Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 14 глава





Переписка возобновляется, если причины, по которым она была прекращена, устранены. Новые данные о нарушениях закона, сообщенные заявителем, проверяются в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

По итогам разрешения обращений может быть принято одно из следующих решений:

"удовлетворено" - приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя;

"удовлетворено повторное обращение" - обращение, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения. При этом первичное решение отменяется;

"отклонено" - требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными;

"разъяснено" - по обращению, в котором не содержалось просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств, разъяснены вопросы правового характера;

"принято иное решение" - обращение оставлено без разрешения, приобщено к материалам уголовного дела (надзорного производства), прекращена переписка;

"направлено" - обращение в семидневный срок направлено для разрешения в другую прокуратуру или другое ведомство по принадлежности.



По окончании проверки заявителю, по его просьбе, предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Письменное решение о предоставлении заявителю возможности ознакомиться с документами принимают: в Генеральной прокуратуре РФ - Генеральный прокурор РФ, его заместители, заместители Главного военного прокурора, начальники главных управлений, управлений, в том числе Главной военной прокуратуры, а в прокуратурах субъектов Федерации, городов, районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах - соответствующие прокуроры, их заместители, начальники управлений и отделов.

Работник прокуратуры, ознакомивший заявителя с документами, составляет и приобщает к надзорному производству справку о том, с какими материалами заявитель ознакомлен.



Обращения граждан, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в прокуратуре, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней.

В случае, если установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.

Обращения военнослужащих и членов их семей, поступающие в Генеральную прокуратуру РФ, прокуратуры субъектов Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, разрешаются в срок до 15 дней, а поступающие в районные и городские прокуратуры, военные прокуратуры гарнизонов (объединений) - не позднее 7 дней со дня их поступления.

В случае, если обращение требует проверки, о ее проведении в семидневный срок со дня регистрации обращения сообщается автору в письме за подписью старшего помощника Генерального прокурора РФ, заместителя Главного военного прокурора, заместителя прокурора субъекта РФ, приравненного к нему военного прокурора и прокурора иной специализированной прокуратуры.

Срок рассмотрения и разрешения обращений и запросов исчисляется с момента их регистрации в Генеральной прокуратуре РФ, Главной военной прокуратуре, прокуратурах субъектов РФ, городов, районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах, в Академии Генеральной прокуратуры РФ и входящих в ее состав институтах.

Окончанием срока рассмотрения и разрешения обращений считается дата направления письменного ответа или устного сообщения автору о принятом решении.



В случае проведения дополнительной проверки, запроса материалов и в других исключительных случаях срок разрешения обращений граждан, должностных или иных лиц продлевается прокурором либо его заместителем с одновременным уведомлением их авторов о причинах задержки ответа и характере принимаемых мер, но не более чем на 30 дней.

Срок разрешения обращений военнослужащих и членов их семей при необходимости может быть продлен соответствующим прокурором либо его заместителем, но не более чем на 15 дней.

Ходатайство о продлении срока проверки по обращению оформляется не позднее чем за 3 дня до истечения контрольного срока.

При возвращении проекта ответа на доработку устанавливается конкретный срок исполнения. Если указанный срок превышает 5 дней, то автору обращения за подписью начальника отдела незамедлительно направляется соответствующее уведомление.

Ответ на обращение, поступившее в органы и учреждения прокуратуры по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.

Если по обращению принесен протест (внесено представление), предъявлен иск или приняты иные меры прокурорского реагирования, заявителю сообщается об этом, а при необходимости о том, где впоследствии он может получить информацию о результатах их рассмотрения. Ответ заявителю направляется разрешавшим обращение прокурором.

Подробная аргументация в ответах на обращения, связанных с расследованием уголовных дел, приводится либо после окончания расследования, либо в форме, не раскрывающей тайну предварительного следствия.

При отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован и понятен. В нем дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован.

В прокуратурах городов, районов, приравненных к ним военных и специализированных прокуратурах решение об отказе в удовлетворении обращений принимает и дает ответы заявителям заместитель прокурора, прокурор или лицо, его замещающее.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и специализированных прокуратурах решение об отказе в удовлетворении первичных обращений граждан принимает начальник управления и отдела, при повторном обращении в связи с отказом в удовлетворении требований - заместитель прокурора, прокурор или лицо, его замещающее. Они же подписывают ответы заявителям.

В Генеральной прокуратуре РФ, Главной военной прокуратуре решение об отказе в удовлетворении первичных обращений принимает и дает ответ начальник отдела, а повторных обращений - начальник управления, главного управления и заместитель Генерального прокурора РФ.

Ответ автору обращения с разъяснением требований действующего законодательства по письменному указанию начальника главного управления, управления, прокурора соответствующей прокуратуры может дать прокурорский работник, рассматривающий конкретное обращение.

При направлении заявителям ответов на обращения в обязательном порядке возвращаются приложенные к ним документы.

В органах и учреждениях организуется личный прием граждан.

При личном приеме гражданин обязан предъявить документ, удостоверяющий его личность.

Посетители, направленные на прием к прокурорам управлений и отделов с первичными жалобами, принимаются незамедлительно.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации, прокуратурах городов, районов, военных и иных специализированных прокуратурах, в Академии Генеральной прокуратуры РФ и входящих в ее состав институтах прием граждан проводится в течение всего рабочего дня согласно графику, который должен быть вывешен в доступном для граждан месте.

Порядок приема в вечернее время, выходные и праздничные дни устанавливается руководителями прокуратуры.

Руководителями прокуратур прием населения проводится не реже одного раза в неделю. Решение по обращению принимается и ответ на него дается руководителем прокуратуры (учреждения), к которому обратился заявитель на личном приеме. Руководитель прокуратуры на личном приеме вправе отказать гражданину в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов, с разъяснением порядка обжалования. Содержание ответа отражается в карточке личного приема, книге учета посетителей.

На обращениях, поданных на личном приеме, ставится отметка "с личного приема".

Регистрация приема ведется на специальных карточках либо в книге учета посетителей, в которой отражается также содержание ответа, если он давался в устной форме.

Все письменные обращения с личного приема после их регистрации направляются по принадлежности в порядке, определяемом Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры РФ.

В каждой прокуратуре устанавливается ящик "Для обращений и заявлений", который в Генеральной прокуратуре РФ, Главной военной прокуратуре, прокуратурах субъектов РФ размещается в приемной, в иных прокуратурах - в доступном для заявителей месте.

Корреспонденция из ящика ежедневно вынимается в Генеральной прокуратуре РФ работниками экспедиции, а в других прокуратурах - специально назначенными работниками. На обращениях проставляется штамп "Из ящика для обращений и заявлений", указывается дата выемки, после чего они передаются на регистрацию и рассмотрение.

Аналогичный порядок организации приема граждан применяется в прокуратурах субъектов Федерации.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Что представляет собой прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина?

2. В чем заключается сущность и специфика прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина?

3. Каковы пределы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина?

4. Какие правовые средства использует прокурор при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина?

5. Какие акты вправе выносить прокурор, осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина?

6. Какие виды обращений граждан рассматриваются в органах и учреждениях прокуратуры?

7. Каким образом организуется порядок приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры?

 

Источники:

 

1. Азаров А., Рейтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизамы. – М., 2000.

2. Акты прокурорского надзора / Под ред. Ю.И. Скуратова. – М., 1997.

3. Бессарабов В.Г. Европейский суд по правам человека: Учебно-практическое пособие – М., 2003.

4. Бессарабов В.Г. Правозащитная деятельность российской прокуратуры (1722-2002 гг.): история, события, люди. – М., 2003.

5. Гущин В.З. Прокурорский надзор за соблюдением конституционного права граждан на объединение. – М., 1998.

6. Крюков В.Ф. Прокурорский надзор: Учебник для вузов. – М, 2006.

7. Лопатин В.Н. Защита прав на тайну в России. – СПб., 2000.

8. Настольная книга прокурора. – М., 2003.

9. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник / Под ред. А.А. Чувилева. – М., 2001.

10. Российский прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под ред. А.Я. Сухарева. – М, 2001.

11. Рохлин В.И., Сыдорук И.И. Прокурорский надзор: защита прав человека. – СПб., 2001.

12. Чурилов А.В. Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора. – М., 1999.

13. Ястребов В.Б. Прокурорский надзор: Учебник - М., 2005.


Глава 10. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности

 

10.1. Понятие, специфика, значение и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности

 

Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности является самостоятельным направлением в рамках отрасли прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, представляющим собой наблюдение за соблюдением указанными органами Конституции РФ, исполнением ими требований законов, действующих на территории РФ, а также обеспечением и охраной прав, свобод и законных интересов человека и гражданина при производстве оперативно-розыскных мероприятий.

Закон о прокуратуре не выделяет надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности в отдельную отрасль, хотя специфика и содержание прокурорской деятельности позволяют это сделать. Нормативное объединение этих двух направлений в одну отрасль, скорее всего, объясняется тем, что проводимые органами дознания и предварительного следствия расследование преступлений практически всегда сопровождается или обеспечивается оперативно-розыскной деятельностью. Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность довольно часто осуществляется и вне рамок расследования преступлений или производства по уголовному делу.

Специфика осуществления прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности (далее – ОРД), прежде всего, обусловливается особенностями самой оперативно-розыскной деятельности, предполагающей гласные и негласные методы получения информации, широкое использование конфиденциальных источников информации, скрытое вторжение в конституционные права, свободы и законные интересы физических и юридических лиц, не знающих об этом и поэтому лишенных возможности обжаловать неправомерные действия органов, осуществляющий оперативно-розыскные мероприятия (далее – ОРМ). В этой связи прокурорский надзор в этой сфере носит инициативный характер. По общему правилу для осуществления надзорных полномочий прокурору не нужно наличие специального повода, он реализует свои полномочия по собственной инициативе. Исключение составляет лишь разведывательная и контрразведывательная оперативно-розыскная деятельность органов ФСБ, службы внешней разведки и оперативных подразделений Министерства обороны РФ, где оперативные документы могут быть истребованы прокурором только по поступившим в прокуратуру материалам и обращениям, свидетельствующих о нарушении закона данными органами.

Наконец, осуществляя надзор за законностью ОРД, прокурор не наделен распорядительной властью по отношению к органам, осуществляющим ОРД. Прокурор не вправе самостоятельно отменять незаконные и необоснованные постановления органов и должностных лиц, производящих ОРМ. Он также не вправе отстранить сотрудника от осуществления ОРМ, использовать полномочия, предоставленные ему уголовно-процессуальным законодательством, применительно к надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

Основное значение прокурорского надзора за законностью ОРД заключается в обеспечении средствами прокурорского надзора соблюдения Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, а также исполнения требований законов, действующих на территории РФ, правоохранительными органами при реализации их полномочий по осуществлению ОРД независимо от их ведомственной принадлежности. Кроме того, надзор осуществляется также с тем, чтобы ОРМ были направлены, прежде всего, на предупреждение, а затем уже на своевременное выявление, пресечение и раскрытие преступлений; на то, чтобы результаты ОРД, полученные в ходе производства по уголовному делу, активно использовались в качестве доказательств в соответствии с требованиями УПК РФ.

В этой связи основными задачами при осуществлении данного вида надзора являются:

1) охрана и защита конституционных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина при производстве ОРМ;

2) соблюдение Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ, при проведении ОРМ;

3) предупреждение и пресечение нарушений в деятельности органов, осуществляющих ОРД;

4) обеспечение мер для раскрытия преступлений и привлечения виновных к ответственности.

 

10.2. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности

 

Согласно ст. 29 Закона о прокуратуре общим предметом надзора в этой сфере является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД.

Указанный предмет уточняется с учетом требований ст.ст. 8, 10, 11 и 15, 21 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности». В частности, в предмет надзора включается законность и обоснованность решений:

- о проведении или прекращении различных ОРМ;

- о заведении и прекращении дел оперативного учета;

- о предоставлении результатов проведения ОРМ органам дознания, следствия и в суд;

- об обязательности регистрации и заведения дел оперативного учета по каждому случаю, требующему проведения ОРМ;

- о постановке на учет и снятия с учета лиц, в отношении которых такие мероприятия проводятся или проводились;

- о недопустимость использования в процессе ОРМ информационных систем и средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей, причиняющих вред окружающей среде;

- при привлечения граждан к сотрудничеству на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими ОРД.

Прокурор также проверяет наличие полномочий у лиц, осуществляющих ОРД, и своевременность уведомления судей о проведении без их разрешения ОРМ в порядке ч.2 п. 3 ст. 8 Закона об ОРД.

Генеральный прокурор РФ в приказе № 56 от 25.04.2000 г. «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» определил следующие основные направления надзора:

- обеспечение надзора за исполнением законов в части безусловного выполнения установленного порядка проведения ОРМ и законности принимаемых при этом решений; восстановление нарушенные прав и свобод граждан, защита конституционных гарантий от нарушений со стороны должностных лиц, осуществляющих ОРД;

- обеспечение реальных условий по защите от разглашения сведений, содержащихся в предоставляемых прокурору оперативно-служебных документах;

- пресечение нарушений прав и законных интересов физических и юридических лиц при проведении ОРД, принятие своевременных мер по восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного вреда, привлечению к ответственности виновных в этом должностных лиц.

Прокурорский надзор за законностью ОРД имеет четкие пределы.

Прежде всего, пределы ограничиваются кругом поднадзорных субъектов, включающим в себя:

1) оперативные подразделения МВД РФ;

2) оперативные подразделения ФСБ РФ;

3) оперативные подразделения ФСО РФ;

4) оперативные подразделения Федеральной таможенной службы РФ;

5) оперативные подразделения ФСИН РФ;

6) оперативные подразделения Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков;

7) оперативные подразделения органов внешней разведки;

8) оперативные подразделения Министерства обороны РФ.

При этом оперативные подразделения Службы внешней разведки и Министерства обороны РФ проводят ОРМ только в целях обеспечения собственной безопасности и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочия указанных выше оперативных подразделений.

Поскольку прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности направлен, прежде всего, на обеспечение прав, свобод и законных интересов физических лиц, нормативно-правовые пределы включают в себя общепризнанные нормы международного права, а также ряд международных договоров и соглашений по вопросам охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина. К числу относятся:

Всеобщая декларация прав человека, принятая ГА ООН 10.12.1948 г.;

Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый ГА ООН 16.12.1966 г.;

Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г. и ФЗ РФ № 26 от 30.12.2001 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод»;

Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам, принятую 20.04.1959 г.

Следующую группу актов составляет федеральное законодательство:

ФЗ РФ № 144 от 12.08.1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности»;

Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

Закон РСФСР № 1026-1 от 18.04.1991 г. «О милиции»;

ФЗ РФ № 40 от 03.04.1995 г. «Об органах Федеральной службы безопасности»;

Закон РФ № 2446-1 от 05.03.1992 г. «О безопасности»;

Закон РФ № 5485-1 от 27.07.1993 г. «О государственной тайне»;

ФЗ РФ № 3 от 08.01.1998г г. «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

ФЗ РФ № 128 от 25.07.1998 г. «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»;

ФЗ РФ № 45 от 20.04.1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»;

ФЗ РФ № 120 от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Закон РФ № 4866-1 от 27.04.1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»;

Иные федеральные законы.

Поскольку ст. 4 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» наряду с федеральным законодательством относит к правовой основе ОРД принятые в соответствии с ним иные нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти, пределы надзора также определяются подзаконными нормативными актами Президента РФ, Правительства РФ, а также федеральных отраслевых органов власти.

К числу указов Президента РФ относятся:

Указ Президента РФ № 1203 от 30.11.1995 г. «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»;

Указ Президента РФ № 21 от 09.01.1996 г. «О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации»;

Указ Президента РФ № 891 от 01.09.1995 г. «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств»

Указ Президента РФ № 188 от 06.03.1997 г. «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера».

Среди постановлений Правительства РФ необходимо отметить:

Постановление Правительства РФ № 870 от 04.09.1995 г. «Об утверждении правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности;

Постановление Правительства РФ № 214 от 10.03.2000 г. «Об утверждении положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и списка видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию».

К числу межведомственных и ведомственных нормативно-правовых актов относится:

Приказ МВД РФ № 368, ФСБ РФ № 185, ФСО РФ № 164, ФТС РФ № 481, СВР РФ № 32, ФСИН РФ № 184, ФСКН РФ № 97, Минобороны РФ № 147 от 17.04.2007 г. «Об утверждении инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд».

Иные нормативно-правовые акты.

Пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, определяются также характером правоотношений. Прежде всего, надзор распространяется на конституционные правоотношения, связанные с обеспечением прав, свобод и законных интересов человека и гражданина на этапе возбуждения уголовного дела и досудебных стадиях производства по уголовному делу, ограничение которых возможно по основаниям и в порядке, установленном УПК РФ и Законом об ОРД.

Поскольку любое ограничение конституционных прав и свобод допускается только на основании судебного решения, встает вопрос о разграничении прокурорского надзора и судебного контроля. Представляется, что данные виды деятельности можно разграничить по следующим основаниям:

По форме и содержанию деятельности.

Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении ОРМ осуществляется в судебном заседании по правилам отдельного судебного производства, т.е. с соблюдением соответствующего регламента, ритуала и процедур, включая ограниченность по продолжительности. Осуществление прокурорского надзора в этой сфере осуществляется вне рамок процессуальных производств, в форме распорядительной деятельности, не ограниченной различными сроками и основаниями; она носит постоянный характер.

Судебный контроль и прокурорский надзор в этой сфере можно разграничь также по предмету. Предметом судебного контроля является применение мер, непосредственно направленных на ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина. Предметом прокурорского надзора является деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих ОРД, связанная с возбуждением перед судом ходатайств о проведении ОРМ. Хотя прокурор не имеет право препятствовать уполномоченному органу входить в суд с ходатайством о применении той или иной оперативно-розыскной меры, ограничивающей права и свободы человека и гражданина, он, тем не менее, должен применять меры прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона при возбуждении таких ходатайств, поскольку такие действия и решения органа, осуществляющего ОРД, входят в предмет надзора.

Разграничивая судебный контроль и прокурорский надзора в сфере обеспечения законности и обоснованности ОРД, следует отметить, что в предмет прокурорского надзора не входит проверка законности решения суда по результатам рассмотрения материалов о применении ОРМ. Кроме того, действующее процессуальное законодательство не предусматривает возможности обжалования и представления прокурором судебных решений по ходатайствам о применении ОРМ, направленных на ограничение конституционных прав и свобод граждан.

Статья 21 Закона об ОРД устанавливает, что по требованию надзирающих прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют в прокуратуру оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении ОРМ с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения ОРМ. Вместе с тем, прокурор не осуществляет надзор за законностью ведомственных актов, регулирующих организацию, тактику, методы и средства осуществления ОРМ. Обеспечения законности на данном направлении является прерогативой ведомственного контроля.

Нормативно-правовую основу прокурорского надзора за законность оперативно-розыскной деятельности помимо требований Закона о прокуратуре и Закона об ОРД составляют также положения, содержащиеся в:

Приказе Генерального прокурора РФ № 56 от 25.04.2000 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»;

Указании Генерального прокурора РФ и Директора ФСБ РФ от 18.04.2002 г. № 20-27/10 «О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «ОБ оперативно-розыскной деятельности» органами Федеральной службы безопасности».

 

10.3. Правовые средства прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности

 

Правовые средства прокурорского надзора за законностью ОРД помимо Закона о прокуратуре, также закрепляются в Законе об ОРД, УПК РФ ином федеральном законодательстве.

Осуществляя прокурорский надзор за законностью ОРД, прокурор вправе:

1. Требовать от руководителей органов, осуществляющих ОРД, оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Часть 2 ст. 21 Закона об ОРД устанавливает, что сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

2. Периодически проводить проверки в подразделениях, осуществляющих ОРД, на основании информации о неисполнении данными органами закона либо на основании заявлений иных обращений граждан.

3. Давать письменные указания начальнику органа дознания о возложении полномочий по возбуждению уголовного дела и производства по нему дознания на должностное лицо, которое не проводило по нему ОРМ с учетом соблюдения требований ч. 2 ст. 41 УПК РФ.

4. Письменно требовать отмены незаконного постановления, принято при проведении оперативно-розыскной деятельности.

5. Давать письменные указания начальнику органа дознания или дознавателю о повторном проведении следственных действий, проводимых до возбуждения уголовного дела, в случае если они были осуществлены лицом, ранее осуществлявшим ОРМ по данному делу.

6. Приносить представления о выявленных нарушениях закона.

7. Вносить протестыв связи с признанием противоречащим закону нормативного акта, изданного в сфере ОРД.

8. Выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства в отношении должностных лиц органов, осуществляющих ОРД или сотрудничающих с ними на конфиденциальной основе, при обнаружении признаков преступления, совершенного ими при осуществлении ОРД.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.