Сделай Сам Свою Работу на 5

Мировой рынок услуг и динамика его развития.

В мировой практике понятия услуг и экспорт/импорт услуг нет, есть торговля услугами. Особенность услуг – входят в любой предмет (товар) и накладываются на его стоимость.

Долгое время услуги, согласно Международной стандартной классификации, принятой ООН, относились к "неторгуемым" товарам, т.е. товарам, которые потребляются в той же стране, где они и производятся. По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни часть услуг была вовлечена в мирохозяйственный оборот и появился термин "торгуемые услуги", которые по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны.

Услуга – это экономическая деят-ть, которая удовлетворяет потребности членов общества и которая не воплощена в материально-вещественной форме. МТУ имеет следующие специфические черты: 1.неосязаемость, 2.невидимость, 3.неразрывность в произ-ве и потреблении (как только приобрели услугу, она должна использоваться). 4.неоднородность и изменчивость качества (), 5.неспособность хранения услуг.

Различия между торговлей товарами и торговлей услугами: 1) товар сначала производится, а затем потребляется. Услуга же потребляется в момент ее произ-ва. 2) товар – это вещь, т.е. рез-тат деятельности определенного труда и сырья. Услуга – это рез-тат деятельности без учета труда и сырья (в цене услуги нет статьи, отражающей сырье и материалы). 3) услуга не имеет вещественной формы. 4) услуга не подлежит накапливанию, складированию и ее нельзя реализовывать по мере необходимости. Для произ-ва услуг необходимы средства труда, также как для произ-ва товаров – здания, сооружения, транспорт. Услуги часто неотделимы от конкретного товара, например, инжиниринговые услуги (инженерно-консультационные услуги по созданию предприятий и объектов).

По темпам роста во всех странах устойчиво лидирует комплекс деловых и профессиональных услуг, представленный службами маркетинга, рекламы, менеджмента, лизинга, научных исследований, а также информационно-компьютерными, консультационными, аудиторско - бухгалтерскими услугами и т. д. Быстрее всего растут объемы информационно-компьютерных услуг, использование которых ускоряет процессы информатизации и компьютеризации хозяйства. Стремительно прогрессируют и консультационные услуги по разработке и предоставлению фирмам научных решений в виде информации, экспертизы, рекомендаций по самым разным аспектам бизнеса - производственным, финансовым, управленческим. В последние годы консультанты все чаще непосредственно участвуют по контрактам в управлении фирмами или их подразделениями, в маркетинговых исследованиях, программах повышения эффективности. В число лидеров по динамическим показателям входит и ряд очень популярных в предпринимательской среде нетехнических видов бизнес-услуг - по подбору персонала, связям с общественностью, поддержанию на фирмах нормального психологического и социального климата.



Также, к лидирующим позициям относятся услуги телекоммуникаций и кредитно-финансовых учреждений. Опираясь на новые технологии и результаты либерализации рынков, эти отрасли вышли в последние десятилетия на новый виток развития и ныне играют решающую роль в технологическом прогрессе общества и глобализации экономики.

Сравнительно высокие темпы роста отличают группу социальных услуг. Здесь лидирует обслуживание категорий населения, нуждающихся в посторонней поддержке и помощи (инвалиды, престарелые, неблагополучные семьи), но по объемам услуг эта отрасль серьезно уступает другим.

Высокие позиции занимает и сфера образования. К услугам этой отрасли постиндустриальное общество предъявляет все более высокие требования, диктуемые переходом к системе непрерывного образования, общим повышением места и роли образования в системе жизненных ценностей современного человека. Высокие темпы роста в течение длительного времени неизменно сохраняют и различные виды деятельности по обслуживанию свободного времени населения, его культурных и социальных запросов. Устойчиво увеличиваются масштабы туризма, в том числе международного, как и множества других форм активного отдыха, а также услуг киноиндустрии, видео - и аудиобизнеса.

Основные виды услуг по системе МТУ: -международный туризм, -консалтинговые услуги, -реклама, -связи телекоммуникаций (Сингапур, Новая Зеландия, Финляндия), -финансовые и страховые (США -48%, Япония-11%, Германия -10%), -образовательные (7% ВВП ведущие страны Запада) (основная форма – транснациональное образование), -лицензионная торговля, -франчайзинг, -инжиниринг, -лизинг, -транспорт.

Объем торговли услугами за последние 10 лет вырос более чем в 2 раза, что подтверждает факт активного развития сектора услуг, как третичного, как показателя развитости стран. Стоит отметить, что вышеизложенные данные нельзя считать абсолютными, ибо, как отмечается в отчетах Всемирной торговой организации (ВТО), имеют место быть многочисленные неточности. В частности теоретически международный экспорт и импорт должны численно совпадать, однако, как мы видим, этого не происходит. Данные отклонения возникают по многим причинам, так на статистику влияют ошибки в предоставлении информации или неполное отражение последней, различия в системах суммирования информации и другие факторы. В том случае, когда импорт тех или иных услуг ниже экспорта, это подтверждает тот факт, что данные статистики по экспорту более надежные по той причине, что проще подсчитать результаты по нескольким крупным экспортерам, чем по многочисленным мелким импортерам.

За рассматриваемый десятилетний период (2000-2010) результаты лишь одного года констатировали снижение объемов мировой торговли– в 2009 году (-425 млрд. дол или -12% по экспорту и -345 млрд. дол или -11% по импорту). Статистика этого года красной линией пронизывает данные по всей мировой экономике, данные по услугам – лишь следствие общего падения активности в мире. Если наибольший спад произошел в 2009 году, то максимальным подъемом был отмечен 2007 год (+535 млрд. дол или +16% по экспорту, +430 млрд. дол или +14% по импорту)[2]. Таким образом, если вспомнить волнообразное развитие экономики, то путь от самой вершины до дна мир прошел всего за 2 года.

Несомненно, общие показатели развития международного рынка услуг складываются из результатов по отдельным видам составляющих третичного сектора. ВТО делит все услуги на три крупных блока: транспортные, туристические и прочие. Если в начале анализируемого десятилетия эти самые «прочие» услуги занимали далеко не главенствующее положение (все вместе они превышали в 2000 году объем туристических услуг лишь на 324 млрд. дол), а по отдельности их анализировать вообще не имело статистического смысла, то сегодня этот блок услуг превышает транспортные и туристические услуги вместе взятые, их роль в мировых процессах повышается, поэтому в скором времени можно прогнозировать проведение еще более подробного анализа видов услуг, входящих в данный блок услуг. Итак, ВТО объединяет под названием «прочие услуги» следующие их виды: финансовые, инжиниринговые, страховые, консалтинговые услуги, услуги по сотрудничеству (коммуникативные), IT-услуги и некоторые другие виды.

Возвращаясь к трем блокам услуг, надо сказать, что максимальными темпами в течение десяти лет возрастал «прочий» сектор, что подтверждает его вес на конец 2010 года. Так среднегодовой прирост экспорта составил +9%, а импорта - +10%. Остальные две составляющие росли следующими темпами: экспорт транспортных услуг в среднем на 7,5% в год, а импорт – на 6,7%. Соответствующие показатели по туристическим услугам составили: +6,5% и +6,3%.

Динамика:

Консалтинг – 12% в год

Сектор услуг – 18% в год

Телекоммуникационный – 8% в год

Различие между торговли товарами и торговли услугами:

· Товар вначале производится, а потом потребляется, услуга же потребляется в момент производства.

· Товар – вещи, т.е. результат деятельности определенного труда и сырья. Услуга – это результат деятельности без учета труда и сырья.

· Услуга не имеет вещественной формы.

· Услуга не подлежит накапливанию, складирования и ее нельзя реализовать по мере необходимости.

Для производства услуг необходимы средства труда такие же, как для производства товаров: здания, сооружения, энергетика. Но для производства услуг не требуется сырье, т.к. услуга невещественна. Т.е. в цене услуги нет затрат на сырье и материалы. Услуги часто неотделимы от конкретного товара (н. инжиниринговые – договор на строительство).

Необходимыми компонентами рынка услуг являются товары-услуги, т.е. предложение (продавец), и спрос — покупатель.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.