Сделай Сам Свою Работу на 5

Порядок разработки стандартов

Основным инструментом стандартизации является стандарт - до­кумент, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания) производ­ства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевоз­ки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стан­дарт также может содержать правила и методы исследований (изысканий) и измерений, правила, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Стандарты делятся на следующие категории:

Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией (например, ИСО).

Региональный стандарт — стандарт, действующий на уровне региона (например, в Европе - EN).

Межгосударственный стандарт - стандарт, регламентирующий требования для группы стран (например, для стран СНГ - ГОСТ).

Национальный стандарт (ГОСТ Р) - стандарт, утвержденный наци­ональным органом Российской Федерации по стандартизации. Он приме­няется на добровольной основе, равным образом и в равной мере, незави­симо от страны и(или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг, видов или особенностей сделок и(или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавца­ми, приобретателями. Разработчиком национального стандарта может быть любое юридическое или физическое лицо. Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

Стандарты организаций (СТО) — документы по стандартизации, ко­торые могут разрабатываться и утверждаться самостоятельными научны­ми организациями, саморегулируемыми организациями, объединениями

юридических лиц, исходя из необходимости применения этих документов для целей, установленных Федеральным законом «О техническом регу­лировании», для совершенствования производства, обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распростране­ния и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний, измерений и разработок).



К числу стандартов приравниваются общероссийские классифика­торы технико-экономической и социальной информации (далее - обще­российские классификаторы) - нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информа­ционных систем и информационных ресурсов и межведомственном обме­не информацией.

Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и при­менения общероссийских классификаторов в социально-экономической области (в том числе и в области прогнозирования, статистического уче­та, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информа­ционных ресурсов) устанавливается Правительством Российской Федера­ции. Разработка общероссийских классификаторов финансируется за счет федерального бюджета.

Разработка национальных стандартов осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены».

Разработка стандартов организаций производится в соответствии с ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения».

Аналогично этим документам действуют стандарты и правила для разработки всех категорий стандартов.

При разработке стандартов рассматриваются два аспекта: пер­вый - методический, второй - организационный. Методологический ас­пект дает ответ на вопрос: как разработать стандарт, организационный — определяет" последовательность действий по его созданию и организации, участвующие в проведении работ.

Рассмотрим второй, организационный аспект разработки стандар­тов. Он определяет процедуру прохождения проекта документа по всем

этапам разработки, обсуждения, согласования и утверждения. В рамках рассмотрения данного аспекта стандарту придается статус национально­го документа. Рассмотрим следующие этапы организационного подхода к подготовке национальных стандартов (рис. 8).

           
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
 

 


Рис. 8.Организационный подход к разработке национальных стандартов на услуги

 

1 этап. Разработка текущего и срочного планов работ по националь­ной стандартизации, характеризующих процесс нормирования требований к услугам во временном промежутке. Данные планы представляются для рассмотрения и принятия в национальный орган по стандартизации.

 

 

2 этап. Подготовка уведомления о разработке стандарта. Направле­ние уведомления в национальный орган по стандартизации с целью публи­кации в информационной системе общего пользования в электронно-циф­ровой форме и в печатном издании федерального органа по техническому регулированию. Уведомление о разработке стандарта должно содержать информацию об имеющихся в проекте стандарта положениях, которые от­личаются от положений соответствующих международных стандартов.

3 этап. Проект разработанного национального стандарта разработчик направляет на рассмотрение любому заинтересованному лицу с целью ознакомления, т. е. проходит публичное обсуждение стандарта.

4 этап. Разработчик собирает и систематизирует отзывы на проект стандарта и организует публичное обсуждение содержания документа по материалам полученных замечаний. Все замечания заинтересованных лиц, полученные в письменной форме, сохраняются до утверждения документа. Срок публичного обсуждения - два месяца (установлен законом).

5 этап. Подготовка и публикация в официальном издании федераль­ного органа по техническому регулированию информационного уведомле­ния о завершении публичного обсуждения стандарта.

6 этап. Направление проекта национального стандарта с замеча­ниями и предложениями заинтересованных лиц в один из технических комитетов по стандартизации (в зависимости от вида услуг) для прове­дения экспертизы. Технический комитет проводит научно-техническую, терминологическую и юридическую экспертизу и готовит заключение по стандарту.

7 этап. Технический комитет по стандартизации услуг направляет в национальный орган по стандартизации проект стандарта со всеми матери­алами на утверждение.

8 этап. При положительном решении национальный орган утверж­дает представленный техническим комитетом стандарт. Не позднее 30 дней после утверждения информация о принятии документа должна быть опуб­ликована в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.

9 этап. Национальный орган по стандартизации публикует в печат­ном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в элект­ронно-цифровой форме информацию о действующих национальных стан­дартах, которые могут быть использованы в качестве доказательной базы для соблюдения требований технических регламентов.

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.