением объектов». Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (например, девочка гуляет с собачкой и т. п.).

Пятый тип – «включение». При этом типе заданная фигура используется качественно по-новому.

Если в предыдущих типах она выступала как основная часть картинки, которую рисовал ребенок, то в данном случае фигурка включается как один из второстепенных элементов воплощаемого ребенком воображаемого образа (например, треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картинку, и т. п.). При этом типе решения проявляется большая свобода использования внешних данных при построении образа воображения.

При переходе от нулевого типа решения задачи на воображение к более высокому повышается оригинальность воображения. Она наиболее высокая в младшей группе, затем снижается в средней и старшей группах и вновь возрастает в подготовительной группе.

Падение оригинальности О. М. Дьяченко объясняет тем, что в средней и старшей группах дети начинают тесно взаимодействовать друг с другом, что ведет к общности сюжетов. В подготовительной группе предъявленная фигура является лишь как внешний толчок к произвольному конструированию образа, как деталь, включаемая в самые различные образы.

Этот тип воображения встречается и у взрослых при решении ими творческих задач.

В возрасте 4–5 лет уровень творческого воображения снижается по сравнению с возрастом 2,5–3 года (Гаспарова Е. М., 1985; Дьяченко О. М., 1988).

Воображение и фантазия присущи каждому человеку, но различаются люди по направленности этой фантазии, ее силе и яркости. Особенно ярко выражены эти два процесса в детстве, однако постепенно они утрачивают свою яркость и силу; и естественно возникает вопрос, что является этому причиной.

По мнению ряда авторов это происходит за счет того, что в период школьного обучения эта функция интеллекта утрачивает свою значимость и не тренируется. Чтобы запомнить некоторое правило или информацию, фантазия не нужна. Из Страны Чудес, в которой дети жили с Алисой в дошкольные годы, они перемещаются в мир реальности, связанный со своей учебной деятельностью, а вместе с тем в мир фантазии и грез отходит нечто, что никак не связано с конкретной деятельностью ребенка. У. Клопфер исследовал способность к воображению у 50 лиц в возрасте от 62 до 93 лет и показал, что она с возрастом ухудшается.

 

МЫШЛЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО

Мышление и творчество — два процесса, которые тесно перепле-летаются друг с другом, хотя преследуют разные цели и используют разные мыслительные опе­рации. Мышление направлено на познание реально существующего мира, а творчество — на его пере­стройку, обновление и совершенствование.

Инструментом познания являются логические опе­рации, при помощи которых происходит проникнове­ние в глубинные и общие законы реального существо­вания материи, а творческие операции направлены на создание новых форм материи.

Все виды творчества совпадают с основными фун­кциями интеллекта, и мыслительной деятельности. Мышление направлено на познание сущностных явлений природы и общества, недоступных для чув­ственного восприятия. Научное творчество направленно на открытие новых закономерностей. Особенно это касается новых социально-духовных проблем конкретной исторической эпохи, открытие которых органически включает логическое познание.

Мышление направлено на поиски оптимальных способов адаптации к постоянно меняющейся среде, которая требует смены действий и форм приспособления к новым условиям существования, как и на реше­ние нетандартных задач и ситуаций. Новое достигается новыми средствами с учетом всех изменившихся ком­понентов ситуации.

В функцию мышления входит прогнозирование и моделирование це-левого образа, необходимого во всех видах поведения и деятельности. На данной фун­кции мышления базируется все конструктивное и художест-венное творчество. Таким образом, мышление и творчество выполня­ет одни и те же функции, но с разной целью и при помощи разных мыслительных операций, способности к кото-рым не идентичны. Вместе с тем преобразова­ние реальности невоз-можно без предварительного ее познания.

Исследования соотношения интеллектуальных спо­собностей и творческих показали, что для полноценного творчества коэффициент интеллекта должен составлять не менее чем 120 единиц при средней норме 100.

Мышление это процесс, который имеет свои осо­бенности возникнове-ния, протекания и результаты. Способности к нему, как и в творчестве, определяются по отношению к этому процессу. Мыслитель — это не тот, кто способен ответить на поставленный вопрос, а тот, кто способен «задаваться вопросами». Мышление автоматически включается, когда человек встре-чается с проблемной ситуацией, которая всегда является новой, выход из которой неиз-вестен и не может быть найден старыми способами. Вопрос о том, «как», «каким образом» преодолеть препятствия, мешающие дости-жению цели, становятся объектом мыслительного поиска.

Однако первым показателем интеллекта является не умение решать навязанные извне задачи, а способ­ность к самостоятельной постановке вопросов, виде­нью проблем. В том случае, когда задается вопрос, например, что такое «свобо-да», студенты начинают усиленно копать­ся в памяти в поисках определения этого

знакомого понятия и выдают традиционное суждение: «свобода — это познанная необходимость».

В основе мышления лежат мыслительные опера­ции: анализа, сравне-ния, синтеза, абстракции и обоб­щения, а также суждения и умозаключения. Они при­сутствуют во всех видах мыслительной деятельности и являются обязательными атрибутами творческого про­цесса во всех его фазах.

Мыслительные операции формируются постепен­но, в процессе знаком-ства с миром и являются «инст­рументом познания». Пользование этими инструмен­тами начинается с понимания их сущности и требует научения и повторения. Овладение навыками мышле­ния сравнивается с обучением вождению машины, для чего в первую очередь надо знать назначение каждого рычага, кнопки, а затем добиваться автоматизации действий с ними. Творческое мышление начинается с формирования «творческого сознания», которое включа­ет в себя знание не только своих, но и общечеловеческих необходимости, умения направить свою деятельность не только на себя, но и других, владеть навыками и опера­циями мыслительной деятельности, разрушающей сте­реотипы и создающей новые модели, соответствующие необходимому будущему во всех областях.

Творческое мышление включает в себя и познание новых смыслов бытия, и поиск необходимых и нестандартных способов действий, и новых мыслительных операций. В структуру художественно-творческого мышления входят все функции и уровни мыслительной деятельно­сти. Художественное творчество начинается с мысли­тельного познания сущности происходящих социальных явлений, духа эпохи, актуальных и потенциальных по­требностей зрителей, их ожиданий от конкретного вида искусства. Такое познание требует и наглядного, и аб­страктно-логического мышления. Абстрактное мышление — это способ познания скрытых от непосредственного восприятия отношений между предметами и людьми, причинно-следственных связей между социальными и природными явлениями, невидимых чувств и мыслей человека. Например, никто не способен увидеть «дух эпохи», процессы, происходящие в обществе и внутренних со­стояниях большого количества людей, кроме как через косвенные, внешние показатели. Чтобы сделать это, необходимо овладеть навыками абстрактного мышления.

В структуру абстрактного мышления входит: владение понятиями как содержательной едини­цей мышления; владение мыслительными операциями как инстру­ментами познания; владение последовательностью мыслительных опе­раций и действий.

Наряду с абстрактными понятиями в поисковом процессе обязательно присутствуют зрительные представления-образы как конкретный продукт изобрази­тельных действий. Развитие таких навыков до уровня автоматизма является первой ступенью в формировании креатив­ности.

Формирование интеллектуальных навыков, как и формирование профессиональных начинается с овла­дения «языком» абстрактного мышления — понятиями. Понятия являются единицей мышления, от точно­сти определения смысла каждой из которой зависит результативность мышления.

Все понятия, как правило, определяются словами. От частого повторения люди перестают вдумываться в их смысловое содержание. Например, понятие «творчество», как показывает опрос, большинством студентов определяется как «сво­бода самовыражения». Отсюда и развитие творчества связывается ими с выполнением самостоятельно каких-либо заданий. Такая свобода самовыражения, как пока­зывают опыты, ничего общего не имеет с творчеством.

Точность определения понятий — это путь к познанию сущности. Ученые полагают, что через определение понятий не только развивается мышление, но и происходит получение широких знаний.

Вся специфика изобразительного творчества бази­руется на умении видеть в конкретном всеобщее, а во всеобщем конкретное. Поэтому анализ понятий, вскры­вающий многообразие сущностей конкретного предме­та и умение общую сущность, идею воплотить в конк­ретном образе, требует умения делать то и другое.

Определение понятий тесно связано со смыслом.

Определение понятия — это форма мышления, направленная на обобщенное представление предме­тов, явлений, качеств, действий, состояний, в суще­ственных признаках, каждый из которых, взятый в отдельности, необходим, а вместе взятые — достаточ­ны, чтобы отличить их от других. Конкретные предметы, сделанные человеком и зрительно воспринимаемые, определяются по принци­пу функционального назначения.

Видовое понятие, например стол, относится к ро­довому — мебель. Пересматривая все функциональные назначения, выявить его специфические функции (для еды, питья, постановки предметов, письма) и затем выбрать те, которые не могут совершаться успешно без гладкой, твердой, плоской поверхности, например, письмо. Отсюда можно предположить, что такая повер­хность понадобилась после того, как люди вышли из пещеры, где передача информации шла через наскаль­ную живопись.

Такая историческая репродукция происхождения любого предмета, связанная с необходимостью его возникновения и совершенствования в контексте эво­люционного процесса, формирует:

- широту мышления как способность привлекать разные категории для понимания сущности конк­ретного объекта;

- понимание назначения и сущности человеческого творчества, его взаимодействия в конкретном про­явлении с остальными достижениями прогресса; пробуждение понимания необходимости в измене­нии, преобразовании, создании новых форм для удовлетворения новых потребностей. Конкретные предметы, созданные природой (дере­во, камень), определяются по качественным характе­ристикам, отличающим одни предметы от других, и воз­можности его использования в практических целях.

При определении таких предметов ищутся такие характеристики, которые необходимы и достаточны для использования их в разных целях. Перечисление ка­честв того же дерева и использования его в созида­тельной практике человека, начиная от строительства и кончая ювелирными, декоративными поделками, тол­кает

на виденье новых вариантов его использования. Например, в одном из вариантов творческого решения теста «дом, дерево, человек», студент изобразил густое дерево, которое закрывало скамейку, на которой спал бомж.

К таким же конкретным созданиям природы отно­сятся все формы ни только растительного, но и животного мира. К числу них относится и человек, определе­нием сущности которого и отличием от других высших животных занимаются и люди искусства, и ученые, и философы.

Определение человека и его качеств особенно важно для художественного творчества. Научиться анализировать понятие «человек» это значит научить­ся анализировать и самого человека.

Помимо внешних отличий, сущность человека оп­ределяется его потенциальными возможностями к раз­нообразным формам адаптации, познания, трудовой деятельности и созидания.

Поэтому при определении понятия «человек» важ­но вычленять наиболее общие потенциальные его воз­можности, которые являются «единицей отсчета» для определении каждого конкретного человека по уров­ню их развития.

Человеческие качества определяются при помощи абстрактных понятий. Они фиксируют отдельные ка­чества, свойства, которые могут быть общими по отно­шению к разной категории предметов. Так, твердость камня, дерева, человека имеет свои особенности, но проявляется в сопротивляемости внешним воздействи­ям, а мягкость — в податливости внешним воздействи­ям. В этом случае качества, свойственные неживой при­роде, применяются образно по отношению к человеку.

Специфические человеческие качества, базирую­щиеся на эмоциональной, волевой сферах, лежат в ос­нове образности при изображении неживых предметов.

Потенциальные возможности к адаптации доказа­ны всеми случаями воспитания детей в стае волков, оленей, когда дети подстраивались под их формы пе­редвижения, общения, питания, что не может сделать ни одно другое высшее животное (Ладыгина-Котц) — приобрести прямую походку, речь, способность к про­извольной деятельности.

Уникальность познавательной способности заклю­чается в том, что человеческий разум способен познать строение атома и космоса. То же касается потенциаль­ных возможностей овладения всеми видами деятель­ности и внесения в нее творческого начала.

Однако эти потенциальные возможности развития, заложенные в мозгу человека в процессе эволюции и накопленного опыта, корригируются индивидуальны­ми условиями и опытом конкретного человека. В ре­зультате такой зависимости от конкретных условий развития люди регрессируют подчас до уровня амебы, реагирующей на одно биохимическое вещество. У че­ловека таким «биохимическим веществом» становятся деньги, алкоголь, наркотики. Другие же достигают развития высших психических функций, делающих их способными включаться в любые виды деятельности и выполнять их творчески.

 

 

Интеллектуальные операции. В ходе определения понятий используются мысли­тельные операции — анализа, синтеза, абстракции и обобщения, которые являются инструментами всех видов познания.

Анализ — это мысленное разложение объектов на составные части, которое заключается в отнесении их к разным категориям.

Оперативное мышление, направленное на мысли­тельный поиск средств, конкретных и нестандартных действий, для воплощения новой идеи требует: анализа всех переменных (в структуре замысла, возможностей конкретного вида искусства, цели и назначения работы, включая потребности зрителя и законы восприятия); выбора наиболее важного, существенного в пост­роении целостной композиции и деталях, необхо­димого и достаточного для передачи задуманного; на основании мыслительного анализа задачи про­думать последовательность действий от общего к ча­стному и затем к обобщению в целостную картину. Мышление как познание Развитие мышления как познавательного процес­са проходит определенные стадии, которые связаны с формированием мыслительных операций.естественном развитии познание мира начинает­ся с «ручного мышления». Все мыслительные операции, являющиеся инструментами познания, в ручном варианте присутствуют в детском знакомстве с окружающим миром. Операция анализа, разложение объекта на со­ставные части, осуществляется при ломании игрушек, пробовании их на вкус, ударах ими по другим предме­там. Внешняя манипуляция с предметами, например перекладывание палочек при счете, затем начинает опираться только на зрение, а потом те же действия переходят во внутренний план, происходят в уме.

Такое мышление, с опорой на действенное преоб-разование, остается необходимым в определенных видах деятельности, где наглядность играет ведущую роль. Например, в изобразительном искусстве такую роль играют предварительные наброски.

Процесс мышления протекает в определенных единицах — образах, представлениях и понятиях, вы­раженных в словах, знаках, символах. Образное мышление характерно для детей опре­деленного возраста, когда абстрактные понятия они начинают наполнять конкретными образами. Словесно-логическое мышление или абстрактное мышление проходит в понятиях и все мыслительные операции — анализа, синтеза, абстракции и общения, а также суждения и умозаключения, — происходят в мозгу человека.

Теоретическое мышление — направлено на откры­тие наиболее общих законов, фундаментальных иссле­дований в науке. Продуктом познающего мышления является от­крытие субъективно или объективно новых закономер­ностей, сущностей, природы предметов и явлений.

Высшей формой всех видов познания является интуитивное мышление, при котором происходит свер­тывание всех мыслительных операций, а отсюда быс­трое и точное познание сущности новых объектов и явлений при их восприятии, столкновении с ними. Нечто похожее происходит с восприятием хорошо знакомых предметов, когда на основании мгновенного анализа предмета мы

синтезируем его с определенной категорией объектов и легко отличаем тарелку от ско­вородки, в какой бы новой форме она не предстала. Все эти операции, лежащие в основе опознания происхо­дят на уровне подсознания, благодаря сложившейся и укрепившейся сенсомоторной схеме в мозгу и анало гичны более сложным интуитивным формам познания по своим механизмам.

Таким образом, творческое мышление интегрирует в себе все основные виды и операции познающего, оперативного и созидающего мышления. Оно не может существовать без сущностного познания, способности находить «новые способы для передачи нового», направ­ленного на совершенствование существующего.

Анализ способностей к творчеству показал, что для творчества важны все ярко выраженные качества, способные преодолеть мощное влияние социальных стандартов, блокирующих невостребованное творчес­кое начало в большинстве случаев.

Знание этих факторов поможет творческому поис­ку в преодолении их, а также в создании более благо­приятных условий.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.