ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ
Многие зарубежные психологи (В. Штерн, Д. Дьюи, В. Уорд и др.) рассматривали воображение как врожденную способность ребенка, которая проявляется в различных видах деятельности. Они полагали, что детское воображение является даже более ярким и оригинальным по сравнению с воображением взрослого человека.
Однако изучение уровня развития воображения у детей-дошкольников показывает, что если это и имеет место, то касается не всех детей. Так, Е. М. Мординсон (2002) было выявлено, что содержание воображения, определявшееся по методикам П. Торренса и Е. Туник, довольно узкое у 72 % детей. Лишь у 28 % дошкольников диапазон использования категорий был достаточно широким, а оригинальность при перекодировании графических стимулов проявили только 12 % детей.
По результатам анализа сферы воображения выделились две группы женщин: группа, у которой наметилась тенденция ухода в сферу воображения (17 %), и группа, в которой этого замечено не было (83 %).
Это группы соответственно незамужних и замужних женщин. Несмотря на то, что в родительской семье не придавали большого значения развитию воображения, 17 %
опрошенных склонны к мечтам, уходу от реальности. В отличие от 83 % замужних женщин, они любят читать фантастику.
В отечественной психологии, начиная с работ Л. С. Выготского, воображение рассматривается как постепенно развивающаяся в процессе овладения различными видами деятельности функция. При этом воображение ребенка считается более бедным, чем воображение взрослого, и только иногда оно необычно по своим продуктам из-за ограниченного жизненного опыта ребенка.
Возрастное развитие воображения, как показано отечественными психологами (Т. А. Репина, Л. С. Славина, Ф. И. Фрадкина), идет в двух направлениях.
Во-первых, происходит обогащение образов воображения, которое проявляется в постепенном усложнении сюжетов рисунков, рассказов, игр и т. п. Во-вторых, появляется направленное фантазирование при отделении реальных образов от образов-фантазий.
По-видимому, с воображением связано проявление у ребенка операциональных значений – фундаментальных составляющих его психики, когда он начинает действовать ради достижения определенного результата, варьируя при этом конкретные операционально-технические приемы, но сохраняя общий замысел и «рисунок» действия (другими словами, производя силой воображения своеобразное «короткое замыкание» всеобщего на единичное…
О появлении у ребенка операциональных значений свидетельствует также его способность применять одно действие по отношению к различным предметам и разные действия по отношению к одному предмету, способность комбинировать уже известные способы действия для достижения цели (данная способность прямо относится к числу хрестоматийно известных феноменов воображения).
У детей дошкольного возраста складывается план эмоционального воображения, когда ребенок становится способным адекватно предвосхищать «социальные последствия» собственных действий и действий другого лица, первоначально раскрывая замысел тех и других на уровне переживания (Запорожец А. В., 1986). Тем самым именно силой воображения порождается культурная эмоциональность.
По данным С. С. Суровцевой (2003), оригинальность вербального воображения у детей в возрасте от 5 до 6 лет несколько возрастает, а оригинальность образного воображения за этот же период существенно снижается. Беглость вербального воображения за указанный возрастной отрезок не изменяется, а беглость образного воображения несколько снижается.
О. М. Дьяченко (1979) выявлены шесть типов решения дошкольниками задач, связанных с воображением (детям нужно было дорисовать предложенные фигурки).
Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает заданный элемент, а рисует рядом что-то новое (свободное фантазирование).
Первый тип – «отдельные объекты». При этом типе решения ребенок дорисовывает фигурку на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (девочка, дерево и т. п.), но оно контурное, схематичное, лишенное деталей.
Второй тип – «объекты с деталями». Ребенок также изображает отдельные объекты, но с деталями.
Третий тип– «сюжеты». Ребенок изображает тот же отдельный объект, но уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку, и т. д.).
Четвертый тип – «сюжеты с добавлением объектов». Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (например, девочка гуляет с собачкой и т. п.).
Пятый тип – «включение». При этом типе заданная фигура используется качественно по-новому.
Если в предыдущих типах она выступала как основная часть картинки, которую рисовал ребенок, то в данном случае фигурка включается как один из второстепенных элементов воплощаемого ребенком воображаемого образа (например, треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картинку, и т. п.). При этом типе решения проявляется большая свобода использования внешних данных при построении образа воображения.
При переходе от нулевого типа решения задачи на воображение к более высокому повышается оригинальность воображения. Она наиболее высокая в младшей группе, затем снижается в средней и старшей группах и вновь возрастает в подготовительной группе.
Падение оригинальности О. М. Дьяченко объясняет тем, что в средней и старшей группах дети начинают тесно взаимодействовать друг с другом, что ведет к общности сюжетов. В подготовительной группе предъявленная фигура является лишь как внешний толчок к произвольному конструированию образа, как деталь, включаемая в самые различные образы.
Этот тип воображения встречается и у взрослых при решении ими творческих задач.
В возрасте 4–5 лет уровень творческого воображения снижается по сравнению с возрастом 2,5–3 года (Гаспарова Е. М., 1985; Дьяченко О. М., 1988).
Воображение и фантазия присущи каждому человеку, но различаются люди по направленности этой фантазии, ее силе и яркости. Особенно ярко выражены эти два процесса в детстве, однако постепенно они утрачивают свою яркость и силу; и естественно возникает вопрос, что является этому причиной.
По мнению ряда авторов это происходит за счет того, что в период школьного обучения эта функция интеллекта утрачивает свою значимость и не тренируется. Чтобы запомнить некоторое правило или информацию, фантазия не нужна. Из Страны Чудес, в которой дети жили с Алисой в дошкольные годы, они перемещаются в мир реальности, связанный со своей учебной деятельностью, а вместе с тем в мир фантазии и грез отходит нечто, что никак не связано с конкретной деятельностью ребенка. У. Клопфер исследовал способность к воображению у 50 лиц в возрасте от 62 до 93 лет и показал, что она с возрастом ухудшается.
МЫШЛЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО
Мышление и творчество — два процесса, которые тесно перепле-летаются друг с другом, хотя преследуют разные цели и используют разные мыслительные операции. Мышление направлено на познание реально существующего мира, а творчество — на его перестройку, обновление и совершенствование.
Инструментом познания являются логические операции, при помощи которых происходит проникновение в глубинные и общие законы реального существования материи, а творческие операции направлены на создание новых форм материи.
Все виды творчества совпадают с основными функциями интеллекта, и мыслительной деятельности. Мышление направлено на познание сущностных явлений природы и общества, недоступных для чувственного восприятия. Научное творчество направленно на открытие новых закономерностей. Особенно это касается новых социально-духовных проблем конкретной исторической эпохи, открытие которых органически включает логическое познание.
Мышление направлено на поиски оптимальных способов адаптации к постоянно меняющейся среде, которая требует смены действий и форм приспособления к новым условиям существования, как и на решение нетандартных задач и ситуаций. Новое достигается новыми средствами с учетом всех изменившихся компонентов ситуации.
В функцию мышления входит прогнозирование и моделирование це-левого образа, необходимого во всех видах поведения и деятельности. На данной функции мышления базируется все конструктивное и художест-венное творчество. Таким образом, мышление и творчество выполняет одни и те же функции, но с разной целью и при помощи разных мыслительных операций, способности к кото-рым не идентичны. Вместе с тем преобразование реальности невоз-можно без предварительного ее познания.
Исследования соотношения интеллектуальных способностей и творческих показали, что для полноценного творчества коэффициент интеллекта должен составлять не менее чем 120 единиц при средней норме 100.
Мышление это процесс, который имеет свои особенности возникнове-ния, протекания и результаты. Способности к нему, как и в творчестве, определяются по отношению к этому процессу. Мыслитель — это не тот, кто способен ответить на поставленный вопрос, а тот, кто способен «задаваться вопросами». Мышление автоматически включается, когда человек встре-чается с проблемной ситуацией, которая всегда является новой, выход из которой неиз-вестен и не может быть найден старыми способами. Вопрос о том, «как», «каким образом» преодолеть препятствия, мешающие дости-жению цели, становятся объектом мыслительного поиска.
Однако первым показателем интеллекта является не умение решать навязанные извне задачи, а способность к самостоятельной постановке вопросов, виденью проблем. В том случае, когда задается вопрос, например, что такое «свобо-да», студенты начинают усиленно копаться в памяти в поисках определения этого
знакомого понятия и выдают традиционное суждение: «свобода — это познанная необходимость».
В основе мышления лежат мыслительные операции: анализа, сравне-ния, синтеза, абстракции и обобщения, а также суждения и умозаключения. Они присутствуют во всех видах мыслительной деятельности и являются обязательными атрибутами творческого процесса во всех его фазах.
Мыслительные операции формируются постепенно, в процессе знаком-ства с миром и являются «инструментом познания». Пользование этими инструментами начинается с понимания их сущности и требует научения и повторения. Овладение навыками мышления сравнивается с обучением вождению машины, для чего в первую очередь надо знать назначение каждого рычага, кнопки, а затем добиваться автоматизации действий с ними. Творческое мышление начинается с формирования «творческого сознания», которое включает в себя знание не только своих, но и общечеловеческих необходимости, умения направить свою деятельность не только на себя, но и других, владеть навыками и операциями мыслительной деятельности, разрушающей стереотипы и создающей новые модели, соответствующие необходимому будущему во всех областях.
Творческое мышление включает в себя и познание новых смыслов бытия, и поиск необходимых и нестандартных способов действий, и новых мыслительных операций. В структуру художественно-творческого мышления входят все функции и уровни мыслительной деятельности. Художественное творчество начинается с мыслительного познания сущности происходящих социальных явлений, духа эпохи, актуальных и потенциальных потребностей зрителей, их ожиданий от конкретного вида искусства. Такое познание требует и наглядного, и абстрактно-логического мышления. Абстрактное мышление — это способ познания скрытых от непосредственного восприятия отношений между предметами и людьми, причинно-следственных связей между социальными и природными явлениями, невидимых чувств и мыслей человека. Например, никто не способен увидеть «дух эпохи», процессы, происходящие в обществе и внутренних состояниях большого количества людей, кроме как через косвенные, внешние показатели. Чтобы сделать это, необходимо овладеть навыками абстрактного мышления.
В структуру абстрактного мышления входит: владение понятиями как содержательной единицей мышления; владение мыслительными операциями как инструментами познания; владение последовательностью мыслительных операций и действий.
Наряду с абстрактными понятиями в поисковом процессе обязательно присутствуют зрительные представления-образы как конкретный продукт изобразительных действий. Развитие таких навыков до уровня автоматизма является первой ступенью в формировании креативности.
Формирование интеллектуальных навыков, как и формирование профессиональных начинается с овладения «языком» абстрактного мышления — понятиями. Понятия являются единицей мышления, от точности определения смысла каждой из которой зависит результативность мышления.
Все понятия, как правило, определяются словами. От частого повторения люди перестают вдумываться в их смысловое содержание. Например, понятие «творчество», как показывает опрос, большинством студентов определяется как «свобода самовыражения». Отсюда и развитие творчества связывается ими с выполнением самостоятельно каких-либо заданий. Такая свобода самовыражения, как показывают опыты, ничего общего не имеет с творчеством.
Точность определения понятий — это путь к познанию сущности. Ученые полагают, что через определение понятий не только развивается мышление, но и происходит получение широких знаний.
Вся специфика изобразительного творчества базируется на умении видеть в конкретном всеобщее, а во всеобщем конкретное. Поэтому анализ понятий, вскрывающий многообразие сущностей конкретного предмета и умение общую сущность, идею воплотить в конкретном образе, требует умения делать то и другое.
Определение понятий тесно связано со смыслом.
Определение понятия — это форма мышления, направленная на обобщенное представление предметов, явлений, качеств, действий, состояний, в существенных признаках, каждый из которых, взятый в отдельности, необходим, а вместе взятые — достаточны, чтобы отличить их от других. Конкретные предметы, сделанные человеком и зрительно воспринимаемые, определяются по принципу функционального назначения.
Видовое понятие, например стол, относится к родовому — мебель. Пересматривая все функциональные назначения, выявить его специфические функции (для еды, питья, постановки предметов, письма) и затем выбрать те, которые не могут совершаться успешно без гладкой, твердой, плоской поверхности, например, письмо. Отсюда можно предположить, что такая поверхность понадобилась после того, как люди вышли из пещеры, где передача информации шла через наскальную живопись.
Такая историческая репродукция происхождения любого предмета, связанная с необходимостью его возникновения и совершенствования в контексте эволюционного процесса, формирует:
- широту мышления как способность привлекать разные категории для понимания сущности конкретного объекта;
- понимание назначения и сущности человеческого творчества, его взаимодействия в конкретном проявлении с остальными достижениями прогресса; пробуждение понимания необходимости в изменении, преобразовании, создании новых форм для удовлетворения новых потребностей. Конкретные предметы, созданные природой (дерево, камень), определяются по качественным характеристикам, отличающим одни предметы от других, и возможности его использования в практических целях.
При определении таких предметов ищутся такие характеристики, которые необходимы и достаточны для использования их в разных целях. Перечисление качеств того же дерева и использования его в созидательной практике человека, начиная от строительства и кончая ювелирными, декоративными поделками, толкает
на виденье новых вариантов его использования. Например, в одном из вариантов творческого решения теста «дом, дерево, человек», студент изобразил густое дерево, которое закрывало скамейку, на которой спал бомж.
К таким же конкретным созданиям природы относятся все формы ни только растительного, но и животного мира. К числу них относится и человек, определением сущности которого и отличием от других высших животных занимаются и люди искусства, и ученые, и философы.
Определение человека и его качеств особенно важно для художественного творчества. Научиться анализировать понятие «человек» это значит научиться анализировать и самого человека.
Помимо внешних отличий, сущность человека определяется его потенциальными возможностями к разнообразным формам адаптации, познания, трудовой деятельности и созидания.
Поэтому при определении понятия «человек» важно вычленять наиболее общие потенциальные его возможности, которые являются «единицей отсчета» для определении каждого конкретного человека по уровню их развития.
Человеческие качества определяются при помощи абстрактных понятий. Они фиксируют отдельные качества, свойства, которые могут быть общими по отношению к разной категории предметов. Так, твердость камня, дерева, человека имеет свои особенности, но проявляется в сопротивляемости внешним воздействиям, а мягкость — в податливости внешним воздействиям. В этом случае качества, свойственные неживой природе, применяются образно по отношению к человеку.
Специфические человеческие качества, базирующиеся на эмоциональной, волевой сферах, лежат в основе образности при изображении неживых предметов.
Потенциальные возможности к адаптации доказаны всеми случаями воспитания детей в стае волков, оленей, когда дети подстраивались под их формы передвижения, общения, питания, что не может сделать ни одно другое высшее животное (Ладыгина-Котц) — приобрести прямую походку, речь, способность к произвольной деятельности.
Уникальность познавательной способности заключается в том, что человеческий разум способен познать строение атома и космоса. То же касается потенциальных возможностей овладения всеми видами деятельности и внесения в нее творческого начала.
Однако эти потенциальные возможности развития, заложенные в мозгу человека в процессе эволюции и накопленного опыта, корригируются индивидуальными условиями и опытом конкретного человека. В результате такой зависимости от конкретных условий развития люди регрессируют подчас до уровня амебы, реагирующей на одно биохимическое вещество. У человека таким «биохимическим веществом» становятся деньги, алкоголь, наркотики. Другие же достигают развития высших психических функций, делающих их способными включаться в любые виды деятельности и выполнять их творчески.
Интеллектуальные операции. В ходе определения понятий используются мыслительные операции — анализа, синтеза, абстракции и обобщения, которые являются инструментами всех видов познания.
Анализ — это мысленное разложение объектов на составные части, которое заключается в отнесении их к разным категориям.
Оперативное мышление, направленное на мыслительный поиск средств, конкретных и нестандартных действий, для воплощения новой идеи требует: анализа всех переменных (в структуре замысла, возможностей конкретного вида искусства, цели и назначения работы, включая потребности зрителя и законы восприятия); выбора наиболее важного, существенного в построении целостной композиции и деталях, необходимого и достаточного для передачи задуманного; на основании мыслительного анализа задачи продумать последовательность действий от общего к частному и затем к обобщению в целостную картину. Мышление как познание Развитие мышления как познавательного процесса проходит определенные стадии, которые связаны с формированием мыслительных операций.естественном развитии познание мира начинается с «ручного мышления». Все мыслительные операции, являющиеся инструментами познания, в ручном варианте присутствуют в детском знакомстве с окружающим миром. Операция анализа, разложение объекта на составные части, осуществляется при ломании игрушек, пробовании их на вкус, ударах ими по другим предметам. Внешняя манипуляция с предметами, например перекладывание палочек при счете, затем начинает опираться только на зрение, а потом те же действия переходят во внутренний план, происходят в уме.
Такое мышление, с опорой на действенное преоб-разование, остается необходимым в определенных видах деятельности, где наглядность играет ведущую роль. Например, в изобразительном искусстве такую роль играют предварительные наброски.
Процесс мышления протекает в определенных единицах — образах, представлениях и понятиях, выраженных в словах, знаках, символах. Образное мышление характерно для детей определенного возраста, когда абстрактные понятия они начинают наполнять конкретными образами. Словесно-логическое мышление или абстрактное мышление проходит в понятиях и все мыслительные операции — анализа, синтеза, абстракции и общения, а также суждения и умозаключения, — происходят в мозгу человека.
Теоретическое мышление — направлено на открытие наиболее общих законов, фундаментальных исследований в науке. Продуктом познающего мышления является открытие субъективно или объективно новых закономерностей, сущностей, природы предметов и явлений.
Высшей формой всех видов познания является интуитивное мышление, при котором происходит свертывание всех мыслительных операций, а отсюда быстрое и точное познание сущности новых объектов и явлений при их восприятии, столкновении с ними. Нечто похожее происходит с восприятием хорошо знакомых предметов, когда на основании мгновенного анализа предмета мы
синтезируем его с определенной категорией объектов и легко отличаем тарелку от сковородки, в какой бы новой форме она не предстала. Все эти операции, лежащие в основе опознания происходят на уровне подсознания, благодаря сложившейся и укрепившейся сенсомоторной схеме в мозгу и анало гичны более сложным интуитивным формам познания по своим механизмам.
Таким образом, творческое мышление интегрирует в себе все основные виды и операции познающего, оперативного и созидающего мышления. Оно не может существовать без сущностного познания, способности находить «новые способы для передачи нового», направленного на совершенствование существующего.
Анализ способностей к творчеству показал, что для творчества важны все ярко выраженные качества, способные преодолеть мощное влияние социальных стандартов, блокирующих невостребованное творческое начало в большинстве случаев.
Знание этих факторов поможет творческому поиску в преодолении их, а также в создании более благоприятных условий.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|