Сделай Сам Свою Работу на 5

Определите, какому из мыслителей (Аристотель, Т.Гоббс, И.Ильин) принадлежит каждое из суждений. Поясните свой выбор.





Как Вы считаете, какая из дефиниций наиболее полно определяет понятие государства? Почему Вы так думаете?

Какие признаки государства, на Ваш взгляд, не учтены в данных определениях?

Задание 2

Определите, характеристика какого исторического типа государства дана ниже. Обоснуйте свой ответ.

«Власть юридически и фактически разделена между носителем наследственной власти, который выражает интересы одной из социальных групп и, как правило, осуществляет исполнительную власть в государстве, и парламентом, представляющим интересы различных социальных групп, формируемым и ответственным перед главой государства».

Как Вы думаете, какой форме государства соответствует данная характеристика? Аргументируйте свой ответ.

Какие еще формы государства Вы знаете? Каковы их общие признаки и особенности?

Задание 3

Немецкий философ Иммануил Кант, рассуждая о сущности права, писал: «Вопрос «Что такое право?» может также смутить правоведа – если только он не хочет впасть в тавтологию или вместо общего решения сослаться на то, что утверждали когда-либо законы какой-нибудь страны, – как пресловутый вопрос «Что есть истина?», обращенный к учителям логики…



Что считается правом, то есть, что говорят или говорили законы в том или ином месте в то или другое время, он еще может указать; но является ли то, чего они требуют, правом и каков всеобщий критерий, на основании которого можно вообще различать правое и неправое, – это остается для него тайной, если он хоть на время не отвлечется от эмпирических принципов и не поищет ответов на эти вопросы в одном лишь разуме (хотя бы упомянутые законы и служили ему для этого хорошим руководством), чтобы установить основу для возможного положительного законодательства. Чисто эмпирическое учение о праве – это голова (подобно деревянной голове в басне Федра), которая может быть красива, но, увы, не имеет мозга».

Как Вы думаете, допускал ли И.Кант возможность постижения сущности права? С какими положениями и почему Вы могли бы согласиться?

Сформулируйте определение сущности права.

Задание 4

В юридической науке сформировались различные подходы к трактовке соотношения государства и права:



1. «Нормы права – это требования государства. Государство при этом, являясь источником права, очевидно, не может быть само обусловлено правом. Государственная власть оказывается над правом, а не под правом».

2. «В основе государственной власти должно лежать право. Государство, хотя оно и издает правовые акты, не может быть источником права, потому что оно само вытекает из права».

3. «Спор о том, что логически предшествует одно другому – государство или право, столь же бесплоден, как и спор о том, что исторически появилось раньше – государство или право. Государство и право настолько соответствуют друг другу, настолько едины, что вопрос о том, что из них первично, а что вторично, порожден не столько реальной действительностью, сколько специфически априорным подходом к соотношению данных двух явлений».

Выявите в каждом из подходов положения, с которыми, на Ваш взгляд, можно согласиться, а также положения, которые не соответствуют Вашим представлениям о соотношении государства и права. Обоснуйте свои выводы.

Как Вы думаете, какой из подходов наиболее полно соответствует сложившейся в России практике взаимодействия государства и права? Аргументируйте свое суждение.

Задание 5

Французский правовед Леон Дюги, рассуждая о соотношении права и закона, писал:

«Закон есть выражение не общей воли, которой не существует, не воли государства, которой также нет, а воли нескольких голосующих человек. Во Франции закон есть воля 350 депутатов и 200 сенаторов, образующих обычное большинство в Палате депутатов и в Сенате. Вне этого имеются лишь фикции и пустые формулы…».



Как Вы считаете, имеются ли основания для такого суждения? Ответ аргументируйте ссылками на юридическую теорию и практику.

Предложите свое определение закона. Какие наиболее важные признаки закона, на Ваш взгляд, должны быть включены в его определение для понимания сущности закона как наиболее важной правовой категории?

Задание 6

Проанализируйте извлечение из решения Конституционного Суда РФ от 12.05.98 № 14-П по делу о проверке отдельных положений абзаца второго ч. 1 ст. 7 Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин при расчете с населением»:

«Впредь до урегулирования Федеральным Собранием данного вопроса в соответствии с Конституцией РФ и с учетом настоящего решения за совершение правонарушения, указанного в абзаце втором части первой ст. 7 Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин при расчете с населением», штраф налагается в размере, предусмотренном ст. 146(5) Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, т.е. от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда».

Определите вид правового акта.

Как Вы думаете, можно ли считать данный акт источником права? Обоснуйте свой ответ.

Задание 7

Проанализируйте следующие ситуации, определив формы реализации права:

1. Милиционер по заявлению гражданина произвел задержание лица, подозреваемого в совершении правонарушения.

2. Работник ГИБДД предупредил пешехода о необходимости соблюдения правил дорожного движения.

3. Абитуриент, успешно сдав вступительные экзамены, поступил в вуз.

4. Водитель остановился перед железнодорожным переездом, ожидая разрешительного сигнала светофора.

5. Избиратель не принял участия в парламентских выборах, разочаровавшись в возможности повлиять на их исход.

Каковы отличительные признаки и значение каждой из форм реализации права?

Как Вы думаете, для какой из форм реализации права в нашей стране отсутствуют необходимые условия?

Задание 8

Статья 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следующим образом определяет понятие административного правонарушения:

«1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Проанализируйте статью Кодекса, выделив основные признаки административного правонарушения. Поясните их.

Можно ли говорить об специфических признаках административного правонарушения?

Задание 9

По мнению отдельных исследователей, следует различать понятия «защита прав человека» и «охрана прав человека»:

1. «Защита прав человека – это действия по восстановлению нарушенных прав, в том числе и правоприменительная деятельность, связанная с обеспечением компенсации физического, морального, материального вреда».

2. «Охрана прав человека представляет собой систему гарантий прав человека (это определенный государственно-правовой режим, совокупность органов государственных органов и местного самоуправления, негосударственных организаций и движений, законодательство, правоохранительная деятельность и т.д.).

Проанализировав сформулированные определения, поясните, какие элементы включает механизм защиты прав человека и механизм охраны прав человека в России. Какова нормативная основа функционирования данных механизмов?

Как Вы думаете, как соотносятся данные понятия? Можно ли выделить их общие признаки (элементы)?


 

ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

1. Государство отличие от любых других политических организаций общества:

а) обладает собственностью на орудия и средства производства;

б) взаимодействует с международными организациями;

в) имеет прерогативу на издание общеобязательных нормативных правовых актов, суверенитет, территорию, аппарат принуждения.

2. Правовое понятие, означающее верховенство и независимость государственной власти и населения страны в пределах государственной территории, определяет:

а) импичмент;

б) суверенитет;

в) систему «сдержек и противовесов».

3. Под порядком образования и организации высших государственных органов власти и управления, их структурой и распределением компетенции между ними понимается форма:

а) государственно-правового режима;

б) государственного устройства;

в) правления.

4. Право как совокупность правил поведения человека – это:

а) объективное право;

б) субъективное право.

5. Право отличает от морали такой признак как:

а) наличие идеального образа поведения человека, к которому должен стремиться каждый человек;

б) предъявление требований не только к поступкам, но и к мыслям и чувствам людей;

в) исполнение норм различными мерами государственного принуждения;

г) использование общественного мнения в целях обеспечения реализации правовых норм.

6. Нормы права характеризуются таким признаком как:

а) опора на силу общественного мнения;

б) предъявление требований не только к поступкам, но и к мыслям и чувствам людей;

в) возможность применение для реализации норм различных мер государственного принуждения;

7. Обладают высшей юридической силой, регулируют наиболее важные общественные отношения, характеризуются особой структурой, являются актами первичного регулирования, принимаются в особом процедурном порядке такие акты, как:

а) указы Президента государства;

б) постановления Правительства государства;

в) законы;

г) постановления Верховного суда страны.

8. Нормативный акт или акт, имеющий общее значение; акт, затрагивающий, как правило, права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также связанный с решением крупных вопросов экономического и социального развития, охраны общественного порядка, использованием муниципальной собственности, финансовых ресурсов и т.п. – это:

а) устав;

б) регламент;

в) постановление;

г) распоряжение.

9. Смягчающими вину обстоятельствами являются:

а) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

б) совершение правонарушения в состоянии опьянения;

в) обвинение несовершеннолетних в совершение правонарушения;

г) совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка;

д) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах.

10. Дееспособность физического лица может быть ограничена:

а) документом медицинского учреждения, удостоверяющим нарушение психического здоровья лица;

б) административным решением;

в) решением суда.


МОДУЛЬ 2

 


 

Тема 1. Конституционное развитие России

Цель изучения данной темы состоит в усвоении сущности конституционализма, основных этапов конституционного развития России, а также приобретении умений и навыков анализа особенностей конституционализма на современном этапе, характерных черт Конституции Российской Федерации 1993 года.

Россия прошла длительный и противоречивый путь к формированию конституционного государства – государства, основы которого регулируются нормами актов конституционного значения. Хотя наиболее важные шаги в этом направлении впервые были сделаны только во второй половине XIX – начале XX веков, в истории российской государственности, как в истории других государств, были периоды, связанные и с формированием демократических (конечно, для своего времени) институтов власти, и с принятием значительных законодательных актов, устанавливающих определенные правовые границы для общества и государства. Об этом говорят такие государственно-правовые факты нашей истории, как «Русская Правда» и Новгородская, Псковская и Вятская республики, губное и земское самоуправление эпохи Ивана Грозного и Соборное уложение 1649 года, традиция приглашения на княжение и избрание первых Романовых сословно-представительными учреждениями, деятельность Боярской думы и Земских соборов, городское и дворянское самоуправление XVIII века.

Однако наиболее крупные реформы, направленные на демократизацию российского общества и государства, начались во второй половине XIX века. В 1864 г. в России были созданы земские органы самоуправления, а в 1870 году было издано «Городовое положение», вводившее всесословное местное самоуправление в городах. Еще в 1846 г. ограниченное городское самоуправление было введено в Санкт-Петербурге, а в 1862 г. – в Москве. Важное значение имела начавшаяся в 1864 году судебная реформа. Всего было подготовлено и принято четыре законодательных акта: Учреждение судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

17 октября 1905 года Николай II, по предложению председателя Совета министров С.Ю. Витте, опубликовал знаменитый Манифест об усовершенствовании государственного порядка. Манифест:

Ø провозглашал (но не обеспечивал юридическими гарантиями) свободу совести, слова, собраний и союзов, неприкосновенность личности;

Ø предполагал привлечение к выборам в Государственную думу широких слоев населения (предполагался более широкий круг избирателей по сравнению с булыгинским проектом). Выборы в Государственную думу были многоступенчатыми по четырем неравноправным куриям (землевладельческая, городская, крестьянская, рабочая). Половина населения (женщины, студенты, военнослужащие) не имела избирательного права;

Ø устанавливал обязательный порядок утверждения Государственной думой всех издаваемых в империи законов.

Манифест 17 октября 1905 г. стал важным шагом в деле перехода России от абсолютной к конституционной монархии. На основании и во исполнение Манифеста 11 декабря 1905 г. императорским указом были внесены некоторые прогрессивные изменения в Положение о выборах в Государственную думу (направленные на расширение круга избирателей). 20 февраля 1906 г. был издан Манифест об изменении Учреждения Государственного совета и о пересмотре Учреждения Государственной думы, по которому существовавший с 1810 г. Государственный совет становился верхней палатой российского парламента, а вновь создаваемая Государственная дума (представительный орган населения) – нижней палатой.

23 апреля 1906 года Николай II утвердил Свод Основных государственных законов Российской империи. По сути, это была первая российская конституция. С принятием Основных законов:

Ø Россия стала конституционной монархией. Исключено было такое определение царской власти, как «неограниченная». Однако в самих Основных законах сохранялся термин «самодержавие» как обозначение формы правления;

Ø Император признался особой священной и неприкосновенной, осуществлял полномочия главы государства, верховного главнокомандующего, имел право вводить военное положение, жаловать титулы, ордена и другие государственные знаки отличия.

Ø Любой законопроект, прежде чем быть подписанным императором, подлежал утверждению Государственной думой и Государственным советом. Таким образом, законодательную власть осуществляли Государственная дума, Государственный совет и император.

Ø Император обладал правом вето на принятые палатами парламента законопроекты.

Ø Император мог, по представлению Совета министров, принимать указы законодательного характера в случаях, когда имелась такая необходимость, а сессия Думы или Государственного совета в этот момент была прервана (например, Государственная дума была распущена самим же царем), кроме тех законов, которые касаются статуса самих палат парламента – Государственной думы и Государственного совета. После открытия законодательной сессии в течение двух месяцев такой указ должен был вноситься на одобрение Думы, иначе он автоматически прекращал свое действие.

Ø Государственная Дума избиралась на 5 лет, созывалась и распускалась императорским указом, монарх также определял продолжительность ежегодных сессий и сроки перерывов в работе Думы. При Думе создавались комиссии из депутатов – распорядительная, бюджетная, по государственной обороне и др. Руководил работой Думы председатель, который имел двух заместителей (товарищей) и ежегодно переизбирался общим собранием Думы.

Ø Государственной думе было запрещено обсуждать вопросы, отнесенные к «ведению государя» (дипломатические, военные, экономические отношения с другими странами, внутренние дела двора, финансовые).

Ø Император назначал половину членов Государственного совета, включая председателя верхней палаты и его заместителя.

Ø Вся полнота исполнительной власти оставалась за императором и назначаемыми им министрами, возглавляемыми председателем Совета министров (Совет министров с октября 1905 г. становится постоянно действующим органом, Комитет министров в апреле 1906 г. был упразднен). Министры были ответственны не перед парламентом, а лично перед императором.

Дальнейшая история конституционного развития России была связана со становлением и развитием советской государственности. Уже в январе 1918 года была принята III Всероссийским съездом советов Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая, окончательно решив вопрос о сущности власти, провозгласила Россию Республикой Советов «снизу доверху».

Первая советская Конституция РСФСР 1918 года была принята V Всероссийским съездом Советов на основе Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Она, как и все последующие, имела политико-правовой программный характер, включала положения, которые определяли цели и задачи государства на определенный период времени. В частности, данная Конституция ставила задачу «Уничтожения всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах». Конституция РСФСР провозгласила и закрепила за гражданами ряд демократических свобод, включая свободу совести, свободу слова и печати, свободу собраний, свободу объединения во всякого рода союзы. Эти свободы, что вытекает из общего смысла Конституции, предоставлялись только трудящимся. Она установила, что субъектами (членами) советской федерации являются автономные областные союзы. Важнейшим принципом федерации по Конституции РСФСР 1918 г. провозглашалась добровольность.

Конституция РСФСР закрепила сложившуюся систему органов государственной власти и управления. Высшими органами государственной власти и управления РСФСР являлись Всероссийский съезд Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), его Президиум, Совет Народных Комиссаров (Совнарком, СНК). ВЦИК и СНК формировались решением Всероссийского съезда Советов. При этом разграничение полномочий между ними проводилось непоследовательно, т.к. марксистская правовая доктрина отвергала принцип разделения властей как буржуазный.

30 декабря 1922 года I Съезд Советов СССР принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР), избрал Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК Советов) – высший орган государственной власти СССР в период между всесоюзными съездами Советов. Таким образом, были заложены конституционные основы СССР, которые закрепила Конституция СССР 1924 года. Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР, состав которого избирался от городских Советов (1 депутат от 25 тыс. избирателей) и от губернских съездов Советов (1 депутат от 125 тыс. избирателей), т.е. выборы были непрямыми, а ступенчатыми (депутаты нижестоящих Советов выбирали своих представителей в вышестоящие). В период между съездами высшим органом власти был Центральный Исполнительный Комитет СССР, состоявший из Союзного Совета, избиравшегося съездом из представителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей, состоявшего из представителей союзных и автономных республик (5 депутатов от каждой) и автономных областей (по 1 депутату от каждой). На основе Конституции СССР в 1925 году была принята новая Конституция РСФСР.

Новая Конституция СССР 1936 года (соответственно в следующем 1937 году была принята Конституция РСФСР) юридически закрепила окончательный отказ Советского Союза от НЭПа. Экономической основой СССР была провозглашена социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства в форме государственной и кооперативно-колхозной собственности. Наряду с социалистической системой хозяйства допускалось мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде. Предусматривалось также право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы личного потребления и удобства.

Конституция СССР закрепила федеративное устройство. СССР был провозглашен «союзным государством, образованным на основе добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик». В Конституции СССР нашло также свое отражение расширение Высшим органом государственной власти вместо Всесоюзного съезда Советов стал двухпалатный Верховный Совет СССР, которому принадлежало исключительное право на осуществление законодательной власти. Его депутаты стали избираться непосредственно населением. Постоянно действующим коллективным главой государства являлся Президиум Верховного Совета СССР. Правительство СССР (Совнарком СССР) сохранило свое название и структуру.

Советы всех уровней стали называться советами депутатов трудящихся, что подчеркивало искоренение класса эксплуататоров в Советском Союзе. По этой же причине право участвовать в выборах получили все граждане СССР, кроме умалишенных и лиц, лишенных этого права на основании соответствующего судебного решения.

Конституция СССР 1977 года, на основе которой были приняты новые Конституции союзных советских социалистических республик, в том числе Конституция РСФСР 1978 года, действовавшая с многочисленными изменениями и дополнениями вплоть до конца 1993 года, констатировала построение «развитого социалистического общества» и создание «общенародного государства». В качестве цели развития в ней указывалось построение «бесклассового коммунистического общества», базирующегося на общественном самоуправлении. Основой экономической системы признавалась социалистическая собственность на средства производства, основой политической системы – Советы народных депутатов.

В условиях начавшейся с середины 1980-х годов «перестройки» и экономических реформ, провозглашенного курса на «обновление Союза» началась работа по подготовке новой Конституции не только Союзного государства, но и отдельных республик. В России это было связано также с формированием новых институтов государственности, которое происходило первоначально в рамках СССР. В 1990 году состоялись выборы народных депутатов РСФСР, которые на своем съезде приняли ряд принципиальных решений.

12 июня 1990 года Первым Съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, ознаменовавшая начало конституционной реформы в России и резко ускорившая процесс суверенизации субъектов СССР. Она содержала и другие важные положения, в том числе впервые в РСФСР признавалось равноправие политических партий и общественных организаций, провозглашался принцип разделения властей, объявлялось верховенство Конституции и законов РСФСР на всей ее территории, признавалась необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей и округов, краев и областей РСФСР, а также необходимость заключения нового Союзного договора. Одновременно с этим съезд проголосовал за решение об изменении Конституции РСФСР и учреждении поста Президента России. 12 июня 1991 года состоялось всенародное избрание первого Президента РСФСР Б.Н. Ельцина.

22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина РСФСР, утвердившая новые основы правового статуса личности, соответствующие нормам современных международных документов по правам человека. На ее основе были внесены коренные изменения в раздел «Государство и личность» Конституции РФ.

12 декабря 1991 года Верховный Совет РСФСР принял постановление «О денонсации Договора об образовании СССР». Одним из шагов по пути закрепления государственной независимости России стало также принятие в конце 1991 года Закона РСФСР «О гражданстве РСФСР» (введен в действие 6 февраля 1992 г.). Впервые в отечественной истории допускалось существование для российских граждан двойного гражданства. 25 декабря 1991 года Верховный Совет РСФСР утвердил новое официальное название Российского государства – Российская Федерация (Россия).

12 декабря 1993 года в порядке всенародного голосования (референдума) состоялось принятие новой Конституции Российской Федерации.

В науке понятием «конституция» (от лат. constitutio – установление, устройство), как правило, обозначают писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, определяют основы конституционного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу. Такой акт представляет собой закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой. Наиболее адекватной правовой формой для закрепления ценностей, институтов и норм конституционного строя государства считается конституция. Конституция РФ – закон государства, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Она состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений.

Как правило, под Конституцией Российской Федерации исследователи понимают:

Ø основной закон, обладающий особыми гарантиями стабильности, любая попытка пересмотра или новации в нарушение или в обход установленного порядка которого рассматривается как узурпация власти, предусматривающая правовые последствия;

Ø закон, который учреждает государство, систему его органов и порядок их формирования, их компетенцию, определяет характер взаимоотношений органов государственной власти с местным самоуправлением:

Ø закон, формирующий и обеспечивающий политическое единство народа: народ является единой в политическом отношении государственно-правовой и международно-правовой личностью, но с признанием идеологического и политического многообразия и закрепления федеративной природы государства;

Ø способ формализации государственного строя России путем закрепления его фундаментальных основ – основные ценности государства и общества и порядок их государственной защиты;

Ø закон, устанавливающий пределы государственной власти посредством закрепления прав человека и гражданина, а также пределы индивидуальной автономии личности, характер взаимоотношений личности и государства и меру их взаимной лояльности и ответственности;

Ø способ закрепления и выражения высших правовых норм, которым не могут противоречить любые другие правовые акты, действующие в государстве;

Ø юридическую форму фиксации познанных обществом объективных закономерностей социально-исторического развития.

Конституция Российской Федерации 1993 года имеет ряд важных особенностей, которые отличают ее прежде всего от советских конституций. Конституция РФ была принята в порядке всенародного референдума, самим народом. Она имеет всеохватывающий характер, ибо регулирует все сферы жизнедеятельности общества и государства, устанавливая наиболее фундаментальные принципы не только конституционного, но и административного, муниципального, финансового, бюджетного, налогового, гражданского, семейного, уголовного и других отраслей права, нормы материального и процессуального права. В силу этого она имеет верховенство по отношению ко всему действующему национальному законодательству. Вместе с тем, она утверждает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права.

Конституция РФ является не только важнейшим правовым актом, но и политическим документом. В ней закреплены важнейшие политические задачи, связанные с формированием правового государства и становлением гражданского общества, утверждением принципов идеологического т политического плюрализма, формированием дружественных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и народами.

Среди многих других качеств данного конституционного акта следует отметить, что он имеет прямое действие, не только провозглашает, но и гарантирует реализацию конституционных положений, обладает признаком стабильности. Причем, последняя характеристика, предусматривая динамизм в сочетании с определенной стабильностью отношений в обществе и государстве, правового статуса личности, системы государственной власти и местного самоуправления, во многом обусловлена собственной стабильностью данного акта.

Конституция Российской Федерации, по мнению большинства исследователей, является супер жесткой (сверхжесткой), допуская пересмотр данного документа и внесение в него конституционных поправок, чтобы обеспечить потребности общества и государства в развитии, но регламентируя довольно сложный порядок для этого.

Общий вывод. Таким образом, Конституция Российской Федерации 1993 года – это результат не только конституционного развития нашего государства в течение многих десятилетий, но и воплощение политико-правового опыта российского народа и мирового сообщества в целом. Все это позволило данный фундаментальный политико-юридический документ начать преамбулой, провозгласившей, что многонациональный народ Российской Федерации принял Конституцию, «соединенный общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества».

 


Тема 2. Основы конституционного строя Российской Федерации

Цель изучения данной темы состоит в уяснении основ конституционного строя – принципов, которые лежат в основе организации общества и государства, определяют их взаимодействие, а также взаимодействие человека и государства, устанавливают наиболее важные принципы организации системы государственной власти и местного самоуправления, а также приобретении умений и навыков анализа системы государственного и муниципального управления в целом.

В Конституции Российской Федерации, посвященной в целом регулированию правового статуса человека и гражданина, а также системы российской государственности, особое место занимает ее глава 1, которая формулирует наиболее важные положения – принципы и ценности конституционного строя, которые затем последовательно конкретизируются в ее остальных главах. С этой точки зрения данная глава имеет особое значение для понимания основ государственного и муниципального управления.

Конституционный строй определяется исследователями как система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами определенного государства. Прежде всего в главе 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ сформулированы наиболее важные характеристики Российского государства как государства:

1) демократического, т.е. государства, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе, а также имеют право участвовать в отправлении правосудия;

2) федеративного;

3) правового, что предполагает народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства, связанность государства конституционным строем, верховенство конституции по отношению ко всем другим законам, разделение властей и институт ответственности власти перед народом, независимость судей, приоритет норм международного права над нормами национального;

4) с республиканской формой правления;

5) суверенного, суверенитет которого распространяется на всю ее территорию;

6) социального, что означает государственные гарантии экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства, в том числе минимизацию неоправданных социальных различий в обществе, а также охрану труда и здоровья людей, установление минимального гарантированного размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты; в целом проведение политики государства, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.