РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: СТАДИЯ I
Плачь новорождённого
Первый крик ребенка, безусловно, является самым древним признаком появления на свет здорового ребенка. Сразу после рождения ребенок должен закричать громким, сильным голосом.
Если ребенок закричал громко сразу после рождения или спустя несколько секунд, можно смело ставить отметку "Идеально" в графе первый крик в Профиле и провести синюю черту через верхний край графы (см. иллюстрацию 8.17.).
| Крик новорождённого и плач
Идеально
Рефлекторная реакция
| Иллюстрация 8.17 Отличный крик новорождённого
Если плачь был слабым или тихим, поставьте отметку "Функционирует" в графе первый плач и проведите синюю черту через верхний край графы (см. иллюстрацию 8.18.).
| Крик новорождённого и плач
Функционирует
Рефлекторная реакция
| Иллюстрация 8.18 Крик новорождённого функционирует
Если ребенок родился с некоторыми патологиями, он может не закричать ни сразу после родов, ни спустя некоторое время, в таком случае нужно провести синюю черту по нижнему краю графы (см. иллюстрацию 8.19.).
Крик новорождённого и плач
Рефлекторная реакция
|
| Иллюстрация 8.19 Крик новорождённого отсутствует
МАНУАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: СТАДИЯ I
Рефлекс Робинсона (хватательный рефлекс)
У здорового ребенка проверить наличие данного рефлекса очень легко.
Если на середину внутренней части ладони малыша поместить какой-либо предмет, он рефлекторно зажмет его в руке. Эта реакция называется рефлекс Робинсона. Хватательный рефлекс необходим ребенку для умения держать какой-либо предмет сразу после рождения.
Наиболее простой способ проверки правильного функционирования хватательного рефлекса проводится следующим образом. Положите ребенка на животик, в его правую ладонь вложите указательный палец своей левой руки, а в его левую ладонь – указательный палец своей правой руки. Затем слегка потяните пальцы на себя. Ребенок почувствует напряжение ваших пальцев и зажмет их в своих ладошках. Это и есть хватательный рефлекс (см. иллюстрацию 8.20).
Иллюстрация 8.20 Хватательный рефлекс
Если у вашего ребенка данный рефлекс срабатывает на обеих руках, ставьте отметку "Идеально" в графе хватательный рефлекс в Профиле и проведите синюю черту через верхний край графы (см. иллюстрацию 8.21.).
| Хватательный рефлекс
Идеально
Рефлекторная реакция
| Иллюстрация 8.21 Отличный хватательный рефлекс
Если вы заметили, что на одной из рук хватательный рефлекс срабатывает слабо или вообще не срабатывает, поставьте отметку "Функционирует" в графе Рефлекс Робинсона и проведите синюю черту через верхний край графы (см. иллюстрацию 8.22.).
| Хватательный рефлекс
Функционирует
Рефлекторная реакция
| Иллюстрация 8.22 Хватательный рефлекс функционирует
Ребенок, страдающий различными заболеваниями, может не иметь хватательного рефлекса вообще, в таком случае проводим синюю черту по нижнему краю графы (см. иллюстрацию 8.23.).
Хватательный рефлекс
Рефлекторная реакция
|
| Иллюстрация 8.23 Хватательный рефлекс отсутствует
Краткие выводы
Итак, вы провели полное первое исследование ребенка. Вы отметили синей чертой каждую из шести колонок Профиля развития и отметили каждую из шести граф соответственно состоянию вашего ребенка.
Данное исследование дает вам возможность составить представление об общем неврологическом состоянии вашего ребенка. На первичной стадии все результаты отмечаются синим цветом.
Если в вашем Профиле синяя черта проходит по верхнему краю всех шести колонок и в графах стоит отметка «Идеально» - ваш ребенок абсолютно здоров.
Если в какой-либо из граф стоит отметка «Функционирует», это означает, что на развитие именно этого рефлекса вам необходимо обратить внимание и приложить усилия для его развития.
Если красная колонка Профиля отмечена синий чертой снизу, это явный знак того, что у ребенка есть серьезные проблемы. И чем раньше вы о них узнаете, тем раньше вы сможете разработать и начать применять индивидуальную неврологическую программу для вашего малыша. Это может дать ребенку возможность развить те функции, которые не были развиты при рождении как можно раньше.
Проведя такое подробное исследование, вы сделали первый шаг на пути составления Профиля развития, разработанного для определения состояния новорожденного ребенка.
Теперь мы предлагаем перейти к следующему этапу – к разработке эффективной программы по стимуляции роста и развития мозга новорожденного на основе результатов, отмеченных в Профиле развития.
9. Сенсорная Программа Для Вашего Новорождённого
На данном этапе мы обладаем достаточным количеством информации, чтобы составить индивидуальную программу по целенаправленному развитию мозга вашего малыша. В процессе разработки данной программы, мы постараемся подстроиться под особенности
неврологического состояния вашего ребенка, но, для начала, поговорим немного о самом строении мозга.
Физически мозг делиться на две основные части – затылочная и лобная. Затылочная часть мозга и спинной мозг отвечают за входящие сенсорные каналы, через которые информация извне поступает в мозг. Эти каналы представляют собой пять способов восприятия: зрение, слух, осязание, обоняние и вкусовое восприятие.
Например, все знания, которыми обладали такие великие люди как Леонардо, Шекспир, Бетховен и Томас Джефферсон, они получили посредством этих пяти каналов. Из этих пяти каналов жизненно важными являются зрительное, слуховое и тактильное восприятия. По достижении возраста шести лет, они развиваются в сложное тактильное восприятие, умение читать и воспринимать сложную информацию. Поскольку данные каналы обеспечивают поступление информации в мозг, наша задача наполнять их путем различных стимулирующих факторов.
Лобная часть мозга включает в себя каналы, отвечающие за моторные функции. Их задача заключается в обработке информации, полученной мозгом через органы восприятия. Эти каналы представляют собой способность двигаться, речевое и мануальное функционирование, которые так же крайне необходимы ребенку, так как впоследствии они развиваются в умение ходить, говорить и писать.
Поскольку моторные каналы являются путем выдачи обработанной информации, развивать их теми же способами, что и сенсорные каналы не представляется возможным. Для развития и совершенствования каналов, работающих на выдачу информации, мы должны предоставить малышу как можно больше возможности двигаться, издавать различные звуки и пользоваться собственными руками.
Безусловно, между этими двумя областями мозга существует неразрывная связь. Инженеры называют ее «кибернетическая петля». Эта связь дает нам возможность воспринимать окружающий мир и действовать с учетом того, что нас окружает.
Следующая схема детально обрисовывает эту связь или, другими словами, «кибернетическую петлю» (см. иллюстрацию 9.1.).
Совершенно очевидно, что без каких-либо данных из Профиля развития, мы не сможет разработать индивидуальную программу развития, подходящую вашему ребенку и именно поэтому, мы начали нашу работу с тщательного исследования новорожденного малыша.
Даже если вы хотите создать программу для уже не новорожденного ребенка то, вам так или иначе придется начать именно с обследования и заполнения Профиля Развития.
Получив детальное обследование состояния, очень важно правильно подобрать схему создания сенсорной программы, целью которой является надлежащее развитие ребенка. Для здорового ребенка это означает обеспечение благотворной почвы для начального развития, а для ребенка, отстающего по тем или иным показателям – заполнить существующие пробелы.
Иллюстрация 9.1 Кибернетическая петля
Профиль развития разработан таким образом, что он упрощает не только процедуру исследования ребенка, но и значительно облегчает процесс создания сенсорной программы.
Часть Профиля, в которой отмечены сенсорные показатели, включает в себя три из пяти каналов, исключая вкусовое восприятие и обоняние, так как они являются менее значимыми для неврологического развития.
Для правильного развития сенсорных каналов, ребенку необходимы визуальные, тактильные и аудио стимуляции. В целом, задача родителей заключается в том, чтобы обеспечить ребенка стимулирующими факторами, путем создания соответствующей обстановки и действий с их стороны.
Если при заполнении Профиля выяснилось, что у вашего ребенка некоторые показатели не достаточно высоки для его возраста, вам необходимо уделить максимум внимания данной области, при составлении индивидуальной программы для малыша. Но, даже если с малышом все в порядке и он успевает по всем показателям, вы можете укрепить его способности и умения, подкорректировав программу в определенных моментах.
Довольно часто родители допускают очень досадную ошибку, прекращая какие-либо занятия и стимуляции с ребенком, по достижении им определенных результатов. Ведь каждый этап развития требует закрепления полученных навыков и дальнейших работ для достижения новых результатов и перехода на следующую стадию развития. Если процессу развития ребенка уделять должное внимание, он будет проходить значительно быстрее и плодотворнее.
Применение программы, направленной на сенсорное развитие занятие очень приятное, в процессе которого вы даете ребенку возможность впервые увидеть, услышать и почувствовать многие вещи. Для новорожденного малыша это невероятно важный опыт. Кроме того, лишение возможности видеть, слышать и ощущать не несет за собой никакого положительного опыта. Существует ряд сторонников теории о том, что нельзя предпринимать никаких дополнительных действий для развития сенсорных чувств ребенка, а полагаться лишь на естественное течение событий. Мы считаем, что никаких положительных последствий оттого, что ребенок лишен возможности видеть, слышать и осязать на протяжении недель, а иногда и месяцев, в то время, когда он уже способен использовать органы зрения, слуха и осязания, быть не может. Каждый появившийся на свет ребенок испытывает перманентный информационный голод, который может утолить только активное познание окружающего мира, прямыми и исключительными проводниками к которому служат зрение, слух и осязание.
Краткие выводы
1. Родители должны обеспечить аудио, визуальные и тактильные стимулирующие факторы.
2. Любая область развития, в которой показатели состояния ребенка не соответствуют его возрасту, должна быть вынесена на первый план в процессе разработки индивидуальной программы.
3. Главной задачей программы является укрепление полученных и приобретение новых навыков.
4. При разработке программы необходимо учесть стимулирующие факторы, работающие на опережение, т.е. соответствующие следующему после того, на котором в данный момент находится ребенок, уровню.
ПРОГРАММА СЕНСОРНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ
Нам известно, что на самом деле новорожденный ребенок пребывает в темном, немом и практически не ощутимом мире и наша задача совершенна ясна. Мы должны создать условия, максимально наполненные стимулирующими факторами, чтобы как можно раньше открыть для ребенка большой и интересный мир.
Если рассматривать мир ребенка с сенсорной точки зрения, то можно отметить, что видеть, слышать и осязать – довольно сложные процессы для новорожденного малыша. Ему необходимо приложить немало усилий для их осуществления и нам, взрослым, видящим и слышащим без каких либо усилий, достаточно трудно понять этот факт.
Мы должны создать такие условия, которые облегчат эти старания и это поможет ребенку намного чаще обращаться к своим органам зрения, слуха и осязания.
Необходимо понимать, что мы ни в коем случае не принуждаем ребенка делать это, а лишь стимулируем, немного подталкиваем его, предоставляя ему возможность развиваться и совершенствоваться.
Мы должны постоянно опираться на правило, что Мозг развивается только при его использовании (если при работе с ним)
Визуальные, аудио и тактильные каналы – являются частью мозга.
Развитие визуального канала ребенка, ведущего от глаз к мозгу, развивается в использовании.
Развитие аудио канала ребенка, ведущего от уха к мозгу, развивается в использовании.
Развитие тактильного канала ребенка, ведущего от кожи к мозгу, развивается в использовании.
Каждый раз, когда ребенок видит, его визуальный канал развивается, а это, в свою очередь улучшает и укрепляет зрение. И подобная закономерность свойственна всему процессу развития органов зрения ребенка.
Программа сенсорного стимулирования помогает определить к какому времени органы зрении совершенно развиты – к трем годам, что само по себе выдающийся факт, к шести годам - наиболее распространенное явление, к девяти годам – факт, говорящий о серьезных проблемах у ребенка или никогда, что само по себе является большой трагедией и свидетельствует о полной слепоте. Говоря о здоровых детях, можно отметить, что разница в результатах зависит от того, насколько рано, тщательно и регулярно ребенку предоставляли возможность развивать визуальные каналы.
Те же самые принципы справедливы и в работе с аудио и тактильными каналами, так как и с обонянием и вкусовыми каналами. Но последние два всё же не имеют жизненно важного значения для жизнедеятельности и неврологического развития человека, чего нельзя, например, сказать о животных.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|