Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава IV. Пpеступления пpотив здоpовья населения и общественной нpавственности 2 глава

Серьезную угрозу национальной безопасности проблемы наркотиков и наркобизнеса представляют для России. К концу 80-х годов с ослаблением административных рычагов, снятием "железного занавеса" и открытием границ Россия оказалась неготовой к стремительному распространению наркотиков и наркобизнеса на ее территории. Особенность геополитического и географического положения страны превратила ее не только в перевалочную базу между Европой и Азией, но и в страну сбыта и производства наиболее опасных наркотиков. По разным экспертным оценкам, к началу ХХI в. в России насчитывается от 4*(375) до 15 млн. наркоманов и ежегодно официально регистрируется увеличение наркоманов в среднем на 20-30%*(376). За последние пять лет, по официальной статистике, число преступлений, связанных с наркотическими средствами и психотропными веществами (в том числе и с незаконным оборотом этих веществ), увеличилось в три раза и достигло на начало 2000 г. 216 364 преступлений (в том числе 190 007 - в крупном и особо крупном размерах), что составляет 7,2% от общего числа зарегистрированных преступлений. Особенно тревожным является то обстоятельство, что возрастает доля потребления так называемых тяжелых наркотиков (героин, ЛСД и т.п.). Так, структура изъятых в 1994 г. основных видов наркотиков по весу выглядела следующим образом: маковая соломка - 56,03%, марихуана - 41,2%, опий - 1,7%, гашиш - 1,06%, амфетамины - 0,03%, героин - 0,002%, кокаин - 0,002%. В 1998 г. картина выглядела уже следующим образом: маковая соломка - 37,8%, марихуана - 54,8%, опий - 4,3%, гашиш - 2,62%, амфетамины - 0,6%, героин - 0,46%, кокаин - 0,02%*(377).

В орбиту неконтролируемого оборота наркотиков все более активно вовлекаются молодежь и школьники, а местом распространения наркотиков все чаще становятся учебные заведения, места массового досуга молодежи. За последние десять лет число смертей от употребления наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза!!*(378)

Общественная опасность немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ определяется не только ростом числа преступлений, связанных с их незаконным оборотом и ростом наркоманов, что уже представляет угрозу генофонду населения, но и возрастанием организованных преступных групп в сфере наркооборота. В ближайшей перспективе возможны: дальнейшая консолидация преступных наркогруппировок на территориальном, межрегиональном и международном уровнях при одновременном разделе и переделе территории страны и отраслей преступного наркобизнеса на сферы влияния, в результате чего может быть установлен контроль криминальных структур за некоторыми отраслями экономики, включая финансовую сферу; активизация попыток международных преступных сообществ использовать территорию России для расширения наркобизнеса и отмывания преступных доходов;



расширение масштабов, повышение опасности, изощренности и дерзости преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, все большее использование в преступных целях знаний специалистов различного профиля, усиление вооруженности и технической оснащенности преступников;

возрастание тяжести и масштабов социальных, в том числе экономических, последствий противоправного употребления наркотиков и их незаконного оборота, включая увеличение общего числа жертв наркомании, особенно в молодежной среде*(379).

По оценкам экспертов, стоимостное выражение наркорынка в 1998 г. превысило 7 млрд. долларов США. Из этого объема в стране остается не более 10-14%, а до 6 млрд. после процедуры отмывания переправляется за границу.

Высокая степень опасности распространения наркотиков обусловливается не только причинением серьезного вреда здоровью человека, в результате чего он лишается социальных функций (из 100 наркоманов, потребляющих героин, при традиционном разовом лечении только 3-5 человек окончательно выходят из наркозависимости), но и другими сопутствующими факторами. Наркозависимые люди - питательная среда для преступности. Поскольку в силу разных причин, в том числе и проблем трудоустройства, такие деньги есть далеко не у каждого, постольку остается единственный путь их приобретения - криминальный*(380).

Федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999-2001 годы" предусматривает ее финансирование из средств федерального бюджета в 1999-2001 гг. - всего в сумме 516,27 млн. руб. Программа включает следующие мероприятия по приоритетным направлениям в сфере незаконного оборота наркотиков:

организационные и правовые меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту;

профилактика злоупотребления наркотиками;

лечение и реабилитация лиц, потребляющих наркотики без назначения врача;

обеспечение контроля за производством и распределением наркотиков;

пресечение незаконного оборота наркотиков;

международное сотрудничество в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Незаконные изготовление, пpиобpетение, хpанение, пеpевозка, пеpесылка либо сбыт наpкотических сpедств или психотpопных веществ (ст. 238 УК). Пpедметом этого и последующих пpеступлений являются наpкотические сpедства или психотpопные вещества. Согласно ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"*(381), "наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года:

психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года".

Препаратом является смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.

Таким образом, предмет анализируемого преступления должен отвечать двум критериям - медицинскому и правовому. Медицинский критерий означает, что наpкотическими сpедствами признаются только те вещества, которые обладают способностью воздействовать на центpальную неpвную систему и пpиводят к состоянию особого наркотического состояния и наpкотической зависимости. Психотpопные вещества (психофаpмакологические сpедства) - pазличного пpоисхождения вещества, оказывающие влияние на психические функции, эмоциональное состояние и поведение человека. Правовой критерий означает, что перечень этих предметов должен содержаться в специальных нормативных актах.

Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (далее - Перечень), и в зависимости от применяемых государством мер контроля вносятся в следующие списки: список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список I);

список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список II);

список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список III);

список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список IV).

Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 утвержден Перечень наркотических средств, психотропных средств и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации*(382). Внесение изменений и дополнений в указанный Перечень осуществляется по представлению Министерства здравоохранения РФ совместно с Министерством внутренних дел РФ.

В частности, в Список I включены, например, следующие наркотические средства:

ацетилированный опий, гашиш (анаша, смола каннабиса), героин (диацетилморфин), каннабис (марихуана), кат, кокаиновый куст, лизергиновая кислота и ее производные, d-Лизергид (ЛСД, ЛСД-25), лист кока, маковая солома, масло каннабиса (гашишное масло), млечный сок разных видов мака, не являющихся опийным или масличным маком, но содержащих алкалоиды мака, включенные в списки наркотических средств и психотропных веществ, опий (в том числе медицинский) - свернувшийся сок опийного или масличного мака, опийный мак (растение вида Papaver somniferum L), плодовое тело (любая часть) любого вида грибов, содержащих псилоцибин и (или) псилоцин, экстракт маковой соломы (концентрат маковой соломы), эфедрон (меткатинон) и другие, всего 153 наименования;

психотропные вещества: дексамфетамин, катин (d-норпсевдоэфедрин), катинон (L-альфа-аминопропиофенон), изомеры наркотических средств и психотропных веществ, перечисленных в данном списке, в тех случаях когда существование таких изомеров возможно в рамках данного химического обозначения, эфиры сложные и простые наркотических средств и психотропных веществ, перечисленных в данном списке, соли всех наркотических средств и психотропных веществ, перечисленных в данном списке, если существование таких солей возможно, все смеси, в состав которых входят наркотические средства и психотропные вещества данного списка, независимо от их количества.

В Список II включены, например, наркотические средства:

кодеин, кодеина фосфат, кокаин, морфин, омнопон, свечи тилидина в разных дозировках, тебаин, тримеперидин (промедол), фентанил, всего 45 наименований;

психотропные вещества: амобарбитал (барбамил), кетамин, этаминал натрия, хальцион (триазолам), соли всех наркотических средств и психотропных веществ, перечисленных в данном списке, если существование таких солей возможно.

В Список III включены: аминорекс, апрофен, галотан (фторотан), пентобарбитал, пипрадрол, тарен, ципепрол и др.

Наркотическое средство может быть в виде готового вещества синтетического (ЛСД, героин) или природного (опий - свернувшийся сок опийного или масличного мака, маковая солома) происхождения, сырья или наркотикосодержащего растения в природном состоянии (каннабис (марихуана), кат, кокаиновый куст, опийный мак, плодовое тело (любая часть) любого вида грибов, содержащих псилоцибин и (или) псилоцин).

В отношении препаратов предусматриваются меры контроля, аналогичные тем, которые устанавливаются в отношении наркотических средств и психотропных веществ, содержащихся в них.

В необходимых случаях для опpеделения вида и свойств пpедметов назначается специальная экспеpтиза. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27 мая 1998 г. N 9 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами", отметил: "Учитывая, что для определения вида средств и веществ (наркотическое, психотропное, сильнодействующее или ядовитое), их названий и свойств, происхождения, способа изготовления или переработки, а также для установления принадлежности растений к культурам, содержащим наркотические вещества, требуются специальные познания, суды при рассмотрении дел данной категории должны располагать соответствующими экспертными заключениями, полученными в соответствии с методиками, утвержденными Постоянным комитетом по контролю наркотиков"*(383).

Статья 228 УК не упоминает об аналогах наркотических средств или психотропных веществ. Аналоги - это запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят. Такое положение следует считать пробелом закона, поскольку опасность незаконного оборота аналогов не ниже, нежели наркотических средств или психотропных веществ.

Правовую регламентацию ответственности за незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ в Уголовном кодексе 1996 г. на настоящем этапе нельзя признать удачной. При конструировании статей Кодекса законодатель использует следующий принцип: в ч. 1 описываются признаки основного состава преступления, в ч. 2, 3 и 4 - соответственно квалифицированного, особо квалифицированного и суперквалифицированного составов. В ст. 228 УК данный принцип полностью нарушен: пять частей данной статьи, по существу, содержат описания признаков трех самостоятельных преступлений - в ч. 1 (основной состав), в ч. 2 (другой основной состав и, одновременно, квалифицированный состав ч. 1), в ч. 3 и 4 (квалифицированный и особо квалифицированный состав ч. 2), в ч. 5 (третий основной состав). Таким образом, конструкция ст. 228 УК чрезвычайно громоздка*(384).

Объективная стоpона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 УК, выражается в незаконном пpиобpетении или хpанении наpкотических сpедств или психотpопных веществ в кpупном pазмеpе. Незаконным обоpот пpизнается тогда, когда любые виды деятельности, пpедметом котоpых являются наpкотические сpедства и психотpопные вещества, осуществляются в наpушение законодательства Pоссийской Федеpации. В частности, оборот наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список I, допускается только для использования наркотических средств и психотропных веществ в научных и учебных целях, в экспертной деятельности и в оперативно-розыскной деятельности при проведении контролируемых поставок, проверочных закупок, оперативного эксперимента, сбора образцов для сравнительного исследования, оперативного внедрения, исследования предметов и документов (ст. 34-36 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ).

Оборот наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Списки II и III, допускается по назначению врача в медицинских целях, а также в целях, предусмотренных ст. 34-36 Закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ. Не допускается использование наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Списки II и III, в медицинской деятельности частнопрактикующих врачей. Кроме того, в Российской Федерации запрещается лечение наркомании наркотическими средствами и психотропными веществами, внесенными в Список II.

Перечень наркотических средств и психотропных веществ, используемых в ветеринарии, а также для отлова животных, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и федеральным органом исполнительной власти в области сельского хозяйства. Однако условия и порядок их использования в ветеринарии определяются Правительством РФ.

Диспозиции ч. 1, 2 и 5 ст. 228 УК формулируются как бланкетные, т.е. для уяснения признаков объективной стороны этих преступлений необходимо обратиться к нормам иных отраслей права. Бланкетность деяния (определение характера нарушения правил действия или бездействия) можно восполнить посредством анализа норм иных отраслей права, и это представляет собой нормальный законодательный прием. Однако в ч. 1 ст. 228 УК законодатель указывает еще на крупный размер наркотического средства или психотропного вещества, не давая его легального толкования. Между тем размер соответствующих веществ имеет принципиальное значение - он выступает кримообразующим фактором, поскольку в зависимости от него наступает уголовная или административная ответственность.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Поэтому уголовная ответственность, обусловленная количеством обнаруженного вещества, может наступать только на основании федерального закона. Между тем по сложившейся правоприменительной практике размеры соответствующих веществ рекомендуются Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения РФ в Сводной таблице заключений Постоянного комитета по контролю наркотиков об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количеств наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, обнаруженных в незаконном хранении или обороте*(385). Верховный Суд РФ в п. 13 постановления Пленума от 27 мая 1998 г. N 9 сформулировал следующее положение: "Имея в виду, что законом не установлены критерии отнесения находящихся в незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ к небольшому, крупному, особо крупному размеру, этот вопрос должен решаться судом в каждом конкретном случае исходя из их количества, свойств, степени воздействия на организм человека, других обстоятельств дела и с учетом рекомендаций, разработанных Постоянным комитетом по контролю наркотиков (выделено нами. - В.К.). Выводы о размере наркотических средств или психотропных веществ должны быть мотивированы в приговоре". В связи с этим возникает вопрос: будут ли сотрудники правоприменительных органов, не обладающие специальными медицинскими познаниями, учитывать при определении размера наркотического средства степень его воздействия на организм человека, если этот критерий уже учтен в установленной ПККН Сводной таблице заключений? Тем более что соответствующие экспертные заключения должны быть получены в соответствии с методиками, утвержденными Постоянным комитетом по контролю наркотиков (ч. 2 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 9). Поэтому чаще всего в правоприменительной практике сведения о размерах ПККН воспринимаются не как рекомендации, а в качестве обязательных к исполнению*(386).

Полагаем, что количество наркотических средств или психотропных веществ должно определяться либо законом, по типу примечания к УК, либо Правительством РФ по представлению Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту*(387).

С вопросом о размерах наркотических средств или психотропных веществ тесно связано решение другой важной проблемы. В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 8 января 1998 г. в Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Согласно ст. 44 КоАП РСФСР незаконные приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств в небольших размерах либо потребление наркотических средств без назначения врача влекут наложение штрафа в размере до ста рублей либо исправительные работы на срок от одного до двух месяцев с удержанием 20% заработка, а в исключительных случаях, если по обстоятельствам дела и с учетом личности нарушителя применение этих мер будет признано недостаточным, - административный арест на срок до пятнадцати суток. Лицо, добровольно сдавшее имевшееся у него в небольших размерах наркотическое средство, которое оно приобрело или хранило без цели сбыта, освобождается от административной ответственности за действия, предусмотренные настоящей статьей. Уголовный кодекс 1996 г. в отличие от Кодекса 1960 г. уголовную ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ не предусматривает. Поэтому в ч. 1 ст. 228 УК законодатель и говорит о крупных размерах соответствующих веществ, полагая, что личное их потребление не должно быть связано с крупными размерами. Позиция, согласно которой острие уголовно-правовой репрессии должно быть направлено прежде всего на изготовителей и распространителей наркотических средств или психотропных веществ, является обоснованной. Вместе с тем в современной литературе высказываются различные предложения по проблемам борьбы с наркоманией, нередко диаметрально противоположные. С одной стороны, серьезно обсуждается вопрос о легализации потребления легких наркотиков, в частности, марихуаны (опыт Голландии, Цюриха), а с другой - активно отстаиваются предложения об установлении уголовной ответственности за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача*(388). Третья группа авторов полагает, что криминализация потребления наркотических средств не способна повлиять на реальный их оборот и от этого будет больше вреда, нежели пользы, поскольку создаст лишь видимость эффективности деятельности органов внутренних дел по борьбе с наркотизмом*(389).

Наркотизм - явление социальное, и бороться с ним необходимо прежде всего с упором на социальные меры. Правовые, в том числе уголовно-правовые, меры объективно не способны играть в системе мер противодействия незаконному обороту наркотиков главную роль. Необходимо разработать и внедрить в практику широкий комплекс экономических, социальных, организационных, медицинских и правовых мер, имеющих профилактическое значение. Нужно учитывать также и медицинский аспект проблемы. В отличие от алкоголизма и табакокурения наркомания обладает гораздо более выраженными признаками медицинского заболевания, в котором сила воздействия наркотических средств на организм человека значительно сильнее, в том числе в части формирования наркозависимости. Поэтому применение мер уголовно-правового характера к больным лицам в большей степени похоже на месть, нежели на стремление исправить лицо*(390).

Более того, справедливым и целесообразным было бы полное исключение уголовной ответственности за приобретение, изготовление, переработку, перевозку и хранение наркотических средств и психотропных веществ, выполняемых в целях личного потребления, независимо от их размера. Если главной задачей является привлечение к уголовной ответственности изготовителей и распространителей наркотических средств или психотропных веществ, то не имеет принципиального значения, в каких размерах приобретаются и хранятся наркотические средства или психотропные вещества - небольших или крупных. Принципиальным является то обстоятельство, что лицо не имеет намерения их сбывать. Безусловно, деятельность правоохранительных органов значительно усложнится, поскольку нужно будет не только установить факт наличия у задержанного лица соответствующего вещества в крупных размерах, но и доказать наличие цели его сбыта. Усложнение процедуры доказывания вины не может служить аргументом, препятствующим совершенствованию уголовного закона, главное - резко повысится профилактическая функция уголовного закона, поскольку тяжесть уголовной репрессии будет перенесена на наиболее опасные фигуры в незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ - изготовителей и распространителей. Дополнительным аргументом в пользу нашего предложения могут служить и данные судебно-следственной практики. В 1998 г. из 181 481 зарегистрированных по ст. 228 УК преступлений лишь 31 800 (17,5%) были связаны со сбытом или совершены с целью сбыта, а 82,5% - надо полагать, с целями личного потребления. В 1999 г. аналогичные данные составили соответственно 206 874, 41 121 (19,9%) и 80,1%. Таким образом, эффективность ст. 228 УК в плане привлечения к ответственности распространителей и изготовителей наркотических средств или психотропных веществ дезавуируется пресловутым валом всех преступлений, квалифицируемых по ст. 228 УК, и реально она весьма невысока. Если к тому же учесть подлинное соотношение количества потребителей и распространителей соответствующих веществ, то она окажется еще меньше.

Упор на ответственность производителей или распространителей наркотических средств делается и в некоторых уголовно-правовых системах зарубежных государств. Так, в параграфе 3 Закона о преступлении (наказания) 1997 г. Англии, который посвящен ответственности за незаконный оборот наркотиков, используется лишь термин "торговля наркотиками". В ст. 368 и 369 УК Испании ответственность устанавливается за выращивание, производство, торговлю либо обладание с целью побуждения, способствования или облегчения незаконного потребления токсических веществ, наркотиков или психотропных веществ. С учетом изложенного представляется более логичным и последовательным подход, продемонстрированный в Модельном Уголовном кодексе, принятом Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств, носящий рекомендательный характер для стран СНГ. В ст. 199 этого Кодекса уголовная ответственность предусматривается за незаконный оборот наркотических средств только при цели их сбыта или сбыте.

Приобретение наркотических средств и психотропных веществ для производства, изготовления, переработки, реализации, использования, в том числе в медицинских и иных целях, осуществляется юридическими лицами только в соответствии с Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. при наличии лицензий на указанные виды деятельности.

Приобретением наркотических средств или психотропных веществ надлежит считать их покупку, получение в качестве средства взаиморасчета за проделанную работу, оказанную услугу или в уплату долга, в обмен на другие товары и вещи, присвоение найденного, сбор дикорастущих растений или их частей, содержащих наркотические вещества (в том числе на земельных участках сельскохозяйственных и иных предприятий, а также на земельных участках граждан, если эти растения не высевались и не выращивались), остатков находящихся на неохраняемых полях посевов наркотикосодержащих растений после завершения их уборки и т.д. Физическим лицам отпуск наркотических средств и психотропных веществ производится только в аптечных организациях и учреждениях здравоохранения при наличии у них лицензии на указанный вид деятельности. Перечни должностей медицинских и фармацевтических работников, а также организаций и учреждений, которым предоставлено право отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел. При этом наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в Списки II и III, отпускаются в медицинских целях по рецепту, в количестве и в порядке, установленных федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел. Аптечным организациям и учреждениям здравоохранения запрещается отпускать наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в Список II, по рецепту, выписанному более пяти дней назад.

Хранение наркотических средств и психотропных веществ осуществляется юридическими лицами в порядке, установленном Правительством РФ, в специально оборудованных помещениях при наличии лицензии на указанный вид деятельности.

Под хранением следует понимать любые умышленные действия, связанные с фактическим нахождением наркотических средств или психотропных веществ во владении виновного (при себе, если это не связано с их перевозкой, в помещении, в тайнике и других местах). Ответственность за хранение наступает независимо от его продолжительности. Пpизнаками хpанения охватывается и ношение наpкотических сpедств или психотpопных веществ. Вместе с тем высший судебный орган страны рекомендует случаи приобретения или хранения без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере и их последующую перевозку, пересылку квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 и п. "в" ч. 3 ст. 228 УК РФ*(391).

По ч. 1 ст. 228 УК квалифицируются также действия виновных, выразившиеся в неоднократном приобретении или хранении наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере без цели сбыта.

Как уже отмечалось, условием наступления ответственности за незаконное пpиобpетение или хpанение наркотических средств или психотропных веществ без цели их сбыта является совершение действий в кpупных pазмеpах. Пpи опpеделении кpупных и небольших pазмеpов судебная пpактика исходит не только из количества пpедметов, но и свойств pазличных видов пpедметов по степени их воздействия на оpганизм человека. Пpи этом должны учитываться pекомендации, pазpаботанные Постоянным комитетом по контpолю наpкотиков. В частности, крупными размерами наркотических средств в соответствии с этими рекомендациями признаются:

марихуана высушенная - 0,1-500,0 г, невысушенная - 0,5-2500,0 г, гашиш - 0,1-100,0 г, опий - 0,1-10,0 г (10-1000 табл. по 0,01 г), экстракционный опий - 0,1-10,0 г, ацетилированный опий - 0,05-5,0 г, экстракт маковой соломы (концентрат маковой соломы) - 0,02-2,0 г, солома маковая: высушенная - 0,2-250,0 г, невысушенная - 1,0-1250,0 г, кокаин - 0,01-1,0 г, (+) - лизергид (ЛСД, ЛСД-25) - до 0,0001 г, героин - до 0,005 г и т.д.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.