Расширение Вашей Сенсорной Программы
Вы завершили второй этап оценки и теперь имеете четкое представление о том, в каких областях ваш малыш прогрессирует. Также вы поняли, какие области требуют большей стимуляции и занятий.
Перед введением новых элементов в программу, нужно хорошо отработать уже имеющуюся, увеличивая частоту стимуляций Ступени 1 на тех областях тела малыша, которые еще не дают четкой ясной реакции. Также на основании проведенной оценки вы можете уменьшить количество стимуляций на чувствительных областях.
Время - это наиболее ценное из всех благ в жизни ребенка и его матери. Мать должна быть уверена в том, что каждый элемент программы тщательно подогнан под неврологические нужды ее малыша. Разработанный нами Профиль Развития обеспечит вас необходимой информацией, чтобы вы смогли правильно выбрать частоту, интенсивность и продолжительность занятий каждой части сенсорной программы именно для вашего малыша.
Например, после проведения второй оценки, вы вдруг обнаруживаете, что у малыша рефлекс Моро срабатывает на Отлично, хотя при проведении первой оценки реакция была нечеткой. Теперь можно снизить отработку именно этого рефлекса с 10 до 5 раз в день. Однако, стимуляции следует продолжать, для того, чтобы перейти к Ступени 2.
После проведения второй оценки вы можете увидеть, что реакция на свет улучшилась, но все еще далека от отличной на обеих глазках. Мудрое решение тут – увеличить кол-во стимуляций с 10 до 15 в день, чтобы малыш быстрее развил этот рефлекс.
Таким образом, проанализировав все занятия Ступени 1, вы сможете подогнать программу таким образом, чтобы она соответствовала способностям вашего ребенка. Теперь вы готовы расширить программу и включить в нее занятия Ступени 2.
ПРОГРАММА СЕНСОРНОЙ СТИМУЛЯЦИИ
Теперь наша работа состоит в том, чтобы стимулировать у ребенка такие функции как зрение, слух и осязание на уровне Ступени 2, так же, как мы делали на занятиях Ступени 1. Контраст продолжает быть исключительной важностью. Мир ребенка, в какой-то степени, должен быть черно- белым, не только в рамках того что он видит, но также в рамках того что он слышит и осязает. Малышу легче ориентироваться и показывать свои способности в такой контрастной среде ( см. иллюстрацию 12.1).
Иллюстрации12.1 Мария с интересом рассматривает пол в виде шахматной доски, который ее родители сделали, чтобы обеспечить отличный визуальный контраст.
Когда ребенок находится в мире серых или пастельных тонов, он становится слепым, глухим и нечувствительным. Наша работа состоит в том, чтобы создать такую среду, которая говорит ребенку – «Эй, проснись, открой глазки! Тут есть на что посмотреть, что послушать и потрогать!»
Малышам нужно много времени на сон, это правда. Но также правда то, что детки мам, которые им позволяют скучать и не дают им нужной стимуляции, спять гораздо дольше чем детки, с которыми занимаются.
Помните – дети чрезвычайно любопытны, но настолько же беспомощны. Они нуждаются в вас. Если вокруг ребенка не на что смотреть, нечего слушать или трогать, он быстро сникает и засыпает. Если мы создадим интересную и богатую для него среду, ребенок проявит свое природное любопытство и энергию, что обострит его зрительную, слуховую и осязательную восприимчивость.
Мы помогаем ребенку, используя контрастную стимуляцию нужной частоты, интенсивности и продолжительности.
Когда мать и дитя вместе идут к назначенной цели, ребенок развивается быстрее.
ЗРИТЕЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ
На Ступени 2 матери необходимо начать стимулировать восприятие малышом контуров, в дополнение к усиленной стимуляции светового рефлекса. На этой ступени ребенок начинает видеть черные объекты на светлом фоне.
Контраст остается по-прежнему крайне важным для ребенка. Ему нужно дать возможность часто смотреть на темные объекты, или формы, на светлом или белом фоне. Это может происходит один раз в течение дня, случайно, но мы хотим дать ребенку много возможностей в течение дня, чтобы он тренировал свой зрительный канал и начал хорошо видеть - чем раньше, тем лучше.
Задача: Стимулировать, улучшать и усиливать способность ребенка видеть контуры.
Цель: Стимулировать восприятие контуров
Часть I—Контрастная среда
Необходимые материалы:
• 2 больших листа белого пенопласта (30" x 40")
• 12 квадратов самоклеящейся черной бумаги (10" x 10" каждый)
Частота: Каждый раз как малыш проснется
Интенсивность: 10" на 10" черно-белых шашек
Продолжительность: Каждый раз как малыш проснется
Обстановка: Хорошо освещенная комната, либо угол комнаты.
Возьмите два больших листа пенопласта, примерно 30 на 40 дюймов и с помощью черных квадратов сделайте шахматную доску. Пенопласт послужит прекрасным белым фоном, и вам не придется наклеивать дополнительно белые квадраты, чтобы получилась черно-белая шахматная доска. Яркость подсветки доски должна быть в два раза интенсивнее яркости естественного освещения комнаты. Свет не должен падать ребенку в глаза, но должен быть направлен на область, где расположена доска.
Предпочтителен свет, исходящий от лампы накаливания. ( см. иллюстрацию 12.2)
Иллюстрация 12.2 Большая шахматная доска обеспечивает визуально контрастирующую окружающую среду.
Способ выполнения:Данные листы следует переносить туда, где в данный момент находится ребенок, т .е. они должны путешествовать вместе с ним. Листы легкие и их легко переносить. Если малыш лежит на полу в гостиной, листы следует поместить рядом с ребенком под правильным углом, создавая, таким образом, угол из листов. Данная шахматная доска создает контрастную среду, и обеспечивает малыша прекрасной зрительной стимуляцией. Белая стена, или стена пастельных тонов не создает такой контрастной среды, и малышу трудно разглядеть что-либо (см. иллюстрацию 12.3).
Иллюстрация 12.3 Две больших шахматных доски, помещенные под прямым углом, обеспечивают большее визуальное стимулирование.
Если малыш собирается заснуть в своей комнате, надо перенести листы туда, чтобы он мог смотреть на них, когда засыпает и сразу же после пробуждения.
Если вы везете ребенка к бабушке, возьмите с собой один из листов. Это поможет малышу наслаждаться новой средой еще больше, так как новая среда отличается от привычной и ее трудно рассмотреть. В новом окружении малыш может часто плакать или заснуть, но наша шахматная доска будет тем предметом, который он действительно сможет видеть. Эта стимуляция и уже знакомая малышу среда обрадуют его еще больше.
Подсветка листов крайне важна. Чем интенсивнее освещение, тем легче для ребенка рассмотреть черно-белые квадраты. И наоборот, чем приглушенней свет, тем труднее для ребенка увидеть контраст. Светильники с изменяемым направлением света очень хорошо подходят для нашей цели, так как вы можете направлять свет на нашу шахматную доску и делать ее более освещенной и видимой для малыша.
Пожалуйста, обратите внимание:Также, можно наклеить 10-ти дюймовые вертикальные белые полоски по бокам трека для ползания ( см. иллюстрацию 12.4), что даст ребенку еще одну возможность развивать зрение. Когда он ползет по такому треку, он уверен, что двигается вперед, так как видит меняющиеся черно-белые полоски. Это буквально поможет ему сделать одно из важнейших открытий в жизни – он двигается!
В неконтрастной среде, в среде с обычным рассеянным светом, ребенок не увидит практически ничего. Зрительно он не будет уверен в том, что двигается вдоль трека.
Связь между подвижностью и зрением всегда крайне важна на всех ступенях развития, но на данном этапе жизни она важна как никогда.
Иллюстрация 12.4 Изольда интересуется контрастом светлых и темных полос на ее треке для ползания
Часть II—Находим точечку света
Необходимые материалы:
• ручка-фонарик (указка)
Частота: 10 раз в день
Интенсивность: свет такой, как у ручки – указки либо небольшой яркой лампы
Продолжительность: 1 минута
Количество: 6-10 стимуляций
Обстановка: Полностью затемненная комната
Способ выполнения: Если родители проводят занятия вместе, лучше всего одному родителю держать ребенка на руках, в то время как другой родитель использует свет.
Если занятие проводится одним родителем, лучше положить ребенка на спинку на пол, так, чтобы ему было удобно.
Выключите свет, чтобы комната погрузилась в темноту. Включите фонарь на ручке и направьте свет на свою раскрытую ладонь или другую отражающую поверхность, но не больше расстояния в 18 дюймов от лица малыша ( см. иллюстрацию 12.5). Не направляйте свет в глаза ребенку! Этот свет более яркий, чем свет от фонаря, который мы использовали в исходной сенсорной программе. Держите точку света на своей спокойной ладони, пока ребенок ее не увидит. Это может занять некоторое время, будьте терпеливы.
Иллюстрация 12.5 Калеб определяет свет, сияющий на руке своей мамы в темной комнате.
Вы можете сказать ребенку – Найди точечку света! Когда малыш повернется к свету, скажите ему – Молодец, нашел!
Дайте малышу посмотреть на свет в течение нескольких секунд, а затем выключите его. Подождите в темноте две –три секунды, прежде чем переместить точечку света в другое место. Опять включите фонарик на ручке, и скажите ребенку – Найди свет! Каждый раз, когда малыш делает успехи, радостно хвалите его. Проведите столько стимуляций, сколько возможно за одну минуту, и затем завершите занятие.
Пожалуйста, обратите внимание: Поначалу ребенок может ничего не увидеть, но вы не торопитесь. Мы хотим, чтобы у ребенка появилась эта способность. Не проводите занятия, если малыш голоден или устал. Выбирайте удобное для малыша время дня. Вы можете заметить, что иногда малыш видит освещенный объект очень хорошо, иногда хуже. Это нормально для ребенка, который только начинает различать конктуры. День за днем его способность будет улучшаться, если вы продолжите занятия. У вас может появиться желание подвигать подсвеченным объектом в поле зрения ребенка, чтобы привлечь его внимание. Не делайте этого. Ребенку сложнее обнаружить двигающуюся цель, чем неподвижную. Когда ребенок сможет уверенно различать подсвеченные объекты, вы можете слегка передвигать их и позволить ребенку следить глазами за объектом.
Часть III—Карты контуров “Бит интеллекта ”
Процесс мышления и осознания не может происходить без восприятия данных и без использования сенсорных путей для передачи этих данных. В данной главе мы хотим представить вам специализированные карточки марки Bit of Intelligence ( пер. Немного интеллекта) или «Бит» карты. Эти карточки есть информация. Мы можем помочь ребенку развивать его сенсорные пути (каналы) – зрительный и слуховой, и одновременно можем предложить ему полезную и интересную информацию.
Начнем с простых карт «Бит» и по мере развития сенсорных путей, будем усложнять их визуально и интеллектуально.
Частота: 10 раз в день
Интенсивность: черные картинки на белом квадрате размером 11" на 11" дюймов
Продолжительность: 5-10 секунд
Количество: От 1 до 3х Бит карт
Обстановка: Хорошо освещенная комната, с дополнительным освещением карт в процессе их демонстрации ребенку.
Способ выполнения: Каждая «Бит» карта представляет собой простую, черную фигуру, наклеенную на белую карточку. Обычно мы используем такие фигуры как: квадрат, круг, треугольник, звезда, банан, нога, рука, чашка, ложка, рыба, кот, дерево, слон, окно, глаз, рот, бабочка, птица, цветок, ножницы и паук ( см. иллюстрацию 12.6)
Иллюстрация 12.6 Карточки основных контуров "Битов" улучшают и увеличивают визуальные пути ребенка.
С первой по третью неделю
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|