Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 17 глава





После обхода территории и объектов прокурор принима­ет осужденных, записавшихся к нему на личный прием, рас­сматривает и по возможности разрешает жалобы, принятые им от осужденных как во время обхода, так и в процессе личного приема. При необходимости прокурор истребует от администрации объяснения.

При опросе осужденных прокурор выясняет: соблюда­ются ли их права и законные интересы и выполняются ли ими обязанности; предоставляются ли им, как часто, с кем свидания; предоставляется ли им право на телефонные раз­говоры, с кем и как часто; предоставляются ли им прогулки, когда и сколько времени отводится на них; предоставляют­ся ли им другие предусмотренные законом права и выясня­ются другие вопросы, относящиеся к предмету прокурорского надзора.

Следующим этапом является ознакомление с приказами и распоряжениями администрации исправительного учреждения.

Проверка завершается составлением акта. В акте проверки отражаются выявленные нарушения, и причины, создающие условия для нарушения законности. Акт проверки заканчивается предложениями по устранению выявленных нарушений. Составленный акт подписывается прокурором и семи участниками проверки, включая представителей администрации. Один экземпляр акта прокурор вручает начальнику исправительного учреждения для исполнения[150].



В дальнейшем прокурор осуществляет надзор за исполнением внесенных предложений администрацией.

 

Участие прокурора в судебном рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора

 

Участие прокурора в судебном рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора (предоставление и отмена условно-досрочного освобождения, замена неотбытой части наказания более мягким, освобождение по болезни, изменение режима отбывания наказания и т.п.), является отдельным направлением прокурорской деятельности в рамках участия прокурора в уголовном судопроизводстве.

Статья 399 УПК РФ устанавливает, что в судебных производствах по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора, вправе участвовать прокурор.

Традиционно в специальной литературе участие прокурора в этих производствах обусловливалось осуществлением надзорных функций. По мнению ряда ученых, участвуя в уголовно-процессуальных производствах, не связанных с изобличением лица в совершении преступления и назначением ему наказания, прокурор осуществляет надзор, однако объектом надзора является не деятельность суда (или сам суд), а состояние законности[151]. Вместе с тем, принимая во внимание, что действующее законодательство исключает суд из объекта надзорной деятельности, в ходе исполнения наказания прокурор осуществляет надзор лишь за деятельностью исправительных органов и учреждений, а при рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговора, участвует в судебном производстве на правах участника, не наделенного надзорной властью.



По мнению других ученых, прокурор в рассматриваемых производствах осуществляет функцию поддержания последствий обвинения, выражающуюся в поддержании применения или отказа в применении различных мер уголовно-правового характера, направленных на изменение или досрочное прекращения отбывания назначенного приговором суда наказания[152].

По нашему мнению, эта позиция также уязвима. Во-первых, действующее законодательство не знает такого легального понятия как последствия обвинения. Во-вторых, исходя из практики международного суда[153] и направленности обвинительной деятельности, можно предположить, что эта деятельность должна быть направлена на применение уголовно-правовых и иных ограничений в ходе отбывания наказания. Однако применение любых уголовно-правовых ограничений или мер дисциплинарного воздействия, согласно действующему законодательству, является исключительной прерогативой администрации исправительных органов и учреждений или суда. К тому же отечественный закон, по большому счету, не предусматривает подобных мер. В этой связи вести речь о поддержании прокурором последствий обвинения едва ли оправдано.



Представляется, что в рассматриваемых производства прокурор осуществляет так называемую правообеспечительную функцию, заключающуюся в обеспечении нормального развития уголовно-процессуальных отношений и создании тем самым условий для успешной правоприменительной деятельности[154].

Статья 399 УПК РФ гласит, что, участвуя в производствах по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора, прокурор высказывает мнение о возможности применения той или иной меры. Мнение прокурора может быть выражено как устно (путем занесения в протокол судебного заседания), так и письменно (путем составления и представления суду отдельного документа).

Несмотря на то, что ст. 399 УПК РФ оставляет открытым вопрос об иных процессуальных возможностях прокурора, прокурор в рассматриваемых производствах пользуется всеми процессуальными возможностями, предоставленными ему УПК РФ как участнику судебного заседания с учетом упрощенного характера производства, а именно: правом заявления отводов и ходатайств, представления документов, высказывания возражений, поставления вопросов и т.п.

Статья 401 УПК РФ предоставляет прокурору право принесения кассационного представления в случае несогласия с решением суда.

Хотя действующий УПК РФ прямо не предусматривает возможность принесения надзорного представления, такая возможность вытекает из системного толкования норм УПК РФ. К тому же Конституционный Суд РФ в одном из своих постановлений прямо указал, что решения принятые в порядке гл. 47 УПК РФ могут быть обжалованы в надзорном порядке по общим правилам гл. 48 УПК РФ[155].

 

 

Контрольные вопросы:

 

 

1. Что представляет собой прокурорский надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказания и назначаемых судом мер принудительного характера?

2. В чем заключается специфика прокурорского надзора за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказания и назначаемых судом мер принудительного характера?

3. Что включает в себя предмет данной отрасли?

4. Каковы пределы прокурорского надзора за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказания и назначаемых судом мер принудительного характера?

5. В чем специфика реализации правовых средств в данной отрасли?

 

Источники:

 

1. Белякин Н.М. и др. Прокурорский надзор за соблюдением законов в исправительно-трудовых учреждениях: Методическое пособие. – М., 1984.

2. Бойков А.Д. Третья власть в России. М., 1997.

3. Бровин Г.И. Михайлов В.Т. Прокурорский надзор за законностью исполнения приговора. – М., 1997.

4. Воронин О.В. Исполнение приговора по УПК РФ. – Томск, 2006.

5. Воронин О.В. Производство по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с условно-досрочным освобождением. – Томск, 2004.

6. Воронин О.В. Функциональное содержание деятельности прокурора в производстве по условно-досрочному освобождению // Проблемы теории и практики прокурорского надзора в современных условиях: Тезисы научно-практической конференции. Ч. II. – М., 2005.

7. Европейский Суд по правам человека. Избранные решения: В 2 т. – Т.1. – М., 2000.

8. Матющенко М.А. Прокурорский надзор за исполнением уголовных наказаний, не связанных с мерами воспитательно-трудового воздействия: Учебное пособие. – Харьков, 1987.

9. Михайлов В.Т., Однолетков Г.А. Прокурорский надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы. – М., 1974.

10. Настольная книга прокурора. – М., 2003.

11. Прокурорский надзор: Учебник / Под ред. Ю.Е. Винокурова. – М., 2006. – С. 286-287.

12. Сапунков В.И. и др. Прокурорский надзор за законностью исполнения судебных решений: Учебное пособие. – М., 1983.

13. Спиридонов Б.М. Прокурорский надзор в стадии исполнения приговора. – М., 1983.

14. Спиридонов Б.М. Прокурорский надзор за соблюдением законности в исправительно-трудовых учреждениях. – М., 1978.

15. Шалумов М.С. Проблемы совершенствования правового статуса государственного обвинителя как участника судебного разбирательства // Проблемы теории и практики прокурорского надзора в современных условиях: Тезисы научно-практической конференции. Ч. II. – М., 2005.

 


Глава 13. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами

 

 

Понятие, значение и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами

 

Надзор за исполнением законов судебными приставами представляет собой отдельное направление прокурорской деятельности, заключающееся в наблюдении уполномоченными прокурорами за исполнением судебными приставами требований федерального законодательства, касающихся исполнения решений судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также других органов и учреждений, которым при осуществлении своих полномочий законом предоставлено право возлагать на физических и юридических лиц обязанности по передаче соответствующего имущества, денежных средств либо совершения в их пользу определенных действий или воздержания от совершения данных действий.

Закон о прокуратуре закрепляет данное направление прокурорской деятельности наряду с отраслями прокурорского надзора. Вместе с тем выделение надзора за исполнением законов судебными приставами в отдельную отрасль вызывает дискуссии.

Сторонники признания прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами отдельной отраслью считают, что в процессе исполнительного производства складываются особые правовые отношения принудительного характера, допускающие существенное ограничение основных конституционных прав, свобод и законных интересов лиц. В этой связи для обеспечения законности и защиты прав, свобод и законных интересов указанных лиц необходимо осуществление целой системы надзорных мер, аналогично тому, как осуществляется надзор за исполнением законов органами и учреждения, исполняющие назначенные судом наказания и иные меры уголовно-правового характера, или надзор за исполнением законов при производстве оперативно-розыскной деятельности и предварительного расследования.

Противники выделения данного направления деятельности в отдельную отрасль полагают, что деятельность судебных приставов в силу зависимого от судебной власти характера не обладает достаточной комплексность для признания ее в качестве самостоятельной правоохранительной или иной правообеспечительной деятельности. Узкий характер правовых отношений, складывающийся в исполнительном производстве, и зависимый от судебных органов характер деятельности судебных приставов не позволяет прокурору реализовать всю полноту надзорных и правоохранительных мер, свойственных для отдельной отрасли надзора. К тому же сам Закон о прокуратуре не закрепляет отдельных правовых средств надзора за судебными приставами. Прокурор, надзирая за их деятельностью, фактически использует общенадзорные полномочия.

На сегодняшний день прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами необходимо рассматривать как частный случай надзора за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, тем более что федеральная служба судебных приставов является структурным подразделением Министерства юстиции РФ. Нормативное выделение надзора за исполнением законов судебными приставами в отдельное направление подчеркивает важность обеспечения законности на данном этапе развития службы судебных приставов.

Основные задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами заключаются в обеспечении:

5) законности осуществления исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов;

6) безусловного исполнения требований закона о соблюдении порядка деятельности судов;

7) законности розыска должников организаций, а также имущества должников;

8) интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве, а также в процедурах банкротства;

9) законности участия приставов-исполнителей в исполнении решений Комиссии по трудовым спорам;

10) соблюдения и исполнения Положения о Федеральной службе судебных приставов об организации приема граждан, своевременного и полного рассмотрения их устных и письменных обращений с уведомлением о принятии решений в установленный законодательством РФ срок.

 

Предмет, пределы и специфика прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами

 

Действующий Закон о прокуратуре нормативно не определяет предмет надзора за исполнением законов судебными приставами. В литературе в предмет прокурорского надзора традиционно включают:

- соблюдение судебными приставами Конституции РФ и иных действующих на территории РФ законов;

- законность выносимых судебными приставами правовых актов;

- законность принимаемых судебными приставами решений.

Некоторые авторы уточняют предмет надзора, дополнительно включая в него обеспечение законности при:

- осуществлении исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов;

- осуществлении исполнительного производства по принудительному исполнению актов иных органов;

- осуществлении розыска должников и их имущества;

- рассмотрении и разрешении приставами жалоб и иных обращений граждан;

- возбуждении исполнительного производства.

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами имеет четкие пределы.

По кругу поднадзорных субъектов.

Несмотря на то, что Закон о прокуратуре не уточняет, о каких приставах идет речь, прежде всего, имеется в виду деятельность судебных приставов-исполнителей. Деятельность же судебных приставов, обеспечивающих порядок в судах, не является предметом прокурорского надзора, поскольку они не осуществляют ни в каких формах правоприменительную деятельностью: все меры обеспечения принимаются судьями, ведущими производство, в рамках соответствующих судебных заседаний в распорядительном порядке[156].

Таким образом, поднадзорными органами и должностн6ыми лицами являются: Главный судебный пристав, Федеральная служба судебных приставов, служба судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции, управления и отделы службы судебных приставов в субъектах Федерации; районные и межрайонные подразделения службы судебных приставов.

По кругу правоотношений.

Предметом надзора могут быть только правовые отношения, складывающиеся в ходе деятельности судебных приставов-исполнителей, связанной с исполнением решений судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также других органов и учреждений, которым при осуществлении своих полномочий законом предоставлено право возлагать на физических и юридических лиц обязанности по передаче соответствующего имущества, денежных средств либо совершения в их пользу определенных действий или воздержания от совершения данных действий.

По кругу нормативных актов пределы надзора включают в себя:

1. Федеральное законодательство, регулирующее вопросы, связанные с исполнительным производством:

ФЗ РФ № 229 от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве»;

ФЗ РФ № 118 от 21.07.1997 г. «О судебных приставах»;

АПК РФ, ГПК РФ, ГК РФ, УИК РФ, Таможенный кодекс;

Семейный кодекс РФ (ст.ст. 99, 100, регулирующие заключение соглашений об уплате алиментов);

Налоговый кодекс РФ (ст. 47 о принудительном взыскании налога или сбора за счет иного имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации);

Трудовой кодекс РФ (гл. 60. Вопросы рассмотрения и исполнения решений по трудовым спорам);

КоАП РФ (вопросы, касающиеся порядка принудительного исполнения постановлений о наложении штрафа, конфискации и возмещения имущественного ущерба);

Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 07.07.1993 г. (ст.ст. 35, 36, регулирующие вопросы выдачи судами исполнительных листов в связи с решениями международных коммерческих арбитражей);

иные федеральные законы.

2. Подзаконные федеральные нормативно-правовые акты:

Постановление Правительства РФ № 516 от 06.01.1998 г. «О дополнительным мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций» от 27.05.1998 г.;

Постановление Правительства РФ № 723 от 07.07.1998 г. «Об утверждении Положения о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества»;

Приказ Минюста РФ № 76 от 03.07.1998 «О мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций»;

Приказ Минюста РФ № 166 от 12.11.1998 г. «Об улучшении работы по отбору специализированных организаций для продажи арестованного имущества».

Нормативно-правовой основной организации и осуществления надзора за исполнением законов судебными приставами являются:

Указание Генерального прокурора РФ № 1/7 от 06.01.1999 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами»;

Указание заместителя Генерального прокурора РФ № 19/38 от 25.03.1999 г. «О мерах по обеспечению прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций с целью предотвращения взыскания на имущество мобилизационного назначения».

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами, несмотря на то, что относится к сфере общего надзора имеет свою специфику. Во-первых, в силу того, что в ходе исполнительного производства возможно существенное ограничение конституционных прав, свобод и законных интересов лиц, надзор носит инициативный характер. Во-вторых, поскольку при исполнении судебных решений административная деятельность тесно переплетается с судебной, надзор носит смешанный характер, включая отдельные элементы участия в суде. В этой связи одним из направлений деятельности прокурора в данной сфере является участие в судебных заседаниях при разрешении вопросов исполнительного производства и законности выносимых судебных актов.

 

Правовые средства прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами

 

Исполнительное производство включает в себя как сугубо административные (управленческо-распорядительные), так и имущественные отношения. В этой связи применяются различные формы прокурорского реагирования на нарушения закона. В первом случае, поскольку надзор за исполнением законов судебными приставами является частным случаем надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, прокурор вправе реализовывать все полномочия, предусмотренные ст. 22 Закона о прокуратуре.

Усмотрев нарушения в деятельности судебных приставов, прокуроры выносят предостережения, протесты и представления, содержащие требования об устранении выявленных нарушений законодательства или отмене или замене противоречащих закону актов. Кроме того, в этой сфере активно применяется такое средство прокурорского реагирования, как заявление в суд.

Принесение протеста на противоречащий закону акт судебного пристава не всегда является оптимальной формой прокурорского реагирования в силу того, что ни старший судебный пристав, ни главный судебный пристав не вправе отменить постановление судебного пристава-исполнителя. В этой связи более эффективным средством восстановления нарушенной законности является обращение в суд с соответствующим заявлением[157].

Учитывая также, что в ст.ст. 39-41 ФЗ «Об исполнительном производстве» в качестве основания для приостановления исполнительного производства отсутствует протест прокурора, приоритет также должен быть отдан судебной форме обжалования, так как именно суд обладает полномочиями для вынесения окончательного решения по вопросу определения законности того или иного действия судебного пристава-исполнителя. Принесение же протеста может привести к ситуации, когда отказ в его удовлетворении, сделанный в установленный срок, явится препятствием для последующего обращения прокурора в суд по причине истечения установленного срока судебного обжалования.[158] Принимая во внимание изложенные обстоятельства, в случае, когда прокурор все же считает целесообразным принесение протеста до передачи дела на рассмотрение суда, он должен устанавливать сокращенный срок.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурорами непосредственно в различные службы и подразделения судебных приставов на имя пристава, возглавляющего соответствующее подразделение. Не исключено принесение представления в адрес руководителя соответствующего подразделения юстиции субъекта Федерации.

В практике прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами используется и такое средство, как предостережение о недопустимости нарушения закона.

Прокурор вправе рассматривать и разрешать жалобы на действия или бездействия судебных приставов, а также вызывать их для дачи необходимых объяснений.

При обнаружении признаков преступления прокурор выносит постановление о направлении соответствующих материалов по подследственности для разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела.

При обнаружении признаков административного правонарушения прокурор выносит постановление о возбуждения дела об административном правонарушении.

Однако указанные формы прокурорского реагирования не применимы при наличии спора об имущественном праве. В этих случаях прокурор при наличии соответствующих оснований должен обращаться в суд или рекомендовать лицам, чьи права нарушены, сделать это самостоятельно.

 

 

Организация работы по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами

 

Распределение функциональных обязанностей по осуществлению надзора за исполнением законов судебными приставами между различными подразделениями происходит на основании Указания Генерального прокурора РФ от 06.01.1999 г. № 1/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами».

Надзор за исполнением законов при исполнении судебных актов и актов других органов, а также при возбуждении исполнительного производства выполняют структурные подразделения прокуратур по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов и прокурорские работники, отвечающие за данные участки работы.

Надзор за соответствием федеральным законам нормативных актов, издаваемых Главным судебным приставом Российской Федерации, осуществляет управлению по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Надзор за соответствием законам постановлений судов общей юрисдикции по вопросам исполнительного производства осуществляют структурные подразделения прокуратур и прокурорские работники, в чьи функциональные обязанности входит осуществление надзора за исполнением законов и законностью правовых актов.

За рассмотрение обращений лиц, участвующих в арбитражном процессе, в части проверки законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вынесенных по заявлениям на действия судебных приставов-исполнителей по исполнению исполнительных документов, выданных арбитражными судами, или на отказ в совершении указанных действий, отвечают структурные подразделения прокуратур по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах.

Надзор за исполнением законов в данной сфере осуществляется, главным образом, в форме проверок прокуратурой соответствующих подразделений Федеральной службы судебных приставов. Объем и очередность проверок зависят от количества выявленных нарушений законов.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Что представляет собой прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами?

2. В чем заключается специфика прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами?

3. Что входит в предмет прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами?

4. Каковы пределы прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами?

5. Какими правовыми средствами обладает прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов судебными приставами?

 

Источники:

 

1. Викторов И.С, Моренко В.В. Организация прокурорского надзора за исполнением законодательства о судебных приставах: методические рекомендации. – М., 2000.

2. Винокуров А.Ю. Прокурорский надзор за исполнением законов
судебными приставами (проблемы организации правового регули­рования). — М., 2000.

3. Гражданское исполнительное право: Учебник / Под ред. А. А. Власова. – М., 2004.

4. Колесников В. Прокурорский надзор за исполнением законов су­дебными приставами // Законность. – 1999. – № 7.

5. Крюков В.Ф. Прокурорский надзор: Учебник для вузов. – М., 2006.

6. Лазарев Р. Надзор за судебными приставами // Законность. – 2000. – № 10.

7. Надзор за исполнением законов судебными приставами // Законность. – 2000. – № 1.

8. Настольная книга прокурора. – М., 2003.

9. Организация прокурорского надзора за исполнением законодательства о судебных приставах. – М., 2000.

10. Прокурорский надзор: Учебник / Под .общ. ред. Е.Ю. Винокурова. – М., 2006.

11. Ястребов В.Б. Учебник прокурорского надзора. – М., 2005.


Глава 14. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи

 

Понятие, значение и задачи прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи.

 

Прокурорский надзор за соблюдением законов о несовершеннолетних и молодежи можно определить как осуществляемую в установленных законом формах деятельность прокурора по обнаружению и предотвращению нарушений законов о несовершеннолетних присущими прокуратуре методами и средствами с целью укрепления законности и защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних.

Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи – самостоятельное, специфическое направление надзорной деятельности прокуратуры. Оно не образует самостоятельной отрасли прокурорского надзора, поскольку его предмет и формы входят частично в сферу общего надзора, частично в сферу других отраслей, а также в сферу участия прокурора в судебном разбирательстве по уголовным, гражданским и иным делам. Вместе с тем надзор по делам несовершеннолетних является самостоятельным участком прокурорско-надзорной деятельности, как одно из «сквозных» направлений прокурорского надзора за исполнением законов, характеризуемое единством задач и методов работы и требующее поэтому специального анализа и решения основных вопросов его организации и осуществления[159].

Под участком прокурорско-надзорной деятельности необходимо понимать самостоятельное сквозное направление прокурорской деятельности, характеризующееся единым предметом, объектом и пределами надзора независимо от его отраслевой принадлежности. Таким образом, участок характеризуется:

1. Наличием обособленного предмета (объекта) надзора.

2. Предмет (объект) надзора образуют общественные отношения в сфере охраны и защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних и молодежи (деятельность соответствующих поднадзорных органов и учреждений) по своей правовой природе относящиеся к различным отраслям и направлениям прокурорской деятельности.

3. Различная отраслевая принадлежность призвана обеспечить оптимальную охрану и защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних и молодежи в каждом конкретном случае с помощью многообразных средств и способов прокурорского реагирования, присущих тому или иному направлению прокурорской деятельности.

4. Для общественных отношений, образующих предмет данного участка, характерная большая значимость для общества и государства; именно поэтому они составляют отдельное направление прокурорской деятельности.

Кроме того, обособление прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи обусловлено: а) объективно существующей в настоящее время системой законодательных актов, касающихся прав, свобод и законных и интересов несовершеннолетних и молодежи; б) системой органов и учреждений, на которых законом возложено исполнение указанных актов; в) кругом должностных лиц, граждан и учреждений, специально наделенных правами и обязанностями по воспитанию несовершеннолетних и молодежи; г) особенностью реализации правовых средств прокурорского надзора.

Впервые данный участок прокурорско-надзорной деятельности был выделен в отдельное направление в 1922 году. Следует отметить, что в настоящее время выделение прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних в отдельную категорию имеет в большей степени теоретическое, а не прикладное значение.

Основной задачей прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи является обеспечение прав, свобод и законных интересов данной категории лиц в различных сферах общественной и государственной жизни. Кроме того, на органы прокуратуры при реализации данного направления возложены также задачи осуществления профилактической работы и пропаганды законов среди органов, учреждений и должностных лиц, обеспечивающих и защищающих права, свободы и законные интересы несовершеннолетних и молодежи.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.