Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава III. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка 12 глава





Объект преступления - система общественных отношений, сложившихся на основе соблюдения норм права, направленных на поддержание общественного спокойствия и нравственности, взаимного уважения, надлежащего поведения граждан в общественных местах, отношений в сфере социального общения.

С объективной стороны хулиганство выражается в активных действиях, направленных на грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождавшееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

Грубое нарушение общественного порядка отражает степень нарушения общественного порядка и означает значительность, серьезность нарушения. Поскольку это понятие оценочное, постольку его содержание определяется в конкретном случае на основании всех обстоятельств дела с учетом места, времени и способа совершения действий, их интенсивности и продолжительности, а также иных обстоятельств. В судебной практике грубым нарушением общественного порядка признаются такие действия, которые совершаются в общественных местах и сопряжены с нарушением покоя граждан, со срывом массовых мероприятий, нарушением работы транспорта, общественного спокойствия в течение продолжительного периода и т.д. Явное неуважение к обществу означает открытое, демонстративно-пренебрежительное игнорирование лицом общепринятых норм поведения человека в обществе. Вследствие отмеченных обстоятельств хулиганство чаще всего совершается в местах массового нахождения людей (на улице, в транспорте, местах отдыха, проведения публичных мероприятий и т.п.), хотя этот признак в законе не определяется как конститутивный*(311). Нанесение оскорблений, побоев, причинение легкого вреда здоровью и другие подобные действия, совершенные в семье, квартире, в отношении родственников и знакомых, вызванные личными неприязненными отношениями или неправильными действиями потерпевших и т.п., должны квалифицироваться по статьям Кодекса о преступлениях против личности. Такого рода действия могут быть расценены как хулиганство лишь в случаях, когда они связаны с желанием виновного таким образом грубо нарушить общественный порядок и выражают явное неуважение к обществу*(312).





Характерная черта хулиганства - его публичность, которая выражается либо в совершении соответствующих действий в присутствии людей, либо в их отсутствии, но при ознакомлении с результатом хулиганских действий членов общества (например, при уничтожении или повреждении имущества).

Обязательным признаком хулиганства в соответствии со ст. 213 УК является определенный способ совершения преступления: применение или угроза применения насилия к гражданам либо уничтожение или повреждение чужого имущества. Указав на это обстоятельство, законодатель тем самым определил четкие критерии отграничения уголовно наказуемого хулиганства от мелкого хулиганства, преследуемого в административном порядке (нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, - ст. 158 КоАП РСФСР).

Под насилием понимается умышленное причинение легкого вреда здоровью или побоев. Причинение здоровью вреда средней тяжести или тяжкого выходит за пределы состава хулиганства и требует дополнительной квалификации по ст. 112 или 111 УК. Угроза применения насилия чаще всего носит неконкретизированный характер и выражается в запугивании причинением любой тяжести вреда здоровью или убийством словесно или совершением действий, в том числе с демонстрацией оружия либо предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия. Так, обоснованно было возбуждено уголовное дело против Н., который подошел к ранее неизвестному ему Р. и, угрожая его "порезать", потребовал от Р. сейчас же покинуть кафе, где они тогда находились. При этом в момент произнесения угрозы Н. достал из кармана нож*(313).



Вместе с тем правильной представляется позиция тех авторов, которые считают, что отнюдь не любое насилие и не всякая угроза его применения свидетельствуют о наличии уголовно наказуемого хулиганства. Хулиганство, наказуемое в уголовно-правовом порядке, отсутствует в ситуациях, когда вред телесной неприкосновенности или здоровью граждан реально не был причинен и отсутствовала угроза причинения существенного вреда здоровью*(314).

Под уничтожением имущества понимается приведение его в такое состояние, когда оно навсегда утрачивает свою хозяйственную ценность и не подлежит использованию по своему назначению. Повреждением имущества считается причинение такого вреда вещи, который существенно понижает ее хозяйственную ценность, но при этом вещь может быть пригодной к использованию по своему назначению при условии ее восстановления и исправления. Закон говорит о "чужом" имуществе. Поэтому уничтожение или повреждение собственного имущества может квалифицироваться как хулиганские действия, если они совершаются при наличии иных, обязательных признаков хулиганства.

Законодатель, формулируя диспозицию ст. 213 УК, не указывает на обязательность наступления в результате совершения хулиганских действия каких-либо последствий (формальный состав). Поэтому хулиганство будет оконченным с момента совершения действий, грубо нарушающих общественный порядок, выражающих явное неуважение к обществу, которые сопровождаются применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равноуничтожением или повреждением чужого имущества.

Субъективная сторона хулиганства характеризуется прямым умыслом и специальным мотивом. В литературе высказано мнение о возможности совершения хулиганства с косвенным умыслом*(315).

Такая позиция противоречит теории вины в формальных составах преступлений. Признание хулиганства как преступления с формальным составом исключает косвенный умысел, поскольку невозможно, совершая определенные действия по своей воле, не желать совершения этих действий. Виновное лицо сознает, что совершает с применением или угрозой применения насилия либо уничтожением или повреждением имущества действия, которые грубо нарушают общественный порядок, выражают явное неуважение к обществу, и желает их совершения. Хулиганский мотив выражается в открытом, демонстративном вызове окружающим, в стремлении виновного противопоставить интересы собственные интересам общества, продемонстрировать пренебрежительное отношение к последним, показать свою вседозволенность, безнаказанность, жестокость*(316). Нередко в качестве повода для хулиганских действий виновный использует поведение потерпевших, а иногда даже провоцирует потерпевших на какие-либо действия, чтобы использовать их в качестве повода.

Субъект преступления по ч. 1 ст. 213 УК - общий. За квалифицированное и особо квалифицированное хулиганство ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 20 УК наступает по достижении 14-летнего возраста.

Квалифицированным хулиганством (ч. 2 ст. 213 УК) является совершение деяния, предусмотренного ч. 1, если оно: а) совершено группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) связано с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка; в) совершено лицом, ранее судимым за хулиганство.

О понятии группы лиц, группы лиц по предварительному сговору и организованной группы см. ст. 35 УК. При этом совершение хулиганства группой лиц или группой лиц по предварительному сговору возможно только в соисполнительстве, а организованной группой - как в соисполнительстве, так и с распределением ролей.

Под сопротивлением представителю власти или иному лицу следует понимать активное противодействие соответствующим лицам при исполнении ими своих служебных или общественных обязанностей по охране общественного порядка. Ответственность за сопротивление указанным лицам квалифицируется по ч. 2 ст. 213 УК только в случае, когда оно оказывается в процессе пресечения хулиганства. Сопротивление, оказанное после прекращения хулиганских действий, в частности, в связи с последующим задержанием виновного, не должно рассматриваться как квалифицирующее обстоятельство хулиганства и подлежит квалификации по совокупности с последним (п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 1991 г.). О понятии представителя власти см. примечание к ст. 318 УК. В частности, к ним относятся депутаты, сотрудники правоохранительных и контролирующих органов (работники милиции, прокуратуры, суда, государственных инспекций и др.). Иными лицами следует признавать представителей общественности (народных дружинников, общественных инспекторов и т.д.), а также отдельных граждан.

Ответственность за хулиганские действия лицом, ранее судимым за хулиганство, наступает в случаях, когда лицо имеет неснятую или непогашенную судимость. При этом не имеет значения, по какой части ст. 213 УК лицо было ранее осуждено.

Особо квалифицированным видом преступления (ч. 3 ст. 213 УК) является хулиганство, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

Под применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, понимается использование поражающих свойств соответствующих предметов для причинения физического вреда потеpпевшим либо в качестве средства психологического давления и устрашения последних. О понятии "оружие" см. соответствующий раздел к ст. 222 УК. К предметам, используемым в качестве оружия, относятся как предметы хозяйственно-бытового назначения (кухонные ножи, топоры, бритвы и т.д.), так и любые иные предметы, применяемые для причинения физического вреда человеку (дубинка, палка, камень и т.д.), вне зависимости от того, были ли они приготовлены и приспособлены заранее или нет. Для квалификации хулиганства как особо злостного необходимо фактическое применение оружия, наступление при этом каких-либо последствий не требуется. Однако в случае умышленного причинения смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью содеянное должно дополнительно квалифицироваться по соответствующим статьям о преступлениях против личности. Так, в определении Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 4 февраля 1998 г. по делу Демидова сказано: "Суд обоснованно квалифицировал действия виновного по совокупности преступлений как хулиганство, совершенное с применением предметов, используемых в качестве оружия (ч. 3 ст. 213 УК РФ), и применение насилия, опасного для здоровья, в отношении представителя власти (ч. 2 ст. 318 УК РФ)". Как установлено судом, и это не оспаривалось в протесте, Демидов, совершая хулиганские действия, оказал сопротивление представителю власти - работнику милиции В., ударил его молотком по голове, причинив легкий вред его здоровью. Поскольку в данном случае Демидов знал, что В. - работник милиции, представитель власти, но, несмотря на это, применил по отношению к нему насилие, опасное для здоровья, суд правильно квалифицировал действия осужденного дополнительно и по ч. 2 ст. 318 УК РФ*(317).

Вандализм (ст. 214 УК). Ответственность за вандализм в самостоятельной статье впервые предусматривается в российском уголовном законодательстве. По Уголовному кодексу 1960 г. соответствующие действия чаще всего квалифицировались как хулиганство по ст. 206.

Вандализм - бессмысленно жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей - представляет общественную опасность прежде всего в силу дерзкого, человеконенавистнического надругательства над нормами общественной нравственности.

Объект преступления - система общественных отношений, сложившихся на основе соблюдения норм права, направленных на поддержание общественного спокойствия и нравственности, взаимного уважения, надлежащего поведения граждан в общественных местах, отношений в сфере социального общения.

Объективная сторона вандализма проявляется в двух формах: в осквернении зданий и иных сооружений и в порче имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах.

Осквернение выражается в нанесении на здания (жилые дома, производственные корпуса, учреждения, культурно-просветительные заведения и т.п.) и иные сооружения (памятники, мемориальные комплексы и т.п.) надписей, рисунков и изображений, носящих циничный, непристойный характер и глубоко оскорбляющих окружающих людей. Надписи, рисунки и изображения должны содержать тексты, стихотворения, карикатуры и т.д., вступающие в резкое противоречие с общественной нравственностью. Оценку соответствующих надписей и изображений, как глубоко оскорбляющих общественную нравственность, судебно-следственные органы должны давать с учетом конкретных обстоятельств дела (характера здания или иного сооружения, места и объема их размещения, содержания надписей, рисунков и изображений и т.п.).

Под порчей имущества следует понимать его уничтожение или повреждение (см. характеристику хулиганства). При этом в законе оговаривается, что это должно быть имущество на общественном транспорте (в автобусах, трамваях, троллейбусах, электропоездах и т.п.) или в иных общественных местах (в кинотеатрах, концертных залах, учебных аудиториях и т.п.). Данное имущество не обязательно должно быть государственным или муниципальным. Уничтожение или повреждение личного транспорта, частных построек при определенных условиях должно квалифицироваться по ст. 167 УК как уничтожение или повреждение чужого имущества.

Оконченным вандализм признается с момента совершения действий по осквернению зданий или иных сооружений либо порчи имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновное лицо сознает, что оно учиняет на зданиях или иных сооружениях осквернительные надписи, рисунки, изображения и т.п. либо осуществляет порчу имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах, и желает этого. Мотивы такого поведения на квалификацию не влияют и могут быть различными: хулиганские побуждения, месть, ненависть и т.п.

Субъект преступления - лицо, достигшее 14-летнего возраста.

От смежных составов преступлений вандализм отличается прежде всего по содержанию надписей и изображений и местом их учинения или повреждения или уничтожения зданий или иных сооружений. Уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий квалифицируется по ст. 244 УК. Аналогичные действия в отношении памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, образуют деяние, предусмотренное ст. 243 УК. Совершение оскорбительных надписей и изображений в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей квалифицируется по ст. 319 УК.

 

_ 6. Преступления, связанные с нарушением специальных правил безопасности

 

Преступления данной группы посягают на специфическую группу общественных отношений, которые являются частью отношений общественной безопасности и регламентируют порядок производства отдельных видов работ, а также связанные с этим порядком правила безопасности труда. Некоторые виды производств в силу свойств и специфики технологических процессов обладают потенциально высокой степенью опасности причинения вреда физическим и имущественным благам личности и общества и поэтому требуют соблюдения особых мер предосторожности при их выполнении. Точное и неукоснительное соблюдение таких специальных мер предосторожности является необходимым условием предотвращения наступления общественно опасных последствий. В качестве характерных признаков данной группы преступлений выделяются следующие обстоятельства. Во-первых, соответствующие правила безопасности закрепляются в иных отраслях права и поэтому диспозиции статей Уголовного кодекса формулируются как бланкетные. Во-вторых, рассматриваемая группа преступлений, как правило, может совершаться только с неосторожной формой вины.

Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215 УК). Объектом данного преступления является установленный нормативными актами порядок по обеспечению безопасности размещения, проектирования, строительства и эксплуатации объектов атомной энергетики. Данная норма впервые выделяется в уголовном законодательстве. Соответствующие деяния ранее квалифицировались либо по статьям о преступлениях против личности, либо по статьям о должностных преступлениях. С развитием атомной энергетики, использованием атомной энергии в мирных и оборонных целях, применением источников ионизирующего излучения в медицине, промышленности и сельском хозяйстве одной из важнейших составляющих национальной безопасности государства становится обеспечение ядерной и радиационной безопасности*(318). Вместе с тем каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий*(319).

Правовые основы и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, содержатся в Федеральном законе от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в ред. от 10 февраля 1997 г. N 28-ФЗ; в Законе РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (с последующими изменениями и дополнениями); постановлении Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. N 149 "О Федеральной целевой программе "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000-2006 годы".

К объектам атомной энергетики относятся места нахождения: ядерных установок (сооружений и комплексов с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами); сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов; не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение; не относящиеся к ядерным установкам и радиационным источникам стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов (ст. 3 Федерального закона). Отнесение указанных объектов к перечисленным категориям определяется эксплуатирующей организацией и фиксируется в соответствующем документе в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.

С объективной стороны преступление совершается путем нарушения определенных правил безопасности, которое создает опасность смерти человека или радиоактивного заражения окружающей среды. Правила безопасности - это специальные требования, выполнение которых обязательно при осуществлении любого вида деятельности в области использования атомной энергии (соблюдение ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия граждан и т.п.). Соответствующие правила регламентируют весь технологический процесс деятельности объектов атомной энергетики начиная с их размещения, проектирования и заканчивая строительством и эксплуатацией объектов. Положение о разработке и утверждении Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии утверждено постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1511 в ред. постановлений Правительства РФ от 26 июня 1999 г. N 695 и от 5 июля 2000 г. N 493*(320).

Нарушение правил может выражаться в их несоблюдении, в ненадлежащем соблюдении или в совершении действий, прямо запрещенных соответствующими правилами. Например, согласно ст. 48 Закона от 19 декабря 1991 г. при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации атомных электростанций принимаются меры по обеспечению полной радиационной безопасности окружающей природной среды и населения в соответствии с международными правилами. Запрещается размещение, проектирование, строительство атомных электростанций на территориях с большой концентрацией населения, курортных, рекреационных, лечебно-оздоровительных зон и округов санитарной охраны, в сейсмически опасных зонах, вблизи крупных водоемов республиканского значения, традиционных мест массового отдыха и лечения населения.

К нарушениям норм и правил в области использования атомной энергии можно также отнести выбор места нахождения объекта без проведения обязательной государственной экологической экспертизы или без установления санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения, нарушение требований государственных стандартов о качестве строительных материалов и оборудования, прием в эксплуатацию объектов без реализации мер по обеспечению защиты работников, населения прилегающих районов и охраны окружающей среды или с неисправным оборудованием, строительство с отступлением от требований строительных норм и правил, использование недоброкачественных материалов, нарушение норм радиационной безопасности при эксплуатации объектов, допуск к работе лиц, не имеющих права работы на данных объектах, нарушение требований к обеспечению физической защиты установок, источников, пунктов хранения, необоснованный сброс или выброс радиоактивных веществ в атмосферу, воду, недра с превышением предельно допустимых уровней, нарушение параметров технологического процесса и т.д.

Ответственность за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики наступает при условии, если оно могло повлечь смерть человека или радиоактивное загрязнение окружающей среды. При этом угроза наступления указанных последствий должна быть реальной, когда их наступлению помешали какие-либо случайные обстоятельства. Обязательным элементом является причинная связь между фактом нарушения правил безопасности и последствием в виде соответствующей угрозы.

Окончено данное преступление будет с момента создания угрозы наступления смерти человека (хотя бы одного) или радиоактивного заражения окружающей среды.

С субъективной стороны анализируемое преступление характеризуется только неосторожной формой вины. Осознанное нарушение установленных правил еще не означает сознания общественно опасного характера своих действий. Если лицо действует умышленно, то ответственность наступает по статьям о преступлениях против личности или собственности в зависимости от направленности умысла.

Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста, в том числе и должностное, в обязанности которого входит соблюдение соответствующих правил.

Квалифицированным видом нарушения правил является причинение по неосторожности смерти человеку, радиоактивного заражения окружающей среды или иных тяжких последствий. Размеры заражения на квалификацию не влияют. Под тяжкими последствиями понимаются причинение средней тяжести двум лицам или тяжкого вреда здоровью одному лицу, массовые заболевания людей, причинение крупного материального ущерба гражданам и предприятиям, длительные остановки работы объектов атомной энергетики и т.п. Потерпевшими от преступления могут быть как работники соответствующих объектов, так и окружающее население или любые иные лица.

Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения (ст. 215.1 УК). Норма об ответственности за данное преступление была введена Федеральным законом от 27 марта 1998 г.*(321)

В последние годы в различных регионах нередкими стали случаи отключения электрической энергии, водоснабжения и других источников жизнеобеспечения различных объектов как производственного, так и социально-бытового назначения. Незаконные отключения от источников жизнеобеспечения парализуют деятельность соответствующих объектов, создают аварийные ситуации, чреваты массовыми человеческими жертвами и серьезными материальными потерями, создают социальную напряженность в обществе. Особенно опасны случаи отключения стратегических объектов, обеспечивающих безопасность государства и общества, - объектов, связанных с ядерными материалами, диспетчерских пунктов, обеспечивающих работу транспорта, непрерывных производств и т.п.

Постановлением Правительства РФ от 17 июня 1998 г. N 601 "О дополнительных мерах по повышению ответственности потребителей за оплату топливно-энергетических ресурсов" в ред. постановлений Правительства РФ от 27 июля 1998 г. N 844 и от 5 июля 1999 г. N 781 утвержден Перечень стратегических организаций, обеспечивающих безопасность государства и финансируемых за счет средств федерального бюджета, поставки топливно-энергетических ресурсов которым подлежат гарантированной оплате за счет средств федерального бюджета и которые не подлежат прекращению или ограничению ниже установленных им соответствующими федеральными органами исполнительной власти лимитов в натуральном и стоимостном выражении*(322).

К числу таких организаций относятся: воинские части Минобороны России, МВД России, ФПС России, МЧС России, ФАПСИ, ФСЖВ России; объекты МВД России, ФСБ России, ФАПСИ, СВР России, ФСО России, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации; исправительные учреждения, следственные изоляторы, тюрьмы; федеральные ядерные центры и объекты, работающие с ядерным топливом и материалами; объекты производства взрывчатых веществ и боеприпасов с непрерывным технологическим процессом, выполняющие государственный оборонный заказ; ВГТРК и иные предприятия, входящие в единый производственно-технологический комплекс государственных электронных средств массовой информации*(323).

Постановлением Правительства РФ от 22 июня 1999 г. N 664 утверждено приложение к Положению об ограничении или временном прекращении подачи электрической энергии (мощности) потребителям при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения, в котором содержится перечень потребителей электрической энергии (отдельных объектов), которые не включаются в графики временного отключения электрической энергии. К числу таких потребителей отнесены: объекты органов государственной власти и управления; медицинские учреждения и учреждения социального обеспечения; организации связи; объекты водоснабжения и канализации; объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных предприятий; метрополитен; воинские части Минобороны России, МВД России, ФПС России, МЧС России, ФАПСИ, ФСЖВ России; исправительно-трудовые учреждения, следственные изоляторы, тюрьмы; объекты ФСБ России, МВД России, ФАПСИ, СВР России, ФСО России, ГУСП; федеральные ядерные центры и объекты, работающие с ядерным топливом и материалами; объекты производства взрывчатых веществ и боеприпасов с непрерывным технологическим процессом, выполняющие государственный оборонный заказ; питающие линии электроснабжения, обеспечивающие системы пожарной безопасности; объекты систем диспетчерского управления, блокировки, сигнализации и защиты железнодорожного, водного и воздушного транспорта.

Объектом преступления является установленный нормативными актами порядок снабжения электрической энергией и другими источниками жизнеобеспечения организаций, учреждений и предприятий вне зависимости от их организационно-правовых форм и форм собственности. В диспозиции ст. 215.1 прямо назван один предмет жизнеобеспечения - электрическая энергия. Что же касается иных источников, то они сформулированы в обобщенной форме - "другие источники жизнеобеспечения". К числу других источников жизнеобеспечения следует отнести тепловую энергию, газ и воду.

С объективной стороны преступление совершается либо в виде прекращения, либо в виде ограничения подачи источников жизнеобеспечения. Прекращение подачи означает полное временное или постоянное отключение потребителя от источников жизнеобеспечения. Ограничение подачи связано либо с уменьшением объема подачи жизнеобеспечивающих элементов до уровня ниже минимально необходимого для функционирования конкретного потребителя, либо с подачей указанных элементов в течение ограниченного промежутка времени вместо постоянно необходимого.

Окончено данное преступление будет с момента прекращения или ограничения подачи элементов жизнеобеспечения. Для квалификации содеянного по ч. 1 ст. 215.1 УК не требуется наступления каких-либо последствий.

С субъективной стороны преступление может совершаться только с прямым умыслом. Мотивы и цели деятельности значения для квалификации содеянного не имеют, но могут учитываться при назначении наказания.

Субъект преступления - специальный, он прямо определен в диспозиции ст. 215.1 - должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации. О понятии "должностное лицо" см. раздел к ст. 285 УК; о понятии лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, см. раздел к ст. 201 УК. Это может быть лицо, которое само прекратило или ограничило подачу источников жизнеобеспечения потребителю, либо лицо, отдавшее об этом соответствующее распоряжение.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.