Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 16 глава





Статья 221 УПК РФ определяет, что прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 10 суток принимает по нему одно из следующих решений:

1) об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд;

2) выносит мотивированное постановление о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями;

3) выносит мотивированное постановление о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.

Прокурор вправе отменить меру пресечения в виде ареста, если установит, что следователь нарушил требования УПК РФ о содержании обвиняемого под стражей, и предельный срок ареста истек.

Постановление прокурора о возвращении уголовного дела следователю может быть обжаловано им с согласия руководителя следственного органа вышестоящему прокурору, а при несогласии с его решением - Генеральному прокурору РФ с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). Вышестоящий прокурор в течение 72 часов с момента поступления соответствующих материалов выносит одно из следующих постановлений:



1) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя;

2) об отмене постановления нижестоящего прокурора. В этом случае вышестоящий прокурор утверждает обвинительное заключение и направляет уголовное дело в суд.

После утверждения обвинительного заключения прокурор направляет уголовное дело в суд, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и (или) представителей и разъясняет им право заявлять ходатайство о проведении предварительного слушания в порядке, установленном главой 15 УПК РФ.

 

Контрольные вопросы:



 

1. Какие основные направления надзорной деятельности составляют отрасль прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие?

2. Что представляет собой прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание?

3. В чем заключается специфика прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание?

4. Каковы пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание?

5. В чем специфика реализации правовых средств прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание?

6. Что представляет собой прокурорский надзор за законностью процессуальной деятельности органов, осуществляющих предварительное следствие?

7. В чем заключается специфика прокурорского надзора за законностью процессуальной деятельности органов, осуществляющих предварительное следствие?

8. Что включает в себя предмет прокурорского надзора за законностью процессуальной деятельности органов, осуществляющих предварительное следствие?

9. Какие задачи стоят перед прокурорским надзором за законностью процессуальной деятельности органов, осуществляющих предварительное следствие?

10. Какими правовыми средствами обладает прокурор, осуществляя надзор за законностью процессуальной деятельности органов, осуществляющих предварительное следствие?

 

Источники:

 

1. Бакаев Д.М. Надзор прокурора за расследованием уголовных дел. – М., 1979.

2. Жогин Н.В. Прокурорский надзор за предварительным расследованием уголовных дел. – М., 1968.



3. Ковалев М.А. Прокурорский надзор за обеспечением прав личности при расследовании преступлений. – М., 1981.

4. Кожевников О.А. Прокурорский надзор за исполнением законов органами расследования. – Екатеринбург, 1994.

5. Крюков В.Ф. Прокурорский надзор: Учебник для вузов. – М., 2006.

6. Организация и методика прокурорского надзора за законностью расследования преступлений органами дознания и следователями МВД: Методическое пособие для горрайпрокуроров. – М., 1997.

7. Савицкий В.М. Очерки теории прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве. – М., 1975.

8. Савицкий В.М. Прокурорский надзор за дознанием и предварительным следствием – М., 1959.

9. Соловьев А.Б., Токарева М.Е. и др. Прокурорский надзор за всесторонностью, полнотой и объективностью расследования преступлений: Методическое пособие. – М., 1996.

10. Соловьев А.Б., Токарева М.Е., Халиулин А.Г. Прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании преступлений. – М., 2000.

11. Таджиев Х.С. Прокурорский надзор и ведомственный контроль за расследованием преступлений. – Ташкент, 1985.

 

Глава 12. Прокурорский надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказания и назначаемых судом мер принудительного характера

 

12.1. Понятие, предмет, пределы и специфика надзора

 

Данное направление прокурорского надзора представляет собой самостоятельную отрасль прокурорского надзора, заключающуюся в наблюдении специально уполномоченными прокурорами за исполнением законом органами и должностными лицами, исполняющими уголовные наказания и иные меры принудительного характера, назначаемые судом, а также соблюдением прав и свобод лиц, в отношении которых эти меры исполняются.

Специфика данной отрасли надзора заключается в следующем:

1. Прокуратура выступает в роли основного гаранта соблюдения прав и свобод лиц, находящихся в соответствующих учреждениях лиц, т.к. свободный доступ иных субъектов, способных обеспечить и защитить их права и свободы, существенно ограничен.

2. Поскольку содержание деятельности поднадзорных органов и учреждений заключается в непосредственной реализации мер уголовно-правового или уголовно-процессуального воздействия, предусматривающих существенное стеснение и ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина, прокурорский надзор в данной отрасли носит инициативный характер.

Лицо, в отношении которого реализуются меры уголовно-правового или уголовно-процессуального воздействия, находится в зависимом от соответствующего органа или учреждения положении. В этой связи оно не всегда самостоятельно может отстаивать свои права, свободы и законные интересы, а также обращаться за их защитой и обеспечением. В этих условиях только инициативный характер надзора в полной мере может обеспечить надлежащее исполнение закона и соблюдение прав и свобод лиц, претерпевающих уголовно-правовое или уголовно-процессуальное воздействие.

3. Осуществляя полномочия в сфере исполнения мер уголовно-правового и уголовно-процессуального воздействия, прокурор использует не только надзорные полномочия, но также наделен распорядительной властью. Вместе с тем властно-распорядительный характер полномочий в данной отрасли надзора имеет специфику: во-первых, прокурор не наделен полномочиями по фактической реализации приговоров или иных уголовно-правовых или уголовно-процессуальных решений, вынесенных судом; во-вторых, органы и учреждения, исполняющие наказания или иные назначенные судом меры принудительного характера, организационно не подчинены прокурору.

Властно-распорядительный характер полномочий прокурора в данном отрасли выражается в том, что: во-первых, прокурор вправе выносить обязательные для органов и учреждений, исполняющих наказания и иные назначаемые судом принудительные меры, требования и постановления относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения (ст. 34 Закона о прокуратуре); во-вторых, указанные требования прокурора подлежат исполнению не зависимо от того, обжалованы они или нет.

4. Совокупность мер, за законностью реализации которых призван надзирать прокурор в данной отрасли, включает в себя:

исполнение задержания как меры уголовно-процессуального воздействия;

исполнение заключения под стражу как меры уголовно-процессуального принуждения;

исполнение всех видов уголовных наказаний, назначаемых по приговору суда;

исполнение принудительных мер медицинского характера;

исполнение принудительных мер воспитательного характера;

исполнение назначенных следователем или судом стационарных психиатрических экспертиз;

исполнение заключения на гауптвахту.

Согласно ст. 32 Закона о прокуратуре предмет надзора данной отрасли охватывает:

1. Законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом.

2. Соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.

3. Законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Пределы надзора включают в себя:

По кругу субъектов органы и учреждения, исполняющие назначенные судом меры уголовно-правового, уголовно-процессуального и иного характера, заключающиеся в продолжительном ограничении прав и свобод соответствующего лица, вопрос о применении которых разрешается в уголовно-процессуальном или ином судебном порядке: изоляторы временного содержания (далее – ИВС), следственные изоляторы (далее – СИЗО), исправительные учреждения (колонии общего, строгого и особого режима, колонии-поселения, тюрьмы, воспитательные колонии для несовершеннолетних); арестные дома, психиатрические учреждения, специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних, уголовно-исполнительные инспекции, исправительные центры, исполняющие наказания, не связанные с изоляцией от общества, дисциплинарные батальоны при военных округах, гауптвахты при военных гарнизонах[146].

По характеру отношений предметом надзора могут быть только правовые отношения, складывающиеся в ходе деятельности указанные выше органов, направленной на реализацию уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и иных ограничений, накладываемых судом.

Прокурор не вправе вмешиваться в отношения, уходящие в область педагогики, психологии и пенологии. Поднадзорные правовые отношения устанавливаются соответствующими правовыми актами: протоколом задержания, постановлением судьи о предварительном заключении и приговором суда или постановлением (определением) апелляционной, кассационной или надзорной инстанции. При этом оценка законности и обоснованности этих решений также не входит в предмет данной отрасли прокурорского надзора.

Осуществляя надзор в данной отрасли, прокурор следит за исполнением требований, содержащихся в широком круге нормативно-правовых актов, включающем в себя помимо законов и общепризнанных норм международного права, также специальные международные правовые и подзаконные нормативно-правовые акты, направленные на регулирование отношений в сфере исполнения приговора и иных судебных решений, предполагающих ограничение основных конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Основными международно-правовыми актами являются: Всеобщая декларация прав человека (1948); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.; Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г.; Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию порядка (1979); Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989); Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые в Женеве (1995); Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила).

Основными законами являются: УИК РФ, УК РФ, УПК РФ; ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»; ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»; Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Основные ведомственные акты включают в себя: Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений от 30 июля 2001 года; Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, утвержденная Приказом Министерства юстиции РФ от 7 марта 2000 г. № 83; Положение о следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы, утвержденное Приказом Министерства юстиции РФ от 25 января 1999 г. № 20 и др.

Правовую основу осуществления надзора составляют: Приказ Генерального прокурора РФ от 26 февраля 1997 г. № 8 «О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний в следственных изоляторах»; Приказ Генерального прокурора РФ от 18 июня 1997 г. № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием»; Приказ Генерального прокурора от 5 июля 2002 г. № 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства»; Приказ Генерального прокурора РФ от 5 августа 2003 г. № 27 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых в следственных изоляторах».

В юридической литературе уточняется предмет надзора. Традиционно в него включают:

1) надзор за соблюдением сроков содержания в местах предварительного заключения и отбывания наказания, а также исполнения иных мер принудительного характера, назначаемых судом;

2) надзор за соблюдением законности водворения и освобождения лиц из данных органов и учреждений;

3) надзор за соблюдением порядка содержания под стражей: режим СИЗО, ИВС, мест отбывания наказания, надзор за содержащимися в них лицами, налагаемыми на них правоограничениями, правилами внутреннего распорядка, раздельным содержанием различных категорий лиц, мерами профилактического и дисциплинарного воздействия;

4) надзор за соблюдением условий содержания, к которым относят: установленные законом нормы материально-бытового и медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в данных органах и учреждениях;

5) надзор за соблюдением уголовно-исполнительного законодательства об основных средствах исправления осужденных, обеспечениях их прав, свобод и законных интересов;

6) надзор за соблюдением правил о труде и образовании осужденных, предварительно заключенных;

7) надзор за законностью досрочного освобождения осужденных, а также перевода из одного исправительного учреждения в другое;

8) надзор за соблюдением законности применения мер поощрения и взыскания налагаемых на данных лиц;

9) надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы.

Субъектами осуществления надзора в данной отрасли являются:

а) специализированные прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных органах и учреждениях, а также СИЗО, действующие на правах районных и межрайонных с подчинением соответствующим прокурорам субъекта Федерации;

б) территориальные районные или городские прокуратуры, осуществляющие надзор за исполнением законов в ИВС, уголовно-исполнительных инспекциях, психиатрических медицинских учреждениях, специальных учебно-воспитательные учреждениях для несовершеннолетних.

в) отделы и группы прокуроров по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний в прокуратурах субъектов РФ, курирующие деятельность вышеназванных прокуратур;

г) управление по надзору за исполнением уголовных наказаний в Генеральной прокуратуре РФ;

д) военные прокуратуры, осуществляющие надзор за законностью содержания в дисциплинарных батальонах и гауптвахтах.

 

12.2. Правовые средства прокурорского надзора

 

Реализация правовых средств в данной отрасли обладает определенной спецификой, заключающейся в их ярко выраженном предупредительном характере. Правовые средства имеют целью предотвращение возможных нарушений закона и рассчитаны на применение прокурором при личном, непосредственном ознакомлении с деятельностью соответствующих органов и учреждений. Они направлены на немедленное устранение выявленных нарушений законности. Требования и предложения прокурора относительно правил отбывания наказаний обязательны для исполнения соответствующими органами и учреждениями и подлежат исполнению независимо от их обжалования.

Действующее законодательство устанавливает, что при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:

1. Посещать в любое время соответствующие органы и учреждения. Прокурор осуществляет посещение без специального разрешения или повода. Продолжительность посещения не ограничена временем; периодичность устанавливается самим прокурором, но не реже одного раза в месяц. Посещение предполагает обследование всех помещений данного органа или учреждения. Оно практически всегда сопровождается проверкой.

Статья 24 УИК РФ предусматривает право Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов Федерации, подчиненных им прокуроров, а также прокуроров, непосредственно осуществляющих надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях без специального разрешения посещать учреждения и органы, исполняющие наказания.

Приказом Генерального прокурора РФ от 18 июня 1997 г. № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» прокурорам предписывается проверять законность содержания лиц в ИВС в нерабочее время.

2. Опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера. Круг вопросов не ограничен и, как правило, включает в себя выяснение условий и оснований содержания лиц в данных учреждениях, при этом особое внимание уделяется материально-бытовому или медико-санитарному состоянию.

3. Проводить личный прием осужденных, задержанных и заключенных под стражу.

4. Рассматривать и разрешать жалобы указанных лиц.

5. Знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера. Прокурор также вправе ознакомиться с оперативными материалами.

6. Требовать от администраций соответствующих органов и учреждений создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера.

7. Требовать от руководителей соответствующих органов и учреждений проведения проверок и ревизий, подведомственным им органов и учреждений, а также должностных лиц.

8. Проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации соответствующих органов и учреждений.

9. Требовать объяснения от должностных лиц соответствующих органов и учреждений.

10. Вносить протесты и представления.

Протест прокурора вносится, когда требуется отменить не соответствующий закону акт администрации органа или учреждения и восстановить нарушенные им права. До рассмотрения протеста администрация должна приостановить действие опротестованного акта.

Профессор Б.М. Спиридонов рассматривал в качестве самостоятельного средства прокурорского надзора приостановление исполнения противоречащих закону приказов и распоряжений администраций органов и учреждений, исполняющих наказания. По его мнению, его самостоятельность обусловлена тем, что оно предшествует опротестованию, но не сливается с ним[147]. Однако, учитывая, что приостановление исполнения незаконного акта всегда предшествует его опротестованию, его необходимо рассматривать не как самостоятельное средство, а как особенность внесения протеста в данной отрасли надзора.

Представление вносится в тех случаях, когда наряду с устранением нарушений возникает необходимость в принятии мер по ликвидации причин и условий, их порождающих. Оно основывается на обобщенных данных о состоянии законности в поднадзорных учреждениях, анализе практики прокурорского надзора, материалах проверки, ведомственного и судебного контроля, жалоб, заявлений и иных обращений, поступивших в прокуратуру.

В литературе спорным является вопрос о праве прокурора приносить предостережение. По мнению Г. Д. Агамова, прокурор вправе приносить предостережение и в этой отрасли надзора, хотя Закон о прокуратуре прямо не предусматривает такой возможности[148]. На наш взгляд, учитывая специфику поднадзорных отношений, едва ли можно вести речь о данной мере прокурорского реагирования.

11. Возбуждать дела об административных правонарушениях.

12. в случая обнаружения признаков преступления выносить мотивированное постановление о направлении материалов по подследственности для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

12. Отменять своим постановлением дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, задержанных, заключенных под стражу, или осужденных.

13. Немедленно освобождать указанных лиц своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. Часть 2 ст. 33 Закона о прокуратуре возлагает на надзирающих прокуроров обязанность по немедленному освобождению каждого, содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

14. Санкционировать (давать согласие на) отдельные действия администрации исправительных органов и учреждений, которые затрагивают права, свободы и законные интересы осужденных:

- санкция прокурора субъекта РФ или заместителя на мотивированное постановление дознавателя о переводе или оставлении осужденных к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительных колониях для производства следственных действий по делам о преступлениях, совершенных другими лицами в следственный изолятор на срок до 2 месяцев (ст. 77-1 УИК РФ);

- санкции Генерального прокурора РФ на мотивированное постановление дознавателя о переводе или оставлении осужденных к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительных колониях для производства следственных действий по делам о преступлениях, совершенных другими лицами в следственный изолятор на срок до трех месяцев (ст. 77-1 УИК РФ);

- согласие прокурора на мотивированное постановление начальника тюрьмы о содержании в одиночной подозреваемого или обвиняемого в одиночной камере (ч. 1 ст. 131 УИК РФ);

- согласие прокурора на содержание в камере с несовершеннолетними положительно характеризующегося взрослого осужденного, впервые привлекаемого к уголовной ответственности за преступление, не относящиеся к тяжким (ст. 33 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления»);

- санкция прокурора на постановление начальника воспитательной колонии об оставлении воспитательной колонии осужденных, достигших 18 лет (ч. 3 ст. 139 УИК РФ);

- санкция прокурора органу внутренних дел на задержание осужденного, которому был разрешен выезд за пределы исправительного учреждения, и который уклоняется от возвращения в установленный срок в исправительное учреждение;

- санкция прокурора на водворение в штрафной изолятор на срок до 30 суток в порядке ч. 4 ст. 58 УИК РФ;

- согласие прокурора на введение режима чрезвычайных условий (стихийные бедствия, массовые беспорядки, групповое неповиновение) на срок до 30 суток в исправительном учреждении в порядке ст. 85 УИК РФ.

15. Присутствовать при составлении и удостоверении акта об отказе обращения осужденного к смертной казни о помиловании (185 УИК РФ);

16. Присутствовать при исполнении приговора в виде смертной казни (ч. 2 ст. 186 УИК РФ).

17. Давать устные и письменные предложения администрациям исправительных учреждений, касающиеся соблюдения правил отбывания наказания.

18. Особым правовым средством, характерным для данной отрасли, является вынесение требований прокурора о соблюдении правил режима и условий содержания, привлечения осужденных к труду и др. Особенность данного средства надзора заключается в том, что оно подлежит обязательному исполнению администрацией соответствующего органа или учреждения; может выносить как в устной, так и в письменной форме; его обжалование, как отмечалось выше, не приостанавливает его исполнения. Прокурор вправе устанавливать конкретное время для его исполнения по своему усмотрению.

19. Другой особенностью реализацией правовых средств в данной отрасли является то, что прокурор вправе использовать такой акт прокурорского реагирования, как постановление для истребования приказов и распоряжений поднадзорных органов и учреждений. Другими словами, постановление в этом случае служит формой реализации распорядительной власти прокурора.

Таким образом, в данной отрасли надзора выносятся следующие акты прокурорского реагирования: протест, преставление, постановление о возбуждении уголовного дела, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, постановлении об отменен незаконно наложенного дисциплинарного взыскания, постановление об освобождении незаконного удерживаемого осужденного из ПКТ, ШИЗО, карцера, санкция (согласие), письменное предложение администрации, требование прокурора.

 

12.3. Проведение проверок в местах лишения свободы

 

Основным средством осуществления прокурорского надзора в местах лишения свободы является проведение комплексных и плановых прокурорских проверок. По своему назначению проверки также могут быть общими, имеющими целью ознакомиться с состоянием законности в том или ином учреждении в полном объеме, и целевыми, когда есть необходимость проверить отдельные вопросы (обоснованность жалобы, правомерность применения к осужденному оружия и т.п.). Именно проверка обеспечивает глубокое и качественное выявление нарушений законности и их предупреждение. К тому же она служит средством реализации иных правовых средств надзора: непосредственное ознакомление с деятельностью администрации, ознакомление с документами, личный опрос осужденных и т.п.

Перед выездом для проведения проверки в места лишения свободы прокурору необходимо определить конкретные цели проверки, ее продолжительность, круг участников, привлекаемых для ее прове­дения, изучить необходимую информацию для лучшей ориентации в обстановке, определить объект проверки, наметить план ее проведения.

При проведении комплексных проверок прокурор, как правило, выясняет:

- законность нахождения осужденных в местах лишения свободы;

- соблюдение требований закона о раздельном содержании осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в исправительных учреждениях;

- законность и обоснованность перевода осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же вида или из одной тюрьмы в другую;

- соответствие режима содержания осужденных видам исправительных учреждений;

- соблюдение требований закона об условиях отбывания наказания (материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение и др.);

- соблюдение требований закона при привлечении к труду осужденных к лишению свободы, правил охраны труда, а также при обеспечении профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных;

- соблюдение требований закона, регулирующих карательное воздействие на осужденных;

- законность оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях;

- обеспечение прав осужденных при использовании технических средств надзора и контроля;

- законность и обоснованность применения администра­цией в отношении осужденных при оказании ими сопротивле­ния персоналу исправительных учреждений, злостного непо­виновения и в других случаях физической силы, специальных средств и оружия;

- состояние борьбы с преступлениями и иными наруше­ниями в исправительных учреждениях;

- со­блюдение требований уголовно-процессуального законода­тельства о производстве неотложных следственных действий на территориях исправительных учреждений;

- соблюдение администрацией исправительных учреж­дений требований закона о порядке разрешения жалоб и за­явлений осужденных;

- законность приказов, распоряжений, постановлений администрации исправительных учреждений;

- выполнение администрацией исправительных учреж­дений обязанностей по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных[149].

Проверку прокурор начинает с предвари­тельной беседы с начальником учреждения, исполняющего наказания, и поручения ему подготовить необходимые документы и сведения, с которыми в последующем знакомится. Исходя из целей проверки, прокурор может ознакомиться также с делами оперативного учета, с возбужденными уго­ловными делами и производственными по ним неотложными следственными действиями, с личными делами осужденных и иными документами.

Далее прокурор производит в присутствии на­чальника учреждения и других должностных лиц обход всех жилых, коммунально-бытовых, служебных и производ­ственных объектов. После обхода указанных помещений прокурор проверяет штрафные изоляторы и проверяет законность и обоснованность водворения в них осужденных. После этого особое внимание уделяется комнатам свиданий. Обход объектов и территорий, который может производиться как в присутствии представителей ад­министрации, так и прокурором наедине, сопровождается оп­росом осужденных об их жалобах и заявлениях. Во время обхода прокурор записывает данные о личности тех, кто желает прийти к нему на личный прием.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.