Сделай Сам Свою Работу на 5

ВОСПРИЯТИЕ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ВИДЫ И СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ





 

Восприятие — это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие де­лает возможным создание интегральной картины действительно­сти в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества ре­альности.

Поскольку восприятие требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом, возникает явление стереотипизации. Стереотип — опре­деленное, устойчивое на данный отрезок времени, представле­ние о предмете или явлении.

Восприятие субъективно, так как одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, в зависимости от интересов, по­требностей, способностей и т.п. Зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей называется аппер­цепцией.

Основными свойствами восприятия являются:

Целостность— внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Это свойство проявляется в двух аспектах: а) объеди­нение разных элементов в целом; б) независимость образованно­го целого от качества составляющих его элементов.



Предметность — объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело.

Обобщенность— отнесение каждого образа к некоторому клас­су объектов.

Константность — относительное постоянство восприятия об­раза. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за па­раметрами их размеры, форму и цвет независимо от условий вос­приятия.

Осмысленность — связь с пониманием сущности предметов и явлений через процесс мышления.

Избирательность — преимущественное выделение одних объек­тов перед другими в процессе восприятия.

Восприятие подразделяется на следующие виды:

восприятие предметов и явлений окружающего мира;

восприятие человека человеком;

восприятие времени;

восприятие движений;

восприятие пространства;

восприятие вида деятельности.

Восприятия времени, движений и пространства — это сложные формы восприятий, имеющие многочисленные характеристики: продолжительный — краткосрочный, большой — маленький, вы­сокий — низкий, далекий — близкий, быстрый — медленный. Восприятие деятельности подразделяется по видам: художествен­ное, техническое, музыкальное и т.д.



Восприятия бывают внешненаправленными (восприятие предме­тов и явлений внешнего мира), и внутренненаправленными (вос­приятие собственных мыслей и чувств).

По времени возникновения восприятия бывают актуальными и неактуальными.

Восприятие может быть ошибочным (иллюзорным). Иллюзия — это искаженное восприятие реально существующей действительно­сти. Иллюзии обнаруживаются в деятельности различных анализаторов.

Восприятие может быть не только ошибочным, но и неэффективным.

Ощущение и восприятие — процессы, остроту которых можно развивать, работая над собой и выполняя серии специальных упражнений. Развитие восприятия имеет большое значение для любой творческой деятельности.

Восприятие в творческой деятельности. Основным источниками наших знаний является познавательная сфера. В психологии выделяют два уровня, на которых осуществляется отражение мира человеком.

Первый уровень – чувственный, непосредственный. В нем участвуют такие процессы как ощущения и восприятие. Второй уровень - опосредованный, обобщенный. Он включает в себя мышление, речь и воображение. Кроме того, эти два уровня отражения обслуживают еще два процесса: это внимание и память. Все названные процессы, хотя их и рассматривают раздельно, представляют собой диалектическое единство.

В числе названных процессов важнейшее место занимает такой психический процесс как восприятие. В процесс восприятия наряду с ощущениями, включается прошлый опыт, фиксирующийся памятью. В него входит также мышление и воображение. Восприятие по своей структуре неоднородно.



Восприятие как и любой другой психический процесс, характеризуется рядом закономерностей, основными из которых являются: целостность, осмысленность, апперцепция, избирательность, константность. Проявления названных закономерностей обусловлено как физиологическими, так и психологическими механизмами. В качестве физиологических механизмов выступают движения и усилия мышц всего тела, напряжение глаз и т д., которые запоминаются, а затем выступают в качестве эталона при повторных восприятиях тех же объектов.

Психологические механизмы - это установки, потребности, интересы, знания и т.д.

61

Давайте посмотрим, как названные закономерности находят отражение в изобразительной деятельности. Начнём с такой закономерности восприятия как целостность. Целостность зрительного восприятия необходима для всякого реалистического изобра­жения, начиная от минутного наброска с натуры и, кончая законченной картиной. Н.Н. Ге по этому поводу писал: "Никогда не позволяйте себе видеть одну часть без всего общего. Т.е. вы рисуете не нос, не глаз, не рот, не ухо, не голову, а какую роль играет нос на лице, ухо и т.д. Всякий раз, когда рисуете часть, рисуете её в смысле с общим».

Если художник, изображая какой-нибудь конкретный предмет, наряду с правильной передачей в рисунке пространственного положения, конструкции, пропорций предмета не сумел передать материал, фактуру (плотность, гладкость, шероховатость и т.п.), то происходит нарушение ассоциации разных ощущений. То есть изображение не даёт полного представления об изображаемом объекте. Умение цельно видеть и выражать эту цельность – одна из основных и конечных целей в изобразительной деятельности.

Следующая закономерность - осмысленность. Осмысленность - характерная черта любого восприятия человека. Осмысленность восприятия достигается посредством мыслительной деятельности, что свидетельствует о неразрывной связи процесса восприятия и мышления.

Началом осмысливания предметов и явлений служит их узнавание, которое предполагает умение выделять из общей суммы признаков некоторые наиболее характерные, устанавливать между ними систему связей и запоминать их. Особенно это характерно для многозначных сложных изображений.

В процессе осмысливания явлений большую роль играет слово, позволяющее устанавливать эти связи. Под дей­ствием, слова происходит изменение восприятия в сторону полноты и глубины. Этот факт широко используется в изобразительной деятельности. Например, в придумывании названия картины.

С этой же целью художники стремятся особенно четко ярко раскрыть содержание центра композиции, как правило, несущего на себе функцию главного центра изображенного действия, события, явления и т.п. Этим объясняется и то, что в композиции дальние объекты, хотя и имеют часто смутные очертания, изображаются такими изобразительными средствами (характерным сочетанием линий, цветовых пятен и т.п.), которые позволяют наиболее быстро узнать изображенное и не концентрировать на них свое внимание).

В изобразительной деятельности особое значение приобретает такая закономерность восприятия как апперцепция. Апперцепция восприятия определяется влиянием опыта, знаний, интересов, установок и т.д., а значит разными условиями жизни, воспитания и обучения. Различают апперцепцию постоянную и непостоянную.

Непостоянная или временная апперцепция может образовываться в результате случайных, быстроизменяющихся условий, таких, как, например, эмоциональные состояния человека, предшествующие восприятию и др. Постоянная устойчивая апперцепция обычно образуется в ходе продолжительной практики человека. По такому принципу образуется профессиональная апперцепция, когда человек много

62

лет занимается той или иной деятельностью. Явления апперцепции восприятия в процессе изобразительной деятельности проявляется прежде всего:

а) в умении "видеть" натуру, видеть главное существенное: положение, пропорции, цвет, распределение светотени.

б) В избирательности восприятия, т.е. в предпочтении выбора одних объектов или их отдельных свойств, признаков, перед другими объектами или их свойствами. Так, если художник занят реализацией какого-либо замысла в произведении, то оно обязательно будет, подчас, непризвольно воспринимать в окружающем то, что имеет прямое выражение в композиции - мимолетные переживания, отражающиеся на лице собеседников, блики на предметах и т.д.

Еще одна закономерность, которая реализуется в изобразительной деятельности - это константность восприятия. Константность восприятия - это более или менее длительное постоянство отдельных свойств и качеств,зрительно воспринимаемых объектов независимо от происшедших с ними изменений. Различают константность восприятия цвета, константность восприятия формы, величины предметов. Так кусок угля мы в любое время суток воспринимаем как черный, лист писчей бумаги, как белый, форма легко­вой машины на любом расстоянии от нас не изменится.

В процессе изобразительной деятельности особую важность представляет познание пространственных свойств предметов. Так существенными факторами для восприятия объемности, удаленности предметов является линейная и воздушная перспектива, распределение света и тени на поверхности предметов. Леонардо да Винчи говорил, что перспектива для живописи служит "поводом и кормилом", что, только основываясь на перспективе можно изобразить вещи так, как видит их человек. То же касается восприятия объема, рельефа предмета. Предмет, в сущности, воспринимается только тогда, когда светотень выявляет форму и объем предмета.

Надо также иметь ввиду, что наше восприятие вносить существенные коррективы и искажения в объекты, которые мы видим и это должно учитываться в процессе изобразительной деятельности. Так если мы обратим внимание на некоторые фрески, то мы можем увидеть, что формы их несколько вытянуты. Несомненно, что они написаны с учетом названных особенностей восприятия, на них надо смотреть под определенным углом зрения.

Восприятие в художественном творчестве настолько важно, что позволяет утверждать, что на обоих уровнях — перцептивном и интеллектуальном — действуют одни и те же механизмы, а процесс восприятия является твор­ческой деятельностью мозга. Поэтому развитие перечис­ленных качеств восприятия приравнивается к развитию не только творчества, но и креативности, поскольку в него входят и другие познавательные процессы — память, воображение, мышление.

63

24. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Восприятие не дается нам в готовом виде от рождения. На протяжении жизни оно изменяется под влиянием воспитания, тренировок как количественно, так и качественно. Примером того, могут служить какого уровня оно может достичь у дегустаторов вин, ароматических веществ - в определении оттенков запаха и вкуса, у художников - цветового ощущения в различении оттенков цветов и т.д. Французский психолог А.Бине, а затем немецкий психолог В.Штерн выделили три стадии развития восприятия ребенком картинок:

1 стадия - стадия перечисления (от 2 до 5 лет)

2 стадия - стадия описания (от 6 до 9-10 лет)

3 стадия - стадия интерпретации, объяснения, истолкования (после 9-10 лет)

Исследования отечественных психологов показали, что эти стадии существуют, но они во многом зависят не столько от возрастных особенностей, сколько от содержания картинки и опыта ребенка. Вместе с тем восприятие как психический процесс имеет ярко выраженные особенности, связанные с возрастом. Как показывают исследования интенсивное развитие восприятия у ребенка начинается в раннем детстве (l-3 года) Развитие восприятия в этом возрасте происходит, прежде всего, в предметной деятельности в ходе которой ребенок начинает замечать отдельные признаки предметов и на этой основе выделять пространственные отношения между предметами. Точность восприятия у детей уже достаточно высокая, но имеет своеобразную особенность. Ребенок фиксирует внимание на каком - либо одном качестве, на которое он и ориентируется.

Под влиянием восприятия в это время происходит развитие всех других психических процессов. Согласно взглядам Л.С. Выготского, все психические процессы в этом возрасте развиваются "вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия". В дошкольный период (от 3 по 6-7 лет) под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Это относится и к сенсорному развитию. Сенсорное развитие - это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. У детей в этом возрасте снижаются пороги ощущений, повышается острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух. В результате сенсорного развития ребенок овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов.

Наиболее доступными для дошкольника сенсор­ными эталонами являются геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг) и цвета. Больше всего способствует ускорению сенсорного развития такие виды деятельности ребёнка как лепка, конструирование и рисование. Особенностью развития дошкольника является то, что процессы ощущения, восприятия и представления у него развиты лучше, чем мышление.

64

В 5-6 лет дети хорошо различают особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков, а также величину, форму и цвет предметов. Но, знакомясь со свойствами предметов, дети не умеют выделять среди них наиболее существенные, определяющие облик предмета и помогающие создать о нем правильное представление. Обычно они выделяют те особенности, которые бросаются в глаза.

Дальнейшее развитие и совершенствование сенсорных процессов идет по линии специально организованного обследования предметов. Дети учатся умениям быстро вычленять нужные свойства, ориентироваться в них, сравнивать и группировать предметы по общим признакам, соотносить их с сенсорными эталонами и т.п.

На более высокий уровень восприятие поднимается в младшем школьном возрасте, но оно по-прежнему несовершенно. Восприятие младшего школьника определяется, прежде всего, особенностями самого предмета. Процесс восприятия часто ограничивается только указыванием и последующим называнием предмета. Вначале учащиеся не способны к тщательному и детальному рассмотрению предмета. Эти особенности восприятия показаны в исследовании Е.И. Игнатьва по изобразительной деятельности. Сущность его состояла в следующем: учащиеся 1 го класса получили задание нарисовать цвет­ной кувшин. После того, как дети рассмотрели и назвали форму предмета, они приступили к рисованию и больше к данному предмету не обращались (даже при напоми­нании экспериментатора).

В результате первоклассники изобразили кувшины различных форм. Объясняется это тем, что они не анализировали форму кувшина в процессе изображения. Восприятие 1-2 классов отличается слабой дифференцированностью. Довольно часто первоклассники путают предметы, сходные в том или ином отношении, Например, цифры 6 и 9, буквы 3 и Э. Одной из распространенных ошибок является зеркальное перевертывание фигур, букв, цифр при их изображении. Для того чтобы дети не допускали таких ошибок, необходимо сравнивать сходные объекты, находить общее и различия между ними. Кстати, дети, которые занимаются в художественных школах, таких ошибок делают меньше.

Однако восприятие у учащихся одних предметов может быт более развито, а восприятие других - менее. Так уровень восприятия при рисовании по сравнению с чтением может быть чрезвычайно низким, если не обучать самой технике такого восприятия. Отсюда на уроках рисования детей надо учить не только технике рисования, но и правильному восприятию предметов (натуры). Обучение должно обеспечивать умение видеть и анализировать то, что воспринимает ребенок.

В средних классах учащиеся приступают к изучению и усвоению основ наук. Им предстоит овладеть большим объемом знаний. Все это предъявляет новые требования к восприятию и способам усвоения знаний и направлены на развитие интеллекта высшего уровня – теоретического, формального, рефлексивного мышления. Такое мышление характерно для юношеского возраста, но начинает оно развиваться у младших подростков. Именно в подростковом возрасте развивается умение длительное время удерживать внимание на отвлеченном, логически организованном материале, но это умение развивается постепенно и не в одинаковой мере у всех учащихся.

65

В подростковом возрасте происходит интеллектуализация процессов восприятия. Это проявляется в анализе картин, чтении схем, чертежей, рисунков. Невниматель­ное отношение к этим особенностям достаточно рас­пространены. В этом возрасте, например, совершенно недостаточно просто запомнить чертеж и уметь его воспроизвести. Значимая информация может быть извлечена только при работе с ним, когда выделяются определенные связи и зависимости.

Отсюда совершенно необходимо создавать и развивать подростку установку на размышление при работе с любым материалом, при выполнении любых учебно-практических заданий. В результате у подростка возникают новые формы интеллектуальной деятельности. Надо иметь ввиду, что познавательные процессы подростков характеризуются рядом особенностей. Так, на процесс восприятия влияет то, что они не всегда умеют управлять своим вниманием, в частности, концентрировать его на главном. Не все подростки умеют мыслить. Некоторые из них не могут произвести полноценного анализа предметов, сравнивают и обобщают предметы по внешним, не существенным признакам. По-прежнему в мыслительной деятельности большое место занимают наглядные образы и представления. Детали, мелкие факты мешают подростку выделить главное, сделать необходимое обобщение.

Таковы основные особенности восприятия в связи с возрастным развитием ребёнка и их необходимо учитывать в процессе обучения изобразительной деятельности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.