Сделай Сам Свою Работу на 5

Практическое упражнение. Производство коробок





МЕНЕДЖМЕНТ.

Учебное пособие/Практикум

Ярославль – 2007

 

 

УДК 338.24

ББК 65.050.9(2)

 

Кольцова А.В. Менеджмент. Учебное пособие/Практикум – Яросл. гос. техн. ун-т. – Ярославль, 2007. – 130 с. (2-е издание переработанное и дополненное)

 

 

Учебное пособие-практикум является дополнением к курсу лекций по дисциплине «Менеджмент (Основы менеджмента)». Его цель – привить студентам навыки разрешения управленческих ситуаций, соединить теорию и практику управления, обсудить и освоить терминологию и основополагающие

теории, закономерности и положения общего менеджмента.

Оно содержит глоссарий, проблемные вопросы для обсуждения по темам государственного образовательного стандарта по специальностям «Экономика и управление на предприятиях (по отраслям)» и «Менеджмент организации», ситуации и деловые игры к практическим и лабораторным занятиям, тесты для самопроверки.

Предназначено для студентов экономических и управленческих специальностей, изучающих «Менеджмент», и преподавателей высших учебных заведений.

Табл. 10, рис. 5.

Рецензенты:

Кафедра управления и предпринимательства Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова.



Директор Института государственного и муниципального управления НОУ «МУБИНТ», д. э. н., доцент Л. С. Леонтьева.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………….4

1. Менеджмент: вид деятельности и система управления. ………………. 6

2. Закономерности управления организацией……………………………..13

3. Организация как объект, условие и результат управления…………….17

4. Персональный менеджмент руководителя……………………………... 25

5. Принятие решений и этика менеджмента……………………………….39

6. Коммуникации в организации……………………………………………45

7. Стратегическое и тактическое планирование………………………… 56

8. Организационные отношения в системе менеджмента………………. 63

9. Формы организации системы менеджмента…………………………… 68

10.Мотивация деятельности в менеджменте …………………………….. 73

11. Контроль и регулирование в системе менеджмента…………………. 85

12. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента………………. 89



13. Управление конфликтами, изменениями в организациях.

Управление стрессами ………………………………………………………98

14. Контрольная работа для студентов заочной формы обучения………110

Глоссарий……………………………………………………………………115

Список использованных источников…………………………………………

Список рекомендуемой литературы………………………………………….

Введение

Предлагаемое студентам и преподавателям учебное пособие является продолжением теоретического изучения курса лекций и учебной литературы, позволяющим связать теорию менеджмента с практикой. Включенные в него вопросы для обсуждения, конкретные ситуации и практические упражнения, игры являются базой для использования методов активного обучения.

В соответствии с программой дисциплины «Менеджмент» в пособии приводятся упражнения и ситуации для проведения практических и лабораторных занятий по важнейшим темам курса, а также тесты для самопроверки знаний и глоссарий. Для студентов заочной формы обучения включены требования к написанию контрольных работ и варианты заданий.

Основной метод проведения занятий, используемый в практикуме – это метод case – study (ситуационного обучения). Конкретная ситуация представляет собой описание действительных событий, имевших место в процессе ведения бизнеса в словах, цифрах и образах. Это как бы «срез» этого процесса, фиксация его динамики в определенных временных границах, ставящая студента перед выбором путей решения проблем и направления последующих действий [3]. Метод case – study позволяет:

· увидеть проблему глазами руководителя (обучаться – делая),



· глубже понять и использовать управленческие концепции,

· развить и применить свои аналитические способности,

· повысить мотивацию к изучению дисциплины,

· развить коммуникационные навыки и умения,

· научить защищать свою позицию, влиять на других, убеждать и т.д.

В рамках метода case – study работа студента включает в себя: во-первых, индивидуальный анализ ситуации; во-вторых, разбор ситуации в малой группе; в-третьих, обсуждение ситуации в аудитории с преподавателем.

Выделяют четыре типа ситуаций, используемых в обучении управлению:

· обучающие анализу и оценке (внеорганизационные и внутриорганизационные),

· обучающие решению проблем и принятию решений,

· посвященные истории бизнеса,

· иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.

Считается, что для выработки системы работы с конкретными ситуациями необходимо пройти хотя бы через 50 ситуаций. В основе этой системы лежат два аспекта: а) студент должен всегда приходить на занятия хорошо подготовленным, б) студент должен внимательно слушать и реагировать на то, что говорит преподаватель и другие студенты в ходе разбора конкретных ситуаций. Усилия в этих направлениях значительно повышают эффективность практических занятий.

Вклад студента в успех занятия включает ответственность за доведение своих идей до других и принятие критики своих идей другими собеседниками. Лучше переучаствовать, чем совсем не участвовать в обсуждении конкретной ситуации. Профессия менеджера требует наличия способности увлечь других ценностью своих идей, основанных на анализе конкретной ситуации. Важной составной частью такого рода занятий является развитие коммуникационных навыков и умений работать в команде и принимать решения.

Менеджмент: вид деятельности и система управления

Дайте определение следующих терминов:

· управление и менеджмент

· общие функции менеджмента

· специальные функции менеджмента

· планирование

· организация

· мотивация

· контроль

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ:

1. В чем различие понятия управление или менеджмент в административно-командной и рыночной экономиках?

2. В чем отличие профессии руководителя от других профессий?

3. Назовите характерные черты управленческого труда.

4. В чем заключается работа руководителя?

5. Какие функции выполняют руководители в организации?

6. Выполняются ли эти функции в таких организациях как: учебное заведение, предприятие, строительная фирма, магазин?

7. Что может произойти в организации, где не выполняются функции управления?

8. Как Вы думаете, мастер участка и директор предприятия выполняют одинаковую работу? Объясните.

9. Объясните концепцию универсальности функций управления.

10.Могут ли переноситься искусство и опыт управления из одной организации в другую? Почему руководителям высшего уровня легче перейти из одной организации в другую, чем руководителям низшего уровня?

11.Какова обычная последовательность выполнения функций управления при осуществлении какого-либо проекта? Случается, что руководителю в течение рабочего дня приходится выполнять все функции, но в совершенно другой последовательности. Объясните, почему это происходит?

12.Что такое роль? Что обусловливает роль руководителя в организации? Назовите, какие роли должен выполнять руководитель в соответствии с классификацией Г. Минцберга.

 

СИТУАЦИЯ.

А. Александр Демидов был выдвинут на должность управляющего по торговле филиала фирмы Омега. До этого в течение 12 лет он успешно работал продавцом в фирме и проявил способности к общению с людьми. Многие клиенты считали его своим другом.

На новом рабочем месте Александр занимался приемом и увольнением продавцов, планированием и разработкой программ продаж для филиала, просмотром ежедневных отчетов двадцати подчиненных ему продавцов и координацией деятельности сотрудников офиса. С тех пор как Александр стал управляющим, объем продаж в филиале вырос на 10%, в то время как в других филиалах такого улучшения не наблюдалось.

Однажды вечером Александр рассказывая своему другу о новой работе, сказал: «Мне кажется, что я ничего стоящего не делаю в офисе. Это постоянный поток проблем других людей. Мне бы хотелось вернуться на прежнее место, где я выполнял какую-то реальную работу. Я чувствую, что все, что я делаю в офисе - это проталкивание бумаг».

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Почему Александр считает, что работа продавца важнее, чем руководящая работа? Вы согласны с ним? Почему?

2. Александр никогда не изучал ничего об управлении и организациях. С какой информацией ему следует познакомиться, чтобы иметь лучшее представление о работе руководителя?

 

Практическое упражнение. Производство коробок

Сформируйте группы от 5 до 8 человек. Один человек в каждой группе должен быть выбран руководителем.

Каждая группа работает над следующей проблемой: организация производства коробок. Они делаются из бумаги без клея и других приспособлений. Рисунок 1 показывает детали коробки.

Каждой группе даётся 15 минут для подготовки производства. Члены команды могут проявить свои креативные способности: выбрать организационно правовую форму своей компании, придумать название, назначение компании, продукции и т. д. Лидер каждой группы является ответственным за разработку производственного плана. Все члены группы могут принимать участие в этой подготовке. Затем, каждой группе даётся 15 минут для производства коробок.

После окончания периода производства, группы должны предъявить свой конечный продукт. Каждая группа-команда выделяет своего аудитора для проверки качества и окончательного подсчета количества произведенных коробок у команд конкурентов. Все плохо сделанные коробки должны быть квалифицированы как брак. Команда, изготовившая большее количество коробок, выигрывает.

 

д д

2,5 см А C е е

прорез т т

а а

15 см л л

В D ь ь

2,5 см

А В

2,5см

Рисунок 1 - Конструкция коробки.

Инструкция для сборки коробки .

Для того, чтобы собрать коробку,

необходимо нарисовать ее развертку

на листе размером 15´15 см.

Прорезы (А, В, С, D) должны быть

сделаны до пунктирной линии. Сгибы вдоль пунктирных линий должны быть сделаны так, как показано на рисунке 1 (перпендикулярно плоскости коробки). Полоски А и В должны быть начерчены и вырезаны согласно их размерам. Их нужно поместить в прорезы. Коробка собрана.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1.Проанализируйте плановый и производственный периоды в вашей группе. Вместе с другими членами группы оцените, какие функции управления вами были выполнены. Как они были использованы? Кто выполнял их? Почему?

2.Затем каждая группа обсуждает собственное применение функций управления, лидеры групп дают отчёт о дискуссиях всей остальной аудитории. Выполнили ли группы все функции управления? Были ли отличия в использовании функций у разных групп? Если да, то в чём отличия? Обсудите, как отличия в использовании функций могли отразиться на результатах производства в разных группах.

3.Проанализируйте организацию вашей группы, особенно процесс выбора лидера группы. Каким образом ваша группа могла бы быть более эффективной?

 

Тест для проверки знаний

1. Какое из следующих понятий сегодня является важной функцией менеджера?

А) лесть; Б) придирчивость; В) контроль; Г) критика.

2. Кто входит в состав управленческих ролей по определению Г. Минцберга?

А) представитель; Б) практик; В) политик; Г) ведущий переговоры.

3. В организации можно выделить следующие уровни управления:

А) вторичный; Б) средний; В) высший; Г) низовой; Д) первичный.

4. Какие знания и умения не являются первостепенными у менеджеров высшего уровня?

А) умение работать с людьми; Б) знание техники и технологии; В) знание правовых основ управления; Г) знание экономики предприятия.

5. Линейный руководитель – это тот, кто:

А) контролирует деятельность всей организации; Б) руководит деятельностью подчиненных ему производственных подразделений и работников; В) отвечает за определенную сферу деятельности в организации; Г) руководит подразделением или организацией в целом, оказывая прямое воздействие на подчиненных, решая все возникающие проблемы управления.

6. Функциональный руководитель - это тот кто:

А) имеет право отдавать приказы в рамках всей организации; Б) управляет определенной сферой деятельности в организации; В) осуществляет управление производством; Г) имеет отдельный кабинет и секретаря.

7. В каких областях, по определению Минцберга, выполняет свои роли руководитель?

А) информационная; Б) принятие решений; В) производственная; Г) финансовая; Д) межличностного общения.

8. Какие из ниженазванных функций управления относятся к общим?

А) планирование, Б) информирование, В) упорядочивание, Г) мотивация.

9. К информационным ролям по Г. Минцбергу относятся:

А) связующее звено; Б) приемник информации; В) распространитель информации; Г) ведущий переговоры.

10. Управленческие работники, какого уровня управления тратят больше всего времени на изучение деловой окружающей среды?

А) высшего, Б) среднего, В) низового, Г) всех трех уровней.

11. Какие из перечисленных функций управления относятся к общим?

А) мотивация, Б) информирование, В) контроль, Г) принятие решений, Д) прогнозирование.

12. Руководители, какого уровня управления отвечают за выполнение производственных заданий?

А) высшего; Б) среднего; В) низового; Д) всех уровней.

13. Руководитель, принимая решения и организуя их исполнение, выступает как: А) предприниматель; Б) представитель; В) распределитель ресурсов; Г) устранитель нарушений.

14. В работе руководителей, какого уровня преобладает взаимодействие с руководителями и управленческими работниками всех трех уровней управления?

А) в работе руководителей высшего уровня управления; Б) в работе руководителей среднего уровня управления; В) в работе руководителей низового уровня управления; Г) в работе руководителей всех трех уровней управления.

15. Деятельность руководителей, какого уровня управления, отличается масштабностью, сложностью и многообразием принимаемых решений?

А) руководителей высшего уровня управления; Б) руководителей среднего уровня управления; В) руководителей низового уровня управления; Г) руководителей всех трех уровней управления.

16. Какие из нижеуказанных видов деятельности не относятся к общим функциям управления, выполняемым руководителем?

А) обмен информацией; Б) планирование; В) анализ внешней среды; Г) нормирование; Д) организация.

17. Руководителям, какого уровня управления, необходимо знание основ психологии управления?

А) высшего уровня управления; Б) среднего уровня управления; В) низового уровня управления; Г) всех трех уровней управления.

18. К межличностным ролям по Г. Минцбергу относят:

А) связующее звено; Б) предприниматель; В) лидер; Г) представитель.

19. Для руководителей, какого уровня управления, в большей степени необходимы технические навыки?

А) высшего уровня управления; Б) среднего уровня управления; В) низового уровня управления; Г) всех трех уровней управления.

20. Численность линейных руководителей, какого уровня управления, наибольшая?

А) высшего уровня управления; Б) среднего уровня управления; В) низового уровня управления.

21. Руководители, какого уровня управления отвечают за использование ресурсов?

А) высшего уровня управления; Б) среднего уровня управления; В) низового уровня управления; Г) всех трех уровней управления.

22. Подберите к каждому ключевому термину высказывание, которое наиболее точно его оценивает: А) руководитель высшего уровня, Б) руководитель среднего уровня, В) руководитель низового уровня, Г) функциональный руководитель.

____1. Александру Иванову подчиняется 15 рабочих.

____2. Мой брат - заведующий финансовым отделом компании.

____3. Виктор Медведко контролирует все основные функции Новосибирского электровакуумного завода.

____4. Петр Николаевич контролирует работу шести мастеров.

23. Определите, к какому уровню управления относятся нижеследующие категории управленческих работников: А) мастера: 1)высший, 2) средний, 3) низовой; Б) заместитель начальника цеха: 1)высший, 2) средний, 3) низовой; В) начальники отделов и служб предприятия: 1)высший, 2) средний, 3) низовой; Г) заместители и помощники директора: 1)высший, 2) средний, 3) низовой;

24. В процессе управления осуществляются: а) информационно-технические операции, связанные со сбором, обработкой и передачей информации; б) аналитические операции, связанные с анализом информации, разработкой вариантов решений; в) операции, связанные с постановкой цели, выбором оптимального варианта решения, его принятием; г) организационно-административные операции, связанные с организацией выполнения решения, представительскими функциями и т. д. Укажите, в работе каких управленческих работников преобладают указанные операции, выберите варианты ответа:

 

  Операции Кто выполняет операции
Вариант А Вариант Б Вариант В Вариант Г Вариант Д
Информационно- техниче-ские операции Технические исполнители Специали-сты Технические исполнители Технические исполнители Руководите-ли
Аналитиче-ские операции Технические исполнители Технические исполнители Специали-сты Специали-сты Технические исполнители
Операции целеполага-ния, операции по выбору варианта решения Специали-сты Специали-сты Руководите-ли Специали-сты Руководите-ли
Организации-онно-админи-стративные решения Руководите-ли Руководите-ли Руководите-ли Руководите-ли Специали-сты

25. Определите, какой критерий лежит в основе выделения трех категорий управленческих работников: руководителей, специалистов и технических исполнителей (служащих):

А) стиль работы, Б) уровень управления, В) технология процесса управления, Г) функции управления, Д) организационная структура управления.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.