Сделай Сам Свою Работу на 5

ЕГИПЕТ И МЕКСИКА - НОВЫЕ СОВПАДЕНИЯ?





Завершая свои исследования пирамид и проспектов Тео-тиуакана, Стэнсбери Хагар подвел итог: "Мы еще не осоз­нали ни важности, ни утонченности, ни широты распрост­ранения в древней Америке культа астрономии, существен­ной частью которого была небесная карта, а Теотиуакан — одним из главных центров".

Но был ли это просто "культ" астрономии? Или это приближалось к тому, что мы называем наукой? Но будь это культом или наукой, правильно ли говорить о ее (его) "широком распространении" только в Америке, тогда так много свидетельств, связывающих ее (его) с другими частя­ми Древнего Мира?

Например, палеоастрономы, пользуясь новейшими ком­пьютерными программами для создания карт звездного неба, продемонстрировали недавно, что три всемирно известные пирамиды расположены на египетском плато Гиза точь-в-точь как три звезды из пояса созвездия Ориона. И эта звездная карта, созданная древнеегипетскими жрецами в песках на западном берегу Нила, еще не предел. В поле их всеохватывающего зрения, как мы увидим в частях VI и VII этой книги, оказался и такой природный объект, как река Нил: относительно него пирамиды расположены так, как будто он изображает Млечный Путь.



Использование "звездных карт" в ключевых стройках Египта и Мексики вовсе не исключает религиозных функ­ций. Напротив, какой бы иной цели ни служили монумен­ты Теотиуакана и плато Гиза, ясно, что они играли немало­важную культовую роль в жизни общества.

Так, центральноамериканские предания, собранные в XVIII веке отцом Бернардино де Саагуном, наглядно свиде­тельствуют, что в древние времена Теотиуакан, согласно широко распространенным поверьям, выполнял, по край­ней мере, одну, но специфическую и важную религиозную функцию. Согласно этим легендам, Город Богов назывался так потому, что погребенные там после смерти властители

не подвергались тлению, но превращались в богов... Ины­ми словами, это было "место, где люди становились бога­ми". Кроме того, это место было известно как "обитель тех, кто знает дорогу к богам", и "место, где делают богов".

Является ли совпадением, подумал я, что такую же ре­лигиозную цель преследовали три пирамиды в Гизе? Древ­ние иероглифические "Тексты Пирамид", древнейшие па­мятники письменности в мире, не оставляют места для со­мнений в конечной цели ритуалов, выполнявшихся в этих колоссальных сооружениях: произвести перевоплощение усопшего фараона, "распахнуть врата небесного свода и про­ложить дорогу", по которой он мог бы "вознестись в сооб­щество богов".



Представление о пирамидах, как устройствах, предназ­наченных (предположительно, в метафизическом смысле) для "превращения людей в богов", является, как мне ка­жется, слишком своеобразным и специфическим, чтобы к нему могли независимо прийти в Древнем Египте и Мекси­ке. Равно как и идея использовать карту неба для размеще­ния священных объектов.

Более того, есть и другие странные совпадения, кото­рые заслуживают рассмотрения.

Точно как в Гизе, в Теотиуакане построены три глав­ные пирамиды: пирамида и храм Кецалькоатля, пирамида Солнца и пирамида Луны. Точно, как и в Гизе, планировка строительства не симметрична, как можно было бы ожи­дать, причем два сооружения расположены друг против друга, а третье сознательно смещено в сторону. И, наконец, в Гизе вершины Великой пирамиды и пирамиды Хефрена нахо­дятся на одном уровне, хотя собственная высота первой больше, чем второй. Аналогично в Теотиуакане вершины пирамиды Солнца и Луны находятся на одном уровне, хотя первая выше. Разная высота пирамид в обоих случаях ком­пенсирует разницу уровней оснований.

Может ли все это быть совпадением? Не логичнее ли предположить наличие в древности связи между Мексикой и Египтом?



По причинам, которые я изложил в главах 18 и 19, я сомневаюсь в наличии прямого, причинно-следственного контакта — по крайней мере, в исторические времена. Так же, как и в случае с календарем майя и ранними картами Антарктики, более логичным представляется вариант обще­го наследства, когда египетские пирамиды и руины Теотиу­акана отражают технические достижения, географические

знания, уровень развития астрономии (а возможно, и рели­гиозные воззрения) забытой цивилизации, которая неког­да, по выражению Пополь-Вух, изучила "четыре стороны света, четыре угла небосвода и лика Земли".

В широких академических кругах существовало едино­душие относительно возраста пирамид Гизы — примерно 4500 лет. Гораздо меньше единодушия наблюдалось по по­воду Теотиуакана. Ни Улица мертвых, ни храм Кецалькоат-ля, ни пирамиды Солнца и Луны не подвергались точной датировке. Большинство ученых считало, что расцвет горо­да пришелся на период между 100 годом до н.э. и 600 годом н.э., но другие решительно возражали, относя его расцвет к более раннему времени, между 1500 и 1000 года­ми до н.э. Были и третьи, которые, основываясь на данных геологических исследований, относили дату основания к 4000 году до н.э., до извержения вулкана Хитли, расположенно­го неподалеку.

Учитывая неопределенность оценок возраста Теотиуа­кана, меня нисколько не удивило, что у историков не было ни малейшего представления о том, кто на самом деле пост­роил самую большую и самую замечательную столицу из существовавших когда-либо в Новом Свете до Колумба Можно достоверно утверждать лишь то, что, когда ацтеки на пути к своему имперскому могуществу впервые вступи­ли в XII веке в этот замечательный город, его колоссальные сооружения и проспекты уже были невероятно старыми и так заросли, что производили впечатление элементов ланд­шафта, а не искусственных сооружений. Однако к ним вос­ходит местная легенда, передававшаяся от поколения к по­колению, о том, что они построены великанами и предназ­начены для того, чтобы превращать людей в богов.

ОТБЛЕСКИ ЗАБЫТОЙ ЛЕГЕНДЫ

Уходя из храма Кецалькоатля, я пересек Цитадель в западном направлении.

На самом деле не существует никаких археологических свидетельств того, что это огромное замкнутое простран­ство служило когда-нибудь крепостью либо вообще имело военное или оборонительное значение. Как и многое другое в Теотиуакане, оно было спланировано и построено с нео­бычной тщательностью, но его истинное назначение оста­лось неразгаданным современной наукой. Ацтеки давшие имя пирамидам Солнца и Луны (эти названия сохранились, хотя никто и понятия не имел, как называли их строители)' не сумели придумать названия для Цитадели, предоставив

это испанцам. Последние окрестили ее именно так, что не­удивительно для площадки размером 15 гектаров, окружен­ной семиметровой стеной общей длиной 1,8 километра.

Я добрался до западного края Цитадели. Поднялся на стену по крутым ступеням и повернулся лицом на север к Улице мертвых. Снова пришлось напомнить себе, что это название огромному и впечатляющему проспекту дали не теотиуаканцы, кто бы они ни были. Испанское название Calle de los Muertos — перевод с ацтекского и основано, по-видимому, на подозрении, что многочисленные курганы по бокам "елицы" являются погребениями (что, кстати, не под­твердилось).

Мы уже рассматривали возможность того, что Путь мер­твых служил земным отображением Млечного Пути. В этом отношении представляет интерес работа другого американ­ца, Альфреда Шлеммера, который, подобно Хью Харлсто-ну, был инженером. Специальность Шлеммера — техничес­кие прогнозы, особенно предсказания землетрясений.

Точка зрения Шлеммера сводится к тому, что Улица мертвых, возможно, никогда не была улицей. По его пред­положению, вдоль нее первоначально была устроена цепоч­ка отражательных прудов, заполненных водой, спускавшейся через серию запруд от пирамиды Луны на севере к Цитаде­ли на юге.

Шагая на север, по направлению к далекой пирамиде Луны, я думал, что в пользу этой гипотезы говорит ряд обстоятельств. Начнем с того, что через равные интервалы "Улица" перегорожена довольно высокими стенами, у ос­нования которых ясно виднеются остатки хорошо оборудо­ванных шлюзовых устройств. К тому же общий уклон по­верхности облегчает течение воды, поскольку основание пирамиды Луны расположено примерно на 30 метров выше уровня грунта перед Цитаделью. Разделенные секции легко •могли быть заполнены водой и играть роль отражателей света, создавая картину более впечатляющую, чем Тадж-Махал или легендарные Сады Семирамиды. И, наконец, как было установлено в процессе топографической съемки Теотиуакана (которая финансировалась Национальным на­учным фондом в Вашингтоне и возглавлялась профессором Рене Миллоном из Рочестерского университета), город в древности располагал "тщательно организованной системой каналов и проточных водоемов, прорытых к спрямленному участку реки; эта гидравлическая сеть обеспечивала сток воды в озеро Тескоко, в наши дни находящееся на расстоя­нии 16 километров (но в древности, возможно, ближе)".

Было много дискуссий о назначении этой развитой гид­равлической системы. По мнению Шлеммера, часть ее слу­жила практической цели "дальнего сейсмического монито­ринга" — древней, но неизвестной ныне науки . Он отме­чал, что отдаленные землетрясения "могут по всей планете вызывать на поверхности жидкости стоячие волны", и пред­положил, что грамотно размещенные и отградуированные отражательные бассейны на Улице мертвых "давали теотиу-аканцам возможность определять по образующимся там сто­ячим волнам место и силу землетрясений, происходящих на Земле, позволяя таким образом прогнозировать их в своем регионе".

Разумеется, гипотеза Шлеммера не доказана. Однако, вспоминая очевидную привязку мексиканской мифологии к землетрябениям и наводнениям, а также озабоченность предсказаниями будущего, отраженную в календаре, я все меньше был склонен отмахиваться от вроде бы легковесных объяснений американского инженера. Если Шлеммер прав и древние жители Теотиуакана действительно понимали принципы резонанса колебаний и практически использова­ли их для предсказания землетрясений, значит, в их распо­ряжении была высокоразвитая наука! Если правы Хагар и Харлстон и геометрическая форма Теотиуакана действительно моделирует Солнечную систему, это также наводит на мысль, что город был основан высокоразвитой, но неизвестной ци­вилизацией.

Я продолжил свой путь на север вдоль Улицы мертвых и свернул на восток, к пирамиде Солнца. Не доходя до этого величественного памятника, я остановился возле раз­рушенного патио, главной особенностью которого был древ­ний "храм", скрывавший под каменным полом головоломку.

ГЛАВА 23 СОЛНЦЕ, ЛУНА И ПУТЬ МЕРТВЫХ

Одни археологические открытия становятся сенсацией, другие — нет. Ко второй категории относится обнаружение толстого слоя слюды между двумя верхними уровнями пи­рамиды Солнца в Теотиуакане во время реставрационных работ в 1906 году. Отсутствие интереса к находке и после­дующим исследованиям с целью определения назначения слюды вполне объяснимы, поскольку слюду, которая имеет значительную коммерческую ценность, сразу после обнару­жения немедленно собрали и продали. Ответственным за эту акцию был, видимо, лично Леопольде Бартрес, которо­му мексиканское правительство поручило реставрацию по­страдавшей от времени пирамиды.

Позднее в Теотиуакане еще находили слюду (в Слюдя­ном храме), и это событие тоже прошло незаметно. Здесь причину объяснить труднее, поскольку слюду не украли и она до сих пор лежит на объекте.

Слюдяной храм — одно из зданий, расположенных вок­руг патио в трехстах метрах к югу от западного фасада

 

 

пирамиды Солнца. Сразу под полом, вымощенным тяже­лыми каменными плитами, археологи, чья работа финанси­ровалась фондом "Викинг", обнаружили два массивных ли­ста слюды, тщательно уложенных в далеком прошлом людь­ми, которые явно умели резать и отбрасывать этот матери­ал. Большие листы слюды были уложены в два слоя, один на другой.

Слюда не является однородным веществом; в ее состав входят, в частности, элементы различных металлов — в за­висимости от месторождения. Среди этих металлов типич­ными являются калий и алюминий, а также (в различных количествах) окислы двух- и трехвалентного железа, маг­ний, литий, марганец и титан. Элементный состав слюды, найденной в Теотиуакане, показывает, что эти листы отно­сятся к такому ее вицу, который встречается только в Бра­зилии, более чем в 3000 километрах отсюда. Ясно, что стро­ителям храма была необходима именно такая слюда, ради нее они были готовы отправиться бог знает куда; в против­ном случае они могли бы спокойно воспользоваться слю­дой из ближайших месторождений.

Слюда, как известно, не является общепринятым мате­риалом для пола. К тому же здесь она укладывалась под ним, скрытая от глаз, что выглядит совершенно необъясни­мым, тем более что подобной строительной конструкции не обнаружено не только в древней Америке, но и вообще нигде в мире.

Безумно жаль, что уже никогда не удастся ничего уз­нать о большом листе слюды, который откопал Бартрес в пирамиде Солнца в 1906 году. Что же касается двух листов из Слюдяного храма, то, поскольку способ их монтажа за­ведомо исключает декоративную функцию, приходится пред­положить, что по проекту на них возлагались какие-то иные задачи. Следует иметь в виду, что слюда обладает рядом свойств, делающих ее особенно привлекательной для неко­торых технических приложений. В современной промыш­ленности она используется в конденсаторах, ценится как-тепловая и электрическая изоляция. Она непрозрачна для быстрых нейтронов и может использоваться в качестве за­медлителя ядерных реакций.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.