|
Заставить Будильник Отключиться.
Гленн Доман
Джэнет Доман
Содержание
Благодарности,3
Предисловие, 4
Введение, 5
- Что знают мамы, 8
- В поисках здоровья, 10
- Новый тип ребенка, 14
- О мозге, 16
- Новорождённый, 19
- Заставим будильник отключиться, 22
- Профиль Развития, 28
- Оценка вашего новорождённого ребенка, 33
- Сенсорная программа для вашего новорождённого, 41
- Программа двигательных возможностей для вашего новорождённого, 47
- Второй уровень развития вашего ребенка, 60
- Расширение вашей сенсорной программы, 69
- Расширение вашей программы двигательной возможности, 80
- Программа развития речи с рождения до 12 месяцев, 84
- Третий уровень развития: значимые предпочтения и реакция, 98
- Программа сенсорной стимуляции для третьего уровня развития, 106
- Программа двигательных возможностей для третьего уровня развития, 123
- Четвёртый уровень развития, 133
- Программа сенсорной стимуляции для четвёртого уровня развития, 142
- Программа двигательных возможностей для четвёртого уровня развития, 151
- Что делать и чего не делать, 161
- Нежная революция, 167
Послесловие, 169
Моей жене, Кейти Мэссингэм Доман,
которая с любовью обучала тысячи матерей
по всему миру как учить своих детей
и будет продолжает это делать через эту книгу до тех пор, пока
есть матери, которые хотят учить и дети,
которые хотят учиться.
В Институтах нет ни шовинистов, ни мужчин, ни женщин.
Мы любим и уважаем матерей и отцов,
мальчиков и девочек.
Чтобы решить невыносимую проблему определения взрослых людей и маленьких детей, в этой книге мы называем всех родителей мамами, а всех детей- мальчиками.
Кажется, что это справедливо.
Благодарности.
Эта книга готовилась многие годы. Это - продукт поиска и открытия многих смелых, думающих и решительных людей половины прошлого столетия. Сегодня многие из этих людей всё еще напряжённо работают; некоторых здесь больше нет. Некоторые внесли долговременные и гигантские вклады; другие предложили критический взгляд в суть проблемы в настоящий момент.
Мы должны выразить признательность мамам домохозяйкам, которые были внимательными наблюдателями своих малышей и которые знали, что малыши намного-намного умнее, чем мы думали о них ранее. Их уверенность и их постоянство помогли нам продолжать подниматься выше и смотреть дальше. Их способность проникновения в суть вопроса вдохновляла нас, а их огорчения побуждали нас двигаться вперёд.
Во-вторых, домашние малыши, как с повреждённым мозгом так и здоровые, которые терпеливо помогали нам изучать, кем они действительно являются и которые прощали нам наши ошибки в течение всего этого времени. Мы особенно благодарим Марию, Оливию, Изольду, и Калеба за их терпение и их искренность.
И тех великих, чья собственная любовь к познанию сделала их превосходными учителями:
Темпл Фэй, руководитель нейрохирургов, у которого было поразительное любопытство и уникальная способность сомневаться в общепризнанных истинах: верны они или нет, и который первый нас вдохновлял.
Шиничи Сузуки, один из величайших учителей всех времён, который не только любил матерей и младенцев, но, что одинаково важно, он уважал их. Его вклад нельзя переоценить.
Уильям Джонц, основатель проекта «СЕМЯ», который взял Сократово учение и преобразовал его в более цивилизованное, изящное и эффективное Развивающее Обучение. Он сделал для обучения математике то, что доктор Судзуки сделал для обучения музыке, и он сделал это одинаково хорошо.
Пионеры развития детского мозга:
Кейти Доман, которая начала это дело с обучения матерей детей с повреждением мозга и доказывала, что дети с повреждением мозга высоко интеллектуальны, часто более умны, чем их здоровые сверстники.
Дуглас и Розалинд Доман, которые являются действительно соавторами этой книги. Каждое слово, касающееся подвижности – это их слово. Они знают больше о младенцах и развитии подвижности, чем кто бы то ни было на земле. Кроме того, сотрудникам Института Достижения Физического Совершенства: Лие Коэлхо Рэйли, Румико Ион Доман, Дженнифер Майерс Санепа, Нэти Тенасио Майерс и Рогелио Марти.
Сьюзен Эйсен, одной из редакторов этой книги, чье знание матерей и младенцев и Институтов Достижения Человеческого Потенциала помогло сделать эту книгу реальностью. Мики Накайачи, чья способность проникновения в суть языка и общения младенцев очень сильно на нас повлияла. Теруки Емура, превосходный специалист, умеющий оценивать уровень развития детей, который обучил целое поколение родителей и персонал как оценивать своих младенцев. Кроме того, сотрудники Института Достижения Интеллектуального Совершенства: Оливия Фернандэс Пеллигра, Кэти Майерс, Йошико Кумагаи, Митцу Нагучи, Элиан Холанда и Сузанна Хорн.
Энн Бол и весь штат Института Достижения Физиологического Совершенства, чьи знания и опыт в вопросах физиологии и особенно развитие дыхания и питания стало жизненно важным для благополучия наших малышей: наш медицинский директор доктор Корэли Томпсон, доктор Леланд Грин, доктор Эрнесто Васквиз, доктор Ли Ванг, Юки Камино, и Даун Прайс.
Совет директоров Институтов Достижения Человеческого Потенциала: доктор Ральф Пеллигра, доктор Розелизе Вилкинсон, доктор Ричард Клич, Стюарт Грэм и Филип Бонд в дополнение к участникам, названным в другом месте.
Доктор Михай Диманческу, выдающийся нейрохирург, отец, и член правления, который потратил свою жизнь, определив, что проблема падения в кому стоит на повестке дня .
Доктор Дениса Малкович, высококвалифицированный невропатолог и опытная мать, которая сделала внимательный критический анализ книги и первоначально встревожила нас, не изменяя ни слова. Мы благодарны за дополнительную информацию, которую она предоставила.
Шерман Хайнес, всемирно известный фотограф, отец, и член правления, который посвятил значительную часть своей жизни фотографируя матерей, отцов, и детей Институтов. Его красивые снимки останутся не только на этих страницах, но и в наших сердцах.
Издание этой книги потребовало продолжительного труда. Нет предела благодарности всем, кто помог этому осуществиться. Первый редактор книги, Дж. Майкл Арментроут, который провел много часов, приводя первые рукописи в надлежащий вид. Предыдущий редактор, Джанет Гаугер, которая придирчиво прошлась по книге столько раз, что она может, вероятно, рассказать ее наизусть. Дональд Барнхаус, превосходный учитель и одинаково превосходный писатель, который редактировал книгу и любезно сделал много неоценимых предложений. Мы очень благодарны за иллюстрации, сделанные нашим художником, Джимом Калиссом, чьего легендарного терпения и добросердечности могло не хватить из-за наших требований.
Наших помощников, Неста Холвей, Кэти Рухлинг и Тамми Каден, которые помогали поддерживать нашу организованность так хорошо, поддерживая лучшие наши стороны, что мы смогли найти время, чтобы писать, редактировать и переписывать книгу.
Наш администратор, Линда Малетта, и наш финансовый директор, Роберт Дерр, которые организовали их работу так хорошо, что мы могли выкроить время, необходимое для завершения книги. Это немалое достижение для маленькой некоммерческой организации.
Наш издатель, Руди Шер, президент издательства «Сквеа Уан», который любит книги и уверен, что нужные и важные работы должны оставаться в печати, чтобы каждая новая мать имела возможность обучать своего ребенка.
Предисловие
Дети - самый большой подарок, который мы когда-то получим. Во всем мире мы лелеем наших детей. Матери выполнили геройские поступки и показали невероятную физическую силу, чтобы защитить своих детей от физического вреда. Практически все родители хотят, чтобы их дети достигли больше в жизни, чем когда-то достигли они.
Страдание детей вызывает большие эмоции в любом из нас больше, чем любые другие неудачи человечества.
С самых ранних дней человечества родители учили своих детей таким навыкам, которые, как они знают, поможет им стать лучшими охотниками за пищей и лучше, в свою очередь, при заботе и защите своих детей.
С самого начала борьба всегда была за выживание. В доисторические времена, это означало иметь физическую подготовку, чтобы бежать быстро и силу, чтобы нести тяжелые грузы; это также требовало умение построить убежище и найти пищу и способность противостоять животным или другим хищникам, опасным для человека.
В перенаселённом, быстро меняющемся, высоко технологичном мире двадцать первого столетия, естественный отбор требует, чтобы каждый человек был физически здоров, имел звуковую физиологическую конституцию и развивал интеллектуальную и эмоциональную способность преуспеть в экономически, геополитически, и биохимически угрожающей окружающей среде. Если мы можем дать нашим детям твердую образовательную базу сегодня, они станут лидерами лучшего и более безопасного мира завтра.
Как лучше всего подготовить наших детей, чтобы выжить и выделиться в современном мире было предметом большого количества писем от педагогов, педиатров, политиков, детских психологов и психиатров. Примечательно, что список действующих из лучших побуждений советчиков и авторов не включает "матерей"!
Инструкции по правильному способу обучения Вашего ребёнка, согласно образовательным рекомендациям, обычно начинаются со школьного возраста ребёнка или возраста детского сада, произвольно установлен возраст приблизительно с пяти лет. А любое исследование того, что делать с ребенком до этого возраста касается того "какие подгузники надеть Вашему ребенку" или "как долго Вы должны кормить грудью своего ребенка" или "какое приобретенное в магазине готовое детское питание будет лучшей пищей для Вашего ребёнка»!
Успехи, связанные с развитием новорождённого от рождения и в течение первых лет детства были впервые описаны подробно доктором Арнольдом Гезеллом, процитированы в Главе 2. Его работа привела к тому, что широко распространился термин «временные часы» для развития готовности к определённой деятельности.Авторы этой книги подчеркивают ошибки и ловушки термина «временные часы», если он связан с развитием. Если бы понятие было верно, то, почему некоторые дети читают задолго до того, как они идут в школу, и почему некоторые дети говорят полными предложениями или выражают себя бегло на более, чем одном языке до установленного времени? Почему младенцы любят слушать Моцарта столько же, сколько они слушают «Мерцай, мерцай, маленькая звёздочка» и почему они слушают истории о вулканических извержений и движении тектанических плит Земли так же легко, как они слушают сказку о приключениях Большой Птицы на «Улице Сезам»?
Во всестороннем и исчерпывающем исследовании тысяч младенцев во всех видах культур и обществ, и после пятидесяти лет экспериментах в своих Институтах, авторы получили убедительную историю того, почему младенцы впитывают информацию, как губки, и как они развивают способ, посредством которого они это делают. Авторы тогда продолжают объяснять, как использовать преимущества замечательных способностей новорождённого, чтобы научить Вашего ребенка с самого рождения навыкам с любовью и удовольствием. Обучая Вашего ребенка в то время, когда он или она наиболее восприимчивы к учению, способны приобретать знания без усилия и, наслаждаясь каждым мгновением учения, дает Вашему ребенку наилучшую возможность развить физиологическую конституцию, выносливость и интеллектуальные навыки, чтобы быть на высоте в нашем очень сложном мире. Никогда снова в жизни не будет мозг Вашего ребенка иметь способность учиться так, как он способен в первые три года после рождения.
Михай Диманческу, доктор медицины
Введение
Такой величественный орган, каким является мозг, начинает развиваться во время внутриутробного развития. Хотя обучение продолжается всю жизнь, существует возможность для постоянного мозгового роста и специальное обучение, которое происходит на первом году жизни.
Новорожденный период, или первые несколько недель, являются замечательным временем и происходят невероятные вещи. Это не только пассивное начало; это – бурный старт обучения и мозгового роста.
В течение первого года продолжается удивительный рост и обучение ребенка. Мозг ребенка быстро растет, что отражается в удивительных изменениях в окружности. головы
Этот период жизненно важен для мозгового развития. Доктора, ученые, и педагоги теперь признают, что первые несколько лет жизни - критическое время для приобретения навыков - и что соответствующая стимуляция и опыт чрезвычайно важны для оптимизации роста ребенка и его развития.
Эти ранние годы чрезвычайно важны. Это теперь признано что, чем скорее ребенок получает сенсорное стимуляцию и возможность подвижности и языкового выражения, тем более вероятно, что рост мозга, развитие и навыки будут оптимизированы.
Важно понять, как это происходит, чтобы пополнить Ваше понимание программ в этой книге. Ребенок в утробе создает миллиарды и миллиарды мозговых клеток до рождения. Те мозговые клетки только ждут стимуляции, чтобы создать сети функций, что позволит ребенку видеть, слышать, чувствовать, определять вкус и запах и опыт, который развивает подвижность, язык и мануальную способность.
Нормальный новорождённый будет иметь несколько основных функции при рождении, но должен включить сенсорную стимуляцию и моторику, чтобы развить эти функции, научиться или производить ассоциации. Когда объект воспринимается пятью сенсорными путями и приобретает значение для ребенка, обучение достигло цели.
Новорождённый должен также учиться объединять сенсорную информацию, чтобы произвести скоординированные движения, звуки и мануальную компетентность. Сенсорные пути должны предоставить информацию к областям ассоциации, к первичным сенсорным областям расшифровки, в памяти и в области планирования мозга, чтобы произвести соответствующий результат (такую как моторное действие). Моторные пути (подвижность, речь и мануальная компетентность) должны быть проверены сенсорными путями, чтобы усовершенствовать результат.
У здорового нормального новорождённого это - замечательный цикл, который усиливает обучение. У новорождённого с повреждённым мозгом это может быть порочным циклом, в котором плохой сенсорный вход приведет к плохому или несоответствующему результату.
У преждевременно новорождённого есть более ранний доступ к сенсорной стимуляции, чем у младенца, который находится ещё в утробе. Например, недоношенный ребенок имеет преимущество видеть свет и темноту, в то время как ребёнок в утробе не имеет доступа к такой стимуляции. У преждевременно рождённого младенца немедленно начинается зрительное развитие.
У новорождённого мозг подвергается трем естественным, но важным процессам, что можем назвать сокращение, изучение, и миелинизация (образование нервного волокна). Сокращение - интересное и основное явление мозга. У маленького ребёнка миллиарды и миллиарды мозговых клеток имеются при рождении. Однако, только те мозговые клетки, которые используются и должным образом стимулируются с достаточной частотой, интенсивностью и продолжительностью вначале, будут укреплены и образуют постоянные неврологические соединения, функционирующие как важные цепи или сети. Те, которые достаточно не используются, "сокращены". Таким образом, если они не используются, они отмирают.
К сожалению, были случаи, когда дети, которые родились с первичным «нормальными» или непострадавшим мозгом. Они попали в окружающую среду сенсорной недостаточности и потеряли возможность развить существенные способности. Некоторые были в переполненных приютах. Другие же были в домах, окружённые заботой, но из-за нехватки знаний со стороны родителей или воспитателей, эти младенцы находились в спокойной, неинтересной, тихой, нестимулирующей окружающей среде и получили небольшую сенсорную стимуляцию или двигательные возможности. Они, возможно, были ограничены детскими поддерживающими устройствами, манежами, ходунками или другими ограничительными устройствами, которые не позволяют свободно перемещаться и должной сенсорно-двигательной стимуляции и интеграции.
Исследования показали, что дети, размещенные в ходунки могут отставать в развитии по сравнению с детьми, которым разрешают ползать на животе и четвереньках, ходить в безопасном окружении. Кроме того, устройства типа ходунков – главная причина вреда здоровью маленьких детей. До такой степени, что новорождённый, лишенный сенсорной стимуляции или двигательного опыта и возможности выражения, потеряет некоторые функции.
Несмотря на то, что сокращение мозговых клеток может оказаться резким или непродуктивным явлением, оно представляет реальное сокращение массы мозгового вещества. Мозг требует постоянного, высококачественного источника энергии и питательных веществ и двадцать процентов всего поступающего кислорода. Те области, которые не используются, закрыты для получения этих ресурсов, как необходимо.
В то время как происходит сокращение, осуществляется и противоположный процесс- изучение. Вследствие укрепления мозговых нервных цепей, происходит постоянное формирование нейронных связей, если надлежащим образом осуществляется стимуляция.
Происходит также процессмиелинизации (образование нервного волокна).Этот процесс, в котором нейроны образуют изолированное покрытие в ходе своего развития, помогает установить связи и ускоряет информационный обмен. Проще говоря, мозг растет благодаря использованию, и нужно «использовать его или потерять его».
Но как работает мозг?
Как можно повлиять на него для улучшения?
Почему дети после рождения и в период младенчества столь особенные?
Как развивается мозговая и нервная система?
Что делает мозговая и нервная система?
Как она функционирует?
Что может сделать мать, чтобы помочь процессу сенсорного и двигательного развития?
Может мать по незнанию сделать что-нибудь, что могло бы затормозить или остановить оптимальное развитие мозга?
С Вашим ребёнком всё хорошо?
Действительно ли Ваш ребенок нормален?
Что такое нормальный?
Если у Вашего ребенка повреждение мозга, как Вы можете узнать это?
Как Вы можете помочь своему ребенку, если у него действительно есть проблема?
Такие и множество других вопросов проносятся в мыслях заинтересованных родителей. Институты Достижения Человеческого Потенциала, основанные в 1955 Гленном Доманом, ставят такие вопросы и ищут ответы на них вот уже полвека.
Эта книга объясняет как точно оценить сенсорные и двигательные пути ребенка и как точно составить программу, которая улучшит рост и развитие этих путей. Это захватывающее направляемое путешествие первых двенадцати месяцев роста и развития мозга.
Вся информация в этой книге представлена так, чтобы любая мать и отец, без медицинской подготовки, могли извлечь пользу из неё. Через неё мы можем почувствовать, как может выглядеть мир для новорождённых и как они его воспринимают. Мы лучше понимаем симптомы и расстройства в восприятии новорождённого. Вооруженные этими знаниями, мы знаем в чем нуждается и чего хочет наш ребенок, и у нас может быть большая радость от создания идеальной окружающей среды для него.
Каждый день драгоценен, и Ваш ребенок жаждет знания о мире вокруг него, начиная с момента рождения. Кормить мозг Вашего ребенка так же важно, как кормление его живота.
Цель этой книги состоит в том, чтобы помочь родителям понять мозговую и нервную систему. Родители могут тогда идти ясной дорогой, чтобы увеличить способности своего ребенка. Это не только чрезвычайно важный, но и очень радостный процесс как для матери, так и для ребенка.
Дениз Малкович, доктор медицины
Что Знают Матери.
С того самого момента, когда ребёнок рождается, начинается борьба. Мать прилагает все усилия, чтобы сохранить своего ребёнка поближе к ней, а окружающий мир прилагает все усилия, чтобы отделить мать от ребенка.
И это - ошибка, потому что матери - лучшие учителя в мире для своих младенцев.
Это все начинается с действующего из лучших побуждений больничного персонала, который часто уносит ребёнка в детское отделение подальше от матери. Позже, появляются профессионалы, которые уверены, что для двухлетнего малыша лучше находится в детском саду, чем дома с его матерью. За ними по пятам следует школьная система, где ребенок потратит лучшую часть своей жизни до 18 лет. Педагоги же теперь заявляют, что они хотят обучать детей уже в возрасте пяти лет, четырёх или даже трёх.
Задействованы значительные силы, чтобы отделить мать от ребёнка, и большинство людей принимает каждое из этих вторжений в естественную сферу влияния матери как нормальное. Словно именно так и обстояли дела всегда.
Но больничные детские, детские сады, и даже обязательное образование это вовсе не единственный вариант, который существовал для матерей и младенцев всегда. Это все - новомодные понятия и просто радикальный отход от традиции нахождения детей с их матерями до тех пор, пока они не будут готовы к тому, чтобы и желать этого и уже быть способными управлять своей жизнью самостоятельно.
В отличие от этих образцов современного общества, все матери знают интуитивно, что первые шесть лет жизни ребёнка являются самыми важными.
И в этом они абсолютно правы.
Большинство матерей знает, что первые несколько месяцев жизни жизненно важны для последующего пожизненного благополучия их детей.
И снова они правы в этой вере.
К сожалению, огромное большинство матерей не обладают информацией о том, что они должны использовать эти первые несколько месяцев для того, чтобы обеспечить наибольшие преимущества для их ребёнка, и сделать первые шесть лет жизни их ребенка настолько стимулирующими и полезными, насколько они могли бы быть - и должны быть.
Новые автомобили сопровождаются руководствами для пользователя, и, конечно же, мы все знаем, что младенцы куда как более важны, нежели автомобили. Безусловно, есть руководства о кормлении и уходе за младенцами. Есть книги об общих стадиях развития, которое может наблюдаться у среднестатистических здоровых детей.
Но эти пособия основаны на двух главных основных предположениях. Во-первых, потребности младенца являются, прежде всего, физиологическими и эмоциональными. Во-вторых, развитие младенца запускается звонками ряда генетически заданных будильников, которые срабатывают в определенный срок независимо от того, что при этом происходит или не происходит вовсе с ребёнком.
Это ложные предположения.
Именно из-за этих ложных предположений оказывается возможным, что современные младенцы воспитываются случайным образом вместо осмысленного целенаправленного процесса. И это - большой позор, потому что рост и развитие человеческого ребёнка слишком важны, чтобы быть оставленными на волю случая.
Кроме того, из-за этих ложных предположений, матерей все больше и больше убеждали, против их собственного мнения, позволить, чтобы об их младенцах заботились другие люди.
Естественный врожденный человеческий потенциал ребёнка огромен.
Если бы было истинно, что младенцев просто нужно кормить, обеспечивать им должный уход и хотя бы иногда обнимать и ничего больше, то общество вполне могло бы безопасно собирать сразу многих младенцев вместе, как множество маленьких овечек, под присмотром одного опекуна. Эта модель была фактически установлена и использовалась в Советском Союзе.
Но человеческие младенцы не маленькие овцы. Безусловно, они имеют физиологические и эмоциональные потребности, но кроме них они также имеют огромные неврологические потребности. Эта неврологическая потребность - потребность мозга в стимуляции и использовании возможностей.
Когда эти неврологические потребности полностью обеспечены, физические и интеллектуальные способности ребёнка расширяются.
Если, в противном случае, обеспечение неврологических потребностей ребёнка не будет выполнено, и если барьеры (преграды), которые могут остановить или замедлить рост и развитие мозга, не будут замечены и устранены, то ребёнок не достигнет этого огромного естественного человеческого потенциала.
Каждый ребёнок появляется на свет, сопровождаемый матерью, и есть хорошая причина для этого. Каждая мать, плохо знакома ли она с этой новой работой или чрезвычайно опытна, имеет изумительную способность и возможность наблюдать за своим ребёнком, и действовать, интуитивно основываясь на её собственных наблюдениях.
И в её худший день она сделает это все лучше со своим собственным ребенком, чем большинство других людей сделало бы в их лучшие дни.
Это объясняет, почему матери всегда с подозрением относились к теории заданных будильников развития. Они видели, что их младенцы игнорируют предполагаемый для них неизменным график развития.
Матери также сомневались в заявлениях, что человеческие способности предопределены генетикой. С незапамятных времен матери и отцы помогали своим детям развивать способности, которых ни отец, ни мать, ни бабушка и дедушка никогда не имели.
Матери знали о младенцах больше чем кто - либо ещё с самого сотворения мира.
Именно матери успешно доставили нас от доисторических времен в настоящее.
Однако современная мать оказывается перед очень большой проблемой: её собственное возможное исчезновение.
Она имеет те же самые способности наблюдать, ту же самую интуицию, те же самые инстинкты, и ту же самую любовь к своему ребёнку, которые матери имели всегда в человеческой истории. Но ей угрожает окружающий её мир, в котором больше не безопасно быть матерью. В этом мире она должна бороться, чтобы сохранить своего ребёнка рядом с ней с того самого момента, как он рождается. В этом мире ей часто говорят, что её ребёнок куда более обеспечен заботой в детском отделении, чем в её руках.
Это - мир, в котором больше не считается престижным или полезным быть матерью.
Матери знают, что что-то очень неправильно с обществом, которое больше не уважает матерей и уделяет совсем мало времени и интереса развитию его самых молодых и самых уязвимых членов.
Когда новая мать действительно выигрывает это первое сражение, и наконец, получает доступ к своему собственному новорожденному ребёнку наравне со всеми остальными людьми, она делает то же самое, что всегда делали все матери. Она начинает считать: десять пальцев, десять пальцев ног, два уха, один рот.
Она начинает подсчёт, чтобы оценить своего собственного ребёнка. Она удостоверяется, что у него есть всё, что он должен иметь и что он функционирует так, как он должен функционировать.
Поскольку она знает, как считать, она не нуждается в помощи со своим первым подсчётом. Но как только он закончен, она предоставлена сама себе. Она изучает глаза своего ребёнка и к её чрезвычайному удивлению и изумлению, она видит интеллект, к которому её никто не подготовил.
Отец видит это также. На мгновение они ошеломлены. Они поражены потенциалом, который они ощущают в этом ребёнке и ответственностью, которая на них ложится. Они делают тысячу невысказанных обещаний своему новому ребёнку.
Они, более чем вероятно, выполнят большинство этих обещаний. К сожалению, самое важное обещание, о помощи ребёнку стать самым лучшим, каким он только может стать, может ускользнуть от них, просто потому, что мать и отец не знают, как помочь ему сделать это.
Им рассказали о том, как обеспечить физический рост и здоровье ребёнка, и кое-что о его эмоциональных потребностях, но мир имеет немного знаний и едва ли какое-либо уважение к реальному потенциалу ребёнка.
«Кормите их и любите их»,- лучшее, что средний доктор, возможно, сказал им, но вероятно никто не сказал им о помощи ребенку учиться. Им сказали, что есть ещё много времени, чтобы подумать об этом, когда ребенок пойдёт в школу. Некоторые даже сказали им, что они вредят ребёнку, если они помогают ему учиться слишком рано, прежде чем ребёнок "готов".
Правдой является то, что такая задержка тратит впустую его шесть самых важных лет. К сожалению, множество матерей и отцов были запуганы миром вокруг них. Наша цель состоит в том, чтобы помочь родителям обеспечить рост и развитие их младенцев в самом полном смысле. Родители должны знать то, что важно и что не важно.
Вооруженные этими знаниями, мать и отец могут объединить их со своим уникальным знанием своего ребёнка, чтобы создать такую окружающую среду, которая обращается и к основным (элементарным) потребностям выживания ребёнка и к потребностям развития его мозга.
Эта книга - история о том, как дать ребёнку старт для достижения его полного потенциала. Её цель состоит в том, чтобы помочь родителям понять процесс роста и развития мозга у новорожденного ребёнка, чтобы родители были в состоянии создать окружающую среду, которая будет увеличивать и обогащать этот рост и развитие.
Поиск Здоровья.
Когда мы начали заниматься детьми с травмами мозга, большинство наших ребят было неспособно ходить или говорить. Многие испытывали недостаток обеих этих способностей. Нашей первой целью поэтому было понимание процесса развития хождения и говорения.
Наше исследование началось как большинство исследований, с поиска в медицинской литературе и изучения того, что было написано до того времени по этой теме. Мы были удивлены. Мы были ошеломлены тем, что обнаружили, что фактически ничего не было написано о развитии маленького ребёнка. Арнольд Геселл, пионер в исследовании детского развития, вот и всё, что нашлось. Похоже, что Геселл был, возможно, первым человеком во всей написанной медицинской литературе, который сделал работой своей жизни определение того, здоров ли ребенок.
Геселл, конечно, изучал здорового ребёнка в широком понимании, не только движение ребенка и речь, но и его социальное развитие в общем. Он, однако, не попытался объяснить развитие ребёнка, а посвятил себя тому, чтобы просто быть осторожным наблюдателем ребёнка и его развития.
У нас были намного более широкие интересы. Где Геселл делал запись, в каком возрасте ребенок научился двигаться и говорить, мы хотели знать, как он сделал это, и почему он сделал это. Мы хотели идентифицировать (опознать) факторы, существенные для развития ребёнка. В общем, мы должны были искать эти ответы самостоятельно.
Сначала мы пошли к тем людям, которые, как предполагалось, могли бы это знать. "Как ребенок развивается?" спросили мы экспертов. "Какие факторы являются необходимыми для его развития?" Мы спросили педиатров, терапевтов, медсестер, акушеров, и всех других специалистов, которые были заинтересованы в развитии здорового ребёнка. Мы были удивлены и обеспокоены нехваткой знаний, с которой мы столкнулись.
Постепенно мы пришли к пониманию причины: люди, с которыми мы консультировались, редко видели здоровых детей! Причина, по которой ребенка ведут к врачу, медсестре или терапевту обычно состоит в том, что очевидно ребёнок не здоров. Таким образом, люди, которых мы спрашивали, видели, прежде всего, больных детей. Мы обнаружили поэтому и в литературе и в наших беседах с другими профессионалами, что хотя о нездоровых детях существовало много информации, очень немного было о здоровых и о том, почему они развиваются именно так.
Наконец мы поняли, что те, кто знал больше всего о развитии здоровых детей, это матери. Но хотя матери могли многое нам рассказать, они были естественно немного неопределенны относительно точного времени, когда ребёнок сделал то, что он сделал, и что было существенным в том, что он сделал. Для научного запроса мы нуждались в большей точности, и таким образом мы решили обратиться к источнику - непосредственно к самим младенцам.
Мир стал нашей лабораторией, а младенцы нашим самым драгоценным клиническим материалом. Мы просили разрешения изучать каждого ребёнка, которого мы могли найти. Мы сосредоточились сначала на хождении. Мы тщательно следовали за ребёнком с момента его рождения и до тех пор, когда он уже учился ходить.
Что, спрашивали мы себя, является тем, что могло бы предотвратить хождение, если в чём-то было бы отказано ребёнку или удалено из его окружающей среды? Что является тем, что, будучи дано ребенку в изобилии, может ускорить его обучение хождению? Мы изучили многих и многих новорожденных здоровых детей.
После нескольких увлекательных лет исследований, мы знали, что обнаружили ту тропу, по которой каждый из нас индивидуально прошел, будучи младенцем. Мы также пришли к ощущению, что мы поняли эту тропу. В темном и прежде бесперспективном туннеле мы начинали видеть свет.
Было совершенно очевидно, что этот путь развития, по которому ребёнок следовал, чтобы стать человеком в полном смысле слова, был одновременно и очень древним и очень чётким. Этот путь, что было интересно отметить, не оставлял ни малейших других вариантов. Не было никаких обходов, никаких перекрестков, никаких пересечений, никаких других изменений по пути. Это была неизменная дорога, которой следовал каждый здоровый ребёнок в процессе развития. Любой, кто мог тщательно наблюдать, мог выяснить, как здоровый ребёнок учится ходить.
Когда все посторонние, не жизненно важные для хождения факторы были удалены, стало ясно, что путь к хождению состоит из четырёх жизненно важных стадии.
Первая стадия начинается с рождения, когда ребёнок в состоянии двигать частями тела, но не в состоянии использовать эти движения для перемещения его тела с места на место. Мы назвали это "движением без мобильности" (см. иллюстрацию 2.1).
Иллюстрация 2.1 Движения рук и ног без перемещения тела
Вторая стадия начинается, когда ребёнок узнает, иногда в течение нескольких часов, что перемещая его руки и ноги в определенной манере с его животом, прижатым к полу, он может перемещаться от пункта А к пункту Б. Это то, что мы назвали "передвижением без мобильности" (см. иллюстрацию 2.2).
Иллюстрация 2.2 Ползание на животе
Немного позже начинается третья стадия, когда ребёнок впервые учится игнорировать гравитацию и вставать на руки и колени, перемещаясь по полу в этой более эффективной и более квалифицированной манере. Это мы назвали "ползанием" (см. иллюстрацию 2.3).
Иллюстрация 2.3 Ползание на четвереньках
Последняя существенная стадия начинается, когда ребёнок учится вставать на ноги и идти, стадия, которую все мы знаем как "хождение" (см. иллюстрацию 2.4).
Иллюстрация 2.4 Ходьба
Жизненно важно понять значение этих четырех стадий. Мы можем увидеть их важность, если мы рассмотрим их как стадии обучения. Подумайте о стадии один, о движении рук, ног и тела без мобильности, как о детском саде; подумайте о стадии два, ещё неловком ползании на животе, как о средней школе; подумайте о стадии три, ползании, как о старшей школе; и затем подумайте о стадии четыре, о хождении, как о колледже. Ни один ребёнок никогда не пропускает всю школу. Никакой ребёнок не заканчивает колледж прежде, чем он оканчивает среднюю школу.
Есть древнее высказывание, что Вы должны научиться ползать прежде, чем Вы сможете идти. Мы теперь чувствуем себя вправе сказать, что Вы сначала должны научиться двигать Вашими руками и ногам прежде, чем Вы сможете ползать на животе, и Вы должны научиться ползать на животе прежде, чем Вы можете ползать на руках и коленях.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|