Сделай Сам Свою Работу на 5

Обзор проведенного исследования





35. Мы достигли теперь одного из конечных пунктов настоящего

исследования.

В краткой формулировке всего изложенного, в той мере,


в какой это необходимо для связи с дальнейшим, предлагаемый здесь взгляд на язык существенным образом основывается на представле­нии о том, что последний является одновременно необходимым за­вершением мышления и естественным развитием врожденной спо­собности, характеризующей человека как такового. Это не есть, однако, развитие инстинкта, которое можно было бы объяснять чис­то физиологически. Не будучи актом непосредственного сознания и даже актом внезапной спонтанности и свободы, язык все же может принадлежать лишь существу, наделенному сознанием и свободой, исходя таким образом из непостижимых для него самого глубин его индивидуальности и из деятельности заложенных в нем сил. Ведь язык целиком зависит от бессознательной энергии, приводящей в действие человеческую индивидуальность, и от формы, в которую этот процесс выливается. Однако вследствие такой связи с индиви­дуальной реальностью, а также в силу ряда других, дополнитель­ных, причин, язык в то же время оказывается подверженным влия­нию обстоятельств, окружающих человека в мире и воздействую­щих даже на акты его свободы. В языке, в той мере, в какой он является реальным достоянием человека, различаются два коаош*-тутивных принципа: внутреннее языковое сознание (под которым я понимаю не особую силу, но всю совокупность духовных способнос­тей относительно к образованию и употреблению языка, то есть лишь направление) и звук — постольку, поскольку он зависит от свойств органов и основывается на уже усвоенном. Внутреннее языковое сознание — это принцип, объемлющий язык изнутри, придающий всему изначальный импульс. Звук сам по себе можно было бы упо­добить пассивной, укладывающейся в определенные формы мате­рии; лишь приобретая артикулированный характер благодаря про­никновению в него языкового сознания и тем самым нераздельно объ­единяя в себе находящиеся в постоянном взаимодействии интеллек­туальную и чувственную силу, звук превращается в наделенное пос­тоянной символизирующей функцией истинное и даже, по-видимому,



самостоятельное творческое начало языка. Общий закон существова-



8*

ния человека в, мире состоит в том, что он не может породить ничего, что немедленно не превратилось бы в фактор, оказывающий на него обратное воздействие и обусловливающий его дальнейшее творче- \ ство; так и звук в свою очередь меняет установки и поведение внут- \ реннего языкового сознания. Таким образом, всякое новое творение не просто сохраняет направление первоначальной силы, но прини- мает ориентацию, складывающуюся из первоначальной и привнесен-ной тем, что было ранее сотворено. Поскольку врожденная способ­ность к языку является общей для всех людей и каждый должен носить в себе ключ к пониманию всех языков, то отсюда следует, что форма всех языков в своих существенных чертах должна быть одинаковой и всегда направленной к достижению общей цели. Раз­личия могут проявляться только в средствах и только в границах, совместимых с достижением цели. Тем не менее различия между языками многообразны и затрагивают не только звуки (что привело бы только к различному обозначению одних и тех же вещей), но


также и использование языковым, сознанием звуков применительно к языковой форме и даже собственно трактовку этой формы. Деятельность самого по себе языкового сознания, постольку по­скольку языки всего лишь формальны, должна была бы привести к их единообразию, ибо оно должно требовать от всех языков правильного и регулярного строения, которое может быть только одним и тем же. В действительности, однако, дело обстоит иначе — отчасти из-за обратного воздействия звука, отчасти из-за индиви­дуальности проявлений внутреннего сознания. Дело в том, что все _ зависит от той энергии, с которой оно воздействует на звук и превращает последний в живое выражение мысли во всех ее тон­чайших оттенках. А эта энергия не может быть повсюду одинако­вой, не может повсюду обнаруживать одинаковую интенсивность, живость и регулярность. Не всегда она также поддерживается равной склонностью к символической трактовке мышления и рав­ным эстетическим наслаждением богатством звуков и их согласием. Все же устремления внутреннего языкового сознания всегда оста­ются направленными на единообразие в языках, и даже отклоняю­щиеся формы оно старается тем или иным способом вернуть на пра­вильный путь. Напротив, звук — это поистине принцип, умножаю-щий различия, так как звук зависит от свойств тех органов, которые главным образом участвуют в образовании алфавита, представляю­щего собой, как пoкaзывает соответствующий анализ, основу каж­дого языка. Далее, как раз артикулированный звук имеет свои собственные законы и навыки, основанные частью на легкости, час­тью на благозвучии произношения; хотя они в свою очередь вносят некоторое единообразие, но при конкретном применении неотвра­тимо приводят к появлению различий. Наконец, поскольку мы ни­когда не имеем дела с языком в его непосредственных истоках, звук всегда опирается на предшествующие этапы развития и подвержен иноязычным влияниям. Во всем этом вместе заключаются причины неизбежного разнообразия строения человеческих языков. Языки не могут иметь одинаковое строение, поскольку нации, говорящие на них, различны и образ их жизни обусловливается различными обстоятельствами.



При наблюдении языка как такового должна быть вскрыта фор­ма, которая среди всех мыслимых форм более всего соответствует задачам языка; недостатки и преимущества конкретных языков нужно уметь оценивать по степени их приближения к этой единствен­ной форме. Следуя по этому пути, мы нашли, что такой формой долж­на быть та, которая более всего подходит для общей направленности человеческого духа, своей оптимально упорядоченной деятельно­стью способствует его росту и не просто облегчает соотносительную согласованность всех его устремлений, но еще более оживляет ее посредством обратного воздействия. Однако духовная деятельность ставит перед собой не только цель своего внутреннего возвышения. Добиваясь этой цели, она неизбежно направляет свои силы и вовне, с тем чтобы возвести научное здание мировоззрения и с этих позиций снова выступать в качестве творческой энергии. Этот момент мы


также включили в рассмотрение и пришли к очевидному выводу, что такое расширение человеческого кругозора удается лучше все-' го или даже исключительно при условии наличия самой совершенной языковой формы. Поэтому мы подробнее занялись последней, и я попытался указать характеристики этой формы в тех моментах, где поведение языка оказывается непосредственно связанным с дос­тижением его конечных целей. Вопрос, как языку удается выразить мысль в простом предложении и в периоде, где переплетается много предложений, казалось, представлял здесь самое простое решение задачи самоутверждения языка соотносительно и с его внутренни­ми, и с его внешними целями. Однако от выяснения этого вопроса пришлось сразу возвратиться назад, для того, чтобы дать необхо­димую характеристику отдельным элементам. Нельзя ждать того, что какая-либо языковая семья или хотя бы один язык как таковой по всем пунктам соответствовал бы совершенной языковой форме; нам, во всяком случае, такой язык неизвестен. Однако санскритские языки более всего приближаются к этой форме, и в то же время это те языки, которые успешнее всего способствовали духовному раз­витию человечества на долгом пути прогресса. Следовательно, мы можем рассматривать их как прочный отправной пункт для срав­нения со всеми остальными.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.