Сделай Сам Свою Работу на 5

НАУЧНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР





СОДЕРЖАНИЯ МОДУЛЯ

ВВЕДЕНИЕ

Каждый год, 14 октября, ученые и инженеры, работники промыш­ленности, сферы услуг, представители бизнеса отмечают Всемирный день стандартов. Именно в этот день 1946 г. в Лондоне, в помещении Института гражданских инженеров, открылась конференция национальных организа­ций стандартизации, где 25 стран, включая СССР, учредили новую Между­народную организацию - ИСО.

В 1970 г. президент ИСО, которым в то время был Фарук Сунгер (Турция), предложил отмечать 14 октября как Всемирный день стандартов, чтобы еще раз подчеркнуть важность стандартизации для всей мировой экономики, активизировать роль стандартизации как основного подспорья не только промышленности, торговли и сферы услуг, а также потребителей всего мира. Ежегодно, в преддверии своего профессионального праздника, специалисты вновь осмысливают один из девизов Всемирного дня стан­дартов ~ «Стандарты соединяют мир». В нем содержится глубокое фило­софское отражение того значения, которое приобрели стандарты в совре­менном мире.

Стандарты - это реальное решение всего многообразия проблем, с ко­торыми сталкивается бизнес, правительство и общество. Такая тенденция современного мира, как глобализация рынков, характеризуется стиранием границ на пути свободного движения товаров, рабочей силы, капиталов, идей, информации. Связующим звеном в этих процессах выступают между­народные стандарты. Они гармонизируют как производственные, так и чисто человеческие связи. Дифференциация технологических процессов, органи­зация экономических поставок комплектующих из одних стран и континен­тов в другие требует интеграции коммуникационных систем, эффективных и действенных связей, стыковок, совместимости. Это относится не только к простейшей взаимозаменяемости элементов механических систем, но и к обеспечению сложнейших связей всемирной компьютерной «паутины». Незаменимым средством такой интеграции является стандартизация.



Основной целью стандартизации, сертификации и метрологии яв­ляется обеспечение качества. Механизм формирования качества непос­редственно связан с такими понятиями, как установление норм (стандар­тизация); оценка норм (сертификация) и измерение норм (метрология).



Действие механизма обеспечивается за счет конкретных инструментов создания качества: стандартов, систем сертификации, методов контроля, систем аккредитации, классификаторов, способных установить и оценить качество объекта нормирования (рис. 1).

 
 

 

 


 

ü

 

ü - поле обеспечения качества и безопасности

 

Рис. 1. Механизм обеспечения качества и безопасности объекта нормирования

(стандартизации)

 

Суть данного видения механизма обеспечения качества и безопас­ности продукции, процессов, работ и услуг связана с сегодняшним пони­манием технического регулирования. Техническое регулирование введено в России с принятием Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и заключается в установлении и оценке технических норм к различным объектам.

 

 

ПРАВОВЫЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Исторические аспекты развития стандартизации

В экономике России

Исследователи истории стандартизации в нашей стране отмечают ряд этапов ее развития, на каждом из которых она являлась важным средством регулирования экономики России. В период планового ведения хозяйства стандартизация использовалась государством в качестве инструмента уп­равления экономической деятельности страны. Государственные стандар­ты были обязательны для применения всеми участниками производства, и их несоблюдение преследовалось по закону. В перестроечное время тре­бования стандартов обязательны только в части обеспечения безопаснос­ти жизни и здоровья, имущества граждан и охраны окружающей среды. При переходе к рыночным отношениям стандарты становятся добровольны­ми и служат доказательной базой для законов - технических регламентов.



Стандартизация как закономерность сопровождает развитие обще­ства, запечатлевшись в возникновении письменности, счета, денег, мер и весов, календарей, отражаясь в общественных кодексах, традициях и обы­чаях народов.

Первое упоминание о стандартах в России отмечено во время прав­ления Ивана Грозного, когда были введены для измерения пушечных ядер стандартные калибры - «кружала».

Петр I, стремясь к расширению торговли с другими странами, не только ввел технические условия, учитывающие повышенные требования иностранных рынков к качеству российских товаров, но и организовал правительственные бракеражные комиссии в Петербурге и Архангельске. В обязанность комиссий входила тщательная проверка качества экспорти­руемого Россией сырья (древесины, льна, пеньки и др.).

Началом развития стандартизации в советской России считается при­нятие СНК РСФСР 14 сентября 1918 г. декрета «О введении международ­ной метрической системы мер и весов». В 1925 г. был создан первый наци­ональный орган по установлению и применению стандартов - Комитет по стандартизации при Совете труда и обороны. Основной его задачей была организация руководства работой ведомств по разработке ведомственных стандартов, а также их утверждение и публикация. Была введена категория стандартов ОСТ (общесоюзный стандарт). 7 мая 1926 г. Комитет утвердил

 

первый общесоюзный стандарт: ОСТ 1 «Пшеница. Селекционные сорта зерна. Номенклатура». Были также приняты стандарты на чугун, прокат из черных металлов и некоторые товары народного потребления. Уже в 1928 г. ВСХ СССР издал приказ № 1073 «Об организации контроля за внедрени­ем стандартов, а затем в 1929 г. ЦИК СССР и СНК СССР приняли поста­новление «Об уголовной ответственности за выпуск недоброкачественной продукции и за несоблюдение стандартов». 6 августа 1930 г. СНК СССР постановлением № 266 утвердил новое название высшего органа в этой сфере - Всесоюзный комитет по стандартизации при СТО (ВКС). В 1940 г. ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР отменили порядок утверждения стандартов наркоматами и вместо ОСТов и различных ведомственных стандартов была введена категория - государственный общесоюзный стандарт. В 1954 г. Всесоюзный комитет по стандартизации был преобразован в Комитет стан­дартов, мер и измерительных приборов при Совете министров СССР.

Ключевым моментом в ускорении и интенсификации работ по стан­дартизации в СССР стало постановление Совета министров СССР от 11 января 1965 г. № 16 «Об улучшении работ по стандартизации в стране». В соответствии с этим постановлением в 1968 г. впервые в мировой прак­тике был разработан и утвержден комплекс государственных стандартов -«Государственная система стандартизации» (ГСС). Согласно ГОСТ 1.0-68 были введены четыре категории стандартов: государственный стандарт Союза ССР (ГОСТ), республиканский стандарт (РСТ), отраслевой стандарт (ОСТ), стандарт предприятия (СТП).

В период с 1969 по 1971 г. Комитетом стандартов активно проводи­лась работа по усилению роли стандартов в повышении качества продук­ции. В промышленности и смежных с ней отраслях проводилась аттестация продукции по категориям качества, а затем - активная разработка комплек­сных систем управления качеством на базе стандартизации.

Определенной вехой в развитии стандартизации явилось постанов­ление Совета министров СССР от 7 января 1985 г. № 13 «Об организации работы по стандартизации в СССР». В этом постановлении главной задачей стандартизации была названа разработка системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, правилам, обеспечивающим ее разработку, производство и применение, а также контроль над правильностью применения этой документации.

Перевод российской экономики на рыночные отношения и распад Советского Союза изменили структуру органов по стандартизации в стра­не. Указом Президента России от 26 ноября 1991 г. был образован Государ-

ственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). Этот указ был логическим продолже­нием постановления Совета министров СССР от 25 декабря 1990 г. № 1340 «О совершенствовании работ по стандартизации». Основной идеей пос­тановления было приведение национальной системы стандартизации в со­ответствие с международной. С этого времени в стандартах вводятся два вида требований к качеству продукции и услуг - обязательные и добро­вольные. Начиная с 1991 г. разработка государственных стандартов, как правило, проводится силами технических комитетов по стандартизации -добровольными формированиями специалистов, являющихся полномоч­ными представителями заинтересованных предприятий и организаций. В этот период правительства стран - участниц СНГ подписали договор о проведении согласованной политики в области стандартизации, метроло­гии и сертификации.

Выдающимся событием в истории стандартизации явилось вступ­ление в силу с 1 июня 1993 г. трех законов Российской Федерации: «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и ус­луг», «О стандартизации». В законах определены меры государственной загдиты интересов потребителей посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации, а также законодательные ос­новы метрологии и сертификации.

Период с 1992 по 2002 г. характеризовался следующими направлени­ями работ по стандартизации:

• первоочередная разработка государственных стандартов на про­дукцию и услуги, подлежащие обязательной сертификации;

• гармонизация российских стандартов с международными в связи с необходимостью освоения международного рынка и глобализацией эко­номики;

• внедрение международных стандартов, создание отечественной системы качества, соответствующей международным стандартам ИСО се­рии 9000.

С мая 2004 г. федеральным органом исполнительной власти, ко­ординирующим работу в рассматриваемой области, является Федераль­ное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростех-регулирование).

Одновременно с совершенствованием стандартизации в стране в целом развивается стандартизация и в сфере услуг. В области социально-культурного сервиса и туризма был сформирован технический комитет по стандартизации ТК 199 «Туристско-экскурсионное обслуживание». Сила-

ми этого комитета подготовлены первые государственные стандарты в ин­дустрии гостеприимства и туризма.

Общая тенденция движения экономики России в сторону рыночных преобразований и изменения в организационной структуре органов управ-лениия в период с 1990 г. по настоящее время существенно изменили от­ношение к стандартизации. Из средства государственного регулирования плановой экономики стандартизация превращается в инструмент форми­рования рыночных отношений с установлением барьеров безопасности продукции и услуг для субъектов хозяйствования и способов обеспечения добросовестной конкуренции на рынке услуг.

Этапы исторического развития стандартизации в России, а также ре­шаемые с ее помощью цели приведены в табл. 1.

Таблица 1

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.