Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. ГОСУДАРСТВЕННА

КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Правовая основа и роль технического регулирования в

Российской экономике

Переход к рыночной экономике и предполагаемое в ближайшие годы вступление России во Всемирную торговую организацию определили не­обходимость поиска новых путей регулирования социально-экономических процессов в обществе. Применяемые в Европе и на других континентах методы и формы регулирования экономики адаптированы к особенностям стран, с одной стороны, с другой стороны - имеют специфические характе­ристики, которые с успехом могут быть использованы и в России. К одной из таких форм государственного регулирования, возможность использо-

вания которой приемлема дляРоссии, относится «техническое регулиро­вание». Эта форма государственного регулирования экономики введена в России с принятием 27 декабря 2002 г. Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Рассмотрим место и роль технического регулирования в общем поня­тии государственного регулирования. Государственное регулирование в со­ответствии с общепринятыми нормами представляет собой совокупность форм участия государства в экономической жизни страны с помощью таких методов и рычагов воздействия на социально-экономические процессы, ко­торые обеспечивают эффективное формирование рыночных отношений.

Государственное регулирование экономики охватывает все стороны общественного воспроизводства. В период перехода к рыночным отноше­ниям государственное регулирование особенно необходимо в проведении экономических реформ - реформировании материального производства (оказания услуг), собственности, рынка труда, финансового рынка. Важна роль государственного регулирования в территориальном развитии, опре­делении внутринациональных и межрегиональных пропорций, выравни­вании уровней социально-экономического развития региона. Важнейшей функцией государственного регулирования является регулирование при­родопользования и внешнеэкономических связей. Государство регулирует процесс структурной перестройки экономики в соответствии с главной це­лью рыночных отношений — социологизацией, повышением материально­го благосостояния населения.



Успех государственного регулирования возможен при условии бази­рования его на объективных экономических законах общественного разви­тия. В условиях рыночных отношений - это законы спроса и предложения, закон стоимости и др.

Целью государственного регулирования является обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы, установление за­конных и эффективных взаимоотношений между участниками рынка: поставщиками, производителями (исполнителями) и потребителями (кли­ентами). Государственное регулирование выступает главным регулятором ведения цивилизованного бизнеса и создает условия для относительного нивелирования социального неравенства среди населения страны и разви­тия рыночных отношений.

Переход к рынку является сложным процессом и характеризуется спадом производства, разрушением многих хозяйственных связей, рас­стройством денежного обращения и потребительского рынка, ростом цен,

стагнацией производства. Исторический опыт развития свидетельствует о необходимости применения регуляторов и стимулов, основанных на ис­пользовании отношений рынка для утверждения эффективной рыночной экономки.

Насыщение спроса и развитие конкуренции между производителями (исполнителями) создает товарный рынок, который подчиняет производс­тво удовлетворению общественных потребностей и обеспечивает более надежный механизм реализации его целей. Одновременно он формирует экономическую основу для непрерывного наращивания средств для об­новления выпускаемой продукции (оказываемых услуг), внедрение новых технологий, оборудования и материалов в производство. Это определяет главную задачу создания современного рынка - удовлетворение спроса на разнообразные товары и услуги, ликвидация товарного дефицита.

Рынок требует регулирующих воздействий и поиска новых форм ре­гулирования, в первую очередь, нетарифных. К тарифным формам регули­рования можно отнести регулирование рынка на основе планируемых ры­ночных нормативов: цены и тарифов, ставки налоговых платежей, ставки банковского процента, централизованных инвестиций и дотаций. Тарифная форма регулирования успешно применялась в период планового ведения экономики.

Современное техническое законодательство является принципиаль­но новой формой государственного регулирования экономики. У многих исследователей теории технического регулирования оно получило еще вто­рое название «нетарифное регулирование экономики» (рис. 10).

 

 


Рис.10. Место технического регулирования в экономике России

Под техническим регулированием в соответствии с действующим Федеральным законом «О техническом регулировании» понимается: пра­вовое регулирование отношений в области установления, применения и ис­полнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Техническое регулирование, также как и экономика России, в пере­ходный период носит смешанный характер. С одной стороны, оно уста­навливает строгие регуляторы (в части безопасности), с другой - предо­ставляет максимальную свободу для бизнеса, развивая конкуренцию по видам деятельности, не представляющим потенциальную опасность для потребителей. Техническое регулирование выполняет регулирующую функцию между спросом и предложением, защищая при этом интересы как государства, так и бизнеса. В качестве регуляторов при этом выступа­ют технические нормы.

К числу технических норм могут быть отнесены: вес, цвет изделия, размеры помещения, необходимость установления очистных сооружений при проектировании предприятий и т. д.

Предлагаемая норма может носить смешанный, двойственный харак­тер. С одной стороны, она может диктоваться как обязательная, регламен­тируемая государством, с другой - добровольно устанавливаться предпри­нимателями, либо сообществом предпринимателей (ассоциацией, союзом, лигой). Таким образом, понятие «техническое регулирование» совпадает с принятым понятием государственного регулирования экономики, суть ко­торого заключается в том, что государство оставляет за собой право при­менять административные меры, сфера действия которых направлена на защиту населения и окружающей среды, в то же время допускает примене­ние косвенных (экономических) методов регулирования.

Инструментом, устанавливающим возможность использования пред­лагаемых методов, становится система норм и правил, основной задачей которых является обеспечение функционирования рыночных структур (банков, бирж и т. д.), предпринимательства, защиты прав потребителей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов.

Как форма государственного регулирования экономики техничес­кое регулирование во многом определяет антимонопольную политику, на

добровольной основе создает равные условия для субъектов рынка и сти­мулирует формирование добросовестной конкуренции. Устанавливаемые обязательные нормы безопасности, исключающие причинение вреда жиз­ни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, содействуют выполнению эко­логической функции государства по защите населения.

Информация, предоставляемая через техническое регулирование и его «носители»: технические регламенты, стандарты, сертификаты, прави­ла и т. д., позволяет доводить до потребителей и заинтересованных хозяйс­твующих субъектов сведения о товарах, услугах, организациях и т. д., об их качестве и безопасности; обеспечивает решение экономической функции государства по созданию условий для получения гражданами информации, не вводящей их в заблуждение. Реализация указанных функций предпола­гает применение административных и экономических методов и инстру­ментов воздействия на субъектов рынка.

Суть данной формы государственного регулирования рассмат­ривается с двух сторон. С одной стороны, она заключается в установ­лении для хозяйствующих субъектов жестких критериев безопасности продукции и процессов и их оценке, регламентируемых в федеральных законах, указах и постановлениях правительства. Законами, указами и постановлениями являются технические регламенты, принимаемые на уровне государства и обязательные для исполнения всеми участниками рынка. Закон вводит понятие «технический регламент» - документ, ко­торый принят международным договором Российской Федерации, рати­фицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанав­ливает обязательные для применения и исполнения требования к объ­ектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или связанным с требованиями к продукции, процессам производства, проектирования (включая изыскания), строи­тельства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реали­зации и утилизации).

С другой стороны - сущность данной формы регулирования заклю­чается в определении государством условий для применения на доброволь-

 

ной основе критериев качества к продукции, процессам, работам и услугам и их оценке, способствующих развитию добросовестной конкуренции.

Вмешательство в экономику через механизм технического регулиро­вания, осуществляется в соответствии со следующими принципами, рас­сматриваемыми в законе:

• применения единых правил установления требований к продук­ции или связанных с ними процессам проектирования (включая изыска­ния), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

• соответствия технического регулирования уровню развития на­циональной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

• независимости органов по аккредитации и сертификации от изго­товителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

• единства системы и правил аккредитации;

• единства правил и методов исследований (испытаний) и измере­ний при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

• единства применения требований технических регламентов неза­висимо от видов или особенностей сделок;

• недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

• недопустимости совмещения полномочий органа государственно­го контроля (надзора) и органа по сертификации;

• недопустимости совмещения одним органом полномочий на ак­кредитацию и сертификацию;

• недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

• недопустимости одновременного возложения одних и тех же пол­номочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соб­людением требований технических регламентов.

Основными целями принятия технических регламентов в условиях рынка являются: защита жизни и здоровья граждан, имущества юридичес­ких лиц, государственного или муниципального имущества; охрана окру­жающей среды, жизни и здоровья животных и растений; предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.