Сделай Сам Свою Работу на 5

ИНСАЙТ КАК ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗВЕНО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ





ИНСАЙТ (озарение, догадка) (от англ. insight) - внезапное понимание существующих отношений и структуры целостной ситуации, посредством которого дости-гается осмысленное решение проблемы. В большинстве справочных источников указывается, что данное понятие было введено в гештальтпсихологии в первой четверти XX в. Это, безусловно, справедливо, если только иметь в виду, что явления, описываемые этим термином, отм-чались еще в античных источниках.Знаменитое архимедово «Эврика!» - не что иное, как констатация инсайта.

   Приоритет в описании этого явления (без употребления самого термина) по праву следовало бы отдать французскому математику и теоретику научного творчества Анри Пуанкаре (его очерки о науке и научных открытиях поражают психологической глубиной, редкой даже для «титульных» психо-логических трудов). Еще в конце XX в. Пуанкаре сделал перед Парижским психологическим обществом доклад «Математическое творчество», в котором проанализировал специфику математических способностей и описал на собственном примере особенности возникновения научных открытий.

   



По признанию Пуанкаре, многие оригинальные идеи, впоследствии выдвинувшие его в ряды выдающихся математиков, пришли к нему вовсе не в ходе целенаправленной умственной деятельности за письменным столом, а в совершенно неожиданных обстоятельствах: одна - на подножке автобуса, другая - во время прогулки по берегу моря, третья - на бульваре. Однако появлению каждой новаторской идеи предшествовал долгий этап подгото-вительной работы - как сознательной, так и бессознательной. Пуанкаре рассказывал: «То, что вас удивит прежде всего, это видимость внутреннего озарения, являющаяся результатом длительной неосознанной работы; роль этой бессознательной работы в математическом изобретении кажется мне несомненной. Часто, когда работают над трудным вопросом, с первого раза не удается ничего хорошего, затем наступает более или менее длительный период отдыха, и потом снова принимаются за дело. В течение первого получаса дело вновь не двигается, а затем вдруг нужная идея приходит в голову».

   Пуанкаре делает предположение, что отдых - лишь видимый, на самом деле этот «отдых» заполнен бессознательной работой. Последняя же, по мнению ученого, приносит плоды, лишь когда ей предшествует период сознательной работы. Вдохновение - не дар небес, а результат труда, и порой огромного, но не всегда видимого и даже осознаваемого.



   Зачем нужен второй период сознательной работы после озарения? «Нужно использовать результаты этого озарения, вывести из них непосред-ственные следствия, - объясняет Пуанкаре, - привести в порядок доказатель-ство. Но особенно необходимо их проверить. Я уже говорил о чувстве абсолютной уверенности, которое сопровождает озарение; в рассказанных случаях оно не было ошибочным, но следует опасаться уверенности, что это правило без исключения; часто это чувство нас обманывает, не становясь при этом менее ярким, и заметить это можно лишь при попытке строго сознательно провести доказательство». С современных позиций к этому можно было бы добавить, что ученый чувствует правильные и неправильные комбинации идей, тогда как искусственный интеллект способен лишь перебиратые и другие. Самый совершенный компьютер — это лишь аналог логической части нашего сознания, а логика бесчувственна. Чувства ученого таятся в его подсознании и подсказывают правильное решение.

   «Может вызвать удивление обращение к чувствам, когда речь идет о математических доказательствах, которые, казалось бы, связаны только с умом. Но это означало бы, что мы забываем о чувстве математической красоты, чувстве гармонии чисел и форм, геометрической выразительности. Это настоящее эстетическое чувство, знакомое всем настоящим математикам. Воистину, здесь налицо чувства!» Получается, что полезные комбинации - те, которые больше всего воздействуют на это врожденное чувство математичес-кой красоты.



 

Можно ли развить это чувство? По сей день психология не может дать ответа на этот вопрос.

   Так или иначе, эстетическое чувство играет роль своеобразного фильтра, отсеивающего неправильные комбинации идей. Если такого фильтра нет, то математические задачи не могут решаться, и человек не способен стать математиком-творцом.

   В известном смысле математическое творчество сходно с поэтичес-ким. Стихотворение не приходит в голову поэта целиком, чаще всего - это лишь строчка, возникшая словно из подсознания. Потом один за другим следуют периоды сознательной и бессознательной работы, пока поэтический фильтр не отсеет неправильные (некрасивые) комбинации слов и на бумагу не лягут нетленные строки. Впрочем, у математиков на сей счет особое мнение. Показательны слова известного математика Давида Гильберта об одном из своих учеников: «Он стал поэтом - для математики у него не хватило вообра-жения».

   Что же касается собственно инсайта, то в психологический лексикон его ввел один из представителей гештальтпсихологии - Вольфганг Кёлер. В его классической работе «Исследование интеллекта человекоподобных обезьян» (1927) понятие инсайта было противопоставлено бихевиористскому представлению о постепенном и «слепом» научении, осуществляющемся методом проб и ошибок. Впоследствии представителями той же школы М.Вертгеймером и К.Дункером данное понятие было применено также к описа-нию мышления человека и истолковано как особый акт, противопоставляемый другим интеллектуальным операциям.

В опытах Кёлера инсайт был описан как внезапное постижение взаимосвязей между кажущимися не связанными между собою элементами перцептивного поля, построение из них некоей «хорошей формы». Типичным примером является эксперимент по усмотрению шимпанзе целостной ситу-ации, способствующей продуктивному решению. Животное помещалось в клетку, за пределами которой на недоступном расстоянии располагался соблазнительный банан. Дотянуться до него лапой было невозможно. Но это становилось возможно проделать с использованием орудия - палки. Задача решалась легко, если палка помещалась за пределами клетки неподалеку от банана в досягаемости для обезьяны. Помещение такой же палки внутрь клетки усложняло задачу - палка долго не рассматривалась как элемент, принадлежащий целостной ситуации. Но в итоге посредством инсайта и эта задача находила решение. Животным удавалось решать и еще более сложную задачу, в которой орудие требовалось создать - дотянувшись до одной палки, с ее помощью достать другую, а потом скомбинировать их в одно длинное орудие. Для достижения результата животным необходимо было усмотреть новый вид взаимосвязи двух коротких палок. Согласно отчетам Кёлера, и эта задача оказывалась для шимпанзе выполнима.

   

Разумеется, проблемы, стоящие перед человеком, неизмеримо сложнее, и для их успешного решения требуется усмотрение гораздо более тонких взаимосвязей. Однако, по мнению гештальтистов, в целом механизм усмотрения тот же самый - выбор «красивой» (вспомним чувственный опыт Пуанкаре) структуры, отвечающей требованиям задачи. Такой выбор осущест-вляется безотчетно, осознается внезапно и производит впечатление беспричинного и случайного просветления, озарения.

  По мнению представителей самых разных психотерапевтических школ, в результате инсайта происходит постижение неосознанных мотивов и причин патологического поведения, что признается важным шагом к выздоровлению. Понятно, что термин нашел широкое применение и в такой сфере, как психо-анализ (ныне он фигурирует в большинстве психоаналитических словарей в сугубо специфическом значении). Здесь состояние инсайта соотносится со своего рода прозрением, основанным на постижении смысла бессознательных процессов и сил, действующих в глубинах психики. Подобное состояние достигается в процессе аналитической терапии и позволяет пациенту радикально пересмотреть превалирующий в его жизни образ мышления и действия.

   В середине XX в. в психоаналитической литературе развернулась дискуссия по вопросам инсайта, послужившая толчком к выявлению механизмов его возникновения и той роли, которую он играет в процессе аналитической терапии. Это нашло свое отражение, в частности, в статьях Дж.Рихвельда «Анализ концепции инсайта», У.Сильверберга «Отыгрывание и инсайт: проблема психоаналитической техники», Э.Криса «О проблемах достижения инсайта в психоанализе». О роли инсайта высказывались разные мнения. Одни психоаналитики (Ф.Александер, Т.Френч) полагали, что инсайт является не лечебным фактором, а признаком лечения. Другие (Э.Крис) не разделяют подобную точку зрения и считают, что инсайт не может проявляться без других динамических изменений, но без него терапия носит ограниченный характер и не имеет отношения к психоанализу.

   Психотерапевты иных ориентации также используют понятие инсайта в своих теоретических построениях. В рационально-эмоциональной и когнитивной терапии инсайт рассматривается как процесс установления зависимости между жизненными событиями и психологическими реакциями. Он связан с обнаружением значения, которое клиент придает внешнему окружению и внутренним ощущениям. Даже по мнению сторонников личностно ориентированной психотерапии расширение сферы сознания происходит, в частности, вследствие инсайта, нового понимания прежде не осознаваемых связей между настоящим и прошлым в особенностях представлений, переживаний и поведения.

   Как видим, только из трактовок одного этого понятия можно построить обширный очерк психологической науки, охгатывающий практически все ее важнейшие направления и школы.

17. ТВОРЧЕСТВО КАК ПРОДУКТ

Каждый вид творчества имеет свой конкретный продукт. Критерии творчества в изобразительном искусст­ве особенно тонки и разнообразны. В них на равных участвуют знания конкретной специфики художе­ственного творчества, понимание законов общения со зрителем, стремление к совершенствованию личност­ных образований.

Условно все виды продуктов можно подразделить в соответствии с основной направленностью мысли­тельного творческого поиска: на познание скрытых закономерностей, нахождение способов лучшей адаптации к среде, создание новых материальных и духов­ных объектов.

Отсюда основными продуктами творчества явля­ются:

- открытия на всех уровнях, от всеобщих закономер­ностей существования материи до открытия про­явления всеобщего в конкретном;

- изобретения, направленные на совершенствование способов адаптации к среде как через орудия тру­да, так и посредством нахождения оптимальных способов организации деятельности, взаимодей­ствий между людьми, воздействий на них;

- создание новой формы материи, начиная с матери­алов, типа металлов, и кончая произведением ис­кусства.

Художественное произведение должно содержать все перечисленные «продукты творчества». Если проанализировать смысл открытий, сделан­ные человечеством, можно заметить, что почти все они связаны с установлением связи, взаимодействия, взаи­мозависимости явлений, отражающими их сущность. Открытие как продукт творчества касается некоторых скрытых от непосредственного наблюдения закономер­ностей. Например, взаимосвязь между появлением тем­ных облаков и дождем может увидеть каждый, а слия­ние водорода с кислородом в молекуле воды — продукт открытия ученых.

В изобразительном искусстве продуктом творческо­го открытия является установление связи конкретного со всеобщим. Таким «всеобщим» является близкое, понят­ное всем зрителям состояние объекта изображения, вы­зывающее множество ассоциаций о взаимодействии и взаимоотношениях между людьми. Например, картина «Башмак» Ван Гога, где изображен старый башмак, от­служивший свой век, вызывает аналогии с человеческой жизнью, отношением к ней в старости. Открытия таких связей между конкретным и всеобщим присутствуют практически во всех полотнах великих мастеров, не имеющих границ ни во времени, ни в пространстве.

Не менее важным является открытие связи между «невидимым и видимым» в произведениях искусства. Мы не можем видеть мысли, чувства, отношения меж­ду людьми, кроме как при помощи косвенных показа­телей мимики, жестов, веса тела, ритма движений, окружения и пр. Вместе с тем основное назначение ис­кусства именно в том, чтобы невидимое сделать види­мым, раскрыть глубинную сущность явлений через образную подачу.

46

Наиболее ярким примером тому служит «Христос в пустыне» И.Н. Крамского, где поза, положение рук, мимика и сама пустыня передают всю гамму чувств героя перед распятием.

Таким открытием может быть и взаимоотношение цветовой гаммы для передачи настроений, и линейное построение для передачи сущности, и совмещение несовместимого. По существу, без открытия нового и репродукции банального и знакомого искусство теря­ет свою главную информационную функцию — образ­ного познания реальности.

Изобретение всегда связано с нахождением средств, помогающих совершенствованию способов адаптации к среде. К числу изобретений относятся все предметы, которые тиражируются для массового ис­пользования. Другим продуктом изобретений являются сами способы действий: организация учеб­ной и трудовой деятельности, нахождение способа решения проблемных задач, в том числе построения рисунка по законам академической грамоты. На фоне этих всеобщих законов, изобретенных кем-то и отра­ботанных в вековой практике, каждый художник стал­кивается с необходимостью поиска способа передачи своих мыслей, чувств, отношений, которые, будучи новыми, не могут быть решены только старыми спо­собами.

В поиск средств включается весь язык изобрази­тельного искусства — линия, цвет, форма, композиция. При этом все должно просчитываться до миллиметров. Один из художников рассказывал, как во время войны, в эвакуации, их попросили сделать копию с картины С.А. Верещагина «Апофеоз войны». Холст оказался на несколько сантиметров выше необходимого разме­ра, и художники решили добавить на нем немного неба. Этих сантиметров оказалось достаточно, чтобы вместо апофеоза войны, задуманного автором, получилась «кучка черепов».

Создание конкретного продукта — всегда есть некоторая материализованная идея. Показателем того, работает или нет продукт творчества, служит реакция зрителей, которую можно предугадать на ос­нове понимания потребностей зрителя, а также того, что ожидают они от художественного произведения. Прежде всего, зритель ориентирован на познание нового, индивидуального и неповторимого. Зритель не терпит шаблона, повторения и плагиата. Подражание кому-нибудь или просто копирование природы вызывает у зрителя не­гативную реакцию. Каждый человек стремится быть неповторимой индивидуальностью и на уровне подсознания требует это от художников, кото­рые свободно и смело должны отражать свои идеи.

Как и в технике, художественные произведения являются воплощением «материализованных идей», наличие которых и является гарантом их индивидуаль­ной неповторимости. Материализация идеи происходит только в том случае, когда художник представляет ее неожиданно и точно. Оба компонента — неожиданность и точность — являются основой привлечения внимания, с одной сто­роны, а с другой — выполняют коммуникативную фун­кцию, лежат в основе образного мышления, доступно­го для зрителя. Образное мышление всегда базируется на метафоричности, символичности, аллегоричности, соединении обобщенности и конкретности, мысли и чувства. Содержание обогащается формой.

47

Через творчество человек достигает своего бессмер­тия, даже если он изобрел иголку, вилку, колесо, нарисо­вал первое изображение на скале. Продукты творчества человека становятся его «детьми», которые служат лю­дям в течение веков. Именно к этому стремится на нео­сознаваемом уровне каждый человек, ища смысл своей индивидуальной жизни, стремясь найти свое место во всеобщем.

Среди множества критериев оценки проявления творчества в искусстве можно отметить три главных:

отражение в конкретном всеобщего с новых, ин­дивидуальных, позиций;

передача мыслей и отношений к реальности в неожиданной и точной форме;

присутствие всех компонентов, соответствующих коренным духовным потребностям человека — в познании сущностных явлений, в гармонии с пре­красным миром, в пробуждении новых мыслей (со­творчестве).

Чтобы искусство выполняло свою главную функ­цию — помощи в совершенствовании духовного мира людей, — художник должен сам стремиться к совершен­ству, начинать с формирования новообразований в себе, развивать в себе личностное качество креативно­сти, созидательности.

18.СПОСОБНОСТИ.КРЕАТИВНОСТЬ КАК ЛИЧНОСТНАЯ СПОСОБНОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ

 

Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, навыков, умений, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся. Способности – это возможности, а не необходимый уровень мастерства в том или ином деле. Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.

Структура способностей.Каждая способность имеет свою структуру и является различной для того или иного вида деятельности. Так, например, структура художественных способностей предполагает высокий уровень развития эстетических чувств, наличие ярких наглядных образов памяти, восприятия, хорошую зрительную память, богатую фантазию, наблюдательность, хороший глазомер и др. Специфический характер имеет строение музыкальных, литературных и др. способностей. Среди свойств и особенностей личности образующих структуру конкретных способностей некоторые занимают опорное (ведущее) положение, другие – вспомогательное.

Уровни способностей.Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей – репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития обнаруживает высокое умение усваивать знания и осуществлять ее по предложенному образцу.

На втором уровне развития способностей человек создает новое оригинальное. Однако, четких границ деления здесь нет. Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначают терминами «талант» и «гений». Талантливые и гениальные люди достигают в своей деятельности результатов,

имеющих большое общественное значение. Гениальный человек создает нечто оригинальное, открывающее новые пути в области научных исследований, производства, искусства, литературы. Талантливый человек тоже творит, вносит свое, но в пределах уже определившихся идей, направлений, способов исследований.

Виды способностей.Кроме уровней способности выделяют по их направленности или специализации. В этой связи способности делят – на общие и специальные.

Под общими способностями понимается такая система интеллектуаль-ных свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями. Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в специальной области деятельности, например, в ИЗО, в музыке и т.д. Кроме названных видов выделяют третью группу –способности к практической деятельности. Сюда относят: конструктивно-технические, педагогические, организаторские и др. способности.

Талант.Способности не даныв готовом виде от рождения. Они являются результатом развития. Они формируются и достигают того или иного уровня развития при условии активного включения в строго определенную деятельность, которая на первых порах является преимущественно учебной.

В психологии сложилось три концепции, объясняющие способности. Одна из них утверждает, что способности - биологически детерминированные свойства личности, их проявление и развитие всецело зависят от унаследованного генофонда (Гальтон, Котс, Вальтер). В противоположной первой концепции вторая исходит из того, что способности определяются только средой и воспитанием (Гельвеций, Эшби, Дж. Локк и др.). Третьи считают, что человек имеет от природы присущие всем людям возможности человеческого развития в виде индивидуальных природных задатков, благоприятствующих становлению и развитию тех или иных способностей. Способности формируются в деятельности при благоприятных социальных условиях жизни. Эта концепция подтверждается практикой и специальными исследованиями.

Не признавая врожденности способностей, психология не отрицает врожденность дифференциальных особенностей, заключенных в строении головного мозга, которые могут оказаться условиями и для успешного выпол-нения какой – либо деятельности. Морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей, называют задатками. Строением мозга не предусмотрено, какие специальности и профессии, какую область деятельности изберет человек, поэтому задатки многозначны. Важнейшей качественной характеристикой личности является креативость как способность к творчеству. В этой связитворчество исследуется не только как вид деятельности, процесс и продукт, но и в каком соотношении находятся творческие способности и интеллектуальные. Установлено, что для развития творческих способнос­тей требуется определенный уровень развития интел­лектуальных способностей. «Коэффициент интеллекта» измеряется количеством решения нестандартных задач за определенное время и соотносится со

49

средним коли­чеством их решения в определенных выборках испыту­емых, принимаемых за 100. По отношению к этой сред­ней норме высчитывается коэффициент интеллекта. У высокотворческих людей он составляет не менее 120, т. е. всегда превышает норму.

Исследователи выделяют 4 типа взаимоотношений между указанными способностями.

1 тип — одинаково высоко развиты как интеллек­туальные, так и творческие способности. Этот тип пре­красно адаптируются к среде и творит.

2 тип — высокотворческие испытуемые, но плохоадаптируемые к среде. Это социальные изгои, они слывут чудаками, людьми «не от мира сего».

3 тип — высоко интеллектуальные, но не творчес­кие лица. Они прекрасно адаптируются к среде, стре­мятся к преуспеванию во всех областях и достигают его путем выполнения всех социальных требований.

4 тип — плохо развиты способности как интеллек­туальные, так и творческие. Это люди, которые стремят­ся к социальной активности и карьере, стремятся прим­кнуть к разного типа существующим течениям.

Природа таких разных сочетаний интеллектуаль­ных, адаптивных и творческих способностей лежит в особенностях структуры индивидуальности. Исследования показывают, что интеллект и творчество имеют разные основания и выполняют раз­ные функции в адаптации к среде. Оптимальным вари­антом является их сочетание. Именно это сочетание лежит в основе креативности как личностного образо­вания. Именно это сочетание должно быть объектом раз­вития и критерием развития творческих способностей. А для этого необходимо знать отличия креативности и творческих способностей.

Основные различия между творчеством и креативностью.

1. Прежде всего, с психологической точки зрения, творчество это процесс, который может включаться во все виды деятельности и вместе с тем отсутствовать даже в таком виде деятельности, который требует та­кого включения. Это относится ко всем профессиям творческого типа и в первую очередь художественным.

Креативность — это личностное качество, бази­рующееся на развитии высших психических функций, когда творчество, как автоматизированный навык, включается во все виды деятельности, поведения, об­щения, контакта со средой. Точно так же, как внимание —

процесс, который может или нет включаться в деятельность, в то время, как внимательность — лич­ностное качество, которое характеризуется постоян­ством и проявляется по мере необходимости в разных ситуациях.

2. Следующим существенным отличием является природа творчества и креативности.

Творческие потенции заложены в мозгу каждого человека, поскольку мозг является тем органом, в кото­ром продолжается творчество самой природы. Однако на тот же мозг возложена задача адаптации, приспособле­ния к существующей среде, требующего формирования большого количества стандартных навыков, базирующих­ся на опыте человечества, аксиоматических знаниях. Спонтанное проявление

50

творческих способностей наблю­дается у ограниченного числа людей и основывается на благоприятных природных задатках. Согласно мировой статистике, такое спонтанное проявление существует не более чем у 5 — 7% от всей популяции.

Креативность же, на 95% качество, формируемое за счет влияния социальной среды, ее ценностной ори­ентации, требований, предъявляемых к человеку, орга­низации информационного потока и целевой направлен­ности всех видов деятельности начиная с учебной.

3. Творческий процесс базируется на работе бес­сознательного и подсознания. «Продукты» такого твор­чества нагляднее всего проявляются в спонтанном, бессознательном творчестве детей, которое по своим механизмам идентично естественному развитию, про­исходящему в живой природе, сотворившей человека и его мозг. В подсознании для творчества суще­ствуют наиболее благоприятные условия, за счет урав­нивания по силе и значимости всех запечатленных объектов и событий, смещения временных интервалов, что не может происходить в сознании. Поэтому реше­ние проблем, открытия закономерностей, рождение замысла чаще всего проходит на уровне подсознания. Результаты такой работы приходят в сознание челове­ка внезапно, в виде готового решения, озарения, инсайта.

При формировании креативности происходит сли­яние сознания и подсознания в некоторую новую фор­му— сверхсознание. Сверхсознание интегрирует в себе наиболее обобщенные механизмы протекания творческого процесса в свернутом виде, когда в самом акте восприятия происходит трансформация объекта в художественный образ, открытие закономерности или решение проблемы.

4. Процесс творчества протекает в трех основных фазах — подготовительной, поисковой, исполнитель­ной. Каждая из фаз обращена к разным психическим процессам и личностным образованиям и имеет свой «продукт». Способность к каждой фазе может быть выражена у человека по-разному. Отсюда, существуют люди, ко­торых называют «генераторами идей» как способных выдвигать их, но не решать, других — «разработчика­ми» стратегии решения готовых идей, а третьих — «ис­полнителями» — способными творчески воплощать идеи в конкретный продукт. По этому принципу под­бираются люди в творческие коллективы. Креативность проявляется в успешном осуществ­лении всех трех фаз — умении самостоятельно видеть и ставить проблемы, находить их решение и творчески воплощать их в конкретный продукт.

5. Кроме того, творчество может проявляться толь­ко в одном виде деятельности, совпадающем со специ­альными способностями к ней. Каждый вид творчества: научный, организаторский, конструктивно-техничес­кий, художественный, имеет свой, специфический объект поиска, процесс и продукт. Овладение творчес­кими навыками в конкретной профессии не делает их переносимыми на другие виды деятельности.

Креативность же, как личностная характеристика проявляется главным образом в том, что человек творческое начало вкладывает во все виды деятельности. Творческий художник, например, может быть одновре­менно и столь же творческим исследователем, органи­затором, педагогом.

51

Креативность — это личностное качество, которое базируется на потенциальных возмож­ностях каждого человека, актуализации неосознаваемой потребности быть неповторимой индивидуальностью, свободной, но присоединяющейся ко всеобщему через продукты своего творчества, гармонически сочетает индивидуальные и социально-значимые интересы.

19. ПОНЯТИЕ “ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ”. ЕДИНИЦА

АНАЛИЗА ТВОРЧЕСТВА

Долгое время творческие способности определялись как максимальное выражение общих и специальных способностей. Анологично в настоящее время определяется и общая одарённость.

Однако многолетняя практика тестирования и научная практика показали, что творческая отдача человека и показатели умственных способностей подчас не коррелируют (не совпадают). В силу этого существующий подход выявления людей с высоким творческим потенциалом не смог удовлетворить социальный заказ общества. Поэтому в 50-е годы назрело и оформилось стремление выделить некоторую специфическую способность к творчеству, не сводящуюся только к интеллекту.

Интуитивное понимание того, что творчество не сводится только к способностям и знанию, вызвали к жизни новую концепцию. Согласно новому подходу творческие способности существуют параллельно общим и специальным способностям и имеют свою локализацию. Это нашло отражение в выделении Гилфордом коэффициента креативности Сr, отличного от IQ – показателя интеллекта.

Однако исследования Д. Мэккинона (1962), К. Якимото (1964), П. Торенса (1967) и др. показали, что креативность и интеллектуальность связаны до определеннрого уровня, выше которого креативность является независимой переменной. Эта концепция получила название “теории порога” или “теории ответвления”

Объектом тестирования становятся интеллектуальная одарённость и продуктивность, с одной стороны, и творческая одарённость и продуктивность с другой. То есть с помощью тестов можно получить достаточно объективные данные о структуре только тех сторон или особенностей мышления, ума и способностей, которые выявляются при решении задач нетворческого характера. Не привели к пониманию единицы измерения творчества и исследования многих других авторов, изучавших творческие способности в последующие годы.

Интеллектуальная активность как “единица” в измерении творческих способностей. В недавно вышедшем в издательстве “Академия” учебном пособии “Психология творческих способностей” её автор Богоявленская Диана Борисовна на основе проведенных экспериментов предлагает выделить специальную единицу для измерения творческих способностей (единицу творчества) интеллектуальную активность(ИА). Этот термин раскрывается названным автором нетрадиционно. Как известно, за понятием “активность” до сих пор сохраняется изначальный его смысл деятельный, энергичный. Раскрытие понятия “интеллектуальная активность” она связы

52

вает с определением активности Бернштейном Н,А, как “инициатива начала изнутри”. Мерой интеллектуальной активности является интеллектуальная инициатива. Интеллектуальная инициатива в данном контексте – это продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы. Интеллектуальную инициативу не следует отождествлять с явлением любой инициативы в интеллектуальной сфере.

Если мышление – процесс решения задач, то интеллектуальная активность – это не стимулированное извне продолжение мышления. Наряду с понятием “интеллектуальная активность” используются также понятия - синонимы: духовная активность, продолжение мышления за пределами ситуативной заданности, познавательная самодеятельность. Уровни ИА. С учётом названного подхода выделяют три качествснных уровня интеллектуальной активности, которые условно обозначаются как “стимульно-продуктивный”, “эвристический”, “креативный”.

1. Если при самой добросовестной и энергичной работе испытуемый остается в рамках заданного или первоначально найденного способа действия, его интеллектуальную активность определяется как стимульно-продуктивный, или пассивный уровень. Пассивный уровень — это не состояние бездеятельности, не стремление избежать умственного напряжения. Это — уровень действия социального индивида. У одних сама новая деятельность вызывает интерес и доставляет удовольствие. У других деятельность вызывает бурный интерес, пока она нова и сложна. Но как только они овладевают этой деятельностью и она становится для них монотонной, интерес иссякает и их интеллектуальную деятельность уже ничто не стимулирует.

Отсутствие внутреннего источника стимуляции — познавательного интереса — и позволяет нам говорить об отсутствии интеллектуальной инициативы. Этот уровень соответствует современному понятию “общая одаренность”.

Второй уровень — эвристический. Испытуемых этого уровня отличает проявление в той или иной степени интеллектуальной активности, не стимулированной ни внешними факторами, ни субъективной оценкой неудовлетворенности результатами деятельности. Каждая новая найденная закономерность оценивается и переживается самим эвристом как открытие, творческая” находка.

Высший уровень интеллектуальной активности — креативный здесь обнаруженная испытуемым эмпирическая закономерность, становится для него не эвристикой, формальным приемом, а са­мостоятельной проблемой, ради которой он готов прекратить пред­ложенную ему в эксперименте деятельность.

Уровни ИА как отражение ступеней познания. На стимульно-продуктивном уровне ИА задачи, анализируемые испытуемыми во всем многообразии их индивидуальных ocoбенностей, выступают как частные, без соотнесения с другими задачами. Такой тип анализа соответствует ступени познания единичного.

При переходе на эвристический уровень ИА происходит сопоставление ряда задач, в результате чего открываются новые закономерности, общие для системы задач, т.е. решение происходит на уровне особенного.

53

И, наконец, на креативном уровне ИА, на котором подвергаются доказательству найденные закономерности пocpeдcтвoм исходного генетического основания, мысль достигает всеобщего. характера. Интеллектуальная активность креативного уровня является высшим проявлением творчества, так как этот мыслительный процесс протекает “как последовательное восхождение от единичности к всеобщности... но форма всеобщности есть форма внутренней завершенности”

20. ТИПОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.