Сделай Сам Свою Работу на 5

Российский рынок франчайзинга. Брэндинг.





 

Франчайзинг — это лицензия на использование товарного знака и технологии со взаимными обязательствами и льготами по ведению бизнеса между франчайзером (передающая фирма) и франчайзи (получающая фирма или частный предприниматель), предоставляемая за определенную компенсацию и оформленная в соответствии с действующим законодательством. (Тот, кто продает – франчайзер, а покупатель договора по франчайзингу (покупатель франшизы) – франчайзи).

В каждой стране франчайзинг регулируется по-своему, своими законами (в США даже в разных штатах по-разному!). В России понятия франчайзинг отсутствует, вместо него в нашем законодательстве есть понятие «коммерческая концессия» (ГК РФ Глава 54). По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д. Как правило, по договору коммерческой концессии правообладатель оказывает пользователю также разнообразное содействие в определенной сфере предпринимательской деятельности. Например, помогает в обучении и повышении квалификации работников, контролирует качество работ и услуг, производимых (оказываемых) пользователем и т.д.



Сторонами договора могут быть как ИП (индивидуальные предприниматели), так и коммерческие организации. Если организация потенциального франчайзи является долевой (товарищество, ЗАО), то она предоставляет выписку из реестра акционеров или устава. Договор подписывается по нотариально заверенной доверенности на право его заключения, выданной лицами, капитал которых составляет не менее 75% общего капитала, или всеми партнерами. По настоящему договору все партнеры несут солидарную ответственность по обязательствам перед франчайзером.



Российское законодательство плохо регулирует франчайзинг, впрочем как и все остальное (плохо сформулированы законы, когда один может подставить другого).

Франчайзинг пришел на российский рынок услуг сравнительно недавно (первые предприятия по франчайзингу в России это: Pizza Hut, Kodak, McDonald's, Coca-Cola и др.), но достаточно быстро развивается день за днем. Для рынка франчайзинга в 2011 году характерен рост предприятий в ритейле (розничной торговле) (57%) и сфере общественного питания (16%).

По темпам развития франчайзинга Россия входит в число лидеров, и достигнуты столь колоссальные успехи были в достаточно небольшие сроки. Особое значение франчайзинг имеет в развивающихся странах, по существу, это лучший механизм интенсивного воздействия на развитие экономики, предпринимательства и международной торговли. Российский рынок по-прежнему остается довольно привлекательным для выхода международных компаний. Так, в 2011-м году в России стартовали мировые бренды: Mini Raxevsky — магазин детской одежды из Греции, 7Camicie — магазин женской и мужской одежды из Италии. В июне прошлого года в Москве открылась первая точка мирового фастфуд-гиганта Wendy`s. Тем не менее, Россия отстает от развитых стран по общему количеству франчайзинговых компаний.

В связи с ростом интереса к франчайзингу в 1997 году в России была образована Российская Ассоциация Франчайзинга, целью которой является поддержка и защита интересов ее членов (российских и зарубежных фирм) в целях создания более благоприятной правовой и экономической среды для распространения франчайзинга в России.



На сегодняшний день членами РАФ являются 62 компании, среди которых такие известные компании, как «Планета гостеприимства», «Шоколадница», 1С, торговый дом «Копейка», «ЦентрОбувь» и др.

НЕ СТОИТ ПУТАТЬ ФРАНЧАЙЗИНГ С БРЕНДИНГОМ! Брендинг – это процесс создания предпочтения к тому или иному товару у своих партнеров, инвесторов, государства, а также у самих потребителей. Они схожи, но лишь в некоторых моментах. Брендинг также является составляющей франчайзинга. Брендинг как услуга представляет собой создание самого бренда, его раскрутку, за счет которого в дальнейшем будет получена определенная выгода, прибыль. А франчайзинг – это использование уже готовой технологии ведения бизнеса, которая включает в себя как сам бренд, так и правила ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер (владелец данного бренда).

Фактически суть франчайзинга заключается в обмене: франчайзер отдает франчайзи право пользоваться известным брендом, обучает секретам своего бизнеса и предоставляет определенные гарантии надежности бизнеса, так как на практике доказана его успешность. Вся эта бизнес-система, оформленная на бумаге надлежащим образом, носит название франшиза. В ответ франчайзи делится с франчайзером своими деньгами и, в какой-то степени, своей независимостью.

 

Рынок франчайзинга в 2011 году

 

По данным Российской Ассоциации Франчайзинга, сегодняшняя Россия является одним из лидеров по темпам развития франчайзинга, однако отстает от развитых стран по общей численности компаний. В России осуществляют деятельность 595 франчайзеров и более 28 тысяч франчайзинговых точек. За 2010 год прирост рынка составил около 98%, в 2011 году динамичное развитие продолжилось, оно особенно заметно в общепите и ритейле.

Более 50% франчайзинговых компаний работают в стране не менее 5 лет, 43,5% – молодые франшизы. Показательно, что 62% рынка занимают российские бренды.

Компания NeoAnalytics провела исследование российского и мирового рынка франчайзинга, которое показало, что в настоящее время франчайзинговые сети открываются более чем в 75 отраслях бизнеса – от сферы общественного питания до юридических и брокерских услуг. По итогам трех кварталов 2011 года наиболее востребованными в мире были предприятия общепита, здесь работало около 20% компаний-франчайзеров от общего количества. В ТОП также вошли: ритейл – 15%, бытовое обслуживание – 13%, перевозки автомобильным транспортом – 8% и строительство – 7%.

В 2011 году в пятерку мировых лидеров франчайзинга входят бренды сетей фаст-фуда: Subway, McDonald's, Domino'sPizza, KFC, Dunkin'Donuts. Российский ТОП, учитывающий как количественные, так и качественные характеристики бизнеса, включает «Лукойл», «Планету фитнес», «Пятерочку», «Эконику», «Инвитро», «1С», «Шоколадницу» и другие крупные компании.

Отрасли

В России франчайзинг в 2011 году активно развивался в различных отраслях бизнеса. По данным РАФ, наибольшее распространение получили сферы ритейла и общепита (57% и 16% соответственно).

Ритейл. Франчайзинг в России в сфере торговли продуктами питания представлен в основном национальными брендами. Среди крупнейших продовольственных ритейлеров лидером является российская сеть универсамов «Пятерочка», которая присутствует в 21 регионе страны. «Перекресток» на данный момент насчитывает в России 610 точек, работающих по системе субфранчайзинга. Управляющая компания X5 RetailGroup гарантирует франчайзи поставки минимум 75% своих товарных брендов и иной продукции высокого качества по конкурентоспособным ценам, предоставление технологического и торгового оборудования на эксклюзивных условиях, другие выгодные опции. Еще один значимый игрок в ритейле – сеть супермаркетов «Копейка», которая отличается низким стартовым взносом в $ 30 тыс. и отсутствием роялти.

Среди специализированных супермаркетов стоит отметить виноторговую сеть «Ароматный мир», включающую более 120 магазинов по всей стране. По исследованию агентства КОМКОН, она входит в ТОП-10 самых известных торговых сетей Москвы. Франчайзи гарантируется поставка широкого ассортимента алкогольной продукции (свыше 3 000 наименований) высокого качества из Франции, Португалии, Италии, Испании, Германии. Специализированная сеть «Хорошие новости», насчитывающая более 200 точек и работающая под управлением ООО «ПрессХаус», развивает формат газетно-журнальных мини-маркетов. Помимо периодики в ней представлены книги и сопутствующие товары. Популярность франшизы обуславливается оптимальным соотношением стоимости, формата, ассортимента продукции и отсутствием прямых конкурентов.

 

В сегменте промтоварной розницы активно расширяются «Бельпостель», «Центробувь», «Эконика», магазины подарков «Красный куб». Франчайзинг в 2011 году характеризуется появлением в ритейле новых франшиз – например, компания Tele2 планирует открыть сеть монобрендовых супермаркетов, которые будут работать по схеме готового бизнеса.

 

Общественное питание. В сфере быстрого питания в нашей стране лидируют международные бренды McDonald's, «Сбарро», Subway, российская «Крошка-картошка», а также ставший американским «Ростик'с». Среди кофеен на отечественном рынке франчайзинга два крупных национальных игрока – «Кофе Хауз» и «Шоколадница», в элитном сегменте – проекты Аркадия Новикова и GinzaProject. В сфере семейных ресторанов крупнейшим национальным игроком является «Росинтер».

 

По данным РАФ, за 2010 год активность выхода крупных иностранных ресторанных компаний на российский франчайзинговый рынок серьезно возросла – их предложения составили 33% от всех имеющихся на рынке франчайзинга в стране. В течение 2011 года ожидается прирост еще на 10-15%.

 

Услуги. В сфере транспортных услуг франшиза на перевозки воздушными такси предлагается от группы компаний «Авиасоюз», в области правового консультирования и юридического сопровождения – фирмами ConsultingHouse, HoganLovells, «Объединенные Юристы» и др. Широкое распространение получили компании, предлагающие медицинские услуги – независимые лаборатории «Инвитро», «Гемотест», «АМД», образовательные – EF (EnglishFirst – школы английского языка), компьютерные – «1С», технические – «ОПС» (ремонт оргтехники и т.п.). Для данных отраслей характерен высокий уровень проникновения в регионы. Так, «Инвитро» имеет более 200 франшизных точек по всей стране, «1С» представлен более чем в 300 городах России.

 

Риэлторская деятельность. В недвижимости по франчайзинговой системе успешно работает американское агентство Century XX, появившееся на российском рынке в 2006 году. Среди национальных брендов следует отметить холдинг «МИЭЛЬ», который открыл более 100 офисов по всей стране, в том числе на условиях франчайзинга.

 

Банкинг. Новый для нашей страны проект заявлен на прошедшей 21-23 сентября в Москве выставке партнерского бизнеса BuyBrand. «Алтайэнергобанк» представил банковскую франчайзинговую программу «Мгновенные Деньги». Потенциальным партнерам предлагается два формата сотрудничества: центр выдачи кредитов и финансовый центр. От характера деятельности зависит паушальный взнос: 200 000 или 300 000 рублей, роялти не платится.

События 2011 года

 

В 2011 году на рынке франчайзинга произошло несколько знаковых событий. В частности, РАФ обозначен официальной структурой по реализации мероприятий по развитию франчайзинга в программах поддержки малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития РФ. По инициативе РАФ в крупнейшей общественной организации несырьевого бизнеса «Деловая Россия» сформирован Комитет по франчайзингу.

Положительные изменения в законодательстве

 

18 июля 2011 года Президент РФ подписал Федеральный закон N 216 «О внесении изменений в Часть вторую Гражданского Кодекса Российской Федерации», которым снят ряд ограничений, препятствовавших развитию франчайзинга. На основании ст. 1030 в договорах коммерческой концессии можно одновременно использовать и периодические платежи, и паушальный взнос. Это изменение устраняет противоречие между российским законодательством и общепринятой международной практикой. Статья 1033 предполагает разрешение на установление ряда ограничений в договоре, которые усиливают франчайзинговую сеть. Поправки в ГК также трансформируют правила, по которым возобновляется срочный коммерческий договор, исключая дискриминационные для франчайзера ограничения на отказ в возобновлении соглашения с франчайзи «на прежних условиях». Также изменились порядок и основания расторжения договора коммерческой концессии. В Гражданском кодексе появился пункт, на основании которого франчайзер имеет право отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке, в случае если пользователь франшизы нарушил технологию работы или выполнил ее с ненадлежащим качеством. В целом изменения в законодательстве должны эффективно повлиять на развитие рынка франчайзинга в России.

Участие РАФ в Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге

 

16-18 июня 2011 года в Санкт-Петербурге состоялся Международный экономический форум, собравший ведущих мировых предпринимателей и политиков – всего около 10 тысяч участников из 81 страны. Впервые будучи включенным в программу представительнейшего «Русского Давоса», франчайзинг стал одной из самых обсуждаемых тем.

 

Экономический кризис показал, что предприятия, работающие по моделям готового бизнеса и получающие мощную поддержку владельцев концепций, гораздо более устойчивы к рыночным потрясениям. Франчайзинг закономерно становится все более популярным форматом предпринимательской деятельности, способствующим внедрению в национальные экономики международных стандартов. Государство кровно заинтересовано в масштабировании этих процессов, отмечали участники форума. «Приходом крупных компаний, их мировых опытов, их практик и технологий в те регионы, которые принято называть «депрессивными», можно убить, что называется, одним выстрелом двух зайцев: повысить качество образовательных процессов и услуг, одновременно серьезно поддержав как регионы в целом, так и малые и средние предприятия», – заявил, в частности, Алексей Лихачев, заместитель министра экономического развития Российской Федерации.

 

Франчайзинг как «национальный приоритет в глобальном контексте» стал темой панельной дискуссии. По прогнозам РАФ, сообщил Президент Ассоциации МерабЕлашвили, к 2020 году в России число рабочих мест во франчайзинге увеличится почти вчетверо и превысит 800 тысяч человек. В бизнес-сообществе считают, что для ускоренного развития необходимы изменения в законодательстве. Они повысят заинтересованность и взаимную ответственность сторон в договорах коммерческой концессии.

 

Значимым событием Петербургского экономического форума стало подписание соглашения о присоединении РАФ к Черноморской Федерации Франчайзинга. Теперь российские компании могут рассчитывать на режим особого благоприятствования своим брендам в Азербайджане, Болгарии, Румынии, Турции, Украине.

Выставка BUYBRAND – 2011

 

С 21 по 23 сентября в Москве прошла IX Международная выставка по франчайзингу и другим бизнес-возможностям, крупнейшая в своем формате на территории СНГ и Восточной Европы. Это мероприятие с богатой историей и высокой деловой репутацией предоставляет отличные возможности для франчайзеров и потенциальныхфранчайзи.

 

В этом году площадка BuyBrand привлекала 217 брендов из 32 стран. Были представлены бизнес-концепции от ведущих игроков франчайзингого рынка – как отечественных, так и международных, в том числе впервые: SoEasy (школы иностранных языков, Греция), Ixina (кухонная мебель из Франции), немецкие ритейлерыTomTailor и s.Oliver. Эксперты отметили рост присутствия региональных франшиз, которые предлагаются компаниями Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Новосибирска, Перми, Томска и других городов.

 

Большое внимание привлек включенный в программу выставки деловой форум «Франчайзинг в России». Выступивший на нем Президент РАФ МерабЕлашвили представил прогноз развития отрасли до 2020 года.

 

Одним из самых ярких событий выставки стала церемония награждения лауреатов седьмой Национальной премии в области франчайзинга «Золотой Бренд». В номинации «Событие года» победитель объявлялся впервые. Почетную статуэтку, имеющую статус государственной награды, получил основатель и совладелец компании «1С», член Совета директоров РАФ Борис Нуралиев. Во многом его заслугой бизнес-сообщество считает изменения в Гражданском кодексе, улучшившие условия деятельности франчайзинговых компаний. Обладателем статусной «Золотой франшизы» стал бренд «33 пингвина». Его развивает томская компания «Эста», производитель премиального мороженого, сеть продаж которого развернута более чем в 80 городах России.

Запуск проектов поддержки франчайзинга в регионах

Региональный франчайзинг в 2011 году получил существенную поддержку. РАФ запустила пилотные проекты, стимулирующие распространение перспективной схемы бизнеса в регионах. При поддержке правительств субъектов Федерации (Тюменской и Ярославской областей) и Министерства экономического развития Российской Ассоциацией Франчайзинга были организованы региональные форумы. В их программы вошли презентации крупных российских компаний, продвигающих в регионах собственные концепции готового бизнеса, семинары для предпринимателей. Участники получили представление об основных преимуществах франчайзинга, ознакомились с бизнес-концепциями и конкретными условиями, на которых осуществляется продажа франшиз.

В Тюменской области по результатам форума «Региональный франчайзинг 2011» совместно с местной администрацией запущена пилотная программа развития потребительского рынка на основе франчайзинга. Объявлено о создании «службы одного окна», где все желающие смогут получить необходимую информацию о возможностях готового бизнеса и реальных предложениях.

В октябре-декабре проводятся аналогичные форумы в Перми, Екатеринбурге, Красноярске.

Для получения дополнительной информации о событиях, произошедших на рынке франчайзинга в 2011 году, вы можете перейти в разделы «Новости РАФ», «Новости компаний», «Публикации СМИ». Чтобы ознакомиться с предложениями от ведущих франчайзинговых компаний, следуйте в раздел «Магазин франшиз».

http://ru.rusfranch.ru/franchising/2011/

Брендинг — это деятельность по созданию долгосрочного предпочтения к товару (услуге), основанная на совместном усиленном действии на потребителя товарного знака (знака обслуживания), упаковки, элементов рекламы и других маркетинговых коммуникаций, объединенных определенной идеей и однотипным оформлением, выделяющих товар (услугу) среди конкурентов и создающих его образ (Brandimage).

Брэнд - воплощение в знаковой, вербальной, музыкальной и других формах устойчивого положительного образа предприятия и / или производимой продукции (выполняемых работ и оказываемых, услуг), сформировавшегося у участников рынка. (FBK)

Бренд — это долгосрочная программа. Создание бренда рассчитано на привыкание потребителя к тем или иным свойствам товара или услуги, которые представляются брендом. Набор необходимых элементов бренда, вызывающих ассоциации определенных свойств, как правило, положительных, позволяет не только удерживать определенный уровень потенциальных потребителей, но и воспитывать их. (Юрий Пашин,У&К).

Экономические выгоды от использования брендов:

Для государства - рост налогов и экономический рост.

Для производителей – наценка на бренд и разнообразие продуктов.

Для потребителей – гарантия качества и разнообразие продуктов.

Виды брендов:

· По сфере применения:

· Глобальные

· Международные

· Национальные

· Локальные

· По принадлежности:

· Бренды производителей

· Частные бренды

· Совместные бренды

· Лицензионные бренды

· По количеству владельцев:

· Индивидуальные

· Коллективные

· Корпоративные

Нормативно-правовая база, регулирующая отношения, связанные с созданием и использованием прав на товарные знаки

Контрафакция – Таможенный кодекс, Уголовный кодекс, Закон «Об авторском праве», Закон «О конкуренции»

Регистрация и использование товарных знаков – Гражданский кодекс, Закон «О товарных знаках», Закон «О рекламе».

Основные организации, регулирующие отношения, связанные с созданием и использованием прав на товарные знаки – Роспатент, Апелляционная палата, Высшая патентная палата.

Топ-10 брендов за 2011 год(млн.долл.):

1. Coca cola 71,861

2. IBM 69,905

3. Microsoft 59,087

4. Google 55,317

5. General Electric 42,808

6. Macdonalds 35,593

7. Intel

8. Epple

9. Disnep

10. HP

(http://www.interbrand.com/ru/best-global-brands/best-global-brands-2008/best-global-brands-2011.aspx)

Стоимость бренда – это денежная премия, которую держатель бренда получает от покупателей, приверженных бренду и согласных за него платить. Т.е. фактически стоимость бренда = норма дисконтирования (диск-приведение всех денежных потоков к единому моменту времени) * прибыль от бренда в i-ом году + норма д.*прибыль + т.д.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.