Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические рекомендации преподавателю.

НОУ ВПО «Российский новый университет»

(НОУ ВПО РосНОУ)

Факультет «Бизнес-технологий в туризме»

Кафедра «Управления и инновационных технологий в туризме и гостиничном бизнесе»

УЧЕБНО−МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине « Методы и технология разработки нормативных документов и стандартов в туризме» 100400 – «Туризм»,

Квалификация – «Магистр»)

Автор: д. э. н., профессор Зворыкина Т.И.

Москва - 2012


 

Фамилия, имя, отчество   Зворыкина Татьяна Ивановна
Образование (наименование учебного заведения, специальность по диплому)   Высшее (Московский технологический институт, специальность – Машины и аппараты легкой промышленности)
Ученая степень, ученое звание   Доктор экономических наук, профессор
Место работы   Российский новый университет
Должность   профессор
Стаж педагогической работы   23 года
научные труды 6 монографий, 3 учебных пособия с грифом УМО, 2 рабочих ученика и более 100 публикаций в научных журналах

 

Структура учебно- методического комплекса

 

1.Рабочая программа

1.1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

1.2. Объем и содержание дисциплины

1.2.1. Распределение рабочего времени по семестрам, видам занятий

и контроля.

1.2.2. Наименование тем, их содержание и объем в часах аудиторных занятий. 1.2.3. Тематическое содержание дисциплины

2.Методические рекомендации преподавателю

3.Планы семинарских, практических занятий

3.1. Формы текущего контроля и активных методов обучения.

3.2.Проведение семинарских (практических) занятий.

4.Задания для самостоятельной работы

4.1. Перечень и содержание заданий и методических рекомендаций по выполнению самостоятельных (контрольных и курсовых )работ.

4.2. Вопросы, выносимые на проведение самоконтроля и выполнение самостоятельной работы.

4.3. Перечь вопросов для подготовки к зачету.

5.Оценочные средства

5.1.Тестовые задания для самоконтроля

5.2. Тестовые задания к зачету



6.Материально –техническое обеспечение дисциплины

7.Список литературы

8.Тезарус

9.Основной учебный материал. Учебные пособия

 

Рабочая программа

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Учебная дисциплина « Методы и технология разработки нормативных документов и стандартов в туризме» по направлению подготовки: 100400 – «Туризм», квалификация – «Магистр»)

профиль: - « Управление предпринимательской деятельностью в туризме».

 

Цель курса – дать обучающимся теоретические знания и практические навыки в области разработки и внедрения нормативных документов и стандартов качества комплексного туристического обслуживания потребителей, создания систем оценки соответствия требованиям качества и безопасности услуг, способствующих их успешной работы в реальных условиях предпринимательской деятельности.

Актуальность изучения учебной дисциплины связана с реальными потребностями рыночной экономики, а также с все более возрастающим вниманием к качеству и безопасности туристского продукта. Признанными инструментами достижения качества и безопасности в туризме являются технические регламенты, международные, межгосударственные, региональные и национальные стандарты, а также стандарты организаций, положения, инструкции, маршрутные карты, методические рекомендации

Отечественный и зарубежный опыт в области применения нормативных документов и стандартов свидетельствует о том, что работа по их созданию и внедрению должна носить не эпизодический, а регулярный, системный характер с применением современных инновационных методов их разработки. К подготовке документов должны привлекаться как высокопрофессиональные специалисты, так и весь персонал туристского предприятия. Таким образом, знания и навыки по созданию и внедрению нормативных документов и стандартов, необходимы будущим предпринимателям, сотрудникам органов государственного управления и самоуправления как с сфере туризма и сервиса, так и в любой другой отрасли национальной экономики

В последние годы в России наблюдается бурный рост туризма, который в настоящее время представляет собой сформировавшуюся отрасль экономики. При этом развитие туризма является доходной сферой деятельности России. Туризм сегодня проходит этап качественного становления, при котором на первый план выдвигается необходимость воспитания и обучения высококвалифицированного специалиста в области менеджмента современного туризма.

Магистр должен владеть международными и отечественными методами и технологиями создания нормативных документов и стандартов, уметь применять знания на практике. Это позволит ему грамотно включиться в работы по достижению высокого уровня кон­курентоспособности отечественной индустрии туризма и на практике реализовывать положения государственных и региональных целевых программ по развитию внутреннего и въездного туризма..

Курс « Методы и технология разработки нормативных документов и стандартов в туризме » ставит перед собой следующие задачи:

■ получение магистрами теоретических основ предлагаемой
дисциплины;

■ изучение магистрами правовых вопросов в области создания законов, стандартов, положений, инструкций, систем оценки соответствия и других документов.

■ знакомство учащихся с методологическими и организационными подходами создания стандартов.;

■ освоение студентами главных принципов и механизмов
создания и функционирования системы стандартизации и организационной структуры её участников в туризме;

■ ознакомление учащихся с практической реализацией тео­ретических положений в области технологий разработки нормативных документов и стандартов путем посещения ведущих организаций на базе которых функционируют международные и национальные Технические комитеты по стандартизации ( ТК-199, ТК-342, ТК-346)

■ В результате изучения дисциплины магистр должен обладать следующими компетенциями:

1. Иметь представления: о научных, правовых и нормативных документах, определяющих теоретические, методические и организационные основы технологий разработки и применения нормативных документов и стандартов. Знать цели, принцы и методы технического регулирования, применяемые в туризме в целях создания документов..

2. Уметь: пользоваться основными технологиями, процедурами и приемами разработки и внедрения всех категорий стандартов в том числе стандартов организации, уметь разрабатывать документы в области качества и по оценке соответствия: добровольной сертификации, классификации по категориям качества, контроля качества, аккредитации, аттестации и т.д. (по всем 16 элементам технического регулирования в сфере туризма); Магистр должен уметь оформлять протоколы проверок и результаты оценки качества и безопасности туристского продукта и услуг туристской индустрии.

3. Знать: содержание базовых национальных стандартов и систем сертификации в сфере туризма; принципы и модель менеджмента качества в соответствии с ГОСТ ИСО 9001-2008; организационную структуру участников систем стандартизации и Системы сертификации ГОСТ Р, знать методы управления качеством на международном уровне и в России.

4. Иметь опыт: разработки стандартов на туристские услуги и заполнения документов, используемых при проведении процедур оценки соответствия.

Форма контроля по учебной дисциплине – зачет (экзамен). В процессе изучения предмета студенты выполняют контрольную работу. Изучение данной дисциплины может быть осуществлено после освоения общетеоретических дисциплин. .

Общий объем дисциплины по учебному плану 24 часов .


 

ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Распределение рабочего времени по семестрам, видам занятий

И контроля.

 

Полная форма обучения
Очная форма Очно-заочная форма Заочная форма
Аудиторн. Аудиторн.   Аудиторн.  
Самост.   Самост.   Самост.  
Экзамен   Экзамен   Экзамен  
Лекции Лекции   Лекции  
Семинары Семинары   Семинары  
Зачет   Зачет      
Семестр Семестр 2 контр.р,   Семестр  
Кол-во часов в неделю Кол-во часов в неделю   Кол-во часов в неделю  
Сокращенная форма обучения (на базе СПО)
Очная форма Очно-заочная форма Заочная форма
Аудиторн.   Аудиторн.   Аудиторн.  
Самост.   Самост.   Самост.  
Экзамен   Экзамен   Экзамен  
Лекции   Лекции   Лекции  
Семинары   Семинары   Семинары  
    Зачет      
Семестр   Семестр     Семестр  
Кол-во часов в неделю   Кол-во часов в неделю   Кол-во часов в неделю  

 

 


1.2.2. Наименование тем, их содержание и объем в часах аудиторных занятий.

№ п/п Наименование тем Дневная форма Очно-заочная форма
Полный курс Сокращенный курс Полный курс Сокращенный курс
Л П Л П Л П Л П
Научные и правовые основы разработки нормативных документов и стандартов в туризме              
Методы и технологические приемы разработки технических регламентов              
Методологический подход к разработке стандартов. Участники разработки            
Порядок и технология разработки международных, региональных, межгосударственных и национальных стандартов.            
5.5 Порядок и технология разработки международных, региональных, межгосударственных и национальных стандартов.              
6.6 Порядок рассмотрения, экспертизы и утверждения нормативных документов и стандартов              
  Итого:            

 

Л - объем лекционных занятий в часах, П – суммарный объем практических и семинарских занятий, а также лабораторных работ


 

 

1.2.3. Тематическое содержание дисциплины.

(Виды занятий: лекции (Л) и практические (семинарские) занятия (СЗ))

№ п/п Наименование темы Содержание темы Вид занятий
1. Научные и правовые основы разработки нормативных документов и стандартов в туризме Введение в дисциплину. Основная литература, цели и задачи курса. Правовые основы нормативного регулирования. Законодательство в области технического регулирования и защиты прав потребителей. Основные нормативные документы: технический регламент, классификатор, стандарт, правила, инструкции, методика. Туризм как объект для нормативного регулирования. Зарубежный опыт применения методов и технологий разработки нормативных документов и стандартов. Требования федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» о необходимости стандартизации и классификации в туризме. Научные методы создания стандартов.Концептуальная модель нормативного регулирования туризма в России. Национальные стандарты, действующие в индустрии туризма и их роль в обеспечении качества и безопасности предоставляемых услуг. Роль федеральных, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, объединений предпринимателей и потребителей в в формировании отраслевой нормативной базы. Л
2. Методы и технологические приемы разработки технических реграментов Понятие «технический регламент». Технические регламенты и их применение в туризме. Цели принятия технических регламентов. Содержание и применение технических регламентов Особенности технических регламентов как правовых документов. Характеристика технических регламентов таможенного союза. Методы нормативного регулирования и порядок разработки технических регламентов. Технологические приемы разработки технических регламентов. Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента Участники разработки их функции и полномочия. Доказательная база технических регламентов. Технический регламент на безопасность зданий и сооружение и его применение при строительстве и эксплуатации гостиниц. Типовая модель технического регламента.   . Л, СЗ
3. Методологический подход к разработке стандартов. Участники разработки Документы в области стандартизации. Научная база стандартизации. Методические подходы к разработке стандартов на услуги. Приёмы, используемые при разработке стандартов: систематизация, селекция, симплификация, типизация и оптимизация. Методы разработки стандартов в туризме: метод классификации, метод терминологии, метод общих технических требований, метод общих технических условий, метод технических условий, метод классификации процессов, метод регламентации организации, метод регламентации правил, метод регламентации процессов, метод регламентации помещения, метод регламентации социальной (производственной) составляющей услуги, метод регламентации гарантий. Объекты и субъекты стандартизации.Участники разработки стандартов. Принципы разработки. .. Л, СЗ
4. Порядок и технология разработки международных, региональных, межгосударственных и национальных стандартов Особенности разработки международных, региональных, межгосударственных и национальных стандартов. Методический и организационный подходы к разработке национальных стандартов в России.. Этапы методического подхода: изучение спроса и предложения с целью выбора объекта стандартизации; установление целесообразности стандартизации объекта; изучение зарубежного опыта, исследование границ обязательности и добровольности применения стандарта; сбор и анализ информации об объекте стандартизации; выбор вида стандарта, проведение научных исследований по обоснованию параметров; установление гарантийных обязательств, экономическое обоснование целесообразности разработки стандарта. Этапы организационного подхода: разработка текущего и перспективного плана создания стандартов; подготовка уведомления о начале разработки стандарта; создание проекта стандарта; организация публичного обсуждения стандарта и составление сводки отзывов; подготовка уведомления о завершении публичного обсуждения стандарта и формирование новой редакции стандарта; рассмотрение проекта стандарта на заседании профильного технического комитета; экспертиза стандарта; утверждение стандарта; издание и распространение стандарта. Л, СЗ
5. Технология разработки стандартов организации, правил, инструкций и нормативных документов по оценке соответствия   Технология разработки стандартов организации в соответствии с ГОСТ Р 1.4-2004. Выбор объекта стандартизации . Особенности разработки стандартов организации для туроператоров. Характеристика стандартов организации, подготавливаемых в целях внедрения системы менеджмента качества в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Технология разработки нормативных документов, применяемых для оценки соответствия: сертификации, классификации, конкурсов, регистрации, проведения контроля, регистрации. Совокупность положений типовой структуры положения о системе сертификации в туризме: цели; область распространения; нормативная база: организационная база и функции участников; правила проведения работ для различных элементов оценки; порядок рассмотрения апелляций, условия обеспечения конфедициальности; правила применения знака соответствия. Требования к разработке положений, инструкций, руководящих документов.   СЗ
6. Порядок рассмотрения, экспертизы и утверждения нормативных документов и стандартов Технические комитеты по стандартизации. Состав участников и структура технического комитета по стандартизации ТК 199 «Туристские услуги и услуги средств размещения» и ТК 346 «Бытовое обслуживание населения». Гармонизация работы отечественных технических комитетв с международными и европейскими. Порядок рассмотрения стандартов на заседаниях технических комитетов. Требования к проведению научно-технической, правовой, метрологической, терминологической экспертизы разработанного стандарта. Редактирование содержания стандартов. Эксперты по стандартизации. Требования к экспертам по стандартизации и порядок их сертификации. Практика применение стандартов, разработка планов их внедрения. Информация о введении в действие, изменении и отмене стандартов. СЗ
       

 

Методические рекомендации преподавателю.

На первом занятии по данной учебной дисциплине необходимо ознакомить магистров с порядком ее изучения, раскрыть место и роль дисциплины в системе наук, ее практическое значение, довести до магистров требования кафедры, ответить на вопросы.

При подготовке к лекционным занятиям необходимо продумать план его проведения, содержание вступительной, основной и заключительной части лекции, ознакомиться с новинками учебной и методической литературы, публикациями периодической печати по теме лекционного занятия. Найти и отобрать наиболее яркие примеры коммуникативной маркетинговой деятельности российских и зарубежных компаний с целью более глубокого и аргументированного обоснования тех или иных теоретических положений и выводов. Определить средства материально-технического обеспечения лекционного занятия и порядок их использования в ходе чтения лекции. Уточнить план проведения семинарского занятия по теме лекции.

В ходе лекционного занятия преподаватель должен назвать тему, учебные вопросы, ознакомить магистров с перечнем основной и дополнительной литературы по теме занятия. Желательно дать студентам краткую аннотацию основных первоисточников. Во вступительной части лекции обосновать место и роль изучаемой темы в учебной дисциплине, раскрыть ее практическое значение. Если читается не первая лекция, то необходимо увязать ее тему с предыдущей, не нарушая логики изложения учебного материала. Раскрывая содержание учебных вопросов, акцентировать внимание студентов на основных категориях, явлениях и процессах, особенностях их протекания. Раскрывать сущность и содержание различных точек зрения и научных подходов к объяснению тех или иных явлений и процессов.

Следует аргументировано обосновать собственную позицию по спорным теоретическим вопросам. Приводить примеры. Задавать по ходу изложения лекционного материала риторические вопросы и самому давать на них ответ. Это способствует активизации мыслительной деятельности магистров, повышению их внимания и интереса к материалу лекции, ее содержанию. Преподаватель должен руководить работой магистров по конспектированию лекционного материала, подчеркивать необходимость отражения в конспектах основных положений изучаемой темы, особо выделяя категоричный аппарат. В заключительной части лекции необходимо сформулировать общие выводы по теме, раскрывающие содержание всех вопросов, поставленных в лекции. Объявить план очередного семинарского занятия, дать краткие рекомендации по подготовке студентов к семинару. Определить место и время консультации студентам, пожелавшим выступить на семинаре с докладами и рефератами.

При подготовке к семинарскому занятию преподавателю необходимо уточнить план его проведения, продумать формулировки и содержание учебных вопросов, выносимых на обсуждение, ознакомиться с новыми публикациями по теме семинара. Можно завести рабочую тетрадь, в которой учитывать посещаемость занятий студентами и оценивать их выступления в соответствующих баллах. Оказывать методическую помощь студентам в подготовке докладов и рефератов по актуальным вопросам обсуждаемой темы. В ходе семинара во вступительном слове раскрыть теоретическую и практическую значимость темы семинарского занятия, определить порядок его проведения, время на обсуждение каждого учебного вопроса. Дать возможность выступить всем желающим, а также предложить выступить тем магистрам, которые по тем или иным причинам пропустили лекционные занятие или проявляют пассивность. Целесообразно в ходе обсуждения учебных вопросов задавать выступающим и аудитории дополнительные и уточняющие вопросы с целью выяснения их позиций по существу обсуждаемых проблем. Поощрять выступления с места в виде кратких дополнений и постановки вопросов выступающим и преподавателю. В заключительной части семинарского занятия следует подвести его итоги: дать объективную оценку выступлений каждого магистра и учебной группы в целом. Раскрыть положительные стороны и недостатки проведенного семинарского занятия. Ответить на вопросы магистров. Назвать тему очередного занятия


Планы семинарских, практических занятий



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.