Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 23 глава





- участие в рассмотрении дел, возбужденных по искам и заявлениям иных лиц, в случае принятия Генеральным прокурором РФ или его заместителем, прокурором субъекта РФ (его заместителем) решения о вступлении в дело в порядке ч. 5 ст. 52 АПК РФ в арбитражных судах первой, апелляционной и кассационной инстанций;

- апелляционное и кассационное обжалование решений, определений и постановлений по этим делам;

- участие в рассмотрении дел, возбужденных на основании заявлений прокуроров о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- рассмотрение обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по арбитражным делам, указанным в ст. 52 АПК РФ, от лиц, участвующих в деле, а также от лиц, не привлеченных к участию в деле, если суд принял решение об их правах и обязанностях;

- изучение по поручению Генеральной прокуратуры РФ, прокурора субъекта РФ (заместителя прокурора) в арбитражном суде дел, указанных в ст. 52 АПК РФ, судебные акты по которым могут быть пересмотрены в порядке надзора; подготовка представлений о пересмотре в порядке надзора незаконных судебных актов;



- анализ, изучение и проверка работы подчиненных прокуратур;

- координация работы подразделений аппарата по подготовке и предъявлению исков и заявлений; распространение передового опыта, участие в мероприятиях по повышению деловой квалификации работников прокуратуры.

 

18.2. Предъявление прокурором исков в арбитражный суд

 

Прокурор выступает в качестве самостоятельного субъекта арбитражного процесса. Согласно, ст. 35 Закона о прокуратуре, прокурор имеет право самостоятельно обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Приказ Генерального прокурора РФ № 20 рекомендует прокурорам при решении вопроса о необходимости вступления в дело исходить из его актуальности и сложности.

Прокуроры используют право предъявления исков, когда требуется защитить права и законные интересы граждан, нарушенные неправомерными действия государственных органов и должностных лиц. Неправомерными признаются действия, ущемляющие права граждан и юридических лиц, совершенные с нарушением действующего законодательства. При этом указанные действия могут быть совершены как в пределах полномочий, так и с их превышением.



Как правило, прокуроры оформляют исковые заявления и направляют их в суд по итогам рассмотрения материалов прокурорских проверок или обращений граждан или юридических лиц. Прокуроры обязаны участвовать в рассмотрении дел, возбужденных по искам и заявлениям иных лиц в арбитражных судах первой инстанции, если дела имеют большую общественную или государственную важность.

Исковые требования прокурора зависят от содержания материально-правовых отношений, которые могут носить различных характер.

Приказ Генерального прокурора РФ № 20 устанавливает, что обращение в арбитражные суды инициируется прокурорами районов или городов, а ответственность за своевременную и качественную подготовку проектов исковых заявлений возложена на начальников управлений и отделов вышестоящих прокуратур, проводящих надзорные проверки.

Форма и содержание искового заявления в арбитражный суд устанавливается ст. 125 АПК РФ.

В исковом заявлении должно быть указано:

1) наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;

2) наименование истца, его место нахождение;

3) наименование ответчика, его местонахождение;

4) требование истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативно-правовые акты, а при предъявлении требования к нескольким ответчикам - требования к каждому из них;

5) обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;



6) цена иска, если иск подлежит оценки;

7) расчет взыскиваемой или оспариваемой суммы;

8) сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;

9) сведения о мерах, принятых арбитражным судом по обеспечению имущественных интересов до предъявления иска;

10) перечень прилагаемых документов.

Как уже отмечалось выше, прокурор, вступивший в арбитражный процесс, несет обязанности и пользуется правами истца. При этом материальные права во всех случаях принадлежат лицу, в интересах которого начато дело. Исключением является предъявление прокурором иска в защиту так называемого неперсонифицированного интереса. В этом случае в деле процессуальная фигура истца отсутствует.

 

18.3. Оспаривание прокурором правомерности правовых актов в арбитражных судах

 

Одним из основных направлений участия прокурора в арбитражном судопроизводстве является оспаривание правомерности вынесения и принятия нормативных и ненормативных актов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основаниями для прокурорского реагирования в этом случае будут:

1) несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту;

2) нарушение прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» особо подчеркивает, что основанием для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органам местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение им прав и интересов гражданина и организации.

Несоответствие закону выражается: в неправильном применении или толковании закона при принятии акта; в издании акта с превышением полномочий; в нарушении процедуры (порядка) принятия акта; в привлечении к ответственности, не предусмотренной действующим законодательством.

Нарушение прав, как правило, выражается в том, что в результате издания акта создаются препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагаются какие-либо обязанности или причиняются убытки.

Принимая решения об оспаривании в арбитражном суде указанных актов, прокурор должен учитывать, что легальное определение предпринимательской деятельности дается ГК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 2 ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Вместе с тем действующее законодательство оставляет открытым вопрос, какую деятельность следует относить к экономической. В этой связи, необходимо исходить из того, что экономика – это, как правило, совокупность производственных, финансовых и имущественных общественных отношений. Поэтому права и законные интересы организаций и граждан, возникающие в этой сфере, будут относиться к экономическим.

Обращение в суд в данном случае является самостоятельной формой прокурорского реагирования, применение которой не обусловливается реализацией иных прокурорских полномочий. Это означает, что прокурор вправе оспорить в судебном порядке акт независимо от того, опротестовывал ли он его или нет.

Формой обращения прокурора в арбитражный суд по делам о признании недействительными нормативных и ненормативных актов является заявление.

В качестве суда первой инстанции выступают арбитражные суды субъектов РФ.

В арбитражный суд субъекта РФ исковые заявления направляет прокурор субъекта Федерации или его заместитель, а также приравненные к ним прокуроры и заместители.

Правом обращения в Высший Арбитражный Суд РФ обладает Генеральный прокурор РФ или его заместитель. При этом Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции следующие дела:

1) об оспаривании нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, обеих палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 29 АПК РФ прокуроры должны обращаться с заявлениями о признании недействительными нормативных актов, затрагивающими права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов.

Юридической наукой и судебной практикой сформулированы основные признаки (критерии) нормативного правового акта.

1. Нормативно-правовой акт должен быть издан в установленном законом порядке, т.е. зарегистрирован, если эта процедура предусмотрена законом, и опубликован для всеобщего сведения.

2. Правовой акт признается нормативным, если издан органов государственной власти, органом местного самоуправления или их должностными лицами.

3. Нормативно-правовой акт должен устанавливать правовые нормы, т.е. обязательные для соблюдения и исполнения правила поведения.

4. Он должен распространять сове действие на неопределенный круг лиц, а не на конкретное лицо.

5. Он рассчитан на неоднократное применение, действует определенный период времени.

6. Нормативно-правовой акт действует, независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, им предусмотренные.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении № 11 особо подчеркнул, что не каждый нормативный акт в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности может быть оспорен в порядке арбитражного судопроизводства. В соответствии с указанным постановлением три федеральных закона устанавливают подведомственность арбитражного суда по делам об оспаривании нормативных актов:

1) согласно ст. 138 НК РФ, судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов производится путем подачи исковых заявлений в арбитражный суд в соответствии с арбитражным законодательством;

2) согласно ст. 3 ФЗ РФ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», споры, связанные с государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию (т.е. соответствующими нормативными актами), в том числе разногласия, не разрешенные Федеральной энергетической комиссией, подлежат разрешению в арбитражном суде;

3) согласно ст. 43 ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг», постановления федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг могут быть обжалованы физическими и юридическими лицами в суд или арбитражный суд.

Таким образом, требования указанных законов ограничивают деятельность прокурора по оспариванию нормативных актов в арбитражном суде.

Принятие решение о вступлении в арбитражный процесс по конкретному делу принадлежит исключительно прокурору. Пункт 2 Приказа Генерального прокурора РФ № 20 ориентирует органы прокуратуры на обеспечение обязательного участия по делам об оспаривании нормативных правовых актов. В развитие этого положения Высший Арбитражный Суд РФ рекомендует арбитражным судам извещать органы прокуратуры о назначенных делах по оспариванию нормативных актов.

Вторую категорию актов, могущих быть предметом прокурорского оспаривания в арбитражном суде, составляют ненормативные акты, затрагивающие права организаций и граждан в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Прокурор вправе обращаться с заявлением в арбитражный суд об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления в этой сфере.

Ненормативный акт, в отличие от нормативного, адресован конкретному лицу, содержит обязательные для этого лица предписания, влекущие определенные правовые последствия. Ненормативная природа акта определяется методом исключения: если акт не относится к нормативному, он является ненормативным.

Формой обращения прокурора в арбитражный суд по делам о признании недействительными нормативных и ненормативных актов является заявление. Требования к заявлению сформулированы в ст. 125, 193, 199 АПК РФ.

В заявлении прокурора должны быть указаны:

1) наименование суда;

2) наименование заявителей;

3) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт;

4) название, номер, дата принятия оспариваемого акта;

5) законы и иные нормативно-правовые акты, которым не соответствует оспариваемый акт;

6) права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым актом;

7) требование о признании нормативного (ненормативного) акта недействительным;

8) перечень прилагаемых документов.

Форма и последовательность изложения в тексте заявления обстоятельств свободная.

Несмотря на то, что п. 3 ст. 189 АПК РФ возлагает обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, прокурор, тем не менее, должен принимать к подтверждению указанных в заявлении требований. К примеру, если в заявлении указано, что принятием акта нарушено какое-либо вещное право лица, то к нему должны прилагаться документы, подтверждающие наличие этого права у лица (свидетельства, договоры, акты передачи и т.п.).

В этой связи к заявлению прокурора прилагаются:

1) текст оспариваемого акта (согласно ст. 193 АПК РФ, в обязательном порядке);

2) документы, подтверждающие статус и полномочия органа или лица, принявшего оспариваемый акт (в обязательном порядке, если правовое положение субъекта определяется локальными нормативно-правовыми актами (уставами, положениями и т.п.);

3) учредительные документы организации, права которой нарушены;

4) документы, подтверждающие несоответствие акта закону (письма, справки, акты, заключения, экспертизы и т.п.);

5) документы, подтверждающие факт нарушения прав и интересов (заявления граждан и юридических лиц о нарушении их прав, переписка, правоустанавливающие документы, бухгалтерские документы и т.п.);

6) протест прокурора и ответ на него, если на оспариваемый акт приносился протест;

7) иные документы.

В соответствии со ст. 75 АПК РФ письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому делу имеет отношение только часть документа, представляется заверенная выписка из него.

 

18.4. Участие прокурора в судебном рассмотрении дел об административных правонарушениях, подсудных арбитражному суду

 

Кодексом РФ об административных правонарушениях к ведению арбитражных судов отнесены следующие составы правонарушений: ст. 6.14, 7.24, 14.1, 14.10–14.13, ч.1, 2 ст. 16.16, ч.1 3, 4 ст. 14.17, 14.18, 14.21, 14.22, 14.23, 15.10, ч. 1, 2 ст. 19.19 КоАП РФ. При этом привлечение к ответственности по ст. 7.24, 15.10 КоАП РФ возможно только по постановлению прокурора.

Сложившаяся практика показывает, что наиболее часто в арбитражных суд прокурорами направляются заявления о привлечение к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ч. 2, 3 ст. 14.1 (осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) и ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ (использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда).

Заявление о привлечении к административной ответственности является единственным видом обращения прокурора в арбитражный суд, которые могут быть направлены не только прокурором субъекта Федерации, но и районным (городским) прокурором самостоятельно. При этом следует иметь в виду, что заместителям указных прокуроров такие полномочия не предоставлены.

Порядок обращения прокурора в арбитражный суд регламентируется КоАП РФ, гл. 25 АПК РФ, а также приказом Генерального прокурора № 20.

Арбитражный суд уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях при наличии одновременно двух критериев:

1) субъектом правонарушения должен быть индивидуальный предприниматель или юридическое лицо; в тех случаях, когда по смыслу статьи субъектом правонарушения является физическое или должностное лицо, производство возбуждается в отношении этого лица (например, по ст. 14.14, 14.22, 14.23 КоАП РФ);

2) правонарушение должно быть из числа прямо указанных в абз. 3 п.3 ст. 23.1 КоАП РФ.

Несмотря на то, что КоАП РФ предусматривает направление судье только (протокола) постановления об административном правонарушении, согласно АПК РФ и сложившейся практике, к (протоколу) постановлению в обязательном порядке прилагается заявление в суд и иные материалы, подтверждающие правомерность привлечения к административной ответственности, а также доказательства (уведомление и т.п.) направления лицу, в отношении которого вынесено постановление, копии заявления и прилагаемых к нему документов, которые у него отсутствуют.

Кроме того, в суд в обязательном порядке направляются сведения о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Требования к заявлению о привлечении к административной ответственности устанавливаются ст. 125, 204 АПК РФ и включают в себя:

- наименование арбитражного суда, в которые подается заявление;

- наименование и адрес прокуратуры, обращающейся с заявлением (в случае обращения прокурора района или города – наименование соответствующей прокуратуры);

- дата и место совершения действия, послуживших основанием для вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (в отношении длящихся правонарушений – период совершения правонарушения, за который лицо привлекается к ответственности);

- должность, фамилия и инициалы прокурора, вынесшего постановление о возбуждении дела об административном правонарушении;

- сведения о лице, в отношении которого вынесено постановление;

- нормы закона, предусматривающие административную ответственность;

- требование прокурора о привлечении к административной ответственности;

- перечень прилагаемых документов.

Заявление о привлечении лица к административной ответственности направляется в арбитражный суд в течение суток с момента вынесения постановления (ст. 28.8 КоАП РФ). Несоблюдение требований по оформлению заявления влечет последствия, предусмотренные ст. 128, 129 АПК РФ, - оставление заявления без движения или возвращения заявления.

Прокурору также дано право оспорить решение административного органа. Это право вытекает из положений КоАП РФ.

Согласно п. 3 ст. 301. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном предпринимателем, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражно-процессуальным законодательством.

В соответствии с п. 1 ст. 189 АПК РФ дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в разд. III, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.

Согласно ч.1 ст. 205 АПК РФ, дела об оспаривании решений государственной органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражными судами по общим правилам искового судопроизводства, с особенностями, установленной гл. 25 КоАП РФ. Одно из особенностей является право прокурора обжаловать не вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

При оспаривании решений административного органа следует учесть 10-дневный срок для их обжалования, поскольку при пропуске данного срока оспорить вступившее в законную силу постановление можно будет только в порядке надзора в Высший Арбитражный Суд РФ (ч. 4 ст. 30.11 КоАП РФ).

В том случае, если прокурор города, района или его заместитель обращается в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности самостоятельно, согласно п. 6.3. Приказа Генерального прокурора № 20, одновременно с направлением в суд он обязан:

- выслать копию заявления в прокуратуру субъекта Федерации для обеспечения участия в процессе прокурорских работников группы участия прокуроров в арбитражном процессе;

- информировать арбитражный суд об участии в деле прокуратуры субъекта Федерации;

- в случае поступления в прокуратуру определения арбитражного суда о принятии заявления к производству, а также иных судебных актов по делу, направить их в арбитражную группу.

 

18.5. Участие прокурора в контрольно-проверочных стадиях арбитражного производства

 

Система контрольно-проверочных стадий арбитражного судопроизводства включает в себя: апелляционный, кассационный пересмотр, пересмотр дел в порядке надзора и ввиду вновь открывшихся обстоятельств.

В апелляционном порядке пересматривается решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу. По смыслу ст. 257 АПК РФ право принесения апелляционной жалобы на решение арбитражного суда первой инстанции принадлежит Генеральному прокурору РФ, его заместителю, прокурорам субъектов РФ, их заместителям, приравненным к ним прокурорам и их заместителям, обратившимся с иском.

Решения Высшего Арбитражного суда подлежат пересмотру только в порядке надзора.

Апелляционная жалоба подается в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения. Прокурор приносит жалобу через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд, который обязан направить ее вместе с делом в соответствующий арбитражный суд апелляционной инстанции в трехдневный срок со дня поступления жалобы в суд. Восстановление пропущено срока ввиду уважительной причины возможно не позднее шести месяцев со дня принятия решения.

Прокурор может предъявить дополнительные доказательства в апелляционный суд лишь в том случае, если он обоснует невозможность их представления суду первой инстанции по причинам, не зависящим от него. Арбитражное законодательство допускает также заявление ходатайств о вызове новых свидетелей, истребовании новых доказательств, если в этом было отказано судом первой инстанции.

Форма и содержания апелляционной жалобы прокурора должна соответствовать ст. 260 АПК РФ.

Прокурор, подавший апелляционную жалобу, обязан обосновать изложенные в ней доводы. В апелляционном порядке дело подвергается повторному рассмотрению в полном объеме коллегий в составе не менее 3 судей.

Кассационное арбитражное производство осуществляется федеральными арбитражными судами округов.

Принципиальное отличие кассационного производства от апелляционного заключается в том, что суд кассационной инстанции пересматривает вступившие в законную силу решения судов нижестоящих инстанций в части правильности применения норм материального и процессуального права.

В кассационном порядке могут быть пересмотрены решения арбитражных судов первой инстанции (за исключением решений Высшего Арбитражного Суда РФ) и постановления судов апелляционной инстанции в полном объеме в части (ст. 273 АПК РФ). При этом следует иметь в виду, что решения судов первой инстанции о признании нормативно-правовых актов недействительными в соответствии с ч. 7 ст. 195 АПК РФ могут быть обжалованы только в кассационном порядке, минуя апелляцию.

Право принесения кассационной жалобы принадлежит Генеральному прокурору РФ, его заместителям, прокурорам субъектов РФ, их заместителям, а также приравненным к ним прокурорам и их заместителям.

Требования к форме и содержанию кассационной жалобы предусмотрены ст. 277 АПК РФ.

Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения или постановления.

Прокурор вправе ходатайствовать перед судом кассационной инстанции о приостановлении исполнения решения, постановления, принятых в первой или апелляционной инстанциях.

Согласно ст. 285 АПК РФ, срок кассационного производства не должен превышать месяца со дня поступления кассационной жалобы.

Арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений арбитражный судов первой и апелляционной инстанций с позиции правильности применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела путем проверки соответствия выводов нижестоящих судебных инстанций о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

В кассационной инстанции прокурор не вправе предъявлять ни новых требований, ни новых доказательств фактической основы спора.

По представлению прокурора в порядке надзора могут быть пересмотрены вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам, указанным в ст. 52 АПК РФ, если он принимал участие в рассмотрении этих дел.

Пересмотр дел в порядке надзора является исключительной инстанцией. Основное назначение надзорной инстанции в арбитражном судопроизводстве помимо контроля решений нижестоящих судов и обеспечения прав и свобод лиц заключается в выработке единообразной практики толкования и применения материального и процессуального закона. В этой связи основаниями к отмене или изменению Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов являются случаи, когда оспариваемый судебный акт:

нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права;

препятствует принятию законного решения по другому делу;

нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы.

Обращение в Высший Арбитражный Суд РФ в форме представления направляет Генеральный прокурор или его заместитель (ч.4 п.4 ст.4 АПК РФ). Представление направляется в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения, если исчерпаны другие возможности для проверки законности оспариваемого акта в судебном порядке. В этом случае прокурор обязан обратиться с соответствующим представлением к Генеральному прокурору РФ или его заместителю.

Генеральный прокурор РФ или его заместитель вправе отозвать надзорное представление лишь до момента принятия его к рассмотрению.

Вопрос о принятии к производству представления рассматривается в пятидневный срок со дня его поступления единолично судьей Высшего Арбитражного Суда РФ.

Пересмотр судебного акта в порядке надзора начинается с доклада дела судьей Высшего Арбитражного Суда РФ, который излагает обстоятельства дела, содержание оспариваемого судебного акта и других принятых по данному делу судебных актов, доводы, содержащиеся в заявлении и представлении о пересмотре судебного акта, мотивы, содержащиеся в определении суда о передаче дела для рассмотрения в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Лица, участвующие в деле, вправе давать устные объяснения после выступления судьи докладчика.

Первым дает объяснения прокурор, обратившийся с надзорным представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора.

После выступления лиц Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ принимает постановление в закрытом совещании большинством голосов судей. При равенстве голосов судей представление остается без удовлетворения, а судебный акт – без изменения.

Глава 37 АПК РФ регламентирует пересмотр вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов по вновь открывшимся обстоятельствам.

Согласно ст. 311 АПК РФ, к таким обстоятельствам относятся:

1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;

2) установленные вступившим в законную силу приговором суда фальсификация доказательства, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо ложные показания свидетеля, заведомо неправильный перевод, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному делу;

3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные деяния лица, участвующего в деле, или его представителя либо преступные деяния судьи, совершенные при рассмотрении данного дела;

4) отмена судебного акта арбитражного суда или суда общей юрисдикции либо постановления другого органа, послуживших основанием для принятия судебного акта по данному делу;

5) признанная вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда или суда общей юрисдикции недействительной сделка, повлекшая за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному делу;

6) признание Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ закона, примененного арбитражным судом в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд РФ;

7) установленное Европейским Судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении арбитражным судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский Суд по правам человека.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.