Сделай Сам Свою Работу на 5

РОЛЬ ПАМЯТИ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





 

В структуру памяти входят три основных процес­са — запечатления, сохранения-забывания и воспро­изведения полученной информации.

Каждый из процессов выполняет свою функцию в разных видах памяти — двигательной, тактильной, зри­тельной, слуховой, эмоциональной, и имеет свою спе­цифику в механизмах формирования, хранения и вос­произведения. Память формирует человека. Его самосознание, чувство Я, базируется на знании своего имени, исто­рии своей жизни, поведения в разных ситуациях. Вся структура учебной и профессиональной деятельности, в том числе и художественно-творческой, так или ина­че, базируется на памяти. Память лежит в основе скорости и прочности формирования двигательных навыков, что является главным показателем специальных способностей к конкретному виду профессиональной деятельности.

Память лежит в основе интеллектуального разви­тия, требующего знания мыслительных операций и умения пользоваться ими. То же самое касается зна­ния и понимания законов творчества, его главных опе­раций и целей. Память является первой ступенью формирования творческого сознания, включающего в себя знание про­шлого опыта, усвоения информации, мыслей и идей настоящего, интеграции их в предвидении необходимого будущего.



Вместе с тем память является и главным «врагом» творчества, когда при решении какой-либо задачи всплывает шаблон, когда яркие впечатления от произ­ведений других авторов порождают невольный плаги­ат. Поэтому творчество начинается с разрушения шаб­лонов, которые подсказывает память.

Память и творчество находятся в сложных взаимо­отношениях. Каждый из процессов памяти — запечатления, хранения информации и воспроизведения, — имеет свою специфику в формировании художественно-твор­ческих способностей. Поэтому знание этих законов яв­ляется обязательным для развития памяти, которая ле­жит в основе и восприятия, и воображения, и мышления. Запечатление отличается от запоминания тем, что оно происходит непроизвольно и у каждого человека помимо его воли и желания. Запечатление состоит из двух основных процессов: кратковременной памяти — первичной отработки в моз­гу поступившей информации от анализаторных систем и перевода ее в долговременную память.



В кратковременной памяти идет их систематизация и минимизация для перевода в долговременную память. Скорость перевода из кратковременной памяти в долговременную очень индивидуальна и эту первую характеристику памяти надо знать каждому.

Однако несмотря на индивидуальные особенности в скорости усвоения материала, каждый вид памяти имеет свои закономерности запечатления.

Двигательная память, направленная на формирова­ния навыков ходьбы, письма, рисования, лепки и пр., формируется под влиянием начальной стадии обучения и дальнейшей систематической тренировки. При отсутствии подкрепления навыка или необходимости его репродуцировать достаточно длительное время он ис­чезает и требует повторного времени для обучения и тренировки.

Запечатление объектов внешнего мира идет на неосознаваемом, непроизвольном и произвольном, осознаваемом уровне. В памяти человека хранится вся воспринятая им информация, однако она выходит в сознание только в состоянии гипноза, в сновидениях человека или при раздражении нейронов коры во время операции на моз­ге.

Осознанное запечатление предметной среды под­чиняется закону силы и частоты повторений. Сила воздействия определяется не просто физи­ческой силой самого объекта, а тем, насколько он со­провождается новизной, оригинальностью, выходит за рамки привычного. Особенно этот закон памяти проявляется с появ­лением произведений художников, дающих новое на­правление в искусстве как по содержанию, так и по форме, которое тут же начинают тиражировать.



Запечатление событий, особенно социально и эмо­ционально значимых для каждого, происходит также непроизвольно. Поэты, композиторы, художники интегрируют их в образы, создают произведения, организующие и на­правления поведение людей. Личные события, поворотные и жизненно-значи­мые, запоминаются на всю жизнь и служат своеобраз­ной «единицей отсчета» в биографии. Память лежит в основе человеческого Я. Поэтому при потере памяти человек теряет свое Я.

Память на события в чужой жизни, трагические случаи, также непроизвольна, но всегда носит субъек­тивный оттенок. Запечатление идей, мыслей, прочитанных или ус­лышанных в, словесной форме происходит непроиз­вольно в зависимости от их содержания, частоты по­вторения, и главное, от совпадения с собственным мировоззрением, интересами, поисками.

Непроизвольное запечатление услышанных или прочитанных мыслей и идей происходит у творчес­ких людей в зависимости от содержания и оригиналь­ности самих идей. Творческая память открыта опыту в разных областях, не ограничена доминированием некоторого одного направления. Все новое, нестандар­тное, моментально привлекает их внимание и откла­дывается в памяти, чтобы затем преобразоваться в соб­ственное новое виденье реальности.

Произвольное запоминание касается главным об­разом того материала, который не обладает теми каче­ствами, которые запечатлеваются непроизвольно, не являются яркими, интересными, индивидуально значи­мыми, но продиктованы внешней необходимостью, либо индивидуальной значимостью. Согласно основной формуле психического разви­тия, полноценное развитие разных сторон познаватель­ных процессов лежит в основе гениальности.

Развитие памяти базируется на развитии интеллектуальных спо­собностей. Поиск индивидуальных средств для запо­минания способствует также самопознанию своих природных качеств, укрепляет веру в свои возможно­сти и способности.

Помимо всего, произвольное запоминание матери­ала неосознанно включает в себя цель и время воспро­изведения. Если материал запоминается с целью сдачи экза­мена или зачета, назначенных на определенное время, то после этого, даже при хорошей отметке, он уходит из памяти.

Как показывают эксперименты, установка на вре­мя воспроизведения играет большую роль. Если, напри­мер, испытуемый ориентируется на то, что он должен будет воспроизвести заученный материал через неде­лю, то он оказывается неспособным воспроизвести его ни раньше и ни позже, а только через неделю. Когда же человек говорит сам себе, что он запомнит какое-нибудь явление «на всю жизнь», то это и происходит.

Произвольное художественно-творческое запоминание Произвольное художественно-творческое запоминание наиболее успешно протекает, когда оно построено на законах непроиз­вольного запечатления. Все запоминать сложно и не нужно. Как и непроизвольное запоминание, которое фиксирует в памяти только яркое, необычное и необ­ходимое, произвольное запоминание художника стро­ится на принципе избирательности.Эта избирательность, прежде всего, должна опре­деляться «языком» изобразительного искусства — уме­нием видеть своеобразие линий, формы, цвета, взаимо­расположения и естественной компановки предметов.

Специфика восприятия, например, художника, отличающего его от восприятия людей других профессий, заключа­ется в том, что он направленно формирует у себя спо­собность фиксировать в памяти своеобразие линий «жестких», «деревянных», «стеклянных», «нежных», «ласковых», «агрессивных», «радостных», передающих характер, сущность, эмоциональный ритм и состояние тех или иных объектов.

То же касается фиксации в памяти всех вариантов формы, тектонических, весовых, отношений между частями самого предмета, легкостью, прочностью, ус­тойчивостью формы в целом по отношению к другим. То же касается цветовой гаммы.

Особенно это необходимо при передаче движущих­ся объектов, которые нельзя рисовать с натуры. И.К .Ай­вазовский, который писал все свои морские пейзажи по памяти, говорил, что человек, не сохраняющий впе­чатлений от живой природы, может быть только ее ко­пировальщиком: «...сто движений живых стихий неуло­вимы для кисти, почему писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры». Эти профессиональные черты памяти тренирова­лись большинством художников осознанно.

Второй принцип — усиление впечатлений от объек­та. Художник может самый простой, неяркий объект усилить для запечатления в памяти не только его са­мого, но и зрителей. Достаточно вспомнить «Башмак» В. Ван Гога, который вызывает целый поток ассоциа­ций с конкретными образами человека, общими зако­нами жизни, вызывают идентификацию с неизбежным чувством одиночества в старости.

Именно по такому принципу происходит произ­вольное усиление раздражителя для запоминания и автоматическое формирование образной памяти: чело­век идентифицируется с деревом (чаще всего с дубом), а дерево с характером человека, в конкретном видят всеобщие законы, соотносят с тем, что у всех может

вызвать идентичные эмоции.Для произвольного запоминания важна также сис­тематизация. Объем кратковременной памяти ограни­чен. Человек не может удержать в памяти больше 7 плюс-минус 2 единицы, если они не объединены в бо­лее крупные единицы. Система — все­гда предполагает выделение основополагающей функ­ции и отличия от другого аналогичного явления или объекта. Наконец, для произвольного запоминания матери­ала необходима обязательная ориентация на воспро­изведение. Поэтому задумка организует и процесс произвольного запоминания, и поиск. Художник ищет подходящие для выражения идеи типажи, складывает их на основе запечатленных деталей, прибавляя к ра­боте с натуры. Зависит такое запоминание и от предполагаемого вида изобразительного искусства и назна­чения — для интерьера, фронтона дома, мозаичного выполнения, объемного изображения.

Все перечисленное организует процесс произволь­ного запоминания и передает его на хранение в долго­временную память, включает в дальнейший процесс переработки.

Хранение информации идет в зависимости от ха­рактера запечатления. Основным показателем уров­ня развития интеллектуальных и творческих опера­ций является скорость и свернутость их протекания, когда новая задача решается так же быстро, как и хорошо знакомая. Именно эти способы действия, как и инстинктивные движения, хранятся в памяти, по­скольку базируются на естественных задатках мозга к интеллектуальной и творческой деятельности.

Для хранения в памяти знаний очень важную роль играет их внешняя или внутренняя необ­ходимость или востребованность. Случайные впечатления, незначимая информация, материал, прошедший через

сознание, подвергаются своеобразной перестройке во время хранения его в памяти. Происходит забывание всего мелкого, несуще­ственного, а сохраненный в памяти материал обобща­ется, подводится под типическое и всеобщее. Об этом красноречиво говорят опыты. Испытуемому показыва­ют картину и просят запомнить, что на ней изображе­но, чтобы затем передать ее содержание словами вто­рому, второй должен третьему и т. д. Такая передача услышанной информации от испытуемого к испытуе­мому показывает всю динамику искажения и замеще­ния в памяти одних деталей на другие. Убирается все случайное, не типическое и замещается типичным и обычным.

Они, как правило, связаны с переживаниями поло­жительных или отрицательных эмоций и вытесняются в подсознание. Чем больший объем индивидуальных и самых разнообразных впечатлений хранится в подсоз­нании, тем больший материал может быть включен в творческий процесс.

В подсознании, работа которого наглядно просмат­ривается во сне, происходит постоянный творческий процесс с хранящимся в памяти материалом, его пе­рестройка, комбинация, соединение несоединимого. Такая работа направлена на своеобразное «доучива­ние», приобретение жизненного опыта.

Именно в подсознании часто происходит решение проблем, делаются открытия, рождаются замыслы, которые выходят в сознание в виде внезапного «озаре­ния»,

«инсайта», порождающего вдохновение. Поэто­му одним из показателей творчества является «бли­зость подсознания».

Работа подсознания, однако, задается сознанием. И если сознание хаотично, разболтанно, не имеет на­правленности на решение проблем, то так же работает подсознание. Для того чтобы подсознание помогало творчеству, необходимо ставить перед ним четкие воп­росы и задачи. Тогда оно включается в направленный поиск и выдает в сознание готовые решения, резуль­таты внутреннего поиска.

Таким образом, не только запечатление, запомина­ние является творческим процессом, но и процесс хранения его в памяти. Воспроизведение в памяти необходимого матери­ала является «продуктом» способа и характера его запечатления и хранения. Непроизвольное воспроизведение характеризует­ся тем, что помимо воли или желания человека, в его памяти навязчиво всплывают все одни и те же карти­ны эмоционально значимых событий. Непроизвольно происходит узнавание и ассоциа­тивное воспроизведение прошлого опыта — по смеж­ности (совпадение по месту и времени), по сходству и по контрасту.

Произвольное воспроизведение — припоминание, строится от знакомого, общего, к конкретному и еди­ничному. Поэтому отработка общих схем при запоми­нании столь эффективна.

Специфика творческой памяти — заключается в том, что она сочетает в себе единение всеобщего и конкретного. Ко всеобщему относятся те действия и операции, которые могут привести к появлению но­вого за счет изменения, преобразования и комбина­ции в момент воспроизведения и могут наполняться разным конкретным содержанием. Благодаря первич­ной обработки воспринимаемого материала, в нем со­храняется самое важное, существенное, новое и не­стандартное. Именно такая комбинация существенного, нестан­дартного материала, сохраненного в памяти способ­ствует появлению «надситуативных» неожиданных и точных решений творческих задач. Например, задание изобразить индивидуальное творчество, одни студен­ты решали как простую иллюстрацию процесса (сто­яние за мольбертом), в то время как другие вкладыва­ли в эту тему ироничные и отдаленные ассоциации.

Таким образом, количество запечатленного мате­риала и установление ассоциативных связей между разными, отдаленными явлениям являются основной характеристикой творческой памяти.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.