Второй Уровень Развития Вашего Ребенка
Через месяц после начала систематического применения программы сенсорного и моторного развития, мы рекомендуем провести повторное обследование малыша. Так как для вас эта процедура будет уже не впервой, мы уверены, что вы справитесь с ней без труда. Но перед тем, как начать исследование, вам необходимо изучить все пункты, описанные в Профиле Стадия II, а также принципы оценки шести функций, относящихся к данной стадии развития.
Первая часть данного исследования заключается в повторном проведении оценки тех же критериев, что и на Первой стадии, для выявления результатов проделанной в течение нескольких недель работы. Хотелось бы отметить, что прежде чем начинать каждое следующее обследование, необходимо повторить предыдущее. Это позволит вам получить наиболее ясную картину того, какие показатели функционирования улучшились после ваших занятий. Наверняка результаты вас приятно удивят, и вы увидите, что даже в тех показателях, где вы поставили оценку «Отлично» произошли существенные изменения.
Поскольку мы переходим к более сложной стадии Профиля, выбор времени и настроения ребенка приобретает особое значение, так как от этого немало зависит точность полученных результатов. Никогда не проводите обследование в то время, когда малыш капризный, голодный или уставший. Наша задача оценить его функционирование, когда он чувствует себя лучше всего, поэтому выбирайте время, когда малыш веселый, отдохнувший и его ничего не беспокоит.
Итак, мы переходим к работе ко второй Стадии Профиля, отмеченной оранжевым цветом. Данная часть Профиля включает в себя изучение всех жизненно важных рефлексов новорожденного.
ЗРИТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: СТАДИЯ II
Восприятие контура
Необходимое оборудование:
• фонарик-ручка (тонкий фонарик)
На данной стадии развития задача родителей заключается в оценке способности ребенка воспринимать контурные очертания, т.е. возможность фокусироваться или следовать взглядом за темным предметом на ярком светлом фоне или предметом, расположенным против света.
Например, когда мама подходит к окну, за которым ярко светит солнце, ребенок должен сфокусироваться на ней, либо последовать за ней взглядом, если она двигается.
Поскольку подобные условия не всегда возможны, мы должны попытаться создать нечто подобное искусственным путем. В этом вам больше подойдет маленький фонарик-ручка, чем большой бытовой фонарь. Как и в первом исследовании, необходимым условием является абсолютно темная комната, чтобы вы могли создать четкий контраст между светом и темнотой. Так ребенку будет проще воспринять свет.
Положите ребенка на животик на полу или на колени к отцу. Выключите весь свет. Так как вы проводите процедуру в абсолютной темноте, держите фонарик на расстоянии полуметра от ребенка. Включите фонарик. Держите его, не двигая, дайте ребенку возможность сфокусироваться на его луче. Для этого ему понадобится несколько секунд. Постарайтесь не произносить никаких звуков, так как малыш среагирует на ваш голос и будет не совсем ясно - увидел ли он свет. Для получения более точных результатов, старайтесь проводить исследование так, чтобы в процессе присутствовал только один элемент сенсорного восприятия.
Когда малыш сфокусируется на луче света, уже можно сказать ему какой он молодец и дать ему возможность немного понаблюдать за лучом. Затем выключите фонарик на несколько секунд, аккуратно отойдите на другое место и снова включите фонарик. Как и в первый раз, дайте малышу несколько секунд уловить луч, но также следите за тем, чтобы не выдать свое местоположение голосом.
Когда ребенок снова найдет луч света, обнимите его, поцелуйте, дайте ему понять, что вы заметили, как он нашел лучик фонаря. Дайте ему еще немного понаблюдать за ним и выключите фонарик. И еще раз повторите все с начала. Трех заходов вполне достаточно. При большем количестве ребенок быстро устанет и просто не перестанет реагировать на появление света.
Если на протяжении всего занятия ребенок четко и быстро улавливал появление и местоположение света, вы можете повторить игру с лучом через несколько часов. Только теперь попробуйте медленно подвигать фонарик и посмотреть, будет ли малыш следовать за лучом. Это довольно сложное занятие для ребенка, поэтому к нему следует приступать лишь после того, как он будет четко и быстро фокусироваться на статичном луче.
Когда ребенок будет без промедления следить за движущимся человеком или лучом света в темноте, без каких либо других подсказок (например, голоса), отметьте красным цветом «Идеально» в графе «Восприятие контура» и проведите красную линию через верхний край графы (см. иллюстрацию 11.1).
| Контурное восприятие
Идеально
Жизненно важное восприятие
| Иллюстрация 11.1 Отличное контурное восприятие
Если ребенок следит взглядом за движущимся человеком или лучом света в темноте, но делает это с переменным успехом, поставьте отметку «Функционирует» в графе «Восприятие контура» и проведите красную линию через верхний край графы (см. иллюстрацию 11.2).
| Контурное восприятие
Функционирует
Жизненно важное восприятие
| Иллюстрация 11.2 Контурное восприятие функционирует
Если ребенок не улавливает или не следует взглядом за лучом света в темной комнате, проведите красным цветом вдоль верхнего края синей линии от предыдущих результатов, чтобы было видно, что на данном этапе его визуальное развитие не изменилось «Ноль» (см. иллюстрацию 11.3.)
Контурное восприятие
Жизненно важное восприятие
|
|
| Иллюстрация 11.3 Контурное восприятие отсутствует
СЛУХОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: СТАДИЯ II
Жизненно важная реакция
Необходимые материалы:
· Сигнальный гудок
Следующим этапом будет развитие естественной реакции ребенка на резкие угрожающие звуки. Данная реакция основывается на рефлексе Моро ( рефлекс обхватывания или объятия), но затем немного усложняется. Рефлекс Моро может быть вызван любым резким внезапным звуком. Однако, не все резкие звуки означают угрозу жизни. Цель нашей следующей ступени – дать ребенку возможность научиться отличать простые неожиданные звуки от звуков, означающих опасность.
Эта способность является защитным механизмом. Когда ребенок слышит резкий звук, он начинает испуганно плакать, чтобы мать или отец услышали его и в ту же секунду оказались рядом, а в некоторых случаях, без преувеличения, спасли ему жизнь.
Такая естественная реакция на угрожающие звуки присуща всем людям на всем протяжении их жизни.
Дети с повреждениями мозга, у которых эта естественная реакция отсутствует, чаще других страдают от повреждений и травм, - они просто не могут среагировать на внезапные пугающие звуки.
Хочется заметить, что все нововведения мать и отец должны, прежде всего, оценить на себе, прежде чем начать применять к ребенку. Для того, чтобы оценить естественную реакцию, вам нужен звук, который будет воспринят как пугающий и угрожающий жизни. Сигнальный гудок, какой используют для объявления начала состязаний по гребле и который можно купить в любом супермаркете спортивных принадлежностей, удобен в использовании и мало весит. Вы также можете использовать автомобильный клаксон (сигнал) если человек, которого вы проверяете, стоит достаточно близко к машине чтобы принять на себя всю силу звука сигнала.
Играющие малыши любят пугать друг друга, подкрадываясь и издавая резкий звук, чем добиваются естественной реакции на этот звук. Этот фокус прекрасно работает и на ничего не подозревающих взрослых. Однако, звуки такого рода все же недостаточно сильны, чтобы вызвать естественную реакцию новорожденного.
Вы можете использовать любой из вышеперечисленных методов, чтобы внезапно напугать вашего супруга и увидеть его естественную реакцию, но будьте готовы к тому, что подобная участь может постигнуть и вас в совершенно неожиданный для вас момент.
Когда вы будете готовы применить данную методику на ребенке, убедитесь что расстояние между малышом и источником резкого звука не менее 10 футов (три метра).
Если вы используете сигнальный гудок, положите ребенка на животик, на пол, чтобы он чувствовал себя безопасно и комфортно. Разместите его так, чтобы вам было видно его личико. Используйте гудок в течение 2-3 секунд. Затем подождите 2-3 секунды. Вторично используйте гудок. В самом начале использования данной методики вы можете отметить такую вещь - чтобы ребенок начал реагировать, требуется 2-3 односекундных гудка с перерывом в несколько секунд.
Зачастую, после первого гудка, малыш выглядит очень сосредоточенным, после второго его личико принимает обеспокоенное выражение и после третьего гудка он начинает плакать.
Это удивительная и абсолютно нормальная серия реакций.
Удивительная потому, что за оценкой звука последовала естественная на него реакция.
Малыш почти не реагирует на первый звук, хотя отчетливо его слышит. После второго гудка он обеспокоен и подозрителен, но все-таки не показывает необходимой реакции. После третьего гудка ребенок осознает нарастающую интенсивность звука и понимает, что в звуке есть некая угроза, и вот теперь он начинает реагировать по – настоящему.
Это короткое упражнение дает нам возможность увидеть фактическое нарастание слуховой реакции. В начале испытания ответа не последовало. Три гудка позже появляется естественная реакция. Пусть пока эта реакция неустойчива, но малыш в первый раз демонстрирует нам свою естественную реакцию на слуховой раздражитель.
Когда малыш заплачет, то есть продемонстрирует реакцию, возьмите его на ручки и успокойте, чтобы он знал, что находится в безопасности и угрозы больше нет. Скажите ему, что он услышал громкий звук, и что он в безопасности.
Может случится так, что малыш среагирует на звук очень быстро и сразу заплачет после первого гудка. В таком случае, два последующих гудка не требуются.
Если ребенок дает реакцию сразу после первого гудка, это означает, что у него отлично развита реакция на звук. Надпишите «Идеально» красным маркером на кубике реакций Профиля и очертите красную линию по верхнему краю кубика ( см. иллюстрацию 11.4).
| Защитная реакция на угрожающие звуки
Идеально
Жизненно важное восприятие
| Иллюстрация 11.4 Отличная защитная реакция
Если ребенок реагирует на резкие звуки в большинстве случаев, но не каждый раз, надпишите на кубике «Функционирует» и прочертите красную линию по верху ( см. иллюстрацию 11.5)
| Защитная реакция на угрожающие звуки
Функционирует
Жизненно важное восприятие
| Иллюстрация 11.5 Защитная реакция функционирует
Если ребенок не реагирует не резкий звук, прочертите красную линию поверх синей линии предыдущего испытания чтобы показать, что малыш все еще на этапе развития данной реакции «Ноль» (см. иллюстрацию 11.6).
Защитная реакция на угрожающие звуки
Жизненно важное восприятие
|
|
| Иллюстрация 11.6 Защитная реакция отсутствует
Обратите внимание:сигнальные гудки обычно используются для оглашения начала соревнований по гребле или легкой атлетике. Его можно приобрести в любом магазине спорттоваров или заказать.
Гудки издают громкий пронзительный звук, который идеально подходит для нашей цели. Однако гудки следует держать в недоступном месте для старших детей, так как они могут напугать их резким звуком. Помните: перед началом занятия всегда располагайтесь не менее чем в трех метрах от ребенка.
ТАКТИЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: СТАДИЯ II
Восприятие естественных раздражителей
Необходимые материалы:
•Лед
•Теплое полотенце
Теперь мы готовы оценить способность ребенка воспринимать естественные раздражители, то есть способность ребенка чувствовать сильные тактильные ощущения, такие как острая боль, жар или сильный холод. Если вкратце, это включает в себя те тактильные ощущения, при которых ребенку угрожает опасность, если источник этих ощущений имеет продолжительное воздействие на ребенка. Эта способность является базовой, присуща всем живым существам и, конечно, высоко развита у человека.
Хорошей естественной реакцией станет громкий, продолжительный и гневный крик или плач. Однако нам всегда плохо удавались мучения детишек для получения такой реакции в виде плача, и мы не рекомендуем их использование родителям малышей.
Мы рекомендуем несильное давление, холод либо тепло, чтобы спровоцировать отдергивание конечности, но не настолько острое и болезненное, чтобы вызвать приступ плача.
Конечно, это менее популярная часть любой сенсорной стимуляции, так как она вызывает боль. К счастью, оценка данной реакции не всегда необходима, так как малыши часто подвержены болевым воздействиям в какой-то степени - либо случайно, либо вследствие проведения вакцинации в первые недели жизни.
Никто не хочет причинять ребенку боль, даже кратковременную. К счастью, мамы отлично помнят реакцию ребенка на прививку, либо на случайный укол булавкой подгузника.
Хотя мы все прекрасно знаем, как ощущается укол иголкой, или щипок, сильное охлаждение либо жар, лучше родителям испытать эти ощущения на себе. Тогда мать сможет понять, какой силы воздействие необходимо, чтобы возникла естественная ответная реакция. На самом деле, сила такого воздействия должна быть гораздо меньше чем вы думаете. Такая подготовка ослабит наш страх навредить ребенку, так как если все выполняется верно, болевые ощущения будут слабыми и кратковременными.
Самый простой способ оценить эту способность – слегка уколоть ребенка иглой. Если у вас длинные ногти, подрежьте их, чтобы вы могли слегка ущипнуть кожу ребенка, но не оцарапать ее. Когда ребенок почувствует щипок, он должен отдернуться, как и любой человек на его месте.
Тут важно оценить реакцию на теле ребенка, обеих его ручках и ножках. Некоторые области могут оказаться более чувствительными, чем другие. Иногда одна сторона тела реагирует быстрее, чем другая. Важно знать эту информацию. Мама может заметить, что после первого щипка или укола ребенок не реагирует, но после второго или третьего начинает показывать свою реакцию.
Это явление мы уже обсуждали, когда оценивали слуховую способность и реакцию ребенка. Может потребоваться три стимуляции, пока мозгу ребенка сообщится послание «укол».
После программы стимуляции, тактильная чувствительность возрастает и становится более зрелой, и затем требуется только один щипок, чтобы получить необходимую реакцию. Опять таки, если реакция замедленная, матери следует обратить на это внимание и стараться развивать ее в дальнейшем.
Другой метод получения ответной реакции на ощущения – использовать ощущения холода и жара. Можно взять кусочек льда и тронуть в нескольких местах тельце ребенка. Для того чтобы использовать горячую стимуляцию, возьмите кусочек ткани либо полотенце, и намочите в горячей воде. Отожмите его и подождите пока оно станет не обжигающе горячим, но все - таки неприятно горячим. Троньте тельце ребенка полотенцем в нескольких местах и наблюдайте за реакцией.
Обратите внимание, мы рекомендуем использовать такого рода стимуляции, чтобы вызвать реакцию в виде отдергивания, но не плача или крика.
Когда вы оцениваете реакцию ребенка с сильным повреждением мозга, который возможно ничего не чувствует, необходимость в тщательной детальной оценке очень важна для окончательной оценки общего состояния ребенка. В таких случаях нам необходимо точно понимать, что именно, если вообще что-либо, даст нам реакцию. Со здоровым малышом в такой тщательной оценке необходимости нет.
Если у вашего малыша наблюдается постоянная и быстрая реакция на раздражитель, в реакции задействовано все тельце, напишите «Идеально» на кубике осязательной реакции Профиля и очертите красную линию по верхнему краю кубика (см. иллюстрацию 11.7)
| Оценка жизненно важных ощущений
Идеально
Жизненно важное восприятие
| Иллюстрация 11.7 Отличная оценка ощущений
Если у малыша замедленная реакция, по всему телу или в какой то его части, либо если ему требуется несколько стимуляций, либо если малыш совсем не реагирует, надпишите «Функционирует» и очертите красную линию по верхнему краю кубика ( см. иллюстрацию 11.8)
| Оценка жизненно важных ощущений
Функционирует
Жизненно важное восприятие
| Иллюстрация 11.8 Оценка ощущений функционирует
Когда ребенок не реагирует нигде и никак, очертите красную линию по верху синей линии предпоследней оценки для обозначения того, что малыш еще не достиг данной стадии развития «Ноль» ( см. иллюстрацию 11.9).
Оценка жизненно важных ощущений
Жизненно важное восприятие
|
|
| Иллюстрация 11.9 Оценка ощущений отсутствует
ДВИГАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: СТАДИЯ II
Ползание
На данной стадии развития родителям необходимо понаблюдать за тем, как ползает малыш. Мы уверены что мама и папа уже постарались обеспечить максимально комфортную среду на полу для ползания малыша. Поэтому последить за этим будет несложно.
Ползание это способность малыша передвигаться на поверхности, лежа на животе, используя для помощи свои ручки и ножки.
Поначалу малыш может ползать, так как у него получается. Его движения хаотичны и бессистемны. Однако, чем больше опыта он набирается, тем лучше он может координировать действия своих ручек и ножек, таким образом он развивает крестообразный метод ползания. Как это выглядит – малыш поднимает головку и сгибает правую ручку, одновременно вытягивая правую ножку, вытягивает левую ручку и сгибает левую ножку. Таким образом, правая ручка и левая ножка согнуты, а затем, когда малыш начинает ползти вперед, левая ручка и правая ножка сжимаются одновременно. (см. иллюстрацию 11.10)
Иллюстрация 11.10 Изольда ползает на животе перекрёстным способом
Данный способ является наиболее эффективным и развитым способом ползания.
Очень важно выбрать подходящее время для оценки данной способности. Поместите ребенка в трек для ползания либо на пол. Поверхность должна быть теплой, чистой и гладкой. Оденьте малыша так легко, как это возможно, чтобы он мог полноценно использовать при движении на гладкой поверхности и ручки и ножки.
Теперь лягте сами на пол, на расстоянии примерно полтора метра от малыша и позовите его. Малыш должен понять, что вы от него хотите. Дайте ему две-три минуты, чтобы доползти до вас. Приободряйте его и аплодируйте любому усилию малыша.
Если малыш проползет расстояние в полтора метра менее чем за три минуты, используя способ крест-накрест, отметьте «Идеально» красным маркером в квадратике «Ползание» Профиля и прочертите красную линию по верху кубика ( см. иллюстрацию 11.11)
| Ползание на животе в положении «лицом вниз», выливающееся в перекрёстное ползание на животе
Идеально
Жизненно важная реакция
| Иллюстрация 11.11 Отличное ползание на животе
Если малыш проползет те же полтора метра менее чем за три минуты используя хаотичные движения, либо какой то другой способ, отметьте «Функционирует» (см. иллюстрацию 11.12).
| Ползание на животе в положении «лицом вниз», выливающееся в перекрёстное ползание на животе
Функционирует
Жизненно важная реакция
| Иллюстрация 11.12 Ползание на животе функционирует
Если малыш не может проползти полтора метра менее чем за три минуты, прочертите красную линию поверху предыдущей синей линии чтобы показать что он еще не достиг данной стадии развития подвижности «Ноль» ( см. иллюстрацию 11.13).
Ползание на животе в положении «лицом вниз», выливающееся в перекрёстное ползание на животе
Жизненно важное восприятие
|
|
| Иллюстрация 11.13 Ползание на животе отсутствует
ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: СТАДИЯ II
Жизненно важный плач
К тому времени как мать и отец будут готовы оценить способность ребенка реагировать плачем на естественные раздражители, жизнь уже неоднократно успеет вмешаться и обеспечить более чем достаточно возможностей для ребенка продемонстрировать данную способность.
Когда ребенок чувствует опасную ситуацию, он должен суметь закричать (заплакать) таким образом, который отличается от его обычного крика в обычной ситуации.
Когда ребеночку исполнится несколько недель, родители уже хорошо познакомятся с тем привычным способом, которым ребенок их зовет. Этот вид крика совсем не тревожен. Он больше похож на сигнал о том, что ребенок жив, хорошо себя чувствует и хотел бы объявить родителям об этом факте. Это успокаивающий звук для родителей, потому что он служит индикатором того, что с малышом все в порядке.
Крик как реакция отличен от такого крика – он означает « что-то случилось, мне срочно нужна помощь». Стоит матери в первый раз услышать такой крик, она примчится к ребенку тут же. И не ошибется.
Все, что ребенок воспринимает как угрозу, вызовет такой крик. Две формы сенсорного воздействия, которые мы уже упомянули – угрожающий звук и пугающее тактильное ощущение – рядовые причины возникновения такого вида плача у ребенка.
В методе, который будет описан далее, ребенок будет реагировать на пугающую ситуацию с помощью такого вида крика. Очень важно оценить эту способность.
Один способ – использовать сигнальный гудок, о котором говорилось ранее. Если ребенок последовательно и четко реагировал на данный раздражитель, отметьте «Идеально» красным маркером в ячейке оценки Крика в Профиле и прочертите красную линию по верху ячейки ( см. иллюстрацию 11.14).
| Жизненно важный плач в ответ на угрозу жизни
Идеально
Жизненно важная реакция
| Иллюстрация 11.14 Отличный плач в ответ на угрозу жизни
Если ребенок реагирует непоследовательно на угрожающую ситуацию, вы должны принять решение. Что является непоследовательным в данном случае – восприятие ситуации ребенком или его реакция на нее?
Большинство детей имеют незрелый сенсорный путь. Таких проблем не возникает с двигательной реакцией. Очень важно тут провести различие, поскольку вы можете отметить ребенка как Активный дважды, тогда как в действительности, его реакция – крик может быть превосходной, а вот его восприятие резких звуков может быть все еще незрелым и непоследовательным. Другими словами, ребенок может не воспринимать каждый раз на слух резкий звук, но когда он слышит, воспринимает и реагирует на него, его реакция крика/плача превосходна.
Это легко увидеть на ребенке, у которого отличная реакция плачем на боль, но непоследовательная реакция на резкий звук. В таких случаях становится ясно, что слуховой проход ребенка еще недостаточно зрелый.
Если вы обнаружили, что у вашего малыша слабая или непоследовательная реакция крика и вы уверены, что крик ребенка выражает его проблемы нежели реакцию на угрозу, напишите «Функционирует» в ячейке Профиля и очертите красную линию по верху этой ячейки ( см. иллюстрацию 11.15).
| Жизненно важный плач в ответ на угрозу жизни
Функционирует
Жизненно важная реакция
| Иллюстрация 11.15 Плач в ответ на угрозу жизни функционирует
Когда ребенок не дает реакции плачем, даже когда понятно, что он слышит, чувствует и осознает угрозу, очертите красную линию по верху синей линии предыдущей оценки, чтобы показать что он еще не достиг этого уровня развития реакции. «Ноль» ( см. иллюстрацию 11.16).
Жизненно важный плач в ответ на угрозу жизни
Жизненно важное восприятие
|
|
| Иллюстрация 11.16 Плач в ответ на угрозу жизни отсутствует
МАНУАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: СТАДИЯ II
Жизненно важное отпускание, разжимание пальцев
Теперь мы готовы оценить реакцию разжатия ручек ребенка. Как было сказано ранее, у новорожденного сильный захват, но не развита способность разжимать ручки. Вторая ступень развития механизма действия его ручек будет посвящена тренировке способности выпускать из ручек потенциально опасные предметы. Эта способность очень важна для безопасности ребенка.
Малыши часто подбирают опасные предметы, которые могут угрожать их жизни. Ребенок не только должен осознавать опасность, но и иметь хорошо развитую моторику рук, чтобы иметь возможность тотчас же отпустить опасный предмет. В домашнем хозяйстве такими опасными предметами могут быть горячий утюг, крышка или любой провод.
Матушка Природа все продумала. Эта способность выпускать предметы из ручек развивается раньше, чем способность дотягиваться до предметов или подбирать их.
Данную естественную реакцию можно оценить очень просто, поместив любой предмет малышу в кулачок, чтобы он его хорошенько схватил, а затем ощутимо ущипнуть малыша за этот кулачок. Щипок должен быть ощутим, чтобы малыш разжал ручку и выпустил предмет. Это естественная реакция разжатия. Способность надо оценить на обеих ручках. Мама может заметить, что ручки малыша реагируют по-разному - это нужно отметить.
Когда малыш показывает стойкую реакцию на обеих ручках, отметьте «Идеально» в ячейке реакции в Профиле и прочертите красную линию по верху ячейки ( см. иллюстрацию 11.17)
| Жизненно важное отпускание,
разжимание пальцев
Идеально
Жизненно важная реакция
| Иллюстрация 11.17 Отличное отпускание
Если у ребенка наблюдается слабая или непоследовательная реакция на одной или обеих ручках, напишите «Функционирует» в ячейке и прочертите красную линию по верху ячейки ( см. иллюстрацию 11.18)
| Жизненно важное отпускание,
разжимание пальцев
Функционирует
Жизненно важная реакция
| Иллюстрация 11.18 Отпускание функционирует
Когда ребенок не показывает этой реакции либо на одной, либо на обеих ручках, очертите красную линию по верху синей линии предыдущей оценки, чтобы показать, что он малыш не достиг этой ступени развития реакции «Ноль» ( см. иллюстрацию 11.19)
Жизненно важное отпускание,
разжимание пальцев
Жизненно важное восприятие
|
|
| Иллюстрация 11.19 Отпускание отсутствует
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|