Сделай Сам Свою Работу на 5

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. ПОТРЕБНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В САМОРЕАЛИЗАЦИИ





 

Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.

З. Фрейд был одним из первых, кто попытался увидеть в доминантных инстинктах человека потребность в самореализации. Само-реализация, по З. Фрейду, локализуется в бессознательном слое чело-веческой психики и проявляется в “стремлении к удовольствию”, присущем человеку с рождения. Этой инстинктивной потребности в самореализации противостоят навязанные обществом императивные требования культуры (нормы, традиции, правила и т.д.), основная функция которых состоит в цензуре за бессознательным, в подавлении инстинктоподобных потребностей.

Немало страниц посвящает характеристике потребности в самореализации Э. Фромм. Он связывает её с потребностями человека в идентизации и целостности.



Человек, отмечает Фрейд, отличается от животного тем, что он стремится выйти за пределы непосредственных утилитарных запросов, хочет знать не только то, что необходимо ему для выживания, но и стремится познать смысл жизни и сущность своего “Я”. Эта самореализация достигается индивидом с помощью вырабатываемой им системы ориентаций в общении с другими людьми. Идентизация и есть то “ощущение”, которое позволяет индивиду с полным основанием сказать о себе как о “Я”, и социальная среда активно влияет на эту потребность. Потребность в самореализации, по Фромму, есть экзистенциальная потребность — психическое состояние, вечное и неизменное в своей основе. Социальные условия способны изменить лишь способы её удовлетворения: она может найти выход в творчестве и в разрушении, в любви и в преступлении и т.д.

Для мыслителей материалистов, не подлежит сомнению, что стремление человека к самореализации имеет не инстинктивное, а филогенетическое происхождение и, обязано своим существованием “второй человеческой природе”, которая включает в себя: а) трудовой способ существования; б) наличие сознания; в) специфический человеческий вид взаимоотношений между людьми — общение с помощью второй сигнальной системы. Благодаря этому человек стал “общественным животным”. Но социальное становление человека сопровождалось формированием и такой фундаментальной, сугубо человеческой потребности, каковой явилось стремление к обособлению. Именно стремление к обособлению, ставшее возможным на определенной исторической ступени развития общества, явилось предпосылкой развития человеческой индивидуальности, а, следовательно, и потребности в самореализации. Таким образом, отсюда следует, что потребность, стремление к самореализации — родовая потребность человека.



Особенность потребности в самореализации состоит в том, что, удовлетворяя её в единичных актах деятельности (например, написание романа, создание художественного произведения), личность никогда не может удовлетворить её полностью.

Удовлетворяя базовую потребность в самореализации в различных видах деятельности, личность преследует свои жизненные цели, находит свое место в системе общественных связей и отношений. Было бы грубой утопией конструировать единую модель самореализации “вообще”. Самореализации “вообще” не существует. Конкретные формы, способы, виды самореализации у разных людей различны. В поливалентности потребности в самореализации выявляется и получает развитие богатая человеческая индивидуальность. Вот почему, говоря о всесторонне развитой личности, нужно подчеркивать не только богатство и всесторонность её способностей, но и (что не менее важно) богатство и многообразие потребностей, в удовлетворении которых осуществляется всесторонняя самореализация человека.



Плоды цивилизации и культуры, которыми мы ежедневно пользуемся в повседневной жизни, мы воспринимаем как нечто вполне естественное, как результат развития производственных и общественных отношений. Но за таким безликим представлением сокрыто великое множество исследователей и великих мастеров осваивающих мир в процессе своей человеческой деятельности. Именно творческая

деятельность наших предшественников и современников лежит в основе прогресса материального и духовного производства.

Творчество является атрибутом человеческой деятельности — это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Главный критерий духовного развития человека — это овладение полным и полноценным процессом творчества.

Творчество является производной реализации индивидом уникальных потенций в определенной области. Поэтому между процессом творчества и реализацией способностей человека в общественно значимой деятельности, которая приобретает характер самореализации существует прямая связь.

Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причем важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.

Таким образом, творческая деятельность — это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей.

Также следует заметить, что не так важно, в чем именно проявляется творческий подход, в умении “играть” на ткацком станке, как на музыкальном инструменте, или же в оперном пении, в способности решать изобретательские или организационные задачи. Ни одному виду человеческой деятельности не чужд творческий подход.

Не обязательно чтобы все члены общества писали стихи или пели песни, были свободными художниками или играли роль в театре. Тот вид деятельности, в котором лучше всего, свободнее всего проявляется творческий подход, и тот объём, в каком человек может его проявить, зависит от склада личности, от привычек, от особенностей жизненного пути. Объединение всех сущностных сил человека, проявление всех его личностных особенностей в деле способствуют развитию индивидуальности, подчеркивают, наряду с общими для многих признаками, его уникальные и неповторимые черты.

Если человек освоил творчество в полной мере — и по процессу его течения и по результатам — значит, он вышел на уровень духовного развития. Ему доступно переживание моментов единения всех внутренних сил. Если человек вышел на уровень духовного развития, какой бы он деятельность не занимался, остается одно — пожелать ему счастливого пути. И присматриваться к нему хотя бы иногда. Ведь, несомненно, чему-нибудь хорошему он да научит.

СЛОВАРЬ НАУЧНЫХ ТЕРМИНОВ

Беглость – один из показателей дивергентного мышления: количество идей, возникающих в единицу времени.

Вдохновение– состояние, связанное с эмоциональным возбуждением и приливом творческих сил.

Воображение – способность фантазировать; домысел, плод фантазии; психический познавательный процесс, заключающийся в преобразовании представлений, отражающих реальную действительность, и создании на этой основе новых представлений.

Восприимчивость – один из показателей дивергентного мышления: чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, а также готовность гибко и быстро переключаться с одной идеи на другую.

Вундеркинд(«чудо-ребенок») – ребенок, опережающий своих одногодок в проявлении какой-либо способности; раннее проявление таланта.

Гениальность – высшая степень проявления таланта; благодаря гениальности рождаются идеи, на многие десятилетия опережающие имеющийся в данный момент уровень развития науки и искусства.

Дивергентное мышление– порождение множества решений на основе однозначных данных.

Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности человека, обусловливающие высокий уровень проявления психических и психомоторных функций.

Инсайт – внезапное, интуитивное осознание решения проблемы, долгое время не поддававшееся человеку.

Интеллект– система высших психических функций, которая обеспечивает адаптацию человека к изменяющимся условиям среды и успешное решение возникающих перед ним проблем и задач; общая способность к познанию и решению проблем.

Интуиция– процесс мышления, при котором принятие решения происходит без длительных рассуждений и логического анализа; имеющиеся у нас знания, источник и способ получения которых мы не можем объяснить.

Конвергентное мышлениенахождение единственно правильного решения задачи приналичии многих условий.

Коэффициент интеллекта (IQ) – количественная мера интеллекта; определяется отношением умственного возраста к хронологическому; измеряется с помощью батареи тестов.

Креатив – творческий человек, склонный к нестандартным способам решения задач, нестандартным действиям, открытию нового, созданию уникальных продуктов.

Креативность – способность к творчеству, к преобразованию информации при отказеот стереотипных способов мышления; независимый фактор одаренности.

Метафоричность – один из показателей креативности: готовность работать в фантастическом, «невозможном» контексте, склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей, а также умение в простом видеть сложное \и, напротив, в сложном – простое.

Мечта– предмет желаний, созданный путем представления или воображения.

Одаренность– то же, что талантливость (С. И. Ожегов); сочетание ряда способностей, обеспечивающих высокую успешность (уровень и своеобразие) выполнения какой - либо деятельности.

Одаренный ребенок– ребенок, выделяющийся своими достижениями в том или ином виде деятельности.

Озарение– см. инсайт.

ЛИТЕРАТУРА

 

Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. – М., 2002.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., 1997.

Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества. Учебное пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Академический Проект: Культура, 2005.

Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности.: – Питер; СПб.; 2009.

Пономарев Я. А. Психология творения. – М.; Воронеж, 1999.

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

 

 

Метафоричность – один из показателей креативности: готовность работать в фантастическом, «невозможном» контексте, склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей, а также умение в простом видеть сложное \и, напротив, в сложном – простое.

Мечта– предмет желаний, созданный путем представления или воображения.

Одаренность– то же, что талантливость (С. И. Ожегов); сочетание ряда способностей, обеспечивающих высокую успешность (уровень и своеобразие) выполнения какой - либо деятельности.

Одаренный ребенок– ребенок, выделяющийся своими достижениями в том или ином виде деятельности.

Озарение– см. инсайт.

ЛИТЕРАТУРА

 

Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. – М., 2002.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., 1997.

Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества. Учебное пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Академический Проект: Культура, 2005.

Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности.: – Питер; СПб.; 2009.

Пономарев Я. А. Психология творения. – М.; Воронеж, 1999.

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.