Сделай Сам Свою Работу на 5

ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Воображение — это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Воображение представляет собой от­ражение реальной действительности в новых непривычных соче­таниях и связях. Воображение свойственно только человеку. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение может функционировать на разных уровнях. Их различие определяется, прежде всего, активностью человека.

По степени выраженности активности различают воображение активное и пассивное.

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

Творческое активное воображение, возникающее в труде, пред­полагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности, и является неотъем­лемой стороной технического, художественного и иного творче­ства.

Воссоздающее активное воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Этим видом воображения мы пользуемся при чтении литературы, изу­чении географических карт и чертежей.

Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение характеризует­ся созданием образов, которые не воплощаются в жизнь. Пассив­ное воображение может быть преднамеренным и непреднамерен­ным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей, которая способствовала бы их осуществлению. Так, создав образ Манилова, Н.В. Гоголь обобщенно изобразил людей, которые в бесплодной мечтательности видят удобную воз­можность уйти от действительности.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в по­лудремотном состоянии, во сне. Воображение может проявляться в разных формах.

Формой проявления активного воображения и необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека, направ­ленных на преобразование действительности, являются мечты.



Мечты— отодвинутые во времени желания. От грез мечты отли­чаются тем, что связаны с действительностью, т.е. в принципе осуществимы.

Однако воображение может выступать и как замена деятельно­сти, ее суррогат. Тогда человек уходит от действительности в об­ласть фантазии, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимы­ми задач, от необходимости действовать, от тягот жизни. Такие фантазии называются грезами. Грезы принципиально неосуществимы. Грезы выполняют ком­пенсаторную функцию: человек в иллюзорной выдуманной жиз­ни получает то, чего ему недостает в реальности.

Галлюцинации являются фантастическим видением, не имею­щим почти никакой связи с действительностью. Если грезы мож­но считать вполне нормальным психическим состоянием, то гал­люцинации обычно являются результатом тех или иных наруше­ний психики или работы организма и сопровождают многие бо­лезненные состояния.

К разряду пассивных непреднамеренных форм воображения относятся и сновидения

Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе, но особенно велико его значение в художественном творчестве, так как всякое художественное произведение выражает свое содержание в конкретно-образной

форме. Так С. Л. Рубинштейн полагал, что «особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненной реальности.

Однако художественное воображение имеет место и в абстрактной живописи, главным критерием которой является как раз нарушение реальности. Но такая живопись, по мнению С. Л. Рубинштейна, требует меньшей силы воображения. Он полагал, что чем реалистичнее художественное произведение, тем строже в нем соблюдается жизненная реальность, тем более мощным должно быть воображение.

Но это не значит, пишет он, что соблюдение реальности связано с фотографическим ее копированием. Задача художественного произведения – показать другим то, что видит художник (а видит он иначе, чем обычные люди). Даже в портрете художник не воспроизводит, а преобразует воспринимаемое, в результате чего дается более верная, более глубинная характеристика человека.

Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой. Связь между ними, однако, не такова, чтобы можно было исходить из воображения как самодовлеющей функции и выводить из нее творчество как продукт ее функционирования. Ведущей является обратная зависимость; воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется специфических, своеобразных видов человеческой деятельности, – конструктивное, техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное и т. д. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют разновидность высшего уровня – творческого воображения

Живописец Мартини всегда видел перед собой картины, которые писал, так что однажды, когда кто-то встал между ним и тем местом, где представлялось ему изображение, он попросил этого человека посторониться, потому что для него невозможно было продолжать копирование, пока существовавший лишь в его воображении оригинал был закрыт (Ломброзо Ч., 2006)

У людей творческих представляемые образы могут достигать небывалой яркости… Левитан большинство летних пейзажей писал зимой, воссоздавая их зрительно по отдельным наброскам.

Римский-Корсаков, сочиняя музыку, мысленно видел картины природы в полном богатстве красок и со всеми тончайшими оттенками цвета. Поэтому его музыка отличается такой живописностью. Возникавшие у него зрительные образы были столь же яркими, как и слуховые.

Ф. И. Шаляпин говорил, что певца, у которого нет воображения, ничто не спасет от творческого бессилия – ни хороший голос, ни сценическая практика, ни эффектная фигура. Воображение дает роли самую жизнь и содержание. Воображение необходимо не только в художественном творчестве, но и в науке, например в такой, казалось бы, строго ограниченной правилами науке, как математика. Недаром немецкий математик Д. Гильберт сказал об одном незадачливом ученике: «Он стал

поэтом. Для математики у него было слишком мало воображения». Т. Рибо (1901) утверждал даже, что если сравнить затраченное воображение в области художественного творчества и в технических и механических изобретениях, то во втором случае оно оказывается большим. Дж. Пристли (1733–1804), английский химик XVIII в., открывший кислород, утверждал, что великие открытия способны делать лишь ученые, которые дают полный простор своему воображению. Участвуя наряду с мышлением в процессе научного творчества, воображение выполняет специфичную функцию: оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействует ее разрешению.

Человеческая мысль, писал К. Паустовский, без воображения бесплодна, равно как и воображение бесплодно без действительности.

То есть воображение (фантазия) - естественная основа любой творческой деятельности, ее называют «королевской дорогой в подсознание», которое работает по тому же принципу. Но если воображение присуще каждому человеку, можно ли его рассматривать как способность, указывающую на различия людей в уровне проявления этой функции?

Очевидно, не только можно, но и необходимо. Так, одни люди обладают способностью представлять в своем воображении сложное целое, а другие – нет или делают это с большим трудом. У одних образы воображения очень яркие, детализированные, как будто человек видит реальный объект, у других возникающий образ весьма неотчетливый.



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.